ПРОБЛЕМА ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Коценя Ю.А.
Шахтинский медицинский колледж им. Г.В. Кузнецовой, г. Шахты
Аннотация: Статья посвящена потенциальным возможностям и ключевым противоречиям реализации проекта цифровой трансформации государственного сегмента системы здравоохранения Российской Федерации. В статье рассмотрены тенденции развития цифрового здравоохранения и оценен уровень цифровизации здравоохранения в Российской Федерации. Кроме того, выявлены проблемы и противоречия цифровой трансформации системы здравоохранения России. На заключительном этапе определены возможности и перспективы развития цифровизации российского здравоохранения.
Ключевые слова: информатизация, цифровые технологии, здравоохранение, цифровые платформы, цифровые сервисы.
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности. Трудно найти сферу, в которой сейчас не используются информационные технологии. Лидирующие области по внедрению компьютерных технологий занимают архитектура, машиностроение, образование, банковская структура и, конечно же, медицина, которая в нашей стране остается одной из наименее компьютеризированных сфер.
В конце 2021 года Правительство Российской Федерации определило стратегию развития системы (цифровизация в медицине и здравоохранении) на ближайшие несколько лет, выделив основные направления в области цифровой трансформации. Во-первых, это создание в здравоохранении единого цифрового контура на основе ЕГИСЗ, а также разработка и внедрение на федеральном уровне медицинских платформенных решений.
Благодаря реализации данных стратегических инициатив будет решен ряд стоящих перед отраслью задач:
• Обеспечение взаимодействия различных медицинских учреждений между собой и государственными системами.
• Станет возможным дистанционный лицензионный контроль медицинской деятельности.
• Обеспечение внедрения системы электронных рецептов на всей территории страны.
• Внедрение системы контроля полноты выполнения клинических рекомендаций на всех этапах лечебного процесса.
Кроме того, современные технологии в медицине позволят оптимизировать процессы управления системой здравоохранения в целом, учитывать первичные медицинские данные, активно использовать структурированные электронные медицинские документы, а также осуществить постепенный переход на электронный документооборот в отрасли.
Процесс цифровизации системы здравоохранения в нашей стране стартовал еще в 2011 году, именно в это время было сформулировано понятие «Цифровой контур здравоохранения». Конечно, не все намеченные задачи до сих пор удалось превратить в жизнь. Однако, есть и существенный прогресс в этом процессе, например, получившие повсеместное распространение электронные больничные листы, внедрение электронных справок, свидетельств о рождении и смерти. Мгновенная отправка и обмен оцифрованными рентгеновскими снимками, которые позволили ставить рентгенологу точный диагноз удаленно, что обеспечило возможность создания в период эпидемии коронавируса специализированных центров, диагностирующих пациентов с патологиями на всей территории РФ, развитие системы искусственного интеллекта, системы маршрутизации пациентов, создание порталов для врачей и пациентов, содержащие полные и достоверные сведения о здоровье, пройденных процедурах, анализах, диагнозах. Все это, безусловно, уже сегодня качественно меняет существующую систему.
Цифровые технологии повсеместно распространяются на все большее число ключевых элементов в здравоохранении - это безусловный мировой тренд, который находит отражение и в России. Более того, в нынешних реалиях, когда большой акцент делается на импортозамещение - особенно важно развивать отечественные технологии и независимые российские информационные системы, охватывающие и позволяющие решать большие блоки задач, но при этом, в отрасли имеются некоторые сложности, препятствующие повышению качества и доступности медицинской помощи и созданию единого информационного пространства.
На сегодняшний день в качестве результата автоматизации и цифровизации, проводившейся на протяжении последних лет, на федеральном и региональном уровне функционирует большое количество унаследованных информационных систем, с неупорядоченными информационными потоками и форматами данных. Такое положение вещей не позволяет иметь оперативную и достоверную информацию о системе здравоохранения как в целом, так и в разрезе регионов, и создает сложности в реализации даже базовых цифровых сервисов для граждан, таких как, например, запись на прием к врачу или доступ к результатам исследований своего здоровья, не говоря уже о том, что медицинская организация сталкивается с проблемами и в таких обеспечивающих процессах, как
управление персоналом и потоками пациентов, планирование ресурсов и ситуационная аналитика, контроль бухгалтерии и прочее.
Основной проблемой современной информационной среды медицинских организаций является то, что автоматизированные системы собирают, управляют или обрабатывают данные в разрозненной «вертикальной» среде, вследствие чего образуются островки изолированной информации. В результате порождаются следующие недостатки существующей архитектуры информационной среды:
• слабое управление данными из-за отсутствия интегрированных приложений, а также единой среды управления справочной и нормативной информацией,
• повышенная нагрузка на медицинских работников как следствие работы с несколькими системами и большим объемом ручного ввода данных,
• длительные сроки, сложности разработки и реализации «сквозных» сервисов и бизнес-процессов вследствие необходимости точечной интеграции нескольких информационных систем, реестров и регистров,
• низкие показатели доступности приложений и информационной среды как следствие использования различных вычислительных ресурсов на федеральном и региональном уровне,
• отсутствие условий для быстрого запуска цифровых продуктов, поскольку разработчики вынуждены тратить время и ресурсы на разработку служебных сервисов для своих отдельно стоящих приложений вместо того, чтобы использовать базовые компоненты и сервисы платформы.
Решение перечисленных проблем и реализация задач по цифровой трансформации отрасли возможно только в плоскости целостного взгляда на развитие цифровых систем и сервисов за счет создания национальной цифровой платформы, интеграции платформ централизованных диагностических сервисов на базе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения с единым порталом государственных услуг, супер-сервисом «Мое здоровье», а также перевод функционирующего диагностического оборудования в медицинских организациях и персональном использовании в цифровой формат и подключение к платформам централизованных диагностических сервисов, через которую будут взаимодействовать все участники системы здравоохранения.
Кроме того, цифровая трансформация невозможна без достижения высокой лояльности сотрудников к современным технологиям, изменения менталитета врачей и консервативного подхода ко внедрению информационных технологий. Это возможно благодаря видению персоналом реальных преимуществ работы с 1Т, такими как экономия собственного времени, минимизация ошибок, вызванных человеческим
фактором, автоматизация рутинных процессов, повышение эффективности работы в меньшую единицу времени.
Таким образом, анализируя проблемы цифровой трансформации системы здравоохранения России, можно прийти к выводу что данный процесс находится под контролем и воспринимается как одна из приоритетных задач, стоящих перед государством. Однако для того, чтобы процесс цифровой трансформации в данной сфере происходил эффективно, необходимо, чтобы принятие тех или иных управленческих решений было предварительно тщательно и комплексно проанализировано.
Литература
1. ЦМАКП (2018). Развитие цифровой экосистемы: прямые и косвенные эффекты для экономики. Доклад представлен на IV Санкт-Петербургском экономическом конгрессе «Форсайт Россия: новое индустриальное общество. Будущее» (СПЭК-2018). Режим доступа: http://www.forecast.ru/_ARCHIVE/Presentations/ DBelousov/2018-03-31IT-ECO.pdf (дата обращения 22.09.2023)
2. Игнатова Т. В., Золочевская Е. Ю., Подольская Т. В. Цифровая трансформация глобального здравоохранения как драйвер развития мирового рынка лечебно-оздоровительных услуг // Вопросы инновационной экономики. 2022. Том 12. № 3. С. 1833-1850.
3. Лебедев Г. С., Шепетовская Н. Л., Решетников В. А. Телемедицина и механизмы ее интеграции // Национальное здравоохранение. 2021. № 2 (2). С. 21-27.