ПРОБЛЕМЫ АВИАЦИИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ В РОССИИ Петров Д.А.1, Воробьев В.С.2, Ванин В.Н.3
1 Петров Даниил Андреевич - курсант 2Воробъев Вячеслав Сергеевич - курсант 3Ванин Владимир Николаевич - доцент, кафедра «Боевого управления авиацией и управления воздушным
движением»
ФВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина», г. Челябинск
Аннотация: в данной статье рассматривается авиация общего назначения, ее задачи, предназначение, затем будут рассмотрены проблемы организации и производства полетов малой авиации или же авиации общего назначения. Представлены наиболее серьезные проблемы малой авиации в современной России, в том числе снижение пассажирооборота и авиационных перевозок, старение и убылъ парка воздушных судов и «забюрократизированностъ» законодательства в области малой авиации, а также указаны возможные пути их решения или минимизации проблем.
Ключевые слова: Малая авиация, авиация общего назначения, проблемы авиации, решение проблем авиации.
УДК 351.814.4
Ежедневно жители густонаселенных регионов России могут наблюдать пролетающие над ними на малой высоте небольшие вертолеты и самолеты. Как правило, такие низковысотные полеты наблюдаются вне городской черты.
Рис. 1. Легкомоторный самолет, представитель АОН. В большинстве таких полетов эти легкие воздушные суда относятся к
АОН и принадлежат частным владельцам. И в большинстве сообщений средств массовой информации о происшествиях с участием воздушных судов речь идет не о воздушной технике военной или коммерческой гражданской авиации, а именно об Авиации общего назначения. Ее легкие самолеты и вертолеты, находящиеся в частных руках, становятся иногда по несколько раз в месяц фигурантами авиационных происшествий, нередко, к сожалению, - отягощенных гибелью или травмами граждан.
Авиация общего назначения или, как ее называют в обиходе, - "малая авиация" или "частная авиация", относится к гражданской авиации (ГрА) Российской Федерации [1].
Малая авиация предназначена для решения широкого круга задач и, прежде всего, для обеспечения авиаперевозок в труднодоступных районах - будь то крайний север, дальний восток и т.д.
Рис. 2. Виды малой авиации и оценка текущих объемов рынков в РФ, млрд
руб.
Особое значение приобретают новые задачи, связанные с исследованием арктических районов территории России, по обеспечению решения антитеррористических задач, а также активно развивается воздушное такси и услуга по найму частных пилотов.
Однако, на сегодняшний день транспортная система малой авиации находится в упадочном состоянии. Началось это задолго до сегодняшнего момента. Еще в период распада Советского союза, когда финансирования остро не хватало и были сокращены и упразднены многие значимые сферы, будь то армия, институт образования, так и наша авиационная отрасль. А ввиду недавних событий - начала проведения Специальной военной операции ВС РФ на территории Украины, России были выдвинуты санкции, которые, несомненно, оказали негативное влияние на закупку необходимых
Турисшческис и . |ыч№л»КЛ1е мте
Деловая швшишя:
12 млрд. рм» 16?».)
частей для ремонта авиапарка, а кроме того, воздушные суда, которые находились в момент начала СВО на территории западных стран были приватизированы и изъяты в пользу западных стран, что также значительно уменьшило количество воздушных судов, способных сейчас выполнять перевозку пассажиров и грузов.
Несмотря на трудную политическую обстановку, а также проведение СВО у АОН имеются ряд других проблем, которые усугубляют уже и без того плохое положение. К ним относятся:
1. Резкое снижением пассажирооборота и авиационных перевозок в области малой авиации
Транспортная мобильность населения большей части территории РФ остро зависит от малой авиации:
- более 60% территории России не имеют доступа к основным транспортным коммуникациям. Для них авиатранспорт - практически единственный способ связи с крупными населёнными пунктами, а возможности по использованию авиатранспорта в труднодоступных местах -ограничена.
За 25 лет резко сократились объёмы авиаперевозок и авиационных работ:
- В 3 раза уменьшилось количество населённых пунктов, в которые осуществляются авиаперевозки;
- В 6 раз сократилось количество аэродромов и в 2 раза количество посадочных площадок. В 1990 г. в стране было более 1 тыс. 400 аэродромов, сейчас - 280;
- В 5 раз понизилась ценовая доступность местных авиаперевозок, ввиду резкого повышения цены на авиационное топливо;
- В 50 раз снизился пассажирооборот на местных авиалиниях. Наиболее остро проблема сокращения в сегменте внутрирегионального и местного авиатранспортного сообщения, решения задач социально значимого характера стоит для Севера России, Восточной Сибири, Дальнего Востока.
Потребность населения России в авиаперевозках не удовлетворяется в полной мере, в зависимости от места проживания существует разрыв в транспортной доступности [2].
2. Старение и убыль парка воздушных судов малой авиации
Действующий парк малой авиации не оптимален по структуре и не
эффективен, а также нуждается в немедленной замене:
- Стоимость эксплуатации воздушных судов действующего парка чрезвычайно высока, определяющим образом зависит от возрастающих цен на авиационное топливо, расходов на содержание наземной инфраструктуры.
- 90% эксплуатируемого парка АОН старше 20 лет и составляет ее самолет АН-2, морально устарело, нуждается в постоянном дорогостоящем техническом обслуживании, практически не подлежит модернизации по
причине ускоренной выработки ресурса;
Все это приводит к тому, что России приходится закупать легкие самолеты для АОН, а ввиду санкций - это усложняется и становится дороже [2].
3. «Забюрократизированность» законодательства в области малой авиации
По данным пилотов легкой и сверхлегкой авиации, этот рынок может приносить оборот в 70 млрд. рублей в год. Однако из-за зарегулированности правил и законов официально приносит в пять раз меньше - около 14 млрд рублей. Ввиду сложности законодательства, основная часть рынка находится в серой зоне, и не может приносить официальные доходы и развиваться. Причинами такого состояния является:
- Уменьшение количества школ подготовки пилотов для малых судов. К авиационным учебным центрам предъявляются слишком жесткие требования. Это привело к тому, что почти все частные учебные центры лишили сертификатов. Поэтому большинство пилотов едут учиться за границу. В России работают только 10 авиационных частных учебных центров на страну в 146 млн человек. В Чехии с населением около 10 млн человек действуют 40 авиационных центров;
- Запреты на полеты. Требование об обязательности подачи уведомления и плана для выполнения полета в неконтролируемом воздушном пространстве (класс G) всеми пользователями воздушного пространства зачастую носит не «уведомительный», а «разрешительный» характер.
- Небезопасные аэродромы. Отсутствие сертифицированных аэродромов для малой авиации, в связи с тем, что зачастую эти площадки имеют статус земель сельхозназначения и не имеют статуса аэродрома [2].
Исходя из всего вышесказанного, делаем вывод о том, что малая авиация РФ находится в глубоком кризисе, не смотря на свою острую необходимость для отдельных регионов России.
В связи с этим, при решении задач воссоздания и развития транспортной системы малой авиации необходимо на государственном уровне предпринять ряд комплексных мер, к ним могут относиться следующие:
- создать учреждения подготовки авиационного персонала малой авиации, развивать сеть училищ и центров подготовки и переподготовки летчиков и всего авиационного персонала. Модернизировать учебно-методические материалы, программу подготовки авиационного персонала в учреждениях их подготовки.
- внести ясные и понятные для всех участников процесса изменения в законодательную базу, Федеральные авиационные правила.
- создать условия для эффективного развития региональных, межрегиональных и местных воздушных перевозок с учетом масштабов деятельности небольших аэропортов, предусматривающих небольшую
численность обслуживающего персонала т.е. развивать аэродромную сеть, в том числе строительство и восстановление аэродромов различных классов.
- внедрить и сертифицировать новую авиационную технику и наземную инфраструктуру воздушного транспорта для региональных и местных авиаперевозок, изучить материалы ранних разработок легких воздушных судов, на основе их создавать и разрабатывать современные самолеты для АОН для замены устаревшего авиапарка.
- обеспечить безопасность полетов и совершенствовать систему подготовки летного и наземного персонала малой авиации, проводить разбор современных АИ и АП и обучение действий в них.
- обеспечить государственную поддержку сохранения и развития авиапарка воздушных судов на региональных и местных воздушных авиалиниях.
- Поддерживать развитие малого и среднего бизнеса в отдаленных регионах России в области АОН и авиационной отрасли в целом. Производство и доставку ГСМ, топлива, запасных частей, ремонтных материалов и т.д.
При должном финансировании и грамотном руководстве малая авиации в России способна не только восстановиться, но и увеличить свой авиапарк, аэродромную сеть. АОН способна будет обеспечить необходимый уровень пассажирооборота по всей территории страны. Увеличить уровень подготовки авиационного персонала, а также персонала, обеспечивающего полеты (ИАС, ТЭЧ и т.д.) Кроме того, выполнение предложенных мер повысит безопасность полетов, как малой авиации, так и авиации в целом, что поможет сохранить жизни людей и воздушные суда.
Список литературы
1. Частная малая авиация - полет на красный свет [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://szmtu.favt.rU/public/files/2016/02/2.pdf (Дата обращения: 11.12.2024).
2. Анализ проблем малой авиации в России и возможные пути их решения [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-problem-maloy-aviatsii-v-rossii-i-vozmozhnye-puti-ih-resheniya?ysclid=m4k5vdlouv652591246 (Дата обращения: 11.12.2024).