Your complimentary use period has ended.
Thank you for using >вации в школе PDF Complete.
Click Here to upgrade Unlimited Pages and
пече-
гоги-
гает
источники их восполнения.
Жегин Петр Андреевич
Аспирант Московский Городской Педагогический Университет Москва [email protected]
Проблематика работы с педагогическим персоналом ведущих образовательных систем в отечественных и зарубежных источниках
Какие зарубежные источники могут восполнить дефициты отечественной историографии в вопросах работы с педагогическим персоналом?
Ключевые слова: компаративистика, историография, работа с педагогическими кадрами, зарубежные источники.
Наш интерес к работе с педагогическим персоналом не случаен. Можно считать очевидным, что профессионализм педагога является ключевым фактором успеха и достижений учеников.
Исследования, проведенные в школах нескольких штатов США показали, что результаты учеников зависят от уровня подготовки учителей, инвестиции в подготовку которых более выгодны нежели сокращение учеников в классе1. То, что «качество образовательных услуг в первую очередь зависит от качества наших учителей»2 фиксируется и в некоторых образовательных стандартах.
Принимая во внимание, к сожалению, не выдающиеся результаты российских школьников прошедших международное тестирование Р1Б А. нам кажется полезным изучение зарубежного опыта работы с педагогическим персоналом, оказывающим на них огромное влияние.
Далее мы рассмотрим пост советскую историографию вопроса работы с педагогическим персоналом
1 Boyd B., Grossman P., Lankford H., Loeb S., Wyckoff J., TEACHER PREPARATION AND STUDENT ACHIEVEMENT Working Paper 14314, NATIONAL BUREAU OF ECONOMIC RESEARCH, 2008, http://www.nber.org/papers/w14314
Rivkin S., Hanushek E, Kain J., TEACHERS, SCHOOLS, AND ACADEMIC ACHIEVEMENT Econometrica, Vol. 73, No. 2. p 417^158, dp. 417
2 The General Teaching Council for Scotland: Standard for Chartered Teacher 2002. CTp. 1
в зарубежных странах. Тексты недавнего времени включены в обзор потому, что во-первых, именно в последние десятилетия в зарубежных странах были разработаны и введены в строй преобразования, обеспечивающие сейчас высокое качество работы с педагогическими3 а во-вторых, в более ранних текстах «долгое время... превалировала гипертрофированно резкая и далеко не всегда аргументированная критика теории и практики образования в капиталистических странах»4.
Первостепенный интерес для нас будут представлять страны-лидеры мирового образования, школьники которых продемонстрировали выдающиеся или позитивные результаты по тестированию PISA.
Проблематика работы с педагогическим персоналом с одной стороны изучалась как элемент более сложных образовательных систем и образовательных реформ, а с другой являлась обособленным предметом изучения.
В контексте изучения национальных образовательных систем, проблематика работы с педагогическим персоналом изучалась «контурно», границы систем и практик работы с персоналом помечались в местах их интеграции с другими элементами образовательных систем. Например, фиксировались ключевые целей системы повышения квалификации учителей в Швеции5, подчеркивалось существенное влияние трудностей в подготовке педагогических кадров на усиление кризисных тенденций в системе образования Японии6.
Изучая образовательные реформы, исследователи фрагментарно освещали проблематику работы с педагогическими кадрами в той мере, в какой она касалась постановки целей, разработки, реализации или результатов исследуемых преобразований. Например, фиксируется, что определенное содержание реформ диктовалось необходимостью «формирования гуманистического учителя»7, отмечаются тенденции изменения в содержании высшего педагогического образования8
3 Например, испытательный срок для молодых учителей был введен в Ирландии в 2002 году, практика наставничества для молодых педагогов во Франции стала обязательной в 2001 году и др.
4 Вульфсон Б.Л., Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. М., 1999. Стр.12
5 Можаева Л.Г., Научно-технический прогресс и перестройка системы образования в Швеции М 1994 Стр. 43-44
6 Зинурова Э.Г., Основные тенденции реформирования системы образования в Японии : Конец ХХ-начало XXI века автореферат дис. кандидата педагогических наук. Казань, 2004, стр. 15
7 Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции Отв. Ред. Вульфсон Б.Л., М., 1995. Стр. 189
8 Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции Отв. Ред. Вульфсон Б.Л., М., 1995
Your complimentary use period has ended. Thank you for using PDF Complete.
нновации в школе
Click Here to upgrade Unlimited Pages and
щенных
тсрсона-
особлсн-
лим, ш\ш ылиршл 1 \ 1лсш^ 1 ии1
ные авторами системы, например, «система высшего западноевропейсюш педагогичесюш образования»1.
Проблематика подготовки педагогических кадров рассматривается в большинстве случаев по средствам изучения институтов высшего и средне профессионального педагогического образования. Например, в работе Вильмут И.С. мы можем обнаружить подробные исследования становления и развития системы педагогического образования во Франци2, в исследовании Негребецкой Н.В., детально изучены системы высшего образования в ведущих мировых образовательных системах3.
Уделяя внимание проблематике подготовки, авторы существенно ограничивают изучение вопросов адаптации начинающих педагогов, изучая в ее контексте исключительно педагогическую практику и не уделяя внимание вводным курсам и адаптационным мероприятиям, проводимым после завершения обучения.
Весьма ограниченно изучаются и нестандартные подходы к подготовке педагогов, выходящие за рамки традиционных институтов и обеспечивающие переход в педагогическую профессию специалистов других отраслей.
Последипломное обучение и развитие педагогических кадров, в малой степени исследовано в современной отечественной компаративистике. Проблематика повышения квалификации изучена в работе Савенковой И.Э, проведший сравнительный анализ систем повышения квалификации ведущих зарубежных стран. Пониманию системы повышения квалификации во Франции способствует работа Лысовой Е.Б.. Исследование систем повышения квалификации провели также Гарагай В.Б., Катунская С.Ф. и другие4.
1 Негребеі(кая Н.В., Основные тенденции развития высшего педагогического образования стран Западной Европы конца 20 века: На материале Англии, Франции, Германии: автореферат дис. кандидата педагогических наук. Белгород, 2003
2 Вішьмут II.С., Педагогическое образование в современной Франции / Преподаватель, 2000, №2
3 НегребецкаяН.В., Западноевропейское высшее педагогическое образование в конце 20 века: концепция организации, структура и тенденции развития. Курск, 2004
4 Савенкова Н.Э.. Сравнительный анализ повышения квалификации учителей в России и развитых зарубежных странах: автореферат дис. кандидата педагогических наук. М., 2002
Гарагай В.Б. Повышение квалификации учителей на Западе: Новые подходы / Педагогика, 2003, № 2
Гарагай В.Б. Повышение квалификации учителей на Западе, рефлексивная модель обучения / Педагогика, 2004, №2
Лысова Е.Б. Новое в системе подготовки и повышения квалификации учителей во Франции / Педагогика, 1997, №2
Катунская С.Ф. Тенденции последипломной подготовки педагогических кадров в развитых странах Запада. Последипломное образование: потребности, проблемы, тенденции М., 1992
В названных текстах, на наш взгляд, недостаточно раскрыта проблематика карьерного развития, близкого, но не тождественного развитию профессиональному. В исследованиях слабо элиминирована взаимосвязь между системами повышения квалификации и динамикой карьеры педагога.
Итак, изучив существенный срез компаративных исследований, мы можем увидеть некоторые дефициты:
1. Изучен далеко не полный спектр институтов обеспечивающих адаптацию молодых учителей □
2. Практически не исследована проблематика карьерного развития педагогов □
3. Не изучены малочисленные, но все же существующие примеры диверсифицированных мотивационных схем, учитывающих не только стаж, но и результаты работы педагога □
4. Системы работы с персоналом, многих лидирующих стран [Австралия, Новая Зеландия, Корея, Бельгия и др. Сне изучены.
Восполнение обозначенных дефицитов возможно за счет изучения зарубежных источников различного происхождения. Назовем некоторые из них.
Силами Организации Экономического Сотрудничества и Развития [ОЭСРЙ в последние десятилетия были подготовлены отчетов, посвященных работе с педагогическим перосналом. Особый интерес представляют:
■ «Stading Ahead - In-serCice Training and Teacher Professional De clopmcnt» - исследование посвящено определению эффективных способов профессионального развития педагогов, проведено на базе восьми стран-участников ОЭСР О
■«Teaching and Learning International Surds □ TALIS » - исследование, базирующееся на опросе 70 тысяч учителей и директоров начального среднего образования. Существенная часть исследования посвящена проблематике профессионального развития учителей □
■исследование «Attracting, De sloping and
Retaining EITccti с Teachers», продлившееся с 2002 по 2005 годы и охватившее 25 стран. Исследование посвящено вопросам привлечения в учительскую профессию, разработке мер по удержанию в ней, развитию педагогических кадров.
Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры [ЮНЕСКОИ также финансирует исследования в области образования. С 1963 года в рамках ЮНЕСКО действует Международный Институт Планирования в Образовании
5 Organisation for Economic Co-operation and Development BDECDD
6 United Nations Educational, Scientific and Cultural Organi Qition [UNESCOD
Your complimentary use period has ended. Thank you for using PDF Complete.
>вации в школе
Click Here to upgrade Unlimited Pages and
ung:
impi \j I—ing puiiv lj cuiu. piawu^// uduiu o>ao^\jшъпи а -2007 году и предоставило весьма полное описание различных систем подготовки педагогических кадров и некоторых способов их развития.
К международным межгосударственным организациям континентального масштаба можно отнести Тематическую Сеть Педагогического Образования2 и Сеть «Eurddice»3.
Тематическая Сеть Педагогического Образования была создана Европейской Комиссией4 в рамках проекта Сократ/Эразмус и является площадкой для обсуждения и развития педагогического образования в Европе, укрепления связей между университетами и другими институтами. Силами Сети было проведено исследование «Teacher Education in Europe in the late 1990s. E aluation and ualit » посвященное оценке и повышению качества подготовки педагогов в европейских странах конца XX века.
Агентство по Образованию, Аудио-визуальным коммуникациям и Культуре при Европейском Союзе5 руководит работой Сети «Eur dice», хранящей статистические и аналитические данные по образовательным системам и политикам 31 страны-участницы проекта.
Среди частных некоммерческих организаций, занимающихся исследованиями в области образования, можно выделить Службу Образовательного Тестирования0, созданную в США и Общество за Улучшение и Совершенство в Образовании7 работающее в Канаде.
Служба Образовательного Тестирования была создана в 1947 году совместными усилиями Американского Совета по образованию, Фонда Карнеги по развитию преподавания и Советом по Вступительным экзаменам8.
ETS подготовил исследование «Preparing Teachers Around the World» охватившее США и страны участвующие в тестировании ТИММС9. В рамках исследования были рассмотрены ключевые элементы образовательных систем стран-участников, такие как стандарты подготовки выпускников педагогических ВУЗов, требования для сертификации педагогов, программы профессионального развития, и другие.
Общество за Улучшение и Совершенство в Образовании было создано в 1996 году, к настоящему моменту подготовило большое количество исследований и материалов, связанных с образованием в Канаде. Среди которых можно отметить:
■ исследование различных схем оплаты труда учителя - «Alteniati е Teacher Compensation S stems» 2003 года
■ «Teacher Education in Canada: A Baseline Studd 2008 года, предлагающего анализ программ подготовки педагогов в Канаде.
Министерство образования Новой Зеландии и Совет Учителей10 в 2004 и 2005 годах провели детальное исследование начальной подготовки педагогов в стране - «Initial Teacher Education Research Programme», включившее помимо прочего: а оценку качества начальной подготовки педагогов в стране на основании анализа документации □ б □ исследование литературы, посвященной начальной подготовке учителей в стране в 1993-2004 годахСвПанализ политики и практики начальной подготовки педагога.
Информативные материалы были собраны и правительственными структурами канадских провинций Виктории и Онтарио. Комитет по Образованию и Обу-
1 The International Institute for Educational Planning [IIEP
2 The Thematic Network of Teacher Education CTNTEED
3 The Eur CHice Network
4 European Commission
5 EU Education, Audio Dsual and Culture E ttcuti □ Agenc □
6 Educational Testing SerDce DETSD
7 The SocietDfor the Advancement of Ettellence in Education
□AEED
8 Council on Education, the Carnegie Foundation for the Advancement of Teaching, the College Entrance Examination Board
9 International Mathematics and Science Stud □ [TIMMS □
чению11 канадской Виктории подготовил исследования:
■ «Induirdinto the Suitabilitdof Pre-Serdice Teacher Training Courses», повещенное начальной профессиональной подготовке учителей,
■ и в 2009 году исследование «In uir into ElTccti с Strategies for Teacher Professional Learning» посвященного определению эффективных стратегий подготовки учителя.
Министерство Образования Онтарио выпустило в 2004 году исследование «Teacher Е ссПспсс -Unlocking Student Potential Through Continuing Professional Dc elopment» посвященное программам профессионального развития учителей.
Мы полагаем, что на основании описанных выше источников возможна ликвидация дефицитов в исследовании зарубежных практик работы с педагогическим персоналом.
Литература
1. Вулъфсон Б.Л., Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. М., 1999.
2. Можаева Л.Г., Научно-технический прогресс и перестройка системы образования в Швеции, М. 1994.
3. Негребецкая Н.В., Западноевропейское высшее педагогическое образование в конце 20 века: концепция организации, структура и тенденции развития. Курск, 2004.
4. Сабирова Д.Р. Профессиональное педагогическое образование в Англии. Последняя четверть XX века. Казань, 2006.
10 the MinistrDof Education and the New Dealand Teachers Council
11 EU Education, Audio Qsual and Culture EttcutiCe Agenc □