7. Обозначение целей долгосрочного эколого-экономического развития лесного комплекса.
Важнейшим условием достижения целей и задач должно быть совершенствование организационно-управленческого и экономического механизмов в лесном хозяйстве, обеспечивающих его бюджетную самоокупаемость и увеличение лесного дохода, что должно стать базой для решения экологических и социальных задач.
Список литературы /References
1. Министерство экономического, территориального развития и торговли Чеченской Республики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy-chr.ru/ (дата обращения: 06.05.2017).
2. Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики.
3. Лесной план Чеченской Республики до 2020 года.
4. Чечня сегодня. [Электронный ресурс]. Режим доступа: chechnyatoday.com/ (дата обращения: 06.05.2017).
THE PROBLEM OF POPULATION EMPLOYMENT IN THE RUSSIAN
FEDERATION Beksultanova A.I. (Russian Federation) Email: Beksultanova328@scientifictext.ru
Beksultanova Aybika Imranovna - Assistant, DEPARTMENT OF MANAGEMENT OF REGIONAL ECONOMIES, FACULTY OF PUBLIC ADMINISTRATION, CHECHEN STATE UNIVERSITY, GROZNY
Abstract: employment is the most important factor that affects the well-being of society. It has an impact on the emergence of such a socio-economic factor as unemployment, which affects millions of people around the world. This problem remains topical and the main reason is the lack of work experience among the younger generation. The article explores the causes, extent and challenges of reducing the level of employment on the Russian labour market. The analysis of the dynamics of the economically active population of Russia affected by youth unemployment, discusses the socioeconomic activities of the state in employment.
Keywords: economically active population, employment, social and economic security, state guarantees, unemployment.
ПРОБЛЕМА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ Бексултанова А.И. (Российская Федерация)
Бексултанова Айбика Имрановна - ассистент, кафедра управления региональной экономикой, факультет государственного управления, Чеченский государственный университет, г. Грозный
Аннотация: занятость является важнейшим фактором, который влияет на благосостояние общества. Она имеет влияние на возникновение такого социально-экономического фактора, как безработица, которая затрагивает миллионы людей во всем мире. Данная проблема остается актуальной, и главной из причин является отсутствие опыта работы у молодого поколения. В статье исследованы причины, масштабы и проблемы снижения уровня занятости на российском рынке труда. Проведен анализ динамики численности экономически активного
38
населения России, затронута молодежная безработица, рассмотрены социально-экономические мероприятия государства в области занятости.
Ключевые слова: безработица, государственные гарантии, занятость, социально-экономическая защищенность.
Занятость является важнейшим фактором, влияющим на благосостояние населения. Она влияет на возникновение такого социально-экономического фактора, как безработица, которая затрагивает миллионы людей во всем мире. В большинстве стран низкий уровень заработной платы и безработица приводят к тому, что жизнь людей опускается до уровня нищеты и главной целью для них является поиск выхода из экономического тупика.
Для современного рынка труда России характерен достаточно высокий процент безработицы и одновременно имеется недостаток квалифицированных кадров. На данную ситуацию на рынке труда значительное влияние оказывает уровень оплаты труда [5].
Причинами снижения занятости могут служить такие факторы, как динамичные изменения в экономике, которые связаны с кризисными явлениями, а также снижение темпов экономического роста. Снижение уровня экономической активности оказывает влияние на сокращение уровня занятости в отраслях, к которым относятся сельское хозяйство, строительство, промышленность и многие другие.
В России наблюдается вариация показателей численности занятых и безработных. Значительный рост безработицы наблюдался в 2009 году (8,5%), что обусловлено влиянием финансово-экономического кризиса, который привел к спаду производства и снижению ВВП в России. Благодаря антикризисным мероприятиям правительства уровень безработицы снизился и в 2012 году составил 5,5%. В течение следующих четырех лет уровень безработицы существенно не изменился от 5,5 % до 5,6% [2].
По итогам обследования в январе 2017 г. численность рабочей силы составила 76,1 млн человек, или 52% от общей численности населения страны, в их числе 71,8 млн человек были заняты в экономике и 4,3 млн человек не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). Уровень занятости населения в возрасте 15 лет и старше сложился в размере 59,1%, уровень безработицы - 5,6%.
До 2017 г. обследовалось население в возрасте 15-72 лет. В целях продолжения динамического ряда последующая информация приводится по численности и составу рабочей силы в указанном возрасте.
Численность рабочей силы в возрасте 15-72 лет в январе 2017 г. составила 75,9 млн человек, из них 71,6 млн человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,3 млн человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).
Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения 15-72 лет) в январе 2017 г. составил 65,0%.
Численность занятого населения в январе 2017 г. уменьшилась по сравнению с декабрем 2016 г. на 1126 тыс. человек, или на 1,5%, по сравнению с январем 2016 г. - увеличилась на 296 тыс. человек, или на 0,4%.
Численность безработных в январе 2017 г. по сравнению с декабрем 2016 г. увеличилась на 185 тыс. человек, или на 4,5%, по сравнению с январем 2016 г. - уменьшилась на 140 тыс. человек, или на 3,2%.
Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 4,8 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце января 2017 г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 897 тыс. человек, что на 0,3% больше по сравнению с декабрем 2016 г. и на 11,8% - меньше по сравнению с январем 2016 года.
Среди безработных (по методологии МОТ) доля женщин в январе 2017 г. составила 47,3%, городских жителей - 63,0%, молодежи до 25 лет - 19,8%, лиц, не имеющих опыта трудовой деятельности, - 23,1%.
Уровень безработицы среди сельских жителей (9,1%) превышает уровень безработицы среди городских жителей (4,6%). В январе 2017 г. это превышение составило 2 раза.
В январе 2017г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 18,1%, а в связи с увольнением по собственному желанию - 24,4% (в январе 2016 г., соответственно, 20,5% и 24,0%).
Оценивая уровень занятости и безработицы федеральных округов в 2017 году, можно заключить, что Центральный федеральный округ характеризуется самым низким уровнем безработицы (3,4%), на втором месте находится Северо-Западный федеральный округ (4,4%) и на третьем Приволжский федеральный округ (5,2%), самый высокий - в СевероКавказском федеральном округе (11,4%) [2].
Данная проблема остается актуальной и главной из причин является отсутствие опыта работы у молодого поколения, вне зависимости от того, снизился данный показатель по сравнению с предыдущим годом. На начальном этапе своей карьеры выпускник устраивается на такую работу, которая требует в значительной степени более низкого опыта с минимальной заработной платой, что также отпугивает молодое поколение. Многолетний опыт и практика показывают, что профессия, для которой не особо важно присутствие определенной подготовки и квалификации, имеет огромный спрос.
В центре обсуждения страны должны быть вопросы занятости населения, поскольку они затрагивают не только экономическую, но и социальную сферы общественной жизнедеятельности [4]. Отсюда следует, что целью проводимой социально-экономической политики страны является повышение уровня занятости населения и ориентир на мероприятия, предупреждающие и борющиеся с безработицей.
Социально-экономическая защищенность важна для жителей нашего государства, поэтому стране нужно обеспечивать ее на законодательном уровне.
Государство обеспечивают минимальный размер пособия по безработице, который на 2016 год составил 850 рублей, а максимальный 4900 рублей, что значительно меньше прожиточного минимума, субсидирование безработицы, которое нацелено на трудоустройство инвалидов, стажировку работников и выпускников, профессиональное обучение, а также замещение свободных рабочих мест, выплата стипендий, выдаваемых в процессе профессионального обучения, и т.д.
Центры занятости населения которые являются представителями государства и исполняют возложенные на них обязанности, играют огромную роль в регулировании занятости и оповещении о наличии вакансий на рынке труда, о предоставлении помощи безработным. Осуществление программных мероприятий будет помогать созданию условий для устойчивого совершенствования рынка труда и гарантирует достижение благоприятных результатов, которые определяют социально-экономическую эффективность [4].
Таким образом, государство представляет собой важный гарант, который который будет способствовать обеспечению эффективной и полной занятости населения, несмотря на кризисные явления в экономике нашей страны и безработицу как постоянный спутник рыночной экономики.
Список литературы /References
1. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»; Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60/ (дата обращения: 01.03.2017).
2. Официальный портал федеральной службы государственной статистики. Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/isswww.exe/stg/d01/36.htm/ (дата обращения: 11.05.2017).
3. Официальный портал федеральной службы по труду и занятости. Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rostrud.ru/ (дата обращения: 02.05.2017).
4. КолесникВ.С. Государственное регулирование рынка труда в сельской местности// Новая наука: Современное состояние и пути развития, 2016. № 10-1. С. 69-72.
5. Колесник В.С., Баркова А.А. Актуальные проблемы и перспективы развития рынка труда Краснодарского края // Современное состояние и пути развития, 2016. № 9 (3). С. 228-230.
THE EMERGENCE OF UNEMPLOYMENT IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN IN THE POST-SOVIET PERIOD Abuova Zh.U.1, Makhambetova Л.М.2, Tlesova ZhA.3 (Republic of Kazakhstan) Email: Abuova328@scientifictext.ru
1Abuova Zhemis Uzakbaevna - Master of Economics; 2Makhambetova Assel Makhambetovna - Master of Economics, DEPARTMENT OF ECONOMICS AND MANAGEMENT, FACULTY OF ECONOMICS, KAZAKHSTAN UNIVERSITY OF INNOVATIVE AND TELECOMMUNICATION SYSTEMS,
WEST KAZAKHSTAN REGION; 3Tlesova Zhanat Amangosovna - Master of Economics, DEPARTMENT OF ECONOMICS AND MANAGEMENT, FACULTY OF ECONOMICS, WEST KAZAKHSTAN, TECHNOLOGICAL UNIVERSITY, URALSK, WEST KAZAKHSTAN REGION, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
Abstract: in the 1990s, the difficult social and economic situation had a significant impact on the formation of the labor market in the Republic of Kazakhstan. There was a general decrease in the number of employed in the sectors of the economy.
One of the main problems during the recovery from the crisis is the decline in production and, taking on alarming dimensions, unemployment.
To overcome the crisis situation and raise production, it was necessary to actively participate of state. It was the Government of the Republic that attracted foreign investors to revive production and provide jobs.
Keywords: post-Soviet period, crisis, unemployment, investors, production, job security.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД Абуова Ж.У.1, Махамбетова А.М.2, Тлесова Ж.А.3 (Республика Казахстан)
1 Абуова Жемис Узакбаевна - магистр экономических наук;
2Махамбетова Асель Махамбетовна - магистр экономических наук, кафедра экономики и менеджмента, экономический факультет, Казахстанский университет инновационных и телекоммуникационных систем;
3Тлесова Жанат Амангосовна - магистр экономических наук, кафедра учета и аудита, экономический факультет, Западно-Казахстанский технологический университет, г. Уральск, Западно-Казахстанская область, Республика Казахстан