Д. В. Булаева
ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ НА РУБЕЖЕ XX - XXI ВВ.: ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ
В статье дается анализ философских исследований в области аксиологии культуры на рубеже XX -XXI вв. в двух аспектах: аксиологического подхода к сущности культуры и рассмотрения культуры как ценности, аксиологического фактора преодоления духовного (нравственного) кризиса в современном обществе.
Ключевые слова: ценность культуры, аксиология культуры, культура в информационном обществе, информационная безопасность, кризис
There is analysis of philosophic researches in axiology of culture sphere at the turn of XX - XXI centuries in two aspects: the axiological approach to the essence of culture and review of culture as a value factor to overcome the spiritual (moral) crisis in modern society.
Keywords: value of culture, axiology of culture, culture in the informational society, informational security, crisis
Что же подразумевается под ценностью культуры и в чем суть проблемы ценности культуры?
Чтобы ответить на первый вопрос, необходимо обратиться к фундаментальному исследованию М. С. Кагана «Философское осмысление ценности».
Согласно обоснованному суждению автора, ценность - это не просто качество объекта или переживание субъекта, это ценностное отношение, которое образуется особой формой связи объекта и субъекта [3, с. 67, 49]. Данное ценностное отношение со стороны субъекта реализуется двояко - как отнесение к ценности оцениваемого объекта и в то же время как его осмысление. С одной стороны, субъект исходит в восприятии из уже сложившегося у него представления о ценностях, с другой - ценностное отношение предполагает чаще всего необходимость осмысления оцениваемого - выявления и понимания того конкретного смысла, который данный объект имеет для тебя как субъекта [Там же, с. 52].
Мы считаем, что представление субъекта о ценностях зависит прежде всего от его воспитания, нравственных и эстетических убеждений, нравственного опыта субъекта, так как этические принципы -это исходные начала опыта, позволяющие давать оценку, вообще оценивать что-либо (начиная с простого - хорошо/плохо).
Таким образом, в философском смысле ценность культуры - это ценностное отношение к культуре, т. е. складывающееся через призму нравственных качеств и опыта оценивающего субъекта осмысление им культуры, осознание ее сути. Поскольку осмысление ценности, изучение ценностного отношения - это «проблема смысла» [Там же, с. 157], следовательно, и проблема ценности культуры - это также проблема выявления смысла, осознания ее сущности, т. е. под ценностью культуры мы можем понимать отношение субъекта с его нравственных позиций к культуре как к значимости, осмысление культуры как значимости.
Чтобы ответить на вопрос, в чем заключается проблема ценности культуры, следует обратиться к философским исследованиям сущности культуры.
Исторически можно выделить три основных этапа философского исследования сущности культуры, а значит, исходя из вышесказанного, три этапа восприятия культуры как ценности, некоей осознаваемой значимости: онтологический, гносеологический и аксиологический [1, с. 31].
Последний этап характеризуется преобладанием аксиологического подхода к сущности культуры, который становится актуальным для философии XX - XXI вв.
Философия России и зарубежья первой половины XX в. произвела «бум» в исследовании ценности культуры. Множество различных концепций, подходов и мнений относительно сущности культуры, ее ценности, констатация факта утраты значимости культурных ценностей в связи со сложившейся мировой политической обстановкой, поиски путей решения данных вопросов составили основы проблематики аксиологии культуры, которая закладывалась в начале XX в., активно разрабатывалась в середине-конце XX в. и со все большей интенсивностью исследуется в настоящее время.
Ко второй половине XX в., по мнению Г. П. Вы-жлецова, новейшая западная философия отчаялась в поисках ответа на ценностные вопросы, во многом передав полномочия русской философии [2, с. 32]. Однако, как отмечают исследователи, до 60-х гг. XX в. и в отечественной философской мысли в силу монополизма марксистской методологии и идеологии проблема ценности культуры и вообще аксиологическая проблематика была на третьем плане. Для исследований культуры существенную роль сыграли накапливавшиеся с 1960-х гг. идеи в области этики, эстетики, кибернетики [5, с. 406].
Едва ли не единственная книга 1980-х гг., которая целиком посвящена философии и аксиологии культуры, - работа Н. З. Чавчавадзе «Культура и ценности». «...Под культурой, - писал Н. З. Чавчавадзе, - мы понимаем мир воплощенных ценностей, преобразованную сообразно им природу человека и его среду - мир орудий и его материальной и духовной деятельности,
ее
социальных институтов и духовных достижений. Культура есть продукт труда в самом высоком и широком смысле этого слова - продукт творческой, преобразующей и самопреобразующей деятельности. Преобразование это идет... в направлении реализации идеальных ценностей, одухотворения природной материи (человека и его предметного мира), культура навсегда сохранит в себе достоинство цели человеческой деятельности и ее внутреннего смысла, так как она и есть раскрытие и развитие человеческих сущностных сил...» [Цит. по: 5, с. 408-409].
К концу XX в. на смену монополизму марксистской парадигмы (в пределах которой и раньше существовали различия в трактовке культуры) пришло разнообразие подходов к исследованию культуры [Там же, с. 412].
Один из основных подходов - аксиологический -выдвигал на первый план в содержании культуры прежде всего духовные ценности (Г. П. Выжлецов) [Там же, с. 414]. Аксиологический подход к объяснению специфики и содержания культуры позволил объединить ее бесчисленные свойства вокруг понятия ценности. Так ценности становятся ядром культуры. Культура сохраняет единство нации, государства и общества, так как она определяется степенью осуществления ценностей, реализации ценностных отношений во всех сферах человеческой жизнедеятельности, и потому культура каждого народа, каждой нации первична по отношению к ее экономике, политике, праву... Культура есть практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей в людских делах и отношениях. Следовательно, неразвитость ценностного сознания является одним из главных признаков кризиса культуры и самого общества [2, с. 65-66].
Таким образом, за вторую половину XX в. аксиологическая проблематика в исследовании культуры в отечественной философии прошла путь от второстепенной до самой насущной и актуальной. Накопленный опыт XX в. и сегодня сильно влияет на выбор концепций развития будущего науки и общества, помогая расставлять ценностные вехи философии XXI в.
Видение ценности культуры в XXI в. во многом обусловлено сложившейся научной и политической обстановкой в России конца XX в. Вместе с тем теоретические исследования культуры сегодня тесно переплелись с практической деятельностью: принятием политических решений, процессом формирования гражданского общества и его общественных институтов, процессом образования.
Согласно концепции информационного общества, распространившейся в конце XX в., в современном обществе основным производственным фактором становятся знания, содержанием труда - обработка, хранение и использование информации. Отсюда резкое повышение творческих начал в труде и непрерывное образование, а не просто подготовка специалистов [2, с. 90; 6, с. 216-217]. Как отмечает Г. П. Вы-
жлецов, «информационное общество предполагает всестороннюю и всеобщую открытость взамен даже самой тесной взаимосвязи и сотрудничества отдельных стран. Культура как осуществление новых ценностей (и сбережение старых) и есть ценностноориентационная деятельность, устремленная в будущее. Она есть сущностная основа во всех сферах человеческой жизни. Без нее любое информационное общество может стать куда более античеловечным, чем все предшествующие» [2, с. 91].
Среди отечественных ученых XXI в. такую позицию отстаивает К. К. Колин, указывая, что «ключ к решению проблем национальной и международной безопасности сегодня следует искать не в экономике или геополитике, а в гуманитарной сфере общества, в решении проблем нравственности и духовной культуры» [4, с. 29]. Представляется, что проблема не только и не столько в состоянии нравственности и духовной культуры, сколько в осознании ценности культуры и нравственности для человека и человечества.
Многие современные специалисты характеризуют состояние духовной культуры России в XXI в. как «глубокий кризис, представляющий собой угрозу для национальной безопасности» [Там же]. Глубокие трансформации в сфере культуры, как отмечает К. К. Колин, связаны с «деидеологизацией общества и внедрением в общественное сознание принципиально чуждых для нашей страны ценностных ориентаций, характерных для западного капиталистического общества» [Там же]. Этот процесс и обусловливает утрату самосознания народа и нравственный кризис российского общества.
Процесс обесценивания культуры, который мы понимаем как следствие недостатка осознания ценности культуры в информационном обществе, в обществе знаний, приводит к весьма плачевным результатам: потребительская ориентация сознания людей, индивидуалистические тенденции и карьеризм, стремление к личному обогащению в ущерб интересам других, снижение общего уровня образованности нации и т. д. [Там же].
Современные отечественные исследования показывают, что в последние годы в решении проблемы глобального кризиса современной цивилизации на первый план выдвигаются ее аксиологические аспекты, связанные с необходимостью осмысления общезначимых, общечеловеческих ценностей [Там же, с. 43].
Культура накапливает свои ценности, вынося их за ограниченные пределы современной каждому поколению социальной системы в хранилище общечеловеческого опыта, и тем самым предоставляет возможность каждому новому поколению и каждому индивиду «присваивать себе» ту или иную долю этого духовного богатства [3, с. 179].
То есть, с одной стороны, культура призвана охранять общезначимые ценности и целостность осоз-
67
нания этих ценностей человеком и человечеством, а с другой - сама является ценностью, объединяющей человечество, преобразуя его в единого (совокупного) субъекта, а также - для каждого единичного субъекта - смысложизненной, т. е. задающей смысл жизни ценностью [см.: 3, с. 167].
Таким образом, культура действительно выступает как «ценность всех ценностей», своеобразный «реликварий» ценностей человечества. Вместе с тем она должна быть сама осознана как ценность для того, чтобы иметь возможность выполнить свое предназначение по сохранению, сбережению и развитию входящих в нее общезначимых ценностей.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что сегодня культура перестает осмысляться как самостоятельное уникальное явление; ее ценность, значимость не осознается, границы понятия культура необоснованно размываются, культура становится неотделимой от бескультурья, смешивается с ним. Отсюда античеловечность, негуманность и множество других проблем современности.
Таким образом, мы можем видеть, что зарождающаяся и развивающаяся в XX - XXI вв. аксиология культуры ставит проблему ценности культуры онтологически и во многом опосредованно: это аксиологический подход к сущности культуры, т. е. поиск ответов на вопросы - что есть культура? как она может существовать? - с позиций ценностного подхода. Культура в этом случае рассматривается как мир ценностей духовных, либо духовных и материальных.
Однако, на наш взгляд, необходимо ставить проблему ценности культуры и собственно аксиоло-гически - культура есть ценность, значимый феномен в жизни человека и человечества.
Обозначенные нами два аспекта исследования ценности культуры часто взаимопроникаемы. Только при осмыслении этих двух аспектов в их взаимосвязи возможно преодоление духовного кризиса в России и в мире.
Обширность заданной проблематики требует конкретизации, обозначения аскиологической сущности культуры в дальнейших исследованиях.
1. Булаева, Д. В. Ценность культуры в истории философии: онтологический и гносеологический этапы исследования / Д. В. Булаева // Молодежь в науке и культуре XXI века: материалы междунар. науч.-творч. форума (Челябинск, 2-3 ноября 2010 г.) / Челяб. гос. акад. культуры и искусств; сост. Е. В. Швачко. - Челябинск, 2010. - Ч. 1. - 359 с. - С. 28-32.
2. Выжлецов, Г. П. Аксиология культуры / Г. П. Выжлецов. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. - 152 с.
3. Каган, М. С. Философская теория ценности / М. С. Каган. - СПб.: Петрополис, 1997 - 205 с.
4. Колин, К. К. Духовная культура общества как стратегический фактор обеспечения национальной и международной
безопасности / К. К. Колин // Вестн. Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - 2010. - № 1 (21). - С. 27-45.
5. Философия культуры. Становление и развитие / под ред. М. С. Кагана. - СПб.: Лань, 1998. - 448 с.
6. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2001. - 719 с.
68