Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ НА ВЫБОР ПРОФЕССИИ В НАУЧНОЙ СФЕРЕ'

ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ НА ВЫБОР ПРОФЕССИИ В НАУЧНОЙ СФЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
545
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНЫЙ СТЕРЕОТИП / ПРОФЕССИЯ / НАУКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дорохова Елизавета Витальевна, Вайднер Елена Валерьевна

В данной статье рассматривается проблема влияния гендерных стереотипов на выбор профессии в научной сфере. Особо акцентируется внимание на факторах, влияющих на выбор профессии. На основе совершённого анализа автор предлагает свои способы воздействия на данную проблему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Дорохова Елизавета Витальевна, Вайднер Елена Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF THE INFLUENCE OF GENDER STEREOTYPES ON THE CHOICE OF A PROFESSION IN THE SCIENTIFIC SPHERE

This article deals with the problem of the influence of gender stereotypes on the choice of a profession in the scientific field. Particular attention is focused on the factors influencing the choice of profession. Based on a perfect analysis, the author proposes his own ways of influencing this problem.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ НА ВЫБОР ПРОФЕССИИ В НАУЧНОЙ СФЕРЕ»

УДК 338.3:339.634

ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ НА ВЫБОР ПРОФЕССИИ В НАУЧНОЙ СФЕРЕ

Елизавета Витальевна Дорохова

студент

[email protected] Елена Валерьевна Вайднер

кандидат социологических наук, доцент Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема влияния гендерных стереотипов на выбор профессии в научной сфере. Особо акцентируется внимание на факторах, влияющих на выбор профессии. На основе совершённого анализа автор предлагает свои способы воздействия на данную проблему.

Ключевые слова: гендерный стереотип, профессия, наука.

Гендерные стереотипы оказывают воздействие на экономические, политические, социальные, духовные сферы жизни. Выбор профессии -сложный процесс, который зависит от множества факторов: личные интересы, способности, мнение окружающих, перспективность и доходность профессий. Актуальность влияния гендерных стереотипов на выбор профессии в научной сфере заключается в том, что данная проблема продолжает оставаться в современном обществе, несмотря на развитие общества и науки. Так, только 30% исследователей в мире - женщины.

Объект исследования - обучающиеся высших учебных заведений (Мичуринский государственный аграрный университет).

Предмет исследования - профессиональный выбор молодёжи.

Цель исследования заключается в выявлении масштаба влияния гендерных стереотипов на выбор профессии в научной сфере среди молодежи.

Поставленная цель подразумевает под собой выполнение следующих

задач:

1) проведение социологического исследования;

2) выявление факторов, влияющих на выбор профессии мужчин и женщин в научной сфере;

3) определить оценку влияния гендерных стереотипов на обучающихся в научной сфере;

В последние годы вопрос о гендерных стереотипах и их влиянии на выбор будущей карьеры стал волновать всё больше учёных. Шелли Коррелл, изучая данную тему, показала, что девочки оценивают свои математические способности ниже, чем мальчики с аналогичными математическими достижениями, что влияет на их интерес к дальнейшему обучению точным наукам [1]. Обзор профессионального развития детей, проведенный Хартунгом, показал, что у детей — и особенно у девочек развиваются убеждения, что они не могут заниматься определенными профессиями, потому что они считают их неподходящими для своего пола [2]. Если девочки растут в среде, которая способствует их успеху в естественных науках и математике с помощью

обучения пространственным навыкам, у них больше шансов развить свои навыки, а также подумать о будущем в научной карьере. Согласно экспериментальным исследованиям, которые были проведены Марией Олссон и Сарой Э. Мартини, изменение стереотипов повлечет к изменению тенденций выбора карьеры [4]. Предполагается, что стереотипы не позволяют многим девочкам даже рассматривать области науки в первую очередь и, таким образом, удерживают большое число девочек от их будущей карьеры в этих областях.

Было проведено социологическое исследование методом анкетирования. Выборка была представлена 50 респондентами.

В результате анкетирования были получены следующие результаты:

62% опрошенных знакомы с проблемами влияния гендерных стереотипов на выбор профессии в научной сфере, 22% опрошенных лишь слышали о данной проблеме, 17% опрошенных ничего не знают о данной проблеме. На 89% респондентов гендерные стереотипы не повлияли при выборе профессии в научной сфере, 11% опрошенных лично попали под влияние гендерных стереотипов при выборе профессии в научной сфере (даграмма. 1). Стоит отметить, что все 11 % представлены женщинами.

11% ■ тендерные

стереотипы не

повлияли на выбор

профессии

■ тендерные

89% стереотипы повлияли

на выбор профессии

Рисунок 1 - Диаграмма влияния гендерных стереотипов на выбор профессии в научной сфере.

Только 6% опрошенных согласились с тем, что выбрали бы другую научную сферу, если бы она была менее подвержена гендерным стереотипам. На вопрос: «Расположите факторы влияния на выбор профессии от наиболее важных к наименее важным ?» были получены следующие результаты. Самым популярным вариантом стал «личный интерес» (50%), второе место занимает

«доходность» (35%), а далее указывали «престижность» (9%), «мнение окружающих» (6%). Ровно 50% опрошенных когда-либо сталкивались с тендерными стереотипами в науке. Вопрос: «Считаете ли Вы, что существуют интеллектуальные различия, обусловленные гендерными факторами?» продемонстрировал следующие результаты: 72% респондентов так не считают, 28% согласна с данным высказыванием. 67% опрошенных не придерживаются мнения о том, что мужчинам подвластны точные науки, а женщины имеют большую возможность проявить себя в социально-гуманитарных науках. 50% опрошенных в школьные годы лучше удавались предметы, связанные с точными науками, но лишь 39% респондентов продолжили обучение в данной сфере. С социально-гуманитарными науками все обстоит иначе: 44% опрошенных в школе лучше справлялись с такими предметами, как русский или иностранный, литература, история, обществознание. В момент выбора профессии те же 44% опрошенных последовали дальнейшему обучению в сфере социально-гуманитарных наук. Лишь 7% респондентов в школе получали лучшие отметки по естественным наукам, но продолжили изучение данных наук в университете уже 17% респондентов. Анкету заполнило 50% женщин и 50% мужчин. Практически все опрошенные относятся к возрастной группе от 19 до 25 лет, однако в опросе также принимали участие 17% респондентов 18-ти лет. 78% опрошенных занимаются только обучением, 22% респондентов совмещают учебу и работу.

В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что гендерные стереотипы, связанные с наукой прочно остаются в современном обществе, на выбор профессии в научной сфере их влияние среди мужчин небольшое, значительному влиянию подвержены женщины. В вопросе выбора профессии подавляющее число молодёжи предпочитает ориентироваться на свой личный интерес к различным специальностям. Для решения проблемы стоит применить следующие меры: заниматься популяризацией науки среди детей обоих полов, распространять информацию о женщинах-учёных с

помощью средств массовой информации, развенчивать гендерные стереотипы при помощи средств массовой информации и средств обучения.

Список литературы:

1. Корделия Файн. Заблуждения о гендере. / Корделия Файн — Соединенные Штаты Америки: W. W. Norton & Company, 2010. — 338 с.

2. Andresse St. Rose, Catherine A Hill, Christianne Corbet! Why So Few? Women in Science, Technology, Engineering, and Mathematics / Andresse St. Rose, Catherine A Hill, Christianne Corbett // AAUW: [Electronic resource]. — 2010. -URL:

https://www.researchgate.net/publication/234647120_Why_So_Few_Women_in_Sci ence_Technology_Engineering_and_Mathematics

3. Allison Master, Sapna Cheryan, Andrew N. Meltzoff. Computing Whether She Belongs: Stereotypes Undermine Girls' Interest and Sense of Belonging in Computer Science / Allison Master, Sapna Cheryan, Andrew N. Meltzoff //University of Washington: [Electronic resource]. — 2015. URL: https://www.sciencedaily.com/releases/2015/08/150827121928.htm

4. Maria Olsson, Sarah E Martiny. Does Exposure to Counterstereotypical Role Models Influence Girls' and Women's Gender Stereotypes and Career Choices? A Review of Social Psychological Research / Maria Olsson, Sarah E Martiny // Front Psychol: [Electronic resource]. - 2018. -URL:https://www.researchgate.net/publication/281359400_Computing_Whether_Sh e_Belongs_Stereotypes_Undermine_Girls'_Interest_and_Sense_of_Belonging_in_Co mputer_Science

UDC 338.3:339.634

THE PROBLEM OF THE INFLUENCE OF GENDER STEREOTYPES ON THE CHOICE OF A PROFESSION IN THE SCIENTIFIC SPHERE

Elizaveta V. Dorohova

student

E-mail: [email protected] Elena V. Weidner

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor

Michurin State Agrarian University Michurinsk, Russia

Abstract. This article deals with the problem of the influence of gender stereotypes on the choice of a profession in the scientific field. Particular attention is focused on the factors influencing the choice of profession. Based on a perfect analysis, the author proposes his own ways of influencing this problem.

Key words: gender stereotype, profession, science.

Статья поступила в редакцию 29.03.2022; одобрена после рецензирования 11.04.2022; принята к публикации 12.05.2022.

The article was submitted 29.03.2022; approved after reviewing 11.04.2022; accepted for publication 12.05.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.