Горбунов Алексей Николаевич
старший преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники Краснодарского университета МВД России
Стукалов Вячеслав Владимирович
доцент кафедры оперативно-разыскной деятельности
и специальной техники Краснодарского университета МВД России __________________________________(тел.: 88612583671)
Проблемы борьбы с торговлей людьми и организацией занятия проституцией
В статье рассматриваются проблемы борьбы с торговлей людьми и организацией занятия проституцией в мировом сообществе; вносятся предложения по повышению эффективности борьбы с данными видами преступлений.
Ключевые слова: транснациональная преступность, международное сотрудничество, торговля людьми, организация занятия проституцией.
A.N. Gorbunov, senior-teacher of the chair of operative and detective activity and special technics of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia;
V.V. Stukalov, assistant рrofessor of the chair of operative and detective activity and special technics of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia; tel.: 88612583671.
^mbating trade in people and organizations engage in prostitution
The problems of combating human trafficking and organizing prostitution in the global community, suggestions for strengthening the response to these types of crimes.
Key words: transnational crime, international cooperation, human trafficking, organization of prostitution.
Универсальный характер проблемы борьбы с торговлей людьми и организацией занятия проституцией состоит в том, что в ее разрешении заинтересованы как экономически развитые, так и развивающиеся страны. Торговля людьми - это не только один из видов проявления насилия, но и нарушение прав человека [1]. Жертвами этих преступлений становятся, прежде всего, наиболее уязвимые и слабо защищенные категории населения - женщины и дети, которые путем обмана или насилия вывозятся из страны и принуждаются к занятиям проституцией или рабскому труду. По оценкам экспертов ООН, только на торговле людьми международные организованные преступные группы зарабатывают около 5 млрд долларов США ежегодно.
Высокие доходы, низкий риск разоблачения, незначительные санкции сделали этот вид преступлений очень привлекательным для преступников, прежде специализировавшихся в других сферах криминального бизнеса, а также для вновь образованных преступных группировок. Однако преступная деятельность
организованных групп, занимающихся торговлей людьми и организацией занятия проституцией, была бы невозможна без ее транснациональной организации. В этой сфере наиболее активны организованные преступные группы из России, бывших республик СССР, а также европейских и ближневосточных стран.
Распространение в Российской Федерации преступлений, связанных с торговлей людьми, вызвано постоянно возрастающим спросом на услуги сексуального характера, и, кроме того, ухудшением социальноэкономического положения женщин в России и проблемами правового характера, которые обусловлены несовершенством законодательной базы в данной сфере и отсутствием специализированных подразделений по борьбе с данными видами преступлений.
Необходимо отметить, что в Российской Федерации торговля людьми (ст. 127.1 УК РФ) и использование рабского труда (ст. 127.2 УК РФ) были криминализированы лишь в конце 2003 г. [2]. В уголовно-правовое понятие торговли людьми в России до 2003 г. входили
59
лишь отдельные элементы данной противоправной деятельности, каждый из которых в отдельности признавался преступлением: принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации (ст. 120 УК РФ), похищение человека (ст. 126 УК РФ), незаконное лишение свободы (ст. 127 УК РФ), понуждение к действиям сексуального характера (ст. 133 УК РФ), торговля несовершеннолетними (ст. 152 УК РФ), вовлечение в занятия проституцией (ст. 240 УК РФ), организация и содержание притонов для занятия проституцией (ст. 241 УК РФ), незаконное распространение порнографических материалов и предметов (ст. 242 УК РФ).
В связи с этим ожидалось, что криминализация рабского труда и торговля людьми станет действенным инструментом борьбы с данными преступлениями. Однако если судить по данным уголовной статистики, этого не произошло. Статистические данные не отражают реальных масштабов торговли людьми. Об этом свидетельствуют материалы СМИ, мнения экспертов, ученых, сотрудников правоохранительных органов и представителей неправительственных организаций, занимающихся проблемами социальной адаптации жертв торговли людьми. Все это говорит о высокой латентности указанных преступлений. Этот факт - свидетельство того, что правоохранительные органы испытывают принципиальные трудности в выявлении указанных преступлений, их предупреждении и раскрытии.
Экспертами Международной организации по миграции и других международных организаций (Всемирной организации за выживание и Фонда против торговли людьми), были выявлены основные транзитные маршруты вывоза людей из России. Самым безопасным считается «балтийский маршрут», т.к. литовская граница является одной из самых «прозрачных» для нелегальной миграции в Польшу, Германию, США и скандинавские страны из России, Украины и Республики Беларусь. В последнее время, в силу открытости границы с Турцией, активно используется этот маршрут. Женщины и дети переправляются в Турцию, Грецию и другие средиземноморские страны.
Расширению использования Китайско-Сибирского маршрута способствовало установление безвизового режима в 1992 г. для развития туризма и добрососедских отношений между регионами двух стран. Китайцы согласны работать на самых тяжелых и низкооплачиваемых работах, которые непопулярны среди россиян, именно с этим связан резкий рост китайской диаспоры в России. Многие из них, имея преступные связи у себя на родине, создают организованные преступные группы на территории России для вывоза российских
девушек в Китай под видом их трудоустройства в коммерческих фирмах и сфере обслуживания или по туристическим визам с целью дальнейшего использования их рабского труда и для сексуальной эксплуатации.
Вместе с тем точными данными о количестве жертв и масштабах торговли людьми на территории России не располагает ни одно министерство или ведомство. Это связано, прежде всего, с тем, что в настоящее время не разработаны техника и система сбора информации о жертвах торговли людьми, подвергшихся сексуальной эксплуатации и использовавшихся в рабском труде. В Российской Федерации за последние годы было выявлено несколько десятков организованных преступных групп, занимающихся вербовкой российских граждан для занятия сексбизнесом в странах Восточной и Западной Европы, Ближнего и Среднего Востока, Африки, Северной Америки и Азии. По имеющимся данным только в Западную Европу и Северную Америку из Российской Федерации, других стран СНГ, Центральной и Восточной Европы в год вывозятся до 170 тыс. женщин и детей. Однако, согласно данным Международной организации миграции, российская проблема не является доминирующей в мире. Наибольшее количество жертв торговли людьми в последние годы оказались гражданами следующих стран: Республики Молдова, Румынии, Украины, Республики Беларусь, Колумбии.
Организованные преступные группы, занимающиеся торговлей людьми, характеризуются строгим распределением ролей всех участников. Вербовщики выбирают будущих жертв и предлагают им работу за границей, финансируют и организуют проезд завербованного человека в страну назначения. Посредники исполняют роль курьеров, контрабандистов, изготавливают необходимые поддельные документы и т.п. Участники организованных преступных групп, находящиеся в иностранном государстве, организовывают незаконный въезд на его территорию посредством разного рода подкупа чиновников иностранных ведомств, обеспечивая таким образом получение виз, приглашений, разрешений на продление сроков пребывания и трудоустройства в данной стране.
В настоящее время отмечается активизация криминальных структур в «экспорте» девушек и женщин в страны Ближнего Востока. География поиска будущих жертв не ограничивается регионами Российской Федерации. С этой целью вербовщики выезжают и на территорию государств - участников СНГ. На девушек оформляются необходимые документы, в дальнейшем через территорию Российской Федерации осуществляется их вывоз за рубеж.
60
К числу факторов, усугубляющих проблему борьбы с торговлей людьми, относится рост миграционных процессов. Причем интенсивная миграция отмечается не только среди взрослых, но и среди несовершеннолетних, что подтверждается сведениями центров временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел. Около 10 % несовершеннолетних, поступающих в такие центры, являются жителями странучаст-ниц Содружества Независимых Государств. Девушки, проживающие в государствах -участниках Содружества, прибывают в Россию в поисках работы, и, не найдя ее, пополняют ряды проституток. Объектом повышенного интереса дельцов секс-бизнеса становятся иногородние девушки, сбежавшие из дома. Эта категория женщин чаще всего подвергается сексуальной эксплуатации.
В целях борьбы с торговлей людьми оперативные подразделения МВД России в рамках Федерального закона «Об оперативнорозыскной деятельности», двусторонних и многосторонних соглашений о сотрудничестве правоохранительных органов и других норм международного права взаимодействуют с полицейскими аппаратами других стран. Разработаны некоторые направления такого сотрудничества, в первую очередь, в целях обмена оперативной информацией, накоплен некоторый опыт проведения совместных оперативно-розыскных мероприятий. Так, в апреле 2005 г. был подписан международный договор о сотрудничестве в борьбе с организованными преступными формированиями, действующими на территории России и Германии.
В то же время отсутствует система организации раскрытия рассматриваемых преступлений, которая бы предусматривала порядок взаимодействия правоохранительных органов стран происхождения «живого товара» и правоохранительных органов стран транзита и назначения. На сегодняшний день прямой контакт по вопросам противодействия торговле людьми и организации занятия проституцией в рамках межведомственных рабочих групп установлен с правоохранительными органами стран СНГ, США, Германии. Наиболее перспективным направлением международного сотрудничества является развитие и укрепление двусторонних контактов.
Нельзя не отметить, что осуществлению совместных оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий препятствуют существенные различия законов, регламентирующих их проведение и устанавливающих уголовную ответственность за торговлю людьми и организацию занятия проституцией. Повышение эффективности борьбы с транснаци-
ональной организованной преступностью, специализирующейся на указанных преступлениях, предполагает унификацию нормативной правовой базы деятельности правоохранительных органов Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья [3].
Необходимо отметить и низкий уровень взаимодействия правоохранительных органов с неправительственными организациями в сфере противодействия торговле людьми. Неправительственные организации крайне редко предоставляют информацию о физических и юридических лицах, занимающихся торговлей людьми и организацией занятия проституцией.
На сегодняшний день в Российской Федерации проводится работа по совершенствованию уголовного законодательства в сфере борьбы с торговлей людьми, а именно по доработке проекта федерального закона «О противодействии торговле людьми». Законопроект определяет правовые и организационные основы противодействия торговле людьми в Российской Федерации, порядок координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений и организаций всех форм собственности, должностных лиц по противодействию торговле людьми, а также определяет правовое положение лиц, ставших жертвами торговли людьми.
Отсутствие до недавнего времени в Российской Федерации уголовной ответственности за торговлю людьми и механизмов правовой защиты лиц, потерпевших от таких преступлений, создавали условия для распространения этого опасного антисоциального явления. После подписания Российской Федерацией Конвенции против транснациональной организованной преступности и дополняющего ее Протокола о предупреждении, пресечении и наказании за торговлю людьми, особенно женщинами и детьми [4], а также установления в России уголовной ответственности за торговлю людьми возможности борьбы с данным видом преступлений существенно расширились. Однако в данной сфере еще имеются существенные проблемы, связанные в первую очередь с трудностью доказывания фактов торговли людьми, отказом большинства жертв этих преступлений свидетельствовать в суде. Поэтому актуальность разработки федерального закона о противодействии торговле людьми и мерах по защите ее жертв очевидна.
Для успешной борьбы с преступностью необходим комплексный подход к проблеме, поскольку он учитывает разнообразие ее характеристик и причин. Он включает различные направления борьбы с преступностью: преду-
61
преждение, раскрытие и расследование преступлений, рассмотрение уголовных дел в судах и т.д. В свою очередь, каждое из направлений предполагает комплексное рассмотрение как необходимое условие успешной борьбы с преступностью.
В случае борьбы с торговлей людьми комплексный подход необходим на национальном уровне, если речь идет о государствах по отдельности, и на международном уровне при координации совместных усилий.
Введение исключительно уголовной ответственности за определенные действия не решит проблемы, следует устранять причины, способствующие появлению и процветанию преступной деятельности. Иными словами, меры по борьбе с преступностью не дают положительных результатов, если они направлены на само явление, а не на его причины.
Первоочередной задачей в борьбе с трансграничной преступностью является не только укрепление международного сотрудничества, но и наведение порядка во взаимодействии правоохранительных органов и спецслужб внутри государства. Субъекты оперативнорозыскной деятельности России, в той или иной мере занимаются борьбой с транснациональной преступностью, но на государственном уровне их действия координируются слабо. При наличии единого Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», внутриведомственные инструкции и наставления противоречат друг другу, что приводит к снижению качества всей работы.
Противодействие международной преступности должно строиться системно с целью предельного ее сдерживания. Только силой эту проблему не решить. Мир должен бороться с преступностью бескомпромиссно, последовательно и жестоко. Виновные в конечном итоге должны быть наказаны.
К сожалению, приходится констатировать, что «мозговые» штабы транснациональных криминальных организаций в своих действиях более консолидированы, мобильны, информированы и энергичны. Во многом это объясняется тем, что даже авторитетные международные, межправительственные организации, участвующие в борьбе с преступностью, изза необходимости соблюдения формальных процедур существенно запаздывают в своих решениях. К тому же далеко не по всем вопросам достигнуто взаимопонимание между официальными властными структурами и многочисленными специализированными общественными организациями. Отсюда вытекает необходимость поиска более эффективных механизмов взаимодействия всех государственных
и негосударственных антикриминальных сил различных стран мира с целью выработки новых подходов в борьбе с трансграничной преступностью.
В связи с этим считаем, что борьбе с транснациональной организованной преступностью необходимо уделять наибольшее внимание, т.к. она проникает во все сферы жизнедеятельности государства и наносит ему непоправимый ущерб.
1. Всеобщая декларация прав человека, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948. Ст. 3, 4.
2. Федеральный закон от 08.12.2003. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации».
3. Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2005. № 2019-р «О подписании Соглашения о сотрудничестве государств -участников Содружества независимых государств в борьбе с торговлей людьми, органами и тканями человека» // Собр. законодательства РФ 2005. № 49.
4. Федеральный закон от 26.04.2004 № 26-ФЗ «О ратификации Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности и дополняющих ее протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказание за нее».
1. The universal declaration ofhuman rights approved by General Assembly of the UN on December 10, 1948. Art. 3, 4.
2. The federal law of the Russian Federation of December 8, 2003 № 162-FL "About modification and additions in the Criminal code of the Russian Federation".
3. The order of the Government of the Russian Federation of 24.11.2005 № 2019-r "About signing of the Cooperation agreement of the states -participants of the Commonwealth of Independent States in fight against human trafficking, bodies and fabrics of the person" // Russian Federation Code. 2005. № 49.
4. The federal law of the Russian Federation of 26.04.2004 № 26-FL "About ratification of the Convention of the UN against a transnational organized crime and supplementing its protocol against smuggling of migrants by land, I exhaust both to air and the protocol on the prevention and human trafficking suppression, especially with women and children, and punishment for it".
62