Учет в государственном секторе
ПРОБЛЕМЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ
Т. Ю. ДРУЖИЛОВСКАЯ, доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского —
Национальный исследовательский университет, Нижний Новгород, Российская Федерация
Э. С. ДРУЖИЛОВСКАЯ, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского —
Национальный исследовательский университет, Нижний Новгород, Российская Федерация
Одним из важнейших объектов учета для современных организаций являются основные средства. Проводимое в настоящее время Минфином России реформирование правил бухгалтерского учета данных активов субъектов государственного сектора затрагивает практически каждую организацию указанного сектора.
В статье детально исследованы последние изменения, внесенные Минфином России в регламентации по бухгалтерскому учету основных средств государственного сектора, а также проанализированы возможные коррективы правил бухгалтерского учета указанных активов данного сектора, ожидающие российских бухгалтеров в будущем.
Авторами выявлены проблемы, возникающие при совершенствовании бухгалтерского учета основных средств государственного сектора и определены пути их решения.
В статье обоснованы основные направления дальнейшего развития бухгалтерского учета указанных активов вышеназванного сектора.
Ключевые слова: бухгалтерский учет основных средств, субъекты государственного сектора,
проекты федеральных стандартов бухгалтерского учета, международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора
В настоящее время значительно активизировался процесс реформирования бухгалтерского учета основных средств субъектов государственного сектора. Напомним, что к субъектам данного сектора относятся органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами, государственные академии наук, а также государственные (муниципальные) учреждения. За последнее время в правила бухгалтерского учета основных средств субъектов государственного сектора были внесены значительные изменения. Кроме данных изменений Минфин России планирует внести и другие существенные коррективы в регламентации по бухгалтерскому учету указанных активов данного сектора.
Исследуем последние изменения бухгалтерских правил учета основных средств в государственном секторе и рассмотрим, какие коррективы ожидают данные правила в будущем.
Как известно, приказом Минфина России от 29.08.2014 № 89н [4] были внесены значительные коррективы в приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» [3] (далее — Инструкция № 15 7н). В отношении бухгалтерского учета основных средств регламентации указанного нормативного документа были изменены следующим образом.
Прежде всего обратим внимание на изменение правил первоначальной оценки основных средств. Благодаря приказу Минфина России от 29.08.2014 № 89н положения Инструкции № 157н теперь распространены на все случаи безвозмездного поступления основных средств (а не ограничены, как ранее, только рамками получения данных активов по договорам дарения).
Вид оценки, использовавшийся до недавнего времени для определения первоначальной стоимости указанных активов, тоже изменен. Если раньше первоначальной оценкой безвозмездно полученных основных средств являлась рыночная стоимость, то в настоящее время первоначальной стоимостью таких активов считается оценочная стоимость. Вместе с тем исследование новых регламентаций Инструкции № 157н указывает на то, что определение термина «оценочная стоимость» полностью соответствует применявшемуся ранее определению рыночной стоимости. Так, под текущей оценочной стоимостью в вышеназванной Инструкции понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи активов на дату принятия к учету.
Правила формирования текущей оценочной стоимости также соответствуют содержащимся ранее в Инструкции № 157н регламентациям по расчету текущей рыночной стоимости. Действительно определение текущей оценочной стоимости основных средств (так же, как и рыночной стоимости ранее) производится на основе цены, действующей на дату принятия к учету указанных активов, полученных безвозмездно, на данный или аналогичный
вид основных средств. При определении текущей оценочной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта основных средств комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе, используются:
1) данные о ценах на аналогичные активы, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей;
2) сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики;
3) данные об уровне цен, имеющиеся в средствах массовой информации и специальной литературе;
4) экспертные заключения (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов основных средств.
Следует обратить внимание, что замена рыночной стоимости на оценочную стоимость произведена в Инструкции № 157н не только в отношении формирования первоначальной оценки безвозмездно полученных основных средств, но и по отношению к оценке при признании неучтенных основных средств, выявленных при проведении проверок и (или) инвентаризаций активов. Так, если ранее указанные объекты должны были приниматься к бухгалтерскому учету по их текущей рыночной стоимости, установленной на дату принятия к учету, то теперь для данных целей используется текущая оценочная стоимость, определенная на дату признания в учете.
Мнения различных ученых в отношении произошедшей замены термина «рыночная стоимость» на термин «оценочная стоимость» кардинально различаются. Одни авторы считают, что новое понятие («оценочная стоимость») в большей степени отражает экономическую сущность определяемой стоимости. Другие специалисты придерживаются диаметрально противоположной точки зрения. Некоторые ученые предполагают, что эта замена произведена с целью упорядочить термины в различных бухгалтерских и небухгалтерских нормативных документах, в том числе в документах по оценочной деятельности.
Вместе с тем обратим внимание на то, что в нормативных документах по оценочной деятельности [2, 6] как раз используется термин «рыночная стоимость» (а не понятие «оценочная стоимость»). Таким образом, применение в Инструкции № 157н термина «оценочная стоимость» приводит к воз-
никновению новых несоответствий в требованиях бухгалтерских и небухгалтерских нормативных документов.
Особо следует отметить, что согласно ст. 7 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 № 135-ФЗ [2], если в нормативном правовом акте используются не предусмотренные данным законом или стандартами оценки термины, определяющие вид стоимости объекта оценки, то установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта. В указанном же законе [2] и стандартах оценки [6] термин «оценочная стоимость» не применяется. Таким образом, если субъект государственного сектора обратится к оценщику для определения вышеназванной оценочной стоимости, то оценщик определит именно рыночную стоимость.
Исследуя нововведения в отношении правил формирования первоначальной стоимости основных средств государственного сектора, обратим внимание на изменения перечня затрат, включаемых в данную стоимость указанных активов, приобретенных за плату, сооруженных и (или) изготовленных. Согласно последним изменениям состав данных затрат дополнен двумя элементами:
1) процентами по займам на приобретение или создание основных средств;
2) затратами по договору лизинга.
Вместе с тем конкретные правила включения перечисленных затрат в первоначальную стоимость основных средств в Инструкции № 157н не приводятся. В результате на практике могут возникать вопросы и разночтения при применении указанных требований. С учетом сказанного, представляется целесообразным введение в Инструкцию № 157н дополнительных регламентаций, поясняющих правила включения в первоначальную стоимость основных средств государственного сектора, перечисленных затрат.
Анализируя последние изменения правил бухгалтерского учета основных средств государственного сектора, отметим, что понятие «реконструкция» данных активов в Инструкции № 157н дополнено терминами «элементы реставрации» и «техническое перевооружение». Вместе с тем определения таких терминов в указанной Инструкции не представлены. Отсутствуют в данном нормативном документе и определения понятий «модернизация», «достройка», «дооборудование», «реконструкция». В результате на практике могут возникать вопросы и разночтения при принятии решений об увеличе-
нии первоначальной стоимости основных средств. Таким образом, представляется целесообразным включение в Инструкцию № 157н определений перечисленных терминов.
Рассматривая внесенные в бухгалтерский учет основных средств государственного сектора коррективы, обратим внимание на то, что в Инструкцию № 157н включены дополнительные правила, согласно которым результаты работ по ремонту основных средств, не изменяющих их стоимости (включая замену элементов в сложном объекте основных средств), должны отражаться в Инвентарной карточке соответствующего объекта основного средства путем внесения записей о произведенных изменениях без отражения на счетах бухгалтерского учета.
Отметим также, что регламентации Инструкции № 157н дополнены следующими требованиями к бухгалтерскому учету консервации основных средств. Консервация объекта основных средств на срок более 3 мес. (расконсервация) оформляется первичным учетным документом — актом о консервации (расконсервации) объектов основных средств. Данный акт содержит:
1) сведения об объекте учета, а именно:
а) наименование;
б) инвентарный номер;
в) первоначальную (балансовую) стоимость;
г) сумму начисленной амортизации;
2) сведения о причинах консервации и сроке консервации.
Объект основных средств, находящийся на консервации, должен продолжать числиться на соответствующих балансовых счетах рабочего плана счетов учреждения в качестве объекта основных средств. Отражение консервации (расконсервации) объекта основных средств на срок более 3 мес. отражается путем внесения в инвентарную карточку объекта учета записи о консервации (расконсервации) объекта без отражения по соответствующим счетам аналитического учета сч. 010100000 «Основные средства».
Необходимо также отметить, что правила Инструкции № 157н дополнены регламентациями, в соответствии с которыми отдельные помещения зданий, имеющие разное функциональное назначение, а также являющиеся самостоятельными объектами имущественных прав, учитываются как самостоятельные инвентарные объекты основных средств. Как самостоятельные инвентарные объекты могут также учитываться двигатели самолетов,
если это предусмотрено учетной политикой субъекта государственного сектора. А вот обстановка дороги должна учитываться в ее составе, если иное не установлено порядком ведения реестра имущества соответствующего публично-правового образования. К обстановке дороги относятся технические средства организации дорожного движения, в том числе дорожные знаки, ограждения, разметка, направляющие устройства, светофоры, системы автоматизированного управления движением, сети освещения, озеленение и малые архитектурные формы.
При этом в Методических рекомендациях по переходу на новые положения Инструкции № 157н [7], выпущенных Минфином России в связи с поступающими вопросами по применению данных положений, представлена следующая корреспонденция счетов при разукомплектации объекта основного средства:
1) разукомплектация объекта основного средства (являющегося единицей инвентарного учета, при внесении изменений в данные бухгалтерского учета) отражается по его первоначальной (балансовой) стоимости по дебету соответствующих счетов аналитического учета сч. 010400000 «Амортизация», сч. 040110172 «Доходы от операций с активами» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета сч. 010100000 «Основные средства»;
2) одновременно отражается принятие полученных по результатам разукомплектации новых инвентарных объектов учета — по дебету соответствующих счетов аналитического учета сч. 010100000 «Основные средства» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета сч. 010400000 «Амортизация», сч. 040110172 «Доходы от операций с активами».
Завершая исследование внесенных в Инструкцию № 157н изменений в отношении бухгалтерского учета основных средств, обратим внимание на то, что требования к оценке неотделимых улучшений указанных активов, изложенные в данной инструкции, распространены на иных пользователей объектов недвижимого (движимого) имущества. Так, согласно новой редакции данного нормативного документа законченные капитальные вложения арендатора, лизингополучателя и иного пользователя объектов недвижимого (движимого) имущества в отделимые или неотделимые улучшения арендуемых (используемых) им объектов имущества, в том числе по договору лизинга (сублизинга), безвозмездного пользования, принимаются к учету
в составе основных средств учреждения — арендатора (лизингополучателя), пользователя в сумме произведенных им вложений, если иное не предусмотрено договорами аренды (лизинга, сублизинга), безвозмездного пользования.
Еще более существенные изменения будут внесены в бухгалтерский учет основных средств государственного сектора в случае утверждения разработанного Минфином России проекта федерального стандарта «Основные средства» (документа, имеющего статус, соответствующий требованиям Федерального закона «О бухгалтерском учете» [1]). К наиболее важным нововведениям данного проекта [14] следует отнести применение для оценки указанных активов справедливой стоимости, требование обязательного учета обесценения названных активов и ряд существенных изменений в правилах начисления амортизации основных средств.
Рассмотрим перечисленные нововведения более подробно. Справедливую стоимость в проекте федерального стандарта «Основные средства» предполагается использовать для формирования первоначальной стоимости основных средств, приобретенных в результате обменных и необменных операций, а также для определения последующей оценки переоцениваемых и обесцененных основных средств. Отметим, что под обменными операциями в указанном проекте понимаются операции, предполагающие передачу активов в обмен на другие активы сопоставимой стоимости. Необменными операциями в проекте считаются операции, предполагающие передачу активов безвозмездно или по экономически незначимым ценам. Данный проект устанавливает и определение справедливой стоимости: справедливая стоимость — это цена, по которой может быть осуществлен переход права собственности на основные средства между хорошо осведомленными, желающими совершить сделку независимыми сторонами. В проекте федерального стандарта бухгалтерского учета государственного сектора «Основные средства» приводятся следующие методы расчета данного вида оценки (рис. 1).
Справедливая стоимость, безусловно, является принципиально новым для российского учета видом оценки и обусловливает возникновение множества вопросов ее применения на практике. Вместе с тем, как доказывалось авторами статьи ранее в работе [12], использование указанного вида оценки в отечественном учете вполне возможно и при правильной реализации на практике будет способствовать повышению достоверности учетной
Метод рыночных цен
Справедливая стоимость рассчитывается на
основе текущих рыночных цен или данных о недавних сделках с аналогичными активами, совершенных без отсрочки платежа
Методы расчета справедливой стоимости в проекте федерального стандарта бухгалтерского учета государственного сектора «Основные средства»
Справедливая стоимость определяется как стоимость замещения объекта с учетом накопленной амортизации. Стоимость замещения с учетом накопленной амортизации может быть рассчитана на основе рыночной цены
покупки аналогичного актива с сопоставимым объемом остаточного полезного потенциала. Стоимость восстановления актива может являться базой для определения справедливой стоимости. Например, здание в случае разрушения может быть восстановлено, а не заменено альтернативным зданием
Метод замещения (воспроизводства)
Метод дисконтированных денежных потоков
Справедливая стоимость оценивается исходя из дисконтированной оценки будущих денежных поступлений. Источники данных для такой оценки: действующие арендные договоры и
рыночные ставки арендной платы для аналогичных активов в том же месте и состоянии
Рис. 1. Методы расчета справедливой стоимости в проекте федерального стандарта бухгалтерского учета
государственного сектора «Основные средства»
и отчетной информации организаций (в том числе государственного сектора). Вопросы применения справедливой стоимости в бухгалтерском учете подробно исследованы авторами в работе [11].
Обратимся к учету обесценения основных средств субъектов государственного сектора. В данном вопросе проект федерального стандарта «Основные средства» адресует бухгалтера к другому федеральному стандарту — «Обесценение активов». Отметим, что проект последнего также разработан Минфином России и представлен в настоящее время на его официальном сайте [14]. Основное требование проекта федерального стандарта «Обесценение активов» состоит в том, что, если балансовая стоимость актива (в том числе объекта основных средств) превышает его справедливую стоимость за вычетом расходов на выбытие, то в бухгалтерском учете должен быть признан убыток от обесценения. Данный убыток равен разнице между выше названными балансовой стоимостью и справедливой стоимостью за вычетом расходов на выбытие. Убыток от обесценения должен отражаться следующим образом: Дебет счета учета расходов текущего финансового года Кредит счета учета актива (в том числе объекта основных средств).
Заметим, что накопленная амортизация по данным активам при этом не корректируется. Решение о признании убытка от обесценения согласно проекту федерального стандарта «Обесценение активов» должно приниматься уполномоченными лицами субъекта государственного сектора по согласованию с органом, уполномоченным на управление имуществом.
Значительные коррективы предполагается внести в проекте федерального стандарта «Основные средства» и в правила начисления амортизации данных активов. Прежде всего отметим, что указанный проект меняет подход к определению амортизируемой стоимости основных средств. Данная стоимость трактуется в этом документе как первоначальная стоимость актива или другая сумма, заменяющая первоначальную стоимость, за вычетом ликвидационной стоимости. Ликвидационная стоимость в свою очередь определяется как стоимость актива, предназначенного для продажи в конце срока полезного использования, которую можно надежно оценить на дату отчетности, и в состоянии, которого он достигнет к концу срока полезного использования после вычета расходов на выбытие.
Необходимо также обратить внимание на то, что проект федерального стандарта «Основные средства» не ограничивает методы начисления амортизации только линейным способом, а предлагает организации возможность выбора одного из трех методов расчета амортизации:
1) метод уменьшаемого остатка;
2) метод начисления амортизации пропорционально объему продукции;
3) уже использующийся в настоящее время линейный метод.
При этом выбираемые методы согласно названному проекту должны отражать предполагаемые способы потребления субъектом государственного сектора будущих экономических выгод или полезного потенциала основных средств. Более подробно регламентации проекта федерального стандарта «Основные средства» проанализированы авторами в статье [13].
Отметим, что два указанных выше метода начисления амортизации (метод уменьшаемого остатка и метод начисления амортизации пропорционально объему продукции) являются новыми не только для бухгалтерского учета государственного сектора, но не для российского учета в целом. Действительно, данные методы уже давно разрешены в ПБУ 6/01 «Учет основных средств» [5] для применения субъектами негосударственного сектора. Сущность двух названных выше методов в проекте федерального стандарта «Основные средства» и ПБУ 6/01 также совпадает. Соответствуют в указанных проекте и ПБУ и правила начисления амортизации основных средств линейным методом. В ПБУ 6/01 в настоящее время представлен только один способ расчета амортизации данных активов, не нашедший отражения в вышеназванном проекте (см. таблицу).
Таким образом, из таблицы видно, что правила бухгалтерского учета субъектов государственного сектора постепенно сближаются с бухгалтерскими регламентациями организаций негосударственного сектора. Представляется, что в этом случае такое сближение является вполне обоснованным и в случае правильной реализации на практике будет способствовать повышению достоверности учетной и отчетной информации субъектов государственного сектора. Проблемы обеспечения достоверности указанной информации подробно исследованы в [10].
Отметим, что в качестве причин сближения правил бухгалтерского учета субъектов государственного и негосударственного секторов в России
можно назвать принятое и реализуемое Минфином России [8] направление по достижению соответствия указанных правил требованиям Международных стандартов финансовой отчетности. При этом регламентации отечественных нормативных документов по бухгалтерскому учету субъектов государственного секторов сближаются с требованиями международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора (МСФО ОС), а российские учетные нормативные документы негосударственного сектора реформируются на основе международных стандартов финансовой отчетности негосударственного сектора, которые обычно сокращенно называются просто МСФО (данные тенденции наглядно продемонстрированы в работе [9]). МСФО ОС же в свою очередь совершенствуются на базе международных стандартов финансовой отчетности негосударственного сектора. Таким образом, можно выделить следующие превалирующие в настоящее время тенденции развития бухгалтерского учета в целом (в том числе учета основных средств):
1) сближение требований отечественных бухгалтерских нормативных документов субъектов государственного сектора с регламентациями МСФО ОС (в том числе достижение соответствия правил российских нормативных документов по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора требованиям МСФО ОС 17 «Основные средства» (англ. IPSAS 17 — Property, plant, and equipment) [15], МСФО ОС 21 «Обесценение активов, не генерирующих денежные средства» (англ. IPSAS 21 — Impairment of non-cash-generating assets) [16] и МСФО ОС 26 «Обесценение активов, генерирующих денежные средства» (англ. IPSAS 26 — Impairment of cash-generating assets) [17]);
2) достижение соответствия российских бухгалтерских правил негосударственного сектора положениям Международных стандартов финансовой отчетности данного сектора;
3) совершенствование регламентаций МСФО ОС с учетом требований Международных стандартов финансовой отчетности негосударственного сектора;
4) сближение российских правил бухгалтерского учета государственного и негосударственного секторов.
Данные тенденции можно представить следующим образом (рис. 2).
Отметим, что обычными стрелками на рис. 2 показаны основные современные направления
Методы начисления амортизации основных средств в проекте федерального стандарта государственного сектора «Основные средства» и ПБУ 6/01 для негосударственного сектора
Проект федерального стандарта государственного сектора «Основные средства» ПБУ 6/01 для негосударственного сектора
Методы начисления амортизации основных средств Сущность данных методов Методы начисления амортизации основных средств Сущность данных методов
Линейный метод Данный метод предполагает начисление постоянной суммы амортизации на протяжении всего срока полезного использования актива, если при этом не меняется ликвидационная стоимость актива Линейный способ Годовая сумма амортизации при данном способе определяется исходя из первоначальной стоимости (или восстановительной стоимости при проведении переоценки) объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта
Метод уменьшаемого остатка При данном методе годовая сумма амортизации определяется исходя из остаточной стоимости объекта на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента не выше 3, используемого субъектом государственного сектора Способ уменьшаемого остатка При таком способе годовая сумма амортизации рассчитывается исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта, и коэффициента не выше 3, установленного организацией
Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования Указанный способ предполагает, что годовая сумма амортизации определяется исходя из первоначальной стоимости (или восстановительной стоимости при проведении переоценки) объекта основных средств и соотношения, в числителе которого — число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе — сумма чисел лет срока полезного использования объекта
Метод начисления амортизации пропорционально объему продукции Метод заключается в начислении суммы амортизации, основанной на ожидаемом использовании или ожидаемой производительности актива Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) При данном способе начисление амортизации производится исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств
сближения бухгалтерских стандартов (в том числе в части учета основных средств). Направление сближения отечественных правил бухгалтерского учета государственного и негосударственного секторов указаны на рис. 2 пунктиром, поскольку не является в настоящее время самоцелью, а имеет место вследствие трех других сближений (что отмечено на рис. 2 точечными стрелками), осуществляемых как раз целенаправленно (достижение соответствия российских бухгалтерских регламентаций двух вышеназванных секторов требованиям международных стандартов данных
секторов и реформирование МСФО ОС на основе международных стандартов негосударственного сектора).
Из представленных на рис. 2 тенденций развития бухгалтерского учета становится очевидно, что при сохранении данных направлений в будущем правила учета основных средств в четырех системах бухгалтерских стандартов значительно сблизятся. Поясним, что под указанными четырьмя системами стандартов авторы понимаем системы:
1) российских нормативных документов по бухгалтерскому учету государственного сектора;
Рис. 2. Современные тенденции развития бухгалтерского учета (в том числе основных средств)
2) отечественных учетных нормативных документов негосударственного сектора;
3) Международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора;
4) Международных стандартов финансовой отчетности субъектов, не относящихся к общественному сектору.
Подводя итоги, отметим, что любые изменения вызывают множество вопросов и проблем, связанных с их практической реализацией. Вместе с тем без изменений невозможно совершенствование бухгалтерского учета. И при правильной реализации на практике вносимых Минфином России корректив в бухгалтерские правила достоверность учетной и отчетной информации организаций должна существенно повыситься.
Список литературы
1. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
2. Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
3. Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».
4. Приказ Минфина России от 29.08.2014 № 89н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фон-
дами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» от 01.12.2010 г. № 157н».
5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01: утверждено приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н.
6. Приказ Минэкономразвития России от 20.07.2007 № 255 «Об утверждении федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)».
7. Методические рекомендации по переходу на новые положения Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений: утверждены приказом Минфина России от 29.08.2014 № 89н (приложение к письму Минфина России от 19.12.2014 № 02-07-07/66918).
8. План Минфина России на 2012 — 2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности: утвержден приказом Минфина России от 30.11.2011 № 440.
9. Дружиловская Т. Ю. Новые требования к составлению отчета о движении денежных средств в российских и международных стандартах // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 1. С. 2—10.
10. Дружиловская Т. Ю., Коршунова Т.Н., Ходырев А. А. Принципы учетной политики и достоверность отчетной информации как ее цель // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 24. С. 2—16.
11. Дружиловская Э. С. Проблемы применения справедливой стоимости в российском и международном бухгалтерском учете // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 17. С. 2—12.
12. Дружиловская Э. С. Современные проблемы оценки запасов в РСБУ и МСФО и пути их решения // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 38. С. 42—54.
13. Дружиловская Э. С. Учет основных средств бюджетных учреждений в РСБУ, проектах новых РСБУ и в МСФО // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. № 6. С. 2—9.
14. Проекты федеральных стандартов для субъектов государственного сектора (или общественного сектора). URL: http://www. http://www. minfin. ru/ru/ perfomance/budget/sfo.
15. International Public Sector Accounting Standard (IPSAS) 17 — Property, plant, and equipment. URL: http://www. ifac. org/sites/default/files/publica-tions/files/A25_IPSAS_17.pdf.
16. International Public Sector Accounting Standard (IPSAS) 21 — Impairment of non-cash-generating assets. URL: http://www. ifac. org/sites/default/files/ publications/files/A29_IPSAS_21.pdf.
17. International Public Sector Accounting Standard (IPSAS) 26 — Impairment of cash-generating assets. URL: http://www. ifac. org/sites/default/files/ publications/files/A34_IPSAS_26.pdf.