Психолого-педагогические науки
• • •
123
Иностр. языки в школе. - №3. - 2003. - С. 4. 4. Леонтьева М.Р. Об изучении иностранных языков в общеобразовательных учреждениях (методическое письмо) // Иностр. языки в школе. -№2. - 2001. - С. 4-5. 5. Рогова Г.В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 1991. - С. 208-210. 6. Шатилов С.Ф. и др. Профессиограмма учителя иностранного языка. - М., 1977. - С. 27.
Статья поступила в редакцию 10.11.08 г.
УДК 378.147
ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ КАК ВАЖНЕЙШИЕ ФАКТОРЫ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
© 2008 Османов Х.А., Круглова Д.Э.
Дагестанский государственный педагогический университет
В статье показано, что одним из важнейших принципов совершенствования учебного процесса в вузе является проблемное обучение. Оно основано на идее, что мышление человека начинается там, где возникает проблемная ситуация. Создание и успешное разрешение проблемных ситуаций является залогом активизации процесса обучения студентов.
The author of the article considers the problem-solving education to be one of the most important principles of the improvement of the students’ education. It is based on the idea that a person’s thinking begins where the problem-solving situation appears. Creation and successful solving of problematic situations are the guarantee of activating the process of the students’ education.
Ключевые слова: проблема, ситуация, мышление, теория, информация.
Keywords: problem, situation, thinking, theory, information.
Основной формой передачи информации студентам является лекция. Однако психолого-
педагогические исследования, проведенные в последнее время, убедительно показали, что усвоение учебного материала во время лекций является малопродуктивным [1, 2]. В силу ряда причин, одной из которых явилось развитие и широкое внедрение в практику обучения ТСО, традиционная лекция как основной метод обучения в высшей школе утратила былое значение [5].
Интенсивное развитие науки и техники резко изменило характер деятельности специалистов и типы решаемых ими задач, выдвинуло новые требования к научной и мировоззренческой подготовке. В настоящее время главной чертой специалистов следует считать его способность к творческому мышлению, сформированному на основе диалектико-материалистического мировоззрения.
В подготовке такого специалиста чрезвычайно важную роль играют внутрипредметные и межпредметные
124
• • •
Известия ДГПУ, №3, 2008
связи (МПС). Внутрипредметные связи показывают студентам необходимость многостороннего подхода к любому объекту или явлению. Это означает, что обсуждение любого материала на лекции, семинаре следует проводить с привлечением теоретических основ каждого раздела изучаемого предмета. МПС повышают заинтересованность студентов в изучении непрофилирующей, как им кажется, «ненужной» дисциплины, наглядно демонстрируют на современном этапе место изучаемой науки в общенаучной картине мира. Использование МПС требует иллюстрации теоретических положений на примере объектов, рассматриваемых в курсе основной специальности студента.
Научно обоснованное установление и осуществление межпредметных связей является залогом повышения эффективности обучения студентов [3].
Процесс интегрированного обучения студентов имеет как философское, так и психологическое обоснование. Такое обучение дает возможность взглянуть на изучаемые явления с различных сторон, что обеспечивает полноту восприятия, прочность запоминания, диалектическое сочетание рационального и эмоционального аспектов познания.
Для химической науки это имеет особый смысл [4]. При изучении химических дисциплин в вузе необходимо умело развивать представления студентов о генетической связи между процессами взаимопревращений неорганических и органических соединений с учетом общих принципов технологий этих веществ.
Наша психология рассматривает процесс изучения как деятельность, а это означает, что «знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий обучаемого». Из этого принципа следует, что перед преподавателем стоит задача создать для обучаемого такие условия деятельности, которые бы включали в себя, главным образом, инициативу и эле-
менты творчества студентов, то есть всесторонне развивать у студентов качества, необходимые молодому специалисту. Знания вне действий, вне деятельности в принципе не могут быть приобретены, поэтому работа с учебниками, пособиями и слушание лекций не дают надлежащего эффекта, если не подкрепляются систематической самостоятельной работой студентов. Одним из методов организации такой деятельности студентов является проблемное обучение, основанное на том, что познание и мышление обладают рядом общих признаков и стимулируются при возникновении препятствия. Таким препятствием может быть недостаток или избыток информации, несоответствие ранее полученных знаний новым, невозможность наглядно описать явления или какой-нибудь объект, нарушение логических правил и т.д.
Всякое знание системно, и отсутствие одного или нескольких элементов в системе знаний, одной или нескольких связей в структуре приводит к возникновению проблемной ситуации. Проблемные ситуации бывают внутрипредметные и межпредметные.
Обычно проблемная ситуация возникает тогда, когда знания, объясняющие систему и структуру объекта на одном уровне его организации, недостаточны для решения на другом уровне. К примеру, такая ситуация возникает при объяснении магнитных свойств кислорода. Теория валентных связей, трактующая химическую связь как область перекрывания внешних атомных орбиталей, не способна объяснить наблюдаемый в молекуле кислорода парамагнетизм, теория же молекулярных орбиталей, рассматривающая молекулу на более высоком уровне организации вещества, позволяет это сделать. Аналогичным образом теория координационной связи не может объяснить зависимость магнитных свойств ионов от природы лигандов,
Психолого-педагогические науки
125
• • •
используя же теорию поля лигандов и теорию кристаллического поля, с этой проблемой можно успешно справиться.
Проблемные ситуации в зависимости от этапа обучения могут быть разной сложности. На их разрешение, соответственно, привлекается разное число учений. К примеру, изучая элементы главной подгруппы VII группы Периодической системы химических элементов в курсе общей химии, студенты должны предсказать, как изменяются константы диссоциации галогенов на атомы, зная величины констант диссоциации хлора и брома. На основе этих данных, пользуясь положением этих элементов в периодической системе Д. И. Менделеева, обучающиеся предполагают, что константа диссоциации йода больше, чем брома. Затем преподаватель предлагает определить, больше или меньше константа диссоциации фтора по сравнению с хлором, и это заставляет задуматься студентов. Дело в том, что закономерность роста величины константы диссоциации в ряду хлор-бром-йод переносится студентами на фтор, что приводит к получению неправильного ответа, и он не подтверждается экспериментальными данными.
Таким образом, несоответствие полученных знаний с литературными данными создает проблемную ситуацию, возникшую из-за недостаточного знания периодического изменения свойств и направления процессов (термодинамика). Для ее разрешения необходимы сведения о строении вещества (отсутствие d-орбиталей у атомов фтора и невозможность дополнительного вклада в энергию связи в молекуле фтора посредством d-связывания). Вот теперь рассказ преподавателя о химической связи
Примечания
будет восприниматься студентами с большим интересом.
Рассмотренные проблемные ситуации наглядно отражают межнаучные взаимодействия, общие предметные области разных наук, формируют у студентов целостную научную картину мира и приучают использовать в будущей работе приобретенные знания из различных дисциплин.
Классическим примером межпредметной проблемной ситуации может служить задача по созданию оптимальных условий реакции синтеза аммиака, требующая знания термодинамики и кинетики химических реакций. С точки зрения термодинамики для увеличения выхода продукта процесс следует проводить при наиболее низкой температуре, однако для увеличения скорости реакции, как этого требует кинетика, температуру выбирают довольно высокую, несмотря на смещение равновесия в сторону исходных веществ. Для разрешения возникшей проблемной ситуации приходится привлекать имеющийся багаж знаний студентов из област неорганической и физической химии.
Примером межпредметной проблемной ситуации может служить также неподчинение принципу равновесия Ле-Шателье:
С графит ^ С алмаз, А Н = 2,1 кДж или большая энергия связи между атомами углерода в структуре графита, а не алмаза, как обычно ожидается.
Таким образом, проблемные ситуации повышают интерес к изучаемым предметам, активизируют мыслительную деятельность студентов и в конечном итоге способствуют совершенствованию всего учебного процесса.
1. Гапонов П.М. Лекция в высшей школе. - Воронеж, 1977. - 16 с. 2. Никандров Н.Д., Мюллер Э. Лекция как форма обучения в высшей педагогической школе // Советская педагогика. - №5. - 1980. - С. 80-85. 3. Османов Х.А., Исрапов И.М. Межпредметные связи естественнонаучных
126
• • •
Известия ДГПУ, №3, 2008
дисциплин в педвузе. - Махачкала, 1991. - 65 с. 4. Савин Г.А. Роль внутрипредметной интеграции в процессе преподавания химических дисциплин в вузе / Матер. Всероссийской научнометодической конференции. - Нижний Новгород, 2002. - С. 43. 5. Сладкевич Б.Г. Техника в
лекционном преподавании // Современная высшая школа. - №1. - 1978. - С. 103-116.
Статья поступила в редакцию 18.09.08 г.
УДК 378.02:372.8
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЛОВАРЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ КУРСУ РУССКОГО ЯЗЫКА
© 2008 Эльдарова З.П.
Дагестанский государственный педагогический университет
Рассматриваются возможности практического курса русского языка в развитии умений работать с лингвистическими словарями при подготовке учителей начальных классов.
The author of the article considers the opportunities of the Practical Course of Russian in the development of skills of working with linguistic dictionaries during primary school teachers’ training.
Ключевые слова: словарь Даля, словарь Ожегова, подготовка учителя, сканирование, орфографический словарь.
Keywords: Dahl’s dictionary, Ozhegov’s dictionary, teacher’s training, scanning, orthographic dictionary.
В России предлагают отмечать День словарей и энциклопедий 22 ноября, в день рождения Владимира Ивановича Даля (1801-1872), создателя «Толкового словаря живого великорусского языка». В языках разных народов существует понятие «человек-словарь». Это Э. Литтре во Франции, Н. Вэбстер в Америке или братья Гримм в Германии. У нас в России к «людям-словарям» относят И. И. Срезневского, Д. Н. Ушакова, С. И. Ожегова и в первую очередь - В. И. Даля. Словари выпускались и до него, но Даль создал уникальный словарь. Этот день предлагается учредить как дань памяти В. И. Даля и в знак возрастающей роли словарей. Например, в США День словарей -16 октября, когда родился основоположник серии словарей Ной Вэбстер.
Бесспорно, роль справочной литературы в нашей жизни возрастает с каждым днем. Подтверждение тому - огромное число издаваемых словарей, энциклопедий, справочников, тезаурусов и не меньший спрос на них. Современному человеку важно уметь пользоваться словарями, потому что ежедневно на него через СМИ и Интернет обрушиваются потоки информации, причем самой разнообразной: актуальной, полезной, правдивой и устаревшей, ненужной, недостоверной. В связи с этим в современном образовательном минимуме для начальной школы подчеркивается необходимость формирования информационной грамотности уже у младших школьников. Теперь учитель должен на каждом уроке предусмотреть работу со