10. Vorkachyov, S.G. Schastje kak lingvokuIjturnihyj koncept. - M., 2004.
11. Ubiyjko, V.I. Konceptosfera cheloveka v semanticheskom prostranstve yazihka // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. -2004. - № 5.
12. Kert, G.M. Informacionnihe tekhnologii v issledovanii toponimii / G.M. Kert, V.T. Vdovicihn // Voprosih yazihkoznaniya. - 2005. - № 3.
13. Dalj, V.I. Tolkovihyj slovarj zhivogo velikorusskogo yazihka: v 4 t. - M., 1995.
14. Tolkovihyj slovarj krihlatihkh slov i vihrazheniyj / Avtor-sostavitelj A. Kirsanova. - M., 2003.
15. Karasik, V.I. Kuljturnihe dominantih v yazihke // Yazihkovaya lichnostj: kuljturnihe konceptih: sb. nauch. tr. - Volgograd; Arkhangeljsk, 1996.
Статья поступила в редакцию 10.01.12
УДК 811.161.1+81271.2+8138
Dobrya M.Ya. THE PROBLEM FIELD OF ELOCUTIVE UTTERANCES' STUDY IN CHILDREN SPEECH. The
article deals with a number of factors determining the problem field of elocutive utterances' study in children's speech. The study of their influencing, estimating and figurative functions is based in connection with the identification of elocutive means' pragmatic properties in children's speech.
Key words: children's speech, elocutive utterance, expressiveness, figurativeness, pragmatic utterance potential.
М.Я. Добря, канд. филол. наук, ФГБОУ ВПО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова», г. Абакан, E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭЛОКУТИВНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ В ДЕТСКОЙ РЕЧИ
В статье рассматривается ряд факторов, определяющих проблемное поле исследования элокутивных высказываний в детской речи. Обосновывается изучение их воздействующей, оценочной, а также образной функций в связи с выявлением прагматических свойств элокутивных средств в детской речи.
Ключевые слова: детская речь, элокутивное высказывание, выразительность, образность, прагматический потенциал высказывания.
Детская речь изучается давно и достаточно успешно. Она является объектом изучения лингвистики, психологии, физиологии, когнитивной науки, социологии, философии. В последние годы активно развивается онтолингвистика - раздел лингвистики, изучающий онтогенез речи и детскую речь.
Ученых интересуют разные аспекты детского языка и речи: своеобразие его системности, особенности употребления различных языковых единиц, представленных различными уровнями языка, исследования проблематики языковых обобщений (М.Д. Воейкова, Н.В. Гагарина, Т.А. Гридина, Н.И. Лепская, Е.Ю. Протасова, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович, Н.М. Юрьева, Л. Блум, Д.И. Слобин, M. Томазелло и др.).
А.Н. Гвоздев, исследуя речь своего сына, в течение длительного времени наблюдал и фиксировал языковые факты, в своей книге указывает на основные особенности детского языка (речи):
- детский язык развивается под воздействием языка взрослых (окружающей среды);
- освоение детьми родного языка происходит в определенной последовательности, с проявлением общих закономерностей овладения языком у всех детей и потому, используясь разными детьми, обладает одними и теми же свойствами и характеристиками;
- развитие языка ребенка детерминируется общими психофизиологическими условиями, которые проявляются у всех людей и кладут отпечаток на структуру языка [1].
Как отмечает С.Н. Цейтлин, «возможно два, по крайней мере, аспекта рассмотрения языковых явлений в речи ребенка: 1) подход к ним с позиций сложившейся языковой системы взрослого человека, который основан на сопоставлении единиц и категорий детского языка с единицами и категориями языка взрослых, и 2) подход с позиций детской языковой системы, рассматриваемой как до известной степени автономный объект, имеющий свои единицы и собственную структуру» [2, с. 276-277].
Выявление механизмов осмысления, особенностей употребления и производства элокутивных высказываний позволяет ответить на вопрос, «как именно приобщается ребенок к отработанному тысячелетиями опыту человечества, к процессу речевой деятельности» [3, с. 13], какие способы использования элокутивных средств он предлагает, что, в свою очередь, позволит смоделировать пути дальнейшего развития овладения ребенком элокутивной системой языка в целом.
Актуальность исследования прагматических свойств элоку-тивных средств детской речи определяется рядом факторов.
Во-первых, коммуникативное пространство детской речи оказывается сосредоточением для освоения и использования ребенком новых средств речевого выражения.
Во-вторых, под влиянием определенных коммуникативных установок и целей общения элокутивные высказывания в речи ребенка осваиваются как инвариантные и далее получают соответствующее преломление, которое, без сомнения, заслуживает лингвистического исследования.
Кроме того, изучение элокутивной организации детской речи позволяет выявить когнитивные и психолингвистические механизмы построения высказывания, а также определить его прагматический эффект, который может или не может быть достигнут в результате использования ребенком элокутивных средств языка.
В связи с этим выявление прагматических свойств элоку-тивных средств в детской речи связано с изучением их воздействующей, эстетической, оценочной, а также эмотивной и образной функций.
Изучению образных языковых средств и фигур речи как элокутивных средств посвящены труды В.В. Виноградова, В.Г. Гака, Б.М. Гаспарова, А.П. Квятковского, И.В. Пекарской, Д.Э. Розенталя, А.П. Сковородникова, Ю.М. Скребнева, В.К. Харченко и ряда других лингвистов.
Элокуция как этап риторического канона «состоит в словесном оформлении мысли, что подразумевает выбор стиля речи, речевого жанра и языковых средств в соответствии с коммуникативным намерением говорящего (пишущего), содержанием речи и речевой ситуацией» [4, с. 769]. «В сущности же элоку-ция изначально давала рекомендации довольно широкого спектра и апеллировала к таким категориям, как: ар№т - подбор целесообразных языковых средств, риг^ - грамматическая правильность, регереси^ - ясность мысли, ота^ - красота выражения» [5, с. 174]. «Красота выражения» и достигается использованием элокутивных средств, к которым традиционно причисляются тропы и фигуры речи.
Рассматривая специфику элокутивного высказывания в детской речи, следует подчеркнуть, что его исследование требует, прежде всего, определения таких его составляющих, как выразительность, экспрессивность, образность, эмотивность. Достаточно подробный анализ данных терминов в их соотношении проведен И.В. Пекарской в рамках представленной ею терми-носистемы элокутивных понятий [6].
Вслед за И.В. Пекарской, следует отметить, что понятие выразительности в лингвистической литературе имеет достаточно широкие и порой размытые толкования. Чаще всего об-
щим в определении выразительности отмечается «способность речи привлекать внимание слушателя (читателя)». К данному ядерному признаку выразительности ученые добавляют те из них, которые актуализируют тот или иной аспект рассмотрения изучаемой категории. Так, еще Н. Адамов в начале 20 века в своей серии книг «Дар слова» определял выразительность через ее способность создаваться определенными приемами образности - введением в текст эпитетов, фигур, тропов [Цит. по: 7, с. 258].
Т.П. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет, авторы пособия «Стилистика и культуры речи», в понятие выразительности включают «особенности ее структуры, которые позволяют усилить впечатление от сказанного (написанного), <...> воздействовать не только на его [слушателя/читателя] разум, но и на чувства, воображение» [8, с. 116]. Таким образом, указанные авторы в понятие выразительности включают ее экспрессивный и прагматический потенциал («усилить впечатление, воздействовать»).
Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кащаева в данное понятие вводят способность речи «усиливать эффективность воздействия на адресата» [9, с. 68]. Кроме того, понятие выразительности часто используется как тождественное понятиям изобразительности, эмоциональности, образности, экспрессивности.
Вслед за Т.Г. Хазагеровым и И.В. Пекарской определим понятие выразительности как «способность речи удерживать внимание адресата от начала до конца сообщения», а изобразительность как «способность речи создавать в нашем сознании образы, конкретные представления» [10, с. 73].
Разводя понятия изобразительности и выразительности, И.В. Пекарская пишет: «. категорию изобразительности и категорию выразительности целесообразно, во-первых, рассматривать с точки зрения экстралингвистических и лингвистических факторов, во-вторых, детализировать понятия лингвистической изобразительности и выразительности, выделив в ней языковую и речевую организацию как изобразительности, так и выразительности» [10, с. 44]. Данное замечание является принципиально важным для исследования способов выражения выразительности и изобразительности в детской речи.
Рассматривая понятие образности и выразительности, И.В. Пекарская отмечает: «Образ создает живое наглядное представление о чем-либо, образ конкретен, идеален и образное средство является изобразительным, ярким» [10, с. 54]. При этом образность, изобразительность, эмоциональность, экспрессивность составляют такое коммуникативное качество речи, как выразительность.
Понятие выразительности получает свое толкование в работах, посвященных становлению и развитию речи детей. Проблема формирования выразительности деткой речи первоначально решалась в трудах психологов (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец) и педагогов (А.М. Леушина, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова и др.). Чаще всего авторы педагогических исследований детской речи опираются на дефиницию данного термина, сформулированную психологами и, реже, лингвистами. Учеными подчеркивается одна из основных функций выразительности - обеспечение эффективности коммуникации. Следует отметить, что в педагогических и психологических работах выразительность рассматривается как качественная характеристика речи и средство речевого самовыражения личности. При этом в работах по формированию детской речи часто не разводятся понятия языковой и речевой выразительности, принимая во внимание априори только второе из них.
Несомненно, язык ребенка имеет свою специфику. В нем находят выражение особенности мышления, ценностей, познания окружающего мира детьми. В основе языковой выразительности детской речи лежит новизна, отступление от привычного и обыкновенного, нормативного с точки зрения «взрослой» речи. Как известно, средства языковой выразительности многообразны и проявляют себя на всех уровнях языковой системы: фонетики и лексики, морфологии и словообразования, синтаксиса и фразеологии.
С.Л. Рубинштейн отмечал: «Речь ребенка часто обладает яркой выразительностью. <...> Не только самостоятельное сознательное использование выразительных средств речи, но и понимание их своеобразной и насыщенной семантики, определяющей эмоциональный подтекст речи <...>, является продуктом усвоения культуры [11, с. 115].
Между тем до сих пор в лингвистической науке практически не было попыток провести исследование, в котором бы учитывались особенности в освоении детьми изобразительно-выразительных средств как компонентов языковой системы, выявлялись индивидуальные и типологические особенности их использования на основе обусловливающих их факторов (гендерных, типологических и др.). До настоящего момента не выстроена система появления и использования в речи ребенка элокутив-ных высказываний. В связи с этим неминуемо возникают вопросы, решение которых поможет пролить свет на своеобразие детских высказываний.
Прежде всего, при исследовании детских элокутивных высказываний необходимо провести границу между типичным в речи ребенка и единичным. Вопрос об усвоении ребенком типичных, регулярных языковых единиц и их грамматических форм решается во всех исследования, посвященных анализу детской речи. Ученых (педагогов, лингвистов, психологов) интересует прежде всего проявление типического в языке ребенка. Однако для исследования особенностей использования ребенком средств, выполняющих изобразительно-описательную функцию, важным является фиксация «неправильностей» детского языка, которая нередко лежит в основе создания, спонтанного или преднамеренного, прагматического эффекта. В нашей картотеке детских высказываний зафиксированы следующие примеры, являющиеся типичными для современного ребенка, который развивается под влиянием информационных технологий и нередко строит свои фразы, используя слова и выражения из «компьютерного языка»: Бабушка тихонько рассказывает сказку. - Баба, включись погромче. (м., 4 г.) - Папа, сделай рот на паузу. Я в туалет сбегаю (д., 4 г.) Бегает по улице, устал, присел на лавочку. - Я перезагружаюсь! (м.,5 л.)
В связи с этим встает вопрос о природе возникновения языковых единиц в речи ребенка, в частности, о спонтанности либо осознанности построения элокутивного высказывания. Так, например, рассматривая использование детьми метафоры, М.А. Шахнаровичем и Н.М. Юрьевой [12; 13] отрицается спонтанное употребление метафор ребенком дошкольного возраста. По мнению В.К. Харченко, наряду с неосознанным употреблением переноса наименования, в ряде случаев ребенок намеренно прибегает к этому приему речи. Ученый приводит такие примеры: Январь - носик года, декабрь - хвостик (5 л. 10 м.) Капли дождя стучат по оконному стеклу. - Дождь печатает! (4 г.8 м.) [14, с. 123].
В-третьих, при анализе выразительных высказываний в детской речи в поле зрения исследователя попадает не только формально-языковая, но и ментальная, содержательная сторона детского предложения, текста, которая так или иначе раскрывает особенности мировосприятия, мышления ребенка. Следовательно, анализ выявленных концептов в некоторых случаях является приоритетным. Например, особенности мышления ребенка, специфика познания им окружающего мира ярко проявляет себя таких высказываниях: (при описании иллюстрации) Некрасивая она, потому что одета хмуро (д.,5 л.) Старая, злая, уши не проколоты (д., 5,5 л.). Пальто у нее красивое, но надето на злюке, поэтому тоже плохое (м., 4,5 г.) - Мама, это что? - Общежитие. - Туда отдают детей, чтобы они учились жить? (м., 5 л.).
В-четвертых, при рассмотрении детских высказываний значимым является учет гендерных и возрастных характеристик. Гендерная принадлежность определяет качественное своеобразие высказываний девочек и мальчиков, отражая в них не только личностные предпочтения, но и полоролевой социальный опыт ребенка: Вариант «Курочки Рябы»: - Снесла курочка яичко, но не простое, а шоколадное! (д.,4 г.) Курочка снесла яичко не золотое, а полезное! (м., 3 г.) Как указывает исследователь М.Ю. Ушакова, «на интенцию к высказыванию более значительное влияние оказывает у девочек блок личностных образований и психологических состояний, у мальчиков
- блок интеллектуально-когнитивных операций и репрезентации знаний» [15, с. 143].
Как отмечает В.К. Харченко, «при описании фонетики, грамматики, словообразования в детской речи несложно указать возрастную границу, после которой речь испытуемых будет все меньше и меньше отличаться от речи взрослых людей, носителей языка» [14, с. 129]. С взрослением происходит расширение доли осознанного применения ребенком изобразительно-выразительных средств и, как следствие, освоение и осознание детьми эс-
тетической функции языка. Проиллюстрируем сказанное следующими примерами: Зимой утром, увидев в окно, что выпал снег:- Смотрите! Там всё посолили! (м., 1,5 г.) - Мама, почему ты не разрешаешь сосать сосульки? Зачем тогда их так назвали? (м., 5 л.) - Ледяной - это замёрзший Водяной. (м., 6 л.)
- Я не люблю зиму, потому что она долго продолжается. Вот смотри: лето - июнь, июль, август. И всё. А зима - декабрь идёт-идёт-идёт-идёт, потом январь идёт-идёт-идёт-идёт, потом февраль идёт-идёт-идёт-идёт... (м., 6 л.) Погода постоянно меняется - то метель, то солнце, то всё тает. Каждый день ведёт счёт: - 2:1 в пользу весны! (м., 8 л.).
Затем, при фиксации языкового материала, необходимо сохранение целостной речевой ситуации для точного понимания контекста высказывания. Детская речь, развиваясь в органической связи с познанием мира, отражает ситуативный характер знаний ребенка, который как мозаичная картинка калейдоскопа проступает в содержании детского высказывания, элоку-тивного в том числе. Приведем примеры: Муха мед клюет (о пчеле на цветке) (д., 2 г. 9.м.) ...маленькие динозаврики как крокодилы. (м., 3 г.) Я знаю, как узнать доброго и злого: добрый улыбается, а злой смеется (д., 4 г.) Об однокласснике: Он светится, как добрая новость (м., 8 л.).
Кроме того, необходимо учитывать обязательность проявления в элокутивном высказывании ребенка эмоционального и, нередко, оценочного компонента. Расширяя данный тезис, следует обратить внимание на связь детской речи с эмоциональным освоением мира. Проявление эмоциональности и оценоч-ности в речи ребенка - естественная и обязательная ее составляющая. Ее изучение активно ведется в педагогических работах, посвященных обучению детей дошкольного и младшего школьного возраста речевой выразительности. В лингвистике связь эмоций и языка изучается в аспекте рассмотрения интонации детских высказываний в коммуникативном акте, характеристике интонационной стороны речи детей с нарушениями речи.
При этом внимание исследователей пока не коснулось взаимоотношений эмотивов и элокутивов в детской речи. Появление новых слов, их освоение ребенком всегда связано с эмоциональ-
Библиографический список
1. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 2007.
2. Цейтлин, С.Н. Направления и аспекты изучения детской речи // Детская речь как предмет лингвистического исследования. - СПб., 2004.
3. Кубрякова, Е.С. Данные о детской речи с общелингвистической точки зрения // Детская речь как предмет лингвистического изучения: межвузовский сб. науч. трудов. - Л., 1987.
4. Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева. -М., 2003.
5. Клюев, Е.В. Риторика. (Инвенция. Диспозиция. Элокуция). - М., 2001.
6. Пекарская, И.В. Контаминация в контексте проблемы системности стилистических ресурсов русского языка. - Абакан, 2000. - Часть I.
7. Русская риторика: хрестоматия / авт. - сост. Л.К. Граудина. - М., 1996.
8. Плещенко, Т.П. Стилистика и культура речи: учеб. пособие / Т.П. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет; под ред. П.П. Шубы. -Мн., 2001.
9. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кащаева. - Ростов н/Д., 2005.
10. Пекарская, И.В. Контаминация в контексте проблемы системности стилистических ресурсов русского языка. - Абакан, 2000. - Ч. I.
11. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2007.
12. Шахнарович, А.М. К проблеме понимания метафоры / А.М. Шахнарович, Н.М. Юрьева // Метафора в языке и тексте. - М., 1988.
13. Шахнарович, А.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики (на материале онтогенеза) / А.М. Шахнарович, Н.М. Юрьева. - М., 1990.
14. Харченко, В.К. Переносные значения слова. - М., 2009.
15. Ушакова, М.Ю. Гендерные особенности речи детей дошкольного возраста: дисс. ... канд. психол. наук. - Иркутск, 2006.
Bibliography
1. Gvozdev, A.N. Voprosih izucheniya detskoyj rechi. - M., 2007.
2. Ceyjtlin, S.N. Napravleniya i aspektih izucheniya detskoyj rechi // Detskaya rechj kak predmet lingvisticheskogo issledovaniya. - SPb., 2004.
3. Kubryakova, E.S. Dannihe o detskoyj rechi s obthelingvisticheskoyj tochki zreniya // Detskaya rechj kak predmet lingvisticheskogo izucheniya: mezhvuzovskiyj sb. nauch. trudov. - L., 1987.
4. Kuljtura russkoyj rechi: ehnciklopedicheskiyj slovarj-spravochnik / pod red. L.Yu. Ivanova, A.P. Skovorodnikova, E.N. Shiryaeva. - M., 2003.
5. Klyuev, E.V. Ritorika. (Invenciya. Dispoziciya. Ehlokuciya). - M., 2001.
6. Pekarskaya, I.V. Kontaminaciya v kontekste problemih sistemnosti stilisticheskikh resursov russkogo yazihka. - Abakan, 2000. - Chastj I.
7. Russkaya ritorika: khrestomatiya / avt. - sost. L.K. Graudina. - M., 1996.
8. Plethenko, T.P. Stilistika i kuljtura rechi: ucheb. posobie / T.P. Plethenko, N.V. Fedotova, R.G. Chechet; pod red. P.P. Shubih. - Mn., 2001.
9. Vvedenskaya, L.A. Russkiyj yazihk i kuljtura rechi / L.A. Vvedenskaya, L.G. Pavlova, E.Yu. Kathaeva. - Rostov n/D., 2005.
10. Pekarskaya, I.V. Kontaminaciya v kontekste problemih sistemnosti stilisticheskikh resursov russkogo yazihka. - Abakan, 2000. - Ch. I.
11. Rubinshteyjn, S.L. Osnovih obtheyj psikhologii. - SPb., 2007.
12. Shakhnarovich, A.M. K probleme ponimaniya metaforih / A.M. Shakhnarovich, N.M. Yurjeva // Metafora v yazihke i tekste. - M., 1988.
13. Shakhnarovich, A.M. Psikholingvisticheskiyj analiz semantiki i grammatiki (na materiale ontogeneza) / A.M. Shakhnarovich, N.M. Yurjeva. -M., 1990.
14. Kharchenko, V.K. Perenosnihe znacheniya slova. - M., 2009.
15. Ushakova, M.Yu. Gendernihe osobennosti rechi deteyj doshkoljnogo vozrasta: diss. ... kand. psikhol. nauk. - Irkutsk, 2006.
Статья поступила в редакцию 13.01.12
ным восприятием окружающего мира, с окружающей ребенка языковой средой. Смеем предположить, что эмотив выступает в языке ребенка как элокутивное средство и несет определенный прагматический потенциал. См. пример: Ужасная она и смеется, как ведьма «Ха-ха-ха» (м., 4,5 г.).
И, наконец, приступая к анализу элокутивных детских высказываний, необходимо решить вопрос о возможности эксплицитного и имплицитного выражения эстетического отражения ребенком окружающего мира. Картину мира можно представить как внешний, знаково-символический строй, так и внутренний, образный, символический. Немаловажное значение в коммуникативном пространстве имеет способность языкового содержания высказывания передавать дополнительный смысл, имплицитно связанный с ним и выводимый из него коммуникантами. -Бабушка, расскажи мне не сказку, а правду. Только новую правду! (м., 5 л.) Сломала игрушку и просит починить: - Мама, поработай Золушкой (д., 7 л.) - Мам, расскажи мне сказку - Какую сказку? Тебе уже 12 лет! - Ну, тогда ОБЖ почитай на ночь... (д., 12 л.).
Подытоживая анализ проблемного поля исследования элокутивной прагматики языка ребенка, сделаем некоторые выводы.
1. Детская речь - особая область исследования, изучение которой проливает свет на особенности овладения человеком языковой системой.
2. Выявление прагматических свойств элокутивных средств в детской речи связано с изучением их воздействующей, эстетической, оценочной, а также эмотивной и образной функций.
3. При исследовании детских элокутивных высказываний необходимо учитывать ряд факторов, в числе которых следует назвать: разграничение типичного и единичного в речи ребенка; спонтанность либо осознанность построения элокутивного высказывания; анализ содержательной стороны детского высказывания, его связь с ментальными процессами; гендерная и возрастная характеристика детской речи; наличие эмоционального и оценочного компонента в элокутивном высказывании ребенка; эстетическое отражение ребенком окружающего мира.