МУНИЦИПАЛИТЕТ: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
СОЦИОЛОГИЯ МЕСТНЫХ СООБЩЕСТВ
ПРОБЛЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ РОССИЯН В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ Г. МАГНИТОГОРСКА)
Балынская Н. Р.
доктор политических наук, профессор, директор института экономики и управления, заведующая кафедрой государственного муниципального управления и управления персоналом, Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова (Россия), 455000, Россия, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 38,
balynskaya@list.ru
Зайцева Е. М.
заведующая лабораторией социологических исследований, ассистент кафедры Государственного и муниципального управления и управления персоналом, Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова (Россия), 455000, Россия, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 38, zem.86@list.ru
УДК 316.334.3 ББК 60.561.3
Цель. Определить основные проблемы, волнующие сознание населения; раскрыть степень заинтересованности россиян темой политики.
Методы. Проанализированы данные социологических исследований по проблематике проблемного мышления россиян. Использованы возможности социологического опроса для исследования степени политической заинтересованности и активности жителей г. Магнитогорска
Результаты. Были рассмотрены актуальные проблемы жизни города, по мнению населения. В статье ставится проблема низкого уровня политической заинтересованности жителей г. Магнитогорска темой политики и проис-§ ходящими политическими событиями. Авторы отмечают о первостепенном интересе населения материальными ^ аспектами жизни, ее экономическими факторами.
¡8 Научная новизна. В статье представлены результаты социологического опроса населения г. Магнитогор->э ска, проведенного авторами в марте 2015 года, раскрывающие основные проблемы города, степень заинтересованности населения в политической жизни страны, информированности о проводимых выборах депутатов Законодательного собрания Челябинской области, депутатов Магнитогорского городского собрания, а также уровень к участия населения в этих политических событиях. Также авторами рассмотрены основные причины низкой граж-о данской активности населения.
3 с;
^ Ключевые слова: общественное сознание, проблемное мышление, политическое участие, политические ори© ентации, электоральная активность.
о
<0 со
01
Балынская Н. Р., Зайцева Е. М.
PROBLEM THINKING OF RUSSIANS AT SOCIOLOGICAL DIMENSION (FOR EXAMPLE, MAGNITOGORSK)
Balynskaya N. R.
Doctor of Political Science, Professor, Director of Economics and Management Institute, Nosov Magnitogorsk State Technical University (Russia), 24, Lenin str., Magnitogorsk, Russia, 455000, balynskaya@list.ru
Zaitseva Ye. M.
Head of the laboratory of sociological research assistant of the Department of State and Municipal Administration and Personnel Management, Nosov Magnitogorsk State Technical University (Russia), 38 Lenin str., Magnitogorsk, Russia, 455000,
zem.86@list.ru
Purpose. To identify the main concerns of the perception of the population; reveal the degree of Russians' interest in policy.
Methods. Authors have analyzed the data of sociological research on problem thinking of the Russians by using ability to poll for research degree of political interest and activity of the Magnitogorsk' inhabitants.
Results. In the opinion of the population there are some actual problems of city life. The article raises the problem of the low level of political interest of Magnitogorsk' residents in theme of politics and political events. The authors noted the paramount interest of the life's material aspects, its economic factors.
Scientific novelty. The article presents the results of a sociological survey of the Magnitogorsk population, conducted by the authors in March, 2015, that described the basic problems of the city, the level of interest in political life of the country, the awareness about the ongoing election of deputies of the Legislative Assembly of Chelyabinsk region, Magnitogorsk City Assembly deputies, as well as the level of participation population in these political events. Also, the authors considered the main causes of low civic engagement.
Key words: social awareness, problem thinking, political participation, political orientations, electoral activity.
Цель данной работы заключается в определении того, в какой степени социально-политические процессы, происходящие в российском обществе, имеют значение для россиян; в какой степени политические события, связанные с выборами различного уровня в сентябре 2015 года, отражаются в сознании населения, имеют для него значение. Для решения поставленной цели были проанализированы данные всероссийских социологических исследований, а также использованы результаты проведенного в марте 2015 г. в г. Магнитогорске опроса общественного мнения.
Прежде чем приступить к анализу степени влияния предстоящих политических событий на общественное сознание населения, рассмотрим общую категорию общественного сознания.
Общественное сознание является одной из фундаментальных категорий исторического материализма. Согласно данному подходу, общественное сознание можно определить как совокупность существующих в обществе идей, представлений, норм, ценностей и т.д., производство которых первоначально вплетено в материальную деятельность и в материальное общение людей. Общественное сознание является отражением общественного бытия, а общественное бытие представляет собой реальный процесс жизни людей. Люди, развивающие свое материальное производство, формы социальной практики, изменяют вместе с действительностью также и свое мышление и продукты
своего мышления [1]. Общественное сознание постоянно воспроизводится, передается как в объективированных формах человеческой деятельности (материальное производство, художественное и научное творчество), так и непосредственно - во всех межличностных контактах. Таким образом, состояние общественного сознания полностью определяется теми реальными процессами социальной практики, которые происходят в обществе [2, с. 43].
Далее авторами описываются результаты социологического исследования, проведенного в г. Магнитогорске в марте 2015 г., раскрывающего основные особенности политического сознания жителей г. Магнитогорска. Для сбора первичной социологической информации был выбран метод формализованного интервью. В исследовании приняло участие 1300 человек. Ошибка выборочной совокупности по признакам
Балынская Н. Р., Зайцева Е. М.
пола, возраста, принадлежности к избирательному округу не превышает допустимый предел 5 %.
Одной из задач исследования являлось выявление круга актуальных проблем, которые волнуют жителей г. Магнитогорска. На вопрос, какие проблемы волнуют вас в наибольшей степени и требуют первостепенного решения, респонденты чаще называли рост цен, инфляцию (57,9 %), высокие тарифы ЖКХ (39,2 °%), проблему экологии (35,8 °%), грязь, мусор на улицах, в общественных местах (35,6 %), плохое состояние дорог (31,4 %), низкое качество медицинского обслуживания (29,3 %), низкий уровень пенсий, пособий (27,5 %), распространение наркомании, алкоголизма (23,5 %), низкое качество обслуживания ЖКХ (21,5 %).
Согласно информации, представленной Центром научной и политической мысли (Центром Сулакшина), по данным, полученным в ходе общероссийского репрезентативного исследования, наиболее актуальными для россиян являются такие проблемы, как инфляция, рост цен на товары и услуги, ситуация в сфере ЖКХ и ЖКУ, уровень жизни населения [3]. Таким образом, проблемы, существующие в сознании жителей г. Магнитогорска в целом повторяют общероссийские данные и связаны с существующими в обществе социально-экономическими проблемами и с социальными последствиями этих проблем.
На вопрос, в какую сторону изменилась ситуация в городе с момента предыдущих выборов депутатов Магнитогорского городского собрания, было получено неоднозначное распределение ответов. В структуре этого распределения наибольшее распространение получили ответы с негативным содержательным оттенком (46,8 % опрошенных). О положительных изменениях в жизни города отметили около 1/3 опрошенных (32,3 %).
О значимости участия в политической жизни страны в сознании россиян свидетельствует уровень электоральной активности [4, с. 83]. В исследовании выявлялся уровень электоральной активности жителей г. Магнитогорска на выборах депутатов Магнитогорского городского собрания в марте 2010 года. Опрос показал, что участие в выборах приняли менее половины респондентов - 46 %. Чаще участие в выборах принимали люди в возрасте 35-44 лет, а также респонденты, имеющие высшее профессиональное образование. Данный факт свидетельствует о том, что наиболее высокий уровень политической культуры имеют люди, которые достигли определенного результата в процессе приобретения своего профессионального статуса, имеющие более высокий уровень накопленного социального капитала и, как следствие, сознание которых не ограничивается только решением собственных проблем экономического характера [5].
Согласно полученным данным, около 43 % опрошенных в ходе проведения опроса указали на то, что не знают о предстоящих выборах в Законодательное собрание Челябинской области.
В сентябре 2015 г. состоятся выборы в Магнитогорское городское собрание депутатов. На момент проведения исследования о предстоящем политическом событии полностью были информированы не более 20 % опрошенных. Вариант «что-то слышал, но подробностей не знаю» отметили 45,3 % респондентов. Более 35 % опрошенных узнали о проведении выборов в ходе проведения опроса.
На вопрос, с какой вероятностью вы примете участие в выборах в МГСД в сентябре 2015 года, более половины опрошенных ответили утвердительно: точно примут участие - 18,6 % респондентов, скорее примут участие - 31,5 % опрошенных. Вторую половину респондентов можно условно разделить на три категории: 1) точно уверенные, что не примут участия в выборах (11 %); 2) сомневающиеся в своем участии в выборах (16,9 %); 3) затруднившиеся дать какое-нибудь предположение относительно своего участия в выборах (20,8 %).
Другим индикатором степени заинтересованности населения политической жизнью является уровень его информированности о ключевых участниках политических процессов, происходящих на различных уровнях [6, с. 95-97]. В ходе исследования выявлялся уровень информированности жителей г. Магнитогорска о личности и. о. главы города, а также уровень их информированности о депутатах Магнитогорского городского собрания (МгСД).
Согласно полученным данным, более половины опрошенных затруднились в ходе опроса назвать какие-либо фамилии депутатов МгСД. Отвечая на вопрос, знаете ли вы о том, кто является депутатом МГСд от вашего избирательного округа, утвердительно ответили только 26,4 % опрошенных. Соответственно, большинство опрошенных (73,4 %) выбрали ответ «нет, не знаю». Респонденты в возрасте до 30 лет чаще указывают на свою неинформированность о депутатах Магнитогорского городско собрания.
Отвечая на вопрос, связанный с уровнем узнаваемости личности и.о. главы города, более половины опрошенных отметили о своей неинформированности по этому вопросу, что также является показателем политической пассивности населения г. Магнитогорска.
Таким образом, подводя итоги, следует отметить, что исследование выявило особенность, согласно которой предстоящие политические события в виде выборов различного уровня не оказывают существенного влияния на формирование общественного сознания. Сознание населения г. Магнитогорска находится под влиянием других факторов, связанных с материальными
Балынская Н. Р., Зайцева Е. М.
условиями жизни, экономической составляющей [7, с. 145]. Жители г. Магнитогорска демонстрируют низкую степень заинтересованности политическими событиями, пассивность своих политических взглядов и убеждений, что также является следствием длительного целенаправленного процесса воздействия на общественное сознание, сущность которого заключается в формировании у населения устойчивого нежелания проявлять политическую активность, формировании стереотипа «избранности» темы политики, которая не должна волновать сознание простых граждан [8, с. 161].
Сложившиеся институциональная инфраструктура и механизмы, наличествуя формально, не выступают в качестве «агентов» демократического участия [9,
с. 85]. Например, система местного самоуправления задействуется в основном при переделе полномочий властных субъектов разного уровня, основные усилия профсоюзов направлены на организацию публичных акций, на торг с правительством и в гораздо меньшей степени - на формирование действенной системы социального партнерства на низовом уровне, а разного рода гражданские инициативы (экологические движения, комитеты солдатских матерей, общества потребителей и т.д.), не вписавшись в существующий партийно-политический расклад, постепенно оттесняются на обочину политической жизни. Соответственно, сама идея демократического участия в глазах российского общества постепенно делигимитизируется [10, с. 62].
Литература:
1 Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология [электронный ресурс]. URL: http://www.agitclub.ru/front/mar/bm09.htm (дата обращения 17.06.2014).
2 Зайцева Е. М. К вопросу о сущности информационно-политического пространства // Теоретические и прикладные вопросы науки и образования: сборник научных трудов. 2015. С. 42-44.
3 Россияне о проблемах [электронный ресурс] //Центр научной и политической мысли и идеологии (Центр Сулакшина). URL: http://rusrand.ru/sociology/rossijane-o-problemah (дата обращения 15.06.2015)
4 Регулирование социально-экономических и политических процессов России: история и современность: монография / под ред. Н. Р. Балынской. Санкт-Петербург: Издательство Инфо-да, 2014. 171 с.
5 Каньшин А. Н. Преемственность поколений российского общества [электронный ресурс]. URL: http://www. naukaxxi.ru/materials/12/ (дата обращения 29.04.2014)
6 Балынская Н. Р. Государственное и муниципальное управление в России: история, современное состояние, перспективы развития: монография / под ред. Н. Р. Балынской. Санкт-Петербург: Инфо-да, 2014. 111 с.
7 Балынская Н. Р. Субъекты информационно-политического управления в России на современном этапе // Экономика и политика. 2013. № 1(1). С. 144-146.
8 Зайцева Е. М. Политические ориентации современной российской молодежи (на примере исследования политической культуры студентов Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова // Экономика и политика. 2013. № 1(1). С. 160-163.
9 Тюплина И. А., Зайцева Е. М. Критерии эффективности социорекламной коммуникации как способа управления общественным мнением // Вестник ВЭГУ. 2012. № 4. С. 84-88.
10 Петухов В. В. Политическая активность и гражданская самоорганизация россиян [электронный ресурс]. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/479/386/1216/6.pdf (дата обращения 15.06.2015)
References:
1 Marx K., Engels F. The German Ideology [e-resource]. URL: http://www.agitclub.ru/front/mar/bm09.htm (date of reference 17.06.2014).
2 Zaitseva Ye. M. To a question about the nature of information and political space // Theoretical and applied problems of science and education: collection of scientific papers. 2015. Pp. 42-44.
3 Russians about the problems [e-resource] // Center of scientific and political thought and ideology (Sulakshin Center). URL: http://rusrand.ru/sociology/rossijane-o-problemah (date of reference 15.06.2015)
4 Regulation of the socio-economic and political processes in Russia: history and the present: a monograph / Edited by N. R. Balynskaya. St. Petersburg: Info-Da, 2014. 171 p.
5 Kan'shin A. N. Continuity of generations of Russian society [e-resource]. URL: http://www.naukaxxi.ru/materials/12/ (date of reference 29.04.2014)
6 Balynskaya N. R. State and municipal governance in Russia: history, current state and prospects of development: Monograph / Edited by N. R. Balynskaya. St. Petersburg: Info-Da, 2014. 111 p.
7 Balynskaya N. R. Subjects information and political governance in Russia at the present stage // Ekonomika i politika. 2013. № 1(1). Pp. 144-146.
8 Zaitseva Ye. M. Political orientations of modern Russian youth (for example, NMSTU students political culture study) // Ekonomika i politika. 2013. № 1(1). Pp. 160-163.
9 Tyuplina I. A., Zaitseva Ye. M. The criteria for the effectiveness of socio-advertising communication as a way of public opinion management // Vestnik VEGU. 2012. № 4. Pp. 84-88.
10 Petukhov V. V. Political activism and civic self-organization of the Russians [e-resource]. URL: http://ecsocman.hse.ru/ data/479/386/1216/6.pdf (date of reference 15.06.2015)