Педагогические науки
УДК 796.011
ПРОБЛЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ВОДЫ
Владимир Ульянович Агеевец, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный
деятель науки Российской Федерации, Дмитрий Федорович Мосунов, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный
работник высшей школы Российской Федерации, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Формируется проблема взаимоотношений человека и воды, отражающая единое целое физическое (вода) и социальное (человек) специфическое явление «взаимоотношение человека и воды». Раскрывается актуальная необходимость поиска путей, направленных на создание современных технологий связанных с программированием и структуризацией воды и ее влияния на клеточном уровне на жизнедеятельность человека.
Ключевые слова: жизнедеятельность, взаимоотношение, человек, вода, здоровье, явление, педагогическая гидрореабилитация.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.06.124.p7-12
PROBLEM OF RELATIONSHIP BETWEEN MAN AND WATER
Vladimir Ulyanovich Ageevets, the doctor of pedagogical sciences, professor,
Honored Scientist of the Russian Federation, Dmitri Fjodorovich Mosunov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Honored Worker of Higher School of the Russian Federation, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The problem of relationship between man and water is being formed, reflecting a whole natural (water) and social (human) specific phenomenon of "the relationship between man and water". It reveals the urgent need to find ways aimed at the creation of the modern technologies related to the programming and structuring of the water and its effects at the cellular level in the human life.
Keywords: vital activity, relationship, man, water, health, phenomenon, educational hydrorehabil-
itation.
Изучение взаимоотношений человека и воды, выявление и использование свойств воды и закономерностей для человека восходит к глубокой древности, широко отражается в современных философских и научных трудах [2, 3, 4].
Древнегреческий философ Фалес считал, что вода является началом и концом всего. Всё из воды и всё в воду разлагается.
Предпосылки настоящей работы мы находим в многочисленных трудах В.И. Вернадского, российского ученого конца XIX века и первой половины XX века, и в частности, концепции «Автотрофности человечества», отражающей единение человека его внутренних и окружающих условиях жизни в космической природе на планете Земля [1].
Результаты анализа и обобщения многолетних научных исследований и практических изысканий в области физической культуры и адаптивной физической культуры и, в частности, в области педагогической гидрореабилитации человека с отклонением в состоянии здоровья, полученными учеными ФГБОУ ВПО Национальный государственный университет физической культуры, сорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург позволяют осознать проблему отражающую взаимоотношение человека и воды, с ее физическими, химическими, морфологическими, биологическими - электрического потен-
циала клеток, социальными и иными соединениями (далее сокращенно «вода») [6].
Проведем мысленный эксперимент и поставим вопрос: когда начинается взаимоотношение человека и воды?
Отделяем воду от человека, - получаем сухой остаток. Нет человека без воды, есть что угодно, но человека нет. Эксперимент свидетельствует, взаимоотношение человека и воды есть единое органически целое социальное (человек) и физическое (вода) специфическое явление «взаимоотношение человека и воды».
Признание «взаимоотношения человека и воды», как специфического явления реальной действительности требует изучения этого единого целого, присущему целому собственных свойств и закономерностей, а не только изучением его составляющих, человека социального и воды - жидкостных сред организма и окружающей жидкой среды гидросферы и парообразной среды атмосферы. Как любое объективно существующее явление, специфическое явление «взаимоотношение человека и воды» должно иметь свои собственные признаки и свойства целого, поскольку составляющие элементы, стороны целого имеют свои характерные свойства.
Взаимоотношение человека и воды существует и проявляется объективно, не зависит от состояния сознания. Обусловлено начальной активностью взаимоотношений женских и мужских водосодержащих родительских клеток человека. Подтверждено результатами экспериментальных исследований [5].
Полученное знание открывает перспективные возможности дальнейшего изучения взаимоотношений человека и воды с ее физическими, химическими, морфологическими, биологическими - электрического потенциала клеток, социальными и иными соединениями от атомно-молекулярного уровня до системного, органного и целостного организма,
Нами впервые ставится проблема: изучения взаимоотношений человека и воды, как единого целого, отражающего свои собственные специфические явления, свойства и закономерности. Актуальность проблемы определяется необходимостью научного объяснения положительных результатов полученных в процессе проведения занятий в области педагогической гидрореабилитации детей с отклонением в состоянии здоровья, а также в подготовке спортсменов по виду спорта параолимпийского плавания.
Взаимоотношение человека и воды, как любое природное и социальное явление [6] имеет многообразные различные внутренние и внешние связи и отношения, различные свойства и качества, знания которых учитывают и применяют в зависимости от цели социального, в случае теории и методики гидрореабилитации социального - дидактического, использования или физической необходимости жизненного само обеспечения человека.
Выделено [6] и охарактеризовано субстанциальное свойство взаимоотношений человека и воды с ее физическими, химическими и биологическими соединениями обеспечивать целостное единение человека и воды в процессе оплодотворения, зарождения, формирования и жизни человека:
- посредством реализации в системах и органах магнитогидродинамического течения жидкостных сред систем и органов человека, которые пронизывают на всех функциональных и морфологических уровнях его существования от атомно-молекулярного и системно-органного до целостного единого физического и социального;
- объясняется преобразованием, в соответствие теории и практики магнитной гидродинамики [8], механического течения жидкостных сред организма, в новые объемные силы электромагнитной природы и, наоборот, преобразованием электрической энергии систем и органов - в механическую энергию течения жидкостных сред;
- обусловленное, возникновением объемных сил электромагнитной природы в резонансном режиме взаимоотношений внутренней и внешней водной среды.
Из признания закономерного единства взаимоотношений двух факторов человека и воды, как социального и физического, вытекает принцип - «воздействие на один фак-
тор изменяет характер взаимоотношений человека и воды» [10].
В ХХ веке ученые [3] выявляют и доказывают существование стабильного структурного элемента из 912-ти молекул воды. Соединения из 912 молекул воды, изучают и определяют воду как вещество в информационно-фазовом состоянии, с определенной структурой, способной хранить информацию. При этом отмечается два типа «памяти» воды — первичную и долговременную. Первичная память представляет обратимое изменение ее структуры и отображение нового электромагнитного рисунка. Долговременная память — преобразование матрицы структурных элементов вследствие длительного информационного воздействия. Следует помнить, что каждое соединение (из 912) имеет свои отличительные особенности структуры, собственные характерные свойства.
Учеными [3, 11] замечено, сформировать определенную структуру воды возможно путем воздействия соответствующим эмоциональным состоянием.
Представленный магнитогидродинамический механизм оздоровительного взаимоотношений человека и воды подтверждается положительными результатами многолетней деятельности в области педагогической гидрореабилитации [5].
Впервые магнитогидродинамический механизм оздоровительного влияния водной среды на человека отражает следствия, вытекающие из действия физических закономерностей магнитогидродинамических течений жидкости, а также социальных закономерностей, - прежде всего, дидактических, что позволяет понять и объяснить причинно-следственные взаимосвязи человека и воды не только на физическом, но и социальном уровнях организации, в частности, оздоровительном воздействии педагогических занятий (с педагогом или самостоятельно) в условиях водной среды среди лиц с отклонением в состоянии здоровья. Механизм раскрывает принципиальные последствия физических и социальных (дидактических) законов, условий и последовательность их использования на основных этапах взаимоотношений человека и водной среды при погружении человека или его части в воду, например, при плавании, купании.
Вытекающие из физических законов следствия и условия их проявления выступают в виде требований выделения основного свойства, «которое выполняет системообразующую в данном целом, играет интегрирующую роль» [10]. Именно, действие электромагнитных сил в потоках жидкости играет интегрирующую роль в осмыслении и объяснении магнитогидродинамического механизма влияния водной среды на человека.
Представляется, подобные явления происходят и в живом организме. Течение во-досодержащих сред (например, крови, лимфы, ликвора, мозговой, внутриклеточной и внеклеточной жидкости и др.) индуцирует исходящие собственные объемные силы электромагнитной природы. Эти силы, обусловленные морфологическим, биохимическим, электромагнитным формированием и структурой органов (например, сердца, печени, почек, коры головного и спинного мозга, мышц, опорно-связочного аппарата) при погружении тела в воду, например при плавании или гидрореабилитации, взаимодействуют в резонансном режиме с наружными объемными силами электромагнитной природы, окружающих тело течений воды.
Впервые в 1972 году выполненная экспериментально визуализация вызванных пловцом потоков воды [6] и обсуждение на модели потоков их формирования устанавливают, что взаимодействия собственных электромагнитных излучений водосодержащих органов и систем организма с новыми объемными силами электромагнитной природы потоков воды окружающих тело пловца вызывают эффект тройного отражения-поглощения [7].
Действие эффекта тройного отражения-поглощения запускается в условиях специфического повышения активности собственных излучений организма:
во-первых, отраженными, собственными электромагнитными излучениями частично, от неподвижного слоя прилипшей воды зеркально внутрь организма, т.е. отраженными с обратной полярностью;
во-вторых, отраженными, частично также зеркально с обратной полярностью, электромагнитными излучениями от неподвижного наружного слоя прилипшей воды, внутрь организма;
в-третьих, оставшейся частью собственных электромагнитных колебаний, которые выходят в потоки окружающей тело воды. Собственные электромагнитные излучения водосодержащих органов и систем организма вступают во взаимодействие с электромагнитными полями, вызванных течением свободной воды [5].
Резонансный режим этого взаимоотношения мгновенно по всему спектру собственных для организма структурных амплитудно-частотных параметров, усиливает их колебания с аналогичной полярностью. Усиленные собственные излучения, в свою очередь, рассеиваются в водном пространстве, в том числе, в сторону тела в направлении соответствующей системы и органа, поглощаются ими.
Представляется, что поглощаемые усиленные собственные электромагнитные колебания водосодержащих органов и систем, в том числе и головного мозга, имея разнонаправленную полярность, вызывают временное расшатывание пограничных зон «нормальных» и «несоответствующих» электромагнитных взаимоотношений организма.
Тогда, по аналогии теории хаоса лауреата нобелевской премии И. Пригожина [9] одновременное «отражение-поглощение» собственных прямых и зеркальных электромагнитных излучений водосодержащих систем и органов ребенка погруженного в воду приводит организм к неустойчивому электромагнитному взаимоотношению. На атомно-молекулярном уровне функционирования пораженной системы или органа всегда присутствует неустановившийся режим взаимоотношений. Этот режим усиливается и расшатывается благодаря «отражению-поглощению». На этом фоне возникают новые формы морфологической структуры, задаваемые собственными функциями того или иного органа или системы. Связи восстанавливаются, соединяются, начинают функционировать, если ранее по какой-либо причине отставали от нормативного развития.
Представляется, что выявленные факты прекращения эпилептических приступов (более 500 учеников) проявляются в результате размывания накопляющегося электрического потенциала готовности к приступу, разрушение привычного стереотипа проявления приступа, установление нормального функционирования пораженного участка [7].
Представим дальнейшее развитие использования эффекта тройного отражения поглощения. Согласно теории хаоса лауреата Нобелевской премии И. Пригожина [9], подтвержденной современными учеными, ее основной закон отражает единство в многообразии мироздания. Ученые обнаружили, что на границе между конфликтами любых противоположных сил (физических и социальных) стоит не рождение хаотических структур, как считалось ранее, а происходит спонтанное возникновении самоорганизации более высокого уровня. Структура этой самоорганизации не статична, а постоянно изменяется. Вблизи границ областей происходит переход «от хаоса к порядку», смена состояний «нахождения снаружи» на состояние «нахождение внутри» и обратно [9]. Но, если одна и та же операция повторяется неоднократно, что и происходит в циклическом процессе плавания, или иных двигательных действий в условиях воды, то результат одного цикла электромагнитных взаимоотношений организма становится начальным значением для следующего, что порождается бесконечное переплетение подобных структурных элементов различных уровней и форм, однако, морфологически обусловленных.
Неустановившийся режим взаимодействия расшатывает пограничные связи, что согласно теории хаоса И. Пригожина порождает новые формы структур, задаваемые собственными нормальными функциями генетически запрограммированной здоровой части.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитый подход позволяет вывести педагогическую гидрореабилитацию на уровень высоких технологий, обеспечивающих мультидисциплинарный подход, привлечь
внимание специалистов различных научных школ, ибо, только с позиции обмена опыта знаниями, новейшими научными разработками во взаимосвязи с методологическими и технологическими решениями, возможно, сформировать и развить наукоемкую тонкую продукцию знаний о единстве «взаимоотношений человека и воды».
Несмотря на многолетний опыт и полученные обнадеживающие результаты проводимой работы в стенах НГУ имени П.Ф. Лесгафта по кафедре теории и методики гидрореабилитации с детьми с различной формой заболеваний, как одной из составляющих взаимоотношений человека с водной средой, дают основание считать необходимость более глубоких фундаментальных исследований в этой области. Сама жизнь диктует поиск путей, направленных на создание современных технологий связанных с программированием и структуризацией воды и ее влияния на клеточном уровне, на жизнедеятельность человека.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вернадский, В.И. Автотрофность человечества / В.И. Вернадский // Химия и жизнь. -1970. - № 8. - С. 17-22.
2. Дубров, А.П. Фундаментальные понятия естествознания и парапсихологии / А.П. Дубров, В.Н. Пушкин // Парапсихология и современное естествознание. - М. : СП "Соваминко", 1989.
- С. 167.
3. Зенин, С.В. Структурированное состояние воды как основа управления поведением и безопасностью живых систем : дис. ... д-ра биол. наук : 05.26.02 / Зенин С.В. - Москва, 1999. - 207 с.
4. Лалаянц, Ю.В. Вода как социокультурный феномен и объект познания (философско-методологический анализ) : дис. ... канд. философ. наук / Лалаянц Ю.В. - Москва, 2007. - 24 с.
5. Мосунов, Д.Ф. Магнитогидродинамический механизм влияния водной среды на человека / Д.Ф. Мосунов, М.Д. Мосунова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011.
- № 8 (78). - С. 137-145.
6. Мосунов, Д.Ф. Явление и субстанциальное свойство взаимоотношений человека и воды / Д.Ф. Мосунов, М.Д. Мосунова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 1 (83). - С. 120-122.
7. Мосунова, М.Д. Обучение плаванию в условиях совместного пребывания в воде тренера и ребенка-инвалида (на примере эпилепсии) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Мосунова М.Д. -СПб., 2005 - 24 с.
8. Патрашев, А.Н. Прикладная гидромеханика / А.Н. Патрашев, Л.А. Кивако, С.И. Гожий.
- М. : Военное издательство МО СССР, 1970. - 649 с.
9. Пригожин, И. Время, хаос, квант / И. Пригожин, И. Стенгерс. - М. : Едиториал УРСС, 2003. - 240 с.
10. Шептулин, А.П. Диалектический метод познания / А.П. Шептулин. - М. : Политиздат, 1983. - 124 с.
11. Эмото, М. Исцеляющая вода: Информация - вибрация-материя : пер. с нем. / М. Эмото, Ю. Флиге. - М. : ООО Издательство «София», 2007. - 144 с.
REFERENCES
1. Vernadsky, V.I. (1970), "Autotrophic humanity", Chemistry and Life, No. 8, pp. 17-22.
2. Dubrov, A.P. and Pushkin, V.N. (1989), "The fundamental concepts of science and parapsychology", Parapsychology and modern science, JV "Sovaminko", Moscow, pp. 167.
3. Zenin, S.V. (1999), Structured condition of water as a basis for controlling the behavior and safety of living systems, dissertation, Moscow.
4. Lalayants, Y. (2007), Water as a social and cultural phenomenon, and the object of knowledge (philosophical and methodological analysis), dissertation, Moscow.
5. Mosunov, D.F. and Mosunova, M.D. (2011), "MHD mechanism of the effect of water environment on man", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 78, No. 8, pp. 137-145.
6. Mosunov, D.F. and Mosunova, M.D. (2012), "Appearance and substantial property relationship between man and water", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 83, No. 1, pp. 120122.
7. Mosunova, M.D. (2005), Learning to swim in a rooming-in water coach and a disabled child (for example epilepsy), dissertation, St. Petersburg.
8. Patrashev, A.N., Kivak, L.A. and Gozhy, S.I. (1970), Applied Fluid Mechanics, publishing house of Military Defense of the USSR, Moscow.
9. Prigogine, I. and Stengers, I. (2003), Time, chaos, quantum, Editorial URSS, Moscow.
10. Sheptulin, A.P. (1983), The dialectical method of cognition, Politizdat, Moscow.
11. Emoto, M. and Fliege, Yu (2007), Water Healing Information-vibration-matter, Publishing LLC "Sofia", Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 05.06.2015.
УДК 796.8
МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ ЮНОШЕЙ В СМЕШАННОМ БОЕВОМ ЕДИНОБОРСТВЕ С УЧЕТОМ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ
АСИММЕТРИИ
Максим Петрович Анисимов, доцент,
Санкт-Петербургский государственный аграрный университет (СПбГАУ)
Аннотация
Сегодня дальнейшее развитие смешанного боевого единоборства как вида спорта невозможно без научно обоснованного подхода к построению учебно-тренировочного процесса. Эффективность использования различных методов и средств спортивной подготовки находится в прямой зависимости от многих факторов и наряду с ними индивидуальные особенности занимающихся. В данной работе представлена модель обучения техническим действиям юношей, учитывающая функциональную асимметрию, характеризующуюся доминированием левого или правого полушария головного мозга и проявляющаяся в латеральных предпочтениях при выполнении движений.
Ключевые слова: смешанное боевое единоборство, подготовка спортсменов, техника, индивидуализация, профиль асимметрии, модель, перенос двигательного навыка.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.06.124.p12-15
MODEL FOR TRAINING TO THE TECHNICAL ACTIONS OF THE YOUNG MEN IN THE MIXED FIGHTING SINGLE COMBAT TAKING INTO ACCOUNT FUNCTIONAL ASYMMETRY
Maxim Petrovich Anisimov, the senior lecturer, St. Petersburg State Agrarian University
Annotation
Today the further development of the mixed fighting single combat as sport event is impossible without evidence-based approach to planning of the educational and training process. Efficiency of application of the various methods and means of sports preparation is in direct dependence on many factors and along with them the specific features of the engaged. This article presents the model for the training to the technical actions of the young men considering the functional asymmetries, being characterized by domination of the left or right cerebral hemisphere, and revealed in the lateral preferences when performing the movements.
Keywords: mixed fighting single combat, training of athletes, technique, individualization, asymmetry profile, model, carrying over of movement skill.
Смешанное боевое единоборство является одним из наиболее популярных видов единоборств в мире. В нем соединено максимально возможное количество технических действий, разрешенных использовать спортсменам. Это динамичный, захватывающий вид спорта, адаптированный к потребностям современного зрителя. И это объясняется тем, что согласно правилам проведения соревнований, можно эффективно использовать как ударную технику руками и ногами, так и технику борьбы (в стойке и партере) с применением полного арсенала болевых и удушающих приемов. В современном смешанном