Дмитриева Дарья Сергеевна,
Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С.П. Королева (Национальный исследовательский университет), аспирант,
vdovushkina_dasha@mail. ги
ПРОБЛЕМАТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье рассмотрена проблема применения электронного обучения как части интегрированной информационной образовательной среды в инклюзивном образовании. Охарактеризована роль преподавателя-модератора, реализующего курс в рамках инклюзивного образования с применением средств электронного обучения. Ключевые слова:
инклюзивное образование; электронное обучение; преподаватель -модератор; интегрированная информационная образовательная среда; инновационная форма обучения; образовательная траектория.
Совершенствование и трансформация технологий реализации образовательного процесса приводит к необходимости адаптации управления образовательной системой образовательной организации. Интеграция инновационных технологий приводит к реорганизации форм передачи знаний, форм взаимодействия преподавателей и обучающихся. Электронное обучение, рассматриваемое как новая форма реализации образовательного процесса, становится актуальным не только в традиционном образовательном процессе, но и в отдельном его подпроцессе - инклюзивном образовании [1]. Инструментарий электронного обучения -средства электронного обучения - позволяет провести адаптацию образовательных ресурсов для их реализации в инклюзивном образовании.
В настоящее время концепция электронного обучения и средств электронного обучения занимает важное место в образовательном процессе и применяется профессорско-преподавательским составом на всех уровнях образования и в различном образовательном контексте [4]. Развитие средств электронного обучения (методическое, функциональное, техническое и т.д.) требует совершенствования и приобретения умений и навыков преподавателем, который является не только непосредственным звеном в реализации образовательного процесса, но и администратором, а в некоторых случаях - модератором и тьютором образовательного курса.
В то же время преподаватель должен учитывать контекст инклюзивного образования [2]. Реализация дисциплины в рамках применяемых средств электронного обучения должна проводиться с учетом
разнообразия академических, социальных, поведенческих возможностей обучающихся [3]. Потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья часто не учитываются в полной мере. Более широкое применение цифровых технологий в традиционном образовательном процессе позволяет развивать их адаптивную составляющую в инклюзивном образовании.
Тем не менее, несмотря на расширение технической и методической поддержки и на более глубокую интеграцию, адаптация к образовательным потребностям особых обучающихся не в полной мере ориентирована на учет подгруппы. Одной из причин является отсутствие комплексной совместной работы по созданию образовательных курсов с применением средств электронного обучения при поддержке и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и самих преподавателей.
Рассмотрим требования к профессорско-преподавательскому составу в рамках данной комплексной работы. Применение средств электронного обучения в профессиональной деятельности преподавателей предполагает наличие некоторых базовых знаний, сформированных на основе работы с цифровыми технологиями в образовательном процессе. Преподавателю необходимо обладать компетенциями, которые сформированы в области цифровых технологий и их интеграции с профессиональной деятельностью и могут быть охарактеризованы тремя уровнями:
1) преподаватель осведомлен о возможности применения цифровых технологий в образовательном процессе;
2) преподаватель обладает необходимыми навыками использования аппаратного и программного обеспечения в образовательном процессе;
3) преподаватель знает педагогические и дидактические элементы цифровых технологий, способен разрабатывать методическое содержание применения цифровых технологий в образовательном процессе.
Интеграция преподавателем цифровых технологий с образовательным процессом позволяет констатировать, что он (преподаватель) обладает педагогическими знаниями, применимыми к конкретному содержанию [3], а также знаниями о трансформации содержания дисциплины при применении технологий; знаниями о том, как цифровые технологии могут помочь в достижении педагогических целей.
На основе данного компетентностного фундамента преподаватель способен проводить интеграцию средств электронного обучения с профессиональной деятельностью. Таким образом, он решает две основные задачи: 1) обеспечение необходимого содержания дисциплины; 2) поддержка двунаправленной связи (коммуникации) преподаватель - обучающийся. Данные задачи определяют наличие проблем для преподавателей, ориентированных на традиционный образовательный процесс. В результате преподаватели, реализующие дисциплины с применением средств электронного обучения, должны быть готовыми выполнить функцию модератора курса [6], который, в свою очередь, способен реализовать
различные сценарии электронного обучения (роль электронного модератора). Ориентация на инклюзивное образование требует наличия дополнительных функций электронного тьютора, способствующих не только методической, но и психолого-педагогической адаптации обучающихся к образовательному процессу в рамках курса.
Средства электронного обучения в образовательном процессе инклюзивного образования должны рассматриваться как часть интегрированной информационной образовательной среды образовательной организации, требования к которой закреплены в соответствующих образовательных стандартах. В таком организационном варианте обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья становятся равноправными участниками и пользователями образовательной среды и получают базовый функционал технической, программной и методической поддержки восприятия материала дисциплин в рамках определенной образовательной программы. Средства электронного обучения становятся совместно с цифровыми технологиями вспомогательным образовательным ресурсом, адаптирующим образовательный процесс в рамках инклюзивного образования. Инструмент электронного обучения должен быть направлен на поощрение участия, что позволяет всем обучающимся быть задействованными во всех аспектах образовательной деятельности. При этом, в соответствии с нормативной базой, за обучающимися сохраняется право выбора специализированной адаптивной образовательной программы, направленной на учет индивидуальных особенностей и способной выстраивать индивидуальную образовательную траекторию.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья не являются новой группой среди обучающихся образовательной организации [7]. Широкие возможности средств электронного обучения (программные, функциональные, технические) позволяют повысить активность и интерактивность образовательного процесса. Само электронное обучение в таком случае может рассматриваться так же как система, усиливающая познавательную направленность и активность обучающихся.
Психолого-педагогический фундамент проектирования дисциплин с помощью средств электронного обучения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья формируется на основе представления информации в различных вариантах и формах, активизируя различные перцептивные процессы, имеющиеся у обучающихся [5].
Таким образом, основными преимуществами применения средств электронного обучения в инклюзивном образовании являются:
• комплексная поддержка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья наравне со всеми обучающимися;
• реализация активных интерактивных методов обучения (в рамках контактной и самостоятельной работы) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
• управляемость обучения, гибкость в пространстве и времени;
• персонализация образовательного процесса;
• гибкость при выстраивании индивидуальной образовательной траектории;
• активизация необходимого способа воздействия с учетом возможностей обучающихся;
• реализация широкого спектра средств коммуникации;
• мультимодальные дисциплинарные связи;
• возможность самостоятельного прогресса;
• синхронная и асинхронная связи (каждая из которых необходима в случае с конкретными обучающимися с ограниченными возможностями здоровья);
• устранение ряда психологических барьеров;
• интеграция с образовательной системой без физического присутствия.
Реализация образовательного процесса с учетом потребностей
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья означает признание того, что образовательный процесс является доступным для всех категорий граждан и что информация в рамках образовательного процесса должна предоставляться с учетом возможностей всех его участников с индивидуальными потребностями в обучении.
Средства электронного обучения, выступая инструментарием электронного обучения в рамках применения цифровых технологий инклюзивного образования, учитывают цели обучающихся с ограниченными возможностями на основе дифференциации и индивидуализации обучения. Важным аспектом является поддержка всех возможных технологий и методов для реализации образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями в рамках интегрированной информационной образовательной среды образовательной организации.
Преподаватели в данной системе также имеют важное положение: они должны формировать и реализовывать новые компетенции, новые технологии обучения с применением средств электронного обучения, выполнять ряд функций модератора образовательного курса (активное содействие, координация, управление, репетиторство), осуществлять методологическую адаптацию материала.
Литература
1. Вишнякова Е.А. Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как средство реализации инклюзивного процесса образовательной организации // Региональное образование: современные тенденции. 2017. №3(33). С. 70-74.
2. Димова А.Л. Программное и учебно-методическое обеспечение курса, формирующего компетентность в области здоровьесбережения обучающегося - пользователя информационных и коммуникационных технологий // Управление образованием: теория и практика. 2016. №2(22). С. 51-61.
3. Маслова Е.П. Мониторинг качества подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2017. №2. С. 1256-1260.
4. Методологические подходы к исследованию проблем в области профессиональной педагогики / Т.И. Руднева, В.В. Левченко, Н.В. Соловова, Н.Б. Стрекалова. Самара: Самарский университет, 2013. 164 с.
5. Психолого-педагогические основы обучения студентов с ОВЗ в вузе / под ред. Б.Б. Айсмонтаса: хрестоматия для преподавателей сферы высшего профессионального образования, работающих со студентами с ОВЗ. М.: МГППУ, 2013. 334 с.
6. Скамьянова Т.Ю. Адаптированные педагогические технологии // European Social Science Journal. 2015. №7. С. 261-266.
7. Шац И.К., Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Философские основы здоровьесберегающей педагогики // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2016. Ч. 2. №4. С. 316-319.
Dmitrieva Darya Sergeevna,
The Samara State Aerospace University named after Academician S.P. Korolev (National Research University), the Postgraduate student, vdovushkina_dasha@mail. ru
PROBLEMS OF E-LEARNING USE IN THE INCLUSIVE EDUCATION DEVELOPMENT CONTEXT
Annotation
The article deals with the problem of using e-learning as part of an integrated information educational environment in inclusive education. The role of the teacher-moderator who implements the course in the framework of inclusive education with the use of e-learning tools is described. Keyword:
inclusive education; e-learning; teacher-moderator; integrated information educational environment; innovative form of education; educational trajectory.