Научная статья на тему 'Проблемы адаптации студентов-первокурсников в высшем учебном заведении (на примере Дальневосточного ГАУ)'

Проблемы адаптации студентов-первокурсников в высшем учебном заведении (на примере Дальневосточного ГАУ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1568
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ-ПЕРВОКУРСНИКИ / АДАПТАЦИЯ / ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / FIRST YEAR STUDENTS / ADAPTATION / CHALLENGES OF LEARNING / SOCIAL RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зеленцова Елена Владимировна

В статье представлены результаты социологического анализа причин затруднений в обучении студентов первого курса различных направлений и факультетов Дальневосточного государственного аграрного университета. Анализ проведен на основе эмпирического исследования. Показано, что студенты факультета природопользования в меньшей степени испытывают трудности в процессе обучения по сравнению со студентами факультета агрономии и экологии. Изучение структуры проблем первокурсников в динамике позволит расширить диапазон методов совершенствования педагогической поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of first year students'' adaptation in a higher school (case study of Far Eastern State University of Agriculture)

The article presents the results of the sociological analysis considering the causes of learning difficulties faced by the first-year students of various programs and departments of the Far Eastern State University of Agriculture. The analysis is based on the empirical research. It has been found that the students of the Natural Resource Management Department have less learning difficulties in comparison with the students of the Agronomy and Ecology Department. The long-term study of the first year students' problem structure will expand the range of methods focused on the improvement of pedagogical support.

Текст научной работы на тему «Проблемы адаптации студентов-первокурсников в высшем учебном заведении (на примере Дальневосточного ГАУ)»

УДК 37.062.3:378.663(571.61-25)

Зеленцова Елена Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории и философии Дальневосточного государственного аграрного университета

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ГАУ)

Zelentsova Elena Vladimirovna

PhD in Education Science, Assistant Professor, History and Philosophy Department, Far Eastern State University of Agriculture

THE PROBLEMS OF FIRST YEAR STUDENTS' ADAPTATION IN A HIGHER SCHOOL (CASE STUDY OF FAR EASTERN STATE UNIVERSITY OF AGRICULTURE)

Аннотация:

В статье представлены результаты социологического анализа причин затруднений в обучении студентов первого курса различных направлений и факультетов Дальневосточного государственного аграрного университета. Анализ проведен на основе эмпирического исследования. Показано, что студенты факультета природопользования в меньшей степени испытывают трудности в процессе обучения по сравнению со студентами факультета агрономии и экологии. Изучение структуры проблем первокурсников в динамике позволит расширить диапазон методов совершенствования педагогической поддержки.

Ключевые слова:

высшее образование, студенты-первокурсники, адаптация, трудности в обучении, социологическое исследование.

Summary:

The article presents the results of the sociological analysis considering the causes of learning difficulties faced by the first-year students of various programs and departments of the Far Eastern State University of Agriculture. The analysis is based on the empirical research. It has been found that the students of the Natural Resource Management Department have less learning difficulties in comparison with the students of the Agronomy and Ecology Department. The long-term study of the first year students' problem structure will expand the range of methods focused on the improvement of pedagogical support.

Keywords:

higher education, first year students, adaptation, challenges of learning, social research.

Проблема адаптации студентов вуза к учебному процессу, несмотря на многочисленные ежегодные исследования, посвященные ей, продолжает оставаться актуальной. Как отмечают многие современные исследователи (О.В. Гаврилова [1], И.В. Корякина [2], С.В. Костенко [3], М.А. Крылова [4] и др.), наиболее сложно процесс адаптации протекает у первокурсников в связи с новыми условиями обучения в вузе, отличающимися от школы.

Под адаптацией в высшем учебном заведении понимается процесс приспособления студента к условиям обучения в данном вузе, к новой для него организации интеллектуальной деятельности, к другим различным внешним факторам, таким как новый коллектив, система обучения и др. [5, с. 87].

Поступление в вуз и адаптацию в нем можно рассматривать как сложную жизненную ситуацию, связанную с преодолением трудностей [6, с. 139]. Далеко не все студенты, поступившие в вуз, успешно адаптируются к новым условиям и становятся способными к саморазвитию и самореализации. Примерно 35 % от поступивших на первый курс за время учебы «отсеиваются» по разным причинам, основными среди которых являются трудности, возникающие в процессе обучения, и отсутствие или неэффективное использование педагогической поддержки. Означенное раскрывает противоречия, с одной стороны, между сложившимися требованиями к учебно-познавательной деятельности студентов и реально предоставляемыми возможностями и, с другой стороны, между существующими у студентов трудностями в обучении и недостаточной теоретической разработанностью, практическим применением методов и средств педагогической поддержки студентов в процессе обучения.

В процессе обучения студенты первого курса высшего учебного заведения сталкиваются со множеством психологических, социальных, бытовых и других проблем. К ним прежде всего относятся затруднения, связанные с процессом обучения, а также материально-бытовые трудности, на что указывают результаты исследований, проведенных в ряде вузов различных регионов России (Е.Л. Могильчак [7], К. Муздыбаев [8], А.С. Смирнова [9]).

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые исследована структура трудностей у студентов, обучающихся по направлениям подготовки «Биология», «Лесное дело», «Садоводство», «Агрохимия и агропочвоведение» Дальневосточного ГАУ.

Цель исследования: изучение структуры трудностей, связанных с процессом обучения и материально-бытовыми проблемами, у студентов-первокурсников ДальГАУ.

Эмпирические данные, используемые в анализе, были получены в результате опроса 100 студентов-первокурсников факультета природопользования (направления подготовки «Лесное дело», «Биология») и факультета агрономии и экологии (направления подготовки «Агрохимия и агропочвоведение», «Садоводство») Дальневосточного ГАУ.

Опрос студентов 1-го курса показал, что не испытывают никаких трудностей в процессе обучения 37,5 % (Биология), 80,0 (Лесное дело), 55,5 (Садоводство) и 44,4 % (Агрохимия и агропочвоведение) респондентов от общего числа опрошенных студентов (табл. 1). Большинство респондентов (66,0-80,0 %) отмечают наличие трудностей, вызванных нехваткой интеллектуальных и психологических ресурсов для осуществления учебной деятельности, затруднений при освоении отдельных предметов. Кроме субъективных причин, существует целый спектр организационных препятствий при обучении, вызванных неблагоприятными условиями учебного процесса в вузе или на факультете: 1) на неудобное расписание занятий указали 12,5 % (Биология), 40,0 (Лесное дело), 33,3 (Садоводство), 44,4 % (Агрохимия и агропочвоведение) респондентов; 2) недостаточное количество учебной и учебно-методической литературы было отмечено 37,5; 20,0; 44,4; 33,3 % студентов соответственно; 3) на отсутствие навыков конспектирования указали 25,0; 10,0; 22,2; 55,5 % респондентов; 4) отсутствие возможности использования компьютера или сети Интернет отметили соответственно 12,5; 20,0 и 40,0; 55,5; 44,4 и 22,2 % первокурсников; 5) недостаточное количество времени на выполнение домашних заданий отметили 25,0; 40,0; 66,6; 33,3 % студентов.

Таблица 1 - Трудности, связанные с процессом обучения на первом курсе

(% к числу опрошенных)

№ п/п Направление

Вариант ответа Биология Лесное дело Садоводство Агрохимия и агропочвоведение

1 Не испытывают никаких трудностей 37,5 80 55,5 44,4

2 Трудности в изучении отдельных предметов 75,0 80,0 66,6 77,7

3 Неудобное расписание занятий 12,5 40,0 33,3 44,4

4 Недостаточное количество учебной и учебно-методической литературы 37,5 20,0 44,4 33,3

5 Отсутствие навыков конспектирования 25,0 10,0 22,2 55,5

6 Отсутствие возможности использования компьютера 12,5 20,0 55,5 44,4

7 Отсутствие возможности использования сети Интернет 12,5 40,0 55,5 22,2

8 Недостаточное количество времени на выполнение домашних заданий 25,0 40,0 66,6 33,3

Указанные сложности в процессе обучения во многом связаны с финансовой и организационной необеспеченностью учебного процесса. Данные о респондентах, не испытывающих материально-бытовых трудностей после поступления в вуз, выглядят следующим образом: 5,0 % (Лесное дело), 33,3 (Агрохимия и агропочвоведение), 44,4 (Садоводство), 75,0 % (Биология) (табл. 2).

Таблица 2 - Оценка материально-бытовых трудностей после поступления в вуз

(% к ^ числу опрошенных)

№ п/п Вариант ответа Направление

Биология Лесное дело Садоводство Агрохимия и агропочвоведение

1 Не испытывают материально-бытовых трудностей 75 5 44,4 33,3

2 Плохие жилищные условия 12,5 7,0 22,2 6,0

3 Финансовые трудности в отношении оплаты жилья 25,0 8,0 33,3 7,0

4 Неудовлетворительные бытовые условия в общежитии 5,0 20,0 22,2 11,1

5 Финансовые трудности в отношении обновления (ремонт обуви, одежды) 62,5 60,0 44,4 35,0

6 Финансовые трудности в приобретении продуктов питания 10,0 12,0 22,2 11,1

7 Финансовые трудности в приобретении учебной литературы 50,0 40,0 66,6 12,0

На плохие жилищные условия указали 12,5 % (Биология), 7,0 (Лесное дело), 22,2 (Садоводство), 6,0 % (Агрохимия и агропочвоведение) студентов. Финансовые трудности в отношении оплаты жилья отметили соответственно 25,0; 8,0; 33,3; 7,0 % респондентов. Важно отметить, что число первокурсников, арендующих жилье и при этом испытывающих финансовые трудности, было гораздо выше. С бытовыми трудностями чаще сталкиваются студенты, проживающие в общежитии: 5,0; 20,0; 22,2; 11,1 % первокурсников. На финансовые трудности в отношении обновления (ремонт обуви, одежды) указали 62,5; 60,0; 44,4; 35,0 %. Финансовые трудности в приобретении продуктов питания или учебной литературы соответственно отметили 10,0 и 50,0; 12,0 и 40,0; 22,2 и 66,6; 11,1 и 12,0 %.

Анализ проведенных исследований по проблемам адаптации первокурсников к вузовскому обучению показал, что вопросам социальной адаптации было уделено достаточно большое внимание, однако дидактические аспекты адаптации, связанные, в частности, со спецификой усвоения конкретных учебных дисциплин, изучены в настоящее время недостаточно, что в дальнейшем требует своевременного выявления.

В результате проведенных исследований было установлено, что студенты факультета природопользования ДальГАУ в меньшей степени испытывают трудности в процессе обучения на первом курсе по сравнению со студентами факультета агрономии и экологии. Важно отметить, что исследование структуры трудностей студентов, обучающихся по направлениям подготовки «Биология», «Лесное дело», «Садоводство», «Агрохимия и агропочвоведение», было проведено впервые и имеет большое теоретическое и практическое значение для формирования в дальнейшем средств педагогической поддержки студентов в процессе обучения на первом курсе.

Таким образом, выборочный опрос студентов позволил выявить спектр трудностей, возникающих в определенный период обучения в вузе, а анализ структуры проблем первокурсников в динамике откроет перспективы для научных разработок, направленных на совершенствование методов педагогической поддержки.

Ссылки:

1. Гаврилова О.В. Формирование инновационного потенциала студентов как педагогическая проблема // Гуманитарные исследования. 2012. № 1 (41). С. 183-189.

2. Корякина И.В. Проблемы адаптации первокурсников к условиям обучения техникума // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 2.

3. Костенко С.В. Модели жизнеутверждающей адаптации студентов в вузе // Высшее образование в России. 2007. № 7. С. 90-93.

4. Крылова М.А. Формы адаптации первокурсников к условиям экзаменационной сессии // Там же. 2014. № 4. С. 107-112.

5. Гостева Л.З., Еленская Д.А. Проблема адаптации студентов первого курса в высшем учебном заведении (на примере АмГУ) // Вестник АмГУ. 2011. Вып. 54. С. 86-91.

6. Могильчак Е.Л. Затраты и трудности на пути к высшему образованию // Высшее образование в России. 2010. № 6. С. 137-142.

7. Могильчак Е.Л. Экономические ориентации студенчества - их взаимосвязи и методы формирования // Социологические исследования. 2005. № 10. С. 60.

8. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1, вып. 2. С. 105.

9. Смирнова А.С. «Трудности в учении» и «педагогическая поддержка» как категории педагогики высшей школы // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 302. С. 205-207.

References:

1. Gavrilova, OV 2012, 'Formation of students' innovation potential as a pedagogical problem', Humanities research, no. 1 (41), p. 183-189.

2. Koryakina, IV 2016, 'Problems of adaptation of freshmen to the college training conditions', Society: sociology, psychology, pedagogics, no. 2.

3. Kostenko, SV 2007, 'Life-affirming models of adaptation of students in high school', Higher education in Russia, no. 7, p. 90-93.

4. Krylova, MA 2014, 'Forms freshmen adapt to the conditions of the examination session', Higher education in Russia, no. 4, p. 107-112.

5. Gosteva, LZ & Elenskaya, DA 2011, 'The problem of adaptation of first-year students in higher education (for example, ASU)', Herald of ASU, vol. 54, p. 86-91.

6. Mogilchak, EL 2010, 'Costs and difficulties on the path to higher education', Higher education in Russia, no. 6, p. 137-142.

7. Mogilchak, EL 2005, 'The economic orientation of students - their relationships and methods of formation', Sociological studies, no. 10, p. 60.

8. Muzdybaev, K 1998, 'Coping with life's difficulties Strategy', Journal of Sociology and Social Anthropology, vol. 1, no. 2, p. 105.

9. Smirnova, AS 2007, '"The difficulties in teaching" and "pedagogical support" as a category of the higher school of pedagogy', Bulletin of the Tomsk State University, no. 302, p. 205-207.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.