Научная статья на тему 'Проблемные вопросы создания конфликтно-устойчивой автоматизированной системы управления тренажной подготовкой операторов радиоэлектронных средств'

Проблемные вопросы создания конфликтно-устойчивой автоматизированной системы управления тренажной подготовкой операторов радиоэлектронных средств Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
318
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНАЖНАЯ ПОДГОТОВКА / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА / КОНФЛИКТНО-УСТОЙЧИВОСТЬ / ОПЕРАТОР / РАДИОЭЛЕКТРОННОЕ СРЕДСТВО / PREPARATION / THE AUTOMATED SYSTEM / CONFLICT STABILITY / THE OPERATOR / RADIO-ELECTRONIC MEANS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Алексеев Владимир Витальевич, Потапов Андрей Николаевич

Рассмотрены вопросы создания конфликтно-устойчивой автоматизированной системы управления тренажной подготовкой операторов радиоэлектронных средств. Представлены пути преодоления неадекватности применения тренажеров и самих РЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Алексеев Владимир Витальевич, Потапов Андрей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF CREATION OF CONFLICT-RESISTANT OF AUTOMATED CONTROL SYSTEM OF RADIO-ELECTRONIC MEANS OPERATORS TRAINING

The issues of establishment of сonfliсt-resistant automated control system of training of operators of radio-electronic means are considered. The ways to overcome the inadequacy of the use of simulators and the radio-electronic means are provided.

Текст научной работы на тему «Проблемные вопросы создания конфликтно-устойчивой автоматизированной системы управления тренажной подготовкой операторов радиоэлектронных средств»

В.В. Алексеев,

доктор технических наук, профессор, Военный авиационный инженерный университет (г. Воронеж)

А.Н. Потапов,

кандидат технических наук, доцент Военный авиационный инженерный университет (г. Воронеж)

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ СОЗДАНИЯ КОНФЛИКТНО-УСТОЙЧИВОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРЕНАЖНОЙ ПОДГОТОВКОЙ ОПЕРАТОРОВ РАДИОЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ

ISSUES OF CREATION OF CONFLICT-RESISTANT OF AUTOMATED CONTROL SYSTEM OF RADIO-ELECTRONIC MEANS OPERATORS TRAINING

Рассмотрены вопросы создания конфликтно-устойчивой автоматизированной системы управления тренажной подготовкой операторов радиоэлектронных средств. Представлены пути преодоления неадекватности применения тренажеров и самих РЭС.

The issues of establishment of сonfliсt-resistant automated control system of training of operators of radio-electronic means are considered . The ways to overcome the inadequacy of the use of simulators and the radio-electronic means are provided.

Обобщенно проблему организации тренажной подготовки (ТП) операторов радиоэлектронных средств (РЭС) и пути ее разрешения можно охарактеризовать с помощью структурной модели, изображенной на рис. 1.

Эта схема представляет собой результат анализа предметной области современных тенденций развития системы ТП. На основании рис. 1 и определим возможности тенденций развития системы ТП по устранению неадекватности практического применения РЭС, являющейся объективной реальностью независимо от ее представления и образующейся из-за наличия основных и дополнительных факторов.

Анализ систем тренажной подготовки операторов РЭС

В преломлении традиционных и современных принципов организации обучения [1] для системы ТП операторов РЭС объектом управления является оператор. А в качестве субъекта управления выступают инструктор и непосредственно система ТП, т.к. она не заменяет, а дополняет инструктора.

Введение

Учебные упражнения

Учебные планы

Содержат.] компоненты1

Дополнит, факторьи

Условия

Операции

Имитиру-

ются

Изменение

РЭС

Экономические

ограничения

Средства

тренажа

Т ренировіи

О граничение адекватности

Т ренажеры

Т ехнические ограничения

Неадекватность <

Н еад екватні^с^ применени я

Н еа д екватнослъ применег-и я тренажеров

Неадекватность применения Р ЭС

Устранение неадекватности применения Р ЭС

Пути устранения неад екватности

Адаптация к условиям функционирования РЭС

Адаптация к ограниченной адекваттчости тренажеров

Рис. 1. Проблема организации ТП операторов РЭС и пути ее

разрешения

Системы ТП можно разделить на две группы [2]: селективные (традиционные) (рис. 2) и интеллектуальные (автоматизированные) (рис. 3).

В селективных системах управление ТП (определение содержания и последовательности упражнений (), а также количества тренировок ( щшр )) осуществляется в

соответствии с курсами ТП. Это, как было определено ранее, вполне соответствует современной ТП операторов РЭС. При этом каждый оператор проходит один и тот же путь ТП, то есть отсутствует адаптация к каждому конкретному обучаемому. Как

правило, селекция заключается в выборе перечня упражнений и количества тренировок в соответствии с периодом обучения оператора. При этом ТП обычно проводится на штатных РЭС с ограниченными возможностями по реализации стандартных операций (Б ) и имитации типовых радиочастотных условий (РЧ-условий) (А ) применения РЭС. Кроме того, из-за ограниченного эксплуатационного ресурса РЭС порой не представляется возможным проведение дополнительных тренировок в интересах достижения требуемого уровня обученности операторов.

Рис. 2. Селективные (традиционные) системы ТП

Рис. 3. Интеллектуальные (автоматизированные) системы ТП

На рис. 2 и 3 обозначено:

N — количество занятий, определяемое курсом тренажной подготовки;

Q — последовательность упражнений, определяемая курсом тренажной подготовки;

Бр — стандартные операции;

Кр — оценка уровня обученности;

— упражнения, выполняемые оператором;

N , Лрк — количество занятий, определяемое планом тренажной подготовки;

Б р — операции, выполняемые оператором;

X — информация, отражаемая на индикаторных устройствах тренажеров;

Др — имитируемые типовые радиочастотные условия применения РЭС.

Современное состояние методологии, теории и практики автоматизации оценки операторской деятельности и построения экспертных систем и систем искусственного интеллекта позволяет развить селективную систему ТП до интеллектуального уровня (см. рис. 3).

В интеллектуальной системе ТП в зависимости от ситуаций (комбинаторик различных ограничений) производится выбор упражнений и их содержания, планов и их наполнения, а также средств тренажа не только в зависимости от периода обучения

операторов, но и с учетом их индивидуальных особенностей (начального уровня обученности и скорости усвоения упражнений). Помимо этого современная теория и практика отечественного и зарубежного тренажеростроения и развитие вычислительной техники позволяют создавать недорогие, по сравнению со штатными, тренажеры РЭС, которые в значительной степени расширяют возможности реализации стандартных операций и имитации типовых РЧ-условий применения РЭС, что, порой, невозможно сделать в существующих образцах тренажных средств, а это вызывает у самих операторов негативное отношение к ним. Кроме того, появились новые научные школы и направления, которые развивают основы тренажеростроения с позиции совершенствования теоретических основ адаптации тренажеров к состоянию оператора с выдачей ему рекомендаций методического и практического характера.

Интеллектуальная система ТП по результатам тренировок позволяет производить адаптацию самих курсов ТП, которые в настоящее время формируются на длительные сроки (5-10 лет) и не учитывают возможности уточнения упражнений и планов [3]. Необходимость уточнения упражнений возникает при выявлении в процессе ТП более рациональных операций применения РЭС по типовым ситуациям, отражающим реальные способности операторов. Необходимость уточнения планов возникает не только по реальным способностям обучаемых, но и из-за внедрения новых средств тренажа. Причем эти уточнения для селективной системы ТП из-за существующих для нее технологических издержек могут морально устаревать, что также вызывает к ним негативное отношение со стороны инструкторов и методистов.

Однако, несмотря на несомненные преимущества автоматизированной (интеллектуальной) системы по отношению к традиционной (селективной) системе, она обладает совокупностью факторов неадекватности:

а) неадекватностью применения РЭС, выраженной в наличии несоответствия между предписанными и альтернативными содержательными компонентами учебных упражнений, отражающими соответственно принятые и действительные РЧ-условия функционирования и операции применения РЭС;

б) неадекватностью применения тренажеров, заключающейся в несоответствии между оценками уровней навыков, получаемыми операторами РЭС при обработке единых учебных упражнений на тренажерах и штатных РЭС, что приводит к формированию некорректных содержательных компонентов учебных планов, отражающих количество тренировок на средствах тренажа.

Эта совокупность неадекватности, с психолого-физиологической точки зрения, способствует формированию заведомо искаженных, а значит ложных знаний (перцептивных образов) и навыков (умений выполнять целенаправленные мыслительные действия с апперцептивными и перцептивными образами), которые порой устранять сложнее, чем приобретать новые знания и навыки. В целом неадекватность вредно влияет на полезность практического применения РЭС, которую, безусловно, необходимо устранять. Вопросы устранения неадекватности систем обучения, в том числе и в рамках автоматизированной системы (АС) ТП, в такой постановке ранее не рассматривались. Обучение операторов в основном было направлено на обеспечение: безопасности здоровья личного состава, скрытности тактических приемов применения и режимов функционирования РЭС, конфиденциальности курсов подготовки, организационно-методических указаний и планов проведения тренировок. Достижение адекватности ТП операторов понималось в узком смысле — способность к выявлению полезных навыков из смеси их с ошибочными навыками за счет селективных возможностей АС. При этом селективные возможности в традиционных системах ТП определяются в основном квалификацией инструкторов, которые в процессе отработки учебных упражнений операторами,

обнаруживая отклонения их действий от предписанных, осуществляют методические приемы по устроению ошибочных действий и недоведению их до автоматизма, т.е. недопущению формирования ошибочных навыков.

С учетом тенденций развития методов имитационного моделирования и вычислительной техники появились реальные предпосылки замещения традиционных инструкторов электронными инструкторами, которые выполняют в автоматизированном виде функции первых, что позволяет устранять субъективный фактор неадекватности ТП из-за ошибочных навыков. Поэтому неадекватность АС ТП в узком смысле непосредственно зависит от корректности разработки электронных инструкторов. Кроме того, селективные возможности АС ТП можно несколько расширить за счет автоматизации методов профессионального отбора на начальной стадии обучения и методов проверки профессиональной годности — в процессе учебной и практической профессиональной деятельности операторов и т.п.

В настоящее время в теоретическом плане достаточно полно с позиций педагогики и психологии разработаны методологические основы, а именно: теория оценки эрготехнических систем, теоретические основы оценки операторской деятельности, которые напрямую не относятся к устранению неадекватности АС обучения, не позволяют обеспечить адаптивное управление курсами ТП операторов по оценкам их деятельности, соответственно на тренажерах и на штатных РЭС.

При этом объектом управления является оператор, для которого в качестве входных параметров задаются виды и последовательности упражнений, их объемы и продолжительности, а в качестве выходных — оценки его деятельности. Оценки деятельности сравниваются с нормативами, и на основании анализа невязки между ними производится коррекция входных параметров оператора. В такой постановке можно считать, что автоматизация обучения косвенно направлена на устранение неадекватности в широком смысле, вызванной отсутствием в курсах подготовки содержательных компонентов, отражающих в полной мере индивидуальные свойства обучаемых. Однако при этом не учитывается ограниченная адекватность имитационного моделирования в тренажерах, что приводит изначально к формированию некорректных оценок деятельности операторов, следовательно, его входных параметров, а значит не достигается в полной мере положительный эффект устранения неадекватности ТП.

Теоретические исследования по созданию АС освоения РЭС, способствующей устранению неадекватности применения штатных РЭС и тренажеров, практически не проводились. Хотя это научное направление является актуальным при постоянной модернизации как РЭС и тренажеров, так и РЧ-условий их функционирования. Основой устранения этой неадекватности является адаптация операций боевого применения РЭС и определение количества тренировок, синтезируемых при решении задач выбора и распределения функциональных действий операторов и средств тренажа. Вопросы диагностики содержательных компонентов курса подготовки операторов на этапе изменения РЧ-условий применения РЭС и тренажеров полностью выпадают из сферы деятельности лиц, принимающих решения (ЛПР) по организации ТП.

Стремление на основе принципа сквозного анализа неадекватности ТП наилучшим образом распределить содержательные компоненты курсов подготовки с использованием тренажеров так, чтобы удовлетворить реализуемость их полной отработки, является важной задачей. В интересах устранения неадекватности возникают проблемные вопросы в рамках автоматизации механизмов адаптивной генерации содержательных компонентов учебных упражнений и учебных планов, которые обеспечат выполнение разнообразных переходов от одних условий функционирования РЭС к другим с учетом ограниченной адекватности тренажеров.

Пути устранения неадекватности применения РЭС

В интересах устранения неадекватности применения РЭС предлагается дополнить АС ТП (рис. 4) [4]: системой адаптации упражнений к действительным РЧ- условиям функционирования РЭС; системой идентификации РЧ-условий взаимодействия РЭС со средой.

Система оценки 121 адекватности

Система выбора и адаптация плана

П.

Система выбор а и адаптация упражнения

Система оценки обученности

Формирование

операций

Система идентификации условии

Рис. 4. Модернизированная АС ТП операторов РЭС

На рис. 4 обозначено: у — оценка адекватности тренажеров; Р — оценка функционирования РЭС.

Для устранения неадекватности применения тренажеров предлагается включить в состав АС ТП систему количественной оценки адекватности тренажеров по отношению к штатным РЭС. При этом устранение неадекватности АС ТП операторов понимается не в узком смысле — как способность к выявлению полезных навыков из смеси их с ошибочными, вредно влияющими на эффективность боевого применения РЭС за счет селективных возможностей АС, а в широком — как способность к адаптации полезных содержательных компонентов учебных упражнений и учебных планов, определяющих курсы подготовки к изменяющимся РЧ-условиям функционирования РЭС и ограниченной адекватности тренажеров.

В интересах устранения неадекватности АС ТП необходимо более подробно рассмотреть состояние вопроса адаптации содержательных компонентов отдельно как учебных упражнений, так и учебных планов.

Согласно вышеизложенному, содержательными компонентами любого учебного упражнения, предназначенного для его отработки операторами РЭС, являются РЧ-условия функционирования и предписанные операции применения РЭС. Предписанные операции (в некоторых источниках — «схемы применения»), как правило, опреде-

ляются эмпирически в ходе специальных исследовательских учений с привлечением экспертов, обладающих опытом эксплуатации РЭС. Эпизодическая коррекция курсов подготовки осуществляется на основании организационно-методических указаний, формирующихся по результатам применения РЭС на испытаниях, проведение которых в современных условиях затруднительно, что способствует моральному устареванию учебных упражнений из-за внепланового усовершенствования как самих РЭС, так и изменения РЧ-условий их функционирования.

Кроме того, необходимо отметить следующее. Обычно специальные исследовательские испытания проводятся на специализированных полигонах со свойственными для них организационно-техническими проблемами, что, безусловно, способствует возникновению неадекватности применения РЭС.

Известно, что в процессе применения РЭС в соответствии с РЧ-условиями его функционирования оператор должен выбирать и осуществлять такую операцию

О ={Ог}, которая позволила бы формировать реакцию (Де(£)) средства в интересах достижения желаемого результата (Рз). От корректности выбора, своевременности и точности выполнения операции (О ) зависит достижимость желаемого результата (Рз).

Условия функционирования РЭС, определяемые структурой окружающей среды и общностью РЧ-спектров ее элементов ^]), могут оказывать существенное влияние на достижимость желаемого результата Рз . При этом в зависимости от сложившихся РЧ-условий операторский персонал производит реализацию регламентируемых, ранее отработанных им в ходе ТП операций по управлению РЭС ().

В настоящее время из-за отсутствия метода, позволяющего адекватно адаптировать операции О'Б с учетом динамики изменения РЧ-условий его функционирования, регламентирующие операции по их управлению могут оказаться неадекватными [5], т.е. операции О'8 малоэффективны, а результат нежелательный, хотя в принципе РЭС

вполне способно его получить.

Поэтому первой актуальной научной задачей является разработка метода адаптации содержательного компонента учебных упражнений — операций, способствующих устранению неадекватности применения РЭС, возникающей из-за изменения РЧ-условий, которые характеризуют текущие отношения в РЧ-спектре между РЭС и окружающей средой.

Эта задача может быть решена на основании автоматизации процесса анализа РЧ-условий функционирования РЭС и синтеза возможных ситуаций по его управлению в интересах обеспечения оперативной адаптации операций управления РЭС к изменяемым условиям их функционирования, которые должны отражаться в упражнениях ТП операторов как их содержательные компоненты. Для этого необходимо определить показатели и возможные взаимные отношений между операциями и О'д, соответственно, средства 3 и РЭС среды Q, и построить системную модель формирования этих операций, инвариантную к их целевому предназначению.

В современных условиях анализ РЧ-условий функционирования РЭС возможен на основании проведения радиомониторинга [2]. Конечной целью радиомониторинга является диагностика и прогноз эффективности функционирования РЭС 3. В настоящее время для автоматизации радиомониторинга нашло широкое использование вычислительной техники, где моделируются условия взаимодействия объектов радиомониторинга, а именно средств 3 и элементов среды Q. При этом для моделирования этих условий изначально необходимо производить идентификацию как средств £, так и среды Q с целью выбора их математических моделей. Однако из-за отсутствия единой фор-

мализованной классификации средств S и элементов среды Q, отражающей особенности целевого и функционального предназначения, а также принципы использования ими РЧ-спектра, имеются затруднения в автоматической конфигурации математических моделей объектов мониторинга, что снижает его оперативность. С учетом этого актуальным является поиск возможных вариантов единой формализованной классификации средств радиомониторинга, которая явилась бы основой для создания программного обеспечения автоматического управления конфигурацией математических моделей в автоматизированных системах радиомониторинга.

При общности РЧ-спектра, состоящего из основных и побочных каналов излучения и приема, мониторинг функционирования РЭС, как правило, базируется на выявлении между ними связанности типа «выход Sj — вход Sk», где Sj С S,

Sfc С S, j,к = 1,N. Под выходом Sj понимается спектр излучений

радиопередатчиков, а под входом Sk — частотная область радиоприема [5]. Однако

помимо данного типа связанности существуют такие, как «выход Sj — выход Sk »,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«вход Sj — вход Sk». Очевидно, что средства Sj и ^ могут оказывать взаимное

влияние друг на друга через комбинаторику этих типов связанности. Поэтому уместно детализировать взаимные системные отношения в структурно-параметрическом представлении для каждого типа связанности.

В настоящее время имеется ряд работ, посвященных вопросам синтеза схем применения РЭС на основании анализа информационных конфликтов, свойственных условиям их взаимодействия со средой. При этом информационный конфликт определяет меру взаимодействия РЭС и среды. На самом деле топология взаимодействия между РЭС и средой несколько шире, а именно их элементы дополнительно могут быть в отношениях сотрудничества, безразличия и независимости. Однако в настоящее время нет четкого системного описания условий взаимодействия РЭС и среды, а тем более ее топологии, что не позволяет оценивать конфликт — индикатор неадекватности, сотрудничество, безразличие и независимость между ними, а значит корректно определять операции по способам его применения [2]. А без идентификации РЧ-условий функционирования РЭС, являющихся сопутствующим признаком неадекватности их применения, задача по ее устранению теряет смысл.

Поэтому второй актуальной научной задачей является разработка метода идентификации РЧ-условий функционирования РЭС, позволяющего индицировать неадекватность их применения.

Известно, что основой построения современных тренажеров является имитационное моделирование процессов, свойственных штатным РЭС. Однако любая модель — некоторое приближение к реальному объекту. От уровня формализации и учета различных факторов при создании моделей зависит степень ее приближения к реальному объекту, т.е. адекватность. Ввиду того что даже при современных возможностях создания имитационных моделей невозможно учесть все факторы, роль тренировок на штатных РЭС остается значимой. Так, например, остается неопровержимым мнение о том, что нельзя полностью подготовить, в частности, диспетчера системы управления воздушным движением в районе аэродрома на тренажере, каким бы современным он ни был, без тренировок, соответственно, на реальной технике.

Естественно, что неадекватность тренажеров можно уменьшать до некоторого предельно возможного уровня, но при этом их стоимость будет возрастать. Возможна такая ситуация, когда при достижении предельно возможного уровня неадекватности тренажера стоимость тренировок на тренажере может превысить стоимость тренировок

на штатных РЭС. А это нарушает саму идею создания тренажеров [4]. На основании этого можно сделать следующий вывод: неадекватность тренажеров по отношению к штатным РЭС не может быть полностью устранима. Решение задачи по полному устранению неадекватности тренажера возможно лишь при превращении его в штатное РЭС. А зачем такой тренажер? Поэтому актуальным является определение навыков, приобретаемых на тренажерах с учетом их адекватности, а также проведение теоретических исследований по оценке адекватности тренажеров в такой форме, которая позволила бы осуществить первое.

Согласно классической схеме построения тренажеров [2], основным его элементом является моделирующее устройство (МУ), выполненное на базе ЭВМ и состоящее из совокупности имитационных моделей. Научную основу построения имитационных моделей МУ тренажера составляет теория математического моделирования [1, 3]. Методы теоретических исследований теории математического моделирования во многом опираются на достижения смежных наук: кибернетики, вычислительной техники, эргономики, имеющих некоторое специфическое преломление для практического использования в процессе создания моделей для тренажера РЭС. Так как любая имитационная модель является лишь некоторым примерным прообразом реального объекта, то полученный с помощью нее результат необходимо проверять на предмет достоверности. К требованию достоверности результатов имитационного моделирования объектов исследования примыкает весьма важное требование — адекватность имитационной модели по отношению к объекту моделирования [2]. Адекватность определяет пригодность имитационной модели для дальнейшего использования. Использование имитационных моделей с ограниченной адекватностью в тренажере приводит к возникновению неадекватности применения тренажеров, заключающегося в некорректном определении содержательного компонента учебных планов — количества тренировок на средствах тренажа. Причинами этого являются:

- приобретение операторами неверных навыков по эффективным способам и тактическим приемам применения РЭС;

- неправильное оценивание выполненных операторами учебных упражнений.

Поэтому одной из актуальных научных задач является разработка метода

адаптации содержательного компонента учебных планов, способствующего устранению неадекватности применения тренажеров, существующей из-за их ограниченной адекватности.

Помимо этого неадекватность имитационного моделирования в тренажерах может привести [4]:

- к занижению или к завышению требований, предъявляемых к упражнениям ТП операторов с учетом специфики задач, выполняемых РЭС;

- к занижению или к завышению тактико-технических требований к отечественным РЭС;

- к неадекватным рекомендациям операторам по эффективным способам и приемам применения РЭС и т.п.

Для адаптации содержательных компонентов в интересах устранения неадекватности применения тренажеров, в первую очередь, необходимо определить индикатор ее сопутствующего признака. А именно нужно выработать понятие адекватности тренажеров в количественной форме и в формализованном виде определить влияние адекватности на требуемое количество тренировок.

В настоящее время оценка адекватности имитационного моделирования в тренажерах производится в грубой приближенной форме [6], как правило, сводящейся к подтверждению в ходе испытаний тренажеров гипотезы об адекватности или неадекватности имитационных моделей, входящих в их состав. Это, конечно, не позволяет

производить не только прогнозирование подготовленности операторов с использованием тренажеров, но и корректно формировать содержательные компоненты учебных планов ТП, определяющие действительно необходимое количество тренировок.

Основной предпосылкой для определения количественной формы оценки адекватности имитационного моделирования является критерий годности тренажеров [2], суть которого, применительно к рассматриваемой предметной области, заключается в следующем: если информационные параметры штатного РЭС Е(X) и тренажера

Ет ( Х ) отличаются между собой на 10-15 %, то тренажер является годным, т.е. при

этом оператор нечувствителен к этому различию и значит, не совершает действий X , заведомо отличающихся (искаженных) по отношению к предписанным действиям X. Степень выполнения условия годности тренажера и явится базисом для количественной оценки адекватности в нем имитационного моделирования. Однако из-за отсутствия методов по оценке адекватности имитационного моделирования в такой постановке нет возможности в индикации сопутствующего признака неадекватности применения тренажеров.

Поэтому актуальной является и другая научная задача — разработка методов оценки адекватности результатов имитационного моделирования, позволяющих в зависимости от условий испытаний тренажеров и штатных РЭС определять меру неадекватности применения тренажеров.

Выводы

Таким образом, основными проблемными вопросами создания конфликтно-устойчивой автоматизированной системы управления тренажной подготовкой операторов радиоэлектронных объектов являются следующие:

- устранение множества возможных несоответствий ТП;

- обеспечение устранения неадекватности применения РЭС и тренажеров в АС ТП.

Это можно осуществить существующими методами за счет интенсификации

обучения — применения тренажеров и автоматизации обучения — использования средств адаптации учебных упражнений и учебных планов, а также средств тренажа к уровню обученности операторов, т.е. на основании разработки АС ТП операторов РЭС. При этом АС ТП должна быть адаптивной к изменениям функционального назначения РЭС и состава тренажеров. Существующие АС обучения в основном обладают этими свойством и успешно выполняют возлагаемые на них задачи, как в адекватной обстановке, так и при тех видах несоответствий, которые определяются свойствами операторов и инструкторов. Обеспечение устранения неадекватности применения РЭС и тренажеров в АС ТП операторов на структурном уровне необходимо рассматривать как способность к целенаправленному изменению структуры на основании оценки действий операторов, условий функционирования РЭС, степени адекватности и эксплуатационных ограничений тренажных средств. Устранение неадекватности применения РЭС и тренажеров, должно достигаться в АС ТП не только за счет селективных возможностей, обеспечивающих устранение ошибочных действий операторов, но и за счет адаптации содержательных компонентов учебных упражнений и учебных планов, определяющих учебные курсы. Поэтому в АС ТП совместно с традиционными методами выявления несоответствий действий операторов от предписанных действий целесообразно использовать так называемые индикаторы сопутствующих признаков, предназначенных для индикации неадекватности применения РЭС и тренажеров.

Это позволит в дальнейшем разрешить такую важную проблему, как определение ограниченной адекватности тренажеров при проведении их сертификации

и испытаний, что, в свою очередь, приводит к решению вопроса о планировании ТП с целью исключения неадекватных знаний и навыков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Потапов А.Н. К вопросу разрешения конфликтов в практической подготовке лиц группы руководства полетами // Теория конфликта и ее приложение: материалы

I Всероссийской научно-технической конференции 26—29 июня 2000 г. — Воронеж: ВГТА, 2000. — С. 24—27.

2. Дикарев В. А., Потапов А.Н., Султанов Р. В. Обеспечение качества применения компьютерных систем тренажа. — Балашов; Николаев, 2002. — 89 с.

3. Моделирование информационного воздействия на эргатический элемент в эрготехнических системах / В.В. Алексеев [и др.]. — М.: Стенсвил, 2003. — 164 с.

4. Потапов А.Н. Особенности формирования содержательного компонента упражнений тренажной подготовки операторов радиоэлектронных объектов // Актуальные проблемы науки и образования: материалы юбилейного международного симпозиума. — Пенза: ПГУ, 2003.

5. Потапов А. Н., Дикарев В.А., Сысоев В. В. Исследование методов вторичной обработки радиолокационных измерений с целью повышения эффективности применения компьютерных технических систем практического обучения лиц ГРП // Перспективные технологии в средствах передачи информации: материалы III международной научно-технической конференции, 1—5 июля 1999 г. — Владимир: ВлГУ, 1999. — С. 37—41.

6. Сысоев В.В., Дикарев В.А., Алексеев В.В. Количественная оценка структурного взаимодействия элементов технологических систем // Математическое моделирование технологических систем. — Воронеж: ВГТА, 1999. — Вып.3. — С.145—148.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.