ОБЗОРЫ
УДК 159.9
ПРОБЛЕМА ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЕГО ПРОФИЛАКТИКИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
Н.А. СТЕПАНОВА* ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением математики № 1360»
В статье представлен анализ основных направлений отечественных исследований проблемы зависимого поведения и его профилактики. Показано, что наиболее полно изучены механизмы и причины формирования патологической зависимости, а возможности профилактики, несмотря на актуальность этой темы, изучены недостаточно. Изложены особенности современной отечественной системы профилактики зависимого поведения детей и подростков в образовательных организациях, выделены причины, препятствующие ее успешной реализации, которые необходимо учитывать при дальнейших исследованиях проблемы профилактики зависимого поведения.
Ключевые слова: зависимое поведение, профилактика, образовательные организации, подростковый возраст.
Введение
Проблема зависимого поведения и его профилактики на протяжении многих лет продолжает сохранять свою актуальность, поскольку число людей, страдающих различными видами аддикций, существенно не снижается, а, напротив, постоянно появляются все новые виды патологических зависимостей, особенно среди подростков и молодежи.
Так, в нашей стране около 17% подростков регулярно (1-2 раза в неделю) употребляют алкоголь [1], каждый десятый подросток хотя бы раз пробовал наркотики [5], курят около 21% подростков и старших школьников [2]. В последние несколько лет наряду с зависимостью от табакокурения появилась зависимость от электронных сигарет или вейпа, около 35% подростков проводят более четырех часов в день за компьютерными играми и
© Степанова Н.А., 2017
* Для корреспонденции:
Степанова Наталья Алексеевна,
кандидат психол. наук, педагог-психолог
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением
математики №1360»
E-mail: [email protected]
в социальных сетях [8]. Говоря о компьютерной и Интернет-зависимости, отдельно выделяют такие новые их формы, как ки-беркоммуникативную, селфи-зависимость, зависимость от гаджетов [5]. Около 20% подростков страдают пищевой зависимостью и зависимостью от диет [4].
В научной литературе встречаются различные определения зависимого поведения, которое понимается в разных аспектах:
- как внешние действия человека, связанные с непреодолимым влечением к какому-либо объекту, обусловленным психологической зависимостью от него [7];
- как зависимость от вещества, деятельности или человека, сопровождающаяся нарушением адаптации со средой и социальным окружением [3];
- как уход от невыносимой, тягостной реальности путем изменения состояния сознания различными способами [1];
- как одна из форм девиантного, рецидивирующего, дезадаптивного и негативно прогредиентного поведения [4];
- как жизненный стиль, направленный на поиск удовольствия [5];
- как неконтролируемое стремление к получению удовольствия на основе физи-
ческой и психологической зависимости от источника удовольствий [8] и т.д.
Но все авторы сходятся во мнении, что патологическая зависимость, в отличие от здоровой привязанности, пагубно влияет на психологическое состояние человека, препятствуя его личностному развитию и социализации.
Анализ современных отечественных исследований последних 5 лет показывает, что интерес к теме зависимого поведения достаточно высок. Многие аспекты зависимого поведения, включая его причины и механизмы развития, подробно изучены. Но не в полной мере раскрыты пути и ресурсы профилактики. Появление новых форм и видов зависимого поведения на фоне лишь незначительного снижения общего числа зависимых говорит о том, что оптимальные способы профилактики патологических зависимостей еще не найдены.
Исследования механизмов формирования зависимого поведения
В современных отечественных исследованиях наиболее разработанным является вопрос причин и механизмов формирования зависимого поведения. Исходя из имеющихся исследований, можно выделить три группы базовых психологических механизмов формирования патологических зависимостей, и, соответственно, три основных направления изучения этой проблемы.
Первую группу составляют нарушения личностного развития. Имеется значительное число работ, показывающих, что именно личностные особенности определяют склонность к зависимому поведению, скорость и интенсивность вовлечения в патологическую зависимость.
Так, по мнению Т.С. Бузины [2], Н.Н. Телеповой [7] и В.В. Шабалиной [8], факторами, провоцирующими формирование патологической зависимости являются недостаточная эмоционально-волевая регуляция, нарушение ценностно-смысловой сферы личности (пассивная и эгоцентри-
ческая жизненная позиция, низкая осмысленность жизни) [2], выбор дисфункциональных способов удовлетворения базовых потребностей [8], нарушения развития личностных конструктов, экзистенциальный вакуум [7]. То есть патологическую зависимость формирует недостаточное развитие личности на разных уровнях ее организации: от физиологического до духовного.
Вторую группу психологических механизмов формирования зависимого поведения составляют нарушения процесса адаптации и взаимоотношений с окружающими.
В.В. Аршинова [1] и И.Б. Олехнович [5] справедливо отмечают, что вначале зависимое поведение проявляется как адаптация, переходящая впоследствии в дезадаптив-ные и далее - в деструктивные формы поведения.
В работе И.В. Запесоцкой и В.Б. Ники-шиной продемонстрировано, что зависимое поведение проявляется как нарушение в поле субъект-субъектных отношений: зависимое поведение закрепляется при доминировании субъект-объектных отношений, в отличие от субъект-субъектных, формирующих доверие [3].
А.В. Смирнов показал в своей работе, что для людей с аддиктивным типом интегральной индивидуальности характерны социальная отчужденность, социальная самоизоляция и восприятие социума как чуждой, враждебной среды обитания, что приводит к иждивенчески-паразитическому и асоциально-криминальному взаимодействию с ней [6].
Многие авторы единогласно говорят о значимой роли негативного влияния ближайшего окружения на формирование зависимого поведения: сложности семейных взаимоотношений [1, 7, 8], влияние группы сверстников [1, 4, 7], табакокурение, алкоголизм и наркомания родителей, учителей, врачей как пример для подражания подрастающему поколению [1, 5].
Следовательно, неспособность построить продуктивные отношения с окружаю-
щей социальной реальностью порождает дисфункциональное и искаженное взаимодействие с ней, проявляющееся в зависимом поведении.
Третью группу механизмов формирования патологической зависимости можно определить как своеобразие общественного развития, культурный кризис.
В данной связи представляет интерес исследование И.Б. Олехнович, которая отмечает, что уклад жизни общества определяет негативные тенденции личностного развития человека, связанные с формированием зависимого поведения: распространение гедонизма, насаждение бездумного развлекательного начала, трансформация личностных ценностей, установок и смыслов в ситуации роста отчуждения и социальной неопределенности [5]. Данный подход отражает не столько психологический, сколько социально-философский взгляд на причины формирования зависимого поведения, но является важным завершающим звеном, позволяющим увидеть целостный механизм формирования зависимого поведения.
Таким образом, общим содержанием психологического механизма формирования зависимого поведения является нарушение личностного развития, социальной адаптации и межличностных отношений, во многом связанных с культурным кризисом.
Как видно, исследование причин и механизмов формирования патологической зависимости является вполне охватывающим ее содержательную сущность, однако практическое применение результатов этих исследований с целью профилактики зависимого поведения среди подрастающего поколения имеет существенные ограничения.
Особенности отечественной профилактики зависимого поведения
в образовательных организациях
Результаты описанных выше исследований дают возможность сделать вывод о
том, что своевременное выявление и профилактика нарушений личностного и социального развития у детей и подростков позволят предотвратить формирование у них патологических зависимостей. Образовательные организации обладают значительным потенциалом для проведения данной работы, но реализуют указанный потенциал недостаточно. Этому есть целый ряд причин.
Во-первых, недостаточная поддержка на государственном уровне. Разберем проблему на примере работы по профилактике наркомании. В нашей стране до сих пор профилактика наркомании в образовательных организациях представлена лишь концептуально и не оформлена в виде федерального закона. Существует Концепция профилактики употребления психоактивных веществ (ПАВ) в образовательной среде, утвержденная Министерством образования и науки РФ. Она поддержана Государственным антинаркотическим комитетом, но не легитимна, поскольку не введена в правовое поле соответствующим постановлением Правительства РФ. Нерешенной остается ситуация и со стандартами работы по профилактике патологических зависимостей. В 2004 году представлен проект стандарта профилактики зависимости от ПАВ, но до сих пор он остался на уровне методических рекомендаций.
Во-вторых, существует много программ по профилактике зависимого поведения, но нет единой базы учета этих программ. Поэтому проводятся одни и те же научно-исследовательские работы об одном и том же, с теми же целями и задачами; успешные проекты часто остаются на бумаге, а параллельно реализующиеся, откровенно слабые, малоэффективные идеи вдруг претворяются в жизнь. Например, программы по профилактике химической и Интернет-зависимости, разработанные и реализуемые специалистами Городского психолого-педагогического центра, подведомственного Департаменту образования г. Москвы, и активно внедряемые в московских школах: разовые тренин-
говые занятия с подростками и старшими школьниками, которые проводятся под эгидой профилактики, лишь косвенно и поверхностно затрагивают проблему зависимого поведения. Для подростков группы риска участие в подобной работе является только приятным времяпрепровождением. Да и первичной профилактикой полуторачасовое занятие можно назвать с большой натяжкой.
Также интересным является недавнее решение Минобрнауки России поручить ФГБОУ ВПО «Российскому экономическому университету имени Г.В. Плеханова» разработку комплекса мер по внедрению в практику образовательных моделей и технологии реабилитации несовершеннолетних, страдающих наркозависимостью. В данном случае встает вопрос, кто именно в экономическом вузе будет заниматься разработкой этих мероприятий? Способно ли это абсолютно негуманитарное заведение подготовить и защитить достоверность выполненной научно-исследовательской работы?
Третья причина недостаточного использования потенциала образовательных организаций для профилактики патологических зависимостей - особенности современной концепции профилактики зависимого поведения.
В нашей стране профилактика зависимого поведения, как и любого другого вида девиантного поведения, реализуется в рамках трехуровневой концепции, предполагающей первичную, вторичную и третичную профилактику.
Первичная профилактика является неспецифической и наиболее массовой. Ее контингент включает в себя общую популяцию детей, подростков и молодежи, а целью является формирование активного, адаптивного, высоко функционального жизненного стиля, направленного на продвижение к здоровью. Усилия первичной профилактики направлены на формирование здорового поведения, повышение эффективности используемых ребенком или подростком конструктивных поведенческих стратегий и увеличение потенциала личностно-сре-
довых ресурсов. Этот вид профилактики активно разрабатывается на протяжении последних 5 лет. В данном ключе выполнен комплексный междисциплинарный подход к профилактике химической зависимости В.В. Шабалиной [8], разрабатываются теория психологической устойчивости личности Н.Н. Телеповой [7], теория системной профилактики зависимого поведения В.В. Аршиновой [1], теория интегральной индивидуальности А.В. Смирнова [6].
Но имеющиеся программы первичной профилактики, разработанные в рамках данных теорий и подходов, имеют ряд недостатков, препятствующих их успешной реализации: они требуют дополнительного обучения специалистов образования, которые будут заниматься профилактикой зависимого поведения, и не предполагают разделение полномочий между специалистами по реализации профилактических мероприятий. В программах прописано только содержание профилактической работы, но не указано, как и кем она будет реализована (зона ответственности классного руководителя, школьного психолога, социального педагога, администрации).
Так, например, согласно подходу В.В. Аршиновой, большая часть целенаправленных действий по формированию антиад-диктивных компетенций ложится на плечи школьного психолога, которому в своей работе приходится решать значительное число проблем и реализовывать, помимо психологической профилактики, еще целый ряд направлений своей профессиональной деятельности. Программа В.В. Аршиновой показала высокую эффективность, но в реальности не каждая школа может позволить себе воспользоваться ею в полном объеме: ведь психолог не может заниматься в школе только профилактической работой. Программа В.В. Аршиновой посвящена первичной профилактике зависимого поведения, а дети и подростки группы риска - основная категория учащихся, нуждающихся в работе по профилактике формирования патологических зависимостей, - остаются без вни-
мания. Они принимают участие в массовых профилактических мероприятиях, но, в силу особенностей своего личностного развития, данного воздействия для них недостаточно. Дети группы риска нуждаются в особом подходе, что не учитывает программа указанного автора.
Похожие недостатки имеет программа Н.Н. Телеповой по комплексной профилактике зависимого поведения путем всестороннего развития личности и формирования психологической устойчивости личности к аддиктивным факторам. Программа предполагает цикл тренингов для учащихся разных возрастных категорий, ряд практических занятий и консультаций для педагогов и родителей, но не затрагивает категорию детей и подростов группы риска [7]. Программа достаточно объемна и насыщена различными мероприятиями, что так же, как и в предыдущем примере, затрудняет ее реализацию в полном объеме и требует дополнительной подготовки педагогических работников. В программе, опять же, не указано, кто именно из специалистов образовательной организации и в каком объеме должен проводить предложенную автором работу.
Следующий уровень профилактической работы - вторичная профилактика. Она предполагает работу с детьми и подростками с поведением риска, проявляющих различные формы отклоняющегося и асоциального поведения, либо находящихся в социальной ситуации, провоцирующей наркотизацию или иные виды патологических зависимостей. Целью вторичной профилактики является изменение малоадаптивного дисфункционального поведения риска на адаптивную и функциональную форму. Вторичная профилактика предполагает развитие эффективных стратегий преодолевающего поведения, повышение потенциала личностно-средовых ресурсов, нормализацию внутрисемейных отношений, создание групп социальной и психологической поддержки.
Данное направление профилактики является наиболее разработанным в оте-
чественных и зарубежных исследованиях. К нему можно отнести теории адаптации к аддикции (Koob G., 1996; Lecher B., 1997; Koiman P., 2003; Менделевич В.Д., 2007), теорию дисфункциональных изменений (McLellan A., O'Brien C., 2000), теорию психодинамических нарушений (Cloninger R., 1999; Даренский И.Д., 2001), теорию социально-психологических девиаций (Mill J., 1959; Гиль С.С., 2003; Глинский Я.И., 1993), теорию мотивации (Бузина Т.С., 2015), теорию семейного фактора (Coleman, 1976; Майер П., Фрэнк М., Роберт Х., 2012) и др.
Несмотря на многообразие теорий вторичной профилактики, автор каждой из них по-разному расставляет акценты на мишенях психологического воздействия, делая его односторонним. Есть и попытки системного подхода к работе с детьми и подростками групп риска (Сирота Н.А., Ялтонский В.М., 2003; Погоже-ва О.В., 2012). Однако их сложно реализовать в образовательных организациях, поскольку они либо предполагают работу в рамках региональных экспертно-психо-логических служб, либо, предназначаясь для внедрения в образовательные организации, оставляют нерешенным вопрос о разграничении полномочий между педагогическими работниками и администрацией при реализации профилактической работы, предполагают большой объем работы с участниками педагогического процесса и необходимость дополнительного профессионального обучения специалистов образования, как и в случае с первичной профилактикой. В итоге, насыщенная и системная работа с детьми группы риска практически полностью исключает возможность проведения работы по первичной профилактике зависимого поведения, которая не менее важна и актуальна. Несмотря на недостаточную проработку проблемы профилактики зависимого поведения с детьми группы риска, в течение последних 5 лет наблюдается снижение внимания к профилактической работе с данной категорией детей на фоне увеличе-
ния внимания к массовой работе в рамках первичной профилактики. Это затрудняет возможность гармоничного сочетания мероприятий по первичной и вторичной профилактике, что может негативно сказаться на эффективности работы.
Что касается третичной профилактики, то она является преимущественно медико-социальной, индивидуализированной и направленной на предупреждение перехода сформированного заболевания в его более тяжелую форму, на предупреждение стойкой дезадаптации. В образовании данный уровень профилактики используется редко, поэтому не будет анализироваться в настоящей статье.
Таким образом, на сегодняшний день профилактика патологических зависимостей детей и подростков в образовательных организациях носит преимущественно массовый характер, охватывает сразу все категории подростков: от благополучно развивающихся до подростков группы риска с выраженными признаками зависимого поведения - и направлена на всестороннее личностное развитие и успешную социализацию. Излишний акцент в сторону первичной профилактики не позволяет уделить должное внимание подросткам группы риска, на которых участие в массовых мероприятиях не оказывает существенного влияния. Вторичная профилактика, несмотря на очевидную актуальность, отходит на второй план. Сочетать ее с работой по первичной профилактике крайне затруднительно в силу большого объема предполагаемых мероприятий.
Следовательно, налицо предстает необходимость пересмотра подхода к профилактике зависимого поведения детей и подростков в образовательных организациях, что требует грамотного сочетания массовых мероприятий и работы с детьми категории риска, четкого распределения полномочий между участниками образовательного процесса в ходе профилактики зависимого поведения и структурирования основных мишеней профилактического воздействия.
Заключение
На основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
1. Проблема зависимого поведения является достаточно разработанной в современной психологической науке. Наиболее полно изучены механизмы формирования патологической зависимости, ее причины, проявляющиеся в нарушении личностного развития, социальной адаптации и межличностных отношений, во многом связанных с культурным кризисом нынешнего общества.
2. Современная отечественная система профилактики зависимого поведения детей и подростков в образовательных организациях имеет ряд особенностей, которые препятствуют ее успешной реализации: отсутствие должной поддержки на государственном уровне, повышенное внимание к массовым мероприятиям по первичной профилактике на фоне снижения интереса к индивидуализированной работе с учащимися группы риска, отсутствие разграничения полномочий между педагогическими работниками и администрацией, большой объем профилактических мероприятий и необходимость дополнительного обучения специалистов образования.
3. Целью дальнейших разработок проблемы профилактики патологических зависимостей детей и подростков в образовательных организациях должен стать подход, грамотно сочетающий массовые мероприятия и целенаправленную работу с детьми категории риска, четко распределяющий полномочия между участниками образовательного процесса в ходе профилактики и структурирующий основные мишени профилактического воздействия.
Литература
1. Аршинова В.В. Антиаддиктивные личностные компетенции обучающихся в системе общего образования: дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2014. - 303 с.
2. Бузина Т.С. Психологическая модель профилактики зависимости от психоактивных
веществ и сочетанных с ней парентеральных инфекций: дис. ... д-ра психол. наук. -М., 2015. - 392 с.
3. Запесоцкая И.В., Никишина В.Б. Состояние зависимости: метапсихологический подход // Клиническая и специальная психология.
- 2013. - № 2. [Электронный ресурс]: http:// psyjournals.ru/psyclin/2013/n2/62045.shtml (дата обращения: 10.11.2016).
4. Менделевич В.Д. Руководство по аддикто-логии. - СПб.: Речь, 2007. - 768 с.
5. Олехнович И.Б. Зависимая личность и национальная безопасность / Общ. ред. П.С. Самыгина. - М.: РУСАЙНС, 2016. - 208 с.
6. Смирнов А.В. Базовые психологические компоненты аддиктивного поведения в структуре интегральной индивидуальности: дис. ... д-ра психол. наук. - Екатеринбург, 2015. - 489 с.
7. Телепова Н.Н. Психолого-педагогическая концепция формирования психологической устойчивости личности к аддиктив-ным факторам: дис. ... д-ра психол. наук.
- Нижний Новгород, 2012. - 324 с.
8. Шабалина В.В. Зависимое поведение школьников. - СПб.: Медпресса, 2012. -180 с.
References
1. Arshinova VV. Antiaddiktivnyye lichnostnyye kompetentsii obuchayushchikhsya v sisteme
obshchego obrazovaniya: dis. ... d-ra psikhol. nauk. Moscow 2014: 303 (in Russian).
2. Buzina TS. Psikhologicheskaya model' pro-filaktiki zavisimosti ot psikhoaktivnykh vesh-chestv i sochetannykh s ney parenteral'nykh infektsiy: dis. ... d-ra psikhol. nauk. Moscow 2015: 392. (in Russian).
3. Zapesotskaya IV, Nikishina VB. Sostoyaniye zavisimosti: metapsikhologicheskiy podkhod. Klinicheskaya i spetsial'naya psikhologiya 2013; 2 [Internet]: http://psyjournals.ru/psyc-lin/2013/n2/62045.shtml (in Russian).
4. Mendelevich VD. Rukovodstvo po addik-tologii. St-Petersburg: Rech' 2007: 768. (in Russian).
5. Olekhnovich IB. Zavisimaya lichnost' i nat-sional'naya bezopasnost'. Obshch. red. PS Samygina. Moscow: RUSAYNS 2016: 208 (in Russian).
6. Smirnov AV. Bazovyye psikhologicheskiye komponenty addiktivnogo povedeniya v struk-ture integral'noy individual'nosti: dis. . d-ra psikhol. nauk. Yekaterinburg 2015: 489. (in Russian).
7. Telepova NN. Psikhologo-pedagogicheskaya kontseptsiya formirovaniya psikhologicheskoy ustoychivosti lichnosti k addiktivnym faktoram: dis. . d-ra psikhol. nauk. Nizhniy Novgorod 2012: 324. (in Russian).
8. Shabalina VV. Zavisimoye povedeniye shkol'nikov. St-Petersburg: Medpressa 2012: 180 (in Russian).
THE PROBLEM OF DEPENDENT BEHAVIOR AND ITS PREVENTION IN THE RUSSIAN PSYCHOLOGICAL SCIENCE
N.A. STEPANOVA
State Educational Institution of Moscow «School with in-depth study of mathematics No. 1360»
The article presents an analysis of the main directions of Russian research on the problem of dependent behavior and its prevention. It is shown that the mechanisms and causes of the formation of pathological dependence have been studied well enough, while the possibilities of prevention, despite the urgency of this topic, are understudied. We outlined the peculiarities of the modern Russian system for the prevention of dependent behavior in children and adolescents in educational organizations are outlined, highlighted the reasons, which stand in the way of its successful implementation and must be taken into account in further studies of preventing dependent behavior.
Keywords: dependent behavior, prevention, educational organizations, adolescence.
Address:
Stepanova N.A., PhD,
Teacher-Psychologist, State Educational Institution of Moscow
«School with in-depth study of mathematics No. 1360»
E-mail: [email protected]