УДК 343.983
H.B. Олиндер, Е.А. Гамбарова*
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПОИСКА И ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ О ЧЕЛОВЕКЕ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ И ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
В статье рассмотрен вопрос о возможности использования социальных медиа для поиска иформации о лицах и событиях при расследовании преступлений. Описывается эксперимент, проводимый в 2015/2016 учебном году на юридическом факультете Самарского национального исследовательского университета, по сбору информации о людях в рамках дисциплины «Криминалистика» среди студентов III курса очной формы обучения.
Ключевые слова: расследование преступлений, социальные медиа, опрос, эксперимент.
Стремительное развитие современных технологий, в том числе «виртуализация» общественных отношений, т. е. переход традиционных коммуникационных инструментов в виртуальную плоскость, не должно быть проигнорировано учеными и законодателем, в противном случае огромный пласт общественных отношений останется вне границ правового поля.
Сегодня Интернет прочно вошел в нашу жизнь, изменив наше общество, в частности скорость и объем передачи и обработки информации; значительно увеличились динамика и объем коммуникаций, что спровоцировало появление новых инструментов коммуникации, таких как социальные сети и мессенджеры [1, с. 145—150]. Рост популярности социальных медиа (социальных сетей, мессенджеров, онлайн компьютерных игр и пр.), широкое распространение «виртуальных» баз данных, онлайн-банкинга, облачного хранения и других инструментов, используемых бизнесом, государством, обществом с целью более удобного и быстрого построения коммуникаций и получения / предложения услуг приводят к необходимости нормативного регулирования данных отношений, а также обуславливают создание новых подходов к работе с виртуальным пространством в криминалистике.
Данная проблема характерна не только для криминалистической и процессуальной науки в Российской Федерации, но также и для других стран, так как «виртуализация» — неотъемлемая часть процесса глобализации, происходящей во всем мире. По мнению профессора Волчецкой Т.С., проблемы, связанные с виртуальным пространством, представляются особо перспективными для научной разработки [2, с. 149]. Так, некоторые шаги к криминалистическому и процессуальному познанию процессов виртуализации на протяжении нескольких лет делают российские ученые Агиба-лов В.Ю., Вехов В.Б., Волчецкая Т.С., Ишин А.М., Мещеряков В.А., Олиндер Н.В., Смушкин А.Б. и др. Мещеряков В.А. одним из первых в своей работе «Основы методики расследования преступлений в сфере компьютерной информации» упомянул о «виртуальных следах» [3, с. 9—10]. Впоследствии раздел «криминалистическое
* © Олиндер Н.В., Гамбарова Е.А., 2016
Олиндер Нина Владимировна (olindernv@yandex.ru), Гамбарова Евгения Александровна (egambarova@yandex.ru), кафедра уголовного процесса и криминалистики, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.
изучение следов» пополнился научными разработками, связанными с исследованием природы, сущности, видов, процессов формирования, выявления и закрепления виртуальных следов при проведении отдельных следственных действий.
В связи с активным использованием сети Интернет назрела практическая необходимость в тщательной научной проработке, связанной с использованием интернет-технологий в расследовании преступлений. Несмотря на то что отдельные авторы [4, с. 206—212] проводят исследования в данном направлении, научная разработка, так же как и законодательное закрепление, сильно уступает скорости распространения интернет-технологий. Так, анализ практики использования социальных медиа и мессенджеров показал, что, несмотря на частое и повсеместное их использование большим количеством людей, отсутствует «официальное», «легальное» определение (т. е. законодательное определение либо определение, проработанное в науке [1, с. 145—150]). Однако, помимо социальных медиа и мессенджеров, с каждым годом увеличивается количество прочих интернет-технологий — это и облачное хранение данных, и виртуальная система обмена биткоина-ми, интернет-банкинг, онлайн-игры, CMS-продукты1 и другие вэб-технологии.
В рамках данной статьи будут рассмотрены перспективы использования социальных медиа в криминалистике. К социальным медиа мы относим интернет-сообщества, блоги, виртуальные игры, социальные сети, сообщества по производству совместного контента, совместные проекты, геосоциальные сервисы.
В России использование социальных медиа в расследовании и профилактике преступлений не получило широкого распространения, используется в основном специальными отделами, органом расследования и дознания, методика работы с социальными медиа не разработана и не получила признания в научных кругах. В ряде же других стран, например в США, социальные медиа — это ценный инструмент в расследовании для поиска и сбора доказательств или информации о людях, в том числе без вести пропавших, разыскиваемых лиц, осуществляющих вербовку к участию в незаконных действиях. Большое количество информации о преступной деятельности доступно онлайн через видео, фотографии, и тексты, которые пишут и выкладывают в социальные медиа преступники и свидетели. В США в 86,1 % случаях при расследовании преступлений используют социальные медиа [5]. Это оказывается весьма эффективным в связи с тем, что информацию из социальных сетей можно достать довольно быстро и иногда без специального оборудования (то есть такая возможность есть у обычных следователей и дознавателей); социальные медиа имеют свойство к накоплению неограниченного количества информации за все годы использования пользователем сети Интернет. Следы остаются всегда (особенно если пользователь не обладает специальными познаниями в вэб-технологиях), а в случае если эти «следы» удалены пользователем, они практически всегда могут быть восстановлены спецслужбами.
Практический опыт подобного рода отражен в методологических пособиях и некоторых научных разработках американских криминологов. В них содержится информация о классификации преступников, размещающих информацию о себе в сети Интернет, а также некоторые тактические рекомендации по поиску информации в сети и работе с ней. Безусловно, в России необходимо перенять этот опыт и выработать свои методические и тактические рекомендации по работе с социальными медиа с учетом особенностей страны и менталитета населения.
Для разработки указанных методических рекомендаций необходимо понять, как это работает на практике и с какими проблемами можно столкнуться. В течение 2015—2016 учебного года в Самарском национальном исследовательском университете имени академика С.П. Королева в рамках дисциплины «Криминалистика» среди студентов III курса очного отделения доцентом Олиндер Н.В. и ассистентом кафедры Гамбаровой Е.А. был проведен эксперимент по сбору информации о людях традиционным способом (опросы) и посредством социальных медиа.
В эксперименте приняли участие 100 студентов (возраст 19—21 год), обучающихся на III курсе университета по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция», уровень — бакалавр. Студенты были поделены на три группы, каждой из которых было дано задание собрать информацию об определенном человеке2 посредством опроса либо с использованием социальных медиа. Каждая группа была поделена на две подгруппы таким образом, чтобы одна собирала информацию через опрос, а вторая о том же самом человеке, но используя только социальные медиа.
Участники эксперимента должны были подробно описывать тактику поиска информации, а также фиксировать, сколько времени было потрачено на выполнение задания; результатом выполнения задания стало собранное портфолио. Обмениваться результатами опросов и результатами работы с социальными сетями для чистоты эксперимента не разрешалось, как и пользоваться специальными (запрещенными или не имеющими открытого доступа) программами для поиска информации в социальных сетях. На выполнение задания было дано 7 дней.
Первой группе дали здание найти информацию о трех сотрудниках университета.
Первый участник эксперимента (27 лет, более 10 лет пользования Интернетом, 8 лет использования социальных медиа, имел более 5 аккаунтов в различных социальных сетях (часть из них с ограниченным доступом), был участником различных форумов, имел некоторые научные публикации и несколько раз упоминался в СМИ).
Второй участник эксперимента (38 лет, более 10 лет пользования Интернетом, 8 лет использования социальных медиа, имел 2 аккаунта в социальных сетях, являлся участником профессиональных форумов, имел более 60 научных публикаций).
Третий участник эксперимента (45 лет, не относился к активным пользователям сети Интернет, не имел аккаунтов в социальных сетях).
В результате проведенного исследования выяснилось следующие: время, затраченное на поиск информации о человеке с помощью опроса, составило в среднем 3 рабочих дня (для составления портфолио сотрудника в среднем было опрошено 8 человек); на поиск информации о человеке с помощью сети Интернет (в социальных медиа) было потрачено в среднем 2,5 часа.
Полнота портфолио оказалась разной. Так, участники эксперимента, проводящие опрос, нашли информацию об активных пользователях сети Интернет в гораздо меньшем объеме, чем те, которые в своей работе использовали анализ социальных медиа. В частности, участникам эксперимента, которые искали информацию в сети Интернет, удалось узнать о вредных привычках, наиболее часто посещаемых местах, определить близкое окружение, узнать о нем достаточно подробную информацию, в том числе о роде деятельности, материальном состоянии и др.
В то же время о сотруднике, который не являлся активным пользователем сети Интернет, информации нашли больше с помощью опроса, но она отличалась от той, которую нашли группы, работающие с поиском информации в сети Интернет. Несмотря на то что третий участник эксперимента не являлся пользователем социальных сетей, студентам (использовавшим Интернет) удалось узнать информацию о родителях и их роде деятельности, об автомобилях, находящихся в собственности, об отсутствии регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или статусе учредителя и др.
Второй группе задание сформулировали более точно, им также необходимо было найти информацию о тех же людях, но информация конкретизировалась. Так, необходимо было найти: ФИО (в том числе предыдущие), информацию о месте проживания и о всех предыдущих местах проживания, семейное положение, информацию о членах семьи (супругах, детях, родителях), выявить близкое окружение и найти информацию о нем (ФИО, возраст, место проживания), узнать место работы и увлечения. Также необходимо было выявить общих знакомых.
Время, потраченное на поиск информации о человеке в социальных сетях, так же как и в первом случае, составило 2—3 часа. На поиск информации методом опроса бышо потрачено 3 дня.
Быио вышвлено, что с помощью опроса не удалось получить полной и достоверной информации об участниках эксперимента, например информацию о родителях и подробную информацию о близком окружении. В то же время информация, найденная в социальныж сетях, иногда искажалась. Это касалось, например, определения материального положения объекта исследования.
Следующей группе бышо дано задание найти информацию только с помощью сети Интернет о совершенно незнакомый: людях, проживающих в различных городах России, с разной степенью активности в сети Интернет. Требования к поиску информации быии такими же, как и для участников второй группы, но необходимо было также найти общих знакомых и составить портрет личности, поиск которой осуществлялся. Примечательно, что те участники эксперимента, которые имели аккаунт в социальной сети «Вкон-такте», смогли найти общих знакомых и, как правило, не дальше чем через 4 человек.
В заключительной части исследования студентам предлагалось описать методику поиска информации о человеке в сети Интернет. Обобщенно алгоритм сбора информации выплядит следующим образом.
1. Запрос о человеке в поисковыгх системах google и yandex по фамилии, имени, отчеству.
2. Использование сайта яндекс.люди.
3. Поиск по номеру телефона и по адресу электронной почты.
4. Поиск информации на сайте ГАИ, ФССП, налоговой.
5. Поиск по фото.
6. Поиск информации напрямую через социальные сети.
Относительно поиска информации по социальным сетям можно выщелить следующий алгоритм: поиск страницы, анализ страницы — изучение открытой информации на странице, просмотр фотографий, комментариев как самого пользователя, так и гостей его страницы; поиск по «лайкам», поиск сторонних ссышок (например, на Instagram). Поиск общих друзей: зайти в список друзей, выбрать первого в списке (программа автоматически ранжирует друзей от более близкого знакомого к более дальнему, и эту процедуру нужно проделать до тех пор, пока не найдется общий знакомый). Единственный момент, который нужно учитытать, — это необходимость не принимать во внимание публичные и рекламные страницы.
Проведенное исследование показало, что наиболее полную информацию о человеке удается найти, совмещая поиск сведений через сеть Интернет и проведение опроса. Сочетание этих двух способов позволяют устранять значительные пробелы в поиске информации. Использование сети Интернет, на наш взгляд, является обязательным при поиске сведений о человеке наряду с традиционными способами сбора информации. Мониторинг социальных медиа позволит более полно подготовится к допросу, сопоставить факты из биографии, задуматься о точности показаний, которые дает человек во время допроса, а также выявить дополнительный круг лиц, интересующих следствие.
Примечания
1 Информационная система или компьютерная программа, используемая для обеспечения и организации совместного процесса создания, редактирования и управления контентом.
2 У лиц, о которых собирали информацию, было получено предварительное согласие.
Библиографический список
1. Гамбарова Е.А. Проблемы и перспективы применения социальных медиа и мессенд-жеров в криминалистике // Юридический вестник Самарского университета. 2016. Т. 2. № 1.
2. Волчецкая Т.С. Современные тенденции развития криминалистики в России и США // Folia Iuridica Universitaits Wratislaviensis. 2015. Vol. 4 (1).
3. Мещеряков В.А. Основы методики расследования преступлений в сфере компьютерной информации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Воронеж, 2001.
4. Олиндер Н.В. Виртуальная собственность как элемент криминалистической характеристики преступлений, совершенных с использованием электронных платежных средств и систем // Библиотека криминалиста. 2016. № 3(26). С. 206—212.
5. Investigations [Электронный ресурс]. URL: http://www.iacpsocialmedia.org/Topics/ Parent.aspx?termid=95 (дата обращения: 31.01.2016).
References
1. Gambarova E.A. Problemy i perspektivy primeneniia sotsialnykh media i messendzherov v kriminalistike [Problems and prospects of the use of social media and messengers in criminal science]. Iuridicheskii vestnik Samarskogo universiteta [Juridical Journal of Samara University], 2016, Vol. 2(1) [in Russian].
2. Volchetskaya T.S. Sovremennye tendentsii razvitiia kriminalistiki v Rossii i SShA [Modern trends in the development of criminal science in Russia and in the United States]. In: Folia Iuridica Universitaits Wratislaviensis, 2015, Vol. 4(1) [in Russian].
3. Meshcheryakov V.A. Osnovy metodiki rassledovaniia prestuplenii v sfere komp'iuternoi informatsii: Avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni doktora iuridicheskikh nauk [Basic methods of investigation of crimes in computer information sphere: Author's abstract of Doctoral thesis]. Voronezh, 2001 [in Russian].
4. Olinder N.V. Virtualnaia sobstvennost' kak element kriminalisticheskoi kharakteristiki prestuplenii, sovershennykh s ispolzovaniem elektronnykh platezhnykh sredstv i sistem [Virtual property as an element of criminalistic characteristics of crimes committed by using electronic payment means and systems]. Biblioteka kriminalista. Nauchnyi zhurnal [Criminalist's Library Scientific Journal], 2016, no. 3(26), pp. 206—212 [in Russian].
5. Investigations. Retrieved from: http://www.iacpsocialmedia.org/Topics/Parent.aspx?termid=95 (accessed 31.01.2016) [in English].
N.V. Olinder, E.A. Gambarova*
ISSUES OF SEARCH AND PERCEPTION OF INFORMATION ABOUT A PERSON ON THE INTERNET AND ITS USE AT THE INVESTIGATION OF CRIMES
In the article the question about the possibility of using social media to search for information about persons and events in the investigation of crimes. The article describes an experiment carried out in the 2015/2016 academic year at the Law Faculty of Samara National Research University to gather information about the people within the discipline «Criminalistics» among 3rd year students of internal form of training.
Key words: crime investigation, social media, survey, experiment.
* Olinder Nina Vladimirovna (olindernv@yandex.ru), Gambarova Evgenia Alexandrovna (egambarova@yandex.ru), Department of Criminal Process and Criminal Science, Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, Russian Federation.