УДК 347.254
Л.М. Пешина
студент,
кафедра организации и управления в строительстве, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный
экономический университет», г. Санкт-Петербург
ПРОБЛЕМА УЛУЧШЕНИЯ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. В статье рассматриваются основные направления жилищной политики в области расширения социальной доступности в улучшении жилищных условий населения. Одним из путей преодоления сложившихся проблем в решении вопроса обеспечения жильем малоимущих граждан, по мнению автора, является развитие некоммерческого найма. В статье оценивается наличие условий для реализации механизма улучшения жилищных условий граждан, основанного на строительстве бездоходных домов. Подчеркивается, что в решении проблемы жилья с помощью некоммерческой аренды в России особую значимость имеет государственная поддержка.
Ключевые слова: жилищная проблема, аренда, некоммерческий найм, жилищная политика.
L.M. Peshina, Saint-Petersburg State University of Economics, Saint Petersburg
THE PROBLEM OF IMPROVING THE LIVING CONDITIONS OF CERTAIN CATEGORIES OF CITIZENS IN
THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract. The article deals with the main directions of housing policy in the area of increased social distance in improving the housing conditions of the population. One way to overcome the current challenges in addressing the issue of providing housing for low-income citizens, according to the author, is the development of non-profit employment. The article evaluates the conditions for the implementation of the mechanism of improving the living conditions of citizens, based on the construction of unprofitable buildings. It is emphasized that in addressing the issue of non-profit rental housing in Russia underscores the importance of government support.
Keywords: housing, rent, nonprofit hiring, housing policy.
Жилище с древних времен было не просто центром частной жизни человека, но и системообразующим фактором среды его обитания. Наличие комфортного жилья - это первоочередная потребность для каждой семьи, без удовлетворения которой невозможно говорить об удовлетворительном моральном и физическом самочувствии людей, а, следовательно, и об их политических оценках и желании работать во благо страны [1].
Жилищная проблема не возникла в России внезапно. Ее рождение можно условно отнести к концу XIX - началу XX вв., когда основная масса жителей городов Российской империи жила в неприемлемых условиях. Именно тогда в Петербурге в 1913 году появился знаменитый термин «формула бедности», обозначавший беднейшие поселки рабочих, которые жили в подвалах, сараях, погребах и ночлежках неподалеку от дворянских роскошных особняков [2]. В 1917 году большевистская революция уничтожила институт частной собственности, и тогда земля и недвижимое имущество перестали быть предметом купли-продажи. В период Великой Отечественной войны в СССР было полностью потеряно свыше 70 млн кв. м жилой площади, и 25 млн человек остались без крыши над головой.
Из каждых 100 кв. м жилой площади 27 кв. м нужно было строить заново или капитально ремонтировать. Послевоенные годы были посвящены восстановлению промышленности, поэтому потребности населения в жилье в это время сводились в большинстве случаев к получению отдельной комнаты. Жилищная политика Советского Союза носила уравнительный подход [3]. Большая часть квартир распределялась бесплатно среди очередников, а также среди работников предприятий, принимающих участие в строительстве жилья за счет данных структур. Однако этот период можно охарактеризовать как период неэффективного использования дефицитных ресурсов в жилищной сфере.
Руководство страны предпринимало попытки улучшения системы строительства и экс-
плуатации жилья в Советском Союзе, однако все они были неудачными, поскольку влияли только на отдельные элементы хозяйственного механизма, но не меняли его по существу [4]. В конце 80-х гг. в СССР было принято решение о переходе от плановой к рыночной экономике, при которой организации стали функционировать на принципах самофинансирования. Государственные же доходы стали формироваться из налоговых поступлений. Необходимость реформирования жилищной сферы была обусловлена не только политико-идеологическими, но и экономическими изменениями в государстве [5].
В условиях рыночной экономики граждане получили самостоятельность в выборе жилья и его приобретении. Новая жилищная политика предполагала, что граждане должны иметь собственные доходы для покупки и строительства жилья, а также для его содержания. Государство же в новых условиях обязалось осуществлять поддержку лишь социально незащищенного населения, что было закреплено в Конституции Российской Федерации. Малоимущим и иным лицам, нуждающимся в жилье, бесплатно или за приемлемую плату предоставляется социальное жилье из государственных, муниципальных и других жилищных фондов [6].
Сегодня в очереди на получение жилья стоят примерно 10% граждан Российской Федерации, но время их ожидания зачастую может превышать 20 лет. Более 70% жителей страны не могут позволить себе купить жилье или взять ипотеку из-за низких личных доходов [7]. И если раньше в очередь на улучшение жилищных условий человека ставили, исходя из количества квадратных метров жилплощади на человека, то после принятия Жилищного кодекса Российской Федерации стал учитываться также и доход граждан. Таким образом, более 60% нуждающегося в улучшении жилищных условий населения оказалось в сложной двойственной ситуации: по уровню доходов человек уже не может быть признан малоимущим и претендовать на социальное жилье, а снимать квартиру у частных лиц для него всё равно слишком дорого. Поэтому эффективной заменой существующему механизму социального найма, который не удовлетворяет потребностей всего населения, может стать некоммерческая аренда [8]. В ближайшее время Правительством Российской Федерации будет разработан ряд инвестиционных программ по созданию жилого фонда некоммерческой аренды.
Любая жилищная инвестиционная программа как некое исходное экономическое явление влечет за собой ряд других программ и мероприятий, запуская определенный экономический механизм. Краеугольным камнем и одновременно камнем преткновения жилищной политики, с одной стороны, является отношение государства к жилищным условиям населения как к конституционному праву граждан, гарантированному Основным законом РФ, а с другой стороны, - как к платному благу, потребляемому людьми в меру их индивидуального дохода [9]. По нашему мнению, центральным пунктом жилищной политики должен стать поиск оптимального сочетания этих двух подходов. Поэтому инвестиционные программы по созданию жилищного фонда некоммерческой аренды должны отражать в себе такой баланс возможностей, который сможет обеспечить людей, не имеющих достаточных средств взять ипотеку и приобрести постоянное жилье, а также даст при этом коммерческим организациям стабильный доход.
В решении проблемы жилья некоммерческой аренды в России, по нашему мнению, особую значимость приобретают следующие мероприятия:
- внесение изменений в тарифное законодательство с целью снижения суммы коммунальных платежей для нанимателей жилья некоммерческой аренды;
- меры государственной и муниципальной поддержки при строительстве наемных домов;
- привлечение к инвестиционным проектам строительства наемных домов частных инвесторов.
На наш взгляд, создание рынка арендного жилья выгодно не только государству, но и застройщикам. Последние несколько лет в России наблюдается сокращение платежеспособного спроса населения при покупке нового жилья, поэтому развитие рынка некоммерческой аренды по-
зволит и дальше возводить столь необходимые для населения миллионы квадратных метров жилья некоммерческой аренды, что в результате снизит градус социальной напряженности.
Список литературы:
1. Селютина Л.Г. Управление жилищным строительством и реконструкцией жилой застройки / Л.Г. Селютина, Е.В. Песоцкая. СПб.: ВВМ. 2006. 272 с.
2. Горлов В.Н. Жилищное строительство в СССР // Марксизм и современность. 2009. №
1 (45).
3. Селютина Л.Г. Проблемы оптимизации структуры жилищного строительства в крупном городе в современных условиях. СПб.: СПбГИЭУ, 2002. 234 с.
4. Викторов С.К. Формирование инновационной жилищной политики и эффективное управление рынком доступного жилья мегаполиса / С.К. Викторов, И.С. Кремнев, К.А. Ступка // Политика, государство и право. 2014. № 9 (33). С. 69-74.
5. Селютина Л.Г. Методологические основы формирования и развития системы управления процессом преобразования жилого фонда крупного города // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2009. № 2. С. 212-218.
6. Петренко Т.Н. Перспективы в строительстве доходных домов в России / Т.Н. Петренко, И.К. Горобец // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 9 (37). С. 121-125.
7. Строительство в России, 2014 [Электронный ресурс]. URL: http//www.gks.ru (дата обращения: 6.06.2015).
8. Селютина Л.Г. Экономическая оценка инвестиций: учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГИЭУ, 2010.
9. Селютина Л.Г. Развитие некоммерческого жилищного фонда как способ формирования доступного и комфортного жилья в Санкт-Петербурге / Л.Г. Селютина, К.О. Булгакова // Теория и практика общественного развития. 2014. № 1. С. 374-376.