Научная статья на тему 'Проблема творческих способностей личности в психологии'

Проблема творческих способностей личности в психологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6346
558
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпова Людмила Григорьевна

Обосновывается актуальность развития творческих способностей личности с учётом современных реалий. Излагаются представления о данном феномене, сложившиеся в психологии творчества. Отражена полемика учёных относительно спорных вопросов в понимании сущности творческих способностей. Данная статья может быть полезна педагогам дошкольного и школьного образования, студентам и аспирантам психолого-педагогических специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological problem of personal creative abilities

Actuality of development of creative abilities is based on peculiarities of modern life. Presentations about this phenomenon, formed in psychology of creation, are stated. The article presents the controversy of scholars concerning the debatable issues of understanding the essence of creative abilities. The present paper may be useful for teachers of pre-school and school education, under-graduate and post-graduate students of psychology and pedagogy

Текст научной работы на тему «Проблема творческих способностей личности в психологии»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (67) 2008

13. Дружинин, В. Н. Варианты жизни: очерки экзистенциальной психологии. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 135 с.

14. Зинченко, В. П. Посох О. Мандельштама и Трубка М. Ма-мардашвили. —М .: Мысль, 1991. — 327 с.

15. Кроник, А.А., Ахмеров, Р.А. Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. — М. : Смысл, 2003. — 284 с.

16. Кубарев, В. С. Два деятельностных подхода в отечественной психологии личности // Омский научный вестник. — 2006. - № 6. - С. 230-234.

17. Леонтьев, А. А. Деятельный ум (Деятельность. Знак. Личность.) — М. : Смысл, 2001. — 392 с.

18. Леонтье,в А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл; Академия, 2004. — 352 с.

19. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - М.: Смысл, 2003. - 487 с.

20. Мамардашвили, М. К. Как я понимаю философию. — М., 1990 г.

21. Моргунов, Е. Б., Зинченко, В. П. Человек развивающийся: очерки российской психологии. — М, 1994 г. — 301 с.

22. Петровский, А. В., Ярошевский, М.Г. История психологии: учеб. пособие для высшей школы. — М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1994. — 448 с.

23. Петровский, В. А. Личность в психологии. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 512 с.

24. Платонов, К.К. Структура и развитие личности. — М.: Наука, 1986. — 255с.

25. Психология личности. Тексты; под. ред. Ю. Б. Гиппен-рейтер, А. А. Пузырей. — М.: Моск. ун-т, 1982. — 288 с.

26. Психология развивающейся личности; под ред. А.В. Петровского; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М. : Педагогика, 1987. — 240 с. : ил.

27. Пузырей, А.А. Психология. Психотехника. Психагоги-ка. — М.: Смысл, 2005. — 488 с.

28. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1976. — 416 с.

29. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. — СПб: Питер, 2003. — 512 с.

30. Узнадзе, Д. Н. Общая психология. — М.: Смысл: Питер, 2004. — 412 с.

31. Франкл, В. Воля к смыслу. — М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. — 368 с.

32. Франкл, В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990. — 367 с.

33. Эльконин, Б. Д. Психология развития : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2001. — 144 с.

КУБАРЕВ Вячеслав Сергеевич, старший преподаватель кафедры психологии труда и организационной психологии.

Статья поступила в редакцию 16.11.07 г.

© В. С. Кубарев

УДК 1554 Л. Г. КАРПОВА

Омский государственный педагогический университет

ПРОБЛЕМА

ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

Обосновывается актуальность развития творческих способностей личности с учётом современных реалий. Излагаются представления о данном феномене, сложившиеся в психологии творчества. Отражена полемика учёных относительно спорных вопросов в понимании сущности творческих способностей. Данная статья может быть полезна педагогам дошкольного и школьного образования, студентам и аспирантам психолого-педа-гогических специальностей.

В настоящее время можно отметить повышенный интерес к проблеме творческих способностей, позволяющий рассматривать человека как мощный естественный ресурс развития общества, ибо в современных, быстро меняющихся условиях возрастает потребность в личностях творческих, профессионально и социально мобильных, открытых новому опыту и умеющих находить решение в нестандартных ситуациях.

Проблеме творческих способностей посвящено немало работ, однако в современной психологической науке данный феномен не имеет однозначной интерпретации. Рассмотрим некоторые взгляды отечественных психологов, внёсших определённый вклад в понимание творческих способностей.

Так, понимание творческих способностей как феномена, позволяющего человеку создавать новое, рассматривает Л. С. Выготский, который отмечает,

что ребёнок, опираясь на свою неприхотливую детскую фантазию, ограниченный опыт и знания, создаёт продукты творческого мышления [5]. В процессе развития у ребёнка развиваются творческое мышление, творческое воображение, в том числе и творческие способности.

Согласно В. Н. Дружинину, творческие способности — это общая способность к творчеству, которая характеризует личность в целом и проявляется в различных сферах активности; это интегративное качество психики личности, обеспечивающее продуктивные преобразования в её деятельности. Учёный рассматривает творческие способности как способность к преобразованию знаний и связывает с ними фантазию, воображение, порождение гипотез, новизну [7].

Интересной является позиция А. Я. Пономарёва, согласно которой способность к творчеству сопряжена с двумя личностными качествами: интенсивнос-

тью к поисковой мотивации и чувствительностью человека к «побочным» образованиям (мыслям, образам, чувствам, внешним продуктам), которые возникают при мыслительном процессе. Основой успеха решения творческих задач, по мнению учёного, является «способность действовать в уме» (СДУ), определяемая высоким уровнем развития внутреннего плана действий (ВПД) [13].

Новый взгляд на данный феномен предложен Д. Б. Богоявленской, по мнению которой «то, что принято считать творческими способностями есть способность к осуществлению ситуативно нестиму-лированной деятельности, т.е. способность к познавательной самодеятельности... её проявление не ограничено сферой профессий умственного труда, а характеризует творческий характер любого вида труда» [3, с. 55].

В то же время Д. Б. Богоявленская считает, что творческие способности представляют собой интегральное образование, основой которого является интеллектуальная активность, которая тем выше, чем выше уровень умственных способностей. Основные подсистемы интеллектуальной активности составляют умственные способности и мотивационный строй личности. Высокий уровень познавательной самодеятельности обеспечивает доминирование познавательной мотивации [2].

В концепции творческих способностей В. Д. Шад-рикова они соответствуют духовным способностям, которые рассматриваются как интегральные проявления интеллекта и духовности личности [20].

Изучая композиционную деятельность студентов, С. Н. Данилушкина рассматривает композиционнотворческие способности как комплекс индивидуальнопсихологических свойств личности, отвечающий требованиям композиционной деятельности и оказывающий влияние на качество протекания процесса и практическое исполнение творческой композиции [6]. Согласно С. Н. Данилушкиной, творческая деятельность студента, в отличие от творческой деятельности профессионального художника, может включать репродуктивность, так как новизна в процессе обучения носит субъективный характер. Мы разделяем данную точку зрения.

Творческие способности также рассматриваются как базовый компонент креативности, проявляющийся в творческой деятельности и обеспечивающий её успешность [8]; в качестве подсистемы в структуре одарённости [21]; как возможность реализации человеком собственной индивидуальности [22]; как общая творческая способность (креативность), являющаяся универсальной способностью творческого отношения к действительности и проявляющаяся в различных видах деятельности [11].

В современных словарях по психологии и педагогике творческие способности представлены неоднозначно. В одних источниках данный феномен рассматривается как способность находить решения нестандартных задач, создавать оригинальные продукты деятельности, реконструировать ситуацию с целью получения нового результата; способность к продуктивному мышлению, формированию новых образов воображения [14]. В других источниках творческие способности представлены через креативность — это творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности; это способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности [16].

В рассмотренных дефинициях находит отражение такое понимание природы творческих способностей, как её потенциальный характер и как свойство личности. Сегодня также можно рассуждать о творческих способностях как о динамическом и развивающем явлении, зависящем от многочисленных факторов и механизмов.

В нашем понимании творческие способности человека определяют успешность овладения любой деятельностью, где присутствует творческий аспект, в результате которой преобразуется или создаётся новый продукт.

Понять природу творческих способностей без понимания сущности способностей, разумеется, невозможно, хотя именно по этому вопросу существует множество разноречивых суждений. Современное исследование способностей позволяет выделить некоторые позиции относительно понимания данного феномена.

Согласно первой позиции, сторонниками которой являются Выготский Л. С., Рубинштейн С. Л., способности — это система обобщённых психических действий [4, 15].

Другая точка зрения, выразителями которой являются Платонов К. К., Чудновский В. Э., базируется на представлении о способностях как об индиви-дуально-пихологических особенностях личности, которые обеспечивают успешность осуществления какой-либо деятельности. Представители этого направления акцентируют внимание на роли способностей в обеспечении успешного овладения человеком всякой деятельностью [11, 19].

Существует и такой подход (Артемьева Т. И., Теп-лов Б. М.), который мы разделяем, согласно которому способности рассматриваются как индивидуальнопсихологические особенности человека, выражающий его готовность к овладению определёнными видами деятельности и их успешному выполнению [1, 18].

В рамках нашего исследования, представляет интерес теория способностей Б. М. Теплова, которая объединяет социологический и психологический аспекты рассмотрения проблемы способностей. Под способностями Б. М. Теплов понимает определённые индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают лёгкость и быстроту их приобретения [17].

По мнению Б. М. Теплова, способность существует только в движении, в развитии. Это развитие осуществляется в процессе деятельности, поэтому способности не могут возникнуть вне конкретной деятельности, они создаются в этой деятельности. Благодаря постоянному выполнению деятельности, человек поддерживает у себя и далее развивает соответствующие способности.

Мы опираемся на положение Б. М. Теплова и полагаем, что творческие способности — это система индивидуально-психологических свойств личности, которая определяет успешность выполнения творческой деятельности, но при этом не сводится только к знаниям и умениям, а существует на основе творческих задатков. Также важно отметить, что сама творческая деятельность и созданные в ней условия способствуют развитию творческих способностей.

Исследователи полемизируют и по поводу разделения способностей на виды. При всём многообразии подходов и позиций к проблеме способностей некоторые учёные считают, что способности делятся на природные и человеческие [4, 15]; согласно другой

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (67) 2008 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (67) 2008

точке зрения, способности можно разделить на общие и специальные [7, 12, 18]. Существует также позиция, отличающаяся от вышеизложенных, где феномен «специальные способности» рассматривается как «фантом», так как любая деятельность осваивается на фундаменте общих способностей, которые развиваются в этой деятельности [20].

Следуя положению о разделении способностей на природные и человеческие, мы относим творческие способности к человеческим, так как считаем, что осмысленно создавать что-то новое и оригинальное может только человек. При этом мы исходим из положения о том, что основой для возникновения творческих способностей являются творческие задатки.

Развитие творческих способностей через активизацию творческих задатков в онтогенезе представлены в работах Л. Б. Ермолаевой-Томиной, С. Л. Рубинштейна, В. Д. Шадрикова [8, 15, 20]. Основное положение данных исследований сводится к тому, что на основании врождённой первой сигнальной системы (биологическая предпосылка) в процессе социализации формируется творческая способность, которая продолжает развитие под влиянием социальных условий.

Таким образом, творческие задатки определены природой человека и врождённой морфологией мозга. Следовательно, творческие способности — это человеческие способности, наличие которых обусловлено врождённой морфологией мозга.

Мы разделяем точку зрения В. Н. Дружинина, С. Л. Ермолаевой-Томиной, А.В. Морозова, которые относят творческие способности к общим способностям [7, 8, 9], поскольку, во-первых, творческие способности развиваются на основе интеллектуальных способностей, и чем больше выражена общая способность к познанию, тем интенсивнее развиваются творческие способности, то есть они взаимосвязаны между собой; во-вторых, общие способности определяют успешное выполнение любой деятельности.

На наш взгляд, творческие способности — это совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, отличающая его от других людей, действующая на основе творческих задатков и определяющая успешность осуществления любой деятельности, вносящая в неё творческое начало.

В нашем определении прослеживается взаимосвязь творческих способностей и деятельности, имеющей творческий аспект. Очевидно, что понятие «творческая деятельность» и выражение «деятельность, имеющая творческое начало», предполагают момент преобразования и создание нечто нового, оригинального, поэтому, по нашему мнению, их можно трактовать как тождественные понятия.

Вопрос о понятии творческой деятельности приобретает всё большую практическую значимость. Проведённый анализ литературы показал, что творческой является всякая деятельность, в процессе которой человек создает нечто новое, оригинальное [15], осуществляется на основе самоорганизации, а не по строгому предписанию [5], где главным является воспроизводство и созидание новых способов решения задач и которая делает человека существом, обращённым к будущему и видоизменяющим своё настоящее [10].

Взаимосвязь творческих способностей и творческой деятельности рассматривается как основная особенность творческих способностей, определяющая их развитие [1, 5, 10, 13, 15, 17, 20].

Итак, мы видим, что творческая деятельность направлена на создание нового, оригинального и способ-

ствует развитию творческих способностей, а творческие способности отвечают требованиям творческой деятельности и определяют успешность овладения человека этой деятельностью, поэтому действительно имеет место наличие взаимосвязи между данными явлениями.

Таким образом, при определении сущности творческих способностей мы исходим из того, что творческие способности, с одной стороны, как более узкое, специфическое понятие, связаны с общим понятием «способности» и включает в себя его основные характеристики, с другой стороны, данный феномен обладает рядом отличительных характеристик и поэтому является самостоятельным объектом изучения.

Подводя итог, следует заметить, что на сегодняшний день существует множество теорий, раскрывающих сущность данного феномена. Однако современная наука ещё далека от полного раскрытия сущности творческих способностей. При этом следует помнить, что творческие способности, как научная проблема, считаются в психологии одной из самых серьёзных областей теоретического и экспериментального исследования. Возрастающий интерес к данной теме связан, очевидно, с перестройкой жизненного уклада и переоценкой, произошедшей в обществе, так как данный феномен рассматривается как личностный ресурс развития нашего государства.

Библиографический список

1. Артемьева, Т. И. Методологический аспект проблемы способностей [Текст] / Т.И. Артемьева. — М.: Наука, 1987. — 184 с.

2. Богоявленская, Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей [Текст] / Д. Б. Богоявленская // Психологический журнал. — 1995. — т.16. — № 5 — С. 49 — 58.

3. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская. — М.: Академия, 2002. — 320 с.

4. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций [Текст] /Л.С. Выготский. — М. : Педагогика, 1960. — 445 с.

5. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский : Психологический очерк. — М.: Просвещение, 1991. — 93 с.

6. Данилушкина, С.Н. Развитие творческих способностей студентов художественных факультетов педагогических вузов на занятиях по композиции [Текст]: дисс.... канд. пед. наук: 13.00.02 / С. Н. Данилушкина. — Омск, 1999. — 216 с.

7. Дружинин В. Н. Психология общих способностей [Текст] /

B. Н. Дружинин. — СПб: Питер, 2002. — 368 с.

8. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества [Текст] / Л.Б. Ермолаева-Томина. — М.: Академический проспект, 2003. — 304 с.

9. Морозов, А. В. Креативная педагогика и психология [Текст] / А.В. Морозов, Д. В. Чернилевский. — М.: Академический проспект, 2004. — 560 с.

10. Нечаев Н. Н., Очеловечивание творчества: проблемы и перспективы [Текст] / Н.Н. Нечаев // Вопросы психологии. — 2006. — № 3. — С. 3-25.

11. Ожиганова, Г. В. Подражание поведению взрослого как механизм формирования креативности у детей [Текст]: дисс. . канд. психол. наук: 19.00.01/ Г. В. Ожиганова. — М., 1999. — 240 с.

12. Платонов, К. К. Проблемы способностей [Текст] / К. К. Платонов. — М.: Наука, 1972. — 312 с.

13. Пономарёв, Я. А. Психология творчества [Текст] / Я. А. Пономарёв. — М.: Наука, 1976. — 303 с.

14. Психологический словарь [Текст] / Под ред. В.П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. — М.: АСТ: [и др.], 2006. — 479 с.

15. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] /

C.Л. Рубинштейн. — СПб: Изд-во «Питер», 2001. — 720 с.

16. Современный словарь по педагогике [Текст] / Составитель: Рапацевич Е.С. — М.: Современное слово, 2001. — 928 с.

17. Теплов, Б. М. Избранные труды: в 2-х т. — Т.1 / Б. М. Теп-лов. — М.: Педагогика, 1985. — 328 с.

18. Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий [Текст] / Б. М. Теплов. - М.: АПН РСФСР, 1961. - 543 с.

19. Чудновский, В. Э. Воспитание способностей и формирование личности [Текст] / В. Э. Чудновский — М.: Знание, 1986. — 80 с.

20. Шадриков, В. Д. Деятельность и способности [Текст] / В.Д. Шадриков. — М.: Логос, 1994. — 315 с.

21. Щебланова, Е. И. Одаренность как психологическая система: структура и динамика в школьном возрасте: дисс... д-ра психол. наук : 19.00.01 / Е.И. Щебланова. — М., 2006. — 311 с.

22. Яковлева, Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности [Текст] / Е. Л. Яковлева. — М.: Флинта, 1997. — 224 с.

КАРПОВА Людмила Григорьевна, аспирант кафедры общей и педагогической психологии.

Статья поступила в редакцию 15.04.08 г.

© Л. Г. Карпова

УДК 154 3 И. В КОЧКАРЕВА

Омский государственный педагогический университет

ВИДЫ МЕХАНИЗМОВ МОБИЛИЗАЦИИ РЕСУРСОВ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

В статье рассматривается проблема актуализации ресурсов совладающего поведения. Научная новизна состоит в том, что раскрывается функционирование механизма мобилизации копинг-ресурсов с точки зрения рефлексивного подхода. Впервые описаны механизмы мобилизации ресурсов совладающего поведения, выделенные на основе факторного анализа.

В современной психологии активно разрабатывается проблема совладающего поведения. Многие ученые пытаются найти ответы на вопрос о том, каким образом человек справляется с трудной ситуацией. В связи с этим актуальным является изучение ресурсов преодолевающего поведения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Копинг-ресурсы исследуются зарубежными и отечественными психологами (С. R. Snyder, C. E. Ford, R. N. Harris, В. А. Бодров), которые они трактуют как «физические и духовные возможности человека, мобилизация которых обеспечивает выполнение его программ и способов (стратегий) поведения для предотвращения и купирования стресса» [1, с. 116].

Так, в отечественной психологии аспекты преодоления человеком трудных ситуаций встречаются в трудах ученых, занимавшихся проблемами воли (Л. С. Выготский; В. А. Иванников; Е. П. Ильин; В. И. Селиванов; Ш. И. Чхартишвили и др.). Ими затрагивались вопросы, так или иначе связанные с мобилизацией собственных сил и проблемой совладания с жизненными трудностями посредством воли. Волевая регуляция как личностный уровень произвольной регуляции трактуется следующим образом: «Сознательная мобилизация личностью своих психических и физических возможностей для преодоления трудностей и препятствий при совершении целенаправленных действий и поступков» [2, с. 14]. Этот процесс становится возможным благодаря волевому усилию (А. Ф. Лазурского, М. Я. Басова, Г. И. Челпанова и далее в работах В. И. Селиванова и В. К. Калина). По мнению В. И. Селиванова, волевое усилие является одним из главных средств, с помощью которых человек осуществляет власть над своими побуждениями,

это «особое психическое напряжение, сознательно вызываемое каждый раз, когда личность испытывает дефицит энергии и стремится мобилизовать её резервы, чтобы преодолеть трудности, препятствующие достижению цели» [2. C. 18]. Однако данное внутреннее действие, приводящее к мобилизации и формированию нужного побуждения не полностью раскрыто в психологии. Можно сказать, в отечественной психологии при изучении ресурсов преодоления сложных жизненных ситуаций в рамках произвольной регуляции поведения внимание обращается на то, «как» человек справляется с трудностями, по сути, речь идет о механизмах мобилизации.

В зарубежной психологии проблема механизма актуализации ресурсов совладания в целом не ставится, однако указывается важность мобилизации ко-пинг-ресурсов, которые ученые подразделяют на две группы по отношению к личности: внутренние и внешние (S. Folkman, R. S. Lazarus, S. E. Taylor. и др.). Во внутренние ресурсы они включают локус контроль, оптимизм, чувство принадлежности и др., во внешние — социальную поддержку, оценку поведения другими людьми. По сути, за рубежом в исследовании ресурсов совладающего поведения больше рассматриваются факторы среды и личности, актуализация которых опосредованно влияет на выбор стратегий совладания.

В связи с этим можно говорить о важности изучения механизма актуализации ресурсов совладающего поведения для жизни человека. Что представляет собой механизм мобилизации ресурсов для преодоления трудных ситуаций? При изучении волевого усилия, механизм его реализации ученые видят в из-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (67) 2008 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.