ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В КЛАССЕ ОСНОВНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА
PROBLEM-SOLVING AND RESEARCH TRAINING METHODS IN THE MAIN MUSICAL INSTRUMENT COURSE
С. И. Нищетова
Автор статьи рассматривает возможности применения проблемно-поисковых методов в работе над музыкальным произведением. Проблемно-поисковые методы задают направление, общую стратегию внеаудиторной самостоятельной работы, стимулируют интуитивное и творческое мышление.
Ключевые слова: проблемная ситуация, метод, внеаудиторная самостоятельная работа.
S. I. Nishchetova
The author of the article examines the possibilities of using problem-solving and research methods while working at a musical piece. Problem-solving and research methods set a direction, a general strategy for out-of-class independent work, stimulate intuitive and creative thinking.
Keywords: problem situation, method, out-of-class independent work.
В процессе работы над музыкальным произведением перед учащимся возникает ряд исполнительских проблем: поиск и осознание художественного образа музыкального произведения, постижение его формы, выбор методов работы, интерпретация музыкального произведения и многое другое. Возникающие проблемы требуют применения проблемно-поисковых методов. При этом данные методы могут применяться как на уроке под руководством педагога, так и во время внеаудиторной самостоятельной работы.
Разработкой принципиальных положений проблемного обучения занимались Т. В. Кудрявцев, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, В. Оконь, М. Н. Скаткин, А. В. Брушлинский и др. Эффективность этой обучающей системы в музыкальной деятельности рассматривали такие музыканты-педагоги, как Ю. Б. Алиев, Н. П. Антонец, К. М. Булыго, Н. Н. Гришанович, В. Л. Живов, Г. М. Цыпин и др. Исследователями было доказано, что проблемное обучение позволяет достигнуть высокого уровня развития самостоятельности мышления и способности к самообучению.
В ходе проблемно-поискового изучения музыкальных произведений развивается интеллектуальная, моти-вационная, эмоциональная сферы и индивидуальные способности. Также происходит качественное изменение музыкально-познавательных действий обучающихся, что является показателем уровня развития профессионального сознания студентов. Проблемно-поисковые методы, несмотря на значительную долю самостоятельности учащихся, предполагают тем не менее продуманную стратегию и педагогическую тактику педагога.
Ключевым понятием проблемного обучения является понятие «проблемы». Создаваемая педагогом проблема является толчком для активизации мышления. По словам С. Л. Рубинштейна, «мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия» [1, с. 340]. При этом проблемные задания, предъявляемые педагогом в процессе каждого занятия,
предполагают предварительное обсуждение необходимых для решения проблемы знаний и умений, актуализацию творческого опыта студента.
Применение проблемно-поисковых методов обучения возможно на различных этапах работы над музыкальным материалом.
Так, на этапе технического освоения произведения педагогу необходимо направлять учащегося на самостоятельное решение поставленных задач. При овладении слухо-двигательными навыками, работой над формой, выборе оптимального варианта аппликатуры, выучивании наизусть исполнителю необходимо решить проблему выбора приемов для развития технических возможностей и их рационального применения при возникновении трудностей.
Воплощение художественного образа в интерпретации требует творческого поиска оптимальных исполнительских средств. Как отмечает Г. Коган, «...чтобы знать, как именно "озвучить" нотный текст, исполнителю надо проникнуть в его эмоциональный подтекст, воскресить в себе тот душевный процесс, "продуктом" которого явилось данное музыкальное произведение» [2, с. 37]. Поскольку в каждом музыкальном произведении потенциально заложена множественность, инвариантность его трактовки, зависящая от индивидуальности исполнителя, перед музыкантом-исполнителем встает задача поиска собственного варианта интерпретации. Зона, пространство, вектор этого поиска предопределен, во-первых, тем, что написано в нотах, во-вторых, тем, что в нотах не написано, но «проступает» между строк под воздействием творческого «тезауруса» исполнителя, а в третьих - особенностями творческого мышления, фантазии, личных физических и психологических качеств исполнителя. Далеко не всегда ученик, даже обладая известными творческими способностями, может убедительно решить такую непростую задачу. Поэтому роль педагога на этапе интерпретации музыкального материала чрезвычайно важна и вместе с тем деликатна.
Многочисленные особенности произведения, лежащие вне авторской записи (тончайшие нюансы агогики и динамики, тембра, фразировки, темпоритма, архитектоники, полифонии смыслов, семантики образов), предоставляют простор для применения поискового и исследовательского методов обучения. Создание обобщенного музыкального образа, его практическая реализация на инструменте, поисковая деятельность осуществляются студентом самостоятельно, но в русле тех задач, которые «пунктиром» намечаются («предъявляются» к осмыслению для принятия, отказа или переосмысления в собственной творческой лаборатории). Здесь корректируются решения предыдущих задач и музыкально-интеллектуальных действий в соответствии с самостоятельно поставленной целью.
При возникновении непреодолимых трудностей инструментом решения проблемных заданий могут стать некоторые креативные методы, или, как их еще называют, эвристические методы.
Известно несколько десятков таких методов. Однако специфика обучения музыкальному искусству выдвигает собственные требования к их отбору.
Одним из самых простых является метод проб и ошибок, его еще называют методом перебора вариантов. Внимание ошибке может быть уделено не только с целью ее исправления, но и для выяснения ее причин, способов ее получения. Ошибка рассматривается как феномен, исключение из правил. Таким образом, выясняются причины постоянных сбоев, неточностей, переигрываний, ошибок при разборе текста музыкального произведения.
Кроме этого, при определении стратегии работы над музыкальным произведением по усвоению нотного текста или при выборе оптимальной интерпретации, выборе аппликатуры ошибки могут восприниматься не как таковые по сути, а как источник противоречий, новых знаний, рождающихся на противопоставлении общепринятым.
К эвристическим методам относится метод (индивидуального) мозгового штурма (А. Осборн). В рамках этого метода вначале определяется задача, цель.
Затем подбираются возможные идеи, все, которые приходят на ум, при этом поощряются все идеи, даже самые абсурдные и невероятные. Такой метод решения задачи, по нашему мнению, стимулирует воображение, позволяет «раздвинуть рамки» мышления таким образом, чтобы получить необычные, оригинальные идеи.
ЗАДАЧА, ЦЕЛЬ
ИДЕИ
Далее рассматриваются предложенные идеи и отбрасываются ненужные, объединяются похожие. Только теперь можно критиковать выдвинутые идеи. Выбирается самая очевидная и развивается детально.
Вот простой пример решения проблемного задания методом мозгового штурма: «Проанализировать изучаемое музыкальное произведение с точки зрения технических трудностей». Задача ясна - выявить технические трудности. В данном примере нам нужно вспомнить обо всех технических трудностях, которые могут возникнуть, даже о тех, которые обычно у данного студента не проявляются.
непопадание на нужные клавиши ВЫЯВИТЬ «забалтывание»
ТЕХНИЧЕСКИЕ ->• тембровая неравномерность звучания
ТРУДНОСТИ недостаточная «беглость» пальцев
^ ритмическая и темповая неровность
Перечень идей может быть и более широким, все зависит от технической подготовки студента, степени сложности и жанра музыкального произведения. Далее необходимо определить, какая из проблем стоит наиболее остро, и определить аналогичным способом приемы для развития технических возможностей.
При решении творческих задач также может использоваться метод синектики (У. Гордон). Он является развитым и усовершенствованным методом мозгового штурма. Метод синектики основан на двух принципах: 1) превращение незнакомого в знакомое, 2) превращение знакомого в незнакомое. Этот метод направлен на активизацию интуитивно-образного, метафорического мышления и основан на попытке превзойти самого себя, отказе от стандартных подходов, что стимулирует творческое воображение. При синектическом штурме допустима критика, которая позволяет развивать и видоизменять высказанные идеи. Для того чтобы сделать знакомое незнакомым, используются различные аналогии:
- Прямая аналогия - принцип функционирования одной системы (из другой области знаний) переносится на область решения задачи.
- Личная (персонифицированная) аналогия, другое название - метод эмпатии (вживания): отождествление себя со всей системой или ее элементом. Это позволит лучше увидеть ситуацию, противоречие «изнутри».
- Символическая аналогия - ассоциация предмета с его наиболее существенным признаком, а также визуализация ключевых элементов проблемной ситуации, другое название - метод смыслового видения, метод символического видения.
Какие же аналогии мы можем провести, работая над музыкальным произведением? Например, перевод музыкального образа в художественный (или сравнение с произведениями изобразительного искусства) - прямая аналогия; отождествление себя с композитором, написавшим музыкальное произведение, со временем создания творения - личная (персонифицированная) аналогия.
Кроме того, изменениям могут быть подвергнуты элементы музыкального языка - ритм, темп, агогика, динамика и даже мелодия - превращение знакомого в незнакомое. Такой прием позволит выявить не только причины технических трудностей, но и установить новые связи и отношения между средствами музыкальной выразительности, их роль в преобразовании музыкального образа, что немаловажно при поиске интерпретации произведения. Также любой ключевой элемент музыкального языка можно изобразить графически, выстроив схему его развития, - символическая аналогия или визуализация. Это даст возможность более детально проанализировать будь то ритм, мелодию, темп или форму музыкального произведения в целом.
Немалый интерес представляет собой и метод морфологического анализа. Морфология дословно переводится как «наука о форме». Метод основан на выделении основных параметров проблемной ситуации, подборе возможных значений параметров, переборе всех возможных комбинаций этих значений, выборе из полученных комбинаций наиболее оригинальных и практичных.
Важнейшими элементами музыкального произведения, которые могут быть подвергнуты анализу, являются те средства музыкальной выразительности, которые исполнителем могут интерпретироваться по-разному, - мелодия, ритм, темп, агогика, динамика и тому подобное. Далее метод морфологического анализа осуществляется по следующему плану: 1) определить важнейшие элементы музыкального произведения, 2) определить варианты исполнения этих элементов, записать эти варианты (с помощью цифровых носителей или словесно в таблицу), 3) оценить все имеющиеся варианты, 4) выбрать оптимальный вариант.
Аналогичная схема действий может быть использованы при выборе аппликатуры или определении жанра музыкального произведения.
Необходимо отметить, что данные методы (метод проб и ошибок, мозговой штурм, метод синектики, морфологический анализ) являются неалгоритмическими методами творчества (то есть не навязывается строгая система поочередных действий). Они лишь задают направление, общую
стратегию деятельности, стимулируют интуитивное и творческое мышление. Примечателен тот факт, что данные методы были разработаны в первую очередь не психологами или педагогами, а инженерами, естествоиспытателями в связи с потребностью ускорить изобретательный процесс и усилить творческое воображение. В настоящее время эти методы также используют в менеджменте, рекламе.
Тем не менее проблемно-поисковые методы позволяют повысить эффективность музыкально-исполнительского обучения студентов, что было подтверждено результатами исследования, проведенного автором статьи на кафедре музыкальных инструментов Московского педагогического государственного университета в 2010 г.
список источников и ЛИТЕРАТУРЫ
1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. -СПб.: Питер, 2000.
2. Коган Г. Парадоксы об исполнительстве // Коган Г. Избранные статьи. - Вып. 3. - М.: Советский композитор, 1985. - С. 29-54.
3. Яголковский С. Р. Психология креативности и инноваций. - М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2007.
4. Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003.
Ф
СИСТЕМНО-ИНВАРИАНТНЫЕ БЛОКИ МЕТОДОВ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ОБУЧЕНИЯ
A SYSTEM INVARIANT BLOCKS OF METHODS IN MUSICAL PERFORMANCE TRAINING
Шэнь Фанфан
В данной статье представлена авторская модель музыкально-исполнительского обучения, основанная на применении личностно ориентированных системно-инвариантных блоков методов, обеспечивающих проекцию общедидактической концепции взаимодействия учителя и ученика на педагогику музыкального исполнительства.
Ключевые слова: методы музыкально-исполнительского обучения.
Shen Fangfang
The article presents the author's model of musical performance training based on using student-centered system invariant blocks of methods which provide a projection of a general didactic concept of interaction between a teacher and a student on methods of musical performance training.
Keywords: musical performance training methods.
История мировой педагогической теории и практики обнаруживает тенденцию к развитию творчески-поисковых, эвристических, исследовательских методов обучения при сохранении места и значения традиционных методов сообщения и переработки информации, а также методов, ориентирующих на повторение и закрепление учебного материала.
Деятельность выдающихся мастеров фортепианного искусства и педагогики, а также картина реальной педагогической действительности в области музыкально-исполнительского обучения подтверждают эту тенденцию, отражая при этом свою специфику. Специфика эта заключается в том, что в сложившейся практике инструментальных классов те или иные методы обучения используются зача-