УДК 159.99
ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ М. ЦВЕТАЕВОЙ
Галина Анатольевна Баудер
кандидат филологических наук, доцент
[email protected] Людмила Игоревна Полунина
кандидат филологических наук, доцент
[email protected] Мичуринский государственный аграрный университет
г. Мичуринск, Россия
Аннотация. Роль родителей в процессе становления личности каждого ребенка невозможно преувеличить. Важно не столько взаимодействие, сколько взаимопонимание, взаимодополнение между родителями и детьми. Семейное воспитание вносит эмоциональность в отношения.
Ключевые слова: детско-родительские отношения, роль семьи, семейное воспитание.
Роль родителей в процессе становления личности каждого ребенка невозможно преувеличить. Важно не столько взаимодействие, сколько взаимопонимание, взаимодополнение между родителями и детьми. В семейных отношениях присутствует эмоциональность. Усвоению существующих в семье установок и правил способствуют комфортные взаимоотношения, уют домашнего очага, манеры членов семьи, их взаимоотношения. Положительной основой такого взаимодействия является создание условий для успешной самореализации ребенка, его личностного роста, формирование мотивации к учению, сохранение физического и психологического здоровья, социальной адаптации. Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающая роль в его эффективности играет семья. Себастьян Брандт сказал: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому».
Сегодня семья выступает как важнейший фактор развития личности. Семейное воспитание продолжается на протяжении всей жизни человека. Дети надеются найти у родителей интерес к их внутреннему миру, учету возрастных и индивидуальных особенностей. Родители должны постепенно менять воспитательное влияние на различных ступенях становления личности. Они обязаны обратить внимание на педагогический такт, требующий учета жизненного опыта, эмоционального состояния, анализа мотивов поступков, бережного прикосновения к внутреннему миру ребенка [4,5].
Мы хотим порассуждать о некоторых моментах воспитания, которые проявились в семье известнейшего поэта «серебряного века» М.И. Цветаевой. Она никогда не занималась профессиональной педагогической деятельностью, но имела грамотные установки и опыт в плане воспитания. В семье Цветаевой было трое детей: Ариадна, Ирина и Георгий. Семья была сложно организованной, выживала в сложное тяжелое время. Взаимоотношения в семье были острыми, удивляли и часто не поддавались нашему осознанию. Талантливые люди (М. Цветаева и Сергей Эфрон) в роли родителей, по нашему мнению, не были образцом для подражания. Наверное, мы не имеем права осуждать то, что прожито другими. Особое восприятие происходящего,
глубина натуры, желание сделать мир и жизнь лучше, осознание невозможности что-то исправить, голод, холод, проблемы неустроенного быта, болезни детей, надежды на их индивидуальную неповторимость и опять же рухнувшие надежды... Несмотря на несовершенство в плане воспитания, Марина Цветаева проявляла многие положительные установки в воспитании детей.
Она считала необходимым соблюдать следующее: ребенок должен стремиться к достижению уровня развития взрослого человека, а не взрослый имитировать ребенка; ребенок в ответе за свои поступки; нельзя прятать от ребенка свою личность; не старайтесь не уступить старшему место в транспорте, стыдитесь не уступить.
М.Цветаева учила детей не высмеивать человека, находящегося в смешном положении, а найти возможность помочь ему или разделить это смешное положение пополам. Не советовала брать на вооружение установку «так все делают». Считала, что надо быть индивидуальным во всем. Поэтесса была уверена, что победу над врагом не следует торжествовать, достаточно сознания этой победы.
Ц. Цветаева любила и уважала родителей, ценила в отце преданность принципам и работе, что было выражено ей в очерках «Открытие музея», «Отец и его Музей», «Лавровый венок». Она уважала его интеллигентность, службу высокой культуре.
М. Цветаева наблюдая в цирке реакцию дочери Ариадны на выступление клоуна, сказала: «Слушай и помни: всякий, кто смеется над бедой другого, -дурак или негодяй. Такой смех - грех».
Удивительно то, что мы не всегда задумываемся над тем, что происходит рядом с нами. Придя в цирк, мы наслаждаемся развлечениями, веселимся над нелепыми ситуациями, в которые попадает клоун. А разве можно смеяться и шутить, когда человека бьют по лицу, пинают, обливают из ведра грязной водой и т.д.? Нам даже в голову не приходит иногда то, на что реагируют люди более тонкой душевной организации. А они во многом правы. Сложно все в
этом мире. Воспринимается он всеми по-разному, так как каждый человек индивидуален. Каждый человек отвечает за свои поступки, имеет свои идеалы и человеческие ценности. Нам не совсем понятно, как можно по-разному любить детей, как можно оставить больного годовалого ребёнка в приюте, где он умирает от голода и холода и не навещать его. Как можно не пойти хоронить этого ребёнка и т.д.? Наверное, не нам судить... Хотя бы не видеть, не переживать и не знать бы подобное.
Отношения между детьми и родителями зарождаются еще до рождения ребенка. Наблюдения и анализ многих жизненных ситуаций убеждает в том, что в личности ребенка проявляются чувства, характеризующие отношения между родителями. Роль взаимоотношений родителей огромна, т.к. они демонстрируют отношение к ребенку, определяют его место в структуре межличностных связей [8, с. 64].
Семья является одновременно положительным и отрицательным фактором воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка считается то, что никто, кроме членов семьи, не относится к ребёнку лучше. Однако, семья способна, сама того не желая, нанести вред в воспитании ребенка [7, с. 232].
Воспитательное воздействие на формирование личности ребенка имеют внутренние психологические факторы семьи, определяющие и формирование данной личности. К этим факторам относим активное участие членов семьи в ее жизни, способность родителей найти свободное время для общения с ребенком, выявление и анализ проблем ребенка, способность признать индивидуальное мнение ребенка, воспринять его за равноправного и т.д. [1-3].
В отношении семьи М. И. Цветаевой можно сказать, что она была сложной, так как имела проблемы детско-родительских отношений.
Отмечаем недостаточную педагогическую компетентность родителей. Семейные трудности являлись результатом неблагоприятных жизненных обстоятельств. Область общения, личностные особенности членов семьи отражались на формировании доброжелательных взаимоотношений.
Невыполнение родителями каких-то из обязательных семейных функций свидетельствует о дисфункциональности в семье. Семья Цветаевой была примером того, как по-разному складывались отношения родителей с детьми. С. Эфрон практически не принимал участия в воспитании детей. У М. Цветаевой самыми близкими были отношения с Алей, старшей дочерью. Ирину мать так и не смогла окружить вниманием, заботой и любовью, как не оправдавшую её надежд.
Каких именно? Какие надежды трагической поэтессы не реализованы двухлетним больным ребёнком с творческой судьбой? Георгия Мария Цветаева любила, но подростковый период оказался сложным. Взаимопонимания мать и сын не нашли.
А дальше печальный трагический конец жизни великой поэтессы, матери, жены. Прощальное письмо любимому сыну.
Почему всё так сложно? Нам не понять. Остались великие стихи, великие биографии, великие люди, их великие проблемы.
Семья - представляет собой базу, способствующую взаимодействию индивида и социума, интеграцию и выявление важности их интересов и потребностей, их приоритета. Она дает человеку представление о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как себя нужно вести. В семье ребенок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми. Он должен научиться соотносить личное и общественное «Я», усвоить нормы, регламентирующие поведение в бытовых ситуациях. Семейная атмосфера, пример взаимоотношений родителей, их моральные установки способствуют формированию у детей привычки поведения, оценку добра и ума понятия справедливости несправедливости.
Список литературы:
1. Баудер Г.А., Рыжанова Е.А.Организация нравственного воспитания в процессе учебной деятельности // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 2. С. 197.
2. Баудер Г.А., Полунина Л.И.Воспитательный потенциал творческого объединения «Веретье» // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 2.
3. Корепанова Е.В. О подготовке студентов для работы в системе дополнительного образования детей // Наука и образование. 2019. № 2. С. 139.
4. Костюшина Е. В., Суворинова Л.Ю. Роль семьи в формировании мотивации учения младшего школьника // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 4. С. 207. - EDN ZBPNDK.
5. Манаенкова М. П., Бозоева Я.М. Семейное воспитание - основа формирования личности ребенка // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 1. - EDN KITQOW.
6. Полунина Л.И., Баудер Г.А. Дуальный аспект формирования мотивационного пространства современного вуза // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 2.
7. Саакянц А. Марина Цветаева. Жизнь и творчество. М. 1999. С. 232.
8. Цветаева М. Собрание сочинений: в 7 т. М. 1997. Т.4. С. 292.
9. Цветаева М. Сочинение: в 2 т. М. 1988. Т. 1. С. 342.
UDC 159.99
PROBLEMS OF CHILD-PARENT RELATIONS IN THE FAMILY OF M. TSVETAEVA
Galina A. Bauder
candidate of philological Sciences, associate Professor
[email protected] Lyudmila I. Polunina
candidate of philological Sciences, associate Professor
[email protected] Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia
Abstract. The role of parents in the process of becoming the personality of each child cannot be exaggerated. It is not so much interaction that is important, as mutual understanding, complementarity between parents and children. Family education brings emotionality to relationships.
Keywords: child-parent relations, the role of the family, family education.
Статья поступила в редакцию 02.09.2022; одобрена после рецензирования 03.10.2022; принята к публикации 20.10.2022.
The article was submitted 02.09.2022; approved after reviewing 03.10.2022; accepted for publication 20.10.2022.