М.: ИГКЭ Росгидромета и РАН, Фонд «Инфосфера» - НИА-Природа, 2013. 140 с. 1
3. Разумов В.В., Перекрест В.В., Разумова Н.В. и др. Атлас природных и техногенных опасностей и рисков чрезвычайных ситуаций Уральского федерального округа России / под ред. С.К. Шойгу. М.: Дизайн. Информация. Картография. 2008. 304 с.
4. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Свердловской области в 2010 году». Екатеринбург, 2011. 350 с.
5. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Свердловской области в 2011 году». Екатеринбург, 2012. 350 с.
6. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Свердловской области в 2006 году». Екатеринбург, 2007. 299 с.
7. Доклады об особенностях климата на территории Российской Федерации за 2007-2013 год. М.: Росгидромет, 2008-2014.
8. Доклады о состоянии защиты населения и территорий Курганской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2008-2012 годах. Курган, 2009-2013.
9. Исходные материалы для подготовки постановления правительства СССР по оздоровлению экологической обстановки в зоне ПО "Маяк" Минатомэнерго-прома СССР. М. Т. 1,2. 1990. 320 с.
10. Критерии опасных гидрометеорологических явлений и порядок подачи штормового сообщения. РД 52.04.563-2002. М.: Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. 2003. 30 с.
11. Материалы для ежегодного государственного доклада о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по Челябинской области за 2008-2012 годы. Челябинск: ГУ МЧС России по Челябинской области, 2009-2013.
12. Мониторинг безопасности, оценка риска и прогнозирование чрезвычайных ситуаций на территории Свердловской области // Информационный бюллетень. Вып. 6. Екатеринбург, 2013. 28 с.
13. Никипелов Б.В., Романов Г.Н., Булдаков .П.А. и др. Радиационная авария на Южном Урале в 1957 г. //Атомная энергия. Т. 67, вып. 2, 1989, с. 74-80.
14. Особо охраняемые природные территории Курганской области: справочник (под ред. И.Н. Некрасова). Курган, 2014. 188 с.
15. Последствия техногенного радиационного воздействия и проблемы реабилитации Уральского региона. М.: МЧС РФ, 2002. 204 с.
16. Природные ресурсы и охрана окружающей среды Курганской области в 2011 году. Доклад. Курган. 2012. 224 с.
17. Прогноз природных и техногенных чрезвычайных ситуаций на территории Курганской области на 2010 год. Курган: Управление реабилитации территорий и защиты населения Курганской области. 2009. 17 с.
18. Разумов В.В., Разумова Н.В. Подверженность территории Уральского федерального округа России опасным природным процессам // Геориск. № 3, 2009, с. 49-53.
19. Тетерин А.Ф. Эколого-климатические особенности территории Восточно-Уральского радиоактивного загрязнения: Автореф. дис. ... на соиск. уч. степ, канд. геогр. наук. Санкт-Петербург. 2000. 22 с.
НАУКИ О ЗЕМЛЕ
НАУКА. ИННОВАЦИИ. ТЕХНОЛОГИИ, №4, 2016
удк 911.3:312 Щитова Н.А. [Shchitova N.A.], Соловьев И.А. [Soloviev I.A.], Белозеров B.C. [Belozerov V.S.]
ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ (на примере Ставропольского края)*
Problems of adaptation of foreign migrant workers (an example of Stavropol territory)
В исследовании, основанном на научной литературе, рассматривается основные подходы к определению дефиниции «иностранные трудовые мигранты». В работе на материалах социологического опроса и интервьюирования иностранных мигрантов выявлены основные проблемы адаптации и интеграции иностранных трудовых мигрантов в регионе «нового освоения» (на примере Ставропольского края), а также составлен среднестатистический портрет иностранного трудового мигранта в Ставропольском крае. В исследовании приводится анализ (на материалах официальной статистики) региональных особенностей иностранной трудовой миграции в России. В результатах исследования представлены основные рекомендации по оптимизации интеграционной политики по отношению к иностранным трудовым мигрантам.
The studyreviewsthe basic approaches for defining theterm of « migrant workers». The research has revealed, based on sociological surveys and migrant workers interview, the main adaptationand integration problems of migrant workers in a new region and gives an average migrant worker's profile (in the case of Stavropol region). The authors perform an analysis of foreign labor migration regional aspects. The results of the study present the general recommendations for migration worker's policy adjustment.
Ключевые слова: региональные аспекты, иностранная трудовая миграция населения, Ставропольский край, проблемы адаптации и интеграции мигрантов.
Key words: migrant workers, regional aspects, foreign labor migration, the Stavropol Territory, migrant worker adjustment.
Постановка проблемы
Приток иностранных мигрантов в Россию начался сравнительно недавно - после распада СССР. Большинство иностранных мигрантов - граждане бывших союзных республик, ныне - самостоятельных государств. Негативные тренды в социально-экономическом развитии вынуждают население этих государств искать возможности решить свои материальные проблемы за рубежом. Миграционная привлекательность России для жителей стран СНГ обусловлена целым рядом известных причин и, по мере повышения уровня жизни в российских регионах, будет возрастать. Массовая трудовая миграция - новая экономическая реальность для
* Статья подготовлена при государственной поддержке ведущих научных
школ по гранту Президента Российской Федерации в рамках научно-исследовательского проекта «Иностранные мигранты в России: стратегии и практики интеграции и адаптации в региональные сообщества» (проект № НШ-9300.2016.6).
всего постсоветского пространства. Кроме факторов, связанных с выталкиванием мигрантов из страны проживания, постепенно все острее ощущается дефицит собственных трудовых ресурсов и нарастает потребность в иностранной рабочей силе в принимающих странах. Аргументация многих политических деятелей и специалистов в области демографической политики по поводу необходимости привлечения иностранных трудовых мигрантов в Россию звучит все более убедительно. Однако, достаточно активны и противники иностранной миграции. Зачастую дискуссия принимает острые формы не по вопросам актуальности трудовой миграции, а в связи с неопределенностью самого понятия «иностранные трудовые мигранты».
Несмотря на кажущуюся очевидность, содержание понятия «иностранная трудовая миграция» не вполне однозначно. Предлагаются различные его определения. Так, в Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов под иностранным мигрантом понимается «лицо, которое будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которой он не является» [1]. В данном определении не оговариваются временные рамки нахождения на территории другого государства - то ли это длительная миграция с надеждой на постоянное место жительства, то ли - временное пребывание с целью получения заработка по договору с работодателями или иными государственными структурами, то ли ежедневное пересечение границы в приграничных районах. Могут ли относиться к данной категории нелегальные мигранты? Некоторые разночтения снимаются в определении, данном C.B. Рязанцевым. Иностранная трудовая миграция - это «...временные перемещения населения с целью работы в другом регионе или стране с периодическим возвращением к обычному или постоянному месту жительства независимо от способа или легитимности пересечения границы и трудоустройства, времени и периодичности работы, то есть без окончательного переселения в регион или страну трудоустройства» [2]. Безусловно, любая категоричность в определениях не позволяет охватить весь спектр мотиваций мигрантов. В ряде случаев возможны переходы мигрантов из одной категории в другие, однако последнее определение позволяет все же разделить иностранный миграционный поток на две большие группы - иммигрантов и временных трудовых мигрантов. Временное пребывание трудовых мигрантов в стране прибытия не предусматривает их глубокой интеграции с местными сообществами. Однако, необходимость построения комфортной модели их взаимодействия достаточно очевидна, что невозможно без успешной адаптации мигрантов к новым условиям.
Накоплен достаточно большой отечественный опыт исследования процессов международной миграции. Большое внимание уделяется российской миграционной проблематике в работах И. И вахню к [3], Г. Вит-ковской [4], М. Денисенко [5], Е. Красинца [6], Л. Рыбаковского [7], А. То-пилина [8], Т. Юдиной [9]. Интересные результаты, связанные с трудовой миграцией, представлены в исследованиях Е. Тюрюкановой [11], С. Рязанцева [2]. Однако, проблемы адаптации иностранных трудовых мигрантов, особенно в региональном разрезе, изучены все еще недостаточно.
Табл. 1. ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ ИНОСТРАННЫХ ТРУДОВЫХ
МИГРАНТОВ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ
2000 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
1205 2390 3364 5908 8984 7225 5697
Источник: [12]
Вместе с тем, распространение дискомфортных практик взаимодействия, развитие различных форм дискриминации мигрантов, способствующие их социальной исключенности, могут создавать реальные стабильности общественных региональных систем.
Иностранная трудовая миграция в России развивалась в соответствии с центро-периферийной моделью. Первоначально основными центрами притяжения иностранных трудовых мигрантов выступали главные столичные агломерации - Московская и Санкт-Петербургская, крупные регионы ресурсной ориентации (Республики Коми, Якутия, Ханты-Ман-сийский АО и др.), затем стали осваиваться и другие, примыкающие к основным центрам территории. Южные периферийные регионы, по мере улучшения социально-экономической ситуации, становятся еще одой зоной активного привлечения иностранных мигрантов (табл. 1), чему способствовали такие факторы, как полиэтничность и наличие сложившихся еще в советское время достаточно крупных этнических диаспор (армянской, азербайджанской и др.).
Цель данного исследования - выявить на примере Ставропольского края основные проблемы адаптации трудовых иностранных мигрантов в регионах «нового освоения».
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Основными источниками информации послужили официальные статистические данные и материалы социологических опросов, проводимых совместными усилиями авторов и органами УФМС по Ставропольскому краю. Массовый социологический опрос иностранных трудовых мигрантов на Ставрополье был проведен в 2012 г., выборка составила 776 чел. При проведении исследования учитывалась география концентрации трудовых мигрантов в регионе. Основными ареалами их расселения выступили территории Ставропольской и Кавминводской городских агломераций. В этой связи большая часть респондентов было опрошены в вышеуказанных территориях, менее массово анкетирование проводилось в других городах и районах края. Таким образом, структура выборочной совокупности отражала географические особенности генеральной совокупности исследования, поэтому тип выборки можно определить, как квотно-пропорциональный.
Среди иностранных трудовых мигрантов в Ставропольском крае преобладают граждане бывших республик СССР. Первые места по численности занимают жители Узбекистана, Армении, Азербайджана и Таджикистана. Доминируют лица мужского пола в возрасте 23-40 лет со средним (часто профессиональным) образованием. Около 70 % мигрантов имеют семью, которая живет на родине. Многие приезжают не в первый раз. Кроме Ставропольского края трудоустраиваются мигранты и в других регионах Юга России.
Обсуждение результатов
Основной причиной трудовых миграций является возможность заработать. Многие мигранты приезжают не вследствие индивидуального выбора, а по решению семьи, рода, большая часть мигрантов заняты в строительстве, в сельском хозяйстве и обрабатывающей промышленности. В связи с тем, что наиболее востребованы работники в сфере низкоквалифицированного труда, многие мигранты вынуждены менять свою специализацию и осваивать более актуальные и высокооплачиваемые, хотя и менее престижные профессии. Так, медбрат работает теперь грузчиком, швея, продавец, медсестра - сельхозрабочими, электромонтёр - кровельщиком, экономист и тракторист - строителями, автотехник -сварщиком и т.д. Основной способ поиска работы и места миграции -сетевые этнические структуры, которые обеспечивают подбор, переезд и прибытие (часто многократное) необходимых кадров. Организуются прямые транспортные перевозки мигрантов, например, непосредственно из Узбекистана в Ставропольский край. Пути легализации - оформление патента или разрешения на работу. Как правило, помощь в оформлении документов и аренде жилья оказывают работодатели (месячная оплата за жилье составляет в среднем по краю около 1 тысячи рублей). Жилье предоставляется в виде общежития или съемной квартиры также общежитского типа с минимальным набором удобств. Проблему с питанием и другими бытовыми вопросами решают коллективно. Обычно формируется небольшая бригада в 5-10 чел. (члены которой часто объединены родственными связями). Неформальный лидер такого коллектива - как правило человек, приезжающий в Россию не в первый раз, неплохо владеющий русским языком, имеющий среднее специальное образование. Он и решает основные бытовые, коммуникационные и др. проблемы мигрантов, в том числе и взаимодействие с работодателем. Средний размер заработка оставляет 10-15 тысяч рублей в месяц при работе около 10 часов 6 дней в неделю. По желанию трудовой мигрант может взять отпуск (но пользуются этой возможностью редко). Заработанные деньги ежемесячно отправляются на родину. Траты на себя составляют от 2 до 5 тыс. руб. в месяц.
Свою экономическую адаптацию мигранты оценивают положительно (табл. 2), но к интеграции они не стремятся. Часто такие коллективы живут изолированно от местного сообщества, сводя взаимодействие с коренным населением до минимума. В целом трудовых мигрантов устраивает ситуация в Ставропольском крае, которую они признают достаточно благоприятной. Некоторые из них (но не более 10%), из числа тех, кто не имеет семьи, готовы остаться в России.
Ключевой проблемой, по мнению мигрантов, затрудняющей их пребывание в России, является плохое знание русского языка (табл. 3), осложняет их взаимодействие с работодателями и не позволяет самостоятельно правильно оформить необходимые документы. Особенно остра языковая проблема для мигрантов моложе 35 лет.
Второе место по важности для мигрантов заняла проблема потре-
Тал. 2. ОЦЕНКА РЕСПОНДЕНТАМИ СВОЕГО МАТЕРИАЛЬНОГО
ПОЛОЖЕНИЯ, 2012 г.
Варианты ответов Трудовые мигранты
чел. %
Живем хорошо, без особых материальных проблем 37 11,97
Живём более или менее приемлемо 130 42,07
Живем очень скромно 130 42,07
Живем за гранью бедности 12 3,88
Табл. 3. ВЛАДЕНИЕ РУССКИМ ЯЗЫКОМ, 2012 г.
Варианты ответов Трудовые мигранты
число респондентов %
Русский язык - мой родной 29 9,03
Владею свободно (говорю, пишу, читаю) 71 22,12
Говорю свободно, пишу и читаю плохо 96 29,91
Говорю плохо, читать и писать не умею 112 34,89
Не владею русским языком 13 4,05
бительского к ним отношения со стороны работодателя. Работодатели в своем большинстве не обеспечивают мигрантов медицинской страховкой, а они, в свою очередь, избегают обращений в медучреждения на платной основе по причине экономии средств. Нередки случаи обмана со стороны работодателя, в т.ч. связанные с оплатой труда.
Установление доверительных отношений - главный фактор предупреждения возможных противостояний между местным населением и трудовыми мигрантами. Формирование положительного образа трудового мигранта - процесс достаточно сложный, требующий взаимных усилий со стороны мигрантского и местного сообществ. В этой связи важно формировать у мигрантов стремление знать и принимать ценности местного сообщества, соответствовать ожиданиям и требованиям к ним со стороны принимающей среды. Вместе с тем, исследование демонстрирует неготовность обеих сторон к этому процессу. Мигранты имеют очень поверхностные и фрагментарные знания о культуре и традициях принимающей стороны (табл. 4). В региональном сообществе присутствуют проявления ксенофобий и мигрантофобий. По оценкам респондентов, уровень миг-рантофобии со стороны принимающего общества, достаточно высок. Так, на пренебрежительное отношение со стороны обычных граждан указало 17,3% опрошенных трудовых мигрантов, на проявления открытого национализма и мигрантофобии - 8,5 %, произвол и угрозы со стороны полиции - 6,76%. Особенно часто случаи мигрантофобии отмечаются в сельской местности [13, с. 256].
Табл. 4.
ЗНАНИЕ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ОБЫЧАЕВ
Варианты ответов Трудовые мигранты
чел. %
Обычаи, традиции 81 25,23
Литература и искусство 34 10,59
История 43 13,4
Религиозные ценности 24 7,48
Этикет, поведение в обществе 43 13,4
Знаком со всем поверхностно 105 32,71
Не знаком ни с чем 94 29,28
Низкий уровень стремления к интеграции трудовых мигрантов объясняется временным характером их пребывания в России. Вместе с тем, многие из них, рассматривают варианты длительного или даже постоянного проживания. Но основными условиями переселения выступают почти исключительно экономические показатели. В приоритете: стабильный доход, наличие собственного жилья и получение необходимых документов) (табл. 5). Размышляя о своих планах на будущее, опрошенные расходятся в оценках. 31% респондентов будут смотреть на обстоятельства, 25 % собираются покинуть Россию уже в этом году, 17% проработают не более 3 лет, а 11 % вообще затрудняются при ответе на данный вопрос.
Однозначно, возможности для адаптации трудовых мигрантов шире в местах с более благополучной социально-экономической ситуацией. В Ставропольском крае - это города и прилегающие к ним сельские районы западной и южной частей края (Ставрополь, Михайловск, Невинно-мысск, города Кавказских Минеральных Вод). Остальные территории края менее привлекательны для мигрантов, поскольку их уровень социально экономического развития заметно ниже.
Выводы
1. Трудовая миграция в Ставропольский край из стран ближнего зарубежья имеет ярко выраженный этнический характер. Основными
странами, поставляющими мигрантов являются государства Южного Кавказа и Центральной Азии.
2. Гастарбайтеры, ориентированные исключительно на заработок, нуждаются хотя бы в элементарном знании языка, традиций, культуры и норм поведения принимающего социума.
3. В настоящее время формируются различные институты, призванные регулировать потоки трудовых мигрантов, но институтов, регулирующих процессы адаптации практически нет. В мигрантских сообществах наблюдается проявление процессов самоорганизации и формирование самодеятельных регулирующих структур, что не способствует упорядочению миграционных процессов и успешности адаптации.
Табл. 5. КРИТЕРИИ ВОЗМОЖНОЙ ИММИГРАЦИИ В РОССИЮ, 2012 Г.
Варианты ответов Чел. %
Наличие собственного жилья 135 43,41
Хорошая зарплата 1 0,32
Много детей 1 0,32
Наличие автомобиля 44 14,15
Наличие постоянного дохода 204 65,59
Нормальные взаимоотношения с окружающими 57 18,33
Получение необходимых документов 103 33,12
Доброжелательное отношение со стороны государства 52 16,72
Бесплатное образование и медицина 34 10,93
Хорошая работа 1 0,32
Не собираюсь оставаться 1 0,32
4. Успешность адаптационно-интеграционных процессов требует определённых усилий со стороны принимающего сообщества. Необходимо обеспечивать равные социальные условия и требования для приезжих рабочих, не допускать проявления ксенофобий или мигрантофобий. Вместе с тем, как показало наше исследование, принимающий социум в крае не вполне готов для позитивного взаимодействия с миграционным сообществом. Было бы заблуждением считать, что в знаниях традиций, обычаев, культуры другой стороны нуждаются лишь мигранты. Принимающему населению также необходимы элементарные знания о традициях, особенностях поведения и социальных коммуникаций иностранных мигрантов. Просвещение принимающего населения - задача масс-медиа и масс-культуры, сферы публичной политики.
5. Проведенное исследование позволяет нарисовать портрет среднестатистического иностранного трудового мигранта в Ставропольском крае.
Портрет иностранного трудового мигранта (по данным социологических опросов)
Мужчина в возрасте 30-39 лет, имеет среднее образование, женат, но его семья и дети живут на родине. Приехал в Россию из Узбекистана. Впервые он прибыл в РФ год назад, с того момента был ещё пару раз. Никаких проблем при пересечении границы у него не бывает. Кроме Ставрополья, трудоустраивался также в других регионах Юга России, работая строителем. В строительной сфере был занят и у себя на родине. Работу нашёл через родственников и знакомых, получил на неё разрешение (патент), не испытав при этом каких-либо проблем, в чём ему помог работодатель. Работодатель же обеспечивает жильём (на которое в месяц приходится тратить менее 1 тысячи рублей), питанием и рабочими инструментами. Зарабатывает 10-15 тысяч рублей в месяц, работая 6-10 часов 6 дней в неделю. По желанию может взять отпуск, домой ездит раз в год. В остальное время ежемесячно отправляет семье деньги. Работа в России не отразилась на здоровье. Частой проблемой явился обман со стороны работодателя.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ russian/documen/convents/ migrant.htm.
2. Рязанцев C.B. Трудовая миграция в странах СНГ и Балтии: тенденции, последствия, регулирование / С. В. Рязанцев. М.: Формула права, 2007. 576 с.
3. Ивахнюк И.В. Интеграция мигрантов в России: оценка новых законодательных инициатив//Миграционные процессы: проблемы адаптации и интеграции мигрантов: сборник материалов Международной научно-практической конференции / под ред. проф. B.C. Белозерова. Ставрополь, 2014. С. 118-122.
4. Витковская ГС. Миграционные вызовы ближайшего десятилетия // Россия: ближайшее десятилетие. // Сборник статей к десятилетию Московского Центра Карнеги / под ред. Э. Качинса и Д. Тренина. М., 2004, С. 83-90.
5. Денисенко М., Чудиновских О. Миграции между странами СНГ // Демос-коп, 2012. № 533-534 [Электронный ресурс] - http://www.demoscope.ru/ weekly/2012/0533/analit04.php#_FN_2.
6. Красинец Е. С. Международная миграция населения в России в условиях перехода к рынку/РАН. Ин-т соц.-экон. пробл. народонаселения. М.: Наука, 1997. С. 188-190.
7. Рыбаковский Л.Л. О современной концепции миграционной политики России // Миграционные процессы: проблемы адаптации и интеграции мигрантов: сборник материалов Международной научно-практической конференции/под ред. проф. B.C. Белозерова. Ставрополь, 2015. С. 112-114.
8. Топилин, A.B. Миграционные процессы и рынок труда в России// Наука. Инновации. Технологии, 2015. №2 С. 140-153.
9. Юдина Т.Н. Мигранты из стран Закавказья в Москве: установки на адаптацию и интеграцию // Миграционные процессы: проблемы адаптации и интеграции мигрантов: сборник материалов Международной научно-практической конференции / под ред. проф. B.C. Белозерова. Ставрополь, 2015. С. 266-270.
10. Рязанцев C.B. The lingual integration of migrants in Russia: declaration sandrealities // Миграционные процессы: проблемы адаптации и интеграции мигрантов: сборник материалов Международной научно-практической конференции / под ред. проф. B.C. Белозерова. Ставрополь, 2014. С. 243-246.
11. Тюрюканова Е.В. Трудовая миграция в России // Отечественные записки, 2004. №4. [Электронный ресурс] - http://www.strana-oz.ru/2004/4/trudovaya-migraciya-v-rossii.
12. Численность иностранных граждан, осуществлявших трудовую деятельность в России (по данным ФМС) в 2000-2010 гг. [Электронный ресурс] - http://www. gks.ru/bgd/regl/B13_14p/lssWWW.exe/Stg/d1/03-19.htm.
13. Соловьев И.А., Щитова H.A., Белозеров B.C. Трансформации социально-экономической адаптации и интеграции мигрантов на Ставрополье в пост-советсткий период//Миграционные процессы: проблемы адаптации и интеграции мигрантов: сборник материалов Международной научно-практической конференции / под ред. проф. B.C. Белозерова. Ставрополь, 2015. С. 256.
НАУКИ О ЗЕМЛЕ
НАУКА. ИННОВАЦИИ. ТЕХНОЛОГИИ, №4, 2016
УДК 911.3 Щитова Н.А. [Shchitova N.A.],
Чихичин В.В. [Chihichin V.V.]
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ АДАПТАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ ИНОСТРАННЫХ МИГРАНТОВ
Theoretical and methodological aspects of geographical studies processes of adaptation and integration of foreign workers
В статье предпринята попытка теоретико-методологического осмысления процессов адаптации и интеграции иностранных мигрантов в России. Представленные теоретические положения опираются на анализ материалов отечественных исследований миграционных процессов последних лет, а также на собственный исследовательский опыт изучения процессов адаптации и интеграции разных групп мигрантов. Анализируется содержание и связь понятий социально-экономическая адаптация и этнокультурная интеграция, при этом акцентируется внимание на их принципиальных различиях. Выдвигается тезис о необходимости учета географических аспектов адаптации и интеграции мигрантов и предлагаются методологические подходы их географического анализа. Предложены три основные модели адаптации иностранных мигрантов - инертная, активная и девиантная, распространение которых зависит от этно-демографических и социокультурных характеристик миграционного и принимающего сообществ, уровня их этнической комплементарное™, развитости правовой и институциональной региональной среды и т.п. Обозначена актуальность потребности в разработке понятия региональной адаптационно-интеграционной политики как обязательной части миграционной политики, в качестве информационного базиса которой предлагается использование полимасштабного геоинформационного мониторинга миграционных процессов, позволяющего отслеживать состояние и динамику адаптационно-интегра-ционных процессов на разных территориальных уровнях - от поселения до страны в русле проводимой миграционной политики Российской Федерации.
This item is a theoretical & methodological attempt of comprehending the process of foreign migrants' adjustment and integration in Russia. The theoretical statements put forth herein rely on analysis of the migration studies conducted in Russia in the recent years as well as on the authors' research experience gained through investigating adjustment and integration of various migrant groups. The article also dwells on the meaning and the correlation between terms like socio-economic adjustment and ethnic & cultural integration, with a special focus on the fundamental differences between the two. The idea put forward here implies that there is a need for taking into account geographic aspects of migrant adjustment and integration, and certain methodological approaches are proposed that might be used to carry out such geographic analysis. Three major models are proposed for adjustment of foreign migrants - inert, active, and deviant, while the prevalence of these depends ethnic & demographic and socio-cultural features pertaining to both the migrant and the hosting communities, the level of their ethnic complementary capacity, the progress in the legal and institutional regional environment, etc. There is also an indication of the need for developing the concept of the regional adjustment & integration policy as a mandatory part of the migration policy, whereas the informational basis of that could employ poly-scale geo-informational monitoring of migration that would allow following the current status and the dynamics of the adjustment & integration processes at various local levels - from communities to the entire country - given the migration policy currently pursued by the Russian Federation.
* Статья подготовлена при государственной поддержке ведущих научных школ по гранту Президента Российской Федерации в рамках научно-исследовательского проекта «Иностранные мигранты в России: стратегии и практики интеграции и адаптации в региональные сообщества» (проект № НШ-9300.2016.6).