ТЕКУЕВА М.Т.
Проблемы безработицы в моногородах России в период кризиса
Мне кажется, что сегодня самое главное условие для развития бизнеса - это дороги и инфраструктура в целом. Поэтому мы много вкладываем в дороги, в водоснабжение, в развитие генерации электроэнергии - это те вещи, которые позволят не испытывать инфраструктурный «голод» при быстром развитии экономики. Один из приоритетных для республики проектов - развитие железной дороги Солдатское - Тырныауз.
Транспортный инфраструктурный проект по развитию железной дороги «Прохладный - Тырныауз» для нас имеет очень большое значение, потому что у нас огромный потенциальный «пласт» производства строительных материалов, которые мы сегодня не можем производить из-за существующих транспортных ограничений.
Принятие оперативных мер, чтобы не допустить резкого падения уровня жизни в моногородах - это задача и органов властей всех уровней, и руководства предприятий. По словам Президента России, в течение полугода правительство должно утвердить программу содействия развитию моногородов, а также принять комплексные планы для тех населенных пунктов, которые находятся в наиболее сложной ситуации. В таких городах и поселках, считает президент, надо создавать условия для применения способностей людей в самых разных сферах и стимулы для частных инвестиций.
«Если же экономических перспектив для этого нет или они по каким-либо причинам малы, нужно помочь людям переехать в более благоприятное для жизни и работы место. Тем более что у нас достаточно регионов, которые нуждаются в дополнительной рабочей силе. Думаю, что многие граждане самостоятельно определятся с новым видом работы, и в то же время рассчитываю на ответственное и внимательное отношение местных властей и работодателей к нуждам конкретных людей», - подчеркнул глава государства. При этом Медведев привел данные, согласно которым в стране несколько сотен моногородов, и живут в них более 16 млн. человек.
Наиболее подробно президент остановился на проблеме моногородов
Проблема моногородов, если говорить о безработице в России, действительно, одна из сложнейших. Но отражает она общую тенденцию: экономика страны, с советских времен держащаяся во многом на крупных предприятиях, зачастую единственных в том или ином городе, в кризисных условиях не может успешно маневрировать, начинать в срочном порядке выпускать необходимую здесь и сейчас продукцию. А главное - сразу же выясняется, что то или иное производство укомплектовано кадрами не на 100, а на 200, и даже на 300 процентов.
В этом отношении показательны слова президента о помощи оказавшимся без работы гражданам в переезде в другие города и регионы. Давайте скажем честно: большинство сегодняшних и завтрашних безработных в тех же моногородах о такой помощи не просят. Они требуют, чтобы им здесь же, на обжитом за долгие
годы месте, срочно организовали новые рабочие места. И ведь тот же вице-премьер правительства России Игорь Шувалов, приезжая в Тольятти, где в ближайшее время должны расстаться с работой десятки тысяч людей, обещает не помощь в переезде, а именно новые производства здесь и чуть ли не сейчас.
И жители Пикалево, если их предприятия завтра вновь остановятся, не бросятся уезжать в поисках работы, а дружно пойдут еще раз перекрывать ближайшую федеральную трассу. И осуждать их трудно: менталитет у нас такой. События в Пикалево - далеко не единственный пример. В этом же ряду Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат (Иркутская область), рабочие которого из-за долгов по зарплате грозили перекрыть Транссиб, и «Русский вольфрам» (Поселок Светлого-рье Приморского края), работники которого тоже потребовали у правительства погасить полугодовые долги по зарплате и выкупить предприятие у частного собственника. И десятки если не сотни других городов и поселков городского типа, где положение не менее тяжелое. Но в отличие от Пикалево, который прославился теперь на весь мир, туда явно не «прилетит вдруг волшебник в голубом вертолете», чтобы вручную «разрулить» ситуацию и решить их проблемы. Премьера на всех не хватит. Поэтому после всех этих событий правительство решило, что дальше терпеть такое положение нельзя. Решено было определиться, наконец, с самим понятием моногородов и попытаться найти выход из сложившейся ситуации.
Однако все сказанное - лишь один аспект проблемы. Второй аспект - неразвитость в стране малого и среднего бизнеса, о поддержке которого годы и годы говорится с самых высоких трибун. Как-то известный российский экономист, директор Института Европы РАН Николай Шмелев сказал: «Нас всё волнуют проблемы «Уралмаша», а ведь с безработицей «Уралмашу» не справиться.[1] Здесь нужны маленькие булочные-пекарни, мастерские по ремонту, крохотные предприятия».
Мы переживаем уже не первый кризис, а власть по-прежнему озабочена не явной нехваткой малых предприятий, а судьбой «уралмашей», роль главного из которых играет нынче «АвтоВАЗ». В своем послании Медведев еще раз заявил о господдержке тех, кто хочет открыть свое дело. Вопрос в том, захочет ли помочь человеку стать малым предпринимателем мелкий чиновник, от которого, на самом деле, и зависит эта помощь.
Есть и такая важная проблема, как «теневая» безработица, не отраженная в официальной статистике, не учтенная, а потому, может быть, еще более опасная. Прошлой осенью наше правительство неожиданно признало, что безработица в стране растет и, судя по всему, будет расти и дальше. Независимые эксперты предупреждали об этом достаточно давно, но власти предпочитали успокаивать себя и население достаточно оптимистичными данными Росстата.
Согласно этим данным, вплоть до конца лета количество официально зарегистрированных безработных все время сокращалось, да и общее их число, подсчитанное по методике Международной организации труда, составляло лишь 8,3 % от экономически активного населения. С подобными цифрами Россия смотрелась вполне благополучно даже на фоне целого ряда развитых стран.
Сейчас уже понятно, что ни о каком благополучии речь не идет: крупные компании заявляют о многотысячных сокращениях персонала, причем список предприятий все растет.
Первыми под сокращение подпадают работающие пенсионеры - около 12 миллионов человек. Безрадостная ситуация складывается с трудоустройством выпускников вузов - 1,5 млн. человек. Причем обе эти категории граждан формально находятся за рамками официальной статистики. По данным профсоюзов, почти три четверти предприятий страны допускают задержки по зарплате, а также проводят ее резкое сокращение. На «неполной занятости» держат своих работников чуть ли не 60 % предприятий страны.
При этом общественным бедствием уже давно стала хроническая бедность работающих россиян. Зарплаты людей, занятых полный рабочий день и полную неделю далеко не всегда позволяют им прокормить семью.
Без радикального изменения этой ситуации страна не может двигаться вперед, как призывает президент. Поэтому борьба с безработицей должна стать частью целого комплекса реформ, давно уже назревших в России, о многих из которых Медведев сказал в своем Послании[1].
Кризис обострил проблему моногородов, которая и до него была реальным и весьма болезненным фактором нашей экономики.
К моногородам относятся такие населенные пункты, в которых есть лишь одно градообразующее предприятие. В них проживают порядка 25% всего городского населения России (25 млн. чел.) и производится порядка 40% ВВП страны. По словам Наумова, именно жители таких городов острее всего почувствовали удар экономического кризиса, так как в ряде городов предприятия столкнулись с трудностями и их сотрудники не могут получить зарплату, а то и вовсе вынуждены оставаться без работы, так как найти в таком городе работу практически невозможно.[2]
Межведомственной комиссии по моногородам под руководством замминистра регионального развития Юрия Осинцева было поручено создать единые критерии определения моногородов, чтобы, исходя из них, помогать наиболее нуждающимся. Теперь рассчитывать на господдержку может населенный пункт, который соответствует одному из двух параметров.
Первый: доля работающих на одном градообразующем предприятии или группе предприятий, связанных единой технологической цепочкой, составляет не менее 25% экономически активного населения. Второй: объем производства такого предприятия или группы предприятий должен быть не менее 50% в отгрузке продукции населенного пункта. По данным комиссии, выбранным критериям удовлетворяют около 400 населенных пунктов (В два раза меньше, чем у Экспертного института - 332 поселка городского типа и 467 городов), которые смогут рассчитывать на господдержку - 10 млрд руб. в 2010 г. На всех. О 2009-м годе речи не шло. Между тем, по результатам исследования Экспертного института, цена вопроса только в этом 2009 г. - минимум 300 млрд. руб., которые Федеральному центру необходимо направить адресно в регионы на замещение выпадающих доходов моногородов, где градообразующие предприятия находятся в кризисе. Если этого не сдела-
ет Федеральный центр через механизм межбюджетных трансфертов - этого не сделает никто. Бизнес, который традиционно в последние 10-15 лет замещал собой государство, в ближайшие пару лет точно будет не в состоянии действовать в прежнем режиме. Положение осложняется еще и тем, что в России вообще нет четкого разграничения между социальной ответственностью бизнеса и государства. Причем неважно, будь то Пикалево, где речь идет о частных предприятиях, или другой моногород, где предприятия принадлежат государству. Но даже если в этом вопросе стороны придут к консенсусу, все равно именно государство несет вполне определенные социальные обязательства и самое главное - имеет возможность поддерживать наименее защищенные слои населения, то есть людей, которые были уволены или испытывают трудности. Потому что это в принципе задача не бизнеса, а государства, которое для этих целей и ввело Единый социальный налог.
Но и государство не должно в одиночку везти этот воз. Выход - в развитии государственно-частного партнерства на территориях моногородов. Может быть, даже в рамках федеральной программы. Только в этом случае владельцы градообразующих предприятий, местные власти, профсоюзы и общественные организации смогут эффективно взаимодействовать между собой и добиться желаемых результатов. Для предприятий - это повышение конкурентоспособности и оптимизация социальных затрат. Для органов власти - снижение социальной напряженности. Для общественных организаций - контроль за расходованием бюджетных средств в регионах. Только совместные действия всех заинтересованных сторон, в том числе и Федерального центра, могут привести к решению трех основных проблем моногородов: диверсификации местной промышленности и созданию новых рабочих мест, доступности жилья и налаживанию диалога между бизнесом, государством и населением. В противном случае события в Пикалево покажутся нам «цветочками».
В Кабардино-Балкарии моногородом признан город шахтеров Тырныауз. Тыр-ныауз появился на месте балкарского селения Кирхожан в 1934 году, в связи с разработкой Тырныаузского месторождения вольфрамово-молибденовых руд. Сегодня градообразующее предприятие стоит. Градообразующее предприятие - вольфрамо-молибденовый комбинат (ныне неработающий). После его остановки население города сократилось на треть. Население, которое сегодня живёт в этом городе, занимается частично туризмом, чем-то ещё, переквалифицировалось. Тырныаузское вольфрамо-молибденовое месторождение, на базе которого в 1940 году был создан комбинат, является крупнейшим в России. Длительный период комбинат производил до 50% вольфрамовых и до 15% молибденовых концентратов. Однако руды месторождения являются более бедными относительно ведущих зарубежных вольфрамовых месторождений, и работа предприятия после 1993 года показала, что их переработка в новых экономических условиях нерентабельна. Единственным выходом из создавшегося положения является реконструкция и техперевооружение комбината с переходом на добычу и переработку более богатых руд.
ГКЗ Минприроды России протоколом от 26.09.1997 г. № 444 утвердил запасы Тырныаузского месторождения по эксплуатационным кондициям. Переход на но-
вые кондиции позволил существенно, в 1,5-2 раза повысить содержание полезных компонентов в руде. В настоящее время отработка месторождения возможна подземным способом на руднике «Молибден». Запасы руды по повышенным кондициям обеспечивают работу комбината в течение 40 лет при производительности по добычи и переработки руды в 2 млн.т. в год [3].
Решение проблемы нами видятся в следующем:
1) восстановление градообразующего предприятия (возобновление работы Тырныаузского вольфрамо-молибденового комбината или найти потенциального инвестора).[4]
2) перепрофилирование проблемного шахтерского моногорода Тырныауз в туристско-рекреационный центр.
Литература
1. http://novopol.ru; 2. www.ruvr.ru; 3. www.elbrusoid.org; 4. http://kremlin.ru.