Научная статья на тему 'Проблемы актуализации практик плодоизгнания в условиях демографической модернизации в 1920-х гг. (на материалах Западной Сибири)'

Проблемы актуализации практик плодоизгнания в условиях демографической модернизации в 1920-х гг. (на материалах Западной Сибири) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
200
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ СЕМЬИ / ПРАКТИКИ ПЛОДОИЗГНАНИЯ / АБОРТ / РАСКРЕПОЩЕНИЕ ЖЕНЩИН / ТЕЛЕСНОСТЬ / 1920-Е ГОДЫ / FAMILY PLANNING / FETUS EXPULSION PRACTICES / ABORTION / EMANCIPATION / PHYSICALITY / 1920S

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Васёха Мария Владимировна

В статье раскрываются причины актуализации практик плодоизгнания (легальные и нелегальные аборты) среди сибирячек в связи с реализацией государственной семейной политики в Сибири в 1920-е гг. Автор рассматривает особенности внедрения политики в области медицинских абортов в Сибири, показывает отсутствие альтернативных аборту предложений планирования семьи. В статье приводятся новые данные о состоянии этого вопроса среди крестьянок-сибирячек и «адаптации» этих медицинских практик у деревенских «бабушек». Автор статьи показывает, все лицемерие политики советской власти по отношению к населению страны, ведь декларируя свободу женщины в распоряжении собственным телом, в том числе и в принятии решения по планированию семьи, государство пыталось решить вопросы восстановления народного хозяйства и перехода к курсу индустриализации. Иллюзорная свобода прокреативного выбора, практически без альтернативных вариантов, сформировала тактику планирования семьи в Сибири и России в целом на протяжении ХХ в. На фоне общей дезорганизации семейной жизни, падения морально-нравственных установок все же довольно незначительная часть сибирских крестьянок, по сравнению с горожанками, обращались к новому для них способу регулирования рождаемости, при этом предпочитая «бабушек ». Сельское население в 1920-х гг. не было готово активно пользоваться новыми законодательными возможностями, все еще придерживаясь традиционных взглядов на этот вопрос.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal and illegal abortion practices actualization in terms of demographic modernization in the 1920s (based on the Western Siberia materials)

The article describes the reasons for actualization of practices of fetus expulsion (legal and illegal abortions) among Siberian women in connection with the implementation of the state family policy in the 1920s. The author examines the particular implementation of policy in the field of medical abortion in Siberia, shows a shortage of alternative methods to abortion in family planning. The paper presents new data on the status of this issue among Siberian peasant women and “adaptation” of these medical practices among village midwives. Illusory freedom of procreative choice, with little or no alternatives, has formed the tactics of family planning in Siberia and Russia as a whole throughout the 20th century. Against the background of the overall disruption of family life, of the fall of moral attitudes, still quite a small part of the Siberian peasant women, as compared to urban female citizens turned to this way of birth control, which was new to them, but if they did, they preferred midwives. The rural population in the 1920s was not prepared to actively use the new legislative opportunities still adhering to traditional views on this issue.

Текст научной работы на тему «Проблемы актуализации практик плодоизгнания в условиях демографической модернизации в 1920-х гг. (на материалах Западной Сибири)»

УДК 94(470)"1920"

Васеха Мария Владимировна

Институт этнологии и антропологии РАН, г. Москва

[email protected]

ПРОБЛЕМЫ АКТУАЛИЗАЦИИ ПРАКТИК ПЛОДОИЗГНАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ В 1920-х гг. (на материалах Западной Сибири)*

В статье раскрываются причины актуализации практик плодоизгнания (легальные и нелегальные аборты) среди сибирячек в связи с реализацией государственной семейной политики в Сибири в 1920-е гг. Автор рассматривает особенности внедрения политики в области медицинских абортов в Сибири, показывает отсутствие альтернативных аборту предложений планирования семьи. В статье приводятся новые данные о состоянии этого вопроса среди крестьянок-сибирячек и «адаптации» этих медицинских практик у деревенских «бабушек». Автор статьи показывает, все лицемерие политики советской власти по отношению к населению страны, ведь декларируя свободу женщины в распоряжении собственным телом, в том числе и в принятии решения по планированию семьи, государство пыталось решить вопросы восстановления народного хозяйства и перехода к курсу индустриализации. Иллюзорная свобода прокреативного выбора, практически без альтернативных вариантов, сформировала тактику планирования семьи в Сибири и России в целом на протяжении ХХ в. На фоне общей дезорганизации семейной жизни, падения морально-нравственных установок все же довольно незначительная часть сибирских крестьянок, по сравнению с горожанками, обращались к новому для них способу регулирования рождаемости, при этом предпочитая «бабушек». Сельское население в 1920-х гг. не было готово активно пользоваться новыми законодательными возможностями, все еще придерживаясь традиционных взглядов на этот вопрос.

Ключевые слова: планирование семьи, практики плодоизгнания, аборт, раскрепощение женщин, телесность, 1920-е годы.

Молодая советская власть впервые в мировой практике 18 ноября 1920 г. легализовала медицинский аборт по медицинским и социальным показателям. Постановление Наркома здравоохранения «Об охране здоровья женщин» [12] подкрепляло политический проект по «раскрепощению женщины», целью которого было выведение ее за пределы семейных обязанностей (жены, матери, хранительницы семейного очага) и добавление функционала общественной работницы и политически активной гражданки [4, с. 43-46]. При этом материнство оставалось репродуктивной обязанностью женщины перед советским обществом. Эксперимент с внедрением медицинского аборта в существовавшее тогда традиционное репродуктивное поведение должен был помочь женщине распоряжаться собственным телом и принимать решения о перспективах собственной жизни, а, по словам В.И. Ленина, аборт являлся охраной «азбучных демократических прав гражданина и гражданки» [10, т. 23, с. 257].

Идеи о половой свободе, дискуссии об обобществлении жен и детей, раскрепощении межполовых отношений и т. д. в Сибири 1920-х гг. воплотились в примитивизации моральных норм, связанных не только с отношениями между полами, но и в отношении собственных детей [3, с. 191-196].

На собраниях 1920-х гг. работников Крайздра-ва и отделов охраны материнства и младенчества Сибкрая вопрос об участившихся случаях подкидывания младенцев и криминальных детоубийствах стоял во главе угла. Сотрудники этих госу-

дарственных органов считали главными мерами борьбы с этими явлениями проведение с женщинами консультаций, ассигнование на социальную помощь безработным матерям и матерям-одиночкам (считалось, что именно эта категория женщин более всех склонна избавляться от детей), а также широкое ознакомление населения с методами искусственного прерывания беременности и методами контрацепции [7, л. 11]. Методами предохранения, известными в те годы, сибирский врач П.Б. Болтянская на страницах журнала «Красная сибирячка» в 1929 г. называла химические или лекарственные средства, например, таблетки «Кон-трацептин», шарики «Контрацептин», паста «Пре-консоль». Эти препараты выпускались аптекой Отдела охраны материнства и младенчества Нар-комздрава и выдавались по рецепту врача. Были известны и механические средства - колпачки и презервативы. Одновременно с вышеперечисленными контрацептивами, средствами предохранения у населения считались «естественные меры» (прерванный половой акт и пролонгация лактации детей до 2-3-х лет). Однако, как отмечала опытный сибирский врач, последнее средство предохранения является неэффективным: из 100 женщин 60 вновь становились беременными. Важно отметить, что в женской популярной периодике 1920-х гг., кроме этой публикации, автору не встретились другие документы, пропагандировавшие средства превентивной контрацепции [2, с. 12].

Идея планирования семьи посредством противозачаточных средств не стала популярной среди населения Сибири, как, впрочем, и всей страны. В середине 1920-х гг. медработники констатирова-

" Работа поддержана грантом РГНФ № 12-01-00229.

© Васеха М.В.. 2015 Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 2, 2015

37

ли резкий рост числа абортов как в городах Сибири, так и в сельской местности [1, с. 39].

В дореволюционной России женщине, сделавшей аборт, и лицам, способствовавшим этому, полагалась ссылка на каторгу [15, с. 775]. В целом прокреативное поведение крестьянства до начала его трансформации (1920-е гг.) носило выраженную пронаталистскую ориентацию. Женская фер-тильность представлялась божественным даром, изменение же репродуктивного поведения у русских считалось страшным грехом [9, с. 42]. В то же время появление ребенка в бедных многодетных семьях воспринималось как отягощение, однако как ни тяжело было бы женщине с детьми, она не решалась вмешаться в процесс беременности и родов [16, с. 192-195; 11, с. 100].

Медицинский аборт, по установкам советских медработников, являлся «неотъемлемой особенностью культурного развития человечества», а законы, регулирующие аборты, - «большим прогрессом советского законодательства» [1, с. 39-42]. На протяжении 1920-х гг. по всей стране прослеживалась тенденция роста числа абортов, появилось много частных кабинетов, акушерок, «специали-стов-абортистов», а в сельской местности просто «бабушек», не имевших отношения к медицине.

Западную Сибирь рост практик плодоизгнания, нелегальных абортов, в том числе с летальным исходом, также не миновал. В своей статье «Аборт в деревне» в 1926 г. доктор В.Е. Смирнов из Змеино-горской участковой больницы писал [14, с. 43-47], что в деревне знали три вида различных способов вытравления плода. Это абортативные вещества: свинцовые белила, селитра, настойка багульника, можжевельник, чистотел, «мужской папоротник», «сорокапотужная травка» и т. д. Случалось, что крестьянки употребляли эти ядовитые вещества в смертельных дозах, что приводило к летальному исходу. Автор также писал о распространенности на селе «случайных» причин, таких как падение, поднятие тяжестей, битье по животу бутылками и кулаками, «накидывание горшков» и пр. Как отмечал В.Е. Смирнов, оба эти метода широко использовались «бабушками» в деревне с давних времен. Нередко женщины после подобной «помощи» становились инвалидами на всю жизнь. По сведениям доктора, из города от невежественных «специ-алистов-абортистов», перенявших хирургические методы врачей-гинекологов, в деревенскую глушь пришли новые способы изведения плода. «Абортных дел мастера» в деревне по-своему восприняли методы бужирования матки и катеторы: за неимением инструментов «бабушки» использовали «подручные» инструменты. Сам врач сталкивался в своей практике со следующим: березовый прутик из веника или метлы, набивалка гильз Катык, ржавые гвозди, спица от зонтика и т. д. Эти предметы извлекались из полости матки у женщин, которые

приходили в больницу с очень сильными болями и кровотечениями. По словам больных, «бабушки» делали укол в матку и обещали, что «предмет выйдет сам вместе с кровями». В большинстве случаев, писал Смирнов, с так называемым «начавшимся абортом» в больницы обращаются разведенные женщины и солдатки, пытавшиеся «скрыть свой позор» [14, с. 43-47].

Сбор статистических данных об абортах начался только в 1924 г. с введения обязательной регистрации женщин, попавших в больницу для производства полного аборта, и женщин, поступивших в больницу с начатым вне больницы (неполным) абортом [6, с. 22]. В медицинских журналах 1920-х гг. отмечалось: «Стали делать аборты наспех, не утруждая больную снять галоши, а больные, в свою очередь, стали проделывать аборты между делом, мимоходом» [1, с. 41]. По данным сибирских врачей, женщины, как городские, так и деревенские, в 1920-е гг. продолжали обращаться к непрофессиональным частникам, а не в абортные комиссии. Абортные комиссии (врач-гинеколог и представители женотдела) решали, существуют ли социальные или медицинские показания для искусственного прерывания беременности. Отказы женщинам поступали только в редких случаях, в основном по причине нехватки мест в стационаре.

Врачи-энтузиасты в некоторых городах Сиб-края пытались составить общую картину, характеризующую это явление, опираясь на имеющиеся у них официальные данные прошений в абортные комиссии и карточки пациенток после меда-борта. Так, например, врачом П.Т. Приходько [13, с. 19-24] дается характеристика возрастного, социального, семейного состояния женщин, прошедших медицинский аборт в Томской и Судженской больницах в 1925-1926 гг. В больницу обращались женщины от 16 до 46 лет, около 40% из них были с осложнениями после нелегального аборта, что говорит о широкой распространенности и неконтролируемости этого явления. Средний возраст обратившихся за легальным абортом (через абортные комиссии) был 32,1 года, у поступивших с нелегальным - 24,3 года. Это значит, что более молодые сибирячки фертильного возраста предпочитали первоначально обращаться за помощью не к врачам, а к подпольным специалистам. Из всех женщин, прошедших медаборт в Томской больнице, большую часть составила возрастная группа от 20 до 30 лет - около 60%, женщин старше 30 лет -примерно 33%, моложе 20 лет - 5%, у 2% - возраст был неизвестен. По семейному состоянию большинство женщин были замужними (87,5%), и лишь 12,5% не имели законных мужей (одиночки, вдовы, девицы), однако сюда были включены и женщины, жившие в незарегистрированном браке. П.Т. Приходько считал, что нестабильное положение женщины в незарегистрированном браке

18% Бедность

2%% Иные причины

48%% Нежела ние иметь ребенка

32% Ушибы, падения

27%% Болезнное состояние

1%%

Нежела ние иметь ребенка

70%%

2% Недостаток

Иные причины материальных средств

А. После нелегального медаборта

Б. После легального медаборта

Рис. 1. Причины, толкнувшие женщин на аборт в 1925-1926 гг., по анкетам пациентов Судженской и Томской больниц.

Составлено по: Приходько П.Т. Социальные основы абортов в Анжеро-Судженском районе Томского округа // Сибирский медицинский журнал. - 1927. - № 1. - С. 19-24.

в большей степени провоцирует ее на избавление от ребенка, чем в зарегистрированном [13, с. 24]. Данные о том, что большинство женщин, решившихся на операцию (как легальную, так и не легальную) были замужем, говорит о том, что эта мера не была инструментом скрытия «позора», а вполне осознанным средством планирования семьи.

Врач Приходько в статье приводил причины, по которым женщины шли на операцию (пациентки указывали их сами). Источником стали анкеты пациентов за 1925-1926 гг., в которых была заполнена соответствующая графа, всего таких анкет было 345 (рис. 1).

Причинами, заставлявшими женщин прибегать к таким мерам планирования семьи как аборт, по мнению акушера-врача, по большей части, являлось нежелание иметь ребенка (как это хорошо видно из ответов женщин после нелегального аборта). В ответах женщин, прошедших через абортные комиссии, эта причина практически не звучала. Однако, как считал Приходько, пациентки приводили такие существенные доводы, как болезненное состояние и недостаток средств, по причине того, что это позволяло получить от комиссии 100 % разрешение, в отличие от эгоистического желания женщины избавиться от ребенка [13, с. 19-24].

Между тем, показатели количества легальных абортов (не говоря уже о нелегальных) к 19251926 гг. резко выросли по всей России, не обошло это явление и регионы Западной Сибири (табл. 1).

Почти во всех округах Сибкрая возросло число абортов, в некоторых из них число операций за полгода в 1926 г. превысило общее количество операций, сделанных за весь 1925 г. В 1925 г. женщины с «неполными абортами» (после криминальных) составляли 32% от числа всех операций, в первой половине 1926 г. их было уже 35%. Этот факт говорит о том, что количество женщин, пошедших на аборт выросло не только в специальных медицинских учреждениях, но и у «специалистов-аборти-стов». Если в 1925 г. отказов со стороны абортной комиссии не было, то в 1926 г. они уже появились, что во многом было связано с низкой пропускной способностью «абортных коек в больницах и абортариях». В Сибкрае за 6 месяцев 1926 г. специалистами абортных комиссий был дан отказ на операцию почти 13% женщин. Эти 420 женщин, по мнению врачей, стали потенциальными клиентками подпольных специалистов. Женщины, которым было отказано в операции по тем или иным причинам, как проследили в красноярской окружной больнице, обычно не останавливались и обращались к «повитухам» [13, с. 19-24].

Унизительное собирание справок для абортной комиссии, придание публичности столь интимному мероприятию, в особенности в узком деревенском мирке, а также возможный отказ в производстве аборта толкали большинство женщин к «народным умельцам». Только по официальной статистике в 1928 г. в Омском округе женщин с начавшимися

Количество абортов по Сибкраю за 1925 г. и 6 месяцев 1926 г. (легальных, прошедших через комиссии по разрешению абортов)

Таблица 1

Округ 1925 г. 6 месяцев 1926 г.

Всего Полных Не полных Отказано Всего Полных Не полных Отказано

Итого 4964 3368 1596 0 4367 2843 1524 420

Составлено по: Отчет о движении абортов в Сибкрае (по данным абортных комиссий) // Сибирский медицинский журнал. - 1927. - № 6/7. - С. 108; По Иркутскому округу сведения отсутствуют.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова „^ № 2, 2015

39

выкидышами, доставленных в больницы, было 115 на каждые 100 легальных медицинских абортов [8, с. 19].

Аборты хотя и не были редкостью в деревне, однако, по официальной статистике, крестьянок, прошедших эту операцию, было в несколько раз меньше, чем горожанок. В медицинских журналах 1920-х гг. часто встречаются заметки врачей, имеющих дело с начавшимися выкидышами у селянок, которые, в силу меньшей осведомленности и сложившихся традиций, обращались к «бабушкам». С 1924 г., в связи с началом работы госкомиссии по борьбе с абортами, врачи и работники комитетов по Охране материнства и младенчества начинают говорить о вреде абортов для женского здоровья и называть это явление «социальным злом». В 1929 г. в статье «Предохранительные средства от беременности» сибирский врач П.Б. Болтянская писала о несомненном зле абортов, представляющих большой вред для здоровья женщины [2, с. 12]. Выход из ситуации неуклонно растущего числа абортов специалистам виделся в поднятии санитарной грамотности населения, расширении сети женских консультаций, где будет рассказываться о вреде аборта и проводиться широкая пропаганда противозачаточных средств. Врачи с середины 1920-х гг. начали говорить о необходимости устранения абортных комиссий, которые отказом «толкают женщин в лапы повитухам» [13, с. 19-24].

Приняв во внимание сложившуюся ситуацию, в 1929 г. Отдел здравоохранения при ИК Западно-Сибирского краевого Совета депутатов трудящихся принял новую инструкцию о производстве абортов [7, л. 33-39]. В инструкции значилось: отказаться от работы абортных комиссий, а обязанности распределения бесплатных абортов возложить на врачей. Врачи должны были действовать по инструкции: все женщины, не лишенные избирательного права, имеющие не менее троих детей, имели право на бесплатный аборт. Социально-имущественное положение женщины определяло очередность на данную операцию. В первую очередь на селе преимущество имели «батрачки», следующими в списке были колхозницы, жены батраков и красноармейцев, далее - «беднячки-единолич-ницы» и только потом «середнячки». Остальные должны были платить за операцию в зависимости от заработка на члена семьи (от 5 до 30 рублей).

Принципиальным делом в Отделе здравоохранения Западно-Сибирского краевого Совета депутатов трудящихся считали увеличение количества абортных коек, поскольку «задачи вовлечения женского труда во все отрасли промышленности и сельского хозяйства наталкиваются на вопрос "женской заболеваемости" (т. е. время беременности и послеродовой период. - М.В.), дающей большие прогулы работниц и колхозниц, особенно растущих по Западно-Сибирскому краю благодаря

крайне ничтожной сети родильных коек и почти полному отсутствию абортных» [7, л. 33-39]. Пожалуй, в этих словах сосредоточено все лицемерие политики советской власти по отношению к населению страны. Декларируя свободу женщины в распоряжении собственным телом, в том числе и в принятии решения по планированию семьи, государство пыталось решить вопросы восстановления народного хозяйства и перехода к курсу индустриализации. Вот почему среди городских женщин-работниц поощрялись отказы от права на отпуск по беременности, не говоря уже о селянках, привыкших на следующий день после родов приниматься вновь за хозяйство [17, с. 37-38].

Иллюзорная свобода прокреативного выбора, практически без альтернативных вариантов, сформировала тактику планирования семьи в Сибири и России в целом на протяжении ХХ в. На фоне общей дезорганизации семейной жизни, падения морально-нравственных установок все же довольно незначительная часть сибирских крестьянок, по сравнению с горожанками, обращались к новому для них способу регулирования рождаемости, при этом предпочитая «бабушек». Сельское население в 1920-х гг. не было готово активно пользоваться новыми законодательными возможностями, все еще придерживаясь традиционных взглядов на этот вопрос.

Библиографический список

1. Благодаров А.А. Современный аборт // Сибирский медицинский журнал - 1927. - № 5. -С. 39.

2. Болтянская П.Б. Предохранительные средства от беременности // Красная сибирячка -1929. - № 11. - С. 12.

3. Васеха М.В. Проявления некоторых аспектов демографической модернизации в деревнях Западной Сибири (по материалам 1920-х гг.) // Пол. Политика. Поликультурность. Гендерные системы и гендерные отношения в прошлом и настоящем. -М.: ИЭА РАН, 2014. - С. 191-196.

4. Васеха М.В. Вовлечение женщин в процесс строительства советского общества в 1920-е гг. (по материалам юга Западной Сибири) // Известия Алтайского государственного университета. 2013. -Т. 2. - № 4. - С. 43-46.

5. Вишневский А.Г. Демографическая модернизация России, 1900-2000. - М.: Новое издательство, 2006. - 608 с.

6. Генс А.Б. Аборт в РСФСР: Доклад на Всесоюзном съезде по охране материнства и младенчества (1-8 декабря 1925 г.). - М.: Охрана материнства и младенчества, 1926.

7. Государственный архив Новосибирской области. - Ф. 1353. - Оп. 1. - Д. 46.

8. Еще раз о вреде аборта и мерах борьбы с ним // Красная сибирячка. - 1929. - № 20. - С. 19.

Общехозяйственное состояние музеев Костромской области в 1945-1991 годах

9. Коляскина Е.А. Образ женщины в картине мира русских Алтая второй половины XIX - первой трети ХХ вв.: дис. ... канд. ист. наук. - Бийск, 2010. - 283 с.

10. Ленин В.И. Рабочий класс и неомальтузианство // Полное собрание сочинений. - Т. 23. - М.: Политиздат, 1973. - 595 с.

11. Липинская В.А. Старожилы и переселенцы. Русские на Алтае (ХУШ - XX в.). - М.: Наука, 1996. - 296 с.

12. Постановление Наркомздрава РСФСР, Нар-комюста РСФСР от 18.11.2920 «Об охране здоровья женщин» [Консультант Плюс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=ESU;n=26749 (дата обращения 25.11.2014).

13. Приходько П.Т. Социальные основы абортов в Анжеро-Судженском районе Томского округа //

Сибирский медицинский журнал. - 1927. - № 1. -С. 19-24.

14. Смирнов В.Е. Аборт в деревне // Сибирский медицинский журнал. - 1926. - № 2. - С. 43-47.

15. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 г. - СПб.: Изд. Н.С. Таганцева, 1898. - 800 с.

16. Фурсова Е.Ф. Обычаи, связанные с рождением ребенка, в среде сибиряков Приобья: прошлое и настоящее (по полевым материалам 1980-1990-х гг.) // Сохранение и развитие русской культуры: семья, язык, общество. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2008. - С. 192-195.

17. Фурсова Е.Ф. Белорусы в Сибири: сохранение и трансформация этнической культуры. - Новосибирск: Издательство Ин-та археологии и этнологии СО РАН, 2011. - 424 с.

УДК 069

Данильченко Иван Вениаминович

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

ОБЩЕХОЗЯЙСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МУЗЕЕВ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

В 1945-1991 ГОДАХ

В статье освещено состояние зданий и помещений музеев Костромской области в 1945-1991 гг. и условия хранения в них экспонатов. Положение музеев области в отношении помещений, условий хранения и ремонта в послевоенное время оставалось практически неизменным. Проблема эта сохранялась долгие десятилетия. Построение экспозиций, сбор экспонатов находились в прямой зависимости от свободной площади фондохранилищ музея. Как в областном центре, так и в районах были сложности в получении музеями более подходящих помещений. Эта проблема десятилетиями решалась так же, как и вопрос ремонта. Если Костромской областной музей, после преобразования в музей-заповедник, в 1958 г. получил здания бывшего Ипатьевского монастыря и смог произвести ремонт (в течение почти десяти лет), то музеи районов оставались в тесных помещениях, не приведенных в должное состояние. За редким исключением в некоторых райцентрах выделялись более просторные помещения, но в таких же ветхих зданиях. Некоторые музеи, располагаясь в сооружениях, признанных памятниками архитектуры светского или церковного значения, не имели даже водяного отопления вплоть до начала 1980-х годов. Развитие районных музеев зависело от благосклонности местной власти.

Ключевые слова: музей, музейное здание, памятник, реставрация, экспозиционная площадь, экспонаты.

Без знаний о состоянии музейных зданий и помещений, условиях хранения экспонатов невозможно сложить целостное представление о развитии музейного дела в нашем крае. Построение экспозиций, сбор экспонатов во многом зависели от того, насколько была велика площадь музея. Эти факторы оказывали сильное влияние на работу музеев в период 1945-1991 гг.

После окончания Великой Отечественной войны первоочередной задачей всех музеев являлось восстановление приостановленной в военные годы музейной работы. Для чего требовалось получить здания и помещения, привести в порядок законсервированные фонды и разместить их в хранилищах. И только после этого сотрудники музеев могли приступить к развертыванию экспозиций и выставок [27, л. 34].

Костромской областной музей, занимая здание бывшего Романовского музея (построено в 1913 г. изначально как музейное), имел три этажа. Однако и в таком здании не хватало экспозиционной

площади. Не было отдельного помещения для библиотеки. При музее отсутствовали лаборатории и мастерские. Еще три зала временно, как предполагалось, занимала Костромская картинная галерея [24, л. 1].

Несмотря на специальное здание, условия хранения фондов в Костромском областном музее не являлись идеальными. Зимой 1945/46 гг. музею не хватало топлива [25, л. 3]. Помехой в работе на тот момент являлись холод, пыль, что стало причиной порчи экспонатов [25, л. 11]. Часть более ценных и легко поддающихся порче предметов успели переложить газетами, пересыпать нафталином и перенести в сухое помещение. Для книжных фондов не было специального помещения - книги хранились в шкафах по коридорам, а часть - в канцелярии [27, л. 36-37]. Для фондов было выделено отдельное помещение, в котором экспонаты размещались в шкафах, на стеллажах в открытом виде [24, л. 13].

В 1946 г. областной музей провел текущий ремонт устаревшего печного отопления и канализа-

© Данильченко И.В., 2015

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова .¿к № 2, 2015

41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.