Научная статья на тему 'Проблемно-тематические и жанровые особенности поэмы в адыгейской литературе 60-х - начала 90-х гг. ХХ века'

Проблемно-тематические и жанровые особенности поэмы в адыгейской литературе 60-х - начала 90-х гг. ХХ века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
304
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВОПИСЬМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА / ЖАНР ПОЭМЫ / СТРУКТУРНО-СТИЛЕВЫЕ И ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / КЛАССИФИКАЦИЯ ЖАНРА / ФОЛЬКЛОРНЫЕ МОТИВЫ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМНОСТЬ / ПОЭМА НА СОВРЕМЕННУЮ ТЕМУ / NEW WRITTEN LITERATURE / POEM GENRE / STRUCTURAL / STYLE AND TYPOLOGICAL FEATURES / CLASSIFICATION OF A GENRE / FOLKLORE MOTIVES / ART PROBLEMATICAL CHARACTER / THE POEM ON A MODERN SUBJECT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Панеш Учужук Масхудович, Панеш Сусана Рамазановна

Рассматриваются содержание, тематика и художественные черты адыгейской поэмы 60-х начала 90-х годов ХХ века, которые обозначаются как особый этап развития отечественной литературы. Выявляются истоки жанра, влияние мотивов и поэтики нартского эпоса, народных преданий, сказок и сказаний. Отмечается обострение проблемности в произведениях А. Гадагатля, М. Паранука, А. Евтыха, И. Машбаша, Х. Береатаря, Н. Куека, Н. Багова, вызванные культурно-историческими переменами в обществе. Проводится классификация национальной поэмы по жанрово-тематическим признакам поэма на фольклорном материале, историческая поэма и поэма на историческую тему, поэма о войне, поэма на современную тему. Отмечается обогащение и развитие жанра поэмы за счет постановки более масштабных тем, использования лирического начала и драматического элемента. Применение в анализе сравнительно-типологического метода способствует сформулировать выводы о чертах нового «современного» этапа национальной поэзии, отразивших общие закономерности отечественной литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problematical-thematic and genre features of the poem in the Adyghe literature of the 1960s through the beginning of the 1990s

The paper discusses the contents, subject and art features of the Adyghe poem in the chronological framework of the 1960s through the beginning of the 1990s. The authors identify the genre sources, influence of motives and poetics of the Nart epos, folk legends, fairy tales and stories. They also focus on sharpening of problematical character in A. Gadagatl, M. Paranuk, A. Evtykh, I. Mashbash, Kh. Beretar, N. Kuyek and N. Bagov’s works, caused by cultural and historical changes in society. Classification of the national poem is carried out by genre and thematic features the poem on folklore material, the historical poem and the poem on a historical subject, the poem about war and the poem on a modern subject. Enrichment and development of a genre of the poem due to statement of more large-scale subjects, use of the lyrical basis and drama element are noted. Application in the analysis of comparative and typological methods promotes formulation of conclusions about the lines of a new «modern» stage of national poetry which have reflected the general laws of national literature.

Текст научной работы на тему «Проблемно-тематические и жанровые особенности поэмы в адыгейской литературе 60-х - начала 90-х гг. ХХ века»

УДК 821.352.3

ББК 83.3 (2=Ады)

П 16

Панеш У. М.

Доктор филологических наук, профессор кафедры литературы и массовых коммуникаций Адыгейского государственного университета, e-mail: [email protected]

Панеш С.Р.

Кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы и массовых коммуникаций Адыгейского государственного университета, e-mail: [email protected]

Проблемно-тематические и жанровые особенности поэмы в адыгейской литературе 60-х - начала 90-х гг. ХХ века

(Рецензирована)

Аннотация:

Рассматриваются содержание, тематика и художественные черты адыгейской поэмы 60-х - начала 90-х годов ХХ века, которые обозначаются как особый этап развития отечественной литературы. Выявляются истоки жанра, влияние мотивов и поэтики нартского эпоса, народных преданий, сказок и сказаний. Отмечается обострение проблемности в произведениях А. Гадагатля, М. Паранука, А. Евтыха, И. Машбаша, Х. Береатаря, Н. Куека, Н. Багова, вызванные культурно-историческими переменами в обществе. Проводится классификация национальной поэмы по жанрово-тематическим признакам - поэма на фольклорном материале, историческая поэма и поэма на историческую тему, поэма о войне, поэма на современную тему. Отмечается обогащение и развитие жанра поэмы за счет постановки более масштабных тем, использования лирического начала и драматического элемента. Применение в анализе сравнительно-типологического метода способствует сформулировать выводы о чертах нового «современного» этапа национальной поэзии, отразивших общие закономерности отечественной литературы.

Ключевые слова:

Новописьменная литература, жанр поэмы, структурно-стилевые и типологические особенности, классификация жанра, фольклорные мотивы, художественная про-блемность, поэма на современную тему.

Panesh U.M.

Doctor of Philology, Professor of Department of Literature and Mass Communications of the Adyghe State University, e-mail: [email protected]

Panesh S.R.

Candidate of Philology, Associate Professor of Department of Literature and Mass Communications of the Adyghe State University, e-mail: [email protected]

Problematical-thematic and genre features of the poem in the Adyghe literature of the 1960s through the beginning of the 1990s

Abstract:

The paper discusses the contents, subject and art features of the Adyghe poem in the chronological framework of the 1960s through the beginning of the 1990s. The authors identify the genre sources, influence of motives and poetics of the Nart epos, folk legends, fairy

tales and stories. They also focus on sharpening of problematical character in A. Gadagatl, M. Paranuk, A. Evtykh, I. Mashbash, Kh. Beretar, N. Kuyek and N. Bagov's works, caused by cultural and historical changes in society. Classification of the national poem is carried out by genre and thematic features - the poem on folklore material, the historical poem and the poem on a historical subject, the poem about war and the poem on a modern subject. Enrichment and development of a genre of the poem due to statement of more large-scale subjects, use of the lyrical basis and drama element are noted. Application in the analysis of comparative and typological methods promotes formulation of conclusions about the lines of a new «modern» stage of national poetry which have reflected the general laws of national literature.

Keywords:

New written literature, poem genre, structural, style and typological features, classification of a genre, folklore motives, art problematical character, the poem on a modern subject.

Изучение проблемного содержания и жанровых особенностей современной адыгейской поэмы может быть предпринято, согласно традиционному подходу, в 60 - 90-х годах, которые обозначаются как особый этап развития отечественной литературы ХХ века. Черты данного, третьего периода, отмеченные в известной концепции формирования отечественной литературы, сложившейся еще в 60-х гг. [1], определили идейные и структурно-стилевые черты различных видов прозы и поэзии. Проблемно-тематическая и структурно-стилевая классификация, которая также приводится во множестве публикаций, определяет такие жанровые модификации поэмы, как поэма на фольклорном материале, поэма об историческом прошлом, поэмы военной проблематики и поэма на современную тему. Особое место в группе произведений на историческую тему занимает, безусловно, историко-революционная поэма.

С 20-х гг., со времени начала формирования новописьменной адыгейской литературы у писателей пробуждается интерес к устному поэтическому творчеству. Речь идет не только о литературной обработке фольклорных произведений, но и об использовании в творчестве сюжетов и художественных средств нарт-ского эпоса, сказок и народных песен. Об этом свидетельствуют поэмы А. Хаткова, А. Гадагатля, А. Евтыха, М. Паранука и др. Если говорить об истоках, необходи-

мо отметить также влияние творчества адыгских русскоязычных писателей-просветителей и русской литературы, которая обладала богатым опытом формирования жанра поэмы.

Надо отметить, что уже в начале 60-х гг. активно развивается в литературе сформированный ранее жанр исторической поэмы. Появляются повествовательная поэма А. Гадагатля «Дочь ады-га», произведения «Шторм» И. Машбаша, «Любовь горы» Х. Беретаря, которые по своей проблемно-тематической направленности соотносимы - они испытывают влияние фольклорных мотивов. Писатели в то же время стремятся к разработке собственных жанрово-композиционных форм, к использованию особых художественных средств. «Дочь адыга», к примеру, представляет собой развернутое эпическое повествование с широким охватом реальности, а «Шторм» И. Машба-ша тяготеет к драматургическому построению и песенному складу художественного письма. Х.Беретарь стремится оживить повествование лирическим началом и особой авторской интонацией.

Дальнейшее развитие жанров исторической поэмы и поэмы на фольклорной основе, связанное с усилением про-блемности и активизацией в использовании образных средств, наблюдается позже, о чем свидетельствуют произведения «Водопад» С. Яхутля, «Адиюх» И.Машбаша, «Слово Хакурате» Х. Бере-

таря, «Танец тфокотля» Н. Куека», «Век мужеств» Н.Багова и др. В поэме С. Яхут-ля ярко проявляется общая для литературы этого периода особенность - движение к синтезированной лиро-эпической поэме, в основе которой акцентированная драматическая коллизия. В произведении Х. Бе-ретаря эпическое повествование сводится к минимуму. В формировании действия решающую роль приобретает лирическое чувство персонажа. Элементы фабулы в произведении, безусловно, присутствуют, события также не игнорируются. Но не они, в конечном счете, формируют образную мысль, а развернутая несобственно-прямая речь лирического персонажа. Примечательно, что в большинстве названных произведений формируется напряженный конфликт, который переносится во внутренний мир героя-современника, который близок самому автору. Процесс лири-зации поэмы идет, таким образом, за счет усиления авторского начала, что, в свою очередь, приводит к углублению психологического анализа. В результате складывается форма сравнительно небольшой концентрированной лиро-эпической поэмы («Слово о Хакурате» Х. Беретаря, «Светлая дорога революции» Н. Куека, «Мос Шовгенов» Р. Нехая).

Значительно преображается и поэма на фольклорной основе, в которой заметно усиливается тенденция обращения к известным сюжетам, мотивам, персонажам сказок, легенд, народных мифов («Шторм» И. Машбаша, «Бог, человек, вол, собака и обезьяна» Х. Беретаря, «Старое сказание» Н. Куека). Обработка произведений устного поэтического творчества приобретает в этом случае разные формы - использование фабулы, изображение традиционных конфликтов, показ героических легендарных персонажей. Фольклорная поэтика начинает служить для более глубокого осмысления реальности и активизации образных средств.

Усиление художественной проблем-ности и активизация поэтических средств

характерны и для поэмы на военную тему. Общей для писателей разных поколений оказываются попытки ухода от односторонней событийности, описательности и движение к аналитическому, психологически емкому показу конфликтов реальности. Изображение темы войны связывалось, с одной стороны, с социально-историческими переменами в стране, со временем исторического перелома, которое определило политизированный по своей сути конфликт эпохи - столкновение между старым и новым. В таком контексте ставилась и решалась тема войны, ее последствий и нравственных уроков. Военная реальность, с другой стороны, поставила перед человеком такие проблемы, которые получили масштабное звучание. Сама новая, исключительная ситуация, в которой оказался герой, создала условия для осмысления таких общечеловеческих проблем, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, добро и зло, чувство ответственности и цена нравственного выбора. Именно такому осмыслению темы способствовали культурно-исторические перемены в обществе 60-х гг., что приводит к отходу от «героико-эпической интонации» и перевод повествования на мотивированную в психологическом плане тональность [2: 110].

Новые черты, ставшие характерными для отечественной литературы, проявляются в поэмах С. Яхутля «Хусен», А.Гадагатля «Невеста друга», И. Маш-баша «Сильные люди», «Старший брат», X. Беретаря «Недостроенный дом», «Камни Бреста», К. Кумпилова «Надежда», «Памятники» Р. Нехая. Произведение С. Яхутля «Хусен» посвящено исторически достоверной личности, известному герою войны поэту Хусену Андру-хаеву. Обращение к подлинному факту, документу и личная причастность к военным событиям значительно обостряют художественный рисунок.

Попытка осмыслить время и события масштабно, шире, чем в лириче-

ском стихотворении, характерна и для поэмы «Сильные люди» И. Машбаша. Автор стремится оживить действие за счет наполнения его личностным началом. Но отсутствие значительной по содержанию лирической медитации значительно упрощает в этом случае художественную мысль произведения. Дальнейшее движение к усилению художественной про-блемности и углублению психологизма намечается в его поэме «Старший брат», посвященной Хусену Андрухаеву. Спрессованный и сложный в композиционном отношении монолог-рассказ о героических событиях, настоящем подвиге и судьбе сильной личности - такая лирическая ретроспектива событий становится объектом повышенного внимания. Взволнованный монолог о поступке осмысливается широко. Через внутренний мир персонажа пропускается множество значительных событий и фактов, как имеющих отношение к герою, так и непосредственно его не касающихся, но показательных и острых по своей значимости. Для этого поэт активно использует лирические отступления. Он вводит в повествование текст из романа М. Котова и В. Лясковского, посвященного Хусену, приводит цитаты из дневника фронтовика-снайпера Н. Ильина, помещает письмо аульского мальчика, размышляющего о подвиге героя, вставляет в один из разделов поэмы сообщение ТАСС об окончании войны во Вьетнаме и подвиге вьетнамского народа. Стремление придать большую значимость поставленной теме, придав конкретной истории масштабность, и попытка связать разные эпохи определили смену ракурсов изложения и синтез разных поэтических средств.

Тенденция соединения в поэме лирического, лиро-эпического, драматического начал оказалась характерной и для других авторов. Эволюция жанра ярко проявляется в произведении X. Беретаря «Камни Бреста». Тема войны, связанная с мотивом города-крепости Бреста, всег-

да отличалась высокой степенью актуальности. Автор не случайно обратился к известной и не раз использованной в отечественной литературе теме. В поисках художественной правды и своего поэтического стиля X. Беретарь отказывается от всяких словесных штампов. Его лирическое чувство, организующее и формирующее художественный рисунок, остается естественным и предельно искренним. Автор использует элементы фабулы, отдельные факты, явления жизни. Есть в поэме и выделенные штрихами отдельные фигуры, превращающиеся в образные фрески. Такую сложную картину объединяет ассоциативное чувство тонкого и ранимого персонажа, которое и формирует художественную мысль.

Попытки соединения различных художественных тенденций характерны и для первых поэм Р. Нехая «Памятники», «Мать». Явления, эпизоды и факты, связанные с войной, не выстраиваются в данном случае в фабульный ряд. Объектом типизации становится авторское лирическое чувство. Именно это своеобразие определяет построение и структуру поэм. В поэтической ткани произведения «Памятники» сливаются воедино реалистическая деталь и взволнованное романтическое чувство. Автор прибегает к помощи художественной условности и к символике, идущей от традиций фольклора. Лирико-философские обобщения, опирающиеся на реальные явления и детали, на коллизии различных судеб, на характерные сюжетные линии, на голоса условных персонажей, создают своеобразный и необычный художественный рисунок.

Тяга к аналитическому осмыслению военного прошлого становится характерной и для поэтов, круг интересов которых ограничен отчасти индивидуальными переживаниями. Объектом изображения в поэме «Надежда» К. Кумпилова становится авторское чувство. Но поэт идет на смелый шаг и передоверяет монолог лирическому персонажу, погибшему герою

прошедшей войны. Ситуация обостряется еще больше тем, что слова героя обращены к матери, давно ждущей возвращения сына. В сознании лирического героя оживают характерные явления и детали адыгейского аула. Такая конкретность оживляет художественную картину, которая приобретает выразительную силу.

Жанрово-стилевое многообразие адыгейской поэмы «отражается с большой силой» в произведениях, обращенных к современной тематике [3: 168]. Реальность нового времени осмысливается нередко в ее неразрывной связи с революционным прошлым или в преемственных связях с далекой и недалекой историей. В поэме «Моя невеста» X. Беретарь обращается к драматической по своему содержанию истории любви. Проникновенный рассказ о первом чувстве, о разлуке с любимой, об иногда встречающемся обряде умыкания невесты усиливается за счет соединения эпического повествования и лирического чувства. В решении конфликта между старым и новым автор, надо заметить, оказывается иногда во власти традиционных подходов, и тогда его голос сбивается на декларативную тональность. Но благодаря особой интонации и эмоциональному контакту с читателем ему удается создать достоверное драматическое действие.

Движение адыгейской поэмы по пути усиления художественной проблем-ности отразилось в масштабной по своему замыслу поэме «Сказ об ауле», в которой поэт обратился к истории родного селения. В центре внимания автора оказались целые исторические эпохи, судьбы известных в прошлом и настоящем людей, знаменательные для аула и всего народа события - время выселения адыгов, революционное прошлое страны, коллективизация, реалии военных лет, трудные послевоенные годы. Показательно, что события и факты не выстраиваются автором в последовательную сюжетную историю. Определяющим поэтиче-

скую мысль становится авторское осознание прошлой жизни и современной реальности. Лирическое чувство формирует конфликт, организует сюжет и определяет характеры.

Стремясь придать заданной теме масштабность, X. Беретарь идет по пути создания сложной поэтической конструкции, в основе которой значительные мотивы и общезначимые проблемы. Сцены из аульской жизни, броские зарисовки, всякого рода ассоциации, образы, выхваченные из разных периодов народного бытия, - все это соединяется лирическим чувством и сплавляется в одну драматизированную картину. Такие черты поэмы о связи времен, ставшие типологически общими для отечественной литературы и выразившиеся в творчестве А. Твардовского, Р. Гамзатова, К. Кулиева, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной, отразились и в поэмах «Иду к человеку» Н. Куека, «Кто ты, человек?» К. Кумпилова, «Колокол правды» X. Хурумова и других.

Эволюция адыгейской поэмы определяется также обращением к тематике, которая не укладывается в пределы стихотворения. Это ведет к расширению границ лирики, к появлению большого числа «маленьких поэм» лирического плана, значительных по своему проблемно-тематическому содержанию и концентрированных по художественным особенностям. Такая тенденция проявилась в творчестве Р. Нехая, Н. Баго-ва, М.Емиж, М.Тлехаса, Ш.Куева. Произведения Н. Куека «Дожди, которые не идут», «Светлая печаль первой любви», «В добрый путь, молодые деревья» представляют собой небольшие поэмы-монологи. В них автор пытается представить цельную зарисовку внутреннего авторского переживания. Если Р. Нехай в поэмах «Чайки», «Мой Интернационал» склоняется к аналитически-конкретному, обстоятельному анализу, то лирическое чувство Н. Куека тяготеет к обобщенно-романтическому, лирико-философскому

осмыслению поставленной темы.

Примечательно и то, что в период интенсивного развития поэзии усиливается влияние драматического элемента на жанр поэмы. Сказывается это, прежде всего, в обострении, усилении конфликта, который кладется в основу привычной эпической и лиро-эпической поэмы. Такая особенность характерна для произведений «Тэтэркон» И. Машбаша, «Горсть камней» X. Беретаря, «Потерянный кров» Н. Багова. Медитативность, склонность к изображению сильных и противоречивых переживаний - эти черты драматической поэмы также начинают оказывать воздействие на творчество поэтов разных поколений. Для достижения художественной правды и большей объективности поэты используют такие художественные средства, как диалог и комментарий. Так X. Беретарь обогащает действие поэмы

«Моя любовь» за счет возможностей диалога. В произведении «Светлая печаль первой любви» Н. Куек широко привлекает авторский комментарий. Небольшая лирическая поэма М. Емиж «Паганини» строится в форме разговора между автором и главным персонажем. Сохранив героическое содержание и усилив художественную проблемность за счет использования разных художественных средств, поэма, таким образом, становится межродовым жанром.

Современная адыгейская поэма, как и вся литература, идет, таким образом, по пути значительного обогащения жанровых форм. Для нее становятся характерными тематическое многообразие, историзм художественного мышления, взаимодействие разных типов изображения - эпического повествования, лирического самораскрытия, драматизации и др.

Примечания:

1. Суровцев Ю.В. Советская литература // Краткая литературная энциклопедия. Т. 6. М.: Сов. энциклопедия, !971. Ст. 996-1025.

2. Бритиков А. Современная военная проза // Проблемы русской советской литературы 50-70-е гг. Л., 1976.

3. Панеш У.М., Панеш С.Р. Об особенностях эволюции жанра поэмы на «современную тему» в адыгейской литературе 60-90-х гг. // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. Майкоп, 2015. Вып. 1 (152). С. 167-171.

References:

1. Surovtsev Yu.V. Soviet literature // A short literary encyclopedia. Vol. 6. M.: Sov. encyclopedia, 1971. Art. 996-1025.

2. Britikov A. Modern military prose // Problems of the Russian Soviet Literature of the 50-70es. L., 1976.

3. Panesh U.M., Panesh S.R. On the evolution features of the genre of poems on «a contemporary subj ect» in the Adyghe literature of the 1960s -1990s // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. Maikop, 2015. Iss. 1 (152). P. 167-171.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.