Научная статья на тему 'Проблема здоровьесбережения в высшей школе'

Проблема здоровьесбережения в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
175
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема здоровьесбережения в высшей школе»

ПРОБЛЕМА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Елькова Л. С.

Филиал Российского государственного социального университета в г. Анапа, кафедра социальной работы

Качество образования не может рассматриваться вне контекста здоровья субъектов образовательного процесса. Нет смысла в образовании, если система наносит вред здоровью человека. Между тем многочисленные результаты исследований демонстрируют, что лишь около 15% выпускников школ можно считать практически здоровыми. Ситуация со здоровьем в выпускников школ в Краснодарском крае, как и в целом в России, продолжает оставаться главной стратегической проблемой в области образования. Ведущее место в структуре заболеваемости занимают болезни органов дыхания (52,3%), нервной системы и органов чувств (9,8%), инфекционных болезней (8,3%), травм, отравлений (5,2%), болезни кожи и эндокринной системы (7,1%). Продолжает интенсивно увеличиваться патология зрения [1].

Именно поэтому сегодня очень активно говорят о здоровьесберегающих образовательных технологиях и программах. Растет число учреждений, использующих в своей деятельности комплексный подход в сохранении физического, психического и социального здоровья, здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие технологии в образовании - способ организации и последовательных действий в ходе учебновоспитательного процесса, реализации образовательных программ на основе всестороннего учета индивидуального здоровья обучающихся, особенностей их возрастного, психофизического, духовно - нравственного состояния и развития.

Многолетние исследования состояния здоровья детей и молодежи показывают, что за последние 10 лет положительной динамики в улучшении их здоровья не наблюдается, и этот факт становится предметом острой общественной тревоги. В этом плане на образование, как целостную государственную структуру, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится, помимо сугубо образовательных задач, задача сохранения психического, психологического, физического и нравственного здоровья детей и молодежи.

В вузах России накоплен значительный потенциал, в решении многих методологических и методических, вопросов по проблеме здоровья студентов.

В начале 90-х годов XX века разработан межвузовский научный проект «Здоровье студентов», который финансировался Госкомитетом по высшему образованию РФ на период 1994-1996 гг. К реализации данного проекта были привлечены пять российских вузов: Брянский государственный технический университет (БГТУ); Московская государственная академия прикладной биотехнологии (МГАПБ); Рязанская государственная радиотехническая академия (РГРТА); Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова (РГМУ); Тульский государственный университет (ТулГУ).

Проектом «Здоровье студентов» была определена задача создания примерной «модели» оздоровительной работы в вузе, придания ей целенаправленности, повышения ее качества и эффективности. Среди первоочередных - задача разработки концептуальных подходов к организации валеологической работы в вузе, достижения определенного согласия в трактовке основных понятий. Основополагающими в проекте являлись комплексные и системные представления об индивиде и его здоровье, среде обитания, образе жизни, самой организации валеологической работы. Последовательное проведение системного подхода позволило объединить в единое целое работу всех групп исполнителей и их результаты.

Анализ работ по программе «Образование и здоровье» в вузах России свидетельствует, что на местах в регионах ведется активная работа по сохранению и укреплению здоровья студентов. Но проблема здоровья молодежи продолжает оставаться приоритетной в ходе организации учебно-воспитательного процесса высшей школы. Это связано с ликвидацией кафедр валеологии и закрытием научных тем по проблеме валеологии - науки об индивидуальном здоровье человека.

И, тем не менее, проблемы сохранения и укрепления здоровья студентов в системе высшего образования являются важными и приоритетными. Развиваются новые направления и школы в области здоровья в образовании: создаются научные коллективы, проблемные лаборатории, экспериментальные центры и площадки.

Для формирования здоровьесберегающего образовательного пространства высшей школы необходимо использование многообразия форм и методов образовательной деятельности и создания коллектива педагогов, единомышленников, который посредством профессиональной интеграции, будет моделировать условия для мотивации к здоровому образу жизни, реализовывать здоровьесберегающие технологии.

ЛИТЕРАТУРА

1. О состоянии здоровья населения Краснодарского края в 2005 году. Государственный доклад / Под ред. С.Н. Алексеенко, Б.А. Войцеховича. Краснодар: ГУЗ МИАЦ, 2006. 138 с.

2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.

3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.

4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.

5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.

6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.

7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.

Материалы IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.

9. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.

10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

17. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

МатериалыIIX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.