УДК 378.17
ПРОБЛЕМА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
© 2008 М.Ю.Чуркина
Самарский государственный педагогический университет
В статье рассматривается вопросы формирования здоровьесберегающих компетенций будущего учителя химии при изучении различных химических дисциплин.
Роль и значение химии в развитии современного общества трудно переоценить. Напомним, что еще в 1748 году, открывая первую химическую лабораторию в России, М.В.Ломоносов справедливо заметил: «Изучение химии имеет двоякую цель: одна - усовершенствование естественных наук, другая - умножение жизненных благ». Химия - одна из главных наук природе и самая созидательная из них. Из всех естественных наук химия ближе всего к повседневной жизни. Высшая цель химии - удовлетворять нужды каждого человека и всего общества, умножать блага жизни и комфорт. Во всех сферах человеческой деятельности видна реальная отдача достижений химии. Особенно велик инновационный потенциал химической науки: это -новые материалы с уникальными, неизвестными ранее свойствами, высокоэффективные и селективные каталитические процессы, лекарственные препараты нового поколения, высокочистые продукты нефтехимии, экологически чистые биотехнологические процессы, нанотехнологии, молекулярный дизайн, квантовое управление химической динамикой. Во многих из этих направлений развития химической науки и технологий Россия занимает достойное место в мире. Но развитие химии невозможно без поддержки государством химического образования.
Достижения российского химического образования общепризнаны. Однако к последнему времени по целому ряду причин они в значительной мере утрачены. К концу прошлого столетия в нашей стране назрела насущная потребность в серьезной модернизации всей системы образования. Эта потребность сейчас ощущается многими, но единого понимания того, куда должен быть направлен ее вектор, и каковы конечные цели модернизации, в обществе нет.
Изменение роли химии в обществе и ее социальная роль характеризуется в основном двумя взаимосвязанными факторами. Во-первых, это - «хемофобия», т.е. отрицательное отношение в обществе к химии и ее про-явлениям1. Такое отношение связано с загрязнение окружающей среды, техногенными катастрофами, производством боевых отравляющих веществ, наркотиков и т.д. В этой связи важно именно в школе объяснять, что плохое заключается не в химии, а в людях, которые, во первых, не понимают законов природы, а, во-вторых, нарушают общепринятые нравственные нормы. Химия - очень мощный инструмент, в ее законах нет понятий добра и зла.
Другой социальный фактор - это вопиющая химическая безграмотность общества на всех его уровнях - от журналистов до домохозяек. Большинство людей совершенно не представляет, из чего состоит окружающий мир, не знает элементарных свойств даже простейших веществ и не может отличить азот от аммиака, а этиловый спирт - от метилового.
Уровень образования определяет уровень культуры, экономики, темпов развития любой страны. Поэтому совершенствование образования является одной из первоочередных задач любого цивилизованного общества.
Химические знания составляют основу современной науки и техники, химические
1 Лисичкин Г.В., Коробейникова Л.А. Годитесь ли вы в
химики? - М.: ИКЦ «Академкнига», 2003; Berdonosov S.S.Kuzmenko N.E. Kharisov B.I. Experience in Chemical Education in Russia: How to Attract the Young Generation to Chemistry under Conditions of «Chemopobia». -J. Chem.Educ, - 1999, v.76, - № 8. P.1086 - 1088; Pe-trosian V. The Ecological Pressure and the Health of Young People. -Forum International. - 2003. - № 1. -p.24 - 25.
методы широко используются в самых разных отраслях промышленности, сельского хозяйства, медицины и фармацеи. Недооценка роли химических знаний, формируемых средней школой, приведет к существенному снижению уровня подготовки специалистов во многих отраслях, в том числе весьма далеких от химии. Элементарная химическая безграмотность населения неизбежно будет приводить к опасным ситуациям в быту, ухудшению экологической обстановки и здоровья населения.
В настоящее время многими исследователями разных стран отмечается глобальное ухудшение здоровья населения планеты, возник императив выживаемости, диктующий необходимость перехода к новой общечеловеческой планетарной стратегии, которая требует нового качества образования, нового отношения к здоровью, построенного на общечеловеческих ценностях.
Поэтому проблему здоровья и отношения к здоровью (здоровьесбережение) следует рассматривать с учетом сложившейся ситуации, требующей новых подходов к изучению этого явления2.
Проблема здоровья осложняется малоподвижным образом жизни большинства населения, длительным пребыванием в закрытых помещениях, увлечением вредными для здоровья привычками. Среди педагогических причин отмечается повышенная интенсивность учебного процесса, недостаточное просвещение здорового образа жизни.
Наблюдения последних лет доказывают безответственное отношение молодежи к формированию, укреплению и сохранению своего здоровья, отсутствие первостепенной ценности здоровья наряду с общечеловеческими ценностями, выступающими основой осознанного здоровьесбережения, здоровь-есберегающей ответственности, которая в данном случае приобретает первостепенное значение.
Несмотря на утверждение медиков, психологов, педагогов, социологов о значимости сохранения и сбережения здоровья человека, позволяющего ему активно жить и действовать в современных условиях - про-
2 Бусыгин А.Г. Десмоэкология или теория образования для устойчивого развития. - Ульяновск: Симбирская книга, 2003.
блема здоровья человека остается актуальной.
Известно, что здоровье зависит как от внешних условий, образа жизни человека, так и от индивидуального ответственного отношения человека к здоровьесбережению. Путь каждого индивидуума к здоровому образу жизни отмечается предпосылками здоровьес-бережения и осуществляется по индивидуальной траектории, учитывающей личностную позицию человека в укреплении и сохранении своего здоровья, отношение к здоровью как к важнейшей ценности жизни, понимание индивидуальной ответственности перед самим собой за сохранение и сбережение своего здоровья.
При этом ни в школе, ни в вузе нет специальной дисциплины, которая бы отвечала за культуру предотвращения заболеваний, то есть здоровьесбережение.
Здоровье каждого человека определяется отношением внешних и внутренних воздействий на его организм, с одной стороны, и возможностями самого организма противостоять нежелательным воздействиям, защищаться от них, по возможности усиливая воздействия полезных для здоровья факторов, с другой стороны. Степень успешности этой деятельности - устранение вредных воздействий (корректировка окружающей среды) и повышение устойчивости к ним (тренировка, повышение адаптационных способностей организма) - определяет направления усилий по сохранению и укреплению здоровья.
Рассматривая факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье (патогенные факторы), в аспекте охраны здоровья студентов, необходимо разделить их на 2 большие группы: факторы, непосредственно связанные с образовательным процессом, образовательными учреждениями и все остальные факторы, потенциально оказывающие воздействие на здоровье3.
Приведем перечень нескольких общепатогенных факторов, наносящих вред здоровью всех граждан, в том числе и здоровью студентов, на которые указывают многие исследователи и практики.
1. Низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья.
3 Бруй Б.Н. О некоторых медико-демографических и социальных аспектах развития подростков // Вопросы статистики. - 1995. - № 12. - С.25.
Сейчас все чаще можно слышать об отсутствии культуры здоровья в России. Человек не стремится взять на себя ответственность за здоровье. Рождаясь здоровым, самого здоровья человек не ощущает до тех пор, пока не возникнут серьезные признаки его нарушения. Теперь, почувствовав болезнь и получив облегчение от врача, он все больше склоняется к убеждению о зависимости своего здоровья именно от медицины. Тем более, что такой подход освобождает самого человека от необходимости «работать над собой», жить в постоянном режиме ограничений и нагрузок. Культурный же человек, как отмечал И.И.Брехман, «не должен допускать болезни, особенно хронические, так как в подавляющем числе случаев они являются следствием образа жизни». Действительно, исторически медицина сложилась как наука, которая в качестве главной цели декларировала сохранение и укрепление здоровья, продление жизни людей, тогда как лечение болезней составляло ее вторую часть. Однако статистика говорит о другом. Очевидно, что в рамках старого подхода к целям и задачам медицины решить проблемы коренного перелома в уровне здоровья невозможно.
Необходимо определить новую стратегию сохранения здоровья, основанную на социальной ценности здоровья личности и идеи ответственного отношения каждого человека за свое здоровье перед обществом и общества перед человеком. По данным ВОЗ здоровье человека на 70 - 80% определяется его собственным отношением или возможностью влияния на факторы, имеющие отношение к здоровью. Исполнительный комитет ВОЗ отметил (1995 г.), что «осознанная ответственность общества и, прежде всего, каждого человека за сохранение и поддержание на надлежащем уровне собственного здоровья... -ключевой фактор, без которого усилия служб национального здравоохранения по достижению здоровья для всех будут оставаться недостаточно эффективными».
2. «Забалтывание» проблемы здоровья. Существует такой психологический феномен: обсуждая какую-либо проблему, рассматривая ее со всех сторон, человек снимает часть внутреннего напряжения, возникшего в связи с этой проблемой. В результате боль, озабоченность становится меньше. Реальная дея-
тельность в направлении решения возникшей сложной проблемы подменяется рассуждениями на эту тему. Но ситуация не разрешается, т.к. только размышлениями и рассуждениями проблему не решить. Возникает недоумение: как же так, столько времени и сил потрачено на проблему, а «воз и ныне там», может, эта проблема неразрешима? Организуя деятельность по сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, формированию у них культуры здоровья, следует помнить о существовании данного феномена, не подменять деятельность рассуждением о ней.
Мы живем в непростом мире, и на нас и наше состояние оказывает влияние множество факторов. По данным известного ученого, академика РАМН Ю.П.Лисицына, являющегося признанным авторитетом в области профилактической медицины, основным фактором, обуславливающим здоровье человека, является образ жизни (50 - 55%). Влияние экологических факторов на здоровье оценивается примерно в 20 - 25% всех воздействий, 20% составляют биологические (наследственные) факторы и 10% приходится на долю недостатков и дефектов здравоохранения. Эти данные, как модель обусловленности состояния здоровья, отражают результаты исследований по влиянию тех или иных факторов на здоровье, заболеваемость или болезненность отдельных групп населения, регионов, конкретных людей, занятых в различных сферах трудовой деятельности, и до сих пор подтверждаются отечественными и зарубежными специалистами.
Несмотря на то, что большинство специалистов придерживаются определения здоровья, данного ВОЗ, говоря о здоровье, часто имеют в виду его физическую составляющую, забывая о социально - психологической и духовно - нравственной составляющих понятия. Действительно, для характеристики состояния здоровья населения, как правило, используется классическая триада: смертность в различных возрастах группах, уровень и структура общей заболеваемости, а также уровень физического развития.
К сожалению, в настоящее время еще не разработана комплексная система оценки уровня здоровья человека, охватывающая все его составляющие. Повсеместно можно заме-
тить явное сужение понятия здоровья до физического состояния. Важно переломить эту тенденцию и руководствоваться определением здоровья как многогранного понятия, включающего физический, социально - психологический и духовно - нравственный аспекты.
3. Воздействие неблагоприятных для здоровья экологических факторов.
По данным экологов и медиков, большая часть территории нашей страны - зоны экологического неблагополучия. А это определяет вред для здоровья людей и питьевой воды, и выращиваемых на этих землях овощей, фруктов, ягод, и патогенность воздушной среды. Мясо, молоко, яйца от животных и птиц, живущих на этих территориях, также будут оказывать неблагоприятное воздействие на здоровье при употреблении их в пищу.
Конечно, используя очистные фильтры, вымачивая овощи в воде, строго отбирая молоко и мясо, можно несколько снизить вред этих факторов для здоровья. Но ходить в противогазе, защититься от радиации, совсем отказаться от большинства продуктов питания и т.п. - невозможно. И чем слабее, незащищеннее организм человека, а именно таков молодой организм, тем тяжелее последствия для его здоровья от воздействия вредных факторов окружающей среды.
4. Воздействие неблагоприятных для здоровья антропогенных и техногенных факторов.
В специальной и популярной литературе описан широкий спектр патогенных воздействий - от воздействия электромагнитных полей, в «паутине», которой мы проводим большую часть жизни, и частых поездок на транспорте («транспортное утомление») и до социально - психологических стрессов, неизбежных при интенсивных межличностных взаимодействиях, и травмирующего психику воздействия средств массовой информации, заполонившей эфир рекламой, тенденциозными политическими передачами, сценами насилия и убийств. Именно эти атрибуты городской жизни определяют происхождение значительной части неврозов, депрессивных состояний, психосоматических заболеваний, проявлений агрессии, роста потребления алкоголя и наркотиков.
5. Отсутствие целостной и целена-
правленной системы формирования культуры здоровья населения. Сюда можно отнести:
5.1. Отсутствие последовательной и непрерывной системы обучения здоровью. На различных этапах возрастного развития человек получает информацию о здоровье в семье, школе, больнице, из средств массовой информации и т.д. Однако информация эта отрывочна, случайна, не носит системного характера, зачастую противоречива и нередко исходит от некомпетентных людей.
5.2. Отсутствие интегративности, межведомственного подхода к решению проблем, связанных со здоровьем. В существующих программах, направленных на повышение уровня здоровья населения, в частности, субъектов образовательного процесса, как правило, прописано межведомственное взаимодействие, но на практике это осуществляется недостаточно.
5.3. Низкий уровень санитарно - гигиенической, просветительской работы. Существующая просветительская работа по вопросам здоровья, проводимая через средства массовой информации, популярными лекциями, изданием научно-популярной литературы, чаще всего ориентирует население преимущественно на лечение, а не на предупреждение заболеваний. При этом не раскрываются факторы риска и главное - пути их преодоления, не показываются функциональные возможности организма в противодействии неблагоприятным влияниям, в устранении начальных признаков заболевания. Вместо этого упор делается на лекарственные и технические средства лечения и восстановления здоровья, настойчиво рекламируется деятельность медицинских центров, что не удивительно, так как осуществляют эту деятельность обычно медики, более компетентные в вопросах диагностики и лечения заболеваний, а не их профилактики с использованием социально-психологических технологий.
5.4. Отсутствует мода на здоровье. Средства массовой информации мало внимания уделяют формированию гармонично развитого - физически и духовно - человека. Например, физический имидж человека (хорошее физическое развитие, стройность и т.п.) среди других важнейших показателей назвали при опросе 85% респондентов в США и лишь 25% мужчин и менее 40% жен-
щин в России. У американских студентов при ранжировании 17 жизненных ценностей здоровье заняло первое место, а у российских -лишь десятое.
5.5. Мало внимания уделяется вопросам формирования культуры отдыха. Отсутствие такой культуры делает человека заложником непродуманного, не планируемого времяпрепровождения, толкает к стремлению «убить» время у телевизора, алкоголизации и пр. В результате имеющееся свободное время не компенсирует последствий накопившегося профессионального утомления и не обеспечивает подготовку человека к следующему трудовому дню.
6. Несовершенство законодательной, нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность по охране здоровья населения.
Законодательная и нормативная база, регламентирующая деятельность по охране здоровья достаточно разнообразна. В то же время она не обеспечивает в должной степени координацию действий федеральных и местных органов власти, правоохранительных, лечебно-профилактических, образовательных учреждений и учреждений Госсанэпиднадзора. Известная декларативность законов не позволяет также создавать точных подзаконных актов. Размытым остается и категория ответственности должностных лиц за здоровье абитуриентов.
7. Несформированность культуры здоровья у преподавателей, неблагополучие их состояния здоровья.
Тот факт, что значительная часть педагогов слабо подготовлена по вопросам возрастных особенностей ребенка, психологии и физиологии подросткового организма, закономерностям развития и т.п., общеизвестен. Реже объектом внимания и критики становится недостаточная грамотность педагогов в вопросах здоровья и здорового образа жизни. Регулярно проводимые исследования (опрос, анкетирование, тестирование) свидетельствуют, что по компетентности в этих вопросах преподаватели находятся на уровне других специалистов с высшим образованием - инженеров, экономистов и др. Но даже при наличии знаний в этой области, педагог не всегда является носителем культуры здоровья. В этом одна из причин неблагополучия состоя-
ния здоровья учительства как профессиональной группы, которая представляет одну из наиболее выраженных групп риска. Педагоги сами нездоровы и невольно подают дурной пример своим воспитанникам. Ведь «у нездорового преподавателя не может быть здоровых воспитанников!»
Если о здоровье обучающихся говорят много и пытаются заниматься его сохранением и укреплением, то по проблеме здоровья педагогов заметных подвижек в практике работы образовательных учреждений не заметно. В этом вина, как самого преподавателя, так и всей государственной системы, многие годы финансирующей образование и здравоохранение по остаточному принципу.
Наряду с такими факторами, как генетическая обусловленность, неблагоприятные социальные, экологические условия развития и другие им подобные, неблагоприятное и существенное воздействие на здоровье студентов оказывает другая группа факторов, имеющих непосредственное отношение к проблеме здоровьесберегающих образовательных технологий. С негативным влиянием именно этих факторов, к которым относятся интенсификация и нерациональная организация учебного процесса, несоответствие методик обучения возрастным возможностям и т.п., специалисты связывают до 40% подростковой патологии. Следует учесть, что утомительность занятия не является следствием какой-либо одной причины (сложности материала или психологической напряженности), а определяется сочетанием, совокупностью различных факторов4.
В течение 2-х лет нами проводился анализ состояния здоровья студентов 1 - 3 курсов естественно-географического факультета СГПУ (2006/2007 и 2007/2008 уч. гг.). Мы проанализировали медицинские документы 136 студентов: 35 человек - студенты 1 курса отделения «Биология, география»; 24 человека - студенты 2 курса отделения «Химия»; 41 человек - студенты 3 курса отделения «География, биология»; 36 человек - студенты 3 курса отделения «Биология, география». При
4 Berdonosov S.S.Kuzmenko N.E. Kharisov B.I. Experience in Chemical Education in Russia: How to Attract the Young Generation to Chemistry under Conditions of «Chemopobia». - J. Chem.Educ, - 1999, v.76, - № 8. P.1086 - 1088.
этом были получены следующие результаты (табл. 1): на период с 2006 по 2008 год из 136 студентов 98 состоят на диспансерном учете, из них: у хирурга - 47 человек; у ЛОР-врача -37 человек, у гастроэнтеролога - 10 человек, у эндокринолога - 15 человек, у уролога - 16. Имеются студенты, у которых выявлено сразу
Отягощенность хроническими заболеваниями, конечно же сказывается на уровне работоспособности в течение как учебного дня, так и учебного года, при этом наблюдается ухудшение функций вегетативной нервной системы (головные боли, боль в области сердца, тошнота, вялость, рассеянность, высокая утомляемость). Таким образом, проблема организации помощи студенту в формировании, сохранении и укреплении здоровья весьма актуальна.
Поскольку Самарская область является развитым химическим и нефтехимическим центром России, то часто химию рассматривают как причину нарушения экологического равновесия в природе, и, как следствие, виновницей всех экологических бед и ухудшения здоровья населения в регионе. Однако, экологические проблемы порождает не наука химия, а использование ее результатов и достижений экологически неграмотным человеком, полное пренебрежение вопросами здоровьесбережения. Отсюда вытекает необходимость изучения вопросов не только экологии, но и сохранения здоровья при изучении химии.
Для реализации задач здоровьесбереже-ния нами разработана педагогическая технология по формированию здоровьесбере-гающих компетенций студентов педагогического университета при изучении химии.
В соответствии с целями здоровьесбе-режения преподавание базовых курсов химических дисциплин должно быть дополнено. Мы предлагаем при изучении спецдисциплин
несколько заболеваний. Наибольший процент заболеваний у студентов приходится на: а) опорно-двигательный аппарат -34,5%; б) кровеносную систему - 28,7%; в) органы дыхания - 27,2%.
Заболеваемости студентов по курсам: 1 курс - 21%; 2 курс - 54,5%; 3 курс - 24,5%.
дополнительно изучать влияние на окружающую среду и здоровье человека следующих вопросов: озоновый слой и озоновые дыры, парниковый эффект, кислотные дожди, загрязнение почвы, запыленность, производство и потребление энергии, проблема чистой воды, сохранение биоразнообразия и биологической продуктивности, отходы бытовые и промышленные, электромагнитное излучение и др.
В качестве элективных курсов предлагаются: 1) Химия природных соединений. 2) Здоровьесберегающее питание. 3) Химия лекарственных соединений и др.
При составлении рабочих программ по курсам учебных дисциплин необходимо сочетать рассмотрение традиционных вопросов с вопросами обобщающего интегративного характера. В них должны быть подчеркнуты те стороны объектов и явлений, законов и связей, которые составляют предмет здоровьес-бережения, и поэтому имеют особый профессионально-значимый характер. Такая перестройка в подаче конкретного фактического материала в целях формирования здоровьес-берегающих компетенций призвана акцентировать внимание на тех химических взаимодействиях, которые обеспечивают связь между различными элементами первичных природных сообществ (биогеоценозов), между экосистемами, ландшафтами и т.д., вплоть до биосферы в целом и здоровьем человека. Таким образом, реализуется важнейшие принципов десмоэкологического подхода о том, что приоритетными общечеловеческими цен-
Таблица 1 .Состояние здоровья студентов
Заболевания Количество студентов %
1. Кровеносной системы и сердца 39 28,7
2. Эндокринной системы 25 18,4
3. Костно-мышечной системы 47 34,5
4. Мочевыводящих путей 16 11,7
5. Органов дыхания 37 27,2
6. Желудочно-кишечного тракта 10 7,4
7. Другие заболевания 17 12,5
ностями являются жизнь, здоровье и экологические блага; живое и неживое - «сиамские близнецы»; всё связано со всем и все связаны со всеми.
Таким образом, мы предлагаем рассматривать глобальные проблемы окружающей среды: климатические изменения, проблемы энергетики и ее неблагоприятное воздействие на окружающую среду и человека, вопросы сохранения биоразнообразия и биологической продуктивности, роста населения и проблем продовольствия, а также экологическое состояние России и региона. Важным направлением, как представляется, должно стать изучение экологических проблем атмосферы, гидросферы, литосферы и здоровья человека. При этом следует обратить внимание на распределение и накопление в природных объектах и человеческом организме разного рода антропогенных загрязнений, в первую очередь наиболее распространенных и наиболее опасных. Очень важно также показать химизм миграционных путей в биогео-
ценозах и ландшафтах радионуклидов, химические механизмы их попадания в организм человека.
Дополненное таким образом преподавание химических дисциплин пронижет экологическими сведениями и проблемами с начала и до конца весь учебный процесс в вузе, формируя единую картину химических взаимодействий в живой и неживой природе, объединяющих все природные тела в динамические системы - биогеоценозы, и, таким образом, обеспечивающих существование всей биосферы. Изучение химизма воздействия различных антропогенных факторов на объекты живой природы и, в первую очередь, на человека позволит реально оценивать опасность для него самого и окружающей среды того или иного рода человеческой деятельности. Изучив экологические вопросы, и связанные с ними вопросы здоровьесбережения студенты педагогических университетов будут обязаны передать свои знания, умения и навыки последующим поколениям.
THE PROBLEM OF HEALTH KEEPING IN STUDYING CHEMICAL DISCIPLINES
©2008 M.U.Churkina
Samara state pedagogical university
The questions of health keeping competences formation of future teachers who study different chemical disciplines are under discussion in the article.