ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВОПРОСАМ, ИСПОЛЬЗУЕМЫМ В ПРОЦЕССЕ БИОЛОГО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ
© B.M. KojioHTaeB, JI.M. ApoGbiiiieBa
Kolontayev V.M., Drobysheva L.M. Didactic requirements for the questions used in the process of biological and ecological school education.
Особое место и принципиальную значимость в процессе подготовки к любой форме обучения биологии, и особенно к уроку заключительному, контрольноучетному среди дополнительных дидактических средств принадлежит подготовке письменных вопросов. Это условие и требование обусловлено тем, что на уроках основных, посвященных изучению нового материала, они требуются решительно на всех этапах его проведения, и особенно в процессе проверки и оценки знаний, умений и навыков, при изучении нового материала, при закреплении проработанного материала. Количество вопросов существенно варьирует, зависит не только от типов уроков, видов и форм проверки, но и от объема и сложности изучаемого материала. В зависимости от названных условий, готовить надо к обычному уроку для традиционной устной проверки не менее 25-30 вопросов. Где эти вопросы, где такое количество их взять? Несомненно, малую, точнее незначительную их долю, всего лишь 3-6 вопросов можно и нужно взять из учебника, в конце текста прорабатываемого урока. Остальные, недостающие вопросы надо придумать или найти самому учителю в дополнительных литературных источниках. Однако качественными для использования на занятиях можно считать только те вопросы, которые соответствуют комплексу следующих психолого-педагогических и дидактических требований. Вот некоторые, наиболее существенные и принципиально важные и необходимые из них:
1. Все дополнительные вопросы обязательно должны быть органично связаны с темой изучаемого материала.
2. Актуальность и проблемный характер большинства вопросов.
3. Лаконичность, четкость и понятность формулировки.
4. Все вопросы обязательно должны вызывать и активизировать интеллектуальное напряжение, умственное затруднение, притом посильное успешному разрешению.
5. Вопросы не должны быть упрощенными, риторическими, без затруднений дающие ответы.
6. Они должны способствовать развитию и формированию познавательного творческого интереса, активизировать устойчивую мыслительную деятельность.
7. Мотивирующие интенсификацию процессов обучения, все вопросы как взятые из учебника, так и из дополнительной литературы, одновременно и параллельно должны благоприятствовать оптимизации учебно-воспитательного процесса с тем, чтобы исключить переутомляемость и, как следствие, ослабляе-мость работоспособности и учителя (преподавателя), и учащихся.
8. Будучи оригинальными, вопросы должны быть интересными, притягательными.
9. Не пригодны или малопригодны вопросы, допускающие ответ лишь в форме да или нет.
10. Вопросы должны быть определенными, конкретными, чтобы на них можно было дать лишь один верный и точный ответ. Четкое соблюдение данных требований - основа эффективности использования вопросов в процессе биолого-экологического образования учащихся.
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ФОРМА ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПРОЦЕССА БИОЛОГО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ © Л.М. Дробышева, В.М. Колонтаев
Drobysheva L.M., Kolontayev V.M. Problem solving as a way of intensifying the process of biological and ecological school education.
В 60-е годы в школе начался постепенный переход с пассивного сообщающего (словесно-иллюстративного) обучения биологии на более активное проблемно-развивающее (поисковое). Эта смена, реформация в подходах к методам обучения преследует цель -
развивать познавательный интерес, активизировать самостоятельную мыслительную деятельность, ибо обучение только на усвоение, зазубривание готового материала становилось для учащихся все более скучным, неинтересным, отбивающим всякое желание на-
пряженно и целенаправленно учиться. Особенностью и преимуществом проблемного обучения является то, что знания учащимся не сообщаются в готовом виде, а перед ними ставится проблема (противоречие, затруднение, осложнение, препятствие) для самостоятельного ее разрешения, в процессе решения и достижения которой учащиеся и приходят к осознанным, осмысленным, глубоко продуманным знаниям. Школьная и вузовская практика показала, что проблемную ситуацию можно и нужно создавать на всех формах занятий, на всех этапах любого занятия, в том числе и урока. Создавать проблемную ситуацию можно по-разному, разными приемами и подходами: вопросами, делами, поступками, проступками, задачами, примерами и т. д. Наиболее распространенными и часто применяемыми из названных приемами создания проблемной ситуации являются вопросы, но вопросы не всякие, а те, которые обязательно вызывают затруднение, напряжение, экстремальную обстановку, атмосферу.
Проблемная ситуация, как правило, разрешается последовательно, поэтапно, в результате чего процессы понимания и усвоения осуществляются через три уровня: осознание, осмысление и озарение. На первом
уровне, т. е. при осознании, происходит раскрытие поверхностного содержания основных понятий, мыслей, здесь учащиеся получают самое общее представление о фактах, явлениях, т. е. на фактологическом уровне. На втором этапе (осмыслении) осуществляется раскрытие внутренней сущности явлений, процессов, т. е. на понятийном уровне. И, наконец, третий, завершающий этап происходит и наблюдается тогда, когда учащиеся, самостоятельно разрешив проблемную ситуацию, находят оптимальное и правильное решение, открывая истину (эврику), которая, являясь завершением, венцом самостоятельной творческой, мыслительной деятельности, приносит учащимся необыкновенное интеллектуальное удовлетворение, наивысший эмоциональный подъем, ликование. Это и есть одно из самых радостных и светлых чувств и эмоций в процессе обучения вообще и в процессе биологоэкологического образования и воспитания подрастающего поколения в особенности. И это объяснимо, ибо нет сейчас более актуальной, злободневной глобальной проблемы по сравнению с проблемой экологической, природоохранной, проблемой рационального природопользования, природосозидания.
РОЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С РАСТЕНИЯМИ В ПРОЦЕССЕ БИОЛОГО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ
© Jl.M. ^poGbiuieBa, B.M. KojiOHTaeB
Drobysheva L.M., Kolontayev V.M. The role of researching on plants in the process of biological and ecological school education.
Авторы на основе многолетнего опыта своей работы установили, педагогически и методически эффективным может быть только такая исследовательская деятельность в форме опытничества, при организации подготовки и проведения которой соблюдаются необходимые требования:
1. Исследовательская деятельность в форме опытничества с культурными растениями, наряду с учебно-воспитательной, развивающей, побуждающе-мотива-ционной направленностью, должна иметь еще и сельскохозяйственное (аграрное), экологическое, природоохранное, природопользовательное, оздоровительное, морально-эстетическое значение, а также краеведческую и профессиональную ориентацию. Такой комплексно-системный подход возбуждает и формирует у учащихся моральную готовность, активизирует и оптимизирует глубоко осознанный, устойчивый познавательный, научно-теоретический интерес к самостоятельной исследовательской деятельности в форме опытничества с культурными растениями, а также к учебе, тем самым обусловливая реальную, практическую возможность конкретной реализации в школьной и вузовской практике биолого-экологического обучения одного из ведущих дидактических принципов школьного и вузовского образования - связи теории с практикой, науки с жизнью. Кстати, следует особо
подчеркнуть, что дидактическая значимость этого принципа не только в процессе школьного, но и что особенно недопустимо и необъяснимо, в процессе вузовского образования недооценивается и даже игнорируется и поныне. Это и является основной причиной низкой заинтересованности учащихся не только в биологии, но и в ее приоритетном блоке-разделе, каковым является экология. Следствием этого, как правило, и является поверхностность, абстрактность, формальность знаний об учебном предмете и фундаментальных науках будущего столетия трехтысячелетия.
2. Соблюдение рассматриваемого и анализируемого принципа не менее ценно и важно еще и потому, что его рациональное и оптимальное использование в процессе биолого-экологического образования учащихся ориентирует на получение не только высокого, но и более качественного, экологически чистого урожая изучаемых в процессе исследовательской деятельности культурных растений. При этом важно вырастить такой урожай не только на пришкольном участке, но и вместе с родителями - на своем садово-огородном участке. Педагогическая значимость трудового сотрудничества учащихся и родителей - это оптимизация содружества поколений.
Тезисы поступили в редакцию 11 февраля 2003 г.