Научная статья на тему 'Проблематика применения статистических методов в специальной педагогике и психологии'

Проблематика применения статистических методов в специальной педагогике и психологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
548
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДАННЫХ / ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ НЕПАРАМЕТРИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ / РАСЧЕТ СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА ДАННЫХ / APPLICATION OF NONPARAMETRIC STATISTICS IN SPECIAL EDUCATION AND PSYCHOLOGY / GRAPHICAL REPRESENTATION OF DATA / STATISTICAL METHODS OF DATA ANALYSIS / THE CALCULATION OF STATISTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуртовая Наталия Сергеевна, Гуртовая Юлия Дмитриевна

Способы эффективного применения статистических методов при анализе банка данных, полученных при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Развитие необходимых компетенций студентами, получающими дополнительное образование в сфере работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в специальной педагогике и психологии с помощью эффективного применения применение статистических методов в специальной педагогике и психологии при анализе банка данных, полученных при работе с детьми с ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гуртовая Наталия Сергеевна, Гуртовая Юлия Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The issue of the application of statistical methods in special education and psychology

Methods for the effective application of statistical methods in the analysis of the data bank received when working with children with disabilities. The development of the necessary competencies of students receiving additional training in working with children with disabilities (HIA) in special education and psychology through effective use of computer technology in the analysis of the data bank received when working with children with HIA.

Текст научной работы на тему «Проблематика применения статистических методов в специальной педагогике и психологии»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Гуртовая Н. С., Гуртовая Ю. Д. Проблематика применения статистических методов в специальной педагогике и психологии // Концепт. -2015. - № 08 (август). - ART 15292. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15292.htm. - ISSN 2304-120X.

ART 15292

УДК 376.3

Гуртовая Наталия Сергеевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры страхования, финансов и кредита ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», г. Нижний Новгород [email protected]

Гуртовая Юлия Дмитриевна,

студентка ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», г. Нижний Новгород [email protected]

Проблематика применения статистических методов в специальной педагогике и психологии

Аннотация. Способы эффективного применения статистических методов при анализе банка данных, полученных при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Развитие необходимых компетенций студентами, получающими дополнительное образование в сфере работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в специальной педагогике и психологии с помощью эффективного применения применение статистических методов в специальной педагогике и психологии при анализе банка данных, полученных при работе с детьми с ОВЗ. Ключевые слова: статистические методы анализа данных, расчет статистических показателей, графическое изображение данных, применение методов непараметрической статистики в специальной педагогике и психологии.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Инновационная программа, предполагающая развитие и модернизацию современного образования, среди генеральных целей и задач указывает задачу повышения научной обоснованности производимых по результатам исследовательской деятельности выводов, т. к. они должны создавать основу для произведения выводов по результатам научных изысканий. Обеспечить полное соответствие этим требованиям при обработке результатов педагогических исследований в специальной педагогике и психологии могут статистические методы обработки информации, выбор которых определяется содержанием и целью исследования [1].

Проблематика применения статистических методов в специальной педагогике и психологии состоит в том, что некорректное применение методов статистики для сбора, обработки и анализа информации, способно исказить получаемую информацию и аналитические выводы по результатам ее обработки. Часто при обработке результатов педагогических исследований в специальной педагогике используются специализированные пакеты прикладных программ по статистике, применение которых, во-первых, ориентировано на расчет основных статистических параметров, что крайне редко возможно при обработке результатов педагогических исследований в специальной педагогике, а во-вторых, сама сложность этих программных средств, делает их применение затруднительным [2].

Рассмотрим применение статистических методов в специальной педагогике и психологии для анализа данных, полученных студентами, работающими с детьми с ограниченными возможностями здоровья на примере практических данных, полученным при

1

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Гуртовая Н. С., Гуртовая Ю. Д. Проблематика применения статистических методов в специальной педагогике и психологии // Концепт. -2015. - № 08 (август). - ART 15292. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15292.htm. - ISSN 2304-120X.

работе с детьми с ОВЗ. В ходе наблюдения было обследовано 30 лиц с ОВЗ (10 мальчиков и 20 девочек) в возрасте от 10 до 20 лет из школы-интерната для глухих Нижнего Новгорода. По антропометрическим данным с применением применение статистических методов в специальной педагогике и психологии для анализа данных была проведена статистическая обработка данных с помощью применение статистических методов в специальной педагогике и психологии.

При статистической обработке результатов обследования лиц с ОВЗ на примере детей с нарушениями слуха были использованы простые натуральные единицы измерения - это килограммы, сантиметры и т. д. На их основе с помощью применение статистических методов в специальной педагогике и психологии был рассчитан удельный вес (относительная величина структуры) по абсолютным показателям гендерного признака пол. По произведенным расчетам построены круговые диаграммы.

Рис.1. Характеристика группы испытуемых Рис. 2. Характеристика группы испытуемых по гендерному признаку по возрастному признаку

На основании произведенных расчетов, нами были получены следующие показатели, занесенные в табл. 1.

Таблица 1

Антропометрические данные для расчета индекса физического развития (ИФР) испытуемых

Возрастная группа Среднее значение роста, см Среднее значение массы тела, кг Среднее значение объема груди, см в паузе Усредненное значение ИФР по возрастной группе

8-10 лет - дети до протубер-тантного возраста 119,5 20,7 67,3 33,4

11-15 лет - протубертантный возраст 153,1 39,3 80,0 26,3

16-17 лет - возраст завершения протубертантного периода 169,7 49,8 84,9 32,4

Таким образом, можно видеть, что усредненное значение ИФР испытуемых по возрастной группе девушек 8-10 и 16-17 характеризует астенический тип телосложения, по возрастной группе девушек 11-15 лет - нормостенический тип телосложения. Что связано с тем, что в период полового созревания происходит усиленное формирование мышечного объема и развития соответствующих физических параметров.

2

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Гуртовая Н. С., Гуртовая Ю. Д. Проблематика применения статистических методов в специальной педагогике и психологии // Концепт. -2015. - № 08 (август). - ART 15292. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15292.htm. - ISSN 2304-120X.

Затем для обработки данных был использован метод изучения взаимосвязей с помощью непараметрических критериев. Был применен коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Полученные результаты занесены в табл. 2.

Таблица 2

Коэффициент стохастической взаимосвязи между показателями индекс физического развития (ИФР) и показателем упитанности (ПУ)

Возрастная группа Юноши Девушки В целом по всей совокупности испытуемых

8-10 лет дети до протубертантного возраста 0,86 0,78 0,81

11-15 лет протубертантный возраст -0,33 -0,14 -0,22

16-17 лет возраст завершения протубертантного периода 0,91 0,77 0,83

Прямая сильная связь между показателями ПУ и ИФР наблюдается по обеим половым группам, и в целом по совокупности в возрасте до и по окончании полового созревания, в этом возрасте получена слабая обратная связь. Полученный вывод иллюстрируется графиками.

В целом по совокупности

Девушки

Юноши

Рис. 3. Диаграмма сравнения значения коэффициента корреляции

Рис. 4. Диаграмма динамики значения коэффициента ранговой корреляции

3

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Гуртовая Н. С., Гуртовая Ю. Д. Проблематика применения статистических методов в специальной педагогике и психологии // Концепт. -2015. - № 08 (август). - ART 15292. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15292.htm. - ISSN 2304-120X.

Таким образом, анализ антропометрических данных и статистическая обработка результатов обследования лиц с ОВЗ был проведен с применением применение статистических методов в специальной педагогике и психологии на примере детей с нарушениями слуха производилась с помощью количественных категорий - статистических величин, что увеличивает наглядность полученных результатов и повышает удобство расчетов получаемых показателей.

Особое внимание следует уделить тому, что в педагогике и психологии используется непараметрические методы, так как зачастую совокупность полученных данных исключает расчет параметров.

При этом используют методы: если сравнивается одна и та же совокупность в разных условиях, то Т-критерий Вилкоксона, U-Манна-Уитни и др. Если сравниваются один раз две совокупности, то Q-критерий Розенбаума, G-критерий знаков и др. При изучении корреляции - ранговый критерий Спирмена. Если сравниваются две выборки, в разных условиях, применяют многофункциональные критерии, например, ф-критерий (фи) - угловое преобразование Фишера, который используется для сравнения двух выборок по частоте встречаемости определенного признака. Критерий оценивает достоверность различий между процентными долями двух выборок, в которых зарегистрирован интересующий исследователя признак. Рассмотрим практику произведения вывода по результатам проведения педагогического эксперимента с использованием данного многофункционального критерия. Педагог на занятиях использовал новую методику преподавания иностранного языка лицам с ОВЗ. Сингапурская методика - методика менеджмента и управления учебным процессом, дающая такой инструмент, как обучающие структуры. В основе Сингапурской методики - кооперативное, или совместное, обучение (Cooperative Learning). Проводимый эксперимент позволил выявить необходимость использования Сингапурской методики на уроках английского языка для обучения устной речи. В данной работе был использован ф- критерий Фишера. В качестве контрольной группы (КГ) выступает группа в количестве 10 лиц с ОВЗ, обучающаяся по традиционной методике, в качестве экспериментальной группы (ЭГ) выступает группа в количестве 14 лиц с ОВЗ, обучающаяся по Сингапурской методике (табл. 3).

Таблица 3

Результаты эксперимента

До эксперимента По окончании эксперимента

КГ ЭГ КГ ЭГ

чел d, % чел d, % чел d, % чел d, %

Испытывают затруднения в говорении 7 70 9 64 5 50 1 7

Не испытывают затруднения в говорении / Свободно выражают мысли на иностранном языке 3 30 5 36 5 50 13 93

Итого 10 100 14 100 10 100 14 100

Строка «Не испытывают затруднения в говорении / Свободно выражают мысли на иностранном языке» является критерием, т. е. изучаемым признаком. Эмпириче-

, . I n1xn2

ское значение ф критерия: фэмп = (ф1 - ф2) * Lnl + n2) .

До проведения эксперимента: фэмп

(1,287 - 1,159) *

10X14 (10 + 14)

0,30.

По окончании эксперимента: фэмп = (2,606- 1,571) *

10X14 (10 + 14)

2,49.

4

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Гуртовая Н. С., Гуртовая Ю. Д. Проблематика применения статистических методов в специальной педагогике и психологии // Концепт. -2015. - № 08 (август). - ART 15292. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15292.htm. - ISSN 2304-120X.

По таблице критических значений найдем величины для фо,99 =1,64; фо,95= 2,31.

фэмп

По результатам произведенных расчетов можно утверждать, что с вероятностью 99% до эксперимента принимается гипотеза Но, то есть не существует статистически значимых различий в числе неиспытывающих затруднения в говорении на иностранном (английском) языке в ЭГ и КГ до эксперимента. По окончанию эксперимента с вероятностью 99% уровень в экспериментальной группе выше чем в контрольной группе. Таким образом, применение непараметрических критериев снимает проблематику произведения вывода при проведении эксперимента в специальной педагогике и психологии.

Разрешение проблем применения статистических методов в специальной педагогике и психологии, состоит в преодолении практических трудностей, что может быть реализовано посредством создания аналитического проекта, в результате которого преподаватель получает дополнительные возможности для проведения аналитической работы в специальной педагогике и психологии, когнитивного поиска и реализации совместной экспериментально-исследовательской работы с обучаемыми. Наиболее эффективными средствами включения обучающегося с ОВЗ в процесс творчества на уроке является: проектно-аналитическая деятельность, с последующим применением методов статистики для получения глобальных выводов по результатам исследования. Проектная работа способствует формированию исследовательских интересов, детей привлекают собственно научные действия [3]. Это генеральный элемент включения в работу детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом основных направлений реализации инновационных процессов в образовательной среде, направлен не только на получение знаний по предмету, но и в первую очередь на практико-ориентированный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию к проведению исследовательской работы, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы обучающегося с ОВЗ. Поэтому не случайно одной из главных целей на ступени общего образования является развитие творческой активности детей с ограниченными возможностями здоровья, демонстрацию которых дает методика применения статистических методов в специальной педагогике и психологии.

Ссылки на источники

1. Непрерывное профессиональное образование: теория и практика: сборник статей по материалам в Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей: сборник статей / Сибирская академия финансов и банковского дела; под общ. ред. Э.Г. Скибицкий. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2014. - 424 с.

2. Изюмов А. А., Коцубинский В. П. Статистические методы анализа данных в науке и образовании. -Томск: Эль Контент, 2012. - 150 с.

3. Социально-экономическая эффективность результатов исследований молодых ученых в области образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А. А. Орлов. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 528 с.

5

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Гуртовая Н. С., Гуртовая Ю. Д. Проблематика применения статистических методов в специальной педагогике и психологии // Концепт. -2015. - № 08 (август). - ART 15292. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15292.htm. - ISSN 2304-120X.

Natalia Gurtovaya,

Ph.D., assistant professor of insurance, finance and credit of Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin, Nizhny Novgorod [email protected] Julia Gurtovaya,

Student of Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin, Nizhny Novgorod [email protected]

The issue of the application of statistical methods in special education and psychology Abstract. Methods for the effective application of statistical methods in the analysis of the data bank received when working with children with disabilities. The development of the necessary competencies of students receiving additional training in working with children with disabilities (HIA) in special education and psychology through effective use of computer technology in the analysis of the data bank received when working with children with HIA.

Keywords: statistical methods of data analysis, the calculation of statistics, graphical representation of data, application of nonparametric statistics in special education and psychology.

References

1. Nepreryivnoe professionalnoe obrazovanie: teoriya i praktika: sbornik statey po materialam v Mezhdu-narodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii studentov, magistrantov, aspirantov i prepodavateley: sbornik statey / Sibirskaya akademiya finansov i bankovskogo dela; pod obsch. red. E.G. Skibitskiy. M.; Berlin: Direkt-Media, 2014. 424 p. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Izyumov A. A. & Kotsubinskiy V. P. Statisticheskie metodyi analiza dannyih v nauke i obrazovanii. Tomsk: El Kontent, 2012. 150 p. (in Russian).

3. Sotsialno-ekonomicheskaya effektivnost rezultatov issledovaniy molodyih uchenyih v oblasti obra-zovaniya. Materialyi Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii / pod red. A. A. Orlov. M.: Direkt-Media, 2014. 528 p. (in Russian).

Рекомендовано к публикации: о

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

9 772304 120159

www.e-koncept.ru

Поступила в редакцию 12.08.15 Получена положительная рецензия 13.08.15

Received Received a positive review

Принята к публикации 13.08.15 Опубликована 14.08.15

Accepted for publication Published

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Гуртовая Н. С., Гуртовая Ю. Д., 2015

6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.