Научная статья на тему 'Проблемное обучение как форма интенсификации процесса биолого экологического образования учащихся'

Проблемное обучение как форма интенсификации процесса биолого экологического образования учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дробышева Л. М., Колонтаев В. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемное обучение как форма интенсификации процесса биолого экологического образования учащихся»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВОПРОСАМ, ИСПОЛЬЗУЕМЫМ В ПРОЦЕССЕ БИОЛОГО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ

© B.M. KojioHTaeB, JI.M. ApoGbiiiieBa

Kolontayev V.M., Drobysheva L.M. Didactic requirements for the questions used in the process of biological and ecological school education.

Особое место и принципиальную значимость в процессе подготовки к любой форме обучения биологии, и особенно к уроку заключительному, контрольноучетному среди дополнительных дидактических средств принадлежит подготовке письменных вопросов. Это условие и требование обусловлено тем, что на уроках основных, посвященных изучению нового материала, они требуются решительно на всех этапах его проведения, и особенно в процессе проверки и оценки знаний, умений и навыков, при изучении нового материала, при закреплении проработанного материала. Количество вопросов существенно варьирует, зависит не только от типов уроков, видов и форм проверки, но и от объема и сложности изучаемого материала. В зависимости от названных условий, готовить надо к обычному уроку для традиционной устной проверки не менее 25-30 вопросов. Где эти вопросы, где такое количество их взять? Несомненно, малую, точнее незначительную их долю, всего лишь 3-6 вопросов можно и нужно взять из учебника, в конце текста прорабатываемого урока. Остальные, недостающие вопросы надо придумать или найти самому учителю в дополнительных литературных источниках. Однако качественными для использования на занятиях можно считать только те вопросы, которые соответствуют комплексу следующих психолого-педагогических и дидактических требований. Вот некоторые, наиболее существенные и принципиально важные и необходимые из них:

1. Все дополнительные вопросы обязательно должны быть органично связаны с темой изучаемого материала.

2. Актуальность и проблемный характер большинства вопросов.

3. Лаконичность, четкость и понятность формулировки.

4. Все вопросы обязательно должны вызывать и активизировать интеллектуальное напряжение, умственное затруднение, притом посильное успешному разрешению.

5. Вопросы не должны быть упрощенными, риторическими, без затруднений дающие ответы.

6. Они должны способствовать развитию и формированию познавательного творческого интереса, активизировать устойчивую мыслительную деятельность.

7. Мотивирующие интенсификацию процессов обучения, все вопросы как взятые из учебника, так и из дополнительной литературы, одновременно и параллельно должны благоприятствовать оптимизации учебно-воспитательного процесса с тем, чтобы исключить переутомляемость и, как следствие, ослабляе-мость работоспособности и учителя (преподавателя), и учащихся.

8. Будучи оригинальными, вопросы должны быть интересными, притягательными.

9. Не пригодны или малопригодны вопросы, допускающие ответ лишь в форме да или нет.

10. Вопросы должны быть определенными, конкретными, чтобы на них можно было дать лишь один верный и точный ответ. Четкое соблюдение данных требований - основа эффективности использования вопросов в процессе биолого-экологического образования учащихся.

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ФОРМА ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПРОЦЕССА БИОЛОГО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ © Л.М. Дробышева, В.М. Колонтаев

Drobysheva L.M., Kolontayev V.M. Problem solving as a way of intensifying the process of biological and ecological school education.

В 60-е годы в школе начался постепенный переход с пассивного сообщающего (словесно-иллюстративного) обучения биологии на более активное проблемно-развивающее (поисковое). Эта смена, реформация в подходах к методам обучения преследует цель -

развивать познавательный интерес, активизировать самостоятельную мыслительную деятельность, ибо обучение только на усвоение, зазубривание готового материала становилось для учащихся все более скучным, неинтересным, отбивающим всякое желание на-

пряженно и целенаправленно учиться. Особенностью и преимуществом проблемного обучения является то, что знания учащимся не сообщаются в готовом виде, а перед ними ставится проблема (противоречие, затруднение, осложнение, препятствие) для самостоятельного ее разрешения, в процессе решения и достижения которой учащиеся и приходят к осознанным, осмысленным, глубоко продуманным знаниям. Школьная и вузовская практика показала, что проблемную ситуацию можно и нужно создавать на всех формах занятий, на всех этапах любого занятия, в том числе и урока. Создавать проблемную ситуацию можно по-разному, разными приемами и подходами: вопросами, делами, поступками, проступками, задачами, примерами и т. д. Наиболее распространенными и часто применяемыми из названных приемами создания проблемной ситуации являются вопросы, но вопросы не всякие, а те, которые обязательно вызывают затруднение, напряжение, экстремальную обстановку, атмосферу.

Проблемная ситуация, как правило, разрешается последовательно, поэтапно, в результате чего процессы понимания и усвоения осуществляются через три уровня: осознание, осмысление и озарение. На первом

уровне, т. е. при осознании, происходит раскрытие поверхностного содержания основных понятий, мыслей, здесь учащиеся получают самое общее представление о фактах, явлениях, т. е. на фактологическом уровне. На втором этапе (осмыслении) осуществляется раскрытие внутренней сущности явлений, процессов, т. е. на понятийном уровне. И, наконец, третий, завершающий этап происходит и наблюдается тогда, когда учащиеся, самостоятельно разрешив проблемную ситуацию, находят оптимальное и правильное решение, открывая истину (эврику), которая, являясь завершением, венцом самостоятельной творческой, мыслительной деятельности, приносит учащимся необыкновенное интеллектуальное удовлетворение, наивысший эмоциональный подъем, ликование. Это и есть одно из самых радостных и светлых чувств и эмоций в процессе обучения вообще и в процессе биологоэкологического образования и воспитания подрастающего поколения в особенности. И это объяснимо, ибо нет сейчас более актуальной, злободневной глобальной проблемы по сравнению с проблемой экологической, природоохранной, проблемой рационального природопользования, природосозидания.

РОЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С РАСТЕНИЯМИ В ПРОЦЕССЕ БИОЛОГО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ

© Jl.M. ^poGbiuieBa, B.M. KojiOHTaeB

Drobysheva L.M., Kolontayev V.M. The role of researching on plants in the process of biological and ecological school education.

Авторы на основе многолетнего опыта своей работы установили, педагогически и методически эффективным может быть только такая исследовательская деятельность в форме опытничества, при организации подготовки и проведения которой соблюдаются необходимые требования:

1. Исследовательская деятельность в форме опытничества с культурными растениями, наряду с учебно-воспитательной, развивающей, побуждающе-мотива-ционной направленностью, должна иметь еще и сельскохозяйственное (аграрное), экологическое, природоохранное, природопользовательное, оздоровительное, морально-эстетическое значение, а также краеведческую и профессиональную ориентацию. Такой комплексно-системный подход возбуждает и формирует у учащихся моральную готовность, активизирует и оптимизирует глубоко осознанный, устойчивый познавательный, научно-теоретический интерес к самостоятельной исследовательской деятельности в форме опытничества с культурными растениями, а также к учебе, тем самым обусловливая реальную, практическую возможность конкретной реализации в школьной и вузовской практике биолого-экологического обучения одного из ведущих дидактических принципов школьного и вузовского образования - связи теории с практикой, науки с жизнью. Кстати, следует особо

подчеркнуть, что дидактическая значимость этого принципа не только в процессе школьного, но и что особенно недопустимо и необъяснимо, в процессе вузовского образования недооценивается и даже игнорируется и поныне. Это и является основной причиной низкой заинтересованности учащихся не только в биологии, но и в ее приоритетном блоке-разделе, каковым является экология. Следствием этого, как правило, и является поверхностность, абстрактность, формальность знаний об учебном предмете и фундаментальных науках будущего столетия трехтысячелетия.

2. Соблюдение рассматриваемого и анализируемого принципа не менее ценно и важно еще и потому, что его рациональное и оптимальное использование в процессе биолого-экологического образования учащихся ориентирует на получение не только высокого, но и более качественного, экологически чистого урожая изучаемых в процессе исследовательской деятельности культурных растений. При этом важно вырастить такой урожай не только на пришкольном участке, но и вместе с родителями - на своем садово-огородном участке. Педагогическая значимость трудового сотрудничества учащихся и родителей - это оптимизация содружества поколений.

Тезисы поступили в редакцию 11 февраля 2003 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.