мационного общества перспектива «гальванизации» масс, встроенных в сетевое пространство. «Мертвая» социальность гальванизированных подобным образом масс тем не менее оказывается эффективной для реализации определенных биополитических стратегий.
Таким образом, ресурсы социальной синхронизации, которые предоставляет информационное общество, обладают серьезным, потенциально дестабилизирующим, а также репрессивным потенциалом по отношению к тем формам коммуникации, которые не вписываются в формат доминирующих сетевых структур, находящихся под контролем тех или иных социально-политических сил. При этом сам процесс, на который опирается «биополитика», а именно вторжение инфраструктуры в ландшафт, является вполне объективным и обусловлен неизбежным в ходе истории совершенствованием технологий: «Биополитические динамики современного города происходят из расширяющейся связи гибридных отношений между телом, природой и городским пространством, так что структура города склоняется к ки-боргическому синтезу между физиологическими потребностями человеческого тела и физической инфраструктурой города» [3, с. 504].
Главный вопрос здесь заключается в том, будет ли такой синтез исходить из приоритета потребностей человека или же из приоритета потребностей инфраструктуры. Тенденции, характерные для трансформации социальности информационного общества, описанные выше, свидетельствуют, скорее, о приоритете потребностей инфраструктуры.
Все описанные особенности трансформации социальной коммуникации в информационном обществе способствуют формированию обоснованного мнения о крайней противоречивости и большом негативном потенциале данных процессов относительно гуманистического аспекта культуры, а также о необходимости разработки новых теоретических и практических инициатив, способствующих сохранению гуманистически ориентированной социальной коммуникации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бодрийар Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. Екатеринбург: Изд-во Уральск. Ун-та, 2000.
2. Aurigi De Cindio, Е, 2008. Augmented urban spaces: articulating the physical and electronic city. Hampshire: Ashgate Publishing.
3. Gandy, M., 2006. Zones of indistinction: bio-political contestations in the urban arena. Cultural Geographies, Vol. 13, no. 4, pp. 497-516.
REFERENCES
1. Baudrillard, J., 2000. V teni molchalivogo bol'shinstva. ili konets sotsial'nogo [In the shadow of the silent majorities]. Ekaterinburg: Izd-vo Ural'skogo universiteta. (in Russ.)
2. Aurigi De Cindio, E, 2008. Augmented urban spaces: articulating the physical and electronic city. Hampshire: Ashgate Publishing.
3. Gandy, M., 2006. Zones of indistinction: bio-political contestations in the urban arena. Cultural Geographies, Vol. 13, no. 4, pp. 497-516.
УДК 748 А.А. Сидорин*
ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВЬЯ МОЛОДЕЖИ
В статье представлен анализ диссертационных работ и авторефератов диссертационных работ за период с 2002 г. по 2012 г., посвященных социологическому изучению проблем здоровья молодежи. Автор обращается к выяснению того, как ставятся цели и задачи различными диссертантами в исследуемой области знания, каким образом авторы концептуализируют получаемые ими данные. На этой основе автор формирует свой взгляд на данную проблематику, а также рассматривает дальнейшие возможные направления изучения данной темы.
Ключевые слова: социология здоровья, молодежь, вредные привычки, социологический опрос, проблематизация
Problematization of the value of youth health. ALEKSEI A. SIDORIN (Sociological Institute, Russian Academy of Sciences).
The paper analyzes dissertations and dissertation summaries of 2002-2012 devoted to the sociological study of the problem of young people's health. Basing on the analysis the author attempts to form his own point of view on the issue and to define the directions of future research of the problem.
Keywords: sociology of health, youth, bad habits, poll, problematization
Социология здоровья не является популярной темой среди российских ученых. Исследования по проблемам здоровья молодежи крайне редко встречаются в тематических рубриках разного рода журналов. Однако можно констатировать, что в нашей стране накопился определенный массив как эмпирических, так и теоретических сведений по этой тематике. Мы разберем наиболее существенные аспекты этого знания, покажем общую специфику, а также представим свою логику того, каким образом можно проблематизировать эти данные так, чтобы с ними можно было работать в дальнейшем. Рассмотрим ниже следующие диссертационные положения.
Так, О.В. Шиняева (2002) в диссертации по теме «Социальные проблемы здоровья школьников в трансформирующемся обществе» делает следующие выводы:
«1) до сих пор не завершена целостная социологическая концепция здоровья в широком понимании, включающая физические, психические и
духовные компоненты, а также соответствующая этой концепции классификация признаков и показателей;
2) в исследовании проблем здоровья подрастающих поколений преобладает естественнонаучный метод, не позволяющий отследить надбио-логические, социальные составляющие, а также соединить количественные и качественные характеристики, собрать обобщенный образ самочувствия типичных представителей новых поколений;
3) до настоящего времени здоровье учащихся и их самосохранительное поведение не становились объектом специальных социологических исследований, способных установить зависимость самочувствия детей от характеристик социальной среды, в которой каждый ребенок проводит длительный период своей жизни» [15, с. 12].
В.Я. Шклярук (2003) в своей работе «Среда обитания и здоровье студента» пишет следующее: «Анализ имеющейся литературы, научных иссле-
* СИДОРИН Алексей Александрович, аспирант Социологического института РАН. E-mail: [email protected] ©Сидорин А.А., 2014
дований позволяет сделать вывод о том, что вопросы зависимости сопротивляемости организма студента окружающей среде от уровня состояния здоровья и физического развития недостаточно изучены. Количество студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, неуклонно растет. Требуют дальнейшего исследования социальные и аксиологические факторы, влияющие на состояние здоровья студента. Необходимы новые подходы в формировании ценностного отношения студентов к здоровому образу жизни» [16, с. 10].
B.C. Тубчинова (2005) написала диссертацию по теме «Проблема формирования здорового образа жизни среди подростков», где делает следующее обобщение: «Однако, в целом, проблема мотивации и сохранения здоровья, формирования ценностного отношения к здоровью остается недостаточно изученной в современной научной литературе. Особенно это касается подростков, как наиболее уязвимой группы населения. В настоящее время нет единого подхода в решении проблемы формирования здорового образа жизни среди подростков, а есть единичные исследования, в разных областях науки педагогики, валеологии, медицины» [12, с. 2].
О.Г. Кирилюк (2007) в своей работе «Социальная ценность здорового образа жизни студенческой молодежи в современном российском обществе» указывает на следующее: «Можно констатировать, что исследования социальных факторов здоровья детей и подростков становятся более основательными и продуктивными, в то время как отношение здоровья молодежи и студенчества сохраняет дефицит информации, связанный с недостаточностью принятых в системе медицинской и ведомственной статистики показателей и ограниченностью исследовательских возможностей. Такое положение обусловлено тем, что образ жизни студенчества как социальной группы объективно определен ее противоречивой позицией в обществе. Характер проблемы требует, чтобы в ее изучении сочетались не только социально-ме-дицинский и психолого-педагогический, но и социологический подходы, что позволит обеспечить более корректную социальную оценку факторов и тенденций в отношении здоровья студенческой молодежи» [6, с. 5].
Н.Х. Гафиатулина (2007) в работе «Специфика отношения учащейся молодежи России к здоровью в социоструктурном контексте» приходит к выводу о том, что «... в современных условиях социологам необходимо более глубоко проанализировать имеющиеся представления о роли здоровья в среде учащихся, мотивации к его сохранению и
укреплению. В этом плане очень актуально изучение отношения отдельного молодого человека и различных социально-демографических групп в целом к проблеме культивирования здорового образа жизни. Заниженная самооценка своего «биологического имущества» чаще всего проявляется в невнимании к образу жизни. Пока учащаяся молодежь не будет ощущать ответственность за собственное здоровье, она не сможет воспринимать идеи по продвижению здорового образа жизни, которые основываются на необходимости изменять поведение индивидов» [4, с. 14].
Л.В. Булыгина (2009) в диссертации «Социальное здоровье городских подростков» делает следующий вывод: «Совокупность исследований социального здоровья в российской социологии до настоящего времени не оформилась в самостоятельную отрасль знания в рамках науки об обществе, но констатировать факт ее субдисци-плинарности позволяют работы по данной теме -в проблемном поле отдельных социологических дисциплин макро - и микроуровней, в частности в социологии молодежи. В последние десять лет в публикациях по подростковой проблематике наметились тенденции формирования целостного представления о социальном здоровье подростков на основе проведения как количественных, так и качественных исследований» [1, с. 18].
Выводы, продемонстрированные вышеназванными авторами, свидетельствуют о том, что, во-первых, в области социологического исследования здоровья молодежи отсутствует единая социологическая теоретическая рамка, которая бы позволяла аккумулировать и обобщать социологические данные, получаемые из разных исследований по проблемам здоровья. Во-вторых, отмечается недостаточность понимания сферы мотивации молодежи на укрепление / разрушение своего здоровья. В-третьих, авторы подводят нас к выводу о том, что социология здоровья молодежи призвана помочь последней разобраться в своих проблемах. Другими словами, они констатируют негативные тенденции у широких слоев молодежи и, следовательно, социология должна понять, как эту тенденцию преодолеть. В-четвертых, создается впечатление, что исследователи неосознанно стремятся показать, что молодежь скорее «плохая», чем «хорошая», не вписывающаяся в некие «нормальные» рамки.
На наш взгляд, аргументы, представленные авторами, являются «коварными заблуждениями», а не истиной. Социологи применили в исследованиях в области социальных наук подходы, свойственные анализу закономерностей, изучаемых
А.А. СИДОРИН
естественными науками. Мы не хотим сказать, что это широко распространенное явление, безусловно, есть диссертационные исследования, сумевшие преодолеть данную сложность. Важно понимать, что такая тенденция существует и ее нужно избегать.
Анализ эмпирических исследований данных авторов показал, что выводы, которые делают социологи здоровья молодежи, не только не приближают нас к некоему целостному пониманию «социологического представления о здоровье молодежи», но и, наоборот, создают впечатление о полной неразберихе, существующей в данной области исследования. Эмпирическая часть работ за «формальными» цифрами о здоровье молодежи скрывает относительность выводов. Это выражено в недостаточно объективной выборочной совокупности исследуемых; неприменении математических формул для доказательства того, каким образом делается экстраполяция на всю молодежь в рамках той или иной социальной группы. Иными словами, это те правила, которыми должен пользоваться ученый, принимающий данное направление исследований как базовое и стремящийся к достоверным выводам. Однако мы не хотим сказать, что результаты данных исследований не имеют никакой ценности. Они скорее являются «презентацией», не отражающей в полной мере социальных параметров здоровья молодежи и характерной для того пространства, в котором они изучались. Следовательно, данные «обобщения», или выводы, применять в каких-либо аналитических схемах в определенной степени ненадежно.
К подобным выводам относятся, например, такие: «Очень большое значение придают своему физическому развитию 47,8% респондентов, не более, чем другим сторонам жизни, - 48,1% студентов; не придают практически никакого значения только 4% опрошенных». Или у того же автора можно прочесть: «На вопрос о том, «способствует ли учебный процесс формированию у вас и у ваших друзей установки на здоровый образ жизни и физическое развитие», ответы распределились следующим образом: 75,2% ответили «скорее да», а 24,8% ответили «скорее нет» [13, с. 5]. Это действительно интересные выводы, заставляющие обратить внимание на некоторые вещи, но это не значит, что другая выборочная совокупность, заполнив данные анкеты, ответит иначе. Или другой пример: «Молодые жители крупных городов в среднем в 1,5-2 раза чаще, чем молодежь малых городов и поселков городского типа, отмечают у себя такие недомогания, как плохой аппетит, бессонница, вялость, сонливость, усталость глаз,
приступы головной боли. Среди жителей сел отмечен более высокий уровень хронических и затяжных заболеваний» [10, с. 12].
Приведем более детальную схему подобного рода эмпирической части исследования, но только в конспективном виде. Диссертационное исследование И.И. Беловой посвящено опросу студентов (301 человек), средний возраст которых составил 18 лет [2, с. 16]. Было выявлено, что 76% студентов считают себя здоровыми или практически здоровыми. Каждый десятый студент считает себя «скорее больным, чем здоровым», а 5% считают себя нездоровыми. Наличие хронических заболеваний отметил 31% молодежи.
Наиболее значимым фактором, оказывающим сильное влияние на здоровье, по мнению молодежи, является «образ жизни», его отметило 80% опрошенных. Так, 73% студентов в качестве варианта ответа выбрали следующий: здоровый образ жизни - это «поведение и деятельность человека, благотворно влияющие на здоровье».
Каждый пятый опрошенный считает, что здоровый образ жизни связан с отсутствием вредных привычек. По мнению студентов, к последним относятся: курение - указали 85%, алкоголь - 65%, употребление наркотиков - 45%. Для того, чтобы избавиться от вредных привычек, 40% опрошенных считают, что нужно приложить небольшие волевые усилия, а 50% - что усилия нужны большие. 44% студентов отметили, что в их жизни присутствуют друзья, которые употребляют наркотики. 67% молодежи считают наркоманию болезнью, а 15% считают, что это способ расслабиться. Однажды пробовали наркотики 5 % студентов.
Из наиболее употребляемых напитков студенты отмечают: девушки (55%) вино, а юноши (58%) пиво; не употребляют алкоголь 22% студентов. По мнению 61% опрошенных, курение является привычкой, 15% считают его способом расслабиться, 10% способом «знакомства с людьми». В день курят 1-2 сигареты 10% студентов, и около 10 сигарет - 20%. Не курят - 50% студентов.
В вопросах питания студенты предпочитают горячие блюда - 55%, питаются «как придется» 40%, и, соответственно, 5% питаются пищей быстрого приготовления. 85% студентов обращаются к врачу за помощью только в случае заболевания. С целью профилактики - 15%. Как отмечает Н.И. Белова, по результатам её исследования, «более половины учащихся (70%) осознают, что их здоровье во многом зависит от них самих, однако большинство из числа выбравших такой ответ смогут изменить отношение к собственному здоровью только в случае болезни (45%)» [2].
Результаты исследований отражают потребительское отношение к здоровью, преобладающее среди большей части населения России. Хорошо информированными о здоровом образе жизни себя считает только 21% респондентов, чаще всего отвечают «скорее да, чем нет» - 50%. Можно предположить, что такого рода эмпирический анализ социальной реальности может быть применен для определенного рода обобщений, хотя пока нам это не представляется возможным. Вероятно, выводы, характеризующие реальное положение дел со здоровьем молодежи, можно применить для каких-то конкретных исследовательских целей. Однако данный материал очень разнороден, в нем присутствует субъективная оценка здоровья молодежи, факторов, влияющих на него, отношения ее к своему образу жизни, медицине, распространенность в молодежной среде вредных привычек. При этом основная цель автора заключалась как раз в том, чтобы «выявить социальные характеристики здорового образа жизни учащейся молодежи и определить направления, агентов и условия его формирования в современном обществе» [2]. В отношение последнего автор в своей диссертации выделяет четыре ключевые направления: 1) средства массовой информации; 2) реальные практики специалистов, направленные на обучение людей здоровому образу жизни; 3) государственные меры по снижению вредных привычек в обществе; 4) мотивация людей на ведение активного образа жизни. Соответственно, нужно ска-
зать, что эмпирическое исследование, проводимое диссертантом и описанное нами выше, является лишь дополнением к раскрытию реально заявленной темы исследования.
Несмотря на данное положение дел, работы тех социологов здоровья молодежи, которые были нам доступны, имеют множество преимуществ. Если не принимать во внимание данные, построенные на количественных опросах, в качестве «основного критерия» продуктивности авторов, то можно обнаружить интересные обобщения, сделанные на основе здравого смысла, без применения математического аппарата доказательства того, что данное знание является «в высшей степени социологическим». Сюда можно отнести такие высказывания, как «процесс изменения поведения молодежи в сфере здоровья проходит через осознание важности ценности здорового образа жизни» [9, с. 5]; «у молодежи существует здоровая и естественная установка на собственное благополучное развитие» [13, с. 7]; «с возрастом у молодежи снижается стремление к физической активности» [13, с. 7].
Данные положения являются своего рода «общими правилами», организующими или структурирующими поведение молодежи в области здоровья. Но мы должны подчеркнуть, что любое обобщение в социологии всегда может быть опровергнуто, поскольку социологи изучают закономерности, а не законы [3]. В табл. 1 представлены два уровня обобщений, существующих в социологических исследованиях.
Таблица 1
Социологические выводы о здоровье молодежи
1. Процесс изменения поведения молодежи в сфере здоровья происходит через осознание важности ценности здорового образа жизни Социальная политика рассматривает молодежь как объект своей деятельности
2. У молодежи существует здоровая и естественная установка на собственное благополучное развитие Молодежь понимает, что здоровье - это важная ценность, но на практике ничего для этого не делает
3. С возрастом снижается стремление к физической активности Низкая осведомленность о состоянии своего здоровья и правилах здорового образа жизни при существующей потребности быть информированным по данным вопросам
4. Молодежь эксплуатирует здоровье с целью достижения более высокого социального статуса и материального благополучия Социальное неравенство уничтожает социальный капитал российского общества в виде здоровой и социально активной молодежи, создает очаги напряжения и риска
5. Молодежь готова изменить свое поведение только при серьезных проблемах со здоровьем -
Данный список включает в себя два уровня обобщений. Одни относятся к онтологии, т.е. к характеристике социальной реальности, описывающей «общее» поведение молодого человека в сфере здоровья, закономерности в его практиках. Другой уровень обобщений связан с проблемами, которые актуальны с точки зрения самих социологов. Описанные результаты исследований не являются герметичными, как нечто замкнутое, раз и навсегда установленное, безусловно, они включены в контекст эпохи. И, что важно, они могут переходить из своего класса в класс соседний, т.е. социологическое знание класса онтологии может быть переведено в класс проблемы, которую стоит подвергнуть сомнению и тщательному исследованию, или наоборот.
Остановимся на конкретной исследовательской проблеме. Список, представленный выше, в какой-то степени упрощает выбор. В изученных статьях, эссе, диссертациях, монографиях наиболее объективна, на наш взгляд, постановка проблемы «двойственности мотивов молодежи» в отношении своего здоровья. Стоит также отметить, что в целом рассмотрение проблем здоровья в социологической литературе встречается довольно редко.
Проблема, как мы ее обозначаем для себя, «двойственности мотивов молодежи» в отношении к своему здоровью артикулируется авторами в разных контекстах. Некоторые исследуют самосохранительное поведение молодежи, другие - ценностные установки, факторы риска или социальное неравенство. И те, и другие приходят к выводу о том, что молодежь недостаточно осознает ценность своего здоровья, но при этом подчеркивает ее важность.
В данном случае мы наблюдаем парадокс, известный еще со времен античности. Он обусловлен двойственностью природы человека, противоречиями, существующими между его душой и телесной конституцией. Однако мы не будем углубляться в философский аспект. Скажем только, что с особой остротой эта парадоксальность описана Аласдером Макинтайром в статье «Ошибка каузальности в социальной науке» [8], где автор рассматривает данную проблему в теоретическом плане и стремится решить ее аналитически.
Применительно к нашему исследованию можно сказать, что эта парадоксальность не возникла сама по себе. Молодежь еще не может поднять проблему своего здоровья до уровня общественного сознания. В интервью отражена сложность и для исследователя, и для исследуемого в обосновании того, что данное противоречие действительно существует. Но мы его принимаем как данность, как
одно из априорных методологических положений, которое не сформировалось в общественном сознании, а сложилось из результатов стандартизированных массовых исследований (сам автор проводил подобное исследование, в рамках которого также столкнулся с этим явлением).
Важно отметить, что некоторые авторы считают проблему здоровья молодежи потенциально актуальной для своих исследовательских задач, однако стремятся решить ее с помощью количественных методов. На выходе же они получают совершенно другие, нерепрезентативные, выводы, что, к сожалению, приводит к утрате интереса к данной теме.
Так, A.A. Ковалева (2010) в своей диссертации «Социологический анализ здоровья молодежи» пишет: «Главной проблемой, которая изучалась в диссертационном исследовании, стала противоречивая связь между оценочной, когнитивной составляющими отношения к здоровью и поведенческим аспектом. Зачастую у индивидов имеются определенные представления о том, какие меры необходимо предпринимать с целью сохранения и поддержания здоровья, и их мнения вполне соответствуют социальным нормам, однако имеющиеся представления не приводят к выбору позитивного типа поведения, который был бы направлен на сохранения здоровья» [7, с. 3].
Автор данного исследования шел в направлении, в котором вела его логика социологического исследования и сама социальная реальность. Но при этом эмпирический, исследовательский акцент сделал на структурировании типов поведения молодежи в сфере здоровья с их последующим приложением к типологии социальных норм поведения по Р. Мертону (конформизм, мятеж-ность, ритуализм, инновационизм и пр.).
Другие авторы работают по аналогичным схемам. Так, например, Г.А. Ивахненко описывает количественное исследование здоровья молодежи в Москве. Работа строится на базе лонгитьюдно-го исследования в двух временных контекстах: в 2001 г. было опрошено 1200 молодых людей и в 2004 г. - 400 человек. Выводы, которые отмечает автор, следующие: «В сознании большинства наших респондентов основными факторами, определяющими состояние их личного здоровья, являются внешние, т.е. объективные факторы, -условия жизни, наследственность. Пагубная роль в ухудшении здоровья человека субъективных факторов, таких как табакокурение, чрезмерное употребление алкоголя, наркомания, по мнению автора статьи, студентами недооценивается» [5, с. 56-59].
Данный вывод является предвосхищением той проблемы, о которой пишет A.A. Ковалева. Г.А. Ивахненко делает вывод о недостаточности осознания молодежью факторов риска от вредных привычек, в той мере, в какой они проявляются в нашей стране, и у данной группы населения, в частности.
В данном случае стоит сказать о высоком уровне потребления алкоголя в России на душу населения (18 литров в год); высокой смертности от алкогольных отравлений; огромных средствах, которые тратит молодежь на алкоголь (около 23 млн руб. ежегодно) [14, с. 98].
Недооценка роли вредных привычек в социальной жизни является одной из характеристик проблемы «двойственного мотива поведения молодежи» в сфере здоровья.
Другую характеристику мы обнаружили в исследованиях С.Г. Сокуренко. Автор изучает ценности молодежи, студенческой ее части, в Тюмени в 2008 г. Выборка данного исследования составляет опрос 443 студентов, из них 140 юношей и 303 девушки первых и третьих курсов. Автор делает следующий вывод: «Таким образом, в ценностном сознании студентов пока не сформировано отношение к здоровью, как к главной жизненной ценности. Большинство студенческой молодежи воспринимает здоровье на уровне физического благополучия и считает основными условиями его сохранения отказ от вредных привычек, двигательный режим и правильное питание» [11].
С.Г. Сокуренко так же, как и Г.А. Ивахненко, указывает на то, что здоровье у молодежи имеет низкий уровень отрефлексированности, а, следовательно, и значимости. Но, добавляет автор, «... основными условиями сохранения здоровья, помимо всего прочего, по мнению молодежи, является «отказ от вредных привычек»». Таким образом, можно отметить, что в исследованиях С.Г. Сокуренко возникает проблематизация, утверждение, что молодые люди понимают, что вредные привычки оказывают негативное влияние на их здоровье, но при этом не отказываются от них.
Тогда возникает исследовательский вопрос: если молодежь в анкетах указывает на то, что здоровье является базовой ценностью, а на практике не следует правилам здорового образа жизни, то является ли она однородной социальной группой по отношению к данному противоречию?
Молодежь можно типологизировать, создав аналитическую (условную) шкалу, отражающую степень осознания того, насколько тот или иной субъект действия придерживается правил здорового образа жизни или насколько высоко осозна-
ет ценность своего здоровья. Диапазон задается с определенными пределами, начиная от ответа типа «говорит, что ведет здоровый образ жизни и на практике выполняет все действия» до «говорит, что ведет здоровый образ жизни, но на практике ничего не делает». Каждый молодой человек реализует свои жизненные проекты в форме своей индивидуальности, создавая свой жизненный мир.
Стоит отметить, что мы представили скорее идеальную модель крайних модальностей, которую в реальной жизни найти сложно. Это объясняется тем, что каждый раз, когда мы будем думать, что какая-то модель жизненного мира молодого человека является наиболее приемлемой, исследователь может натолкнуться на молодого человека, чей жизненный мир будет «более успешным» с точки зрения заданной нами рамки. Собственно говоря, эта же схема строится по аналогии с исследованием A.A. Ковалевой [7, с. 210].
Социологу, на наш взгляд, раскрыть данную проблему помешал тот факт, что автор свое исследование ограничил только логикой функционализма, методологическая установка которого состоит в рассмотрении человека как безличную механическую машину, подчиненную обстоятельствам жизни, структурирующим его логику. В данном исследовательском подходе человек не в силах влиять на свою жизнь, она является для него пред-заданной и неуправляемой.
Однако если обратить внимание на нашу аналитическую схему, то можно констатировать, что есть молодежь, которая ведет здоровый образ жизни, и есть та, которая его не ведет. Но данные молодые люди являются одними и теми же людьми, в той степени, в какой они погружены в один и тот же пространственный контекст. Это значит, что молодежь имеет общее знание о данном контексте независимо от того, как она относится к своему здоровью. Исходя из этого, можно предположить, что контекст является как ресурсом, так и ограничителем для преодоления негативной ситуации в сфере здоровья молодежи. И чтобы понять, почему молодежь ведет себя так, а не иначе в данном историческом контексте, нам нужно понять, какой ресурс она использует.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Булыгина JI.B. Социальное здоровье городских подростков: автореф. дис. ... канд. соц. наук. Ставрополь, 2009.
2. Белова Н.И. Основные направления формирования здорового образа жизни учащейся молодежью: дис. ... канд. соц. наук. Москва, 2006.
3. Винер Б.Е. Постмодернистский конструктивизм в российской этнологии // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. Т. 8. № 3. С. 114-130.
4. Гафиатулина Н.Х. Специфика отношения учащейся молодежи России к здоровью в социокультурном контексте: автореф. дис. ... канд. соц. наук. Ростов-на-Дону, 2007.
5. Ивахненко Г.А. Здоровье московских студентов: анализ самосохранительного поведения // Социология медицины. 2007. № 2. С. 56-59.
6. Кирилюк О.Г. Социальная ценность здорового образа жизни студенческой молодежи в современном российском обществе: автореф. дис. ... канд. соц. наук. Саратов, 2007.
7. Ковалева A.A. Социологический анализ здоровья молодежи. 2010: дис. ... канд. соц. наук. СПб., 2010.
8. Макинтайр А. Ошибка казуальности в социальной науке // Социологическое обозрение. 2013. Т. 12. № 1. С. 139-157.
9. Ноянзина O.E. Особенности отражения проблем социального здоровья молодежи в массовом сознании населения в условиях распространения социально-обусловленных заболеваний: на материале социологических исследований в Алтайском крае: автореф. дис. ... канд. соц. наук. Москва, 2006.
10. Падиарова А.Б. Влияние социального неравенства на здоровье молодого поколения россиян: автореф. дис. ... канд. соц. наук. Саратов, 2009.
11. Сокуренко С.Г. Здоровый образ жизни в системе ценностных ориентаций студентов (на примере ТГИМЭУП): материалы III Всероссийского социологического конгресса. М.: Институт социологии РАН; Российское общество социологов, 2008.
12. Тубчинова B.C. Проблема формирования здорового образа жизни среди подростков: автореф. дис. ... канд. соц. наук. Улан-Удэ, 2005.
13. Усманов И.М. Здоровье молодежи как общественная ценность в современном российском обществе: социально-философский анализ: автореф. дис. ... канд. соц. наук. М., 2008.
14. Шереги Ф.Э. Социология девиации: прикладные исследования. М.: Центр социального прогнозирования. 2004.
15. Шиняева О.В. Социальные проблемы здоровья школьников в трансформирующемся обществе: дис. ... канд. соц. наук. Уфа, 2002.
16. Шклярук В.Я. Среда обитания и здоровье студента: автореф. дис. ... канд. соц. наук. Саратов, 2003.
REFERENCES
1. Bulygina, L.V., 2009. Sotsial'noc zdorov'c gorodskih podrostkov [Social health of urban adolescents]. Avtoref. dis. ... kand. sots. nauk. Stavropol", (in Russ.)
2. Belova, N.I., 2006. Osnovnye napravleniya formirovaniya zdorovogo obraza zhizni uchasheisya molodczh'yu [The main directions of a healthy lifestyle formation among students]. Dis. ... kand. sots. nauk. Moskva, (in Russ.)
3. Viner, B.E., 2005. Postmodernistskii konstruktivizm v rossiiskoi ehtnologii [Postmodern constructivism in the Russian ethnology], Zhurnnal sotsiologii i sotsial'noi antropologii, Vol. 8, no. 3, pp. 114-130. (in Russ.)
4. Gafiatulina, N.H, 2007. Spetsifika otnosheniya uchasheisya molodezhi Rossii k zdorov'yu v sotsiokurturnom kontekste [The specifics of the Russian students" attitude toward health in socio-
cultural context]. Avtoref. dis..... kand. sots. nauk.
Rostov-na-Donu. (in Russ.)
5. Ivakhnenko, G.A., 2007. Zdorov'c moskovskih studentov: analiz samosohraniternogo povedeniya [Health of Moscow students: an analysis of self-preservation behavior], Sotsiologiya meditsini, no. 2, pp. 56-59. (in Russ.)
6. Kirilyuk, O.G., 2007. Sotsial'naya tsennost' zdorovogo obraza zhizni studencheskoi molodezhi v sovremennom rossiiskom obshestve [Social value of a healthy lifestyle of students in contemporary Russian society]. Avtoref. dis. ... kand. sots. nauk. Saratov, (in Russ.)
7. Kovaleva, A.A., 2010. Sotsiologicheskii analiz zdorov'ya molodezhi [Sociological analysis of young people's health]. Dis. ... kand. sots. nauk. Sankt-Peterburg. (in Russ.)
8. Macintyre, A., 2013. Oshibka kauzal'nosti v sotsila'noi nauke [Causality error in social sciences], Sotsiologicheskoe obozrenie, Vol. 12, no. 1, pp. 139-157. (in Russ.)
9. Noyanzina, O.E., 2006. Osobennosti otrazheniya problem sotsial'nogo zdorov'ya molodezhi v massovom soznanii naseleniya v usloviyah rasprostraneniya sotsial'no-obuslovlennyh zabolevanii: na materiale sotsiologicheskih issledovanii v Altaiskom krae [Reflection of the problem of young people's social health in the mass consciousness of the population under the spread of socio-caused diseases (results of sociological research in Altai region)]. Avtoref. ... dis. kand. sots. nauk. Moskva, (in Russ.)
10. Padyarova, A.B., 2009. Vliyanie sotsial'nogo neravenstva na zdorov'e molodogo pokoleniya rossiyan [The impact of social inequalities on the
health of the younger generation of Russians]. Avtoref. ... dis. kand. sots. nauk. Saratov, (in Russ.)
11. Sokurenko, S.G., 2008. Zdorovyi obraz zhizni v sisteme tsennostnyh orientatsii studentov (na primere TGIMEHUP) [Healthy lifestyle in the value orientations system of students (on the example of TGIMEUP)]. In: Materialy 3 Vserossiiskogo sotsiologicheskogo kongressa. Moskva: Institut sotsiologii RAN; Rossiiskoe obshestvo sotsiologov. (in Russ.)
12. Tubchinova, V.S., 2005. Problema formirovaniya zdorovogo obraza zhizni sredi podrostkov [The problem of the healthy lifestyle formation among adolescents]. Avtoref. ... dis. kand. sots. nauk. Ulan-Ude. (in Russ.)
13. Usmanov, I.M., 2008. Zdorov'e molodezhi kak obshestvennaya tscnnost' v soremennom rossiiskom
obshestve: sotsila'no-filosofskii analiz [Health of young people as a social value in modern Russian society: socio-philosophical analysis]. Avtoref. ... dis. kand. sots. nauk. Moskva, (in Russ.)
14. Sheregi, EE., 2004. Sotsiologiya deviatsii: prikladnye issledovaniya. [Sociology of deviation: applied research], Moskva: Centr sotsial'nogo prognozirovaniya. (in Russ.)
15. Shinyaeva, O.V., 2002. Sotsial'nyc problemy zdorov'ya Shkolnikov v transformiruyushemsya obshestve [Social problems of schoolchildrcn's health in a transforming society]. Dis. ... kand. sots. nauk. Ufa. (in Russ.)
16. Shklyaruk, V.Ya., 2003. Sreda obitaniya i zdorov'c studenta [Habitat and student health], Avtoref. ... dis. kand. sots. nauk. Saratov, (in Russ.)
РАКУРСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ
УДК 327 К.Е. Короткова*
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ РОССИИ, БЕЛОРУССИИ И КАЗАХСТАНА В ЗЕРКАЛЕ ЗАПАДНОЙ ПРЕССЫ
В статье освещается взгляд западной прессы на роль Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана в процессе развития интеграции на постсоветском пространстве. Автор выделяет три основные сюжета, наиболее интересующие западную прессу: в них рассмотрена роль Таможенного союза при вступлении России в ВТО, при выборе Украиной интеграционного вектора и в ходе дальнейшего развития интеграции на постсоветском пространстве.
Ключевые слова: интеграция. Таможенный союз, ВТО, Украина, Европейский союз, западная пресса
The Customs Union of Russia, Belarus and Kazakhstan in the mirror of Western press. KIRA E. KOROTKOVA (N.I. Lobachevsky State University of Nizlrny Novgorod).
The article analyzes a point of view of western press on the role of the Customs Union of Russia, Belarus and Kazakhstan in the integration development on post-soviet space. The author identifies three main topics that are most interesting for the press. The first has to do with the role of the Customs Union at the entry of Russia into the World Trade Organization. The second topic is connected with the aspiration of Ukraine to Europe and the need of a choice between various vectors of integration. The third topic deals directly with the integration on post-soviet space where the Customs Union acts as a certain step for further development of the unifying processes aspiring to the Euroasian Union.
Keywords: integration. Customs Union, WTO, Ukraine, the European Union, the Western press
Тема интеграции на постсоветском пространстве в силу своей актуальности вызывает понятный интерес западных СМИ. Объединительные процессы здесь затрагивают не только экономический аспект взаимоотношений, на что обращает внимание мировая общественность. Главным результатом интеграционных процессов является Таможенный союз (ТС) России, Беларуси и Казахстана, поэтому в данной статье будет дан обзор публикаций западной прессы, посвященных именно этой организации. Прежде всего, конечно,
иностранные СМИ интересует роль и место ТС на мировой арене.
Еще до реального запуска в жизнь соглашений о тарифном и нетарифном регулировании и Таможенного кодекса ТС, который должен был способствовать объединению стран, западная пресса уже отводила ТС определенную роль на мировой арене. Прежде всего такой интерес был связан с вопросом вступления России в ВТО. «В Москве все чаще раздаются голоса с требованием прекратить переговоры с ВТО и создать
* КОРОТКОВА Кира Евгеньевна, аспирант кафедры истории зарубежных стран Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. E-mail: [email protected] О Короткова К.Е., 2014