Научная статья на тему 'Проблемный семинар «Перспективы образования в XXI веке»'

Проблемный семинар «Перспективы образования в XXI веке» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемный семинар «Перспективы образования в XXI веке»»

Научная жизнь

на - к. психол. н., доцент кафедры практической психологии.

Необходимо отметить, что большинство преподавателей с интересом откликнулись на просьбу опубликовать статьи в сборнике, в который вошли 80 статей, включая работы авторов, принявших в конференции заочное участие.

В день окончания конференции была принята резолюция и вынесено решение:

1. Развивать сотрудничество преподавателей вузов, ссузов и учителей средних общеобразовательных школ г. Кирова и Кировской области с целью совершенствования образовательного процесса и повышения его эффективности на основе современных технологий обучения.

2. Признать в качестве эффективного средства систему междисциплинарных заданий, интегрирующих предметную и информационную подготовку студентов.

3. Разрабатывать учебные программы, учебные материалы на электронных носителях и технологии обучения, направленные на успешную интеграцию выпускника в профессиональную деятельность, развитие его личностной и профессиональной культуры.

4. На базе ВятГГУ организовать работу межвузовского научно-методического семинара по проблемам модернизации содержания высшего профессионального образования и критериев оценки его эффективности.

5. Для обобщения опыта использования развивающих образовательных технологий создать электронный портал современных методических разработок.

6. Регулярно проводить межвузовские конкурсы методических материалов и разработок.

7. Центру дополнительного образования ВятГГУ организовать работу по повышению квалификации преподавателей вузов г. Кирова в области использования современных информационных и коммуникационных технологий обучения.

8. Сделать регулярным проведение межвузовских научно-практических конференций по актуальным проблемам высшего профессионального образования в Кировской области с проведением серии открытых аудиторных занятий (по применению современных технологий в вузовском образовании).

Е. А. Агафонова, методист отдела образовательных программ и стандартов профессионального обраования учебно-методического управления, ассистент кафедры педагогики ВятГГУ

ПРОБЛЕМНЫЙ СЕМИНАР «ПЕРСПЕКТИВЫ ОБРАЗОВАНИЯ В XXI ВЕКЕ»

3 апреля 2007 г. в Вятском государственном гуманитарном университете состоялся проблемный семинар «Перспективы образования в XXI веке», организованный Вятским философском обществом и социально-гуманитарным факультетом. В его подготовке участвовали Вятский фонд сотрудничества и развития, Кировский филиал Института бизнеса и политики, Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. Работой семинара руководили секретарь Вятского философского общества, директор Кировского филиала Института бизнеса и политики, кандидат философских наук Вячеслав Михайлович Селезнев и проректор Вятского государственного гуманитарного университета, доктор исторических наук, профессор Валерий Теодорович Юнгблюд.

На семинаре были заслушаны и обсуждены два доклада. Первый доклад на тему «Образование в свете теории генетического единства мира» зачитал Борис Александрович Астафьев, доктор медицинских и философских наук, профессор, действительный член и научный руководитель Отделения проблем школьного образования РАЕН, автор известных монографий «Основы Мироздания», «Законы Творения», «Стратегический прогноз и управление».

Второй доклад - «Законы мира и образование» - был сделан Наталией Владимировной Масловой. Она - доктор психологических наук, профессор, действительный член и председатель бюро Отделения проблем школьного образования РАЕН, автор монографий «Периодическая система всеобщих законов Мира», «Периодическая система законов человеческого общества», «Ноосферное образование», учебных пособий «Древо английской грамматики», «Русский язык», разработчик системы «Ноосферное образование».

Докладчики отталкивались от идей В. И. Вернадского о ноосфере и основателя синергетики Ильи Пригожина, свободно цитировали Библию и Гераклита. Объясняли землетрясения на нашей планете метагалактическими циклами периодом в сотни миллиардов и в триллионы лет. Была продемонстрирована формула генома мира, открытая Борисом Александровичем. Приведем эту формулу:

\ С Зе х е„_1

£ о,5н - Л е х [Л1: (П - Р)]"1 ^^ во,5н + АежРц : (П-.Р)

Докладчики подчеркивали, что открытые ими законы устройства Вселенной необходимо напря-

мую учитывать при построении российской системы образования и в методике преподавания гуманитарных дисциплин.

Оба доклада были заслушаны с большим вниманием многочисленной аудиторией, среди присутствующих можно было заметить преподавателей и студентов ВятГГУ, представителей различных кировских общественных организаций. Задавались вопросы, на которые докладчики отвечали, демонстрируя обширную эрудицию.

В целом можно сказать, что семинар, прошедший в стенах ВятГГУ, явился значительным событием в интеллектуальной и научной жизни нашего города.

М. И. Ненашев, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии и социологии ВятГГУ, действительный член РАЕН

59-я НАУЧНАЯ СЕССИЯ ПО ИТОГАМ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ВятГГУ ЗА 2006 г.

В апреле 2007 г. в Вятском государственном гуманитарном университете прошла 59-я научная сессия по итогам научно-исследовательской работы за 2006 г. В ходе работы сессии были проведены секционные заседания по естественнонаучному, краеведческому, филологическому, психолого-педагогическому, социально-гуманитарному направлениям, в рамках которых действуют научные школы университета.

Подведение общих итогов научной работы состоялось 17 апреля на пленарном заседании. Во вступительном слове проректор по научно-исследовательской работе, доктор исторических наук, профессор В. Т. Юнгблюд отметил, что качественное университетское образование основывается прежде всего на фундаменте науки и одним из важных показателей работы вуза является наличие научных школ. В настоящий период развитие научной мысли идет в направлении осмысления проблем, решение которых возможно благодаря усилиям представителей многих наук. С учетом этого критерия строится научно-исследовательская работа вуза.

На заседании были заслушаны четыре доклада. Доктор педагогических наук, доцент Е. А. Ходырева посвятила свой доклад проблемам становления индивидуальности студентов в образовательной среде гуманитарного вуза, доктор географических наук, профессор М. М. Пахомов -смене ландшафтно-климатических обстановок Вятского края за последние два миллиона лет, кандидат исторических наук, доцент М. С. Су-довиков - купеческому сословию в контексте

социальной истории России конца XVIII - XIX в., кандидат филологических наук, доцент К. С. Ли-царева - проблеме национального самосознания в контексте современной социокультурной ситуации. Эти доклады вызвали живой интерес у собравшихся, в ходе дискуссии была подчеркнута актуальность и значимость данных тем в развитии современной науки.

Установка на новизну, общественную и научную значимость исследований в университете является обязательным элементом планирования всей работы вуза и одной из основ его инновационного развития. В конце заседания были вручены дипломы победителям традиционного конкурса на лучшую научную работу. Лауреатами 2006 г. стали: в номинации «За лучшую научную работу в области естественных наук» - Савиных Наталья Павловна, профессор кафедры ботаники за монографию, статьи, учебники и учебно-методические издания, руководство научной лабораторией и научной школой «Биоморфология растений»; в номинации «За лучшую научную работу по гуманитарным наукам» - Бакулин Владимир Иванович, профессор кафедры отечественной истории за монографию «Листая истории страницы: Вятский край и вся Россия в ХХ в.» и успехи в подготовке аспирантов; в номинации «За лучшую научно-методическую работу» - коллектив лаборатории биомониторинга, за работу «Учебно-методический комплекс по экологии» (руководитель - Т. Я. Аших-мина); за многолетний вклад в методику обучения математике в школе и в вузе - Подгорная Ирина Исаковна, доцент кафедры высшей математики.

В дальнейшем, помимо конкурса на лучшую работу, планируется обеспечить стимулирование научной деятельности путем предоставления внутренних грантов университета на проведение исследований научными лабораториями, научными школами и учеными. Планируется также осуществлять материальную поддержку молодых ученых и аспирантов, докторантов, выполняющих исследования по приоритетным направлениям развития науки. Все это должно способствовать созданию системы инновационной деятельности университета с целью формирования динамичной инновационной среды, способствующей производству новых знаний и их внедрению в практику.

Одновременно с научной сессией преподавателей в университете прошла Неделя студенческой науки. На факультетах это мероприятие проводилось в различных формах: научно-практические конференции, олимпиады, презентации, семинары и т. д. 18 апреля 2007 г. под председательством В. Т. Юнгблюда состоялось пленарное заседание по итогам научно-исследовательской работы студентов, на котором прозвучали доклады молодых исследователей по наиболее актуальным научным темам и были вручены дипломы победителям конкурса на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.