УДК 745/749
Беликина Виктория Викторовна
магистрант II курса по направлению подготовки «Декоративно-прикладное
искусство и народные промыслы»
«Дальневосточный федеральный университет», Владивосток, Россия, e-mail: v.v.belikina@yandex.ru
ПРОБЛЕМА ВОЗРОЖДЕНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ КАК ФАКТОРА РОССИЙСКОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА КОНЦА XIX - НАЧАЛА XXI В.
Viktoria V. Belikina
second-year undergraduate student of Decorative and applied arts and crafts
Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia, e-mail: v.v.belikina@yandex.ru
THE PROBLEM OF REVIVAL OF THE TRADITIONAL RING DOLLAR AS A FACTOR OF THE RUSSIAN DECORATIVE-APPLIED ART OF THE END OF THE XIX - THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY
Аннотация. В статье анализируется значение рукотворной куклы в истории культуры России. Исследуются проблемы традиционной куклы как фактора российского декоративно-прикладного искусства. Приведена историография данной темы со второй половины XIX в. до настоящего времени.
Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, традиционная тряпичная кукла, народная культура России.
Abstract. The article analyzes the importance of a man-made doll in the history of Russian culture. The problems of the traditional doll as a factor of Russian decorative and applied art are studied. The historiography of this topic is given from the second half of the 19th century to the present.
Keywords: Arts and crafts, Traditional rag doll, Folk culture of Russia.
Актуальность темы данной статьи определяется тем, что в культурной жизни России конца ХХ - начала XXI в. наблюдается возрождение исторических народных традиций, в числе которых особое место принадлежит тряпичным куклам. Появляются этноклубы, в которых изучаются русские обряды с участием обрядовых кукол, творческие мастерские для обучения технике изготовления традиционной куклы, проводятся фольклорные фестивали, конкурсы, выставки-ярмарки, творческие встречи с кукольниками, мастер-классы, создаются передвижные выставки из частных коллекций, проводятся конференции по проблемам бытования традиционной куклы, изучения ее конструкций и методике работы с ней.
© Беликина В.В., 2017
Актуальность темы обусловлена значением рукотворной куклы, всегда занимавшей важное в жизни людей и в истории культуры России. В Древней Руси куклы использовались в ритуально-магических обрядах, одновременно бытовали и как игрушки, через которые дети знакомились с укладом жизни, получая различные знания.
Куклы были неразрывно связаны с крестьянским бытом в многодетных семьях, где женщины изготавливали по особому случаю тряпичных обрядовых кукол. Девочки учились кукольному делу у бабушек, матерей, старших сестер, и этот процесс был непрерывен.
В музеях хранятся коллекции подлинных традиционных кукол, собранных в этнографических экспедициях по различным областям России историками, фольклористами, художниками, культурологами. Найдено и собрано у местных жительниц множество вариантов кукольных конструкций. Участники этих экспедиций сами отрабатывали процессы изготовления, описывая их подробно и делая зарисовки. Этот опыт нередко используется и показывается на мастер-классах.
Проблемы традиционной куклы как фактора народной культуры изучались довольно активно, но в другие периоды тема уходила за пределы исследовательского поля. Это объясняется как развитием исторической ситуации: революции, войны, трансформации всей культурной системы царизма, так и формированием новой пролетарской культуры, в которой к данной проблеме ослабел исследовательский интерес.
Историографию данной темы условно можно разделить на три периода: дореволюционный, советский и постсоветский (современный). Работы этих периодов различаются методологией исследования.
Первые публикации, освещающие проблемы возрождения традиционной куклы как фактора народной культуры, относятся ко второй половине XIX в. Так, И.Е. Забелин в работе «Домашний быт русских цариц в ХУ1-ХУП столетиях» [6] показал, что искусство создания кукол представляло собой эстетический и философский интерес для царевен еще в допетровские времена.
Царские текстильные куклы создавали те же мастерицы, которые вручную шили и церковную утварь. И то и другое они «творили» равноценно как искусство.
Необходимо отметить, что смоленские куклы из собрания М.К. Тенишевой поступили в Московский кустарный музей в 1900-е гг., когда там работал Н.Д. Бартрам (впоследствии создатель Музея игрушки в Москве) и были впервые опубликованы в сборнике, вышедшем под его редакцией в 1912 г. [8]. В научный оборот эти игрушки как образцы декоративно-прикладного искусства ввела В.Н. Харузина - первая женщина-профессор этнографии в России - в своей статье «Игрушки у малокультурных народов». В сборнике также были опубликованы статьи: Л. Оршанского «Очерк развития игрушек и игрушечного производства на Западе и в России»; С. Глаголя «Русская народная игрушка в XIX веке»; В. Малахиевой-Мирович «Воспитательное значение игрушки»; В.И. Боруцкого «Кустарный игрушечный промысел Московской губернии»; Н.Д. Бартрама «Игрушка и начатки ручного труда». Таким образом, в сборнике поднимались различные аспекты о значении игрушки в социально-культурном развитии поколений российского общества.
Второй (советский) период историографии темы имеет свои специфические особенности: проблемы игрушечного производства и значимости его продукции (кукол) практически оказывается за пределами исследовательского поля искусствоведов. Причинами этого являлись особые политические и идеологические условия: общество было ориентировано на иные экономические и социально-культурные задачи.
В конце 1920-х гг. начались «гонения» на краеведение, этнологию, оказались под запретом детские сказки и даже сами игрушки. Кукла была объявлена «вредной» и ненужной игрушкой в воспитании детей. Закрывались музеи. Однако в середине 1930-х гг., благодаря защите педагогов, кукла была «реабилитирована».
Этнограф И.М. Левина свою работу, написанную по материалам экспедиции в северные районы России в 1920-е гг., посвятила русской
народной игрушке [12]. Автор описывает кукольные игры «в свадьбу», сами куклы и способ их изготовления. Исследование И.М. Левиной стало уникальным на многие годы. Вновь к русской тряпичной кукле вернулись лишь спустя полвека, когда она полностью исчезла из обихода.
В 1946 г. А.Н. Рейнсон-Правдин защитил первую диссертацию по искусствоведению в данном историографическом периоде, посвятив ее русской игрушке, показав в четвертой главе семантику куклы, ее неразрывность связи с культом, эстетикой, бытом [25]. Анализ национальных особенностей и воспитательная роль куклы были возрождены и заняли свое достойное место в декораративно-прикладном искусстве.
В 1972-1975 гг. хранитель Музея игрушки Г.Л. Дайн изучает русскую тряпичную куклу в экспедициях по Ярославской области на основе воспоминаний местных жителей. В 1976 г. Г.Л. Дайн защитила в МГУ диссертацию по народной кукле [3]. В 1980-е гг. музейщиков увлекает сам процесс изготовления тряпичной куклы, его технология.
Третий постсоветский (современный) период является наиболее насыщенным по указанной проблеме. Общие аспекты ритуалов в традиционной культуре стали темой для исследования А.К. Байбурина, давшего обстоятельный структурно-семантический анализ восточно-славянских обрядов [1].
Многогранные аспекты роли кукол в системе культуры и искусства отражены в работах: Ю.М. Лотмана [15], Т.Е. Карповой [9], Ю.О. Голубевой [2].
Вместе с тем появляются исследования кукол только как произведений искусства. Так, в работах Е.О. Змеевой, Н.Б. Качковской, С.Н. Кравченко, Т.Г. Мальцевой кукла исследуется как художественный феномен в традиционном искусстве [7; 10; 11; 16]. Особый интерес представляют работы Е.О. Змеевой и С.Н. Кравченко. Исследование Е.О. Змеевой посвящено изучению феномена куклы в системе художественной культуры, особых факторов, влияющих на создание художественного образа куклы и выявление этих свойств на примере ярких локально-географических и временных воплощений искусства.
Статья С.Н. Кравченко поднимает актуальные вопросы современного кукольного искусства. Необходимо отметить, что авторскими куклами в России занимаются профессиональные художники, заинтересованные в становлении и развитии авторской куклы как отдельного вида искусства. Определилась проблема необходимости отделения профессионализма от дилетантизма, произведений искусства от любительской поделки. В этот период традиционная кукла привлекает философов, культурологов, историков, социологов. Так, М.А. Мишина в работах «Традиционная кукла в пространстве современности», «Кукла как предмет культуры: к постановке проблемы», «Формы бытования традиционной куклы в культурном пространстве постиндустриального общества России» [17; 18; 19] поднимает важные аспекты исследования куклы в прикладном искусстве. М.А. Мишина пишет о становлении новых практик изготовления традиционной куклы, характеризующихся сочетанием искусствоведческого исследовательского компонента, подразумевающего владение семантикой цвета, формы и самого процесса изготовления куклы, и компонента творческого, связанного с попыткой перенесения теоретического знания в художественные ремесленные навыки.
Г. и М. Дайн в своей книге «Русская тряпичная кукла» рассматривают эстетическую ценность традиционной куклы, ее символику и семантику. Они называют такую куклу моделью мира [4]. Вместе с тем И.А. Морозов в своей монографии «Феномен куклы в традиционной и современной культуре (кросс-культурное исследование идеологии антропоморфизма)» [20] исследует роль антропоморфных артефактов в жизни людей и в истории культуры. Особое внимание уделено «идеологии антропоморфизма». Проанализирован широкий круг источников, отражающих обрядовые, магические и религиозные практики. Основу исследования составили материалы экспедиций автора, относящиеся к русской традиции и включенные в широкий круг кросс-культурных параллелей.
Однако наиболее интересными и ценными для нашей работы представляются исследования С.В. Пчельниковой, О.Н. Поповой, Н.В. Романовой, посвященные аспектам современных тенденций в развитии кукольного искусства, конструирования кукол и экзистенциальных презентаций куклы в современной культуре [21; 23; 25].
Считаем важным выделить исследование С.В. Пчельниковой «Современные тенденции в развитии кукольного искусства». В своей статье автор пишет о коллекционировании авторских кукол, выставки которых открывают прекрасные возможности не только для пропаганды и развития этого вида искусства, но и для благотворительной деятельности. Автор статьи издает журнал «Мир кукол», коллекционирует и сама изготовляет куклы, используя все свои возможности для помощи больным детям.
Поскольку технологиям изготовления традиционных кукол стали обучать в специальных учебных заведениях, появляются в печати профессиональные учебно-методические пособия. Из них необходимо выделить работу Н.В. Шайдуровой «Традиционная тряпичная кукла» [28]. Предлагаемое пособие содержит теоретический и практический материал для профессиональной подготовки студентов и имеет определенное значение для развития потребности в творческой деятельности, формирования специальных профессиональных навыков, художественного искусствоведческого мышления, обогащения специальным опытом декоративного искусства.
Учебно-методическим проблемам посвящены работы и других авторов: А.Б. Шубы, В.В. Журиной [5; 29]. Все они по-своему решают проблемы создания традиционной куклы как педагогического процесса. Здесь необходимо выделить работу А.Б. Тепловой «Создание традиционной игрушки как педагогический процесс» [26]. В экспедициях по сбору этнографических кукол автору удалось сделать записи процесса изготовления игрушки. Определена педагогическая технология формирования воспитательного пространства игрушки, выработанного в традиционной культуре: изготовление игрушки, ее одушевление, инициация.
Исследования современного периода отмечают куклу как неотъемлемую часть эстетической культуры человеческих традиций и опыта (А.П. Шиповская, М.И. Шелаева; В.А. Шулятьева) [28; 30].
Авторы видят в кукле важные для развития отечественного искусства истоки: эстетические в человеческих традициях и человеческом опыте. Особо выделяется работа В.А. Шулятьевой «Народная кукла в организации межкультурных коммуникаций и диалога культур в школьном образовательном пространстве», в которой говорится о развитии интереса к истокам феномена кукол в странах, соседствующих с Россией.
Таким образом, отдельные исследования кукол как вида декоративно-прикладного искусства в современный период привлекают ученых разных гуманитарных наук, но прежде всего искусствоведов. В конце ХХ - начале XXI в. тема становится предметом диссертационных исследований искусствоведов: Е.В. Лопаткиной [14], М.А. Лейдекер [13].
Вместе с тем формируются важные малоизученные аспекты кукол как вида декоративно-прикладного искусства, отвечающего запросам времени разрешения демографических проблем в России. Кукла становится источником возрождения старых устоявшихся семейных ценностей и традиций (О.А. Постальчук, Т.А. Мачула) [22].
Следовательно, данная тема актуальна и отражает специфику современности, что подтверждено настоящим историографическим обзором работ предшественников, исследовавших великое разнообразие аспектов проблемы кукол как важной составляющей национального искусства России, ее культурную ценность.
Список литературы
1. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре: структурно-семантический анализ восточно-славянских обрядов. СПб., 1993. 237 с.
2. Голубева Ю.О. Кукла в координатах индивидуально-психологического и социокультурного бытия: автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 2001. 22 с.
3. Дайн Г.Л. Искусство игрушки (художественно-функциональные особенности русской народной куклы XIX - начала ХХ вв.): автореф. дис. ... канд. искусствоведения. М., 1976. 19 с.
4. Дайн Г., Дайн М. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. М.: Культура и традиции, 2007. 120 с.
5. Журина В.В. Феномен куклы в художественной культуре // Человек. Культура. Образование. 2012. № 6. С. 15-23.
6. Забелин И.Е. Домашний быт русских цариц в XVI-XVП столетиях. М., 1869. 503 с.
7. Змеева Е.О. Искусство куклы в России и Германии конца XIX - начала ХХ вв. Художественные и культурно-исторические смыслы: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. Ярославль, 2006. 22 с.
8. Игрушка. Ее история и значение. Сборник статей / под ред. Н.Д. Бартрама. М.: Изд. т-ва И.Д. Сытина, 1912. 246 с.
9. Карпова Т.Е. Феномен куклы в русской культуре (историко-культурологические аспекты): автореф. дис. ... канд. культурологии. СПб., 1999. 24 с.
10. Качковская Н.Б. Кукла в традиционном искусстве Подолья // Мир куклы в истории культуры: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Нижневартовск: Нижневарт. госуд. гуманит. ун-т, 2011. С. 47-52.
11. Кравченко С.Н. Кукла как художественный феномен: от теории к практике // Мир куклы в истории культуры: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Нижневартовск: Нижневарт. госуд. гуманит. ун-т, 2011. С. 8-12.
12. Левина И.М. Кукольные игры в свадьбу и метище // Крестьянское искусство СССР. Искусство Севера. Л., 1928. Т. 2. С. 201-234.
13. Лейдекер М.А. Авторская кукла в современной художественной практике (на примере Москвы и Санкт-Петербурга): автореф. дис. ... канд. искусствоведения. СПб., 2015. 22 с.
14. Лопаткина Е.В. Авторская кукла конца ХХ - начала XXI веков в России. История, типология, изобразительная специфика: автореф. дис. . канд. искусствоведения. СПб., 2013. 24 с.
15. Лотман Ю.М. Куклы в системе культуры // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб., 1998. С. 645-650.
16. Мальцева Т.Г. Кукла как образно-символическая форма в современной визуальной культуре // Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 6. С. 113-121.
17. Мишина М.А. Кукла как предмет культуры: к постановке проблемы // Вестник СПБГУ. Сер. 9: Филология. Востоковедение. Журналистика. 2009. №4. С. 109-115.
18. Мишина М.А. Традиционная кукла в пространстве современности // Мир куклы в истории культуры: материалы Междунар. науч-практ. конф. Нижневартовск: Нижневарт. госуд. гуманит. ун-т, 2011. С. 59-69.
19. Мишина М.А. Формы бытования традиционной куклы в культурном пространстве постиндустриального общества России: автореф. дис. ... канд. культурологии. СПб., 2011. 29 с.
20. Морозов И. А. Феномен куклы в традиционной и современной культуре (кросс-культурное исследование идеологии антропоморфизма). М.: Индрик, 2011. 352 с.
21. Попова О.Н. Конструктивные особенности традиционных кукол народов Пермского края // Мир куклы в истории культуры: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Нижневартовск: Нижневарт. госуд. гуманит. ун-т, 2011. С. 73-78.
22. Постальчук О.И., Мачула Т.А. Традиционная кукла как источник возрождения семейных ценностей и традиций // Сборники конференций НИЦ. Социосфера. 2013. № 19. С.123-128.
23. Пчельникова С.В. Современные тенденции в развитии кукольного искусства // Мир куклы в истории культуры: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Нижневартовск: Нижневарт. госуд. гуманит. ун-т, 2011. С. 3-7.
24. Рейнсон-Правдин А.Н. Игра и игрушка народов Обского Севера // Советская этнография. М., 1946. № 3. С. 109-133.
25. Романова Н.В. Экзистенциальные презентации куклы в культуре // Мир куклы в истории культуры: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Нижневартовск: Нижневарт. госуд. гуманит. ун-т, 2011. С. 83-88.
26. Теплова А.Б. Создание традиционной игрушки как педагогический процесс // Сборники конференций НИЦ. Социосфера. 2012. № 19. С. 133-139.
27. Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла: учебно-метод. пособие. СПб.: Детство-Пресс, 2011. 176 с.
28. Шиповская А.П., Шелаева М.И. Кукла как неотъемлемая часть эстетической культуры, человеческих традиций и человеческого опыта // Сервис plus. 2012. № 4. С. 27-33.
29. Шуба А.Н. К вопросу об истоках и стилистическом разнообразии современной текстильной и интерьерной куклы // Мир куклы в истории культуры: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Нижневартовск: Нижневарт. госуд. гуманит. ун-т, 2011. С. 164-167.
30. Шулятьева В.А. Народная кукла в организации межкультурных коммуникаций и диалога культур в школьном образовательном пространстве // Региональное образование XX века: проблемы и перспективы. 2012. № 3. C. 207-211.