Научная статья на тему 'Проблема заданности контента в буктрейлерах к произведениям литературы non fiction'

Проблема заданности контента в буктрейлерах к произведениям литературы non fiction Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
285
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУКТРЕЙЛЕР / ЛИТЕРАТУРА NON CTION / КОНТЕНТ / БИОГРАФИЯ / МЕМУАРЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шевцова Н. В.

В статье дается тематический обзор буктрейлеров к произведениям non ction, рассматри-вается содержательная сторона рекламных роликов к биографической и мемуарной литерату-ре, выявляются типические черты в построении видеоряда и сопровождающего его текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема заданности контента в буктрейлерах к произведениям литературы non fiction»

Н. В. Шевцова Челябинский государственный университет

ПРОБЛЕМА ЗАДАННОСТИ КОНТЕНТА В БУКТРЕЙЛЕРАХ К ПРОИЗВЕДЕНИЯМ

ЛИТЕРАТУРЫ NON FICTION

В статье дается тематический обзор буктрейлеров к произведениям non fiction,рассматривается содержательная сторона рекламных роликов к биографической и мемуарной литературе, выявляются типические черты в построении видеоряда и сопровождающего его текста.

Ключевые слова: буктрейлер, литература non fiction, контент, биография, мемуары.

Буктрейлер как новый мультимедийный жанр, соединяющий в себе аннотацию, рекламу и визуальное искусство, успешно развивается в России, о чем свидетельствуют многочисленные конкурсы буктрейлеров. В основном буктрейлеры снимаются на произведения художественной литературы, как современные, так и классические. Тем не менее, в последнее время появляется все больше рекламных роликов, в которых представляется литература non fiction.

Non fiction дословно означает «литература без вымысла», нехудожественная литература. Следуя широкому пониманию этого термина, сюда можно отнести научно-популярную литературу, мемуары, дневники, биографии, словари, учебники, прикладную литературу и т. п. В связи с тем, что в такой литературе отсутствуют придуманные образы, то, соответственно, с буктрейлеров на произведения подобного рода априори должно сниматься обвинение в навязывании читателю восприятия текста. Это обвинение часто произносят в адрес буктрей-леров на книжные новинки художественной литературы, когда еще до их прочтения читателю предлагается готовая картинка (атмосфера произведения, внешность героев, их речь, обстановка и проч.), мешающая конструированию мира произведения в воображении читателя. В буктрейлерах на литературу non fiction все персонажи представляют собой реальных людей, действующих в реальных обстоятельствах, чем обусловлена специфика контента таких роликов. Наша задача заключается в том, чтобы выяснить, в какой степени содержание буктрейлеров к литературе non fiction является предзаданным.

Сейчас буктрейлеры к произведениям non fiction нередко выделяют особенно. В рамках Всероссийского конкурса-парада буктрейле-ров 2013 впервые была введена номинация

«Специальный приз премии Просветитель», посвященная исключительно научно-популярной литературе. Каждый желающий мог снять короткий видеоролик по одной из книг предложенного списка.

1. Джаред Даймонд. Ружья, микробы и сталь.

2. Арман Мари Леруа. Мутанты.

3. Джон Дербишир. Простая одержимость.

4. Карл Циммер. Паразит — царь природы.

5. Эрик Кандель. В поисках памяти.

6. Митио Каку. Физика невозможного.

7. Ричард Докинз. Эгоистичный ген.

8. Джессика Сакс. Микробы хорошие и плохие.

9. Мэтт Ридли. Происхождение альтруизма и добродетели.

10. Леонард Сасскинд. Битва при черной дыре1.

Характерно, что все книги в нем - зарубежные бестселлеры non fiction, переведенные на русский язык, хотя, например «Занимательная физика» Я. И. Перельмана вполне могла бы фигурировать в этом списке, как и некоторые другие отечественные научно-популярные книги.

Наблюдается тенденция к созданию бук-трейлеров на учебники, учебные пособия, методическую литературу. Издательство «Дрофа» объявило о творческом конкурсе «Лучший буктрейлер издательства», принять участие в котором приглашаются педагоги, учителя, ученики и родители (выдвигаются такие номинации, как УМК по русскому языку для 5-9 классов под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта; УМК по литературе Т. Ф. Курдюмовой; УМК по английскому языку «Rainbow English» для 5-9 классов О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой, К. М. Барановой; УМК по химии для 7-11 классов О. С. Габриеляна и др.). Причем ролики разре-

шается создавать более длинные, чем обычный буктрейлер - 4-6 минут, а также оговаривается, что буктрейлер должен излагать позицию конкурсанта, позволяющую судить о преимуществах учебника/серии книг. «Буктрейлер по учебной продукции должен отражать возможные формы работы учащихся по УМК ... содержать оценочное мнение учащихся, родителей, учителей». Следовательно, можно утверждать, что буктрейлеры на учебную литературу, - это особый тип рекламных роликов, строящийся по своим законам2.

Вообще, буктрейлеры создаются на разные виды литературы non fiction. Здесь и учебная литература (учебник для вузов «Машины для земляных работ» в двух частях, под ред. В. И. Баловнева), и словари («Толковый словарь» С. И. Ожегова, «Словарь живого великорусского языка» В. И. Даля», «Словарь языка Пушкин»), и литературоведческие исследования («Исторические корни волшебной сказки» В. Я. Проппа, «Женская проза нулевых» З. Прилепина), и документально-историческая литература («1812 год в письмах и дневниках», «Жернова» И. Фролова, «Сибирская добровольческая» под ред. А. Ширяева), и экономическая литература («Капитал» К. Маркса, «12 принципов производительности» Г. Эмерсона,), и Уголовный кодекс РФ, и Красная книга России.

В нашей работе мы рассмотрим несколько буктрейлеров на биографические и мемуарные книги - «Азбука моей жизни» М. Дитрих, «Загадочная Коко Шанель» Марселя Эдриха, «Сталин. Загадки жизни и смерти» Э. Радзинского, «Триумвират. Творческие биографии писателей Г. Л. Олди, А. Валентинова, М. и С. Дяченко.» Ю. Андреевой и «Малевич» Жиль Нере.

В подобных роликах в наибольшей степени проявляется заданность контента. Она заключается в том, что используются фотографии личности, о которой написана книга и (или) видео, кадры хроники, видеоряд сопровождают клишированные фразы, отвечающие представлениям читателей, а также не обходятся такие ролики без афоризмов великого человека. Первые два буктрейлера в этом смысле очень похожи. Ролик Натальи Овчинниковой о книге воспоминаний Марлен Дитрих довольно длинный (5.20) и содержит большое количество текста, так что некоторые фразы кажутся излишними, надуманными, метафоры вычурными.

Восхитительная загадка, волнующая воображение... Воплощение красоты и изящества...Легенда 20 векаМ. Дитрих Совершившая переворот в кино, моде, общественном сознании... Непредсказуемый продукт Голливуда, опередивший свое время?.. Любовь... и фантазия талантливого режиссера?.. Вдохнувшего жизнь в свою Галатею... Или дерзкая мятущаяся душа.Заключенная в условности ослепительного образа?.. В книге воспоминаний «Азбука моей жизни» Неповторимая Марлен Дитрих Ярко, откровенно рассказывает о своей жизни... Как может быть противоречива, непредсказуема... И ошеломительна человеческая натура!..Размышления и высказывания великой Марлен... Открывают мир человека умного, независимого.и очень хрупкого... «Перед тем, как влюбиться, научитесь ходить по снегу, не оставляя следов...» «Неизбежное надо воспринимать с достоинством» «Слезы, которые Вы проливаете, должны оставаться Вашим секретом...» Верная своему стилю, Марлен приоткрывает многое, но не все... За сдержанностью - боль, не позволяющая расходовать слова... Преодоление одиночества и отчаяния с царственным величием и мужеством... Последние 13 лет Марлен Дитрих провела в инвалидном кресле, в маленькой квартирке, за которую нечем было платить От блесток «Голубого ангела» до смокинга «Марокко» От пышных перьев «Шанхайского экспресса» и бриллиантов «Желания» до американской военной формы. От порта к порту от рифа к рифу несется на всех парусах фрегат... Жар-птица, легенда-чудо Марлен Дитрих Она светится как луч света в морской волне... Приносящий издалека, словно подарок... Свой свет, свой голос...3

Тем не менее буктрейлер выдержан в едином элегантном ретро стиле, который создается с помощью черно-белых фотографий и музыки тех лет.

Та же манера исполнения характеризует ролик Ирины Викторовой к книге «Загадочная Коко Шанель» Марселя Эдриха (3.57). От предыдущего он отличается только тем, что текст, сопровождающий фото героини книги, представляет собой исключительно высказывания афористического характера этой замечательной женщины.

«Если Вы родились без крыльев, не мешайте им расти», «Шляпки делают из женщины на-

стоящую леди», «Роскошь- это потребность души», «Если женщина некрасива, то она просто глупа», «Мода - это то, что выходит из моды. Мода проходит, стиль остается», «Шанель - это не мода, Шанель - это стиль», «Так вот она слава - одиночество», «... внутри платья находится женщина», «Все в наших руках, поэтому не стоит их опускать», «В мире есть только одна мадемуазель - это я». Коко Шанель4

Буктрейлер к монографии о Сталине строгий и лаконичный (1.57). Здесь используются кадры хроники, а текст также представляет собой по большей части назывные предложения -характеристики персонажа книги, с помощью которых он подается и как Гудвин, и как Мефистофель.

Одна из самых загадочных фигур 20 века. Великий и ужасный. Тиран-актер.С головой ученого, лицом рабочего. В одежде простого солдата. Истинно красный по воле. Истинно белый по задачам. Большевик по энергии. Националист по убеждению. Часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. «В конце концов, победу одерживает только смерть» И. В. Сталин. Загадки жизни и смерти И. В. Сталина5.

Характерно, что слова «загадка», «загадочная», «загадочные» используются в начале всех трех роликов, что направлено на привлечение внимания аудитории.

Ролик А. Ларионова и И. Терехина к книге Жиля Нере «Малевич» представляет собой пластилиновую анимацию в стилистике немого кино. Он, на наш взгляд, наиболее удачный, так как автору удалось избежать традиционного наполнения буктрейлеров на биографические книги. Кроме того, прослеживается соответствие между стилем обложки книги (репродукция одной из картин деревенской серии «Жатва» с женщиной без лица) и пластилиновой фигурой Малевича в мультфильме (он тоже человек без лица). Авторы избирают самую знаменитую картину Малевича «Черный квадрат» и предлагают свою фантазию на тему ее создания (симпатичный Черный квадрат приходит к Малевичу по рекомендации своего друга Красного квадрата, изображение которого в числе других висит на стене в комнате художника. Они договариваются о цене, и Черный квадрат остается очень доволен своим портретом.

Красный квадрат на черном фоне. Черный круг. Автопортрет и... Белое на белом. - Чего изволите? Мне Вас рекомендовал мой друг. -Вот, кстати, он. - Хорошо. С Вас 20 000 000 $. - Согласен, но рисуйте со спины.- Начнем-с. - Готово! - Великолепно!6

Отсутствует непосредственное цитирование книги Нере, не озвучивается ее концепция, но читатель понимает, что это, вероятно, будет интересно и оригинально.

Еще заслуживает внимания своей доверительной манерой подачи материала, погружающей нас в процесс работы над монографией, буктрейлер к новой биографической книге Юлии Андреевой «Триумвират. Творческие биографии писателей Г. Л. Олди, А. Валентинова, М. и С. Дяченко» Она посвящена жизнеописанию знаменитых фантастов Украины, составленному в тесном сотрудничестве с ними самими. (1.30). В ролике используются подлинные архивные фото и видео героев книги и ее автора, чей голос звучит за кадром.

До поры до времени я проект этот в секрете держала, но правда так или иначе долбилась и выбралась. Знакомые удивляются, спрашивают: 2Как ты с этими титанами работаешь?» А мне что? Я об Ироде Великом писала. Мне теперь уже ничего не страшно. Невероятно мне повезло. У всех участников книги интереснейшие биографии. Тут и ка-ратз, и самбо, и археологические раскопки, и подводная охота. Радость, горе, дружба, предательство, но главное это ежедневный титанический труд. Спасибо вам, Дима Громов, Олег Лодыжинский, Андрей Валентинов, Марина и Сергей Дяченко. Спасибо, что Вы такие интересные, веселые, терпеливые. Спасибо за эту книгу и за новый опыт. Ваша Юлия Андреева1.

Этот буктрейлер можно рассматривать как выражение признательности автора книги своим героям, интересным и неординарным личностям. Голос автора располагает к прочтению книги, ощутимы разговорные, задушевные интонации, без пафоса.

Итак, содержание буктрейлеров к произведениям биографической и мемуарной литературы весьма предсказуемо, но в тоже время именно в этой категории роликов появляются интересные работы, которые, несмотря на их малочисленность, свидетельствуют о возмож-

ности совершенно иных подходов к визуализации биографии известного человека как таковой.

Примечания

1 Премия «Просветитель» подарит видеокамеру [Электронный ресурс]. - URL.: http://www. booktrailers. ru/news/47.

2 «Лучший буктрейлер издательства»: внима-

ние, конкурс! [Электронный ресурс]. - URL.: http ://www .drofa. ru/konkurs/.

3 URL.: http://www.youtube.com/watch?v=vsyoT mktzXs.

4 URL.:http://www.youtube.com/watch?v=0uPZO bd45Cw.

5 URL.: http://www.booktrailers.ru/post/401.

6 URL.: http://www.youtube.com/watch?v=yCX3 DTomGKg.

7 URL.: http://www.booktrailers.ru/post/240.

N. V. Shevtsova Chelyabinsk State University

PROBLEM OF CONTENT IN BOOKTRAILERS FOR NON FICTION LITERATURE

In article the thematic review of booktrailer to the works non fiction is given. In our country the western non fiction has the greatest popularity, but commercials are created also to domestic works of this sort. To stern of that the tendency to creation of booktrailer to educational and reference books attracts attention. It is the new and perspective direction in the booktrailers sphere. In article some booktrailers on biographic and memoirs books - "The alphabet of my life" M. Dietrich, "Mysterious Coco Chanel" Marcel Edrikh, "Stalin are considered. Life and death riddle"» E. Radzinsky, "Triumvirate. Creative biographies of writers G. L. Oldi, A. Valentinov, M. and S. Dyachenko"»J. Andreyeva and "Malevich " Gilles Nere. The substantial party of these commercials is analyzed typical lines in creation of a video series and the text accompanying it come to light. Almost in all the booktrailers photos or frames of the chronicle, nominal sentences by means of which the mysterious and attractive image of the hero of the book is created are used. Statements of the great person finish process of creation of its axiomatic portrait. However in two of the booktrailers chosen by us the habitual algorithm is broken. The roller to Gilles Nere>s book "Malevich" represents plasticine animation in stylistics of silent cinema. Buktreyler to J. Andreyeva>s book "Ttriumvirate. Creative biographies of writers G. L. Oldi, A. Valentinov, M. and S. Dyachenko" in fact is expression ofappreciation of the author of the book to the heroes interesting and extraordinary persons. The last two examples show new opportunities in advertizing of the biographic book.

Keywords: booktrailer, non fiction literature, content, biography, memoirs.

References

1 Premia "Prosvetitel" podarit videokameru [=The award "Educator" will present a video camera], available at: http://www.booktrailers.ru/news/47,

2 "Luchshij buktrejler izdatelstva" : vnimanie konkurs! [=The best booktrailer of publishing: attention competition], available at: //www.drofa.ru/konkurs/, accessed 24.06.2014 (in Russ.).

3 http://www.youtube.com/watch?v=vsyoT mktzXs, accessed 24.06.2014 (in Russ.).

4 http://www.youtube.com/watch?v=0uPZ0bd45 Cw, accessed 24.06.2014 (in Russ.).

5 http://www.booktrailers.ru/post/401, accessed 24.06.2014 (in Russ.).

6 http://www.youtube.com/watch?v=yCX3DTom GKg, accessed 24.06.2014 (in Russ.).

7 http://www.booktrailers.ru/post/240, accessed 24.06.2014 (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.