16.3. ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МЕХАНИЗМАМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА
Голяндин Николай Петрович, кандидат юридических наук, доцент. Должность: профессор кафедры специальных дисциплин
Место работы: Северо-Кавказский институт (филиал) Краснодарского университета Министерства внутренних дел России (г. Нальчик)
Gnp2005@rambler.ru
Машекуашева Маргарита Хасанбиевна, кандидат психологических наук. Должность: старший преподаватель кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин
Место работы: Северо-Кавказский институт (филиал) Краснодарского университета Министерства внутренних дел России (г. Нальчик)
Mashekuasheva@mail.ru
Аннотация: в статье рассмотрены вопросы современного состояния борьбы с террористической деятельностью в Российской Федерации. На основе анализа отечественного и зарубежного опыта выделены основные механизмы финансирования террористической деятельности. Обозначены проблемные направления противодействия финансированию терроризма со стороны правоохранительных органов России.
Ключевые слова: противодействие, правоохранительные органы, терроризм, финансирование, оперативно-розыскная деятельность.
PROBLEMATIC ISSUES OF COUNTERACTION TO THE MECHANISMS OF FINANCING OF TERRORISM
Golyandin Nikolai P., PhD in law, Associate Professor. Position: Professor
Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: North-Caucasian Advanced Training Institute.
Gnp2005@rambler.ru
Mashecuasheva Margarita H., PhD in psychological Sciences. Position: senior lecturer
Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: North-Caucasian Advanced Training Institute.
Mashekuasheva@mail.ru
Abstract: the article deals with the current state of the fight against terrorist activities in the Russian Federation. Based on the analysis of domestic and foreign experience, the main mechanisms for financing terrorist activities have been identified. The problem areas for countering the financing of terrorism by law enforcement agencies of Russia are indicated.
Keywords: counteraction, law enforcement agencies, terrorism, financing, operational-search activity.
Реальной угрозой безопасности нашего общества на современном этапе остаются проявления экстремизм и терроризма в различных формах, в которых, как показывают проводимые нами многолетние исследования, наметились существенные изменения. В частности, наблюдается:
- трансформация террористической деятельности от совершения единичных актов к организации и проведению полномасштабных международных террористических войн на псевдорелигиозной основе (Ближний Восток, Центральная Азия, Западная и Центральная Африка);
- кардинально изменение целевых установок и мотивации экс-тремистско-террористических организаций, смещение мотивации от постановки перед государственной властью требований об улучшении социально-экономического положения основной части населения к борьбе за получение самой власть и мести политическому режиму за понесенные потери;
- усиление взаимосвязи международного терроризма и транснациональной организованной преступности («Аль-Каиды» и «Талибана» с наркопреступностью Афганистана, «ИГИЛ-ДАИШ» с международными преступными картелями по сбыту природных ресурсов и исторических артефактов, «Западноафриканская провинция Исламского государства» до 2015 года известна под названием «Боко Харам» и «Армия спасения Бога» с преступными организациями Нигерии и Центральной Африканской Республики по незаконной торговле природными ресурсами и объектами дикой фауны и флоры);
- увеличение значение организационной составляющей де-
ятельности экстремистско-террористических организаций, их объединение и развитие на межнациональном уровне.
Основные организационные, информационные и финансовые ресурсы терроризма и экстремизма в современной геополитической ситуации также претерпели достаточно серьезную трансформацию.
В организации экстремистско-террористической деятельности стали активно использоваться компоненты «организационного оружия» [6]1, которое включают в себя:
- манифестные выступления «внесистемной оппозиции»;
- создание и последующие применение «спящих боевых ячеек неправительственных организаций», «фанатских» клубов, сетевых сообществ и т.п;
- активное и массированное вовлечение к экстремистско-террористической деятельности несовершеннолетних.
Особое внимание экстремистско-террористические формирования обращают на использование современных информационно-телекоммуникационных технологий.
Сегодня почти все 27 действующих и запрещенных на территории Российской Федерации террористические
1 Овчинский, В.С, Сундиев И.А. Организационное оружие: Функциональный генезис и система технологий ХХ! века (доклад Изборскому клубу). URL: https://izborsk-club.ru/1466
Голяндин Н. П., Машекуашева М. Х.
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МЕХАНИЗМАМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА
организации [5]2 распространяют свою идеологию на различных языках мира, используя различные формы Интернет ресурсов. Только в 2017 году правоохранительными органами Российской Федерации было «пресечено функционирование свыше двух тысяч террористических и экстремистских ресурсов, ограничен доступ к 1,5 тысячам интернет-сайтов. Это существенно затруднило МТО (международным террористическим организациям) возможности вербовки сторонников и координации своей деятельности с использованием современных информационных технологий»[3]3
Вместе с тем, мы согласны с мнением, ранее высказанном в специальной литературе, о том, что интенсивность террористической деятельности напрямую зависит от уровня ее финансирования и материально-технической оснащенности [7, с. 3]4.
Поэтому, установление каналов финансирования экстремистско-террористической деятельности и последующее недопущение террористических организаций к перемещению и использованию финансовых активов, средств и иных экономических ресурсов, признается одним из эффективных способов противодействия экстремизму и терроризму как на внутригосударственном, так и международном уровнях.
Основываясь на результатах деятельности правоохранительных органов можно констатировать, что финансовая и материально-техническая поддержка экстремистско-террористическим организациям на территории Российской Федерации формируется за счет внутренних и зарубежных источников и включает в себя три основных этапа:
а) нахождение источников финансирования,
б) легализация денежных массивов,
в) непосредственное использование финансовых средств для реализации целей экстремистско-терро-ристических организаций.
На начальном этапе создается система по постоянному получению финансовых средств как легальными (частные пожертвования, сбор через некоммерческие организации, получение прибыли за счет коммерческой и иной разрешенной деятельности), так и преступными (незаконный оборот оружия и наркотических средств, похищение людей с целью их дальнейшего выкупа родственниками, осуществление нападений на частных лиц и финансовые учреждения и т.п.) способами.
Второй этап предполагает использование различных финансовых механизмов по предоставлению собранных денежных средств непосредственно экстремистско-террористическим организациям, через их лидеров.
Эксперты международной организации «Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег» (Financial Action Task Force - FATF) отмечают, что экстремистско-террористические организации используют те же приемы, что и преступные сообщества для отмывания денег. Такие методы включают: контрабан-
2 См.: Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими. URL: http://www.fsb.ru/fsb/npd/terror.htm
3 Вступительное слово председателя НАК, Директора ФСБ России А.В. Бортникова на совместном заседании Национального антитеррористического комитета и Федерального оперативного штаба, 12 декабря 2017 года. [Электронный ресурс]. URL: http://nac.gov.ru/publikacii/vystupleniya-i-intervyu/vstupitelnoe-slovo-predsedatelya-nak.html.
4 Ульянова В.В. Противодействие финансированию террориз-
ма. Дисс... канд. юр. наук
ду наличных денег (курьерами и большими партиями); структурирование, внесение или снятие средств с банковских счетов и приобретение различных типов денежно-кредитных инструментов (дорожные и банковские чеки, денежные переводы); использование национальных кредитно-финансовых систем государств с целью перевода финансовых потоков через офшорные и нелегальные банки; приобретение ценных бумаг через подставные фирмы с последующей их перепродажей на фондовых биржах и т.п.
Кроме того, по мнению аналитиков FATF, новые технологии «внесли новые уязвимости в отношении финансирования терроризма»[8] 5 Особое место здесь занимают незаконные или нелегальные способы доставки или легального обналичивания денежных массивов.
Например, по данным отечественных и зарубежных правоохранительных органов нелегальные финансовые системы типа «Хавала», «Хунди» и «Фэйчиэнь» активно задействованы в финансировании криминальных, экстремистских и террористических организациях.
Широкий охват и анонимность, связанные с социальными сетями и новыми методами оплаты, делают эти инструменты наиболее привлекательными при финансировании терроризма.
На завершающем этапе экстремистско-террористи-ческие формирования непосредственно используют полученные средства для реализации своих целей: пропаганды, вербовки и обучения новых членов организаций, проведение противоправных акций, подготовка и совершение террористических актов и т.п.
Существующая на сегодняшний день система противодействия финансированию экстремистско-террористи-ческой деятельности в Российской Федерации включает в себя комплекс разнообразных мер, которые условно можно классифицировать на три группы:
1. Эффективный контроль за инфраструктурой и ресурсами и пресечение возможности их использования в реализации планов экстремистско-террористических организаций
2. Информационное противодействие пропаганде ЭТО
3. Проведение комплексной работы по выявлению и привлечению к ответственности лиц, причастных к финансированию рассматриваемого вида противоправной деятельности.
Эффективность комплексного и своевременного применения рассматриваемых мер на территории Российской Федерации имеет наглядное статистическое подтверждение в ниже приведенной таблице.
Таблица 1
2016 2017
Зарегистрировано преступлений террористического характера 2227 1871
В их числе, связанных с финансированием терроризма 39 99
Выявлено лиц, совершивших преступления террористического характера 653 873
В их числе, связанных с финансированием терроризма 6 37
Зарегистрировано преступлений по ст. 205 УК РФ «Террористический акт» 25 37
Предотвращено террористических актов 45[21 68[11
Следует также отметить, что положительный характер принимаемых мер в Российской Федерации отмечается и зарубежными специалистами в авторитетном международном независимом комплексном исследовании - Глобальный индекс терроризма (Global Terrorism Index). В ходе его проведения анализируются уровни террористической активности в 134 странах мира и осуществляется
5 Emerging Terrorist Financing Risks. FATF, Paris, 2015. Р. 35
индексация террористических угроз, с которыми государствам приходится сталкиваться. Индекс разработан международной группой экспертов на базе Института экономики и мира Сиднейского университета (Австралия) на основе обобщенной информации о более чем 100 тысячах актах террористической деятельности с за последние десятилетия. Согласно данным международных экспертов коэффициент террористических угроз в Российской Федерации имеет тенденцию к постоянному снижению: с 6,76 в 2013 г. до 5,33 в 2016г. Это позволило Россия в рейтинге 160 стран только за три года переместиться с 11 на 33 место[4]6
Вместе с тем, даже при всей относительно положительной динамике статистической информации СевероКавказский федеральный округ продолжает оставаться на сегодняшний день одним из наиболее напряженных регионов формирования угроз безопасности Российской Федерации.
Удельный вес СКФО от общего количества (1871) выявленных в РФ в 2017 году преступлений террористического характера составляет почти две трети (1146 или 61%).
При этом структура преступлений террористического характера, выявленных субъектами СКФО наглядно свидетельствует, что их основная масса относится к организации и оказанию содействия в деятельности рассматриваемых преступных формирований.
Диаграмма 1. Структура преступлений террористического характера, выявленных субъектами СКФО в 2017 г.
В то же время их финансовая составляющая становилась объектом уголовного разбирательства только в 6,1 % всех выявленных преступлений данной категории. Иными словами, количество зарегистрированных случаев финансирования терроризма в России на фоне роста общего уровня организованной экстремистско-террори-стической преступности остается низкой.
Проведенное нами изучение оперативной и следственной практики свидетельствует о наличии существенных проблемных вопросов в обеспечении оперативно-розыскного сопровождения уголовного процесса по выявлению, разоблачению и последующему доказыванию противоправной деятельности лиц, осуществляющих финансирования экстремистско-терро-ристической деятельности.
6 См.: Глобальный индекс терроризма. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2006-2017 (последняя редакция: 05.12.2017). URL: http://gtmarket.ru/ratings/global-terrorism-index/info
Достижение устойчивого понимания основных форм и тенденций формирования международного сотрудничества в этом вопросе, является одним из ключевых факторов способствующих выработке эффективных механизмов противодействия данному общественно опасному явлению [9].
Необходимо так же отметить коммуникативный аспект деятельности сотрудников в ходе переговоров, рассматривать особенности, функции, методы и задачи коммуникативной стороны переговорной деятельности сотрудников правоохранительных органов [10].
Учитывая открытость публикации мы остановимся только на их обозначении. В частности к ним следует отнести:
- недостаточную наступательность правоохранительных органов в пресечении рассматриваемого вида противоправной деятельности, что обуславливает получение оперативной информации, как правило, уже после совершения лицом факта финансирования террористической или экстремисткой деятельности;
- не качественная подготовка, организация и проведение ОРМ по документированию преступных действий проверяемых лиц без учета дальнейшей перспективы использования их результатов в уголовном процессе;
- не своевременная легализация и формальное взаимодействие с органами предварительного расследования в процессе использования результатов ОРД в доказывании;
- существенное снижение активности в проведении оперативно-розыскной работы после реализации оперативных материалов.
В заключении необходимо подчеркнуть значимость оперативно-розыскных действий, которые, по мнению Президента РФ В.В. Путина, должны быть направлены прежде всего на получение оперативно упреждающей информации, ликвидации финансовых, информационных и другие каналов, используемых террористическими группировками, которые, носят глобальный, трансграничный характер[1].
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 83,43%.
Список литературы:
1. Выступление В.В. Путина на заседании коллегии Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации 5 марта 2018. [Электронный ресурс].
2. URL: http://nac.gov.ru/publikacii/vystupleniya-i-intervyu /vladimir-putin-prinyal-uchastie-v.htm
3. Выступление первого заместителя руководителя аппарата НАК И. В. Кулягина на пресс-конференции Информационного центра НАК для российских и иностранных журналистов // Вестник Национального антитеррористического комитета, 2017, № 1. С. 9-12
4. Вступительное слово председателя НАК, Директора ФСБ России А.В. Бортникова на совместном заседании Национального антитеррористического комитета и Федерального оперативного штаба, 12 декабря 2017 года. [Электронный ресурс]. URL: http://nac.gov.ru/publikacii/ vystupleniya-i-intervyu/ vstupitelnoe- slovo- predsedatelya-nak.html.
5. Глобальный индекс терроризма. Гуманитарная энциклопедия. // Центр гуманитарных технологий, 2006-2017. [Электронный ресурс] URL: http://gtmarket.ru/ratings/ global-terrorism-index/info
6. Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими. URL: http://www.fsb.ru /fsb/npd/terror.htm
7. Овчинский, В.С, Сундиев И.А. Организационное оружие: Функциональный генезис и система технологий XXI века (доклад Изборскому клубу). [Electronic resource]. URL: https://izborsk-club.ru/1466
8. Ульянова, В. В. Противодействие финансированию терроризма : автореф... дисс. канд. юр. наук. - Екатеринбург, 2010. - 25 с.
9. Emerging Terrorist Financing Risks. FATF, Paris, 2015. Р. 35
10. Шхагапсоев З.Л., Тарчоков Б.А. О ключевых факторах, способствующих выработке эффективных механизмов противодействия международному терроризму. Пробелы в российском законодательстве. 2018. № 3. С. 20-21.
11. Машекуашева М.Х., Кочесокова З.Х., Геляхова Л.А. Вопросы правомерного психологического воздействия в профессиональной деятельности сотрудников ОВД. Теория и практика общественного развития. 2014. № 12. С. 153-155.