Уголовное право; криминалистика; судебная, прокурорская, правоохранительная деятельность
УДК 342.5 ББК 67.307.1
DOI 10.24411/2312-0444-2018-10054
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В РОССИИ
Виктор Николаевич ОМЕЛИН,
главный научный сотрудник НИЦ-3 ФКУ «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний», доктор юридических наук, профессор E-mail: v.omelin@mail.ru
Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.11 — судебная власть,
прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность
Аннотация. Целью статьи является выработка предложений по совершенствованию деятельности в сфере противодействия экологическим преступлениям. Автор анализирует круг органов, призванных выявлять, пресекать и расследовать экологические преступления, к которым относятся: органы внутренних дел, следственные органы Следственного комитета Российской Федерации.
В статье анализируется недавно созданная в России система ЕГАИС, которая, в том числе, может способствовать более эффективному пресечению и расследованию экологических преступлений, а также позволяет, например, контролировать все перемещения сырья начиная с делянки и заканчивая перерабатывающим предприятием или государственной границей.
В заключение высказываются предложения по созданию системы специализированных подразделений полиции, призванных выявлять, пресекать и расследовать экологические правонарушения и преступления.
Ключевые слова: экологическая преступность, противодействие экологическим преступлениям, специализированные подразделения полиции.
Annotation. The purpose of the article is to develop proposals for improving the activities in the field of combating environmental crimes. The author analyzes the range of bodies designed to identify, suppress and investigate environmental crimes, which include: internal affairs bodies, investigative bodies of the Investigative Committee of the Russian Federation.
The article analyzes not long ago established in Russia EGAIS system, which including can contribute to a more effective suppression and investigation of environmental crimes and, for example, to control all movements of raw materials, starting with the plot and ending with the processing enterprise or the state border.
Finally, there are proposals for the establishment of a system of specialized police units to detect, suppress and investigate environmental offences and crimes.
Keywords: environmental crime, counteraction to environmental crimes, specialized police units.
В последние годы в России реализации экологической политики уделяется большое внимание. Так, 2013 и 2017 годы по решению главы нашего государства были
объявлены Годами экологии. Причем В.В. Путин стал главным драйвером Года экологии в 2017 г. И это свидетельствует о том, что ситуация с решением экологических проблем нахо-
№ 3/2018
дится под непосредственным контролем Президента РФ.
Цель таких решений — осознание обществом важности охраны окружающей среды. В апреле 2017 г. был принят важнейший нормативный правовой акт — Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года1, в п. 5 которой сказано, что состояние окружающей среды на территории России, где сосредоточена большая часть населения страны, оценивается как неблагополучное по экологическим параметрам.
Изменить неблагоприятную экологическую ситуацию может только комплекс целенаправленных действий многих государственных органов: профильных министерств и ведомств, а также правоохранительных органов — полиции, природоохранной прокуратуры, ФСБ РФ и Следственного комитета РФ. Правоохранительные органы в данном направлении деятельности призваны выявлять, пресекать и расследовать экологические правонарушения и преступления.
В теоретическом аспекте экологическая преступность, по мнению коллектива специалистов НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ Д.Г. Добрецова, Н.А. Игониной и М.М. Каки-телашвили, — это сложная совокупность экологических преступлений, т.е. общественно опасных, противоправных, виновных, причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека деяний, запрещенных и наказуемых в соответствии с уголовным законом, посягающих на общественные отношения по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, включая обеспечение экологической безопасности личности, населения, общества, нации и устойчивого развития государства2.
В настоящее время в нашей стране не существует специализированных подразделений полиции, занимающихся выявлением, пресечением и расследованием экологических правонарушений и преступлений. Однако подобные подразделения создавались в некоторых субъектах РФ с 1991 г. по начало 2000-х годов. Согласно Закону РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 г. № 1026-13 были созданы самостоятельные управления милиции по предупреждению экологических правонарушений.
Например, в конце 1990 г. в г. Владимире было принято решение о создании за счет средств городского бюджета отряда местной милиции, в составе которого было предусмотрено и экологическое отделение. За период своего существования (1992 — 1994) во Владими-
ре было выявлено 16 848 нарушений и взыскано штрафов на сумму 5 182 847 руб., была проделана большая профилактическая работа, но достаточно удачный эксперимент был закончен и отделение расформировано4.
В настоящее время функционируют специализированные природоохранные прокуратуры, которые выступают в качестве координатора деятельности всех правоохранительных органов в борьбе с экологической преступностью. Направления природоохранной деятельности прокуратуры в основном сводятся к надзору за исполнением нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды, и за исполнением законов органами внутренних дел и Следственным комитетом РФ при расследовании ими экологических преступлений5.
К органам, противодействующим совершению экологических преступлений, относятся, помимо органов внутренних дел, также следственные органы Следственного комитета Российской Федерации и ФСБ РФ. Согласно подп. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ расследованием отдельных экологических преступлений занимается Следственный комитет РФ, а пограничные органы ФСБ РФ проводят дознание по преступлениям, предусмотренным статьями 253 и 256 УК РФ (подп. 3 ч. 3 ст. 151 УПК РФ).
Обратимся к анализу причин совершения экологических преступлений, что в процессе противодействия экологическим преступлениям является важным моментом. Основными причинами совершения экологических преступлений являются: обусловленность преступлений социально-экономическими факторами (бедность, безработица, востребованность и высокая цена продуктов браконьерского промысла на зарубежных рынках и др.), которые нельзя устранить «полицейскими» мерами; несвоевременное поступление сообщений о таких преступлениях из-за неудовлетворительной работы органов экологического надзора; труднодоступность мест их совершения; сложность и затратность проведения экспертиз.
Распространенность ряда экологических преступлений в некоторых субъектах Российской Федерации связана и с природно-климатическими, географическими факторами, т.е. наличием условий для добычи древесины, ценных минералов, незаконной охоты, рыболовства и др.6.
Экологическая преступность является одним из наиболее общественно опасных видов преступности, однако статистические данные о ней не полно отражают реальное состояние картины
№ 3/2018
совершаемых преступлений. По количеству зарегистрированных экологических преступлений первое место занимает ст. 256 («Незаконная добыча водных биологических ресурсов»), далее идет ст. 258 («Незаконная охота») и, наконец, ст. 260 («Незаконная рубка лесных насаждений»), а преступления, связанные с загрязнением природных объектов, практически не регистрируются.
Официальную статистику дополняют данные «Гринписа». Так, неучтенная заготовка древесины в России, по сведениям природоохранной организации, составляет примерно 20% от общего объема заготовленной древесины.
В августе 2016 г. руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Иван Валентик в интервью корреспонденту газеты «Коммерсантъ» сказал, что за 2015 г. цифра по нелегальным рубкам колеблется в районе 1,2 — 1,3 млн кубометров, а экономический ущерб от незаконной вырубки лесов в России достигает 14 млрд руб. в год.
Еще одним шагом к пресечению или более эффективному расследованию экологических преступлений стало создание в 2012 г. в России Единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней («ЕГАИС Лес»). В настоящее время это востребованная и активно развивающаяся информационная система учета природных ресурсов. ЕГАИС позволяет контролировать все перемещения сырья начиная с делянки и заканчивая перерабатывающим предприятием или государственной границей. Для этого создан специальный интернет-портал, куда все участники сделок с древесиной обязаны вносить данные. Благодаря системе «ЕГАИС Лес» сотрудники правоохранительных органов смогут в рамках пресечения и расследования экологических преступлений отследить перемещение древесины, что будет препятствовать противоправным действиям «черных лесорубов».
Однако исследователи отмечают, что сотрудниками правоохранительных органов выявляются и раскрываются в основном очевидные посягательства на природные ресурсы, совершаемые маргинализированными преступниками-одиночками, а вот организаторы преступных групп, входящие в международные криминальные сети, налаживающие незаконную добычу, переработку и реализацию ценных пород древесины и рыбы, редких минералов, редких и исчезающих животных и растений, их частей
и дериватов, к уголовной ответственности привлекаются крайне редко.
Указанные проблемы свидетельствуют о существенных недостатках в борьбе с экологической преступностью1. Данную ситуацию можно было бы преодолеть, если бы государство решилось на создание «экологической полиции», так как работа структурированного, профессионально подготовленного, подчиняющегося особым правилам дисциплины подразделения могло бы принести ощутимые результаты, одновременно гарантируя соблюдение норм конституционного и процессуального законодательства в сфере борьбы с экологическими правонарушениями и преступлениями.
Таким образом, несмотря на то что в настоящее время существует тенденция к снижению количества регистрируемых экологических преступлений и выявлению лиц, их совершивших, чему способствует большая латентность экологических преступлений, огромные территориальные пространства нашей страны, где в малонаселенных и удаленных ее уголках выявить и пресечь экологические преступления довольно сложно, а иногда и просто невозможно, борьба с преступлениями в сфере экологии продолжается.
По законодательству нашей страны органами, противодействующими экологическим преступлениям, являются: органы внутренних дел и следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, однако специализированного органа на уровне подразделения полиции до сих пор не создано, что возможно помогло бы решить данную проблему.
1 Указ Президента РФ «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» от 19.04.2017 г. № 176 // http://www.pravo.gov.ru; СЗ РФ. 2017. № 17. Ст. 2546.
2 Добрецова Д.Г., Игонина H.A. и Какителашвили М.М. Координация природоохранными прокурорами деятельности правоохранительных органов по борьбе с экологической преступностью // Мониторинг правоприменения. 2017. № 2 (23). С. 29.
3 Закон РФ «О милиции» от 18.04.1991 г. № 1026-1 (утратил силу) // URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 15.07.2018)
4 Ежов ЮА. Административно-правовая деятельность экологической милиции: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 7.
5 Демичев A.A., Грачева О.С. Экологическое право: Учебник. М.: Прометей, 2017. // URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 17.05.2018)
6 Добрецова Д.Г., Игонина H.A. и Какителашвили М.М. Указ. соч. С. 30.
7 Там же.
№ 3/2018
Библиографический список
1.Указ Президента РФ «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» от 19.04.2017 г. № 176 // http://www.pravo.gov.ru; СЗ РФ. 2017. № 17. Ст. 2546.
2. Закон РФ «О милиции» от 18.04.1991 г. № 1026-1 (утратил силу) // URL: http://www. consultant.ru/ (Дата обращения: 15.07.2018)
3. Демичев A.A., Грачева О.С. Экологическое право: Учебник. М.: Прометей, 2017. 348 с. // URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 17.05.2018)
4. Добрецова Д.Г., Игонина H.A. и Каките-лашвили М.М. Координация природоохранными прокурорами деятельности правоохранительных органов по борьбе с экологической преступностью // Мониторинг правоприменения. 2017. № 2 (23). С. 30.
5. Ежов Ю.А. Административно-правовая деятельность экологической милиции: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.
6. Офиц. сайт ЕГАИС Лес // URL:http:// egais-site.ru/les/ (Дата обращения: 01.08.2018)
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Барчуков И.С., Барчукова Г.В., Назаров Ю.Н. Основы физической культуры. Теория и методика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. 295 с.
ISBN 978-5-238-02790-6
Рассматриваются история возникновения и развития физической культуры, научные теории, концепции и модели физкультурно-спортивного обучения и воспитания. Уделяется внимание методам и методическим приемам обучения физической культуре, использованию информационных образовательных технологий в физическом воспитании студентов.
Самостоятельная глава посвящена правовым основам в физической культуре и спорте.
Для студентов, изучающих теорию и организацию методики обучения и воспитания личности средствами физической культуры, аспирантов и преподавателей.
№ 3/2018