Научная статья на тему 'Проблемные вопросы развития угледобывающих предприятий Дальнего Востока'

Проблемные вопросы развития угледобывающих предприятий Дальнего Востока Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
87
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГЛЕДОБЫВАЮЩИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / COAL MINES / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / TRAFFIC NETWORK INFRASTRUCTURE / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / FAR EAST / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / NATURAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Васянович Юрий Анатольевич, Утонова Тамара Андреевна

Рассмотрены вопросы развития транспортной инфраструктуры и наращивания перевозочных мощностей железнодорожного транспорта для поставок угольной продукции на экспорт, строительства портов и терминалов для экспорта угля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Васянович Юрий Анатольевич, Утонова Тамара Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Coal mining industry development problems in the Far East

The article discusses development of traffic network infrastructure and rail transportation scale-up as well as construction of ports and terminals for coal export.

Текст научной работы на тему «Проблемные вопросы развития угледобывающих предприятий Дальнего Востока»

УДК 622:338:911.3 © Ю.А. Васянович, Т.А. Утонова, 2013

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ УГЛЕДОБЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Рассмотрены вопросы развития транспортной инфраструктуры и наращивания перевозочных мощностей железнодорожного транспорта для поставок угольной продукции на экспорт, строительства портов и терминалов для экспорта угля.

Ключевые слова: угледобывающие предприятия, транспортная инфраструктура, Дальний Восток, природные ресурсы.

Россия обладает огромным потенциалом природных ресурсов и существенную часть этих богатств занимают угольные месторождения. В ее недрах сосредоточена треть мировых ресурсов и пятая часть разведанных запасов — 193,3 млрд.т. Из них бурого угля составляет 101,2 млрд.т., каменного угля — 85,3 млрд.т. (коксующегося — 39,8 млрд.т.) и 6,8 млрд.т. антрацитов. При существующем уровне добычи угля его запасов хватит более чем на 550 лет [1].

Ресурсная база российской угольной промышленности характеризуется неравномерностью территориального распределения. Наиболее разведанными и освоенными являются Кузнецкий и Канско-Ачинский бассейны, расположенные в Западной и Восточной Сибири.

На Урале и в Центральном ФО происходит «затухание» добычи угля. Преимущественно проблемы функционирования производства происходят из-за сложных горно-геологических и климатических условий, а также интенсивная газификация европейской части страны [2].

В результате, произошла активизация процессов, связанных с проектами освоения новых месторождений, расположенных на востоке Российской Федерации. Наиболее перспективными, для развития угледобычи, становятся районы Восточной Сибири и Дальнего Востока — республика Тыва (Эле-гестское месторождение), Забайкальский край (Апсатское ме-

%

■ Республика Саха

12,

■ Амурская область

■ Приморский край

■ Сахалинская область

■ Хабаровский край

■ Магаданская область

■ Чукотский АО

17,90%

□ Камчатский край

Еврейская АО

Рис. 1. Распределение запасов угля категорий А+В+С1 в ДВФО

сторождение) и республика Саха (Якутия) (Эльгинское месторождение) и др.

Дальний Восток обладает крупным потенциалом угольных ресурсов, доля добычи угля за 2012 год составляет 35,4 млн т. (10 % общероссийской).

Все субъекты региона располагают на своей территории угольными месторождениями, однако их распределение носит неравномерный характер, так около 50 % запасов категории А+В+С1 сосредоточенны в Республике Саха, рис. 1 [2].

Не смотря на то, что перспективы Дальневосточного ФО по добыче угля огромны, существует большая проблема, связанная с транспортной инфраструктурой региона, так как большинство малых угледобывающих компаний изолированы от рынков сбыта.

По сравнению с другими регионами России на территории Дальнего Востока транспортная инфраструктура развита слабо. Плотность железных дорог в 3,6 раза ниже, чем в среднем по России. В Чукотском автономном округе, Камчатском крае и в Магаданской области железные дороги отсутствуют. Основные транспортные артерии — Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали требуют модернизации, поскольку 90 % их направлений работают с критическим уровнем загрузки, прежде всего, на подходах к портам, крупным промышленным районам и новым месторождениям.

И поэтому в 2007-2008 гг. была разработана «Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года», в которой обозначены основные проекты, связанные с развитием транспортной инфраструктуры в России, в том числе и с проектами по перевозке угольных грузов [3].

В проекте рассматривается развитие транспортной железнодорожной инфраструктуры: строительство железнодорожного пути к Эльгинскому месторождению угля; железнодорожная линия Томмот — Кердем — Якутск; вторая очередь мостового перехода через р. Амур в городе Хабаровске, строительство желез-нодорожно-автомобильного мостового перехода через р. Амур в г. Благовещенске, обход Кузнецкого туннеля (необходима для увеличения пропускной способности направления Комсомольск — Совгавань в связи с росток грузопотока в порт Ванино), завершение электрификации железнодорожного пути ДВЖД и Зап.СибЖД [4].

На Дальнем Востоке порты занимают одно из ключевых мест в экономике региона и страны в целом. Крупных транспортных узлов в регионе три: Владивостокский (Владивостокский торговый порт), Находкинский (Находкинский торговый порт, нефте-порт, порт Восточный) и Ванино-Советско-Гаванский (порты Ва-нино, Советская Гавань и ЗАО «Трансбункер»).

В настоящее время общими проблемами для портов являются недостаточная пропускная способность портов и железных дорог, нехватка припортовых коммуникаций и устаревание оборудования, нехватка вагонного парка «узость» погранпереходов и

др. [5].

Это в полной мере относится и к портам, занимающимся перевозкой угольной продукции. О дефиците мощностей угольных терминалов известно давно.

Исходя из этого, очевидна необходимость как реконструкции существующих, так и строительство новых портовых мощностей. Расширение портовых мощностей позволит российским компаниям увеличить объемы экспорта угольной продукции.

Для решения этих проблем не только угольные компании, но и само государство должно рассмотреть развитие транспортной инфраструктуры и наращивание перевозочных мощностей же-

лезнодорожного транспорта для поставок угольной продукции на экспорт, строительство портов и терминалов для экспорта угля.

Таким образом, интеграция Дальнего Востока в социально-экономическое пространство России и стран зарубежья невозможно без развития транспортной инфраструктуры, модернизации портов, развития припортовых железнодорожных станций. Эти меры позволят не только значительно улучшить развитие угольной промышленности, но и всего горнодобывающего и нефтегазового комплекса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Таразанов И. «Итоги работы угольной промышленности России за 2012 год»; «Уголь», ежемесячный научно-технический и производственно-экономический журнал, 3 — 2013.

2. Кузнецова Г.А., Васянович Ю.А. Угольная промышленность Дальневосточного Федерального Округа: ретроспектива, современное состояние, прогноз инновационного развития. — Владивосток, 2012. — С. 11, 12.

3. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года. Утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.06.2008 № 877-р.

4. http://www.assoc.fareast.ru/fe.nsf/pages/econ_transp.htm

5. Исследование в области разведки и разработки угольных месторождений и инфраструктуры по транспортировке угля на Дальнем Востоке России в настоящем и будущем // Отчет НИР. — М.: ООО «ИН-КРУ», 2008. — 62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.