Научная статья на тему 'Проблема уверенности в себе в контексте смысложизненных ориентаций студентов: результаты эмпирического исследования'

Проблема уверенности в себе в контексте смысложизненных ориентаций студентов: результаты эмпирического исследования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
891
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ / ТРЕВОЖНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / РОССИЙСКАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ / LIFE-PURPOSE ORIENTATIONS / SELF-CONFIDENCE / ANXIETY / COMPETENCE / COMPETENT BEHAVIOR / RUSSIAN MENTALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дудина Маргарита Николаевна

Новизной авторского подхода является стремление выявить смысложизненные ориентации студентов, обучающихся на бакалавриате, и соотнести с потенциалом развития уверенности в себе как необходимом качестве личности в жизни и в профессии, важнейшем свойстве конкурентоспособного специалиста. В процессе обучения на первой ступени высшего образования студентам необходимо рефлексировать социальное и личностное развитие в настоящем и будущем времени. Представлены результаты эмпирического исследования студентов, обучающихся по специальности Менеджмент связи в техническом вузе. Сделан вывод о необходимости целенаправленной работы преподавателей и менеджеров вуза, ориентирующей на развитие у студентов уверенности в себе как необходимом качестве личности в современном социуме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of self- confidence in the context of students’ life - purpose orientations: empirical research findings

The author represents an innovative approach in identifying life-purpose orientations of undergraduate students and relating them to their potential to develop self-confidence as a personal quality essential to life and professional activity, and as an important property of a competitive specialist. On the first level of higher education, students are expected to reflect on social and personal development in present and future. The article shows the results of empirical research conducted with technical university students specializing in communication management. The author concludes that for the development of students’ self-confidence as a personal quality required in the modern society there is a need for targeted efforts made by the university’s teachers and managers.

Текст научной работы на тему «Проблема уверенности в себе в контексте смысложизненных ориентаций студентов: результаты эмпирического исследования»

15. Feldshtein D.I. The functional of the Academy of Education in determining the principles and conditions of development of a growing individual at a historically new level of social of movement (A report at the Russian Academy of Education general assembly 29.10.2013). Problems of modern education. M., 2013. №. 5. P. 6-20. [in Rus-

16. Chekrygina T.A. Sociocultural determinants of personal identification. Rostov-on-Don: RSU, 2006. P. 320. [in Russian].

17. Ericson E. Childhood and Society. Moscow: University Book, 1996. P. 592. [in Russian].

18. Erickson E. Identity: youth and crisis. M.: Progress, 1996. P. 344. [in Russian].

Сведения об авторе: Information about the authors:

Бричковская Олеся Олеговна, Brichkovskaya Olesya Olegovna,

аспирант кафедры психологии Postgraduate student,

Сургутский государственный педагогический Department of Psychology,

университет, Surgut State Pedagogical University,

г. Сургут, Российская Федерация. Surgut, Russia.

Kmail: [email protected] E-mail: [email protected]

УДК 151.8:378 ББК 88.372:74.480.215

М..Н. Дудина

ПРОБЛЕМА УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ В КОНТЕКСТЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИй СТУДЕНТОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ |

ь

Новизной авторского подхода является стремление выявить смысложизненные ориен- ф тации студентов, обучающихся на бакалавриате, и соотнести с потенциалом развития уверен- о ности в себе как необходимом качестве личности в жизни и в профессии, важнейшем свойстве конкурентоспособного специалиста. В процессе обучения на первой ступени высшего образования студентам необходимо рефлексировать социальное и личностное развитие в настоящем и будущем времени. Представлены результаты эмпирического исследования студентов, обучающихся по специальности Менеджмент связи в техническом вузе. Сделан вывод о необходимости § § целенаправленной работы преподавателей и менеджеров вуза, ориентирующей на развитие ^ у студентов уверенности в себе как необходимом качестве личности в современном социуме. ^ 5 Ключевые слова: смысложизненные ориентации, уверенность в себе, тревожность, компе

EMPIRICAL RESEARCH FINDINGS

.0 X

X

ф

X

X

о

тентность, компетентное поведение, российская ментальность. ь §

M.N. Dudina

X

§ O

<° i. a ==

THE PROBLEM OF SELF- CONFIDENCE IN THE CONTEXT 2 I

OF STUDENTS' LIFE - PURPOSE ORIENTATIONS: | |

i!s

-I

m

Ф

The author represents an innovative approach in identifying life-purpose orientations >*:? of undergraduate students and relating them to their potential to develop self-confidence as a personal s ° quality essential to life and professional activity, and as an important property of a competitive J5 ф

О ^

specialist. On the first level of higher education, students are expected to reflect on social and personal a. ^

development in present and future. The article shows the results of empirical research conducted with technical university students specializing in communication management. The author concludes that for the development of students' self-confidence as a personal quality required in the modern society there is a need for targeted efforts made by the university's teachers and managers.

Key words: life-purpose orientations, self-confidence, anxiety, competence, competent behavior, Russian mentality.

ro

X

s

г

Постановка проблемы исследования. Освоение гуманистически ориентированной образовательной парадигмы акцентирует внимание на личности, преодолевающей возрастные кризисы в поиске смысла жизни, ценностных ориентаций и отношений поддержки (фасилитации) в годы учебы. Это актуализирует педагогическую проблему изучения потенциала высшей школы, направленного на поддержку и сопровождение уверенного в себе студента. Решение данной проблемы отягощено ментальными представлениями о понимании сущности и содержании уверенной в себе личности. Лингвистический факт отсутствия в Толковом словаре великорусского языка В.И. Даля слова «уверенность» убедительно подтверждает сущность российской ментальности, не ориентированной на воспитание уверенного в себе человека. Обнаружив его в других словарях, мы установили, что «уверенный» определяется как «твердый, неколебимый, совершенно убежденный в чем-либо, твердо верящий в кого-нибудь, что-нибудь» [10, с. 868]. Подобно определена и «уверенность» - «твердая вера в кого, что-нибудь (в своих силах, в своих друзьях, чувство уверенности)» [4, с. 1227]. Также имеется родственное понятие «самоуверенность». Например, «самоуверенный человек, самонадеянный, сильно себе одному доверяющий, опрометчивый - ность - свойство это» [1, с. 136]. И еще: «самоуверенный (обычно неодобрительно) - всецело полагающийся на себя, высоко оценивающий свои силы, 2) решительный, чуждый сомнений и колебаний.. , выражающий высокое мнение о себе, отсутствие робости и застенчивости [10, с. 43]. И самоуверенный -«слишком уверенный в самом себе, выражающий пренебрежение к другим» [4, с. 1041].

Анализ привел к выявлению негативной коннотации слова «самоуверенный» в толковых словарях и в обыденной жизни. Полагаем, что одной из актуальных педагогических задач является пересмотр ментальных многовековых представлений о сущности и содержании понятия «уверенность в себе». Подчеркиваем, что данное понятие характеризует личность, убежденную в своей правоте, твердо верящую в кого-либо, что-либо, например, в завтрашний день, в справедливость и правильность принятого решения; противоположное - «неуверенность в себе». Дальнейшее рассмотрение названных понятий в психологических словарях позволило уточнить, что «уверенность» определяется через переживание человеком «своих возможностей, как адекватных тем задачам, которые перед ним стоят в жизни, так и тем, которые он ставит перед собой» [5, с. 376]. Также и «уверенность в себе» - это «матрицы чувственно-эмотивно-мотивационного переживания субъектом своих достоверных потенций, которые могут быть эквивалентны целям, которые и ставит перед собой субъект в условиях экзистенции и бытия» [там же, с. 531]. Авторы связывают реализацию свойств уверенного в себе человека с состоянием ума, проявляющегося в высказывании суждения без боязни ошибиться, допуская сомнения или в свободе от сомнения [6]. Признавая значимость, доминантность аффективной сферы уверенной, самоуверенной личности, мы полагаем, что в образовании этому могут содействовать психолого-педагогические условия, акцентирующие внимание на развитии когнитивной сферы. Это в свою очередь требует установления корреляции ее развития со способностями личности, готовой решать сложные задачи не только по заданному алгоритму, но и креативно. Заметим, что уровень

притязаний личности, ее амбиции не снижаются из-за опасений неудачи. Если же уровень способностей значительно ниже тех, которые требуются для намеченного действия, то появляется необоснованная самоуверенность.

Убеждаясь в значимости для личности студентов этого свойства в настоящем и будущем времени, его стимулировании стремительным наступлением инноваций на традиции в жизни и в образовании, мы сосредоточились на исследовании студентов, онтологически находящихся в поисках смысла жизни и ценности образования для приобретения уверенности в себе, ассертивности [2]. Относя «уверенность в себе» к системообразующим свойствам личности XXI века, для исследования мы использовали психодиагностические методики, позволяющие выявлять различного рода оценочные и поведенческие проявления студентами уверенности в себе. В них отражается смысложизненная позиция человека, его представления о жизненной перспективе, растущие потребности, ориентация в целях и меняющихся ценностях, в целом, в том, что придает человеческой жизни осмысленность и возможность действовать в соответствии с ней.

Проведенный нами анализ показал, что, несмотря на рост инновационных процессов в образовательном пространстве высшей школы, остаются недостаточно разработанными теоретически и подтвержденными в педагогической практике вопросы личностного развития студентов, желающих и могущих достойно утверждать себя, свою активную жизненную позицию на основе овладения общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями.

Сказанное актуализирует изучение смысложизненных ориентаций студентов в годы обучения в вузе на первом, втором и третьем уровнях образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура). Концепция непрерывного образования стимулируется социумом, рыночными отношениями, государством и самими студентами в их стремлении

утверждать себя достойными средствами в уверенном поведении конкурентоспособных специалистов. Осознаем, что механизмы расширяющейся демократии и рыночных отношений сами по себе не гарантируют приобретения студентами необходимой компетентности и овладения соответствующими компетенциями. Этим объясняем наличие в жизни и в образовательном процессе различных моделей поведения студентов - от пассивных, принимающих себя неудачниками, жертвами обстоятельств, до открытой агрессии, потери человеческого достоинства. Несмотря на крайности позиций, в их основе лежит неуверенность в себе, неадекватная самооценка личности, не озабоченной проблемой рефлексии по поводу овладения достойным поведением на основе компетентности.

В то же время закономерности и механизмы функционирования современного образовательного пространства ориентируют на преодоление традиционной модели, предполагающей «получение знаний» в готовом виде от преподавателя, которые надо «взять», запомнить и «сдать» на зачетах и экзаменах. В такой педагогической ситуации самооценка личности отягощена внешними суждениями, поэтому редко бывает адекватной. В настоящее время речь идет о возможности и необходимости самостоятельно добывать знания из различных источников информации, развивать умения их творчески применять, в том числе в профессиональной деятельности. Этому содействует ориентация на понимание результативности обучения, измеряемой уровнями и показателями овладения необходимыми общекультурными компетенциями (ОК), общепрофессиональными (ОПК) и профессиональными компетенциями (ПК), связывающими теоретическое обучение и практику формирования «компетентного поведения» (Дж. Равен). В таком случае паттерны поведения уверенного в себе человека строятся на признании прав и достоинства других, также уверенных в себе. Смысложизненные ориентации являются центральным новообразованием личности, т.к. выражают осознанность/

га н

X

ф

о ><

.а X

X

ф

X

" г

X

го ш о

4 ф

5

о

ю ^ ф ^

2 ^ т о

I *

о Го

Я £ &

ГО СО Е 2 ££

С о

го

X s

Ii

неосознанность отношения человека к социуму, окружающим людям и к самому себе. Они направляют на решение проблемы утверждения себя среди других (Я и Другой, Другие). При этом коррелируют с состоянием ситуативной и личностной тревожности.

Цели, задачи исследования, методология и методики. Целью является обоснование взаимосвязи и взаимозависимости уверенности в себе как свойстве личности студентов в контексте смысложизненных ориентаций. Задачи состоят в выявлении и интерпретации фактов, свидетельствующих о достижении студентами конкретных показателей. Интерпретируя «уверенность в себе» как способность и готовность личности студентов отстаивать свои права, активно защищать свою позицию, утверждаться среди других, подчеркиваем значимость данной проблемы для демократизирующегося и гуманизирующегося российского общества, отечественной системы образования, реализующего личностно ориентированную модель, компетет-ностный подход в высшем образовании (Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, Л.В. Митина, А.Я. Найн, Л.А. Петровская А.В. Хуторской). Овладение компетенциями является целью, процессом и результатом высшего образования и оно достижимо в «зоне ближайшего развития» обучаемого (Л.С. Выготский).

В контексте поставленных вопросов ценным для нашего исследования является положение В.В. Серикова о необходимости переориентации обучения на развитие личностного опыта обучаемых: «подобно тому, как человек в образовательном процессе овладевает опытом применения знаний, способами решения познавательных и практических задач, творческим опытом, он должен овладеть и опытом «быть личностью», т.е. опытом выполнения специфических личностных функций (избирательности, рефлексии, самоопределения, самореализации, социальной ответственности и др.)» [8, с. 32].

Подчеркнем, что речь идет о развитии социально приемлемых свойств личности студентов, знающей и выражающей свои права в самоактуализации на

основе адекватной оценки собственных способностей и возможностей для достижения значимых целей и удовлетворения растущих потребностей. Рассматриваемое свойство личности коррелирует с такими свойствами, как смелость в отстаивании своих взглядов, независимость, креативность, самостоятельность в принятии решений, ответственность за собственные действия, инициативность. Объединяющим понятием в данном контексте выступает рефлексивность личности как «субъекта жизненного пути» (С.Л. Рубинштейн) в конкретике нарастающего потенциала каждого вуза в смысловом, информационно-содержательном, деятельностном и коммуникативном аспектах.

Названные методологические положения ориентировали нас на использование психодиагностических методик, позволяющих выявлять жизненные смыслы студентов, соотносить с ценностными ориентациями, проявляющимися в паттернах уверенного в себе человека. Конкретно - тесты смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева (адаптация теста «Цель в жизни» Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика (Purpose-in-Life Test, PIL) [3]; уверенности в себе В.Г. Ромека [7]; тест тревожности Ч.-Д. Спилбергера (State-Trait Anxiety Inventory - STAI), адаптированный Ю.Л. Ханиным [9]. При обработке полученных нами результатов использовали методы анализа, сравнения, обобщения и математической статистики. Обработка данных осуществлялась посредством Ф*-критерия (угловое преобразование Фишера).

Результаты исследования. В эмпирическом исследовании, проведенном в ноябре 2016 г., участвовали 47 студентов: второго курса - 22 чел. (8 девушек и 14 юношей) и четвертого - 25 чел. (11 девушек и 14 юношей). В качестве основной гипотезы исследования было выдвинуто положение о том, что в современной жизненной и образовательной ситуации немногие студенты, обучающиеся на бакалавриате, ясно осознают цели, успешно реализуются, достигают значимых результатов при нарастающих показателях

внутреннего контроля по сравнению с внешним. Также имеют невысокие показатели уверенности в себе при высоких показателях тревожности. Полученные результаты подтвердили гипотезу.

Анализ результатов Теста смысложиз-ненных ориентации, Д.А. Леонтьева (СЖО) представлен в Таблицах 1 и 2, где показано численное и процентное соотношение юношей и девушек (с разделением на второй и четвертый курсы) с разными показателями теста СЖО. Данные свидетельствуют о том, что более трети студентов (18 чел., 38,3 %) имеют высокие баллы по шкале «Цели в жизни». Можно говорить о временной перспективе, наличии целей, связанных с будущим. Очень низкие баллы по этой шкале выявлены у трех студентов и свидетельствуют об отсутствии перспективного видения, планирования своей жизни, характерного живущим сегодняшним или вчерашним днем.

Результаты анализа по Шкале «Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни» (в таблице -«Процесс»): 14 студентов из 47 (29,7%) имеют достаточно высокие баллы (Табл. 1), значит, сам процесс жизни позитивно воспринимается, своя жизнь интересна, эмоционально насыщена, имеет смысл. Низкие баллы по этой шкале (Табл. 2) отсутствуют у девушек, но имеются у трех юношей. Невысокие баллы свидетельствуют о неудовлетворенности своей жизнью в настоящем. Можно надеяться, что воспоминания о прошлом или нацеленность на будущее смогут стимулировать формирование целей и средств их достижения.

По шкале «Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией» у большинства баллы имеют средние

значения. Только у 6 второкурсников (27,3%) и 11 четверокурсников (44%) есть ощущение продуктивности и осмысленности прожитой части жизни. В то же время есть и тревожный факт - у трех студентов очень низкие баллы. Однако можно надеяться на то, что адекватная самооценка, особенно при поддержке преподавателей, поможет придать смысл жизни. Подчеркнем значимость проведения данного исследования в ориентации студентов на достижение путей успешной самоактуализации и самореализации. Педагогическую ценность представляют две следующие шкалы теста, непосредственно связанные с локу-сом контроля. Так, достаточно высокие баллы по Шкале «Локус контроля-Я (Я -хозяин жизни)» (сокращенно - ЛК-Я) у 17 студентов (36,17%) свидетельствует о принятии себя как личности сильной, имеющей свободу выбора для построения собственной жизни со своими целями и представлениями о смысле. К сожалению, имеются студенты с низкими баллами по этой шкале (Табл. 2), скорее всего, они не верят в себя, в свой жизненный потенциал, отсюда неспособность контролировать события собственной жизни. Это 19,1% от общего числа испытуемых (9 чел.).

Что касается Шкалы «Локус контроля - жизнь или управляемость жизни» (сокращенно - ЛК-Ж), то у 15 студентов (31,9 %) обнаружили высокие баллы. Эти данные свидетельствуют об успешно складывающемся у трети современных студентов убеждении в том, что надо самому контролировать свою жизнь, самому принимать решения и воплощать их в жизнь. Однако все же есть 1 студентка второго курса, пока далекая от подобных убеждений (очень низкие баллы по этой шкале).

Табл. 1. Численное (и процентное) соотношение юношей и девушек с высокими показателями по шкалам СжО

Подвыбор-ки/Шкалы СЖО II (п = 22) IV (п = 25) II + IV (п = 47) Д + Ю (п = 47)

Д (п = 8) Ю (п = 14) Д (п = 11) Ю (п = 14) Д (п = 19) Ю (п = 28) II (п = 22) IV (п = 25)

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Цели 2 (25%) 4 (28,6%) 4 (36,4%) 8 (57,1%) 6 (31,6%) 12 (42,9%) 6 (27,3%) 12 (48%)

га н

X

ф

о ><

.а X

X

ф

X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

" г

й со о

ч ф

2§ о ^

£ 2 X °

I"

Р

ш о

о Го ф «

ш

ф

го со Е 2

«з« ° 5

С о

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Процесс 2 (25%) 1 (7,1%) 5 (45,5%) 6 (42,9%) 7 (36,8%) 7 (25%) 3 (13,6%) 11 (44%)

Результат 2 (25%) 4 (28,6%) 4 (36,4%) 7 (50%) 6 (31,6%) 11 (39,3%) 6 (27,3%) 11 (44%)

ЛК - Я 3 (37,5%) 2 (14,3%) 4 (36,4%) 8 (57,1%) 7 (36,8%) 10 (35,7%) 5 (22,7%) 12 (48%)

ЛК - Ж 2 (25%) 2 (14,3%) 5 (45,5%) 6 (42,9%) 7 (36,8%) 8 (28,6%) 4 (18,2%) 11 (44%)

СЖО 2 (25%) 2 (14,3%) 5 (45,5%) 7 (50%) 7 (36,8%) 9 (32,1%) 4 (18,2%) 12 (48%)

Табл. 2. Численное (и процентное) соотношение юношей и девушек с низкими показателями по шкалам СЖО

Подвыбор-ки/Шкалы СЖО II(п=22) IV (п=25) II + IV (п=47) Д + Ю (п=47)

Д (п = 8) Ю (п = 14) Д (п = 11) Ю (п = 14) Д (п = 19) Ю (п = 28) II (п = 22) IV (п = 25)

Цели 1 (12,5%) 1 (12,5%) 0 1 (7,1%) 1 (5,3 %) 2 (7,1%) 2 (9,1%) 2 (8%)

Процесс 0 1 (12,5%) 0 2 (14,3) 0 3 (10,7%) 1 (4,5%) 3 (12%)

Результат 1 (12,5%) 1 (12,5%) 0 1 (7,1%) 1 (5,3 %) 2 (7,1%) 2 (9,1%) 2 (8%)

ЛК - Я 2 (12,5%) 3 (21,4%) 4 (36,4%) 0 6 (31,6%) 3 (10,7%) 5 (22,7%) 3 (12%)

ЛК - Ж 1 (12,5%) 0 0 0 1 (5,3 %) 0 1 (4,5%) 0

СЖО 0 0 0 0 0 0 0 0

Немало студентов все же считают, что жизнь им неподвластна, неконтролируе-ма сознанием человека. (Ниже скажем, что убедительное подтверждение этому тезису мы обнаружили в результатах теста В. Ромека).

Завершая анализ и интерпретацию результатов проведения теста смысло-жизненных ориентаций, остановимся на общем показателе СЖО. Он в пределах нормы у трети студентов (34, 04%): у 9 юношей (2 второго курса и 7 четвертого) и 7 девушек (2 второго курса и 5 четвертого); при этом немного этот показатель больше у девушек по сравнению с юношами (соответственно: 36, 84% и 32, 14 %). Заметим: доля юношей и девушек с разным уровнем показателей СЖО значительно не отличается, за исключением «Локус контроля - жизнь или управляемость жизни». Девушки практически в равном количестве распределяются по группам с высоким и низким ЛК-Ж (по 7 и 6 человек, соответственно), у юношей

имеется выраженная асимметрия (10 человек с высоким и 3 - с низким уровнем ЛК-Ж). Полученные данные подтверждены посредством критерия ф* углового преобразования Фишера (ф*эмп = 1,642; ф*кр = 1,64 при р < 0,05). Различий по курсам обнаружено не было.

Далее приведем обобщенные результаты использования теста «Уверенность в себе» В.Г. Ромека среди этих же студентов (не останавливаясь на различиях в курсах обучения). Согласно полученным данным по шкале с одноименным названием из общего числа опрошенных 47 студентов, 35 чел. (74,7%) уверены, что на них можно положиться в ответственных делах (13 девушек и 22 юноши); 27 чел. (57,4%) легко выбирают ту линию поведения, которая дает наибольшие шансы в достижении своих целей (10 девушек и 17 юношей). 26 чел. (55,3%) многим могут гордиться (10 девушек и 16 юношей), столько же вполне могут сказать о том, что уважают себя (10 девушек и 16 юно-

шей). 25 чел. (53,2%) могут сказать, что контролируют свою судьбу (10 девушек и 15 юношей) и столько же - обычно добиваются того, что нужно (9 девушек и 16 юношей). 20 чел. (42,6%) считают, что у них достаточно способностей и энергии, чтобы воплотить в жизнь задуманное (8 девушек и 12 юношей); 18 чел. (38,3%) чувствуют себя довольно независимыми людьми (6 девушек и 12 юношей); 13 чел. (27,7%) принимают решения быстро, без колебаний (5 девушек и 8 юношей). В то же время мысли о своей неполноценности не приходят в голову «никогда» только 10 (21,3%) студентам (2 девушки, 8 юношей); «очень часто» - 8 (17%) и «очень редко» - 17 (36,2%). В целом юноши и девушки не отличались друг от друга по различным параметрам уверенности в себе, за исключением позиции «чувствовать себя независимым человеком». Юноши достоверно чаще по сравнению с девушками соглашались с данным утверждением (ф*эмп = 2,18; Ф*кр = 1,64 при р < 0,05).

Не останавливаясь в данной статье подробно на результатах, полученных нами по двум другим шкалам, все же отметим следующее: по шкале «Социальная смелость» 28 чел. (59,6%) не испытывают неловкости, если другие предлагают помощь (11 девушек и 17 юношей); 24 чел. (51,1%) не стесняются обращаться за помощью к сведущим людям (10 девушек и 14 юношей). В то же время 11 чел. (23,4%) смущаются, если им говорят комплименты (4 девушки и 7 юношей); 9 чел. (19,1%) вынуждены бороться со своей робостью (4 девушки и 5 юношей). В целом по выборке испытуемых с выраженными навыками социальной смелости достоверно больше, чем социально робких (ф*эмп = 4,16; ф*кр = 2,31 при р < 0,01). В степени выраженности социальной смелости статистически значимых различий между юношами и девушками не обнаружено.

Результаты по шкале «Инициатива в социальных контактах»: 30 чел. (63,8%) избегают говорить что-либо, что может обидеть других (10 девушек и 20 юношей); 19 чел. (40,4%) стараются не обременять друзей своими проблемами (9 де-

вушек и 10 юношей); 12 чел. (25,5%) - часто приходится отказываться от многого, поскольку «обстоятельства сильнее меня» (6 девушек, 6 юношей); столько же (25,5%) и по гендеру, удается легко потребовать чего-либо. В целом, в данной выборке испытуемых студенты не склонны проявлять инициативу в социальных контактах, стараются не обременять других своими просьбами, избегают вербальных действий, которые могли бы обидеть другого человека. Всего 25,5% могут с легкостью потребовать от других чего-либо. Преобладание избегания инициативы в социальных контактах на данной выборке испытуемых подтверждено статистически (ф* = 3,83; ф* = 2,31 при

х т эмп 7 7 т кр 7 1

р < 0,01). Достоверных различий между юношами и девушками не обнаружено.

В целом, подтвердилось наше гипотетическое положение о том, что более половины студентов второго и четвертого курсов бакалавриата не могут быть отнесены к уверенным в себе людям. Подтверждающими этот тезис являются и показатели их ситуативной и личностной тревожности (тест Спилбергера-Ханина). В частности, по обеим шкалам преобладают у большинства показатели высокой тревожности (от 55 до 65 баллов, индивидуально 64-67 баллов у двух девушек). Показатели умеренной тревожности (31-44 балла) только у 5 студентов (2 девушки, 3 юношей), отсутствуют показатели низкого уровня тревожности (до 30 баллов).

Вывод. В современных условиях нарастания социальных и личных проблем студенты, обучающиеся на первой ступени высшего образования - бакалавриате, оказываются в трудной ситуации широких возможностей для самоактуализации и самореализации, требующих такого качества личности, как уверенность в себе для четкого осознания целей и путей их достижения. В противном случае, «смысо-лоутрата» и неизбежная осознанная или стихийная самоизоляция, «психический мораторий» (В. Франкл). И все же связываем социальный и педагогический оптимизм с системой высшего образования, ориентирующей на развитие рефлексии, осознание себя, ищущего смысла жизни

га н

X

ф

о *

л

X

X

ф

X

" г

X

го ш о

4 ф

5

о

ю ^ ф ^

2 = ш т

Р

о Го

|!б

Я

го т Е 2

° 5

С о

в ее ценностях, в деятельности и общении, определяющих поведенческие паттерны личности, ее установки, мотивы, интересы и в целом понимание своего предназначения в жизни и в профессии. Полагаем, что исследуемая нами пробле-

ма обращает к вопросам моделирования процесса поддержки студентов первого уровня обучения (бакалавриат) и дальше в магистратуре, возможно, в аспирантуре, содействие росту уверенности в себе, достижения ассертивного поведения.

Библиографический список

1. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] / В.И. Даль. - М.: Русский язык, 1980. - 683 с.

2. Дудина, М.Н. Ассертивное поведение в этико-педагогическом дискурсе [Текст] / М.Н. Дудина // Известия Уральского федерального университета. Серия 1 Проблемы образования, науки и культуры. - 2014. - №4 (132). - С. 163-172.

3. Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) [Текст] / Д.А. Леонтьев; 2-е изд. -М.: Смысл, 2000. - 18 с.

4. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов. - М.: Мир и Образование, 2014. - 1376 с.

5. Психологический словарь [Текст] / под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1983. - 448 с.

6. Психологический словарь. [Текст] / под ред. Ю.Л. Неймер. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 640

с.

7. Ромек, В.Г. Тесты уверенности в себе [Текст] / В.Г. Ромек // Практическая психодиагностика и психологическое консультирование. - Ростов н/Д: Ирбис, 1998. - С. 87-108.

8. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем [Текст] / В.В. Сериков. - М.: Логос, 1999. - 272 с.

9. Тест на тревожность Спилбергера, Ханина (Методика оценки тревожности Ч.Д. Спил-бергера и Ю.Л. Ханина) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psycabi.net/testy /179-test-na-trevozhnost-spilbergera-khanina-metodika-otsenki-trevozhnosti-ch-d-spilbergera-i-yu-l-khanina

10. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь русского языка [Текст]: в 4 т. Т. 4 / Д.Н. Ушаков. - М.: Сов. эн-цикл.: ОГИЗ, 1940.- 1500 с.

References

1. Dahl V.I. Explanatory Dictionary of the Live Great Russian Language. M.: Russian language, 1980. P. 683. [in Russian].

2. Dudina M.N. Assertive behavior in ethical-pedagogical discourse. Izvestiya Uralskogo gos. un-ta. Seriya 1. Problemy obrazovaniya, nauki i kultury, 2014. No. 4 (132). P. 163-172. [in Russian].

3. Leontiev D.A. Life-purpose orientations test (LPOT). 2nd ed. M.: Smysl, 2000. P. 18. [in Russian].

4. Ozhegov S.I. Explanatory dictionary of the Russian language. Moscow: Mir i obrazovaniye, 2014. P. 1376. [in Russian].

5. Psychological dictionary. Ed. Davydov V.V. M.: Pedagogika, 1983. P. 448. [in Russian].

6. Psychological dictionary. Ed. Yu. L. Neymer. Rostov-na-Donu: Pheniks, 2003. P. 640. [in Russian].

7. Romek V.G. Tests for self-confidence. Prakticheskayapsikhodiagnostika i psikhologicheskoye konsultirovani-ye. Rostov-na-Donu. Irbis. 1998. P. 87-108. [in Russian].

8. Serikov V.V. Education and personality. Theory and practice in pedagogical system modeling. M.: Izdatelskaya korporatsiya "Logos", 1999. P. 272. [in Russian].

ro 9. Test for anxiety by Spielberger and Hanin. (Methods of assessing the anxiety by Ch.D. Spielberger

and Yu.L Khanin). Available at: http://psycabi.net/testy/179-test-na-trevozhnost-spilbergera-khanina-¿1 metodika-otsenki-trevozhnosti-ch-d-spilbergera-i-yu-l-khanina [in Russian].

I 10. Ushakov D.N. Explanatory dictionary of the Russian language. In 4 volumes. Moscow: Sov. encycl.:

^ OGIZ, 1940. T. 4. P. 1500. [in Russian].

Сведения об авторе:

Дудина Маргарита Николаевна,

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры экономики связи, Сибирский государственный университет

телекоммуникаций и информатики, Уральский технический институт связи и информатики (филиал) в г. Екатеринбурге,

г. Екатеринбург, Российская Федерация. &mail: [email protected]

Information about the author: Dudina Margarita Nikolaevna,

Doctor of Sciences (Psychology), Academic Title of Professor Professor,

Department of Communication Economics, Siberian State University of Telecommunications and Informatics, Ural Technical Institute

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

of Communications and Informatics (branch) in Yekaterinburg, Russia. E-mail: [email protected]

УДК 157:371.012 ББК 88.352:74.200.526

Г.Н. Жулина, С.В. Жолудева

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКОВ

m о

H о о

ч о с

В статье представлены и проанализированы результаты эмпирического исследования взаимосвязи профессиональной направленности и эмоционального интеллекта подростков. Изуче- ^ ны и описаны доминирующие типы профессиональной направленности, уровни и компоненты 5 эмоционального интеллекта подростков. Проведённое эмпирическое исследование корреляци- | онной связи изучаемых переменных позволяет сделать выводы о том, что существует взаимос вязь некоторых компонентов эмоционального интеллекта и профессиональной направленно

сти подростков. то

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональная направленность, о

типы профессиональной направленности, эмоциональный интеллект, подростки.

G.N. Zhulina, S.V. Zholudeva

INTERRELATION BETWEEN PROFESSIONAL ORIENTATION AND EMOTIONAL INTELLIGENCE OF TEENAGERS

The article provides the results of empirical research on interrelation between professional orientation and emotional intelligence of teenagers. The study defines and describes basic types of professional orientation, and levels and components of emotional intelligence of teenagers. The conducted empirical research showed interrelation between some components of emotional intelligence and professional orientation of teenagers.

Key words: professional self-determination, professional orientation, types of professional orientation, emotional intelligence, teenagers.

В настоящее время в условиях ре- ки квалифицированных специалистов,

формирования системы образования и востребованных на рынке труда. С этим

поиска новых образовательных моделей связана необходимость изучения основ-

является актуальной проблема подготов- ных закономерностей профессиональ-

¡3

о

X

X

ф

m го

с

го

X

о

X .0

го

X

о s

о

о ф

-&

о с

.0

со к

о о

m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.