для расчета. В нашем случае машинное время расчета показателей без вывода графиков составляет 2-3 мин, при использовании ЭВМ типа «Пентиум II-433».
Предлагаемая схема модели дизеля эффективна как с конструкторской точки зрения, для доводки систем и ДВС в целом, так и для специалистов, которые эксплуатируют автомобили, с целью выявления факторов и оценки степени влияния на эффективные показатели дизеля и отдельных его систем.
Список литературы
1.Кузнецов Е.В. Математическая модель рабочего процесса дизеля// Автомобильная промышленность.- 2000. - №6. - С.9-12.
2.Астахов И.В., Трусов В.И. и др. Подача и распыливание топлива в дизелях. - М.,Машиностроение,1971. - 359 с.
3.Вибе И.И. Новое о рабочем цикле двигателей. Москва-Свердловск:-Машгиз, 1962. - 412 с.
4.Горб С.И. Моделирование судовых дизельных установок и систем управления: Учеб. Пособие для вузов. - М, Транспорт, 1993. - 134 с.
5.Разработка метода диагностирования автомобильных дизелей по неравномерности вращения коленчатого вала (диссертация) / Дис. ... канд. техн. наук. - Тюмень, 2003. - 174 с.
6. Файнлейб Б.Н. Топливная аппаратура автотракторных дизелей:
Справочник - Л., Машиностроение, 1990, 352с., ил.
7.F. Rezeka, A.Henein A new Approach to Evaluate instantaneous friction
and its components in intenal combustion engines, SAE №840179, 1984.
8.Hohenberg G. Berechnung des Gasseitien Warmeuberganges in Diselmotoren // Motortechnische Zeitschrift (MTZ), 1980, 41 №7/8, 321-326.
9.Woschni G. Ein Method zur Vorausberechnung der Änderung des Brennverlaufs Mittelschnellaufender Dieselmotoren bei geanderten Betriebsbedingungen // Motortechnische Zeitschrift (MTZ), 1973, 34 №4, 106-115.
УДК 629.113:574 Я.А. Борщенко
Курганский государственный университет
ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ТО И Р АВТОМОБИЛЕЙ НА АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
Аннотация
В статье рассмотрена проблема выбора технологического оборудования для ТО и Р автомобилей на автотранспортных предприятиях, определены основные методы выбора оборудования, обосновано применение метода анализа иерархий. Представлен алгоритм программного обеспечения и результаты тестирования на примере станции технического обслуживания автомобилей.
Ключевые слова: автомобиль, технологическое оборудование, оптимизация, анализ, иерархия.
Y.A. Borshchenko Kurgan State University
CHOICE PROBLEM OF THE PROCESS EQUIPMENT FOR MAINTENANCE SERVICE AND CAR REPAIRS IN THE MOTOR TRANSPORTATION ENTERPRISES
Annotation
In a paper the choice problem of the process equipment is considered for that and р cars the motor transportation enterprises, the basic methods of a choice of the equipment are defined, is justified application of a method of the analysis of hierarchies. The algorithm of the software and results of testing on an example of servicing deport of cars is presented.
Key words: the car, the process equipment, optimisation, the analysis, hierarchy
Усложнение конструкции автомобиля требует более сложных технических комплексов, как правило, на базе ЭВМ, и соответственно более высокой квалификации персонала. Задача качественного ТО и Р актуальна не только для автотранспортных предприятий, но и для предприятий автосервиса, где оказание качественных услуг по ТО и Р автомобилей - залог конкурентоспособности фирмы. В настоящее время наблюдается тенденция разделения АТП на предприятие, основной целью которого является перевозочные услуги, и станцию ТО и Р автомобилей. Одной из причин этого является значительное усложнение технологических процессов ТО и Р.
Рассматривая проблему качества выполнения работ по ТО и Р на первый план выходит соблюдение технологии работ, а иногда и разработка новых технологических процессов в соответствии с внедряемым технологическим оборудованием.
В настоящее время номенклатура технологического оборудования для ТО и Р автотранспорта исчисляется тысячами наименований и разнообразна как по производителям, так и по назначению. Объяснений этому факту несколько: возрастающая роль сложных приборных комплексов для ТО, диагностирования и ремонта автомобилей на современном этапе в автотранспортном комплексе, условия рыночной экономики, расширяющийся круг конкурирующих фирм и предприятий в сфере технологического оборудования автосервиса, многообразие марок и моделей автотранспорта как в России, так и за рубежом .
Таким образом, большинство предприятий, занимающихся ТО и ремонтом автомобилей, стоят перед сложным выбором: подбор, обновление, модернизация набора технических средств диагностирования, технического обслуживания и ремонта современных автомобилей.
Сложность выбора определяется набором критериев и ограничений, в том числе стоимостью, функциональностью, рекомендациями фирм- производителей, и т. д.
В настоящее время сформировалось несколько подходов к решению данной проблемы.
Одним из основных подходов при выборе - технологический принцип, согласно которому набор оборудования должен соответствовать технологическому процессу, а он, в свою очередь, рекомендациям завода-изготовителя автомобиля. Важность этого принципа состоит в возможности выполнения работ на должном уровне качества, а с точки зрения оказания услуг автосервиса -удовлетворить потребности клиентов в конкретных услугах на 100%. Представим характеристики подходов в виде схемы, рис. 1.
Методы ôbidopo технологического оЗорудобания
I
4
1
s S
II
I s
!
S'
Рис.1. Методы выбора технологического оборудования для ТО и Р автомобилей
Таким образом, задача выбора комплекта оборудования - многокритериальная задача, для решения которой могут применяться разные математические алгоритмы: метод уступок, метод смещенного идеала, метод анализа иерархий и др. У первых двух методов нет проверки результатов суждений, а у метода анализа иерархий (МАИ) она есть, это большой плюс, т.к. можно проконтролировать свои рассуждения и в случае неудовлетворения их можно пересмотреть. Также плюс ко всему МАИ разрабатывался для неструктурированных задач в экономике, науке управления и социальных науках, поэтому он подходит для задачи выбора технологического оборудования в автосервисе.
В основу каждого метода положен определенный подход к выбору наиболее предпочтительного объекта. В большинстве случаев такие эвристические подходы создаются на основе анализа и решения практических задач. Так как многокритериальные задачи часто встречаются в практике, и значит, их постановок большое число, то и интерактивных методов значительное количество.
Чтобы эффективно решать поставленную задачу, наши модели должны включать в себя и позволять измерять все важные осязаемые и неосязаемые, количественные и качественные факторы. Это как раз то, что делается в методе анализа иерархий, при котором также допускаются различия во мнениях и конфликты, как это бывает в реальном мире [1] . Очень часто при анализе интересующей структуры число элементов и их взаимосвязей настолько велико, что превышает способность исследователя воспринимать информацию в полном объеме. В таких случаях система делится на подсистемы, почти так же, как схема ЭВМ, состоящая из блоков и их взаимосвязей, причем у каждого блока есть собственная схема.
Иерархия есть определенный тип системы, основанный на предположении, что элементы системы могут группироваться в несвязанные множества. Элементы каждой группы находятся под влиянием элементов некоторой вполне определенной группы и, в свою очередь, оказывают влияние на элементы другой группы. Считаем, что элементы в каждой группе иерархии (называемой уровнем, кластером, стратой) независимы. Общая схема иерархии для решения нашей задачи представлена на рис. 2.
Удоблетборение оборудобанием
АДК - альтернатибы
Рис.2. Иерархия выбора технологического оборудования в автосервисе
Хотя сам метод и алгоритм достаточно хорошо известны однако не было найдено программной реализации для применения в сфере автосервиса, поэтому было принято решение о создании программного продукта. Общий алгоритм представлен на рис. 3.
Для создания программы бал выбран язык программирования Microsoft Visual Basic v6.0. Выбор был остановлен на нем из-за того, что в нем хорошо развит графический интерфейс, и у него высокая степень интеграции во многие офисные и корпоративные информационные системы.
Созданное программное обеспечение тестироваось на примере подбора оборудования для поста диагностики СТО «Уральские автомобили» г Кургана. Для альтернатив были выбраны три комплекса автомобильной диагностики: КАД-400-04, Автомастер АМ1-М, Bosch SHE 720. В качестве критериев были выбраны:
- цена;
- качество;
- эксплуатационные затраты;
- дополнительные функции.
В результате расчетов были получены следующие результаты:
- Bosch - 0.221;
- КАД 400 - 0,332;
- Автомастер - 0,447.
Рис.3. Алгоритм выбора технологического оборудования на основе метода анализа иерархий
Из этого следует вывод, что комплекс «Автомастер АМ1-М» является наиболее приемлемым для заданных нами условий и критериев.
Таким образом, построенное программное обеспечение на основе метода анализа иерархий позволит решить актуальную многокритериальную задачу выбора оптимального комплекта технологического оборудования для ТО и Р автомобилей, что, несомненно, повысит эффективность отдачи от инвестиций в оборудование в условиях жесткой конкуренции и финансовых ограничений.
Список литературы
1. Саати Т. Принятие решений. - М. : Радио и связь, 1993.-278 с.
УДК 621.43.011 А.Е. Королёв
Тюменская государственная сельскохозяйственная академия А.Г. Белов
Тюменский государственный нефтегазовый университет
ВЛИЯНИЕ ИСХОДНОГО КАЧЕСТВА ДЕТАЛЕЙ НА ИЗНОС ДВИГАТЕЛЕЙ
Аннотация
Представлена методика проведения экспериментов. Установлено влияние погрешностей формы и расположения деталей на износ двигателей.
Ключевые слова: качество, износ деталей.
А.Е. Korolyov
Tuymen State Agriculture Academy A.G. Belov
Tyumen State Oil and Gas University
QUALITY COMPONENTS INFLUENCE EFFECT ON ENGINE SIMULATION
Annotation
The methods of carrying out the experiments are presented. The influence of shapers errors and details location on engines wear is determined.
Key words: quality, details wear.
Введение
В технологическую систему обеспечения качества ремонта двигателей входят оборудование и оснастка, готовые детали и узлы, средства контроля и испытания, техническая документация и т.д. Если микро- и макроге-ометрические отклонения не превышают нормативных значений, то приработка сопряжений выполняется относительно быстро и с небольшим начальным износом [1]. Отклонение формы и расположения поверхностей трения вызывают задиры, повышенный и неравномерный износ деталей [2].
Техническое состояние двигателей в основном определяется скоростью изнашивания ресурсоопределя-ющих сопряжений: гильза цилиндра - поршень, шейка коленчатого вала - вкладыш.
1. Методика исследований
Эксперименты выполнялись на специализированных ремонтных предприятиях Тюменской области. В процессе сборки двигателей проводился микрометраж деталей в соответствии с ГОСТ 18509-88 «Дизели тракторные и комбайновые. Методы стендовых испытаний». Микрометраж был выполнен по 9 маркам дизельных и карбюраторных двигателей, их общее количество составило 175 единиц. Износ двигателей определялся спектральным анализом масел на установке МФС-7. Экспериментальные данные обрабатывались по стандартным методикам.
2. Результаты исследований
Установлено, что макрогеометрические отклонения деталей имеют значительный диапазон рассеивания (коэффициент вариации находится в пределах 0,6...1,3),
поэтому значительная часть контролируемых параметров выходит за пределы нормативных значений. Так, почти третья часть деталей по погрешностям формы не соответствует техническим требованиям на ремонт. Существенная часть сопряжений (в среднем 16%) имеют зазоры с отклонениями от нормативных, причём у большинства двигателей зазор выше допустимого. Увеличенный начальный зазор в сопряжениях приводит к сокращению ресурса двигателей, поэтому необходим более тщательный селективный подбор деталей при сборке.
Методом корреляционного анализа были получены зависимости между погрешностями формы и расположения деталей, и концентрацией в конце обкатки характерных для сопряжений элементов износа в масле, полученных спектральным анализом. Коэффициенты множественной корреляции математических моделей составили 0,66... 0,87, что соответствует средней степени взаимосвязи между факторами и выходными параметрами. Поскольку на износ двигателей также влияют температурный режим, загрязнённость и давление масла, нагру-зочно-скоростной режим обкатки и другие факторы, то из приведённых данных следует, что макрогеометрические отклонения деталей играют существенную роль в процессах изнашивания сопряжений.
На примере двигателей ЗиЛ-130 показано влияние погрешностей формы и расположения деталей на износ сопряжений (рис. 1 и 2).
J Sib) h Зог» щ- * j
\ УГйоп >
г*- ' _ -х- _ ...... h—
С ' XftSg'1
(1 0.005 0.01(1 0.015 0.020 {¡ы.&г.мМ
200 1-1-1-1-1
0 0.003 0.016 0.024 0.012 вол, >гм
Рис. 1. Влияние овальности 5 г и конусности 5 г гильз цилиндров, овальности поршней 5 ш и зазора гильза -поршень вгп на износ сопряжений
/ / >
y/s 'Ло ш )
J(>5ua) .11 So
с----- N- ' — * — - н . __ . _
J<Sm)/
0 0,002 0.004 О.ООЛ 0.1ЮВ «и
1_
0,0475 0.0500 0.0525 0.0550 0.0575 Sl» >™
Рис. 2. Влияние овальности 5 „ конусности 5 к коренных и шатунных шеек коленчатого вала, зазора шейка - вкладыш в на износ сопряжений Из графиков видно, что с увеличением овальности и конусности деталей износ их возрастает, а между зазо-