АВТОМАТИЗАЦИЯ УЧЕТА
УДК 004.051
ПРОБЛЕМЫ АВТОМАТИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
И.А. КОНОПЛЕВА,
кандидат технических наук, профессор, доцент кафедры математики и информатики Е-mail: [email protected] Всероссийский заочный финансово-экономический институт,
филиал в г. Архангельске Б.А. КОСТИН, ведущий специалист Департамента информационных технологий
E-mail: [email protected] ОАО «АИКБ Татфондбанк»
В статье рассмотрены проблемы автоматизации учетных задач посредством внедрения автоматизированных систем в условиях перехода на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), сделан вывод, что решить их можно только с установлением стандартов в области автоматизации бухгалтерского учета, при этом каждому предприятию придется самостоятельно автоматизировать учет по МСФО.
Ключевые слова: автоматизированная система бухгалтерского учета, стандарт в области автоматизации бухгалтерского учета, перепрограммирование обработки информации.
Необходимость автоматизации учетной работы в настоящее время ни у кого не вызывает сомнений, но цели автоматизации по-прежнему остаются не конкретизированными, поэтому, чтобы автоматизация способствовала повышению эффективности работы или экономии средств, требуется сформулировать, чего ожидают получить от нее разные участники бизнеса.
Для начала необходимо уточнить список участников бизнеса, на работе которых может сказаться эффект автоматизации. На первый взгляд, это
руководители и сотрудники предприятия, но такое предположение может оказаться недостаточным для формулировки целей автоматизации. Бизнес не замыкается только на самом предприятии, которое действует в определенных средах: конкурентной, правовой и фискальной. Автоматизация может соприкоснуться с разными социальными агентами, участвующими в бизнес-проектах. В качестве агентов с относительно обособленными интересами, по-видимому, будет достаточно рассмотреть следующих из них:
• владельцы предприятия, включая потенциальных владельцев;
• руководство, включая средний управленческий уровень;
• исполнители;
• налоговые органы;
• государственные и негосударственные органы контроля над неналоговыми параметрами предприятия.
Следует отметить, что в условиях перехода на МСФО возникает ряд задач, которые нельзя свести просто к техническим вопросам трансформации данных. Поскольку речь идет об автоматизации учетной работы, необходимо рассмотреть в качестве исходных данных общие цели бухгалтерского учета.
Владельцы предприятия (инвесторы) рассматривают бухгалтерский учет как средство контроля за предприятием и как индикатор правильности вложения собственных средств. Дело в том, что все финансовые и аналитические показатели являются частью бухгалтерской отчетности или основаны на ней.
Руководители предприятия также рассматривают бухгалтерский учет как средство контроля за предприятием, но в более узком смысле: это скорее инструмент-индикатор для управления предприятием, повышения эффективности его работы, снижения затрат.
Для исполнителей бухгалтерский учет - это практически должностная инструкция.
Налоговые органы, так же как государственные и негосударственные органы контроля, рассматривают бухгалтерский учет как инструмент-индикатор для обеспечения государственных или общественно значимых интересов. Такое представление о бухгалтерском учете не только
интуитивно понятно, но и прямо закреплено в законодательных актах, например, в Федеральном законе от 21.11.1996 N° 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», положении Центрального Банка Российской Федерации о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», МСФО и др.
Разные социальные агенты выполняют разные задачи и в связи с этим по-разному относятся к бухгалтерскому учету. В целом цели бухгалтерского учета можно разделить на две группы:
1) классификация операций предприятия в соответствии с принятыми правилами;
2) контроль за деятельностью предприятия путем наблюдения за бухгалтерскими показателями.
Классификация операций или, собственно говоря, учет является самоцелью для сотрудников-исполнителей, а также в случаях постановки бухгалтерского учета для аудиторских организаций, т.е. для тех агентов, задачей которых является подготовка данных для анализа. Необходимость автоматизации для этих агентов диктуется трудоемкостью ввода данных и получения затребованных отчетов, поэтому их требование автоматизации сводится к автоматизации рутинных и массовых операций с максимальным сокращением ручного ввода информации. Дополнительно в условиях перехода на МСФО на сотрудников-исполнителей ложится задача контроля правильности переноса данных и частично дополнительный ввод в рамках уже новой системы.
Контроль за деятельностью предприятия является целью остальных агентов, так как им для принятия решения, касающегося предприятия, требуется информация в стандартизированном виде. Каждый из этих агентов интересуется некоторой частью введенной информации, чтобы выполнить собственные задачи. Они не выполняют никаких массовых или рутинных операций в отношении контролируемого предприятия, и в этом смысле автоматизация учетной работы на предприятии им безразлична. Тем не менее автоматизированные системы бухгалтерского учета (АСБУ) обеспечивают простой и быстрый доступ к информации, поэтому требование автоматизации сводится к простоте и быстроте получения информации в предусмотренном инструкциями
виде. Под этим подразумевается следующее: никакая контролирующая организация не может получать «просто информацию» или «информацию вообще». Любой контроль осуществляется путем получения качественных и количественных показателей в некотором структурированном виде. Для этого контролирующие организации, будь то аудиторская компания, налоговая инспекция, Центральный Банк Российской Федерации, статистическое управление или финансовое подразделение самого предприятия, разрабатывают или используют разработанные ранее системы показателей-индикаторов и печатные либо электронные формы для предоставления этих показателей.
Этот набор бланков для отчетности и правил их заполнения представляет собой предусмотренные инструкции для предоставления отчетности. Что касается перехода на МСФО, то у контролирующих органов, по мнению авторов, особых требований не возникнет, кроме вопроса об интерпретации новых данных.
Хотя общих целей бухгалтерского учета всего две, тем не менее разноплановость задач разных социальных агентов порождает различие задач, решение которых в конкретной АСБУ делает соответствующего агента заинтересованным в данной системе. Рассматривая ранее обозначенных социальных агентов, можно выделить следующие узкие задачи, решение которых заинтересовывает агента в автоматизации бухгалтерского учета:
• для владельцев предприятия, включая потенциальных владельцев, интересно оперативное получение информации о текущем состоянии предприятия, его ликвидности, устойчивости, состоянии активов и пассивов и т.д. При этом большим плюсом является возможность получения такой информации через публичные или частные коммуникационные сети. В качестве инструкций, задающих вид предоставления информации, могут выступать законодательно установленные формы отчетности или внутренние инструкции;
• для руководства, включая средний управленческий уровень, интересно оперативное получение информации о текущем состоянии процессов и дел на предприятии в самых разных аспектах. В качестве инструкций, задающих вид предоставления информации,
выступают внутренние инструкции и регламентированная государственными органами отчетность. Кроме того, этой категории социальных агентов важна возможность введения новых, учитываемых признаков и параметров, для повышения эффективности управления;
• для исполнителей интересно снижение объемов рутинных операций и параллельно увеличение объемов выполняемых работ, так как от последнего зависит уровень их доходов;
• для налоговых органов интересно получение информации в регламентированной форме для дальнейшей автоматизированной обработки данных самими налоговыми органами;
• для государственных и негосударственных органов контроля задачи автоматизации бухгалтерского учета аналогичны задачам налоговых органов.
Таким образом, существует общая заинтересованность разных социальных агентов в том, чтобы на предприятиях внедрялись АСБУ. При этом недостаточно рассматривать автоматизацию как просто средство снижения объемов ручной работы и быстрого получения информации. В современных условиях АСБУ является обязательной составной частью производственного и управленческого процесса, причем не только внутри предприятия - автоматизированная система становится обязательной составной частью предприятия как правового и социального субъекта. Заинтересованность в автоматизации - это не личное желание отдельных энтузиастов или подчинение общему мнению о ее необходимости, это объективное требование развития предприятия в современных условиях.
Кроме констатации общей заинтересованности в автоматизации, необходимо подчеркнуть, что она не предполагает именно того способа автоматизации работы, который имеет место на предприятиях. Изложенные требования разных социальных агентов к автоматизации являются общими требованиями, и они не подразумевают, что автоматизированной должна быть именно существующая технология работы, и если при автоматизации возникнет потребность в изменении технологии учета, она должна быть изменена. Из-
ложенные требования подразумевают только обязательность решения собственных задач каждого социального агента, но не способ автоматизации их решения. Установить же, каким образом они должны быть автоматизированы, - вопрос стандартизации автоматизированной системы.
Внедрение автоматизированных средств в практику учета основано на наличии у таких средств (в отличие от ручного труда) специфических качеств, от которых ожидают повышения производительности труда, удобства работы и, вообще, эффективности и результативности. Такими качествами компьютерных автоматизированных средств являются:
• быстродействие вычислительной техники;
• высокая емкость запоминающих устройств;
• возможность ввода информации с разных
устройств и вывода на разные устройства;
• возможность легкой перенастройки алгоритмов обработки информации.
По мнению авторов, первые три качества относятся к электронно-вычислительной технике как аппаратуре, а не к автоматизированным системам. Тем не менее последнее качество, а именно: возможность перепрограммирования, всегда подразумевает и наличие первых трех. Поэтому вполне обоснованным является рассмотрение приведенного списка как качеств АСБУ.
Быстродействие вычислительной техники давно уже стало чем-то само собой разумеющимся, однако такая точка зрения является несколько примитивной, так как не учитывает взаимного влияния разных факторов. Например, если в какой-то конкретной автоматизированной системе ввод исходных данных для отчета окажется более длительным, чем просто распечатка отчета вручную с минимальными расчетными действиями, то для такой АСБУ быстродействие является совершенно бессмысленным качеством. Высокое быстродействие в этом случае не приводит к ожидаемому повышению производительности и эффективности. Более того, внедрение автоматизированной системы в этом случае приведет к снижению производительности и эффективности.
С другой стороны, сам характер офисной работы в большой степени таков, что работа состоит в ручном вводе информации. А такая работа принципиально не требует высокого быстродейс-
твия, поэтому и в этом случае быстродействие является совершенно бессмысленным качеством. Таким образом, при внедрении АСБУ ожидание повышения производительности и эффективности имеет смысл только в сочетании с оптимальными алгоритмами обработки информации, то есть быстродействие вычислительной техники приводит к повышению производительности и эффективности, если соблюдаются следующие требования к автоматизации вообще:
• оптимальный алгоритм обработки информации, исключающий излишний ввод исходных данных;
• внедрение скоростных средств и технологий ввода исходных и вывода обработанных данных и минимизация ручного ввода. Соблюдение этих требований в АСБУ действительно сделает высокое быстродействие вычислительной техники качеством, повышающим эффективность.
Информационная емкость, как и быстродействие, является качеством, необходимым всем. Однако и здесь примитивный взгляд на вещи может вместо повышения эффективности работы при внедрении автоматизированных систем снизить ее. Самый простой пример отрицательного эффекта от высокой информационной емкости вычислительной техники состоит в том, что избыток пространства может спровоцировать производителей АСБУ на неэффективные, неэкономные, неоправданно избыточные способы хранения информации, что может вылиться в низкую скорость ее обработки. А это в свою очередь влечет снижение эффективности работы, поэтому высокая информационная емкость вычислительной техники с быстродействием является положительным качеством только в сочетании с оптимальными алгоритмами обработки информации, что в случае хранения информации подразумевает также и оптимальное представление информации на запоминающих устройствах.
Ввод-вывод информации. Вычислительные средства обработки информации в общем случае допускают ввод информации с разных устройств ввода, среди которых клавиатура является одним из самых медленных и неудобных устройств. Положительным качеством клавиатуры как устройства ввода является то, что все АСБУ,
во-первых, имеют возможность ввода данных с клавиатуры, а во-вторых, не требуют преобразования вводимой информации к требуемому представлению, т.е. необходимые преобразования выполняются самими автоматизированными системами. Аналогичным устройством вывода является принтер: все автоматизированные системы могут выводить информацию на принтер и сами выполняют необходимые преобразования для верного отображения.
Практика офисной работы и автоматизированные системы для офисной работы, в частности бухгалтерские системы, в огромном большинстве случаев подразумевают, что обработка информации состоит во вводе ее именно с клавиатуры и последующем выводе на принтер1.
В то же время основываться на таком представлении об обработке информации сильное упрощение, так как устройств ввода-вывода гораздо больше - модемы, сетевые карты, сканеры, штрих-кодовые сканеры, факсы, видео- и фотокамеры, программные устройства ввода-вывода, например, почтовые системы, и др. Все они могут быть задействованы в автоматизированных системах. Таким образом, если алгоритм обработки информации не привязан к единственному устройству ввода и единственному устройству вывода и система способна настраиваться на разные устройства, то такая система способна повысить эффективность работы.
Перепрограммирование. Несомненным достоинством АСБУ является возможность их относительно легкого перепрограммирования, т.е. изменения алгоритма обработки информации. Сама возможность изменения алгоритмов обработки данных, вообще говоря, не только является достоинством автоматизированных систем, построенных на базе вычислительной техники, но и порождает нерешенные правовые вопросы. Например, крайне странным является запрет производителей изменять и исследовать алгоритм обработки информации.
1 Иллюстрацией к этому утверждению является странный с точки зрения автоматизации факт, состоящий в том, что предприятия при внедрении и последующей эксплуатации АСБУ очень часто, если не всегда, вынуждены приспосабливать АСБУ к использованию имеющихся на предприятии устройств ввода-вывода.
Не вдаваясь в правовые аспекты перепрограммирования, следует отметить отличие автоматизированных систем от перепрограммируемых устройств типа калькуляторов, печатающих устройств, интеллектуальных телефонов, офисных пакетов и т.д. Перечисленные отдельные устройства выполняют отдельные операции - математические вычисления, распечатки, рассылки голосовых сообщений и факсов, ведут обработку входящих звонков, обмен информацией, подготовку текстов, таблиц, картотек и т.д. Но все же общая организация исполнения отдельного задания, мероприятия или в целом должностной инструкции лежит на специалисте. По сути такая автоматизация представляет собой лишь механизацию отдельных действий - технология работы при этом остается неизменной, а специалист фактически занимается малоинтеллектуальной деятельностью: он механически выполняет инструкцию. В отличие от этого автоматизация на базе вычислительной техники позволяет полностью увязать все отдельные операции с учетом всевозможных условий в одну цепочку действий, выполняемых без участия человека. Такая цепочка становится по сути одной операцией, а роль человека становится более интеллектуальной: вместо исполнения работы он только контролирует и оценивает ее результаты.
Таким образом, использование компьютерных программ в обработке данных фактически формализует выполнение весьма сложных задач, которые до внедрения автоматизированных систем человек выполнял сам, т.е. механизируются не отдельные операции, а целые задачи.
Следует привести несколько примеров, демонстрирующих низкую отдачу при механизации отдельных и даже всех операций и эффективность комплексной автоматизации выполнения задачи целиком (табл. 1).
Из анализа табл. 1 видно, что сама работа в случае автоматизации приобретает предметность практически в каждой области деятельности специалиста вместо выполнения неясных компьютерных инструкций в надежде, что компьютер сам выполнит требуемую работу.
Несопоставимость ручной и автоматизированной обработки. Приведенные общие соображения и примеры показывают, что ручная, пусть меха-
Таблица 1
Сравнительная характеристика автоматизации и механизации
Действие Примерный список индивидуальных операций Пример
при использовании средств механизации при использовании средств автоматизации
Бухгалтерские операции, включающие несколько проводок Для каждой индивидуальной проводки выбор из списка типа проводки Выбор из списка типа операции Прием частично амортизированного имущества. Гашение просроченного кредита. Конверсия валюты
Расчет заработной платы Расчет заработной платы для каждого сотрудника индивидуально Общий расчет заработной платы Непосредственно расчет
Взаиморасчеты с контрагентами Проверка лимита, проверка задолженности, получение/выписка счета, акцепт/контроль Попытка выполнения операции акцепта/выписка счета Отношения с постоянными поставщиками или покупателями. Обслуживание VIP-клиентов
Биллинг Практически невозможно Проверка контрольных показателей Непосредственно биллинг
Предоставление информации в заданном формате Редактирование текста с контролем позиций и значений Проверка контрольных показателей Создание электронных реестров. Создание электронных версий отчетов
низированная и даже автоматизированная обработка данных, несопоставима ни по скорости выполнения, ни по достигаемым результатам. Все изложенное можно конкретизировать следующими аспектами обработки информации, в которых механизация не может конкурировать с автоматизацией:
• возможность в короткие сроки обрабатывать
большие объемы информации, имеющейся в самой системе и быстро получаемой из внешних источников;
• снижение потребности в постоянном накопле-
нии и хранении промежуточных аналитических данных - итогов, отчетов, сводов и т.п., не являющихся конечными отчетами и решениями, поскольку в автоматизированных системах конечные отчеты можно получать непосредственно из первичных данных;
• возможность непрерывной работы;
• мгновенная связь с удаленными точками;
• электронный документооборот;
• анализ в реальном времени.
Обработка информации в этих аспектах при механизированном решении, вероятно, вообще недостижима, так как для этого в первую очередь потребуется несообразное расширение штата, что, несомненно, порождает многочисленные вопросы согласования и увеличивает число ошибок.
При планировании закупки автоматизированных средств обработки данных всегда возникают вопросы о целесообразности их внедрения, прежде всего чисто финансовые: речь идет о стоимости аппаратуры, всего комплекса программного обеспечения (системное, прикладное, программное обеспечение среднего уровня), стоимости поддержания их в рабочем состоянии. В самом общем виде требование к автоматизации можно выразить так: автоматизация должна быть доступна, поэтому, чтобы формулировать требования к той или иной автоматизированной системе, необходимо рассмотреть, какое оборудование и программное обеспечение может быть реально использовано при массовом внедрении АСБУ и какой уровень автоматизации может быть достигнут.
В настоящее время в подавляющем большинстве случаев подразумевается, что работа всех сотрудников организаций должна выполняться одновременно с общими данными и с минимальными задержками. Это требует использования сетей, которые состоят (условно) из серверов, рабочих станций, вспомогательного, периферийного и коммуникационного оборудования, к которому относятся и кабельные системы. Все эти компоненты в настоящее время предлагаются на рынке средств вычислительной техники. Хотя диапазон предлагаемых ценовых
Таблица 2
Оснащение предприятия вычислительной техникой
тип оборудования примерное количество, шт. Средняя цена, долл. США Средняя стоимость, долл. США примечание
Сервер 3 2 500 7 500 Файл-сервер, Web-сервер, почтовый сервер, сервер приложений, базы данных и др.
Компьютер 40 300 12 000 Оснащение рабочих мест (сканеры не на всех местах)
Монитор 40 200 8 000
Сканер 2 80 160
Модем 3 150 450 Сетевое и питающее оборудование, включая кабельные сети
Коммутатор 2 600 1 200
Источник бесперебойного питания 1 3 000 3 000
Линейный принтер 1 4 000 4 000 Высокопроизводительный принтер для массовой печати рабочих документов
Принтер для листов формата А3 1 1 300 1 300 Высокопроизводительный принтер для массовой высококачественной печати документов
Принтер для листов формата А4 3 200 600 Принтер на каждую группу из 10-15 чел.
Копировальный аппарат 2 800 1 600 -
Работа — — 1 500 Проектирование, доставка, установка, запуск
Итого _ _ 41 310 В среднем 1 032,75 долл. США на сотрудника
и технических параметров весьма широк, тем не менее к настоящему времени сформировался список приемлемой по техническим характеристикам аппаратуры, достаточной для решения задач учета. В большинстве случаев стоимость этой аппаратуры составляет (в расчете на 30-50 сотрудников) около 40 000-45 000 долл. США.
Примерная смета расходов на аппаратуру приведена в табл. 2. С увеличением количества сотрудников доля затрат на оснащение аппаратуры уменьшается. Кроме того, в настоящее время имеет место тенденция довольно быстрого по сравнению с другими производственными отраслями удешевления вычислительной техники.
Стоимость требуемого программного обеспечения определить не просто, так как, во-первых, ценовая конъюнктура непрерывно меняется, во-вторых, эти изменения весьма значительны. В предположении использования только коммерческой продукции2 средняя стоимость програм-
2 Особо стоит рассмотреть бесплатное программное обеспечение, которое при медленных изменениях законода-
много обеспечения всех уровней в настоящее время для предприятий составляет в расчете на 30-50 сотрудников около 35 000-40 000 долл. США. Примерная смета расходов на программное обеспечение приведена в табл. 3. С увеличением количества сотрудников доля затрат на оснащение программным обеспечением уменьшается.
Кроме начальной стоимости аппаратуры и программного обеспечения, расходы на автоматизацию включают затраты на обслуживание и оплату труда сотрудников, которых необходимо принять на работу (кроме основного персонала). Даже если на предприятии отсутствуют штатные единицы для обслуживания техники и программного обеспечения, предприятие все равно вынуждено или заключать договоры с обслуживающими фирмами, или нанимать внештатного
тельства могло изменить рыночную конъюнктуру в сторону снижения стоимости АСБУ. Однако в действительности законодательство меняется быстро. Это приводит к тому, что бесплатное программное обеспечение из-за слабой поддержки не может конкурировать с коммерческим программным обеспечением.
Таблица 3
Оснащение предприятия программным обеспечением
Тип программного обеспечения Примерное количество лицензий, шт. Средняя цена, долл. США Средняя стоимость, долл. США Примечание
Системное программное обеспечение
Операционная система 40 200 8 000 Предполагается, что используется
рабочих мест операционная система Windows
Сетевая операционная 1 4 200 4 200 (без комментариев)
система
Программное обеспечение среднего уровня
Корпоративные 1 1 300 1 300 Сервер приложений,
серверы Web-сервер, почтовый сервер и др.
общего назначения
Сервер базы данных 1 1 000 1 000 Основа автоматизированной учетной системы
Служебные Разное Разная 3 000 Антивирусное программное обеспе-
и сервисные чение, электронные ключи, админис-
программы траторские программы и др.
Прикладное программное обеспечение
Офисные пакеты 40 370 14 800 Текстовые, графические, табличные редакторы, клиентские почтовые программы, персональные базы данных и др.
Бухгалтерские Разное Разная 5 000 (без комментариев)
программы
Итого — — 37 300 В среднем 932,50 долл. США -на сотрудника
сотрудника, так как деятельность, связанная с автоматизацией, требует специальных знаний и соответствующей квалификации. На практике часто, особенно на мелких и средних предприятиях, функции, связанные с автоматизацией, возлагаются на администраторов сетей или баз данных, хотя это неверно. Примерная характеристика функций, выполняемых подразделениями автоматизации, приведена в табл. 4.
Для выполнения своих функций сотрудники подразделений автоматизации должны обладать средним специальным или высшим образованием. Стоимость их содержания состоит из заработной платы специалиста, хотя обычно она выше средней заработной платы специалистов на 10-30%.
Таким образом, примерная величина финансовых ресурсов, требуемых для внедрения в эксплуатацию автоматизированной бухгалтерской системы, составляет для предприятий порядка 75 000-85 000 долл. США в расчете на организацию со штатом в 30-50 сотрудников. Такие
затраты достаточно значительны для предприятий и заставляют задуматься руководителей о необходимости автоматизации решения учетных задач. Кроме того, особо стоит обратить внимание на следующее обстоятельство. Когда речь идет об автоматизации производства или управления, часто руководители и сотрудники предприятий, на которых внедряются АСБУ, не сознают, что термин «автоматизация» часто трактуется весьма вольно. Под автоматизацию подводится буквально любое мероприятие с применением (компьютерной) техники, средств связи, программного обеспечения. При этом потребителям ненавязчиво внушается мысль, а производители и внедряющие компании ее настоятельно поддерживают, что автоматизация, собственно говоря, и заключается в проведении коммуникаций и установке компьютеров с (разумеется) уникальным программным обеспечением. Применительно к условиям перехода на МСФО эта идея автоматизации, несомненно, будет подаваться под предлогом необходимости
Таблица 4
Функции подразделений автоматизации
№ п/п Функция Цель Характеристика
1 Поддержание работоспособности аппаратуры Качество эксплуатации и обслуживания Мелкий ремонт техники путем замены блоков, поддержание необходимых условий эксплуатации, настройка рабочих параметров
2 Управление программным обеспечением Создание программ Главным образом написание трансляторов форматов, адаптация отчетов, создание пакетных процедур обработки информации, использующих внешние программы
Оценка стороннего программного обеспечения Оценка возможности использования предлагаемого на рынке программного обеспечения. Вообще говоря, эта задача относится к сфере постановки задачи, поэтому в оценке стороннего программного обеспечения должны участвовать как минимум руководители и администраторы, причем именно как постановщики задачи
Внедрение Установка программного обеспечения, разработка инструкций по использованию на предприятии, частично заведение начальных значений параметров
Сопровождение Исправления обнаруженных ошибок, консультации по эксплуатации программы, разработка технологий использования программы в новых и нестандартных ситуациях
3 Администрирование программного обеспечения Управление доступом к информации Предоставление прав сотрудникам. Контроль за доступом к информации. Управление информационными ресурсами*. Хотя управление доступом возлагается на подразделения автоматизации, следует иметь в виду, что администрирование и автоматизация - это разные сферы деятельности, для которых требуются разные знания. Поэтому эта задача, относящаяся к сфере управления, должна выполняться руководителями или самостоятельными подразделениями
Вспомогательные работы Ведение электронных архивов, установка обновлений программ, восстановление информации после сбоев, антивирусная защита и т.п.
* Под управлением информационными ресурсами имеется в виду анализ потребностей в ресурсах, создание новых ресурсов, заявки на дополнительное программное обеспечение, изменение действующих и удаление неактуальных ресурсов и т.д.
приобретения или внедрения особых программ, реализующих МСФО.
Это обстоятельство требует разъяснения термина «автоматизация». Несмотря на то, что и средства связи, и вычислительная техника, и программное обеспечение являются частью автоматизации, нужно иметь в виду, что автоматизация бухгалтерского учета - это самостоятельная задача, отличающаяся от простого использования аппаратных и программных средств. Также она отличается от правил учета, хотя они также являются ее частью. По мнению авторов, несмотря на большой выбор бухгалтерских программ, в настоящее время по ряду причин говорить о решении этой задачи нельзя. Не решены ни задача автоматизации бухгалтерского учета по действующим правилам,
ни по правилам МСФО. Такая неопределенность неизбежно сделает мероприятия по переходу на МСФО крайне сложными. Сказать, что без автоматизации будет невозможно обойтись, - это ничего не сказать. По сути придется сначала автоматизировать учет по правилам МСФО, а затем выполнить весьма нетривиальный перенос данных из действующей АСБУ в МСФО. По мнению авторов, никакой трансформации данных для перехода на МСФО сделать не удастся, но не по причине несопоставимости этих данных для российских и международных правил учета (они хорошо сопоставимы), а из-за отсутствия стандартизированного способа автоматизации бухгалтерского учета.
Последние два утверждения - сопоставимость российских и международных правил
бухгалтерского учета и отсутствие стандартного способа автоматизации - могут показаться неожиданными, однако это так и есть.
Сопоставимость российских и международных правил бухгалтерского учета. В настоящее время общепринята точка зрения, что российские правила бухгалтерского учета серьезно отличаются от международных, и, несмотря на предпринимаемые усилия руководства страны по сближению их с международными, ситуация все еще далека от желаемой. На взгляд авторов, важно учесть, что выражают такое мнение те организации, основным видом деятельности которых являются обучение и сертификация бухгалтеров по международным стандартам бухучета и МСФО. Они, очевидно, финансово заинтересованы в том, чтобы мнение о несопоставимости российских и международных правил считалось само собой разумеющимся: ведь если обнаружится, что это не так, то нужда в таких организациях отпадет.
При этом суть отличия российского бухучета от международного очень простая. Главное отличие международных бухгалтерских стандартов от аналогичных документов (регламентирующие документы России) состоит в том, что в них изложены не правила, а принципы составления отчетности. В их число входят, к примеру, принципы понятности, осмотрительности, надежности, непрерывной деятельности и т.д. Основными принципами считаются непрерывность деятельности и метод начисления [1]. Другие источники дают более подробный список отличий российского бухгалтерского учета от международного.
В частности, отличительной чертой системы бухгалтерского учета в экономически развитых странах является нежесткая регламентация процедурной стороны. У них нет единого национального плана счетов, единого методологического центра, потока инструктивных материалов, обязательных для исполнения. Бухгалтерский учет служит для защиты прав и интересов собственника, в то время как в России он направлен на соблюдение норм налогового законодательства. Разные ориентиры и условия хозяйствования порождают соответствующие особенности. Так, например, при отечественном учете бухгалтеры стремятся порой завысить себестоимость, а
также, как следствие, занизить прибыль и налог на прибыль. В западных компаниях бухгалтеры, наоборот, часто пытаются завысить прибыль для получения более привлекательной картины для инвесторов (акционеров) и кредиторов.
Кроме того, в методологическом плане учет на Западе подразделяется на финансовый и управленческий.
Финансовый учет - процесс подготовки информации, пользователями которой могут быть и внешние заинтересованные лица.
Управленческий учет - процесс подготовки информации, необходимой управленческому персоналу для планирования и контроля за текущей деятельностью предприятия. В российском бухгалтерском учете такого деления не предусмотрено.
При ведении западного учета используются постоянные счета (активы, пассивы и капитал акционеров) и временные счета (доходы, расходы, прибыли и убытки). Остатки по постоянным счетам показываются в балансе, остатки по временным счетам закрываются на постоянные счета.
В отличие от российских стандартов учета стандарты IAS/GAAP не предписывают обязательного плана счетов. Каждая компания разрабатывает свой собственный план счетов, наиболее подходящий для масштабов и особенностей ее деятельности.
В соответствии с основными принципами группировки балансовых статей активы располагаются в порядке убывания их ликвидности, обязательства - в порядке возрастания сроков погашения. Собственный капитал показывается по принципу возрастания его подверженности различным изменениям.
Бухгалтерский учет, сложившийся в Российской Федерации, более сложен, строг и конкретизирован, что делает информацию на выходе аналитичнее. На Западе широко используются смешанные проводки, когда одновременно дебетуются и кредитуются несколько счетов. В российской бухгалтерии каждой записи по дебету соответствует одна запись по кредиту, что дает возможность отследить хозяйственную операцию. В западном учете не используется метод «красное сторно», который позволяет уменьшить неправильные обороты.
Очевидно, что в таком списке отличий смешаны совершенно несопоставимые параметры,
часть из которых к собственно учету вообще не имеет отношения. Что касается сопоставимых параметров, то серьезных отличий в них нет, а особенности использования для автоматизации учета вычислительной техники сводят к нулю даже несущественные отличия. Пояснения по списку отличий, приведенных в статье «Российские и международные стандарты бухгалтерского учета: понятия, отличия» [3], даны в табл. 5.
Таким образом, подчеркиваемые различия международного и российского бухгалтерского учета не существенны, а в условиях автоматизированного учета не имеют смысла.
Если беспристрастно прочесть российские принципы бухгалтерского учета (РПБУ), введенные в 1992 г., и сравнить их со стандартами IAS/GAAP, то обнаружится их большое совпадение (новые правила бухгалтерского учета в России создавались именно на основе IAS/ GAAP). В конечном итоге цель бухгалтерского учета не зависит от политического устройства государства, поэтому принципиально невозможно представить, что способ учета может серьезно различаться. Различаться может только практика учета. Заявления о различии международного и российского бухгалтерского учета неявно включают в понимание системы бухгалтерского учета практику применения бухгалтерского учета, а это является неоправданным обобщением термина «система бухгалтерского учета» на область государственной политики.
Отмеченное позволяет утверждать, что мнение о серьезном различии российских и международных правил бухгалтерского учета сегодня не имеет обоснования, а является конъюнктурным и ангажированным.
Отсутствие стандартного способа автоматизации. Может вызвать недоумение утверждение авторов статьи, что отсутствие стандартов автоматизации окажется препятствием для перехода на МСФО. Казалось бы, если российские и международные правила сопоставимы, то достаточно трансформировать имеющиеся данные в новый вид, и переход будет осуществлен. На этом, кстати, основаны существующие методы перехода на МСФО. Однако препятствием является то, что существующие АСБУ из-за отсутствия стандартов автоматизации спроектированы так,
что они автоматизируют не принципы учета, а конкретные методы ввода, конкретные отчеты, конкретные процедуры обработки данных, т.е. они могут работать только по конкретному законодательству. Изменение законодательства требует переписывания АСБУ, а так как формально МСФО рассматривается как другое законодательство, то и АСБУ будет переписана. Что при этом произойдет с данными? Данные старой АСБУ будут иметь технический смысл только в старой системе, данные АСБУ для МСФО - только в новой. Никакой сопоставимости на уровне технической реализации просто не будет, так как сами старая АСБУ и АСБУ для МСФО будут несопоставимыми на техническом уровне. Таким образом, при переходе на МСФО возникнет особая и весьма нетривиальная задача по трансформации несопоставимых технических данных. Для сравнения: если бы старая АСБУ была разработана так, что она реализовывала принципы учета, то никакой трансформации вообще не потребовалось бы. Достаточно было бы перенастроить отчеты. Еще один пример для сравнения.
Нынешняя практика внедрения новых АСБУ взамен старых показывает, что даже в рамках одного и того же законодательства такой переход приводит к заметным финансовым потерям и огромным трудностям технического плана.
В подтверждение мысли о невозможности перехода на МСФО в рамках имеющихся АСБУ и появлении дополнительных трудностей при переносе данных можно привести уже известный факт. Консалтинговые фирмы, занимающиеся внедрением МСФО и постановкой учета по IAS/GAAP, рекомендуют предприятиям-клиентам начать использовать в учете параллельный план счетов, полностью независимый от действующего стандартного плана. В известных случаях, на взгляд авторов, консалтинговые фирмы даже не пытались использовать возможности действующего Плана счетов, например, расширением кодировки для введения информации, необходимой для МСФО, а ведь фактически это является ничем иным, как созданием новой АСБУ для МСФО.
Таким образом, отсутствие стандартов в автоматизации бухгалтерского учета порождает трудности при переходе на МСФО, не связанные собственно с МСФО.
Таблица 5
Отличия российского и международного бухгалтерского учетов
Отличие Пояснение Важность
Нежесткая регламентация процедурной стороны в западном учете и жесткая -в российском Подразумевается, что западное предприятие само выбирает способ учета в отличие от российского, которому способ вменен законодательно. Однако, во-первых, западные предприятия неизбежно вынуждены выбирать тот способ учета, который сложился в обществе, а он только один и сформулирован еще в XVI в. Основан на двойной записи проводки. Во-вторых, под «процедурной стороной» понимается вполне определенная сторона - список видов учитываемых объектов или операций. И регламентация состоит в установке определенного списка, а нежесткость регламентации означает всего лишь право предприятий самостоятельно выбирать объекты для этого списка. Но у предприятий выбор в действительности невелик: это одни и те же объекты и одни и те же операции, зависящие от рода деятельности предприятия. Таким образом, независимо от жесткости регламентации предприятия будут выбирать одно и то же. В условиях автоматизированного учета выбор вообще скрыт Не играет роли для выбора предприятиями, а в условиях автоматизированного учета вообще теряет смысл
На Западе обеспечение интересов собственника, а в России соблюдение норм налогового законодательства Такое утверждение не относится к бухгалтерскому учету как процедуре, так как характеризует не систему бухгалтерского учета, а практику его применения. Считать это отличием просто невозможно, не говоря уже о том, что такое утверждение лживо, так как его суть не в выявлении свойств систем бухгалтерского учета, а чисто пропагандистская попытка изобразить, что в России даже в бухгалтерском учете все плохо Это вообще не отличие
На Западе учет методологически подразделяется на финансовый и управленческий, а в России такого деления не предусмотрено Такое утверждение так же, как и предыдущее, не относится к бухучету как процедуре, а характеризует практику применения бухучета. Говорить, что в России бухгалтерский учет используется только для чего-то одного, очевидно, некорректно. Что же касается явно выраженного деления на финансовый и управленческий учет, то действительной нужды в этом нет, так как учет неизбежно сам собой разделится на финансовый и управленческий просто вследствие его использования заинтересованными лицами, в том числе внешними, и управленческим персоналом Не имеет значения
На Западе используются постоянные и временные счета, а в России якобы нет Это отличие приведено в процитированной статье «Российские и международные стандарты бухгалтерского учета: понятия, отличия» в такой формулировке, что непонятно, считают ли авторы этой статьи использование постоянных и временных счетов отличием. Если да, то авторы статьи ошибаются, если нет, то и отличия нет Нет предмета для сравнения
Стандарты ^ЮАДР не предписывают обязательного плана счетов, а российские стандарты предписывают Об этом уже были пояснения в обсуждении нежесткой регламентации процедурной стороны. Можно только повторить, что это не имеет никакого значения Не играет роли для выбора предприятиями, а в условиях автоматизированного учета вообще теряет смысл
При группировке балансовых статей на Западе и в России используется разный порядок По этому показателю действительно есть различия, а именно: различным можно считать порядок расположения активов, принятый на Западе и в России. Порядок для обязательств и собственного капитала совпадает [2]. Однако необходимость выбранного порядка именно для активов не играет для учета особой роли, поэтому считать это существенным различием учета на Западе и в России нельзя Несущественное различие
Окончание табл. 5
Отличие пояснение Важность
Результаты, получаемые при использовании западного учета, проще, российского — сложнее Такое отличие существует, но имеет смысл только для мелких предприятий, а при использовании АСБУ сложность результатов не имеет значения, так как сложность ложится на вычислительную технику, а не на человека Несущественное различие, а в условиях автоматизированного учета вообще теряет смысл
На Западе в проводках по дебету и кредиту могут одновременно участвовать несколько счетов, а в России только по одному Такое отличие существует, но имеет смысл только при ручном вводе бумажных документов. При использовании АСБУ разницы нет Несущественное различие, а в условиях автоматизированного учета вообще теряет смысл
В западном учете не используется метод «красное сторно», который позволяет уменьшить неправильные обороты Такое отличие существует, однако следует понимать, что метод «красное сторно» является сугубо технической особенностью, сохранившейся со времени использования больших автоматизированных систем управления предприятием в СССР, предназначенной для исправления ошибок операторов, т.е. собственно к учету как процедуре это не относится. Кроме того, в современных АСБУ на Западе для исправления ошибок используются разные приемы, среди которых есть и аналоги «красного сторно» Несущественное различие, а в условиях автоматизированного учета вообще никогда не имело смысла
В итоге следует сказать, что задача автоматизации бухгалтерского учета посредством внедрения АСБУ в условиях перехода на МСФО будет весьма актуальной. Более того, ее актуальность будет отягощена отсутствием стандартов в области автоматизации бухгалтерского учета: несмотря на финансовую доступность производительных аппаратных и программных средств, каждое предприятие по сути будет идти своим уникальным путем: по-своему автоматизировать учет по МСФО и перенос в новую АСБУ имеющихся данных. В то же время, по мнению авторов, хотя автоматизация учета по МСФО в техническом смысле принципиально не отличается от задачи автоматизации учета по российским правилам, она из-за отсутствия стандартов в области автоматизации бухгалтерского учета будет решаться с нуля. Производители бухгалтер-
ского программного обеспечения не сумеют легко переделать свои программы, подстраивающие российский бухгалтерский учет под МСФО. Вот почему, кроме узкой задачи внедрения МСФО, предприятия будут вынуждены автоматизировать бухгалтерский учет.
Список литературы
1. Международные стандарты бухгалтерского учета / URL: http://www.kumc.ru/progr_obuch/ msbu/msbu.html.
2. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н.
3. Российские и международные стандарты бухгалтерского учета: понятия, отличия / URL: http://www.xserver.ru/user/pimsb.
ВНИМАНИЕ! На сайте Электронной библиотеки <^ИЬ> собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами. Подробности на сайте библиотеки:
www.dilib.ru
V_;