Н. В. Мазур
Проблема воссоздания исторических интерьеров в современной музейной практике
Статья посвящена современным проблемам, возникающим при восстановлении исторических интерьеров. В тексте освещены вопросы, касающиеся основных аспектов реставрационной деятельности, осуществляемой в музейной практике, а также приведены примеры проводимых сегодня работ.
Ключевые слова: развитие реставрации; музеефикация памятников архитектуры; виды реставрационной деятельности; научная реставрация; воссоздание; консервация; укрепление; расчистка.
N. V. Mazur
The Question of Recreation of Historical Interior in Modern Museum Practice
The article is devoted to the modern problems connected with recreation of historical interior. The questions in this text are concerned with main aspects of restoration activity, realized in museum practice, with several examples of current works.
Key words: development of restoration; acquisition by museums monuments of architecture; types of restoration activities; scientific restoration; reconstruction; conservation; clearing.
Проблема методологии и принципов воссоздания интерьеров в течение многих столетий разрабатывалась реставраторами и учеными в области архитектуры, живописи, скульптуры
и декоративно-прикладного искусства. Развитие реставрации принято связывать с последовательной сменой трех подходов: романтического, стилистического и археологического. Для первого из них характерна допустимость достроек и перестроек памятника с вольной художественной импровизацией на тему его основных архитектурных мотивов. Второй отличается стремлением к научно обоснованной реконструкции строительных форм, утверждением возможности и необходимости полноценного воссоздания утраченного облика, возвращающего памятнику целостность, направлением на восстановление стилистического единства древнего сооружения. Третий период отрицает эту необходимость, как и целостность постройки, полагая главную роль реставрации только в сохранении и раскрытии подлинных частей здания, включая и поздние наслоения, в сохранении их формы и материала.
У всех русских авторов конца XIX - начала XX в. в их исследованиях преобладают мысли о неповторимости произведений прошлого, о глубокой связи архитектурного наследия с традициями жизни, культурой [4]. Угроза памятникам существует не только от разрушения временем, но и со стороны достижений цивилизации, изменившегося профессионального мастерства и разрыва традиций. Эта тема возникла в российской культуре при соприкосновении с европейским опытом. Для России еще не наступило время необходимости массовой реставрации. Но эта тема волновала путешественников, которые не могли себе представить, насколько же она станет важной в будущем. Вторая мировая война оказалась важной вехой в развитии представлений о задачах сохранения архитектурных сооружений и их реставрации. Такие факторы, как их массовое разрушение и наметившиеся в послевоенный период резкие изменения социального уклада, привели к возникновению новой ситуации.
Традиционно понятие о методике воссоздания складывалось исходя из положения, что нарушение целостности памятника и изменение его архитектуры, которые предстоит исправить, сложились уже в давнее время, и данные для воссоздания предстоит собирать путем прочтения остатков старых форм на самом объекте, сбора исто-
рических свидетельств и изучения архитектуры соответствующего времени. Относительность и неполнота собранных таким образом материалов были одной из причин часто проявляющегося недоверия к реставрации вообще, что сказалось при формулировании принципов одного из ее типов - археологического. Кроме того, в традиционной ситуации памятник, независимо от его разрушения, предстоял как историческая реальность, в то время как его целостный облик, восстановление которого входило в задачу воссоздания, воспринимался как нечто не только идеальное, но и одновременно искусственное. Античное или средневековое здание, восстановленное в изначальных формах, неизбежно должно было казаться фальшивым уже потому, что его полное обновление как бы перечеркивало существование целого пласта истории, отделявшего его возведение от современности.
В этом отношении ситуация с памятниками, разрушенными во время войны, оказывалась иной. О прежнем виде сооружения не было необходимости строить догадки: он был зафиксирован в обмерах, фотографиях, описаниях. Были вызвавшие споры попытки воссоздания памятников не в той редакции, которую они имели в момент разрушения, а с воссозданием только наиболее древних и интересных в художественном отношении частей. Такой подход к восстановлению памятников со сложной строительной историей позволял раскрыть в них наиболее древний и ценный пласт, не уничтожая позднейших наслоений, поскольку они ко времени восстановительных работ перестали существовать. Так были реставрированы готические церкви Санта-Кьяра и Сан-Лоренцо в Неаполе, барочное убранство интерьеров которых погибло при бомбардировке. Пример такого решения в отечественной практике - восстановление церкви Пятницы в Чернигове. Особо большой ущерб был нанесен памятникам в Советском Союзе и в Польше. Разрушены были не только отдельные сооружения, но и целые города с большими архитектурными комплексами. Речь шла уже не о потере каких-либо ценных произведений, а о возможности утраты следов существования национальной культуры, как это имело место в Варшаве. Принципы отношения к архитектурному наследию, выработанные на практике воссоздания отдельных сооружений, пришлось соотносить с новой ситуацией, при которой решались
более широкие проблемы, чем методы восстановления определенного памятника.
В 1964 г. в Венеции на II Международном конгрессе архитекторов и технических специалистов по историческим памятникам была принята Венецианская хартия, которая явилась результатом пересмотра принципов консервации и реставрации принятой в 1931 г. Афганской хартии. Их расширение и усиление стало необходимым в связи с возникновением целого ряда сложных и разнообразных проблем. В Венецианской хартии говорится о том, что принципы, которыми необходимо руководствоваться при работе над сохранением и воссозданием памятников, должны быть определены совместными усилиями и сформулированы в международном плане с учетом того, что «каждая страна сама будет следить за их использованием в рамках собственной культуры и традиций» [1, с. 3].
Во второй половине XX в. окончательно созрело представление о необходимости наделения архитектурных памятников важной для общества практической функцией. Их музеефикация, приспособление для современного использования, стало рассматриваться не как неизбежное зло, а как необходимое условие сохранения. Это обстоятельство повлияло на современную реставрационную практику.
В Петербурге в результате «необходимости ликвидации катастрофических последствий Второй мировой войны возникло новое направление в реставрации, так называемое воссоздание, ныне завоевавшее всеобщее признание» [2, с. 144]. Убедительный пример применения этого метода представляет собой послевоенное воссоздание Екатерининского дворца. После восстановления его конструкции и фасадов настала очередь интерьеров. Было определено, какие из них могут и должны быть восстановлены, произведена их группировка по времени создания, стилевым особенностям, авторам и установлена очередность работ в зависимости от степени сохранности, обеспечения исходными научными данными и наиболее рациональными условиями их осуществления. На базе дворца была заложена перспектива создания трех музеев: основного, архитектурно-исторического, посвященного показу раз-
вития архитектуры и декоративно-прикладного искусства с 1740 по 1860 г.; на базе Лионского, Арабескового залов и личных комнат Екатерины II - музей, посвященный творчеству мастеров классицизма конца ХУШ в.; музей истории ансамбля дворцов и парков в Царском Селе с собранием подлинных чертежей, изображений, моделей, фрагментов музеефикации отдельных уникальных произведений искусства, материалов, повествующих о разрушениях в годы Второй мировой войны и восстановлении памятников в послевоенные дни [3, с. 77].
Характер разрушений, а, следовательно, и виды проведенных реставрационных мероприятий по воссозданию внутренней отделки, сгоревшей в 1942 г. «золотой анфилады», во многом были схожи. Единообразие, типы и стилистическая идентичность дверей, украшенных деревянной позолоченной резьбой, живописных плафонов, окруженных узорчатой лепниной, наборных разноцветных паркетов из различных пород деревьев дали возможность применять общие методы восстановления декоративного убранства дворца. Но некоторые утраченные интерьеры были по-своему уникальны, т.к. стены их имели необычную отделку различными материалами, такими, как расписной шелк, агат и мрамор, янтарь.
Процесс восстановления послужил поводом не только для возрождения ряда забытых технологий, например, ручной росписи шелка, художественной обработки янтаря и твердого камня, но и решению новых реставрационных задач (Китайская голубая гостиная, Янтарная комната и др.).
Для исследователя, подготавливающего материал к воссозданию интерьера, важны только подлинные факты, раскрывающие историю его бытования. В процессе работы над проектом изучаются архивные документы, иконографические материалы (чертежи, фотографии, макеты, рисунки, картины, модели), исторические факты, литературные источники, описания и воспоминания очевидцев, биографии выдающихся личностей, монографии. Для того, что бы лучше понять характер, методы, строительные и художественные приемы зодчих прошлого, проследить видоизменения интерьера в разные периоды его бытования и выявить стилевые
особенности его декоративного убранства, осуществляются реконструкции в виде чертежей, рисунков, макетов, перспектив (графическое изображение интерьера Янтарной комнаты по основным этапам его развития). Переделки и изменения во времени облика архитектуры, в том числе объема помещения, степень сохранности и наличие подлинных деталей, относящихся к разным периодам, переоценка всех этих данных - все это ложится в основу разработки проекта. Не учесть этих фактов в дальнейшем значило бы нарушить суть авторского замысла и осложнить все дальнейшее восстановление интерьера.
В процессе работ оказалось, что помещение Арабескового зала, созданного в 1780-х гг., имело трапециевидную форму, а не прямоугольную, представленную в проекте. Это несоответствие было устранено. Также под утраченной лепкой верхнего яруса (поновления 1860 г.) по всему периметру была обнаружена сохранившаяся живопись XVШ в. На основании исторических документов и подлинных остатков отделки было принято решение восстановить интерьер зала в первоначальном виде, искаженном в XIX в. При полном или частичном воссоздании утрат декоративных элементов, а также произведений монументальной живописи и ваяния, возникает проблема расшифровки содержания изображения. Необходимо установить общий сюжет, наименование каждого персонажа, его канонические атрибуты, связь аллегории с конкретным отображением исторических событий. Подобные исследования проводились при подготовке воссоздания живописных плафонов (Картинный зал, Китайская голубая гостиная, Янтарная комната, Голубая гостиная, Большой зал и др.), резного декора янтарных рам (барельефы и инталийные медальоны на античные и библейские сюжеты и др.) (илл. 66).
Простейший способ воспроизведения утраченных элементов отделки интерьеров - по сохранившимся на данном памятнике повторяющимся образцам. Здесь необходим выбор конкретного аналога и использование его в качестве модели для повторов (фрагменты лепки и деревянной резьбы «золотой анфилады», уцелевшие в завалах). Гораздо более сложен подбор аналогий для воссоздания
или реконструкции. Очень редко удается найти аналоги, которые могут быть использованы без каких-либо трансформаций. Каждый элемент прорисовывается, производится его моделировка (в пластилине и гипсе). Особую важность эта работа приобретает при необходимости воссоздания крупных утрат живописи, лепки и скульптуры. Реставратор не только обязан войти в стиль и эпоху восстанавливаемого произведения, но и освоить индивидуальную манеру мастера прошлого, в совершенстве овладеть его техникой и технологией. Изучаются и копируются не только объекты реставрации, но и другие произведения того же автора и той же школы, что позволяет максимально достоверно воссоздавать детали (лепное и резное убранство Янтарной комнаты, Большого и Картинного залов и др.). Наличие исчерпывающих изобразительных материалов, аналогов и знание особенностей трактовки формы, характерных для стиля и эпохи создания памятника, позволяют иногда воссоздавать даже весьма сложные и уникальные скульптурные композиции по моделям, исполненным по фотоматериалам. Одной из самых трудноразрешимых проблем при воссоздании декора Янтарной комнаты было определение высоты рельефа резьбы по снимкам, которые дают только плоское изображение. Эту задачу удалось решить благодаря уникальному способу фотограмметрии, который позволяет по тени, отбрасываемой разными деталями, рассчитать параметры их размеров с точностью до 1 мм.
Исследование и подбор исторических образцов для воспроизведения утраченных декоративных деталей, их критическая оценка заставляют просматривать большое количество памятников, иногда за пределами одной страны и столетия. Так, при воссоздании резного декора Янтарной комнаты в характерном для той эпохи колористическом исполнении детально изучались коллекции янтарных предметов Екатерининского дворца, России, музеев Германии, Польши и других стран1. Не всегда поиски завершались успехом, и тогда обращались к аналогичным композициям в живописи, графике, в декоративно-прикладном искусстве - резьбе по камню, дереву, кости, чеканке по металлу, причем рассматривались изделия мастеров той же школы и того же времени (воссоздание янтарных
барельефов больших рам Янтарной комнаты). Решая вопрос об аналогах, автор проектных работ должен рекомендовать и обосновать применяемые для их реализации материалы, способы решения пограничных зон подлинного и воспроизведенного заново.
Самое сложное в современном проекте восстановления в целом сохранившегося музейного интерьера - большое количество видов реставрационной деятельности, опирающейся на принцип научного подхода ко всем ее этапам. Сегодня, в начале XXI в., реставраторы сталкиваются с новыми проблемами в процессе проведения работ. При реставрации лепного декора в Агатовых комнатах были обнаружены участки перезолоченной в XIX в. при проводимом в то время реставрационном ремонте позолоты. Обнаруженный факт составил определенную проблему современным специалистам-позолотчикам. Для ее решения необходима координация действий специалистов разных направлений, соблюдающих в своей деятельности утвержденный принцип минимального вмешательства во внутреннюю отделку исторического интерьера, основанный на концепции консервации. Основная задача, стоящая перед реставраторами - сохранить то, что осталось. В этих условиях сегодня проводится восстановление внутреннего убранства Агатовых комнат, отделка которых в основном сохранилась с XVIII в. и является образцом уникальной, не имеющей аналогов в истории мирового искусства художественной традиции (илл. 67). На три четверти проводимые работы - это научная реставрация и только на одну - воссоздание. Консервация, укрепление, расчистка - последовательные этапы проведения реставрации каменной облицовки и штукатурно-красочного покрытия стен, оконных рам, дверей, паркетов, золоченого орнаментального лепного декора, барельефов, мраморных скульптур, живописи (с использованием метода дублирования).
Неординарная задача встает перед мастерами при реставрации предметов отделки, состоящих из различных по своей структуре и физико-химическим свойствам материалов. При реставрации дверных полотен Агатового кабинета, с одной стороны отделанных фанерованных наборным деревом, с другой - каменной облицовкой, производилась полная переборка каменного набора
с укреплением на новой мастике (старая потеряла свои связующие свойства)2, а также восполнялись утраты фанеровки и заменялись поздние вставки и грубые заделки. Определенные сложности возникают при работе реставраторов с сюжетными вставками, выполненными темперой на плотной бумаге. Проблемы, с которыми сталкиваются специалисты, требуют оперативных и всесторонне продуманных решений. Так, в мировой практике при значительных утратах живописи в исторически сохранившемся интерьере с целью невмешательства в памятник допустимо вместо написания заново, т.е. создания так называемого «новодела», использование фотографической копии с сохранившихся снимков подлинного изображения. Этот прием был применен для восстановления живописного облика потолка в помещении Библиотеки, одной из комнат павильона Холодных бань, на основании сохранившихся фотографических изображений.
Материалами, подобными историческим, воссоздаются незначительные утраты фрагментов внутренней отделки: паркетов, лепнины, каменной облицовки стен, золоченого бронзового декора. Благодаря совершенствованию научных технологий, для создания максимально приближенных по внешнему виду к подлиннику копий утраченных металлических фрагментов, а также удешевлению стоимости и уменьшению сроков выполнения работ, сегодня применяется метод гальванопластики с последующим золочением полученных элементов3. Методом гальванопластики были изготовлены копии утраченных сложнофигурных элементов бронзового декора лазуритовых столов Лионского зала, фрагментов орнаментальных металлических настенных профилей и деталей капителей колонн Яшмового кабинета. Утраченные фрагменты бронзовой отделки, имеющие несложную, плоскостную форму, а также несущие необходимую силовую нагрузку, изготавливаются из соответствующего металла с последующей полировкой и электрохимическим золочением. Из бронзы были отлиты копии элементов профилей Яшмового кабинета, фрагменты растительного декора светильников Большого зала Агатовых комнат, а также детали люстры Лионского зала. Усовершенствование технологий и развитие науки позволяет
использовать современные материалы и технические устройства для проведения некоторых реставрационных работ. Это применение строительных лесов, более безопасных и удобных для специалистов; станков и инструментария, улучшающих качество и уменьшающих сроки проведения различных видов работ. Для улучшения восприятия посетителями музея внешнего облика исторических осветительных приборов сегодня используется современная электропроводка с декоративным покрытием «под позолоту».
Воссоздание внутренней отделки позволяет, сохранив все подлинное (даже мельчайшие обломки подлинных деталей отделки), вернуть на место внутреннее убранство, которое было неотъемлемой частью интерьеров. В противном случае памятники прикладного искусства, оторванные от их исконной среды, превратились бы в разрозненные музейные экспонаты, потеряв существенную часть своего значения как элементов единого историко-художе-ственного комплекса.
Итог проводимых восстановительных работ - воссоздание законченного художественного образа интерьера как неповторимого произведения синтеза искусств: зодчества, скульптуры и живописи. Неотъемлемая часть внутреннего убранства, поддерживающая стилистическое единство интерьера, - предметы прикладного искусства: мебель, картины, посуда, утварь, осветительные приборы, зеркала, камины.
В годы войны многие предметы внутреннего убранства были утрачены или вывезены оккупантами. Вернулись только некоторые из них. Многие сохранились в коллекции и возвращаются сегодня после реставрации на свои места. К сожалению, не все сохранившиеся предметы удается вернуть в экспозицию, так как в 1930-е гг., в период массовых распродаж, они были проданы в частные коллекции. Другая проблема - недостаточность финансовых средств музея и, вследствие этого, невозможность приобрести экспонат. Большую помощь в данном вопросе оказывают спонсоры. Благодаря их поддержке сегодня, в трудных экономических условиях, коллекции все же пополняются предметами, возвращающимися на свои исторические места4 (илл. 68).
ПРИМЕЧАНИЯ
1 В XVII и XVIII вв. композиции на античные, библейские и евангельские темы повсеместно присутствовали в произведениях мастеров, и у каждого был целый ряд излюбленных мотивов, которые повторялись в изготавливаемых ларцах, рамах и других предметах.
2 Рецепт новой мастики был составлен на основании анализа химического состава старой.
3 Методом гальванопластики были изготовлены копии утраченных сложнофигурных элементов бронзового декора лазуритовых столов Лионского зала, фрагментов орнаментальных металлических настенных профилей и деталей капителей колонн Яшмового кабинета.
4 Столик-бобик из убранства Екатерининского дворца и порфировую вазу из Агатовых комнат преподнес в дар музею российский коллекционер и меценат М. Карисалов.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Венецианская хартия. Международная хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест // Материалы научно-практической конференции «Реставрация в храме-памятнике». СПб. : Гос. музей-памятник «Исаакиевский собор», 2006.
2. Кедринский А. А. Екатерининский дворец в Царском Селе. Послевоенная реставрация: итоги и перспективы // Материалы международных конференций, 1992-1996. Европа-Петербург.
3. Кедринский А. А. Основы реставрации памятников архитектуры. М. : Изобразительное искусство, 1999.
4. Памятники архитектуры в дореволюционной России: очерки истории архитектурной реставрации / Под общ. ред. А. С. Щенкова. М. : Терра-Книжный клуб. Т. 1 - 2002; Т. 2 - 2004.