ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)
Анализ человеческого капитала
проблемы дефицита инженерно-технических кадров
Александр Евгеньевич ВАРШАВскиЙ"*, Екатерина Владимировна кочеткоВАь
2 доктор экономических наук, кандидат технических наук, профессор, заведующий лабораторией, Центральный экономико-математический институт РАН, Москва, Российская Федерация varshav@cemi.rssi.ru
ь младший научный сотрудник, Центральный экономико-математический институт РАН,
Москва, Российская Федерация
k.v.kochetkova@gmail.com
* Ответственный автор
Аннотация
тема. Статья посвящена проблеме дефицита инженерно-технических кадров. Особенно актуальной ввиду поставленных задач модернизации и инновационного развития эта проблема является для России.
цель. Анализ несбалансированности спроса и предложения инженерно-технических кадров в наиболее развитых странах и в России.
методология. Анализ опирается на изучение аналитического материала, данных для стран ОЭСР, проведение межстрановых сопоставлений, применение методов эконометрического моделирования.
результаты. Проанализированы основные причины несбалансированности спроса и предложения инженерно-технических кадров в развитых зарубежных странах и в России. С помощью эконометрического моделирования на основе статистических данных для стран ОЭСР выявлены факторы снижения выпуска по инженерно-техническим специальностям. Рассмотрены проблемы, возникающие в связи с глобализацией рынков труда и образования.
Выводы. Выделены такие факторы дефицита инженеров и техников, как снижение выпуска по инженерно-техническим специальностям, низкая престижность профессии, проблемы обеспечения согласования спроса на специалистов и подготовки кадров. Эконометрический анализ выявил положительную корреляцию показателей подготовки и предложения инженерно-технических кадров с уровнем развития обрабатывающей промышленности, в особенности высокотехнологичных производств, и негативную - с уровнем неравенства. Анализ отраслевой структуры экономики с учетом межстрановых сравнений показал, что доля выпускников инженерно-технических специальностей ниже в тех странах, где при высоких уровнях ВВП на душу населения и неравенства значительна доля развитого сектора услуг в ВВП. Сделан вывод о том, что ориентация развитых стран на привлечение иностранных специалистов создает угрозу инженерно-техническому потенциалу России.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015
история статьи:
Принята 26.06.2015 Одобрена 30.06.2015
УДк 331.5
ключевые слова: инженерно-технические кадры, несбалансированность, спрос, предложение, выпуск
Введение
В настоящее время проблема неудовлетворенного спроса на инженерно-технический персонал является общей для развитых стран1.
Примером негативных тенденций является, в частности, ситуация в Германии. Для многих немецких компаний в настоящее время существует проблема поиска квалифицированных инженеров. К 2013 г. уже существовало 70 тыс. вакантных мест
1 A Theoretical Review of Skill Shortages and Skill Needs: Evidence Report. UKCES, 2010. 82 p.; European Engineering Report. VDI in cooperation with Institut der deutschen Wirtschaft Кц1п, April 2010. 32 p.
для специалистов инженерно-технического профиля; ожидается рост вакансий для инженерно-технических работников до 500 тыс. к 2025 г.2. Многие эксперты считают, что только приток иностранных специалистов способен выправить ситуацию. Поэтому в Германии большие надежды возлагаются на привлечение иностранных специалистов, отмечается дефицит инженеров-машиностроителей, причем со знанием русского и китайского языков, что явно подчеркивает устремления немецкого бизнеса.
2 Germany faces shortage of 70,000 engineers. 31.05.2013. URL:
http://www.randstad.com/the-world-of-work/germany-faces-
shortage-of-70000-engineers.
Аналогичная ситуация сложилась и в Великобритании, где основная часть инженеров занята в обрабатывающей промышленности. Доля инженеров, занятых в этой отрасли, выросла с 32% в 1995 г. до 40% в 2003 г. Потребность промышленности в 2010-2020 г. будет составлять 830 тыс. высококвалифицированных специалистов в области науки и технологий и 450 тыс. специалистов средней квалификации (техников). При этом вплоть до 2020 г. для удовлетворения спроса промышленности на инженерно-технические кадры будут требоваться дополнительно по 100 тыс. выпускаемых специалистов каждый год. Однако в настоящее время выпускается лишь 90 тыс. специалистов в сфере науки и технологий, включая зарубежных студентов3. В результате многие британские фирмы также начинают поиск и привлечение молодых специалистов из-за рубежа4.
В США также есть проблемы несбалансированности спроса и предложения инженерно-технического труда. Некоторые эксперты считают, что общий дефицит инженеров не подтверждается фактами, имеет место скорее структурная несогласованность спроса и предложения инженерного труда, вызванная резким ростом спроса на отдельные специальности или в отдельных регионах. Отмечаются также диспропорции финансирования отдельных направлений НИОКР, снижение интереса молодежи к научным и инженерно-техническим специальностям, необходимость реформирования инженерного образования5.
Для России проблема нехватки научных, инженерно-технических кадров особенно актуальна. Дефицит этих профессий испытывает примерно 44% работодателей6. Значителен спрос на квалифицированных рабочих7. Существуют проблемы подготовки инженерно-технических кадров, сотрудничества работодателей и вузов в обеспечении профессиональной подготовки
3 Report reveals scale of UK's engineering skills shortage. URL: http://wwwtheengineer.co.uk/channels/policy-and-business/report-reveals-scale-of-uks-engineering-skills-shortage/1014081.article.
4 Engineering : Issues, Challenges and Opportunities for Development. UNESCO, 2010. 396 p.
5 The Engineering Workforce: Current State, Issues, and Recommendations. Final Report to the Assistant Director of Engineering. National Science Foundation, May 2005. 46 p.
6 Обзор дефицита трудовых ресурсов и привлечения иностранной рабочей силы. URL: http://www.rconsult.ru/index.php?id=61.
7 2013: самые дефицитные профессии в России. URL: http:// www.e-xecutive.ru/knowledge/announcement/1877708/index. php?page=2.
специалистов; создания привлекательных условий работы для удержания инженерно-технических кадров, проблема утечки мозгов и др. Задачи модернизации экономики России на основе повышения инновационной активности, требования обеспечения экономической и национальной безопасности в условиях глобализации подчеркивают необходимость привлечения внимания к проблемам спроса и предложения инженерно-технических кадров.
Проблемы рынка труда высококвалифицированных кадров, в том числе научных и инженерно-технических специалистов, рассматривались в работах зарубежных [5-7] и отечественных исследователей [8-14]. Отмечается, что несмотря на рост специалистов с высшим образованием, в последние годы возникли существенные структурные деформации в подготовке кадров (по ступеням образования, по специальностям), влияющие на общее равновесие на рынке труда (см., например, работы [8, 13, 14]). В работах [8, 14] рассмотрены проблемы спроса и предложения, в частности подготовки и трудоустройства инженерно-технических специалистов в России. Большое внимание в исследованиях уделяется также проблемам регулирования спроса на труд, анализа и прогноза потребности в соответствующих специалистах. Так, в работе [13] представлена макромодель оценки потребности экономики в кадрах специалистов по уровню образования, с возможностью учета специализации. К достоинствам модели относится возможность детализированного прогноза потребности в кадрах, проведение сценарных расчетов. В то же время авторами не ставилась задача учета блока формирования предложения труда, отражения зависимости численности выпуска от показателей экономической динамики, что представляло бы интерес для анализа спроса и предложения кадров специалистов. В работах [5-7] проведен обзор возможных моделей спроса и предложения инженерно-технических кадров, однако в основном рассматриваются модели численности выпускаемых специалистов в зависимости от зарплатных ожиданий абитуриентов. В ряде исследований отмечается взаимосвязь развития науки, технологий и промышленности с динамикой численности инженерно-технических кадров. Так, в работе [6] высказывается рекомендация учета макроэкономической динамики при составлении прогнозов численности рабочей силы, а также предложен ряд факторов, влияющих на спрос и предложение рассматриваемой группы
специалистов. В работе [7] в качестве фактора, влияющего на предложение инженерного труда, рассмотрена динамика расходов на НИОКР.
По мнению авторов, для выявления зависимости динамики выпуска инженерно-технических специалистов от показателей экономического развития целесообразно сначала выделить некоторые взаимосвязи с использованием межстрановых сопоставлений.
основные причины несбалансированности спроса и предложения инженерно-технических кадров
Дефицит инженерных кадров во многом вызван уменьшением численности студентов, обучающихся на инженерно-технических специальностях. Наблюдается снижение доли выпускников инженерно-технических специальностей в развитых (США, Германия, Франция) и в крупных развивающихся странах (Бразилия).
Например, в США в 1987-2000 гг. наблюдалось снижение численности абитуриентов вузов по инженерно-техническим специальностям. Ситуация изменилась только к концу периода во многом благодаря увеличению среди поступающих представителей национальных меньшинств и большому притоку иностранных студентов, в особенности на программы магистратуры и докторантуры по инженерным и компьютерным наукам. При этом набор студентов на остальные специальности почти не увеличивался [15]. При росте абсолютного числа выпускников со степенью в области инженерных наук (за 1985-2011 гг. численность выпуска бакалавров по инженерно-техническим специальностям увеличилась в 1,75 раза, магистров - почти в 2,6 раза, докторов наук -в 1,9 раза), наблюдалось относительное снижение доли всех выпускников на инженерно-технических специальностях (обладателей бакалаврских, магистерских, докторских степеней) в общем числе выпускников (с 7,8% в 1985 г. до 5% в 2011 г.; наибольшее снижение доли подготавливаемых инженерно-технических специалистов наблюдалось для бакалавров - с 7,8% в 1985 г. к 4,5% в 2011 г.8).
Серьезным фактором нехватки инженерно-технических кадров является относительно низкий уровень заработной платы инженеров, определяющий престижность этого вида деятельности (см., например, работу [17]). Кроме того, актуальна и задача обеспечения условий для профессионального
8 Расчет по данным National Science Board, Science and Engineering Indicators. URL: http://www.nsf.gov/nsb/sei/.
развития. По мнению экспертов ООН, выпускники инженерных специальностей и молодые инженеры ищут не только хорошо оплачиваемую работу, но главным образом ту, в которой смогут профессионально самореализоваться.
В то же время на примере США, если рассматривать отдельные вакансии (размещенные на сайтах зарубежных рекрутинговых компаний или в онлайн-журналах), можно отметить, что в среднем заработная плата инженеров выше, чем у многих специалистов финансового сектора. Однако и требования к этим специалистам довольно высокие. Например, среди объявленных вакансий инженеров (в области электротехники, механики, энергетики, строительства и др.) встречаются вакансии с заявленным уровнем среднегодовой зарплаты в 70-100 тыс. долл. при опыте работы не менее 5-10 лет и при наличии лицензии. При этом для специалистов в области финансов, страхования, недвижимости, кадровой политики объявляемые доходы обычно ниже (примерно 40-80 тыс. долл.) и требования, как правило, более низкие - наличие степени бакалавра и опыта работы от 2 до 5 лет в рассматриваемой области.
Увеличение числа выпускников инженерных специальностей в то же время не ведет к удовлетворению спроса на инженеров с 5-10-летним опытом работы, востребованных работодателями. Это объясняется тем, что выпускники высших и средних специальных учебных заведений получают степень (инженера в строительстве, механика, химика, электрика и т.п.), которая является лишь началом профессионального пути. Только после работы в отрасли определяется специализация, будь то инженер в области авиакосмического машиностроения, инженер на транспорте, в промышленности, инженер-нефтяник и др. [18].
В краткосрочном периоде миграция и мобильность высококвалифицированных кадров
рассматривается во многих странах как возможность быстрого урегулирования неравновесной ситуации на рынке труда. Для этого разрабатываются специальные программы (например, Европейской федерацией национальных инженерных ассоциаций совместно с Ассоциацией инженеров Германии -программа EngineerING Card, способствующая профессиональной мобильности инженерно-технических специалистов в Европе [19]).
В Великобритании разрабатываются специальные списки для иммигрантов по наиболее востребованным
профессиям9. В ЕС также используется практика приглашения иностранных студентов для получения высшего образования с последующим предоставлением возможности продолжить карьеру в странах ЕС [20].
В Канаде среди специалистов со средним и высшим профессиональным образованием в области физики, инженерно-технических наук, а также в области продаж большинство составляют иммигранты (43%), в том числе 27% среди специалистов в области естественных и прикладных наук, 22% -на управленческих должностях, 18% - в области логистики10.
В США разработаны специальные визовые режимы (Н-1В, L-1). По визам H-1B нанимаются молодые специалисты до 35 лет с уровнем образования не ниже бакалавра (виза выдается на три года с возможностью повторного продления на такой же срок). Законодательно установлено, что работодатель обязуется платить работнику, нанятому по визе Н-1В, заработную плату, сопоставимую с заработной платой гражданина США, занимающего аналогичную должность, однако данное требование не всегда выполняется. Визы L-1 позволяют компаниям приглашать из-за рубежа на временную работу руководителей, менеджеров и служащих, ознакомленных с продукцией, услугами, исследованиями, технологиями, менеджментом и производством принимающей компании (по количеству выданных виз, а также по характеру работы и сроку найма нет ограничений). Визы L-1 нередко используются как альтернатива Н-1В из-за ограниченной выдачи последних11. Несмотря на данные о растущем дефиците инженерно-технических кадров, профсоюзы и эксперты высказывают сомнения по поводу обоснованности масштабов привлечения зарубежных специалистов, указывая на значительное число инженеров-американцев среди безработных или имеющих степень инженера, но не работающих по специальности.
Растущая потребность зарубежных стран в инженерно-технических ресурсах, а также активные меры по привлечению талантливых специалистов из других стран представляют серьезную опасность для научно-технической и экономической безопасности
9 UK Shortage Occupations List. URL: http://www.visabureau. com/uk/shortage-occupations-list.aspx/.
10 Handbook: Immigration and skill shortages. URL: http://www. nald.ca/library/research/clbc/skills/skills.pdf.
11 Professional Guestworker Visas and Employment Opportunities
for U.S. Workers. URL: http://www.aea.org/guestvisa.htm/.
России и требуют разработки специальной политики по сохранению и увеличению собственного инженерно-технического потенциала.
социально-экономические факторы снижения выпуска вузами по инженерно-техническим специальностям
Для выявления факторов, оказывающих влияние на показатели подготовки инженерно-технических специалистов (численность студентов и численность выпускников вузов, обучающихся по инженерно-техническим специальностям) был проведен межстрановой анализ этих показателей с помощью эконометрического моделирования. На первом этапе оценивались параметры однофакторных моделей вида Y, = a..X. + c j, где Y - доля студентов j = 1)
J j ' j j
или выпускников (j = 2) инженерно-технических специальностей в общей численности студентов или выпускников соответственно (уровни 5 и 6 по Международной стандартной классификации образования).
Расчеты проводились на основе статистических данных ОЭСР12, WDI13 и UNESCO [3] для выборки, включавшей около 30 стран, для 2000 и 2006 гг.
Эконометрический анализ выявил положительную корреляцию между долей студентов инженерно-технических специальностей в общей численности студентов, долей выпускников инженерно-технических специальностей в выпуске со следующими факторами: доля валовой добавленной стоимости (ВДС) добывающей промышленности, обрабатывающей промышленности (ОП), строительства и энергетики в ВДС экономики; доля ВДС ОП в ВДС экономики, доля занятых в ОП и на высоко- и среднетехнологичных производствах; доля ВДС высоко- и среднетехнологичных производств в ВДС экономики; доля инвестиций в высоко- и среднетехнологичный секторы, собственные расходы на НИОКР в промышленности в процентах от ВВП. Близкие значения полученных оценок для разных лет позволяют сделать вывод об устойчивости рассмотренных взаимосвязей.
Показатели подготовки инженерно-технических специалистов отрицательно коррелированы с уровнем неравенства, характеризуемым индексом Джини. Известно, что высокий уровень дифференциации доходов негативно сказывается на инновационном развитии [22], что также
12 OECD. URL: http://stats.oecd.org.
13 World Development Indicators. URL: http://data.worldbank. org/data-catalog/world-development-indicators.
Результаты оценивания параметров многофакторных моделей показывают, что увеличение доли ВДС высоко- и среднетехнологичных производств в ВДС экономики, как и доли занятых в обрабатывающей промышленности, на 1 п.п. ведет к приросту доли студентов инженерно-технических специальностей в общей численности студентов примерно на 0,5 п.п., а увеличение индекса Джини на единицу - к снижению этого показателя на 0,4 п.п. При этом прирост доли занятых в обрабатывающей промышленности, а также доли занятых на высоко- и среднетехнологичных производствах в общей численности занятых на 1
Таблица 1
оценки параметров многофакторных моделей для доли студентов, обучающихся на инженерно-технических специальностях, в общей численности студентов в 2000 г.
фактор модель 1 модель 2 модель 2а модель 4
Const 1,434 -0,205 - 18,735
(0,673) (0,065) (2,995)
Доля занятых в ОП от всех занятых в экономике, % 0,475 0,491 0,477
(4,084) (2,137) (6,228)
Доля ВДС высоко- и среднетехнологичных производств 0,492 - - -
в ВДС экономики, % (2,494)
Доля занятых на высоко- и среднетехнологичных - - - -
производствах от всех занятых в экономике, %
Собственные расходы на НИОКР в промышленности - 3,753 3,773 5,530
от ВВП, % (3,913) (4,336) (4,945)
Индекс Джини — - - —0,392 (—2,245)
R2 0,67 0,81 0,81 0,83
F-статистика 18,86 23,99 20,01
Объем выборки 22 14 14 11
Примечание. В скобках указаны стандартные отклонения.
Таблица 2
оценки параметров многофакторных моделей для доли выпускников инженерно-технических специальностей в общем числе выпускников в 2000 г.
фактор модель 1 модель 2 модель 3 модель 4 модель 5
Const —7,914 —4,360 16,989 4,075 22,607
(—3,056) (—1,587) (3,892) (1,868) (3,691)
Доля занятых в ОП от всех занятых в экономике, % 0,918 (6,386) 0,808 (4,590) 0,777 (5,540) — —
Доля ВДС высоко- и среднетехнологичных производств — — — 1,028 1,022
в ВДС экономики, % (3,076) (2,894)
Доля занятых на высоко- и среднетехнологичных 2,946 — — 1,805 —
производствах от всех занятых в экономике, % (5,418) (2,421)
Собственные расходы на НИОКР в промышленности от ВВП, % — 3,581 (4,811) — — —
Индекс Джини — — —0,501 (—5,436) — —0,458 (—3,156)
R2 0,86 0,85 0,90 0,56 0,75
F-статистика 36,69 36,42 44,13 11,21 17,86
Объем выборки 16 16 13 21 15
Примечание. В скобках указаны стандартные отклонения.
подтверждается отрицательной корреляцией индекса Джини с долей расходов на НИОКР и долей ВДС ОП (в том числе ее высокотехнологичного сектора) в ВВП.
Результаты однофакторного анализа были уточнены с помощью многофакторных моделей исследуемых показателей. Оценки параметров линейных регрессионных зависимостей вида У^ = ^ по данным за 2000 г. (объем выборки был 'различен из-за отсутствия данных по некоторым странам) представлены в табл. 1, 2.
п.п. ведет к росту доли выпускников инженерно-технических специальностей в общем выпуске примерно на 1 п.п., рост расходов на НИОКР в ВВП на 1 п.п. повышает данный показатель на 2-3 п.п., в то время как прирост индекса Джини на единицу приведет к снижению данного показателя примерно на 0,5 п.п.
Межстрановые сопоставления структуры экономики дают возможность выявить дополнительные значимые факторы, связанные с показателями подготовки инженерно-технических кадров. Так, анализ структуры ВДС экономики показывает, что для большинства рассматриваемых стран высокий уровень ВВП на душу населения коррелирует со значительной долей сектора услуг в целом, и в том числе услуг, связанных с финансами, недвижимостью, обслуживанием оборудования и других профессиональных услуг, при меньшей доле обрабатывающих производств.
Таким образом, высокая доля студентов и выпускников инженерно-технических специальностей наблюдается в тех развитых странах (Южная Корея, Финляндия, Германия, Япония), в структуре ВВП которых незначительна (менее 1%) доля добывающей и высока (более 20%) доля обрабатывающей промышленности. Анализ показывает, что в таких странах меньше доля выпускников в области социальных наук и управления и выше - в области математики и компьютерных наук. В то же время в странах с достаточно высоким уровнем неравенства и меньшей долей обрабатывающих производств за счет доли добывающих (Канада) или услуг (США, Нидерланды) доля студентов и выпускников инженерно-технических направлений невысока.
Оценка параметров однофакторной модели вида W = a Z1 + const, i =1, 2 для семи стран (Германия, Канада, Нидерланды, США, Финляндия, Южная Корея, Япония) показала, что с ростом отношения ВДС отраслей услуг в целом к обрабатывающей промышленности Z1 снижается доля подготавливаемых инженерно-технических кадров. Анализ структуры подготовки специалистов свидетельствует также о том, что в странах с более низкой долей инженерно-технических специалистов в выпуске значительна доля выпускаемых специалистов в области социальных наук, управления, юриспруденции, т.е. работников для сектора финансовых, юридических и консалтинговых услуг. При этом в России доля выпускников по направлению «социальные науки,
управление» наиболее высока. По этим направлениям в России обучалось 54% всех выпускников высшего и послевузовского образования (уровни 5А и 6 по МСКО) и 40% выпускников среднего специального образования (уровень 5 В по МСКО). В Канаде значения этого показателя составили 40% для обеих ступеней образования, в США - 46 и 41%, во Франции - 45 и 46%, в Японии - 37 и 34%, в Германии - 29 и 17% соответственно14.
Таким образом, доля выпускников инженерно-технических специальностей ниже в тех странах, где при высоких уровнях ВВП на душу населения и неравенства значительна доля развитого сектора услуг в ВВП, в том числе как наукоемких (финансовые, консалтинговые, юридические услуги), так и ненаукоемких (оптовая и розничная торговля). Высокий уровень неравенства, как правило, сопровождает рост сферы услуг, препятствуя развитию промышленности, инновационной сферы и значительно деформируя структуру спроса и предложения специалистов.
В России в 1995 г. выпуск специалистов инженерно-технических специальностей составлял 28,3% от общего числа выпускников вузов. В 2011 г., по данным ОЭСР, выпускники инженерно-технических специальностей (со средним специальным, высшим и послевузовским образованием) в общем выпуске в России составляли 20,8%. В настоящее время для России, по данным Росстата, характерен высокий уровень неравенства. В структуре ВВП обрабатывающие производства составляли 15,2% в 2012 г., а услуги - 60%, из которых большая часть приходилась не на высокотехнологичные виды услуг, а на оптовую и розничную торговлю - 19,7%, операции с недвижимостью - 11,8%. Значительную долю занимала также добыча полезных ископаемых - 10,9%. Результаты эконометрического анализа позволяют предположить, что существующая экономическая ситуация негативно сказывается на развитии инженерно-технического кадрового потенциала.
Проблемы спроса и предложения инженерно-технических кадров в россии
Суще ствовавшая в СССР тенденция преимущественной подготовки инженерно-технических специалистов после 1990 г. изменилась [23]. Их общая численность в 1990-2000 гг. резко снизилась, и только в начале 2000-х гг. наметился рост. При этом доля студентов инженерно-
14 Расчет произведен по данным OECD.
технических специальностей в общем числе студентов продолжала снижаться. Рост доли студентов инженерно-технических направлений стал наблюдаться только после 2010 г. (табл. 3). Необходимо отметить ряд условий, ограничивающих возможности сопоставлений статистических данных сферы образования до и после 2003 г. С 2003 г. ввиду изменения методологии учета (переход к Общероссийскому классификатору специальностей образования 2003 г.), во-первых, изменился перечень специальностей подготовки в высших и средних специальных учебных заведениях, во-вторых, процесс перехода к двухступенчатой системе образования (бакалавриат - магистратура), начавшийся в конце 1990-х гг. и интенсивно продолжавшийся в 2000-х гг., сказался на большей детализации перечня направлений подготовки.
Изменения в структуре подготовки кадров в России после 1990 г. были вызваны, с одной стороны, переходом к рыночной экономике, а с другой -стремлением полного копирования западных тенденций.
Проблемы сокращения подготовки инженерно-технических кадров в России определяются во многом и долгосрочным снижением спроса на продукцию промышленности после перехода к рыночной системе. Промышленное производство даже в 2011 г. составило лишь 88% от уровня 1991 г., при этом его минимальный уровень опускался до 48% в 1998 г. Для обрабатывающих производств эти показатели составляли 84 и 41% соответственно.
Существенное снижение объемов производства в отраслях обрабатывающей промышленности стимулировало долгосрочную тенденцию оттока кадров. Даже после резкого сокращения численности трудовых ресурсов в 1992-1999 гг. за следующее десятилетие (2000-2009 гг.) численность занятых
сократилась в производстве машин и оборудования на 56,7%, в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования - на 20,3% и в производстве транспортных средств и оборудования - на 26%, в целом в обрабатывающих производствах - на 28% при росте численности занятых в экономике страны в целом.
Выпуск специалистов вузами за 1990-2003 гг. возрос в России в 2,14 раза. Однако по естественно-техническим специальностям (без учета направлений подготовки) он увеличился только в 1,18 раза, по инженерно-техническим специальностям в целом - в 1,07 раза, в том числе по машиностроительным специальностям, металлообработке, энергетике и металлургии - в 1,15 раза, информатике и вычислительной технике - в 1,7 раза, а выпуск специалистов в области электронной техники, радиотехники и связи, приборостроения, автоматики и управления составил всего 0,95 от уровня 1990 г. В 2004-2011 гг. общий выпуск специалистов вузами (с учетом доступных данных по направлениям подготовки) возрос в 1,24 раза. При этом увеличение выпуска по естественно-техническим специальностям составило 1,15 раза, по инженерно-техническим специальностям в целом - 1,2 раза, в том числе специалистов по машиностроительным специальностям, материалообработке, энергетике и металлургии (с 2004 г. в сборниках Росстата данные приведены в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей образования 2003 г.) составило 1,14 раза, по специальностям электронной техники, радиотехники, связи, приборостроения и оптотехники, автоматики и управления - 1,08 раза, и также продолжилось отставание от динамики общего выпуска. Выпуск специалистов в области информатики и вычислительной техники, информационной
Таблица 3
Численность и доля студентов инженерно-технических специальностей в общей численности студентов вузов в 1990-2014 гг.
Показатель 1990-1991 1995-1996 2000-2001 2005-2006 2010-2011 2013-2014
Численность студентов, обучающихся на 1 138,4 695,4 962,3 1 574,7 1 525,2 1 363,2
инженерно-технических специальностях в государственных, муниципальных и негосударственных высших учебных заведениях, тыс. чел.
Доля студентов инженерно-технических 40,3 24,9 20,3 22,3 21,6 24,1
специальностей в общей численности студентов вузов, %
Источник: данные Росстата; Образование в цифрах: 2014. URL: http://www.hse.ru/primarydata/oc2014.
безопасности увеличился за этот период в 1,38 раза. Примечание. Значительно сократился выпуск
При этом после 2010 г. наблюдался отрицательный специалистов со средним специальным образованием.
прирост общей численности выпуска специалистов Снижение их численности было вызвано не только
с высшим профессиональным образованием, а также сокращением производства, но также резким
выпуска по машиностроительным специальностям, расширением системы высшего образования. Общий
металлургии, энергетике, материалообработке, в то выпуск специалистов учреждениями среднего
время как выпуск по специальностям, связанным профессионального образования всего за 1990-2003
с электронной техникой, приборостроением, гг. возрос лишь в 1,05 раза. При этом выпуск по
автоматикой и управлением, информатикой и инженерно-техническим специальностям в целом,
вычислительной техникой, информационной как и по машиностроительным специальностям,
безопасностью, возрастал (рис.1, 2). металлообработке, энергетике и металлургии
Рисунок 1
Выпуск специалистов, в том числе по инженерно-техническим специальностям, государственными и муниципальными образовательными учреждениями в 1990-2003 гг., %:
а - с высшим профессиональным образованием, б - со средним профессиональным образованием
1990 1992 1994 199« 199Й 2000 2002 2004 1990 1992 1994 1996 1998 2000 2002 2004 а б
Примечание. Данные за 1990 г. приняты за 100%.
Рисунок 2
Выпуск специалистов, в том числе по инженерно-техническим специальностям, государственными и муниципальными образовательными учреждениями в 2004-2013 гг., %:
а - с высшим профессиональным образованием, б - со средним профессиональным образованием
а б
Примечание. Данные за 2004 г. приняты за 100%.
в 2003 г. составил примерно 0,88 от уровня 1990 г. Выпуск по специальностям точного машиностроения (приборостроение, электронная техника, радиотехника и связь, автоматика и управление) сократился еще более, составив 0,5 от уровня 1990 г., а выпуск специалистов в области информатики и вычислительной техники возрос в 1,25 раза. За 2004-2011 гг. общий выпуск специалистов среднего профессионального образования в целом еще сократился, составив 0,72 от уровня 2004 г. При этом выпуск по инженерно-техническим специальностям сократился несколько менее (0,79 от уровня 2004 г.), в то время как по машиностроительным специальностям, металлургии, энергетике, материалообработке в 2011 г. составил 0,75, а по таким специальностям, как приборостроение, электронная техника, радиотехника и связь, автоматика и управление - 0,59 от уровня 2004 г. При этом выпуск специалистов в области информатики, вычислительной техники и информационной безопасности возрос в 1,24 раза15. В 2011-2013 гг. выпуск специалистов со средним специальным образованием, в том числе по инженерно-техническим специальностям, продолжал снижаться (см. рис.1, 2).
Таким образом, серьезной проблемой является не только снижение выпуска инженеров по приоритетным специальностям, но особенно -опережающее сокращение специалистов со средним специальным образованием. Существующая тенденция усугубляет проблему преемственности опыта и знаний [8].
Негативное влияние на динамику выпуска инженерно-технических специалистов оказывает снижение престижности профессии инженера. Молодые люди часто предпочитают социально-гуманитарные специальности, в то время как в машиностроении, информационных технологиях, в авиационной и космической отраслях дефицит инженерно-технических кадров ощущается особенно остро. Престиж работы и часто оплата труда в банках и в целом в финансово-кредитной сфере значительно выше, чем в инженерных областях, а ответственность существенно ниже.
Так, по данным ВЦИОМ, в 2012 г. рейтинг престижности профессии инженеров и ученых в России составлял 2-4%, а 23% респондентов самой престижной считали профессию юриста, 15% -
15 Расчеты произведены по данным Росстата. URL: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ publications/catalog/doc_1135087342078.
экономиста и 12% - врача. Профессию инженера для своих детей выбрали бы 5-8% опрошенных, в то время как престижной ее считали не более 4%, а доходность подтверждает только 1% респондентов. Престиж профессии научных работников еще меньше - он составлял 1-2%16.
Снижению престижности труда инженеров и
техников также способствуют и существующие
трудности c трудоустройством молодых инженерно-
техниче ских специалистов. По оценкам Минобрнауки
России, не более трети выпускников в принципе
могут быть обеспечены соответствующими
рабочими местами17. Работодатели склонны
предъявлять высокие требования к квалификации
специалистов, жалуясь на недостаточное качество
подготовки кадров, но зачастую они не в состоянии
обеспечить достойными рабочими местами молодых 18
специалистов18.
Непрестижность инженерно-технических профессий, низкая заработная плата инженеров, слабая социальная защищенность, спад в промышленности и технологическая отсталость части промышленных предприятий приводят к тому, что небольшая часть молодых специалистов с высшим инженерно-техническим образованием идет работать по полученной специальности (от 35 до 60% [14, 24]). Только 40% выпускников инженерно-технических и не более 20% аэрокосмических вузов работает по специальности [25]. При этом, по данным работодателей, до 50% выпускников после приема на работу направляется ими на профессиональную переподготовку или в систему повышения квалификации [26].
Существующая в стране ситуация обусловливает переориентацию абитуриентов на направления подготовки социально-гуманитарного профиля, вызванную также растущим спросом на специалистов сферы услуг, причем зачастую не высокотехнологичных ее областей (исследовательских, инжиниринговых услуг), а например, сферы продаж. В 2014 г. в России по сравнению с другими странами наблюдался самый большой спрос на специалистов по продажам -19,3% вакансий (в Бразилии -15,61%, Канаде - 8%, Индии - 8,24%; Нидерландах - 9,41%). Тогда как
16 Рейтинг престижных и доходных профессий. URL: http:// wciom.ru/index.php?id=459&uid=113109.
17 Горбатова А. Как состыковать спрос и предложение инженерных кадров. URL: http://www.strf.ru/material. aspx?CatalogId=24700&d_no=37922#.Ul8BpdK8Dwo.
18 Сравнительный анализ спроса и предложения на рынке труда.
URL: http://www.trudvsem.ru/Charts/PROF/default.aspx.
наиболее востребованными за рубежом являются специалисты 1Т-сферы (в Индии - 14,08%, в Нидерландах - 13,36%, в Великобритании - 12,3%, в Германии - 10,4%, в Польше - 10,18%, в Канаде -7,1%)19.
Несмотря на рост уровня заработной платы инженерно-технических работников в последние годы, средний уровень оплаты в сфере услуг выше. Заработная плата инженеров до сих пор не поднимается до уровня доходов «белых воротничков» сферы услуг (за исключением 1Т-специалистов). Инженерно-техническим специалистам без опыта работы в основном предлагаются должности помощника инженера, инженера-техника, инженера-технолога, инженера технической поддержки или сервисного инженера, инженера-сметчика с начальным уровнем заработной платы от 20 до 40 (редко до 60) тыс. руб., в то время как, например, продавец-консультант или менеджер-консультант отдела продаж, стажер по продаже недвижимости без опыта работы и притом даже без специального образования могут претендовать на заработную плату от 30 до 70 тыс. руб.
Заработная плата начинающих инженеров может составлять в среднем меньше, чем стартовое жалованье начинающего специалиста в области финансов или банковского дела. При этом многие компании финансового сектора нацелены на поиск молодых специалистов именно с математическим и техническим образованием (в подобных вакансиях в качестве требований указывается получение диплома о высшем техническом образовании, владение навыками программирования и математического моделирования). Привлекательными для молодых специалистов с техническим образованием при трудностях найти работу по профилю могут быть, например, такие вакансии, как технический аналитик или аналитик отдела маркетинга, специалист по анализу данных, веб-дизайнер, чей уровень заработной платы в среднем выше при том же опыте работы, нежели для инженеров в промышленности.
Анализ можно дополнить данными о различиях в уровнях заработной платы по видам экономической деятельности. Так, в Москве средний уровень заработной платы в финансовом секторе, более чем вдвое превышающий средний по экономике
19 Российские запросы отличаются от украинских. URL: http:// www.vedomosti.ru/newspaper/article/666171/rossijskie-zaprosy-otlichayutsya-ot-ukrainskih#ixzz30GYEPEeA.
и в промышленности20, говорит не только о значительном росте финансовой сферы и кризисе в промышленных отраслях, но также о значительно завышенных доходах в данном секторе. Не удивительно, что несмотря на сопоставимые по величине «официальные» уровни заработной платы, многие молодые люди нацелены на поиск работы не в производственном секторе.
Ситуация, сложившаяся в настоящее время, резко контрастирует с той, что наблюдалась в СССР. Послевоенный период вплоть до 1970-х гг. характеризовался высокими темпами роста выпуска по инженерно-техническим специальностям, значительной численностью инженеров и техников в народном хозяйстве. Повышенный спрос на инженерно-технических специалистов был продиктован необходимостью послевоенного восстановления экономики, а также потребностями научно-технического развития. Особенно высокий рост занятости в 1959-1970 гг. происходил в отраслях транспортного машиностроения, станкостроения, приборостроения и электроники, химической промышленности [27]. Рост спроса на инженерно-технические кадры был сопряжен также с усложнением, интеллектуализацией труда рабочего, появлением новых специализаций, предполагавших инженерно-техническое образование. Промышленность, строительство, энергетика и научно-техническое обслуживание были главными отраслями, диктовавшими спрос на кадры с инженерно-техническим образованием, в то время как сфера услуг занимала незначительную часть экономики, что проявлялось в относительных размерах заработной платы по отраслям21. Престижность профессии инженера в СССР подчеркивалась высоким уровнем оплаты труда. Средняя заработная плата ИТР была почти в 1,5 раза выше средней по народному хозяйству и почти в два раза выше уровня заработной платы в отраслях услуг, финансов и страхования, административной деятельности, культуры.
В результате разрыва связи науки, образования и промышленности происходил распад научных школ, коллективов исследователей и разработчиков, при этом многие талантливые инженеры были вынуждены уходить в другие сферы деятельности. Таким образом, подготовленные профессиональные
20 Какую зарплату получает инженер в России и в США? URL: http://ubiznes.ru/skolko-zarabatyvaet/kakuyu-zarplatu-poluchaet-inzhener-v-rossii-i-v-ssha.html.
21 Народное хозяйство СССР за 70 лет. М.: Финансы и
статистика, 1987. 766 с.
инженеры и исследователи не находят себе применения, а в то же время предприятия испытывают серьезный кадровый голод.
В этих условиях усугубляется проблема преемственности знаний вследствие старения и ухода опытных высококвалифицированных кадров и невысокого притока молодых специалистов. Это отмечалось почти 20 лет тому назад в работе [28]. По оценкам специалистов, средний возраст работников всех стратегических отраслей промышленности - 55-57 лет, а доля специалистов в возрасте свыше 60 лет превышает 30%, при этом наблюдается провал в возрасте от 35 до 45 лет22.
Особую угрозу представляет разрушение научных школ подготовки инженерно-технических кадров как с высшим, так и со средним специальным образованием, включая подготовку кадров для революционных технологий.
С нерешенностью проблемы преемственности связано и снижение престижности инженерно-технического образования. В свою очередь это ведет к более низкому притоку молодежи, а вслед за этим - к более низким требованиям к абитуриентам и понижению общего качества образования. На качество образования оказывает влияние и высокий уровень неравенства. В работе [29] показано, что более высокий уровень неравенства коррелирован со снижением школьного, вузовского и послевузовского образования.
Заключение
Дефицит инженерно-технических кадров может стать существенным препятствием экономическому и в особенности инновационному развитию.
Результаты проведенного межстранового анализа подтверждают, что показатели подготовки и предложения инженерно-технических кадров положительно коррелированы с уровнем развития обрабатывающей промышленности, в особенности высокотехнологичных и наукоемких производств, в то время как рост неравенства ведет к снижению доли студентов и выпускников инженерно-технических специальностей, что в первую очередь характерно для стран с преобладающим удельным весом сектора услуг при невысокой доле обрабатывающих производств.
Для России особое значение имеет развитие отечественной промышленности при сохранении высококачественного инженерно-технического
22 Кадровый голод в ОПК. URL: http://vpk-news.ru/ articles/16084.
образования, привлечении талантливых абитуриентов на инженерно-технические специальности, повышении престижности этой группы профессий. Необходимо совместное с предприятиями планирование потребности в инженерно-технических специалистах, разработка требований к их подготовке, обеспечение системы непрерывного образования. Особое внимание требуется уделить проблемам подготовки специалистов, инженеров, техников и рабочих для ОПК, где наблюдается о с т р ы й к а д р о в ы й д е ф и ц и т, п р и ч е м ч и с л о подготавливаемых кадров весьма незначительно. Кроме того, следует учитывать, что бакалавры зачастую не получают достаточно знаний, чтобы стать инженерами или специалистами23. В качестве мер для повышения престижности инженерных профессий предлагается введение специальных стипендиальных программ для студентов на приоритетных инженерных специальностях, развитие программ раннего профессионального ориентирования, начиная со старших классов школы, повышение заинтересованности инженеров масштабными проектами, повышение уровня оплаты труда24.
Неудовлетворенный спрос на инженерно-технических работников в наиболее развитых странах и нацеленность этих стран на привлечение зарубежных инженеров создают серьезную угрозу для России. В сложившейся ситуации несоответствия спроса и предложения, сочетания инженерного образования, вполне конкурентоспособного за рубежом, и трудностей в трудоустройстве для молодых специалистов особенно остро проявляется проблема оттока кадров за рубеж. В качестве краткосрочной меры обеспечения дополнительного предложения высококвалифицированного труда для России возможно привлечение высококвалифицированных специалистов из стран СНГ. Однако для этого необходимо прежде всего обеспечить престижность и соответствующие условия труда для собственных специалистов.
Таким образом, развитие собственного кадрового потенциала в сфере науки и технологий необходимо не только для достижения стратегических целей инновационного развития и модернизации экономики, но и для обеспечения национальной безопасности страны.
23 Кадры - главный вопрос «оборонки». URL: http://vpk.name/ news/76690_kadryi_glavnyii_vopros_oboronki_chast_i.html/.
24 Александр Филатов выступил с докладом на совещании под председательством Президента РФ. URL: http://www.aviacor. ru/content/view/152/62/.
список литературы
1. Neugart M. The Supply of New Engineers in Germany. Wissenschaftszentrum Berlin fur Sozialforschung. Discussion Paper FS I 00-209, 2000. 41 p.
2. Forecasting Demand and Supply of Doctoral Scientists and Engineers: Report of a Workshop on Methodology. National Academy Press, Washington D.C., 2000. 492 p.
3. Ryoo J., Rosen S. The Engineering Labor Market. Journal of Political Economy. 2004. Vol. 112. № 1. P. 110-140.
4. Варшавский А.Е. Актуальные вопросы разработки научно-технологической и инновационной политики // Модернизация и экономическая безопасность России. Т. 4. М.; СПб.: Нестор-история, 2014. С.11-52.
5. Варшавский Л.Е. Кадры науки: анализ состояния и прогноз долгосрочных тенденций изменения // Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия (социально-экономические аспекты развития). М.: Наука, 2001. С. 134-157.
6. ВаршавскийЛ.Е., ДубининаМ.Г., ПетроваИ.Л. Развитие человеческого капитала в научно-технической сфере в России и за рубежом // Информационное общество. 2006. Вып. 2-3. С. 115-123.
7. Варшавский А.Е., Никонова М.А. Анализ региональных особенностей динамики численности исследователей // Вестник университета (Государственный университет управления). 2010. № 2. С.112-123.
8. Капелюшников Р.И. Спрос и предложение высококвалифицированной рабочей силы в России: кто бежал быстрее? М.: НИУ ВШЭ, 2011. 68 с.
9. Гуртов В.А., Питухин Е.А., Серова Л.М. Моделирование потребностей экономики в кадрах с профессиональным образованием // Проблемы прогнозирования. 2007. № 6. С. 91-107.
10. Серова Л.М., Степусь И.С. Актуальные проблемы подготовки и трудоустройства кадров инженерно-технического профиля в Российской Федерации // Материалы X Всероссийской научно-практической конференции «Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России», 30-31.10.2013. URL: http://labourmarket.ru/conf10/reports/serova_stepusj.doc
11. Science and Engineering Indicators. Arlington, VA, National Science Foundation, 2004, 496 p.
12. Immigration of Foreign Nationals with Science, Technology, Engineering, and Mathematics (STEM) Degrees. Congress Research Service. URL: http://www.fas.org/sgp/crs/misc/R42530.pdf/.
13. Engineering Labour Market Conditions 2009-2018. Final Report, September 1, 2010. Engineers Canada, Randstad Engineering, 2010, 125 p.
14. ChaloffJ., Lemaоtre G. Managing Highly-Skilled Labour Migration: A Comparative Analysis of Migration Policies and Challenges in OECD Countries. OECD Social, Employment and Migration Working Papers. № 79. 2009. OECD Publishing. doi: 10.1787/225505346577.
15. Boswell C., Stiller S., Straubhaar T. Forecasting Labour and Skills Shortages: How Can Projections Better Inform Labour Migration Policies? Paper Prepared for the European Commission, DG Employment and Social Affairs. Brussels, European Commission, Hamburg, HWWA, 2004. 54 p.
16. Handbook: Immigration and skill shortages. URL: http://www.nald.ca/library/research/clbc/skills/skills. pdf.
17. Бреев Б.Д., Нанавян А.М. Рост занятости в сфере услуг и проблемы подготовки кадров // Общество и экономика. 2000. № 11-12. С. 118-131.
18. Медовников Д.С., Розмирович С.Д. Преодоление дефицита кадров для инновационной экономики (инженеров, менеджеров разного уровня, предпринимателей). URL: http://urlid.ru/ci80.
19. Чумадин А., Ершов В. Подготовка кадров для аэрокосмической промышленности: проблемы стандартов // Высшее образование в России. 2006. № 7. С. 65-69.
20. Розина Н.М. О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов // Высшее образование в России. 2007. № 3. С. 3-9.
21. Кревневич В.В. Влияние научно-технического прогресса на изменение структуры рабочего класса СССР. Итоги и перспективы. М.: Наука, 1971. 392 с.
22. Варшавский А.Е., Варшавский Л.Е. Экономические и социальные проблемы сохранения науки в России // Экономика и математические методы. 1995. Т. 31. Вып. 3. С. 34-49.
23. Комкина Т.А. Анализ зависимости индикаторов качества основных ступеней образования от важнейших социально-экономических показателей // Математика. Компьютер. Образование. М.; Ижевск: Регулярная и хаотическая динамика, 2012. С. 157-163.
Экономический анализ: Economic Analysis:
теория и практика 32 (2015) 2-16 Theory and Practice
ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)
Analysis of Human Capital
A PROBLEM OF ENGINEERING wORKFORcE SHORTAGE Aleksandr E. VARSHAVSKIY*, Ekaterina V. KOCHETKOVAb
a Central Economics and Mathematics Institute, RAS, Moscow, Russian Federation varshav@cemi.rssi.ru
b Central Economics and Mathematics Institute, RAS, Moscow, Russian Federation k.v.kochetkova@gmail.com
* Corresponding author
Article history:
Received 26 June 2015 Accepted 30 June 2015
Keywords: engineering workforce, shortage, demand, supply, mismatch
Abstract
Importance The article deals with the problem of engineering workforce shortage. The issue is important in many developed countries, and it is especially urgent for the Russian economy in view of modernization and innovation development.
Objectives The aim is to analyze engineering workforce demand and supply mismatch in the most developed countries and in Russia.
Methods The analysis rests on the study of analytical data, OECD countries materials, crosscountry comparisons and econometric modeling.
Results We review the main reasons for engineering workforce demand and supply mismatch in foreign developed countries and in Russia. The econometric modeling based on statistical data for OECD countries reveals factors affecting the decrease in graduates majoring in Engineering. The study also considers the problems caused by globalization of labor and education markets. conclusions and Relevance The factors affecting the engineering workforce shortage include a decrease in the number of graduates majoring in Engineering, low occupational prestige, problems in coordinating the demand for engineers and specialist training. The econometric analysis shows that indicators of training and supply of engineering workforce have positive correlation with the level of manufacturing industry development, especially of high-technology production, and negative - with the level of inequality. We conclude that the focus of foreign countries on employing foreign specialists threatens the engineering potential of Russia.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015
References
1. Neugart M. The Supply of New Engineers in Germany. Wissenschaftszentrum Berlin fur Sozialforschung.
Discussion Paper FS100-209, 2000, 41 p.
2. Forecasting Demand and Supply of Doctoral Scientists and Engineers: Report of a Workshop on Methodology. National Academy Press, Washington D.C., 2000.
3. Ryoo J., Rosen S. The Engineering Labor Market. Journal ofPoliticalEconomy, 2004, vol. 112, no. 1, pp. 110-140.
4. Varshavskii A.E. Aktual'nye voprosy razrabotki nauchno-tekhnologicheskoi i innovatsionnoi politiki. V kn.: Modernizatsiya i ekonomicheskaya bezopasnost'Rossii. T.4 [Topical issues of developing the science-and-technology and innovation policies. In: Modernization and Economic Security of Russia. Vol. 4]. Moscow, St. Petersburg, Nestor-istoriya Publ., 2014, pp. 11-52.
5. Varshavskii L.E. Kadrynauki: analizsostoyaniyaiprognozdolgosrochnykh tendentsii izmeneniya. V kn.:Nauka i vysokie tekhnologii Rossii na rubezhe tret'ego tysyacheletiya (sotsial'no-ekonomicheskie aspekty razvitiya) [Scientific personnel: analysis of condition and long-term development trend. In: Science and high technologies of Russia at the turn of the third millenium (socio-economic aspects of development)]. Moscow, Nauka Publ., 2001, pp. 134-157.
6. Varshavskii L.E., Dubinina M.G., Petrova I.L. Razvitie chelovecheskogo kapitala v nauchno-tekhnicheskoi sfere v Rossii i za rubezhom [Human capital development in the science and technology sphere in Russia and abroad]. Informatsionnoe obshchestvo = Information Society, 2006, iss. 2-3, pp. 115-123.
7. Varshavskii A.E., Nikonova M.A. Analiz regional'nykh osobennostei dinamiki chislennosti issledovatelei [An analysis of regional specifics of the dynamics of researchers]. Vestnikuniversiteta (Gosudarstvennyi universitet upravleniya) = University Bulletin (State University of Management), 2010, no. 2, pp. 112-123.
8. Kapelyushnikov R.I. Spros ipredlozhenie vysokokvalifitsirovannoi rabochei sily v Rossii: kto bezhal bystree? [Demand and supply of highly qualified workforce in Russia: Who ran faster?]. Moscow, NRU HSE Publ., 2011, 68 p.
9. Gurtov V.A., Pitukhin E.A., Serova L.M. Modelirovanie potrebnostei ekonomiki v kadrakh s professional'nym obrazovaniem [Modeling the demand of economy for qualified workforce]. Problemy prognozirovaniya = Problems of Forecasting, 2007, no. 6, pp. 91-107.
10. Serova L.M., Stepus' I.S. [Topical problems of training and employment of engineering and technical personnel in the Russian Federation]. MaterialyX Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii "Spros ipredlozhenie na rynke truda i rynke obrazovatel'nykh uslug v regionakh Rossii", 30-31.10.2013 [Proc. 10th All-Russia Sci. Conf. Demand and Supply in the Labor and Educational Services Markets of Russian Regions, 30-31 October, 2013]. Available at: http://labourmarket.ru/conf10/reports/serova_stepusj.doc. (In Russ.)
11. Science and Engineering Indicators. Arlington, VA, National Science Foundation, 2004, 496 p.
12. Lynn L., Salzman H., Kuehn D. Dynamics of Engineering Labor Markets: Petroleum Engineering and Responsive Supply. Paper presented at U.S. Engineering in the Global Economy Conference, National Bureau of Economic Research, Cambridge, MA, National Bureau of Economic Research, 2011.
13. Engineering Labour Market Conditions 2009-2018. Final Report, September 1, 2010. Engineers Canada, Randstad Engineering, 2010, 125 p.
14. Chaloff J., Lemaotre G. Managing Highly-Skilled Labour Migration: A Comparative Analysis of Migration Policies and Challenges in OECD Countries. OECD Social, Employment and Migration Working Papers, no. 79, 2009. OECD Publishing. doi: 10.1787/225505346577
15. Boswell C., Stiller S., Straubhaar T. Forecasting Labour and Skills Shortages: How Can Projections Better Inform Labour Migration Policies? Paper Prepared for the European Commission, DG Employment and Social Affairs. Brussels, European Commission, Hamburg, HWWA, 2004, 54 p. 21.
16. Varshavskii A.E. Zamedlenie rasprostraneniya innovatsii i perekhoda k obshchestvu znanii pri roste ekonomicheskogo neravenstva [Slowdown in diffusion of innovations and transition to the knowledge society under the economic inequality growth]. Kontseptsii = Concepts, 2007, no. 2, pp. 3-36.
17. Breev B.D., Nanavyan A.M. Rost zanyatosti v sfere uslug i problemy podgotovki kadrov [Employment growth in the services sector and problems of personnel training]. Obshchestvo i ekonomika = Society and Economics, 2000, no. 11-12, pp. 118-131.
18. Medovnikov D.S., Rozmirovich S.D. Preodolenie defitsita kadrov dlya innovatsionnoi ekonomiki (inzhenerov, menedzherov raznogo urovnya, predprinimatelei) [Overcoming the personnel shortages for innovation economy (engineers, managers of different levels, entrepreneurs)]. Available at: http://urlid.ru/ci80. (In Russ.)
19. Chumadin A., Ershov V. Podgotovka kadrov dlya aerokosmicheskoi promyshlennosti: problemy standartov [Training for the aerospace industry: problems of standards]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia, 2006, no. 7, pp. 65-69.
20. Rozina N.M. O razrabotke novogo pokoleniya gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov [On developing the new generation of State educational standards]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia, 2007, no. 3, pp. 3-9.
21. Krevnevich V. V. Vliyanie nauchno-tekhnicheskogo progressa na izmenenie struktury rabochego klassa SSSR. Itogi i perspektivy [The impact of scientific progress on changing the structure of the working class of the USSR. Results and prospects]. Moscow, Nauka Publ., 1971, 392 p.
22. Varshavskii A.E., Varshavskii L.E. Ekonomicheskie i sotsial'nye problemy sokhraneniya nauki v Rossii [Economic and social problems of support to science in Russia]. Ekonomika i matematicheskie metody = Economics and Mathematical Methods, 1995, vol. 31, iss. 3, pp. 34-49.
23. Komkina T.A. Analiz zavisimosti indikatorov kachestva osnovnykh stupenei obrazovaniya ot vazhneishikh sotsial'no-ekonomicheskikhpokazatelei. V kn.: Matematika. Komp'yuter. Obrazovanie [Analyzing the dependence of quality indicators of basic levels of education on major socio-economic indicators. In: Mathematics. Computer. Education]. Moscow, Izhevsk, Regulyarnaya i khaoticheskaya dinamika Publ., 2012, pp. 157-163.