Научная статья на тему '"Проблемные вопросы" как установка формы ток-шоу'

"Проблемные вопросы" как установка формы ток-шоу Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
414
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОК-ШОУ / TALK SHOW / ВОПРОСЫ / QUESTIONS / ПРОГРАММА / PROGRAM / ВЕДУЩИЙ / PRESENTER / ПРОБЛЕМНАЯ ПРОГРАММА / СТРУКТУРА / STRUCTURE / ДИСКУССИЯ / ОБСУЖДЕНИЕ / DISCUSSION / ТЕМА / TOPIC / УЧАСТНИКИ / PARTICIPANTS / ЦЕЛЬ / GOAL / ПОЗИЦИЯ / POSITION / КОНФЛИКТ / CONFLICT / ОТКРЫТЫЙ ТИП / OPEN TYPE / ЗАКРЫТЫЙ ТИП / CLOSED TYPE / ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС / PROBLEM ISSUE / УЧАСТНИКИ ТОК-ШОУ / МАНИПУЛЯЦИЯ / MANIPULATION / СПОСОБ МАНИПУЛЯЦИИ / АУДИТОРИЯ / AUDIENCE / ЗРИТЕЛЬ / VIEWER / ПРИВЛЕЧЕНИЕ АУДИТОРИИ / ATTRACTING THE AUDIENCE / СКАНДАЛЫ В СТУДИИ / SCANDALS IN THE STUDIO / PROBLEM PROGRAM / TALK SHOW PARTICIPANTS / MANIPULATION METHOD

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Орлова Кристина Евгеньевна

Форма ток-шоу зависит от поставленного вопроса, он бывает открытого и закрытого типа. Вопрос, заданный в начале эфира, обобщающий тему и подводящий зрителей к уже сформированному мнению, дает старт всей беседе и делит участников и зрителей на два лагеря. И им уже остается «сражаться» за свою точку зрения. Важность формулировки вопроса это основа ток-шоу, так как от того, насколько четко будет задан подводящий вопрос и насколько открыто или закрыто он будет сформулирован, зависит информационная наполненность ток-шоу. После того, как ведущий озвучил вопрос, у него под контролем находится весь информационный поток или информационная среда, в которой находятся все присутствующие. Отсюда следует, что «Проблемные вопросы» также выступают одним из средств манипуляции аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"Проблемные вопросы" как установка формы ток-шоу»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

«ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ» КАК УСТАНОВКА ФОРМЫ

ТОК-ШОУ

Орлова К.Е. Email: Orlova1799@scientifictext.ru

Орлова Кристина Евгеньевна - магистр, кафедра электронных СМИ и новых медиа, факультет журналистики, Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Аннотация: форма ток-шоу зависит от поставленного вопроса, он бывает открытого и закрытого типа. Вопрос, заданный в начале эфира, обобщающий тему и подводящий зрителей к уже сформированному мнению, дает старт всей беседе и делит участников и зрителей на два лагеря. И им уже остается «сражаться» за свою точку зрения. Важность формулировки вопроса - это основа ток-шоу, так как от того, насколько четко будет задан подводящий вопрос и насколько открыто или закрыто он будет сформулирован, зависит информационная наполненность ток-шоу. После того, как ведущий озвучил вопрос, у него под контролем находится весь информационный поток или информационная среда, в которой находятся все присутствующие. Отсюда следует, что «Проблемные вопросы» также выступают одним из средств манипуляции аудитории.

Ключевые слова: ток-шоу, вопросы, программа, ведущий, проблемная программа, структура, обсуждение, тема, участники, цель, позиция, дискуссия, конфликт, открытый тип, закрытый тип, проблемный вопрос, участники ток-шоу, манипуляция, способ манипуляции, аудитория, зритель, привлечение аудитории, скандалы в студии.

"PROBLEMATIC ISSUES" LIKE SETTING UP A TALK SHOW

FORM Orlova K.E.

Orlova Kristina Evgenievna - Master, DEPARTMENT OF ELECTRONIC MEDIA AND NEW MEDIA, FACULTY OF JOURNALISM, KUBAN STATE UNIVERSITY, KRASNODAR

Abstract: the form of the talk show depends on the question, it is open and closed type. The question asked at the beginning of the broadcast, generalizing the topic, and bringing the audience to the already formed opinion, gives a start to the whole conversation and divides the participants and spectators into two camps. And they already have to "fight" for their point of view. The importance of the wording of the question, this is the basis of the talk show, since the question is asked clearly and how open or closed it will be formulated, the information content of the talk show depends. After the presenter voiced the question, he under control is the entire information flow or information environment, in which are all present. It follows that "Problematic issues" also serve as one of the means of manipulating the audience. Keywords: talk show, questions, program, presenter, problem program, structure, discussion, topic, participants, goal, position, discussion, conflict, open type, closed type, problem issue, talk show participants, manipulation, manipulation method , The audience, the viewer, attracting the audience, scandals in the studio.

УДК7.097

Сегодня ток-шоу относительно молодой и развивающийся вид программы. Свое начало берет на американском телевидении еще в 60х годах. Фил Донахью стал инициатором процесса развития ток-шоу. Есть легенда, что интервьюируя гостя в прямом эфире, у него закончились вопросы, после чего Фил подошел к одному из зрителей и спросил, есть ли у него вопрос к гостю. Их оказалось много, это и стало началом развития ток-шоу. Намного позже жанр ток-шоу пришел в Россию. Первый телемост в эфире Центрального телевидения состоялся в 1986 году. Зрители Советского Союза и США общались между собой и задавали друг другу любые интересующие их вопросы. Фил Донахью и Владимир Познер были ведущими телемоста. Успешный проект, так как в студиях обсуждались важные и актуальные для обеих стран вопросы [1].

Фил задал один вопрос и после стали появляться другие, благодаря которым ток-шоу получило такое развитие. Сегодня в статье я решила рассмотреть именно «проблемные» вопросы, в результате которых завязывается дискуссия, кипят страсти, вопросы, не требующие ответа, но определяющие настрой и позицию зрителей к той или иной ситуации.

«Сложные» вопросы, это те вопросы, которые формируют тему проводимого ток-шоу. Важно правильно сформулировать в заданном вопросе проблему, чтобы интервьюируемый не чувствовал дискомфорт [2].

Также формулировка проблемы в программе имеет вопросительный вопрос [3]. Формулировка вопроса происходит после обозначения ведущим темы эфира. Это определяет структуру обсуждения, ракурс рассматриваемой проблемы, состав участников:

«Автомобили, какой марки востребованы сегодня на рынке в России?»

«Конкурентоспособен ли сегодня отечественный автопром в сравнении с зарубежным?»

Эта тема звучит примерно так « Проблемы отечественного автопрома», но оба вопроса раскрывают ее по-разному. Итак, есть 2 вопроса, суть которых, в принципе, одна и та же. И как же будет проводиться ток-шоу и в первом, и во втором случае? Будем это анализировать.

В первом случае, целью ток-шоу будет представление различных марок автомашин, существующих сегодня на дорогах в России - вместе со всеми плюсами и минусами каждой марки. Вопрос, стимулирующий такое развитие дискуссии открытого типа с вопросительным словом «Какой?».

Цель второго ток-шоу - вынести вердикт отечественному автопрому - быть ему или не быть.

Из исходящего вопроса, зрители и участники принимают ту или иную позицию, и на протяжении всей программы защищают ее. Первоначальный вопрос заводит дискуссию - он закрытого типа, альтернативный, по сути. То есть в формулировке вопроса уже существует ответ, а участникам необходимо только определиться «за» или «против», выдержит ли конкуренцию автопром или нет.

В основном на современном телевидении используется вторая форма ток-шоу, где альтернативный вопрос лежит в основе.

Конфликт задает динамику такой программе, он скрыт уже в самой формулировке вопроса. И участники, разделившись на два лагеря, доказывают свою правоту. Это можно проследить в таких программах, как «Пусть говорят», «Прямой эфир». В любой из этих программ эфиры проходят достаточно насыщено, некорректные высказывания, драки, на эмоциональном уровне встречается многое. Но все происходит только после того, когда ведущий задаст сакраментальный вопрос.

В таком ток-шоу главное, как в спорте, например в борьбе, чтобы противоборствующие стороны были в одной весовой категории и сумели наиболее полно раскрыть и представить свою позицию.

Ток-шоу первой формы, в основе которой вопрос открытого типа, также эффективно присутствует в телеэфире. «Культурная революция» Михаила Швыдкого или «Времена» Владимира Познера - яркие представители программы такой формы.

Формирующий вопрос открытого типа может быть раскрыт в программе только с помощью разных мнений участников. Сложность в проведении такого типа ток-шоу заключается в приглашении участников дискуссии высокого уровня, с интересными мнениями для зрителя.

«Проблемные» вопросы обоих типов, это база при создании эфира. Какой бы ни прозвучал вопрос, в начале ток-шоу, он является синтезатором всех идей, мыслей и разных точек зрения присутствующих, участников и зрителей. От поставленного основного вопроса зависит проведение всего ток-шоу, с какой подачей, эмоциями и бывает, с агрессией будут высказывать свое мнение люди. «Проблемные вопросы» это одна из основных составляющих удачного ток-шоу на телевидении.

Таким образом, ток-шоу относительно молодой жанр на отечественном телевидении. Он прошел этап становления, но его жанровое определение представляет определенную проблему в современной науке. Классификация жанра может быть весьма разнообразной, если учесть многообразие классифицирующих критериев.

На нынешнем этапе ток-шоу относятся к числу самых рейтинговых передач, поэтому их авторы заинтересованы в поддержании и сохранении аудитории. Для достижения этой цели используются разные способы и «Проблемные вопросы» это тоже одна из ступеней привлечения зрителей. Так как поставленный вопрос определит форму ток-шоу и информационную наполненность эфира. После того, как ведущий озвучил вопрос, он взял под контроль информационный поток или информационную среду, в которой находятся все присутствующие. Все их мысли были направлены в одно русло, из которого выходят разные мнения. Отсюда следует еще один вывод «Проблемные вопросы» также являются одним из средств манипуляции аудитории.

Список литературы /References

1. Вартанов А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества на телевизионных подмостках. Москва, 2003. 320 с. С. 20-21.

2. Вартанов А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества на телевизионных подмостках. Москва, 2003. 320 с. С. 27.

3. Телевизионная журналистика. Учебник. Под ред. Кузнецова Г.В., Цвик В.Л, Юровского А.Я. Москва, 2002. 304 с. С. 198.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.