И.Н. Трофимова
ПРО БЛЕМЫ АДАПТАЦИИ МИГРАНТОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Аннотация. Стремительная глобализация миграционных потоков влияет на изменение этнического состава населения в ряде регионов России. Наплыв иммигрантов тревожит принимающее общество, а отсутствие эффективной государственной программы интеграции иммигрантов способствует росту ксенофобии. Таким образом, проблемы адаптации и интеграции остро стоят перед российским обществом. Важнейшие условия успешной адаптации и интеграции мигрантов в новую политическую, социально-экономическую среду - создание в стране пребывания благоприятной обстановки для приема и обустройства мигрантов.
Ключевые слова. Миграция, адаптация, интеграция, глобализация, мигрантофобия, конвенция.
Проблемы, связанные с миграцией населения, в последнее время все более остро встают перед российским обществом. С одной стороны, отечественная экономика ощущает нехватку трудовых ресурсов, которая восполняется, прежде всего, за счет мигрантов. С другой стороны, мигранты являются одной из проблемных групп населения, для которых затруднен доступ к получению многих социальных услуг и права которых оказываются ущемлены.
Уязвимость мигрантов и их семей является результатом действия многих факторов.
- Во-первых, многие из них оказывается в другой этнокультурной и языковой среде, что приводит к психологическим трудностям, отчуждению мигрантов в принимающем сообществе, формировании фобий.
- Во-вторых, оторванность иммигрантов от привычного социального окружения - знакомых, друзей родных, отсутствие в стране въезда устойчивых социальных связей также ограничивают возможности адаптации, препятствуют решению актуальных проблем и удовлетворению жизненных потребностей. Роль таких неформальных социальных связей особенно велика в постсоветском транзитивном социуме, где они часто заменяют несовершенные законы, государственные институты и неразвитое гражданское общество.
- В-третьих, социальный статус многих иммигрантов резко понижен по сравнению с тем, который они занимали в своих странах. На российском рынке труда иммигранты занимают в основном низко квалифицированные рабочие места, на которые редко претендует местное население, что является серьезным фактором дезадаптации.
- В-четвертых, осуществляемая в России и отдельных ее регионах миграционная и социальная политика, существующее жилищное законодательство, нормы, регулирующие приобретение гражданства и правовой статус иностранцев на территории России, де-юре ставят многих мигрантов вне закона. Де-факто приводят к массовым нарушениям прав человека, закрепленных в Европейской Конвенции по защите прав человека и основных свобод.
- В-пятых, стремительная глобализация миграционных потоков, заметное изменение этнического состава населения в ряде регионов России в результате значительной иммиграции вызвали рост антимигрантских настроений в обществе, прежде всего в местах наибольшего притока мигрантов. Формирующаяся ситуация отторжения, неприятия, изоляции приводит к росту социальной напряженности и преступности в принимающем обществе, нивелирует социально-экономические и демографические эффекты миграции [2].
© Трофимова И.Н., 2013
В связи с этим возникает ряд социальных проблем, от решения которых зависит возможность достижения социального согласия в российском обществе, перспектива его устойчивого развития.
Миграция способствует созданию дисбаланса в социальной структуре общества, что провоцирует маргинализацию заметной части населения. Маргиналы характеризуются низкими адаптивными способностями, нередко асоциальными и антисоциальными установками в своей социально-экономической деятельности, что негативно сказывается как на жизнедеятельности отдельных местных сообществ, так и общества в целом.
Одним из факторов межнациональной напряженности и возникновения ксенофобии в некоторых субъектах России является нерегулируемая миграция. Ряд авторов, ссылаясь на социологические опросы, делают вывод, что в массовом сознании населения сложился устойчивый синдром неприятия «инородцев», в том числе неславянского происхождения.
Еще одна социальная проблема - отношение к мигрантам как к «чужакам», ущемление их законных прав, в бюрократическом произволе, коррупции и других негативных формах. Например, данные опроса различных категорий мигрантов свидетельствуют, что почти 40% опрошенных были наняты на работу без заключения с ними официального трудового соглашения (контракта).
В аспекте социально-политических последствий миграционной ситуации в России необходимо подчеркнуть, что миграционная ситуация в РФ не только вызывает определенную социально-политическую напряженность, но и накладывает определенный отпечаток на существующую социально-экономическую и политическую идентичность нации.
Глобализация в миграционной сфере породила тенденцию роста этнического сознания, прежде всего, в «принимающих» этносах. Это - новое явление, поскольку раньше обостренным этническим сознанием отличались именно этнические меньшинства. Наплыв иммигрантов тревожит принимающее общество, а отсутствие эффективной государственной программы интеграции иммигрантов способствует росту ксенофобии у принимающего этноса. Глобализация воспринимается таким сознанием как прямая угроза самому существованию локальных практик и убеждений, которые исчезают в унифицирующем процессе культурной интеграции [5].
Помимо социальных, юридических, правовых вопросов, связанных с пребыванием граждан других государств на территории России, возникли проблемы, обусловленные общественным сознанием. Это породило среди россиян такие явления как «мигрантофобия» и «этнофобия». Мигрантофобия и этнофобия - результат идущих в России процессов обособления от стран, ранее составляющих с Россией единое целое. Этнофобия - неблагоприятная иррациональная оценочная реакция индивида в отношении иных этнических групп, их представителей и ситуаций непосредственного и опосредованного межэтнического взаимодействия. Мигрантофобия - явление, сознательно создаваемое в современном российском обществе как фактор искусственной консолидации страны, в условиях нерешенных и не решаемых социальных проблем. Эти явления родственны ксенофобии, подразумевающей нетерпимость, боязнь кого-либо чужого, незнакомого, непривычного, а поэтому опасного и враждебного. Понятия, как и сами явления, объединены негативным отношением к иммигрантам со стороны принимающего населения. Более того, мигрантофобия в последнее время подпитывается, кроме ксенофобии, еще и нарастающей исламофобией, которая у большинства населения стала ассоциироваться с терроризмом. Наличие глубоко укоренившихся, исторических традиций иммиграции не является панацеей от мигрантофобии.
В последнее время сформировался подход, согласно которому толерантность и повышение ее уровня в обществе является основополагающим в борьбе с этническими
фобиями и негативными межэтническими взаимодействиями. Следовательно, толерантность противопоставляется этнофобии, делая ее своеобразным «антонимом». Важно отметить, что формирование различных фобий является проявлением социального неблагополучия, которое зачастую получает в массовом сознании дополнительную этническую окраску, поэтому мигрантофобия, ксенофобия, этнофобия, исламофобия - это страшные «диагнозы» российской общества.
Особенно широкое распространение мигрантофобия получила в среде российской молодежи - причем среди всех групп молодежи, как благополучных, так и не благополучных, как в мегаполисах, так и в небольших поселениях. Наплыв гастарбайтеров и усиление конкуренции на рынке труда беспокоят молодежь даже в большей степени, чем взрослую часть населения страны. При этом мигрантофобия опасна не только как социальное явление. Соблазн использовать межнациональные конфликты как способ канализации молодежного экстремизма от конфликта с властью в сторону национальных меньшинств, мигрантов чреват дестабилизацией социальной и политической обстановки в обществе.
Названные явления существенно препятствуют адаптации и ассимиляции мигрантов в России. Новое место жительство, поиск работы, столкновение со стеной непонимания и «негостеприимства» коренного населения начинается для переселенцев с проблем адаптации, а позже уже ассимиляции, если «временный гость» решит остаться на длительный срок [3].
Ассимиляция (лат. авБтПайо - уподобление) - потеря одной частью социума (или целым этносом) своих отличительных черт и замена заимствованными у другой части (другого этноса). Этими вопросами социальной трансформации мигрантов сегодня занимается целый ряд исследователей. Очевидно, что только успешная адаптация мигрантов приводит к их ассимиляции. Действия и мероприятия в рамках социальной адаптации предполагают, что иммигранты поступятся своими отличительными лингвистическими, культурными и социальными характеристиками и станут неотличимыми от большинства населения. С этим сталкиваются мигранты почти во всех странах, и Россия здесь - не исключение. При этом миграция в контексте российской действительности представляет собой явление сложное, многогранное и противоречивое. Ее история отражает основные вехи нашей современной истории. Этнические мигранты испытывают на себе многие негативные последствия все возрастающей интолерантности в России. Ее проявление носит частично латентный, частично открытый характер. Представителям различных этносов, даже имеющим российское гражданство, порой приходится испытывать трудности с поиском работы и жилья.
Таким образом, проблемы адаптации и интеграции остро стоят перед российским обществом. Важнейшие условия успешной интеграции мигрантов в новую политическую, социально-экономическую среду - создание в стране пребывания благоприятной обстановки для приема и обустройства мигрантов, формирование доброжелательного отношения к ним со стороны населения, свободная регистрация, более либеральные требования к гражданству и предоставлению вида на жительство. Проблему жилья и обустройства приходится решать самим мигрантам. Если государство не способно выполнить ни одно из этих условий, то, по крайней мере, должно создать благоприятный климат для самостоятельного разрешения мигрантами своих проблем. Изучение миграции из зарубежных стран в Россию пока находится на стадии становления, однако, сам процесс стал настолько значительным, что уже формирует отдельные секторы российского рынка труда [6].
Адаптация и интеграция - процессы двусторонние, накладывающие серьезные обязательства и на принимающее общество, и на самих мигрантов. Кроме того, необходимо помнить, что успешная интеграция мигрантов в принимающий социум может иметь место только там, где обеспечено равенство всех перед законом.
Иностранные граждане, равно как и местное население, должны быть уверены, что любое правонарушение или преступление получит должную общественную оценку, а наказание, предусмотренное законом, будет неотвратимым для всех.
В целях организации работы на данном направлении в Федеральной миграционной службе в сентябре 2010 года было создано Управление содействия интеграции (УСИ). Отделы этого нового управления ФМС России занимаются вопросами, связанными с выработкой стратегии интеграции, взаимодействием с общественными и национальными организациями, сотрудничеством с общественностью и средствами массовой информации. В территориальных органах ФМС России, в рамках имеющихся структур определены сотрудники, которые выполняют задачи в сфере содействия интеграции.
Для организации работы на данном направлении Управление содействия интеграции ФМС России проводит семинары-совещания в центрах федеральных округов. Для участия в таких мероприятиях приглашаются заместители начальников территориальных органов ФМС России, отвечающие за данную линию работы, а также сотрудники, которым поручено непосредственно работать в сфере содействия интеграции иммигрантов в российское общество. К настоящему времени такие совещания проведены во всех федеральных округах.
Важной частью работы территориальных органов ФМС России в сфере интеграции является сотрудничество с национальными общественными объединениями. Основная масса мигрантов прибывает к нам из государств -участников СНГ, где система домиграционной подготовки находится еще в стадии становления. Однако, тем не менее, уже есть определенный успех и в работе на данном направлении. Не случайно УСИ ФМС России в настоящее время установило активные взаимодействие с различными некоммерческими организациями, проводит консультации с Human Rights Watch (HRW), Международной организацией по миграции (МОМ), а также установила контакты с целым рядом национальных объединений, как в Москве, так и в других регионах России.
В рамках сотрудничества с национальными объединениями, общественными и религиозными организациями активно прорабатываются вопросы организации курсов для иностранных граждан по изучению русского языка, основ российского миграционного законодательства, а также традиций отечественной культуры. Правильно организованное сотрудничество с национальными сообществами, использование их авторитета и влияния может выступить эффективным средством профилактики нарушений иностранными гражданами российского миграционного законодательства, снижения уровня криминализации в среде мигрантов.
Укрепляются контакты ФМС с религиозными организациями. Создана и действует Совместная комиссия Русской православной церкви и Федеральной миграционной службы. К настоящему времени состоялись несколько заседаний указанной комиссии, в рамках которых обсуждены перспективы совместной деятельности в сфере содействия интеграции и развития толерантности в российском обществе.
Налаживается взаимодействие и с другими конфессиями. Состоялась встреча директора ФМС России К. О. Ромодановского с председателем Духовного управления мусульман Кавказа Шейхом-уль-ислам Гаджи Аллахшукюром Паша-заде. В ходе встречи обсуждались вопросы привлечения представителей мусульманских организаций к работе по адаптации и интеграции иммигрантов в российское общество, перспективы осуществления домиграционной подготовки трудящихся-мигрантов в странах исхода, возможные направления сотрудничества в сфере формирования терпимости и толерантности. В настоящее время прорабатывается вопрос о непосредственных формах взаимодействия в данной сфере.
В вопросах интеграции мигрантов должны участвовать государства, как исхода, так и приема, общественность, а также и работодатели. Крупные предприятия, нанимающие значительное количество иностранных работников, вполне могут взять на себя часть забот по их адаптации, в том числе по языковой и профессиональной подготовке. Так, налажено сотрудничество между ФМС России и общественной организацией «Опора России», которая объединяет представителей малого и среднего бизнеса и уделяет проблемам миграции значительное внимание. «Опора России» инициировала проведение научного исследования по проблемам современной миграции, где затронут целый ряд аспектов, а также выступила с несколькими инициативами, направленными на то, чтобы на разумных основаниях, с учетом обоюдных интересов государство и бизнес участвовали в решении миграционных проблем [1].
Общественная палата РФ разработала и отправила на согласование в Федеральную миграционную службу концепцию создания сети Центров социальной адаптации для мигрантов из стран СНГ. По замыслу представителей Общественной платы в стране в ближайшее время должны быть созданы центры, состоящие из школ, аптек, парикмахерских и медпунктов для приезжих рабочих мигрантов. В концепции адаптации мигрантов в России предлагается предоставить мигрантам широкий спектр услуг по адаптации в новой для них стране.
Концепция адаптации мигрантов делится на 12 структур и комплексов услуг для приезжих из стран СНГ. В каждом центре мигрант сможет получить юридическую помощь и поддержку в трудоустройстве. Кроме того, предлагается создавать многопрофильные медицинские центры, специализация которых будет начинаться от терапии и массажа вплоть до хирургии. При центрах также планируется создавать образовательные комплексы со школой обучения русскому языку, компьютерными классами и электронной библиотекой. Здесь же будут располагаться агентства по найму жилья, занимающиеся поиском места проживания для приезжих.
Концепция предполагает и микрокредитование, то есть возможность выдачи займов на срок до 3 месяцев, что должно помочь на начальном этапе пребывания приезжих в России. Источниками финансирования в проекте концепции Центров адаптации мигрантов прописаны бюджетные, кредитные и инвестиционные ресурсы [4].
Примером конкретной реализации поставленных задач в рамках предлагаемой концепции стало открытие Центра социальной адаптации мигрантов им. преподобного Паисия Величковского Отдела внешних церковных связей Православной Церкви Молдовы в Российском социальном государственном университете в Москве 4 июня 2012 года. Среди направлений деятельности центра - правовая поддержка граждан, решение всех юридических вопросов и оформление пакета документов, необходимого для легального пребывания и работы на территории России. Поскольку большинство мигрантов из Молдовы не имеют достаточных средств, комплекс услуг они получают изначально бесплатно, на условиях льготной рассрочки по социальной цене.
Центр оказывает помощь в легальном трудоустройстве и несет полную ответственность за человека, отслеживая соблюдение работодателем условий работы и оплаты, предусмотренной договором. Осуществляет медицинское обслуживание мигрантов по социальным ценам, составляющим 50% стоимости аналогичных услуг в других больницах и клиниках Москвы. Размещает в гостинице, способной единовременно принять до тысячи человек. В ряде случаев предусмотрена оплата проживания работников работодателем или бесплатно - если человек оказался в тяжелой жизненной ситуации [7].
Таким образом, можно сделать вывод, что трудности адаптации и интеграции мигрантов в российском обществе являются во многом результатом неэффективной миграционной политики. В данный момент меры по содействию адаптации мигрантов
находятся на начальном этапе своей реализации, требуют более глубокого анализа и существенной доработки.
В условиях поликультурности современной России адаптация мигрантов является процессом, осуществляющимся под воздействием комплекса социокультурных факторов, оказывающих как положительное, так и отрицательное влияние. Анализ адаптационных проблем показывает недостаточную эффективность предпринимаемых мер и определяет необходимость их совершенствования. Консолидация всех социальных институтов российского общества и долгосрочная практическая реализация комплекса мер, направленных на решение этой задачи, будут служить условиями совершенствования адаптационных процессов.
Литература
1. Бажан Т.А. Общество заинтересовано в адаптации мигрантов [Электр. ресурс]: Ьйр://еш1§гап1- ussr.ru/publ/migracija/obshhestvo_zainteresovano_v_adaptacii_ migrantov/7-1-0-136.
2. Дементьева С.В. Особенности адаптации мигрантов из зарубежных стран в городах России [Электр. ресурс]: http://www.lib.tpu.rU/fulltext/v/Bulletin_TPU/2005/v308/ i5Z48.pdf.
3. Иванова Е.А. Проблемы адаптации мигрантов в России [Электр. ресурс]: http://aspvestnik.com/issues/2010_5-6/articles/30_ivanova_ea.pdf.
4. Концепция адаптации мигрантов в России. Интернет-ресурс «Эмиграция и иммиграция» [Электр. ресурс]: http://emigrant.name/novosti-rossii/koncepciya-adaptacii-migrantov.html.
5. Леденёва В.Ю. Социальные аспекты адаптации трудовых мигрантов [Электр. ресурс]: http://www.dozor.kadozor.ru/bz/issl/2009/migr09/.
6. Юдина Т.Н. Социология миграции. К формированию нового научного направления. - М.: Дашков и К, 2004. - 398 с.
7. Сайт Центра социальной адаптации мигрантов в России [Электр. ресурс]: http://social-help.ru.
А.А. Туровский, И.С. Рябоконь, Т.Б. Худояров
ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ В ОБЛАСТИ
ЗЕМЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Аннотация. В статье раскрываются методологические подходы в области земельной политики. Указывается на то, что используемые методологические подходы и инструменты в этой области становятся более сложными и важными в плане накопления и развития базы научных знаний. Обосновывается тезис о том, что методологические подходы в земельной политике направлены на исследование различных сценариев. А также то, что методологической посылкой является междисциплинарный метод на интеграционной основе.
Ключевые слова. Методологический подход, земельная политика, исследовательский процесс, междисциплинарный метод, научные знания, методическое обеспечение и практическая реализация.
На современном этапе формирования и развития земельной политики возникла объективная необходимость в обосновании методологических подходов. Это обусловлено реформенными преобразованиями, когда прежние теоретико-методологические наработки, касающиеся земельной политики и способов ее
© Туровский А.А., Рябоконь И.С., Худояров Т.Б., 2013