_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
историческом развитии: от Уложения 1749 г. до издания Свода законов. СПб., 1856. С. 89.
3. Кутафин О.Е., Лебедев В.М., Семигин Г.Ю. Судебная власть в России: история, документы: в 6 т. Т. V. Советское государство. М., 2003. С. 156 - 157.
4. Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства. 1917. № 4. Ст. 50. С. 49 - 50.
5. Бессарабов В.Г. Советская прокуратура (1922 - 1991 гг.) // Журнал российского права. 2002. № 12. С. 35
© Ануфриева А.С., 2016
УДК 340.1
Э.И.Башмакова
Магистр института права, БашГУ,
г.Уфа
ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
Аннотация
Формирование эффективной системы местного управления в современных условиях представляется я необходимым элементом системы развития гражданского общества в нашей стране. Значимость проектов взаимодействия местной власти и некоммерческих организаций позволит расширить рамки гражданской активности населения и позволит задействовать дополнительные механизмы, направленные на решение социально значимых проблем. В статье анализируются правовые и социальные инструменты взаимодействия органов местного самоуправления с некоммерческими организациями.
Ключевые слова
Общественные организации, гражданское общество, местное самоуправление, партисипативность.
THE PROBLEM OF INTERACTION OF LOCAL GOVERNMENTS WITH NON-PROFIT ORGANIZATIONS
Bashamkova E.I.
Student 2-year master, BSU, Institute of Law, Ufa
Abstract
The formation of an effective system of local government in modern conditions it seems I am required element of the development of civil society in our country. The importance of the projects of cooperation of local authorities and non-profit organizations will expand the scope of civil activity of the population and will allow to involve additional mechanisms aimed at solving social problems. This article analyzes the legal and social tools of interaction of local governments with non-profit organizations.
Keywords
Public organizations, civil society, local government, participatively.
Актуальность выбранной темы определяется возросшим интересом общества к негосударственным, неправительственным, общественным организациям, которые после развала советского союза обрели второе рождение. Одним из показателей, характеризующих степень развития гражданского общества, является уровень участия населения в деятельности общественных, негосударственных и неправительственных организаций.
Существенная часть муниципальных образований в субъектах Российской Федерации в настоящее время испытывает дефицит средств и материальных ресурсов, которые необходимы в целях разработки и реализации программ социального и экономического развития, направленные на решение вопросов местного
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
значения, а также для осуществления вложений в развитие соответствующих регионов. В связи с тем, что размер финансовых и иных ресурсов, необходимых для исполнения муниципальными образованиями установленных обязательств, не соответствует уровню их реальных потребностей, а дотации от государства не покрывают всех расходов [1, с. 143].
Деятельность муниципальных образований невероятна важна для нашей страны. Именно на базе деятельности таких субъектов муниципального права, как сельские и городские поселения строится деятельность в первую очередь субъектов Российской Федерации, а за ними и деятельность всего государства [2, с. 183].
Большинство правоведов в содержание категории гражданское общество интегрировали тезис о функционировании общественных организаций, отмечая, что «если граждане свободно могут выражать свое мнение, если могут создавать различные объединения - налицо такое качественное состояние общества, при котором оно может именоваться гражданским обществом». Данное суждение отчасти было подтверждено неоднократным высказыванием видных общественных деятелей и руководителей государства, отмечавших позитивное влияние названных структур на развитие гражданского общества в России.
Деятельность этих институтов в советскую эпоху отличалась своей спецификой, которая изменилась в 1991 г. с появлением нового российского общества и иной хозяйственно-правовой системы.
Неотъемлемой характеристикой демократической формы государственного управления является возможность граждан участвовать в процессе формирования государственной политики. Проблема заключается в том, что у граждан нет навыков или желания принимать участие в осуществлении местного самоуправления.
Несомненно, что приобщение граждан к осуществлению муниципального управления нужно рассматривать как одну из важнейших задач не только исключительно органов государственной и местной власти, но и непосредственно населения. Последовательная и систематическая работа органов муниципалитета будет плодотворной, если заинтересованность к осуществлению местной власти будет идти «снизу», от самого населения. Таким образом, для эффективной работы муниципалитетов необходимо, прежде всего, стремление и воля граждан, а также должностных лиц органов государственной и местной власти разрешать данную проблему совместными усилиями [3, с. 42].
В 1993 г. был законодательно оформлен правовой статус некоммерческих организаций, который нашел свое отражение в Конституции РФ, обозначился курс на широкое привлечение общественности к работе в местных органах самоуправления.
В субъектах РФ стали появляться региональные концепции развития гражданского общества, такие как: «концепция партнерства органов государственной власти, органов местного самоуправления и негосударственных некоммерческих организаций по развитию гражданского общества»; «концепция развития взаимодействия органов местного самоуправления с общественными и иными некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность на территории муниципального образования; «концепция краевой целевой программы поддержки развития гражданского общества» и другие. [4,с. 132]
Позиции общественных организаций значительно укрепились в муниципальных органах в начале двухтысячных годов. Особенно их роль возросла в решении социальных задач. По мнению И.А. Боцу именно на уровне местного самоуправления начал формироваться фундамент гражданского общества «это главное звено определяющее успех социального партнерства государственных органов власти и неправительственных организаций в целях повышения благосостояния общества»[5,с. 14],
Взаимодействие органов местного самоуправления и общественных организаций, в основном происходило в социокультурном пространстве и затрагивало социально обеспечительные правоотношения. Они включали совместное решение различных социально значимых проблем, организацию групп для разработки перспективных планов развития территорий, формирование мониторинговых центров для проведения экспертных, социологических, и маркетинговых исследований общественного мнения, подготовку совместных публичных мероприятий, выявление проблемных вопросов в экологической сфере, организацию и проведение дискуссионных площадок с участием местных властей и общественных организаций.
В последнее десятилетие вопросы организационного характера стали предметом совместной деятельности органов местного самоуправления и негосударственных, неправительственных, общественных
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
организаций. Они охватывали широкий спектр правоотношений, среди которых можно выделить:
а) отношения по упорядочиванию правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований, городских и сельских поселений;
б) разработку локальных программ охраны и использования земель;
в) обеспечение противопожарной безопасности;
г) иные краткосрочные проекты местного значения в области землепользования и землеустройства.
На современном этапе деятельность органов местного самоуправления, и общественных организаций
была тесно связана с функционированием системы социального партнерства, которая проявляется как форма взаимодействия социально-политических механизмов межсекторной организации. На местном уровне это проявлялось в реализации социально обеспечительных правоотношений связанных с повышением качества жизни населения, в формировании отношений партнерства, доверия и диалога местных органов самоуправления и общественных организаций.
Развитие и активность некоммерческих организаций (НКО) позволяет трансформировать энергию общественного участия в ресурс решения вопросов местного значения, в стратегический механизм социально-экономического развития города. Это возможно в том случае, если городскими властями будут созданы определенные условия, которые можно представить как систему партисипативного управления. Она основана на расширении полномочий общественных институтов и участия объединений горожан в принятии решений по вопросам, важным для жизнеобеспечения города и повышения качества жизнедеятельности населения.
Партисипативное управление дает НКО возможность взять на себя ответственность за риски и успехи, связанные с реализацией стратегии городского развития, городских целевых программ и проектов. Оно способствует политической социализации населения, постепенно выводя его из «детской» иждивенческой позиции в позицию грамотного и бережливого потребителя, с одной стороны, непосредственного участника процессов развития культуры городского общежития - с другой стороны, и в итоге - компетентного партнера органов местной власти в разработке и принятии решений, учитывающих интересы общества. В контексте муниципального управления партисипативность - это вовлечение населения в процесс осуществления местного самоуправления через определенные законом формы участия, через добровольческие инициативы, общественную деятельность, общественно полезный труд. Однако существует проблема стимулирования населения к осуществлению общественно полезного труда - деятельности сверх основных функций. Это одно из важнейших условий повышения эффективности местного самоуправления как власти самого населения - основного субъекта управления [6, с. 206]
Город Уфа в настоящее время становится площадкой, которая может со временем продемонстрировать опыт достаточно успешной муниципальной практики внедрения элементов партисипативного управления в процесс разработки Стратегии развития ГО г. Уфа. Вовлечению представителей городских НКО в процесс разработки Стратегии способствует принятое постановление Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан от 29 мая 2014 г. № 2225 «О разработке Стратегии развития городского округа город Уфа Республики Башкортостан», в соответствии с которым в качестве субъектов стратегического планирования определяются городское сообщество (власть, бизнес и население городского округа, взаимодействующие на принципах стратегического партнерства).
Началом включения НКО в разработку Стратегии стало их приглашение к участию в «круглом столе», на котором обсуждались проблемы социального партнерства органов местного самоуправления с активными горожанами.
Для реализации механизма осуществления передачи части отдельных полномочий органами местного самоуправления в ведение социально ориентированных НКО необходимо принимать соответствующие нормативные правовые акты, регулирующие порядок передачи муниципальных функций некоммерческим организациям. Участие социально ориентированных НКО в решении вопросов местного значения должно осуществляться посредством передачи установленного перечня полномочий и большей части муниципальных средств социально ориентированным НКО, т. е. тем, которые оказывают социальные услуги населению и работают в тесном сотрудничестве с органами власти - как правило, в рамках муниципальных целевых программ. Вопросы осуществления финансирования и контроля за исполнением должны быть прописаны в конкретных целевых программах.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070
В процессе анализа механизмов совершенствования эффективности органов местного самоуправления, посредством их взаимодействия с некоммерческими организациями (НКО) позволяет сделать следующий вывод: общественные объединения являются полноправным субъектом при решении проблем местного значения
Помимо этого, должно осуществляться финансирование таких направлений деятельности, как участие представителей НКО в качестве экспертов в муниципальных органах, которые определяют направления социальной политики, подготавливают муниципальные правовые акты, формируют и реализуют социальные программы. Некоммерческие организации могут дать свои заключения о документе или выступить на слушаниях и т.п.; участвовать в реализации совместных проектов (программ), построении муниципальных сетевых структур для обеспечения сотрудничества муниципальных организаций и НКО, в работе консультативных комитетов для обмена информацией и координации процесса предоставления социальных услуг.
Комплекс различных форм взаимодействия местного самоуправления и некоммерческих организаций образует инфраструктуру социального партнерства, в том числе инфраструктуру поддержки общественной самоорганизации населения (поддержки инициатив населения, поддержки НКО и т.п.). Актив НКО, вовлеченный в разработку Стратегии развития территориального образования, подчеркивает, что развитие гражданской культуры населения действительно может быть серьезным ресурсом его развития.[7, ^147] Когда стороны социального партнерства четко осознают свои интересы, то их совместная деятельность становится фактором реальных общественных изменений. Это особенно важно в условиях ускорения темпов глобальных перемен и усиления социально-экономической неопределенности жизни страны, региона, города.
Список использованной литературы
1. Аминов И.Р., Руденко С.К. Межмуниципальное сотрудничество, формы и проблемы правового регулирования // Экономика, социология и право. 2014. № 4. С. 143-145.
2. Фомин А.Ю., Аминов И.Р. Муниципальная собственность как объект взыскания // Современное общество: проблемы, идеи, инновации. 2015. № 4. С. 183-188.
3. Артемьева Д.В., Аминов И.Р. Проблемы взаимодействия населения и местной власти // Вестник международных научных конференций. 2014. № 3 (3). С. 39-44.
4. Мироненко Н.В. Контрактные отношения как основной инструментарий построения межсекторного социального партнерства в контексте взаимодействий НКО и населения // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. — № 4. — С.131— 141.
5. Боцу И.А. Роль общественных организаций в деятельности органов местного самоуправления. Автореферат дисс. ... кандидата социологических наук. Москва, 2002. - С. 14.
6. Бондаренко В.Н. Онтологические пределы права (постановка проблемы) // Евразийский юридический журнал. 2014. № 10. С. 206-207
7. Колесникова Н.А. Некоммерческие организации как основные институциональные формы гражданского общества // Изв. ТулГУ. Гуманит. науки. 2013. № 1. С. 146-155.
© Башмакова Э.И., 2016
УДК 342
С. А. Бенда
магистрант 2 курса Юридического факультета Воронежского государственного университета
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация
Статья посвящена общественному контролю в России, его становлению и развитию. Автор, выделяя