Вызулин Е.А., Васильев В.В., Майорова С.А., Плавинская Ю.Б. Проблемные вопросы методики проведения комплексных профессиональных испытаний...
ИИТЕГРЙДИЯ правовой начни И вЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРйЗОваНИЯ
(дидйктический йспект)
УДК 372.8
Вызулин Евгений Александрович Vyzulin Evgeny Aleksandrovich
старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутреннихдел Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)
senior lecturer, department of administrative activities of internal affairs
Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)
E-mail: 0512e@mail.ru
Васильев Вячеслав Вениаминович Vasiliev Vyacheslav Veniaminovich
кандидат юридических наук, начальник кафедры административной деятельности органов внутреннихдел
Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)
candidate of sciences (law), head of the department of administrative activities of internal affairs Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)
E-mail: 0512e@mail.ru
Майорова Светлана Анатольевна Mayorova Svetlana Anatolevna
кандидат юридических наук, доцент кафедры административной деятельности органов внутреннихдел
Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)
candidate of sciences (law), assistant professor department of administrative activities of internal affairs
Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)
E-mail: 0512e@mail.ru
Плавинская Юлия Борисовна Plavinskaya Julia Borisovna
старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутреннихдел Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)
senior lecturer, department of administrative activities of internal affairs
Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)
E-mail: 0512e@mail.ru
Проблемные вопросы методики проведения комплексных профессиональных испытаний у слушателей факультета профессионального обучения Нижегородской академии МВД России
Problems of methodology of integrated professional trial the students of the faculty of professional education Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia
18П
Юридическая наука и практика
ИНТЕГРЙДИЯ правовой нанки И вЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРйЗОваНИЯ
(дидйктический аспЕКт)
В данной статье авторы раскрывают отдельные проблемные вопросы методики проведения такой разновидности итоговой проверки знаний обучаемых, как комплексное профессиональное испытание у слушателей, заканчивающих профессиональное обучение по профессии «полицейский» на факультете профессионального обучения Нижегородской академии МВД России. Авторами определен ряд концептуальных идей, на которых будет строиться конкретное учебно-методическое исследование.
Ключевые слова: профессиональное обучение, комплексное профессиональное испытание, квалификационный экзамен, учебный полигон, практическая направленность.
In this article, the authors reveal some problematic issues methods of carrying out such type of final test of students knowledge, as a comprehensive professional testing of students graduating from professional training for the profession «policeman» at the faculty of vocational education of the Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia. The authors defined a number of conceptual ideas upon which to build specific educational and methodical study.
Keywords: vocational training, integrated professional test, qualifying examination, a training ground, a practical orientation.
Комплексные профессиональные испытания (далее — КПИ) проводятся комиссионно, представителями комплектующего территориального органа внутренних дел, выпускающей и иных ведущих кафедр по решению выпускающей кафедры.
1. КПИ проводятся в рамках двух моделей. Обе модели предусматривают двухзвенную структуру:
а) проверка знаний теоретической части проводится в учебной аудитории;
проверка знаний практической части происходит в виде защиты практической квалификационной работы, проводится на учебном полигоне, оснащенном средствами аудио- и видеоконтроля;
б) проверка знаний теоретической части в условиях учебной аудитории;
проверка знаний практической части происходит в виде демонстрации выпускником сфор-мированности профессионально-специализированных компетенций, проводится на учебном полигоне, оснащенном средствами аудио- и видеоконтроля.
2. Практическая часть КПИ проводится с обязательным привлечением «статистов» из числа обучаемых на факультете профессионального обучения, не входящих в аттестуемую группу, сдающих КПИ.
Такая необходимость обусловлена требованиями статьи 74 «Квалификационный экзамен» Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:
1. Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена.
2. Квалификационный экзамен проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность, для определения соответ-
ствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения и установления на этой основе лицам, прошедшим профессиональное обучение, квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям...
3. Квалификационный экзамен независимо от вида профессионального обучения включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартов по соответствующим профессиям. К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений [1].
На основании того, что методика проведения теоретической части итогового государственного экзамена в высших учебных заведениях системы МВД России давно и детально разработана, кардинальных изменений и революционных инноваций авторы не предлагают.
Вопрос о практическом наполнении КПИ возник у авторов в результате дискуссии с начальником кафедры административной деятельности и охраны общественного порядка Волгоградской академии МВД России кандидатом юридических наук, доцентом Барановым Павлом Александровичем.
Авторы уже не первый раз обращаются к практическому наполнению профессионального обучения. Нами уже были обоснованы обязательность присутствия практического работника территориального органа внутренних дел как на теоретических [2], так и на практических занятиях [3], а также проведение занятий с использованием полигонов [4].
Продолжая серию статей по методическому наполнению и практической направленности
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2015, № 3 (31)
185
Вызулин Е.А., Васильев В.В., Майорова С.А., Плавинская Ю.Б. Проблемные вопросы методики проведения комплексных профессиональных испытаний...
Вызулин Е.А., Васильев В.В., Майорова С.А., Плавинская Ю.Б. Проблемные вопросы методики проведения комплексных профессиональных испытаний...
ИИТЕГРЙДИЯ правовой начни И вЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРйЗОваНИЯ
(дидйктический йспект)
профессионального обучения, мы полагаем необходимым изложить свое авторское видение вариантов проведения предусмотренной частью 3 статьи 74 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» практической части «практической квалификационной работы».
Модель 1. Защита практической квалификационной работы, проводимая на учебном полигоне, оснащенном средствами аудио- и видеоконтроля.
А. Кафедра, ответственная за учебно-методический комплекс в рамках проводимого мониторинга правоприменительной деятельности сотрудников органов внутренних дел (полиции), выявляет проблемные вопросы в оперативнослужебной деятельности конкретных служб и подразделений.
Б. По результатам мониторинга ответственная кафедра формулирует темы для выполнения практической квалификационной работы и представляет на утверждение начальника образовательной организации высшего образования перечень тем практических квалификационных работ.
Модель 2. Демонстрация выпускником сфор-мированности профессионально-специализированных компетенций, проводимая на учебном полигоне, оснащенном средствами аудио- и видеоконтроля.
А. Кафедра, ответственная за учебно-методический комплекс в рамках проводимого мониторинга правоприменительной деятельности сотрудников ОВД (полиции), формирует банк данных проблемных ситуаций оперативно-служебной деятельности конкретных служб и подразделений.
Данные проблемные ситуации согласуются с руководством территориальных ОВД на предмет их актуальности и практической направленности не реже 1 раза в год.
Б. По результатам мониторинга ответственная (выпускающая) кафедра формулирует согласованные с территориальным ОВД проблемные ситуации и представляет на утверждение начальника образовательной организации программу КПИ.
Основной проблемой в проведении КПИ авторы видят сложность моделирования и наполнения реальностью «практической составляющей» итоговой аттестации, а именно:
1. Полное отсутствие опыта проведения КПИ в зоне ответственности территориальных ОВД, в условиях реально изменяющейся оперативной обстановки, как то предусматривается в
программах подготовки сотрудников местной полициив штатах США.
2. Недостаточная оснащенность полигонной базы образовательных организаций высшего образования системы МВД для подготовки сотрудников подразделений ООП (за исключением специализированных образовательных организаций).
3. Недостаточная психолого-педагогическая подготовка обучаемых к КПИ в реальных усло-вияхдеятельности территориального ОВД.
4. Недостаточная мотивация преподавательского состава образовательной организации к проведению КПИ в условиях, максимально приближенных к реальным, как с психологической, так и с организационно-методической сторон.
Менее острыми, но не менее актуальными авторы считают еще ряд проблем:
1. Расхождение в актуальности и проблем-ности вопросов правоприменительнойдеятель-ности органов внутренних дел в различных комплектующих органах по субъектам Российской Федерации.
2. Статисты из числа обучаемых на факультете профессионального обучения не воспринимаются испытуемыми в качестве реальных персонажей конкретной проблемной ситуации (хулиган, несовершеннолетний, женщина с детьми и пр.).
3. Большие трудозатраты на подготовку практического элемента КПИ, значительно выходящие за лимит часов, отводимых положением о нормировании труда профессорско-преподавательского состава на данный вид учебно-методической работы.
4. Объективность оценивания выполнения КПИ комиссией из числа 2-3 кафедр образовательной организации высшего образования.
Обозначив видимые проблемы в проведении КПИ, авторы считают необходимым предложить собственное видение их решения.
Для проведения данного испытания наиболее подходит модель номер два — теоретический экзамен и практическая часть в виде защиты практической квалификационной работы, проводимая на учебном полигоне.
Теоретический экзамен проводится в учебной аудитории по билетам. Экзаменационный билет должен состоять не менее чем из четырех вопросов.
Первый вопрос — правовое регулирование деятельности полиции.
Второй вопрос — правовые основания и порядок прохождения службы в органах внутренних дел.
186
Юридическая наука и практика
ИНТЕГРЙДИЯ правовой нанки И вЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРйЗОваНИЯ
(дидйктический аспЕКт)
Третий вопрос — правовая регламентация и порядок осуществления оперативно-служебной деятельности сотрудников полиции по профилю подготовки.
Четвертый вопрос — деятельность полиции по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, в том числе в составе комплексных сил.
Защита практической квалификационной работы.
По результатам мониторинга правоприменительной деятельности территориальных органов внутренних дел выпускающей кафедрой готовится программа защиты практической квалификационной работы, состоящая из пояснительной записки и практических заданий по проверке сформированности компетенций у обучающихся по профессии «полицейский» по действиям сотрудников полиции в условиях реально изменяющейся оперативной обстановки. С учетом обозначенных выше проблем авторы считают необходимым выпускающей кафедре направлять запросы в комплектующие территориальные органы внутренних дел по субъектам РФ на представление наиболее актуальных и проблемных ситуаций правоприменительной деятельности полиции по направлениям профессионального обучения.
Защита работы проводится на учебном полигоне. Актуальность заданий должна быть подтверждена согласованием данного документа с руководителем территориального органа внутренних дел или руководителем службы (подразделения) по направлению подготовки территориального органа внутренних дел по субъекту Российской Федерации.
Приказом начальника образовательной организации утверждаются составы двух экзаменационных комиссий:
а) комиссия по приему теоретического экзамена, состоящая из представителя выпускающей кафедры и не менее трехчленов;
б) комиссия для приема защиты в составе представителя выпускающей кафедры, представителя (заказчика) территориального органа внутренних дел или службы (подразделения) по направлению подготовки и не менее двух представителей кафедр, профильных по направлению подготовки.
Обе комиссии самостоятельно проводят испытания и по результатам обсуждения (голосования) выставляют оценки, заносимые в протокол КПИ.
Ввиду приоритетности практической составляющей профессионального обучения право
выставления общей оценки за КПИ авторы статьи, безусловно, отдают комиссии, принимавшей защиту практической квалификационной работы, которая на основании результатов защиты и поступившего протокола теоретического экзамена выставляет итоговую общую оценку по результатам КПИ.
Для создания максимальной реальности защиты практической квалификационной работы авторы полагают возможным привлечение в качестве статистов персонала и обучаемых подшефных образовательных организаций.
Наиболее спорным и проблемным, по мнению авторов, остается вопрос оценки и фиксации трудозатрат профессорско-преподавательского состава на подготовку практической составляющей КПИ. Мы предлагаем этот вопрос на дискуссионное обсуждение и в качестве своего предложения считаем возможным внести дополнение в Положение о рейтинге профессорско-преподавательского состава в части добавления дополнительных рейтинговых баллов за подготовку практического элемента КПИ.
В рамках данной статьи рассмотрены далеко не все проблемные вопросы подготовки и проведения КПИ у слушателей факультета профессионального обучения. Авторы считают, что ими открыта отдельная дискуссионная площадка для обсуждения вопросов и выработки оптимального варианта КПИ. Мы приглашаем все заинтересованные образовательные организации, кафедры, преподавателей к совместному решению проблем профессионального обучения по профессии «полицейский».
Примечания
1. Российская газета. 2012. 31 декабря.
2. Васильев В.В., Вызулин Е.А. Методические особенности подготовки теоретических занятий по административной деятельности ОВД со слушателями факультета профессионального обучения // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2015. № 1 (29).
3. Васильев В.В., Супрунов А.Г., Столпов-
ский Д.М. Проблемные вопросы методики проведения практического занятия с привлечением сотрудников практических органов внутренних дел (на примере учебной дисциплины «Административная деятельность органов внутренних дел») // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2013. № 23.
4. Васильев В.В., Супрунов А.Г., Столпов-
ский Д.М. Методические особенности проведения практического занятия с использованием полигонов и привлечением сотрудника территориального ОВД
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2015, № 3 (31)
187
Вызулин Е.А., Васильев В.В., Майорова С.А., Плавинская Ю.Б. Проблемные вопросы методики проведения комплексных профессиональных испытаний...
Вызулин Е.А., Васильев В.В., Майорова С.А., Плавинская Ю.Б. Проблемные вопросы методики проведения комплексных профессиональных испытаний...
ИИТЕГРЙДИЯ правовой начни И вЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРйЗОваНИЯ
(дидйктический йспект)
со слушателями, обучающимися по линии ООП на факультете профессионального обучения Нижегородской академии МВД России // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2014. № 2 (26).
Notes
1. Rossiyskaya gazeta. 2012. December 31.
2. VasilievV.V., VyzulinE.A. Methodological peculiarities of preparation out theoretical studies on the administrative activities of the bodies of internal affairs with the students of the faculty of professional education // Legal science and practice: Journal of Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia. 2015. № 1 (29).
3. Vasilyev V.V., Suprunov A.G., Stolpovskiy D.M. Problematic issues of methodology for conducting practical classes involving officers of practical law enforcement bodies (on the example of the subject «Adminis-trative activities of the Ministry of the Interior bodies») // Legal science and practice: Journal of Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia. 2013. № 23.
4. Vasilyev V.V., Suprunov A.G., Stolpovskiy D.M. Methodological features of practical exercises using landfills and employee involvement territorial ATS with students studying at the faculty through vocational training Nizhny Novgorod academy of the Russian Interior Ministry // Legal science and practice: Journal of Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia. 2014. № 2 (26).
188
Юридическая наука и практика