УДК 631.152.2(47+ 57):[341.217(4)ВТО+ 339.923:061.1ЕС]
ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЧЛЕНСТВА В ВТО И ЕВРАЗИЙСКОМ
ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ
Полухин А.А., кандидат экономических наук, доцент, зав. отделом экономических проблем материально-технической базы АПК
ФГБНУ «Всероссийский НИИ экономики сельского хозяйства», и.о. декана факультета агробизнеса и экологии ФГБОУ ВПО «Орловский государственный аграрный Университет», Орел, Россия E-mail: [email protected], +7 (910) 301-96-01
АННОТАЦИЯ
В статье определены тенденции технической модернизации сельского хозяйства России. Проведен структурный анализ обновления парка техники сельскохозяйственными предприятиями. Представлен вариантный прогноз обновления парка тракторов и уборочной техники в сельском хозяйстве с учетом государственной поддержки. Дана сравнительная оценка обеспеченности техникой сельскохозяйственного производства в странах ЕАЭС и ВТО. Проанализированы рынки сельскохозяйственной техники с точки зрения формирования спроса и предложения. В статье обоснован прогноз технической модернизации парка сельскохозяйственной техники России в условиях членства в ВТО и Евразийском экономическом союзе. Проанализированы рыночные позиции основных игроков на рынке сельскохозяйственной техники. Сформулированы основные преимущества и недостатки производителей техники. Обоснованы основные направления развития рынка сельскохозяйственной техники как ключевого элемента организационно-экономического механизма технической модернизации АПК. В статье обоснованы перспективы технико-технологической модернизации сельского хозяйства России в рамках реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы с учетом условий ВТО. Даны предложения по совершенствованию механизма государственного стимулирования технической модернизации.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Экономика, государственная поддержка, интеграция, рынок сельскохозяйственной техники, техническая модернизация.
Технико-технологическая модернизация сельского хозяйства в условиях мировых интеграционных процессов является ключевым элементом повышения конкурентоспособности аграрной продукции на внутреннем и внешнем рынках. Межгосударственные экономические связи оказывают существенное влияние на рынок сельскохозяйственной техники. Развитие рынка сельскохозяйственной техники, реализация мер государственной поддержки технической модернизации сельского хозяйства способствуют ускорению обновления основных средств. Однако укажем, что воспроизводство технической базы является капиталоёмким процессом и прогнозировать его достаточно сложно, так как объем капитальных вложений зависит от конъюнктуры рынка сельскохозяйственной продукции.
Отметим, что вступление РФ в ВТО и подписание договоров по созданию ЕАЭС поставило принципиально новые задачи перед сельскохозяйственными производителями по повышению конкурентоспособности своей продукции, при решении которых уровень технической оснащенности является одним из ключевых факторов. В целом оснащение сельхозпроизводства в России техникой характеризуется отрицательной динамикой. В таблице 1 представлены данные о наличии сельскохозяйственной техники.
Таблица 1 - Парк техники в сельскохозяйственных организациях России (данные на начало года), тыс. шт. [4]
Вид техники Год ы 2014 г. в % к 2008 г.
1991 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Тракторы 1365,6 441,1 396,9 359,5 338,4 318,9 301,2 282,9 64,1
Комбайны:
зерноуборочные 407,8 107,7 95,9 86,1 80,7 76,6 72,3 67,9 63,0
кормоуборочные 120,9 26,6 24,0 21,4 20,0 18,9 17,6 16,1 60,5
Как видно из таблицы 1, имеет место сокращение за анализируемый период количества всех видов сельскохозяйственной техники. Причем следует указать, что данная тенденция наблюдается в период реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, в рамках которой осуществлялось стимулирование обновления техники. Необходимо отметить, что сравнивая наличие техники на начало 2013 года (года начала реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы) и данные о наличии техники на начало 1991 года (года начала в РФ формирования рыночной экономики) можно отметить существенное сокращение парка. Так, количество тракторов за период 1991 - 2014 гг. сократилось в 5 раз, количество зерноуборочных комбайнов сократилось на 83,3%. Отметим, что сокращение количества техники - естественное явление на фоне роста производительности современной техники.
Для сравнения: в Республике Казахстан насчитывается около 150 тыс. тракторов, 45 тыс. зерноуборочных комбайнов и более 300 тыс. единиц сельскохозяйственной техники и навесного оборудования. Однако стоит отметить, что только 7% тракторов, 27% комбайнов, 10% сеялок и менее 1% почвообрабатывающих орудий имеют возраст до 10 лет [10]. Укажем, что техническая база сельского хозяйства Республики Беларусь сформировалась, по данным на начало 2014 года, 43,8 тыс. тракторов, 11,8 тыс. зерноуборочных комбайнов [6].
В таблице 2 представлены данные о приобретении новой сельскохозяйственной техники и выбытии устаревшей.
Таблица 2 - Поступление новой и выбытие списанной сельскохозяйственной техники в сельскохозяйственных организациях РФ [4]
Вид техники 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2013 в % к 2008
Приобретение новой техники, шт.
Тракторы 15143 7343 8002 10759 10052 8492 56,1
Комбайны: - - - - - - -
зерноуборочные 6638 3694 2848 4066 3512 3220 48,5
кормоуборочные 1709 750 819 1207 831 638 37,3
Выбытие списанной техники, шт.
Тракторы 27599 21978 18161 16956 16905 15193 55,0
Комбайны: - - - - - - -
зерноуборочные 10003 7268 5818 5342 5270 4614 46,1
кормоуборочные 2772 2051 1701 1618 1529 1331 48,0
По представленным в таблице 2 данным видно, что поступающая новая техника не компенсирует выбытие. Однако снижение технической базы сельского хозяйства в количественном выражении не значительно отражается на объемах производства. Обеспеченность и темпы обновления парка сельскохозяйственной техники являются индикативным показателем мероприятий государственной поддержки сельского хозяйства. Это связано с тем, что их использование в аграрном производстве свидетельствует о применении менее ресурсоемких технологий [5].
За период с 2008 по 2013 год коэффициент обновления по тракторам имеет тенденцию к росту (в 2013 году по тракторам он составил 3,0%, по зерноуборочным комбайнам - 4,7%, по кормоуборочным комбайнам - 4,0%), при этом коэффициент выбытия снижается с 6,7 % до 5,3%. Такая же тенденция наблюдается и по остальным видам техники. Заметим, что максимальное значение коэффициента обновления почти по всем видам сельскохозяйственной техники наблюдалось в 2008 году, что связано с началом реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы. Отметим, что за период 2008-2013 годы ежегодно парк тракторов и зерноуборочных комбайнов сокращается в среднем на 5-6 % в год, для сравнения: за период с 1995 по 2005 год парк техники сокращался в среднем на 7-8%. Отметим, что в Казахстане ежегодный уровень обновления по тракторам составляет около 1%, комбайнам 2,2%, почвообрабатывающим орудиям 0,1%. В Белоруссии в то же время по данным 2013 года коэффициент обновления основных производственных фондов сельского хозяйства составил по тракторам 3,7%, по зерноуборочным комбайнам также 3,7, что также не позволяет в полной мере сформировать модернизированный парк сельскохозяйственной техники [6].
По мнению академика РАН И.Г. Ушачёва, одними из ключевых целевых индикаторов технического переоснащения сельского хозяйства РФ являются создание оптимального машинно-тракторного парка в количестве 850-900 тыс. тракторов, с учётом освоения 30 млн. га неиспользуемых земель, зерноуборочных комбайнов -200-250 тыс. шт., кормоуборочных комбайнов - 60 тыс. шт.; повышение энергообеспеченности на 1 га пашни до 3 л.с.
В этой связи базой для оценки перспектив обновления парка до 2020 года могут стать заявленные индикаторы программ и стратегий развития сельского хозяйства и сельскохозяйственного машиностроения[1,2,3].
Предложение на рынке сельхозтехники формируют отечественные и иностранные производители. Самую крупную группу представляют Ростсельмаш, КТЗ, МТЗ, Гомсельмаш и глобальные зарубежные производители сельхозтехники, в их числе JohnDeere, CNH, Claas, AGCO, SDF. Все эти компании имеют сборочное производство на территории России, однако уровень локализации у них не превышает 5-10 %.
На рисунке 1 представлены данные об объемах производства тракторов и зерноуборочных комбайнов в России и Белоруссии. Отметим, что Белоруссия является лидером на рынке тракторов.
Рисунок 1 - Объем производства основных видов сельскохозяйственной техники в России и
Белоруссии, тыс. шт. [4,6]
Как можно видеть на рисунке 1, наблюдается снижение объема производства тракторов в России, что естественно влияет на внутренний рынок тракторов. На рисунке 2 представлена структура российского рынка тракторов по данным 2013 года.
Укажем, что 76,6% ввезенных тракторов на российский рынок новые, что связано в большей степени с неразвитостью технического сервиса импортной техники в регионах.
Рисунок 2 - Структура российского рынка тракторов в 2013 году, [5]
Несмотря на увеличение объёма реализации российскими производителями сельскохозяйственной техники новой техники сельскохозяйственным товаропроизводителям, её удельный вес недостаточно высок, чтобы нивелировать зависимость российских аграриев от поставок из-за рубежа.
Рисунок 3 - Превышение мощности поступающей сельскохозяйственной техники над выбывающей, раз (Источник: авторские расчеты)
Также стоит указать, что далеко не все стратегические цели реальны и объективны, поэтому мы считаем целесообразным спрогнозировать темпы обновления основных видов сельскохозяйственной техники с 3-х точек зрения: существующих темпов и тенденций обновления, целевых (желаемых) результатов и реально возможных с учетом реализации мероприятий государственной поддержки и
формирования новых подходов и механизмов государственного регулирования процесса технической и технологической модернизации сельского хозяйства. Важным фактором для прогнозирования обновления техники с учётом потребности увеличения энергообеспеченности сельского хозяйства является сравнение по мощности поступающей техники и выбывающей. На рисунке 3 представлены результаты расчёта превосходства средней мощности приобретаемой техники над списываемой за период 2008 - 2012 годы.
По данным органов управления АПК субъектов Российской Федерации в 2013 году сельскохозяйственными товаропроизводителями приобретено 15 265 тракторов, 5 502 зерноуборочных комбайнов, 824 кормоуборочных комбайнов. При этом в структуре парка тракторы со сроком эксплуатации до 3 лет составляют 14,64 % от их общего количества (в 2012 году - 12,02 %), зерноуборочных комбайнов - 18,36 % (в 2012 году - 16,11 %), кормоуборочных комбайнов - 21,66 % (в 2012 году - 21,56 %) от их общего количества у сельскохозяйственных товаропроизводителей. Со сроком эксплуатации свыше 10 лет составляет: по тракторам 62,15%, по зерноуборочным комбайнам 48,92% и кормоуборочным комбайнам 45,05%.
Как видно из данных, представленных на рисунке 3, поступающая на вооружение аграрных предприятий техника значительно мощнее выбывающей техники в связи с износом. Поэтому укажем, что рост энерговооруженности можно обеспечить при выравнивании в количественном выражении поступления и выбытия техники. Как уже отмечалось, нетрудно с достаточной степенью вероятности (свыше 90%) спрогнозировать количество списываемой техники по износу.
Укажем, данный прогноз в значительной степени получен экспертным путем, так как прогноз объема приобретения техники посредством статистических методов не будет достаточно точным в силу таких факторов, как непредсказуемость в долгосрочной перспективе цен на сельскохозяйственную продукцию и диспаритета цен, объёмов производства и объёмов спроса на продукцию сельского хозяйства из-за высокой зависимости от погодных условий, возможности использования основных средств сверх нормативных сроков в условиях недостаточности финансовых ресурсов и затрудненной доступности заемных средств.
В таблице 3 представлен прогноз уровня обновления парка основных видов техники на период 2013 - 2020 годы.
Таблица 3 - Прогноз уровня обновления парка основных видов техники на период 2013 - 2020 годы, ед.
Вариант прогноза 2013г. факт 2014г. 2015г. 2016г. 2017г. 2018г. 2019г. 2020г.
Тракторы
Сельскохозяйственные организации 8492 9440 9574 9692 9811 9929 10047 10166
Субъекты малого агробизнеса 6773 8473 8473 8523 8543 8563 8583 8603
Всего 15265 17913 18047 18215 18354 18492 18630 18769
Зерноуборочные комбайны
Сельскохозяйственные организации 3220 3313 3406 3491 3554 3618 3676 3727
Субъекты малого агробизнеса 2302 2369 2435 2496 2541 2587 2628 2665
Всего 5502 5682 5841 5987 6095 6205 6304 6392
Кормоуборочные комбайны
Сельскохозяйственные организации 638 760 815 872 928 983 1041 1096
Субъекты малого агробизнеса 186 221 238 254 270 287 304 319
Всего 824 981 1053 1126 1198 1270 1345 1415
Укажем, что в качестве целевых индикаторов к 2020 году нами выбраны следующие: довести долю тракторов в возрасте до 3-х лет в структуре до 15-18% , долю тракторов в пределах амортизационного срока, как минимум, до 50%. Данная структура позволит говорить о существенном обновлении парка тракторов
относительно 2013 года, повысить удельный вес сверхмощных тракторов, что является ключевым фактором освоения ресурсосберегающих технологий с использованием комбинированной и широкозахватной техники. Уборочная техника является менее износостойкой, нежели тракторы, сельскохозяйственные товаропроизводители интенсивно обновляют парк уборочной техники, что позволяет качественно и в оптимальные сроки выполнять технологические операции по уборке урожая. Отметим, что сроки уборки урожая зависят от биологических характеристик сельскохозяйственных культур и погодных условий, что делает их сжатыми во времени, и в этой связи рассчитывать на полную реализацию потенциала уборочной техники в каждом конкретном году нецелесообразно. Каждый отказ уборочной техники может значительно снизить эффективность производства в целом. Поэтому стратегически важно сформировать парк комбайнов из надежной техники. Поэтому в качестве целевого индикатора реально заложить увеличение доли комбайнов в пределах амортизационного срока до 60-65%.
Исследование практического опыта внедрения в производство современной техники по содержанию и доению коров показало значительное увеличение эффективности производства за счет снижения себестоимости и роста качественных характеристик продукции. В этой связи целесообразно ожидать увеличение количества приобретаемого доильного оборудования с учетом длительного срока его эксплуатации и значительной части производителей молока использующих устаревшее оборудование. В связи с тем, что срок амортизации доильного оборудования 20 лет, нормальным уровнем обновления такой техники считаем 5% в год.
Предложенный нами прогноз учитывает заложенные индикаторы развития сельского хозяйства к 2020 году и позволит сформировать следующий уровень технической оснащенности (табл. 4).
Таблица 4 - Показатели роста технического потенциала сельского хозяйства к 2020 годы, ед.
Показатели 2013 год 2020 год
Парк техники, тыс. ед.
Тракторы 282,9 300,1
Зерноуборочные комбайны 67,9 73,8
Кормоуборочные комбайны 16,1 18,3
Удельный вес техники в пределах амортизационного срока использования, % - -
Тракторы 28,9 36,3
Зерноуборочные комбайны 49,4 57,8
Кормоуборочные комбайны 44,4 55,2
Энергообеспеченность в расчете на 100 га посевной площади, л.с. 201 246
Таким образом, заложенные в Государственной программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы» индикаторы роста объема производства сельскохозяйственной продукции в сопоставимых ценах на 20,8% к 2020 году относительно 2012 года при среднегодовом росте инвестиций в основной капитал сельского хозяйства на 4,5%, требуют интенсивной технической модернизации, что при существующих механизмах государственной поддержки невозможно.
Ключевые проблемы технико-технологической модернизации России в условиях членства в ВТО и Евразийском экономическом союзе:
1. Страны ВТО и ЕАЭС воспринимают Россию как субъект экономических отношений с неограниченной ёмкостью рынка, в том числе и рынка сельскохозяйственной техники, запасных частей и сервисных услуг;
2. Россия не пользуется в должной мере своим конкурентным преимуществом -ёмкостью рынка сельскохозяйственной техники - для развития собственного сельскохозяйственного машиностроения;
3. Меры поддержки развития сельскохозяйственного машиностроения и технико-технологической модернизации сельского хозяйства носят кратковременный и
разрозненный характер, что открывает рыночные ниши для иностранных производителей;
4. Затраты на НИОКР российских заводов, производящих сельскохозяйственную технику, составляют не более 3% от всех инвестиций в производство (за исключением Ростсельмаш - 7%), что замедляет внедрение инноваций в сельскохозяйственное машиностроение;
5. Модернизация сельского хозяйства России происходит недостаточно быстрыми темпами, причем ключевую роль в модернизации играют иностранные производители сельскохозяйственной техники;
6. Потребность в обеспечении продовольственной безопасности требует роста рынка отечественной техники, однако модельный ряд, покрытие рыночных ниш техники не позволяет в полной мере рассчитывать на российское машиностроение.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 201з - 2020 годы: постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - N 32. - Ст. 4549
2. Фисинин, В. И. Стратегия машинно-технологической модернизации сельского хозяйства России на период до 2020 года / В. И. Фисинин [и др.]. — М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2009. — 80 с.
3. Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения России до 2020 года: приказ Минпромторга России от 22.12.2011 N 1810. [Электронный ресурс]. - М., 2011. - Режим доступа: справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
4. Наличие техники, энергетических мощностей в сельскохозяйственных организациях Российской Федерации в 2013 году [Электронный ресурс]: стат.сб. / Росстат - M., 2014. - Режим доступа: http://www.gks.ru/. - Размещено 23.04.2014 г.
5. Елисеев, А. Российский рынок сельхозтехники в 2013 году. Кто чего и сколько продал / А. Елисеев // Аграрное обозрение. - 2014. - № 2. - С. 14-23
6. Сельское хозяйство Республики Беларусь: стат. сборник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Минск, 2014. - 370 с.
7. Полухин, А. А. Экономическая оценка перспектив технической модернизации сельского хозяйства РФ в условиях ВТО / А. А. Полухин // Аграрная Россия. - 2013. -№ 11. - С. 33-36.
8. Полухин, А. А. Организационно-экономический механизм воспроизводства технического потенциала сельского хозяйства РФ в условиях ВТО / А. А. Полухин // Образование, наука и производство. - 2012. - № 1. - С. 22-30.
9. Санду, И. С. Технико-технологическая модернизация сельского хозяйства России / И. С. Санду, А. А. Полухин // Экономика сельского хозяйства России. - 2014. - № 1.
- С. 5-8.
10. Актуальные вопросы технического оснащения сельского хозяйства Республики Казахстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.economkaz.kz/?p=617.
- Дата обращения: 20.10.2014.
11. Glinushkin A.P., Plygun S.A., Ageev E.M., Ageev I.M., Devina N.I., Gromova L.S., Kosenko E.S. The possibility of legumes production // Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences. 2013. Т. 22. № 10. С. 17-23.