Железнякова Ольга Михайловна, Черемных Анна Владимировна ПРОБЛЕМА ЦЕЛОСТНОСТИ ПРОЦЕДУР ОЦЕНИВАНИЯ ..
УДК 37.07
ПРОБЛЕМА ЦЕЛОСТНОСТИ ПРОЦЕДУР ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
© 2016
Железнякова Ольга Михайловна, доктор педагогических наук, профессор кафедры
«Педагогика и социальная работа» Черемных Анна Владимировна, аспирант
Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова (432071, Россия, Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В.И.Ленина, д. 4, e-mail: [email protected]) Аннотация. В статье раскрываются основные подходы к определению понятия целостности как свойства системы процедур оценивания образовательной деятельности, определены наиболее значимые из них. Методологический принцип дополнительности рассматривается в статье как механизм создания полноты и целостности системы процедур оценивания образовательной деятельности, на основе которого формируется понятие целостности. Постнеклассическая методология, системно-синергетический и тринитарный подходы дают возможность выделить сущностные системообразующие характеристики образовательной деятельности и образовательной организации, исследовать систему процедур оценивания образовательной деятельности на примере образовательной организации. На основе анализа практики проведения процедур оценивания образовательной деятельности соответствующих нормативных правовых актов сформулирована проблема целостности процедур оценивания образовательной деятельности на уровне образовательной организации. Научная и практическая новизна работы заключается в использовании постнеклассической методологии для исследования системы процедур оценивания образовательной деятельности, в возможности применения тринитарного подхода к проектированию целостной системы процедур оценивания образовательной детальности в образовательной организации.
Ключевые слова: процедуры оценивания, образовательная деятельность, качество образования, эффективность образовательной деятельности, целостность, системный подход, системно-синергетический подход, тринитарный подход, принцип дополнительности, управление образовательными системами.
THE PROBLEM OF INTEGRITY OF ASSESSMENT PROCEDURES EDUCATIONAL ACTIVITIES ON THE EXAMPLE OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION
© 2016
Zheleznyakova Olga Mihailovna, doctor of pedagogical sciences, professor of «Pedagogy and social work» Cheremnyh Anna Vladimirovna, рost-graduate student,
Ulyanovsk State University
(432071, Russia, Ulyanovsk, square of the 100th anniversary of the birth of V.I.Lenin, 4, [email protected]) Abstract. The article describes the main approaches to the definition of integrity as properties of a system of procedures for the assessment of educational activities, the most significant of them. The methodological principle of complementarity is considered in the article as a mechanism for the creation of completeness and integrity of the system of procedures of assessment of educational activities on the basis of which is formed the notion of integrity. Synergetic and trinitarian approaches provide an opportunity to highlight the essential strategic features of the educational activities and educational institutions, to explore the system of procedures of assessment of educational activities in an educational organization. Based on the analysis of the practice of carrying out procedures of assessment of educational activities, the relevant regulations of the formulated problem of the integrity of the procedures of assessment of educational activities at the level of the educational organization. Scientific and practical novelty of the work lies in the use of post-non-classical methodology for system analysis procedures for the assessment of educational activities, the possibility of applying a trinitarian approach to the design of an integrated system of procedures for the assessment of educational detail in the educational organization.
Keywords: procedure of assessment, education, quality of education, efficiency of educational activities, integrity, system approach, synergetic approach, a trinitarian approach, the principle of subsidiarity, the management of educational systems.
В настоящее время как в педагогической науке, так и в междисциплинарных исследованиях представлено большое количество публикаций на тему оценивания образовательной деятельности. Практика оценивания так же демонстрирует разнообразие процедур оценивания на различных уровнях системы образования. Совершенствование системы оценивания образовательной деятельности является важным направлением государственной политики в области образования. С 2013 года принято значительное количество нормативных правовых актов, регулирующих проведение процедур оценивания государственными органами, закрепляющих новые процедуры оценивания (независимая оценка качества образования, общественная аккредитация, самообследование) [16, 18]. Государственной программой РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы предусмотрены также мероприятия по развитию системы оценки качества образования, оценке эффективности образовательных организаций.
Несмотря на внимание к вопросам оценивания со стороны государства, увеличению числа процедур и субъектов оценивания образовательной деятельности, образовательные организации, прошедшие те или иные процедуры оценивания, не всегда могут получить целостную объективную информацию об осуществляемой деятельности, на основании которой будут определены
приоритеты развития и управления. Мнение авторов о целесообразности формирования целостной системы процедур оценивания, в первую очередь, на уровне образовательной организации, основано на целостной природе структуры образовательной деятельности.
В нашей статье была поставлена цель: определить сущностные характеристики целостности, проанализировать систему процедур оценивания образовательной деятельности в контексте целостности на примере образовательной организации, вывить проблемы, обусловленные существующей практикой, сформулировать пути решения проблемы.
Понятие целостности раскрывается по-разному в зависимости от методологических подходов. Целостность трактуется как обобщенная характеристика объектов, обладающих сложной внутренней структурой, выраженная в их интегрированности, самодостаточности, автономности [20].
Целостность является завершенностью, цельностью и собственной закономерностью объекта, используется для рассмотрения объекта в цельной взаимосвязи, структуре его частей. Целостность указывает на то, что свойства составных частей целого не могут объяснить общего состояния объекта, часть может быть понята только вне состояния объекта, а целое - больше суммы своих частей. В объектах общественных наук целостность
Железнякова Ольга Михайловна, Черемных Анна Владимировна ПРОБЛЕМА ЦЕЛОСТНОСТИ ПРОЦЕДУР ОЦЕНИВАНИЯ ...
нельзя определить, а можно только обнаружить, в педагогике понимание целостности привело к изменению методов обучения [19].
Целостность - это свойство объектов как совокупности составляющих их элементов, организованных в соответствии с определенными принципами [13].
Идея целостности как основы рассмотрения всех явлений характерна для холизма - позиции философии и науки. Онтологический принцип холизма: совокупность явлений, образующих целостность, приобретает новое качество, не сводимое к простой сумме частей соотношения части и целого. Гносеология холизма заключается в первоочередности познания целого, затем познании его частей.
Поскольку в статье мы рассматриваем систему процедур оценивания, целесообразно обратиться к системному подходу в научном знании, где объект - целостный комплекс взаимосвязанных элементов, целостность выступает одним из основных принципов данного подхода.
Системный подход выделяет в понятии целостности два уровня: конкретно-научное понятие целостности и методологическое понятие целостности. На уровне методологического понятия целостности выявлены характеристики целостных объектов, основным свойством которых является интегративность, которая позволяет понять сущность целого и выступает фактором устойчивости системы. Целостность - это представление о полноте охвата явлений. Система служит для воспроизведения в знании целостного объекта в связи с какой-либо практической направленностью. Целостность рассматривается так же как инструмент исследования [3], тождественный понятию полноты. В рамках классического одномерного системного подхода полнота может быть рассмотрена как целостность. Системный подход раскрывает движение к целостности через формы интеграции: совокупность, упорядоченность, организация, система.
Важнейшим методологическим принципом для изучения полноты и целостности является принцип дополнительности, раскрывающий механизм создания полноты и целостности. Сущность принципа дополнительности в научно-педагогическом знании состоит в том, что полнота и целостность достигаются через взаимодействие различных процедур оценивания на основе единства процессов интеграции и дифференциации. Механизмом целостности, рассматриваемом в качестве полноты, выступают простейшие типы дополнительности: суммативная, интегративная, комплементарная дополнительность. Рассмотрим систему процедур оценивания в контексте различных типов дополнительности.
Суммативная дополнительность представляет совокупность тождественных процедур оценивания образовательной деятельности, в присоединении к ним таких же. Примером суммативной дополнительности являются совокупности процедур оценивания на соответствие обязательным требованиям (лицензирование, государственная аккредитация, государственный контроль (надзор) в сфере образования), процедур оценивания, проводимые самой образовательной организацией в соответствии с собственными целями (самообследование, внутренний аудит), процедур независимой оценки, проводимых при участии общественности и других заинтересованных лиц. Количество процедур оценивания в каждой рассмотренной нами группе может увеличиваться в зависимости от поставленных целей и задач участников отношений в сфере образования. В данном случае полнота относительна. В системе процедур оценивания суммативной дополнительностью является проведение одних и тех же процедур в отношении образовательной деятельности. Эффективность суммативной дополнительности будет невысока, т.к. деятельность образовательной организации будет ориентирована на реализацию значимых для определённых видов оценивания показателей и критериев, что приведет к ее ограниченности, нарушению целостности.
Сущность интегративной дополнительности процедур оценивания состоит в объединении компонентов, не являющихся подобными, непротиворечивых, разнородных компонентов. Интеграция отражает стремление к многосторонности, гармонии. Интегративная дополнительность проявляет себя в использовании всех возможных процедур оценивания образовательной деятельности в отношении образовательной организации в равной степени, не отдавая предпочтения каким-либо определенным процедурам. Примером интегративной дополнительности процедур оценивания образовательной деятельности могут являться различные модели систем оценки качества образования, в рамках которых система процедур оценивания образовательной деятельности, представленная отдельными процедурами, связанными через цели и задачи оценивания, позволяет получить всестороннюю и полную информацию об образовательной деятельности [4]. Однако, интегративная дополнительность данных моделей на практике формальна, т.к. разные процедуры оценивания проводятся в разных условиях, с различной периодичностью, с различной степенью влияния на образовательные организации и их деятельность.
Система процедур оценивания может быть так же рассмотрена в рамках комплементарной дополнительности, где доминирующими могут выступать процедуры оценивания, результаты которых имеют значительное влияние на образовательную организацию и ее деятельность. Например, процедуры оценивания, проводимые с целью установления соответствия деятельности обязательным требованиям, имеют большую степень влияния на оцениваемую деятельность, т.к. регламент проведения носит достаточно жёсткий характер, по результатам оценивания могут приниматься различные санкции, выдаваться предписания, обязательные для выполнения. В тоже время результаты процедур независимой оценки и самообследования не несут подобных последствий, порядок их проведения носит более свободный характер.
Результатом суммативной, интегративной и комплементарной дополнительности является полнота системы процедур оценивания образовательной деятельности. Таким образом, полнота как целостность системы процедур оценивания может быть описана только в рамках классической методологии. На основе методологии системного подхода и простейших типов дополнительности основаны концепции комплексного оценки образовательных систем, сформированы подходы к созданию систем оценки качества образования [9, 15].
На наш взгляд, поиск целостности процедур оценивания следует начинать с её отграничения от полноты, понимания механизмов создания целостности. Разграничение полноты и целостности характерно для постнеклассической научной парадигмы, где полнота и целостность не тождественны. Преодоление линейности и одномерности системного мышления в рамках классической научной парадигмы стало основанием для возникновения синергетики как новой универсальной методологической парадигмы и системно-синергети-ческого и тринитарного подхода в научном познании. Целесообразность привлечения системно-синергетиче-скогого подхода к изучению системы процедур оценивании образовательной деятельность обусловлена спецификой образовательной организации как открытой и самоорганизующейся системы, глубокое изучение которой основано на междисциплинарном знании. В рамках системно-синергетического подхода понимание образовательных систем [1, 6, 7, 17] основано на их синерге-тической целостности, сложности, самоорганизации и саморазвитии. Синергетически организованной системе нельзя навязывать то, что вступает в противоречие с её внутренними содержанием и логикой протекания процессов. Эффективное управление образовательной организацией возможно при осознании тенденций ее развития и осуществлении на образовательную систему и
Железнякова Ольга Михайловна, Черемных Анна Владимировна педагогические
ПРОБЛЕМА ЦЕЛОСТНОСТИ ПРОЦЕДУР ОЦЕНИВАНИЯ ... науки
ее компоненты резонансного воздействия, при котором внешнее влияние согласуется (гармонично сопряжено) с внутренними свойствами системы. Основой синерге-тической целостности является тринитарность. С точки зрения тринитарного подхода полнота и целостность расходятся окончательно.
Полнота процедур оценивания достигается путем суммирования процедур оценивания, рядоположенных и нерядоположенных, но не противоречивых друг другу [3]. В данном случае рядоположенность и нерядополо-женность рассматривается нами как сходства и различия в процедурах оценивания: степень влияния результатов на образовательную деятельность и образовательную организацию в целом, периодичность и основания проведения процедур оценивания и т.д. Непротиворечие процедур оценивания заключается в единстве целей оценивания - получении объективной и достоверной информации об образовательной деятельности, возможности ее и использования для дальнейшего развития. Количество элементов полноты может быть бесконечным, и если мы говорим о полноте процедур оценивания образовательной деятельности, то понимаем, что количество данных процедур при определенных условиях может изменяться как в меньшую, так и в большую сторону. Расширяющийся синтез существующих на практике процедур оценивания - неоднородных, неря-доположенных, неравнозначных отражает полноту сложившейся системы процедур оценивания.
Свойством расширения до бесконечности обладают не главные элементы системы. Количественные изменения позволяют лишь на время стабилизировать систему. Указанные нами типы дополнительности использовались и используются как пути выхода из кризисных состояний в сфере образования, что мы видим на примере развития отечественной системы оценивания образовательной деятельности [4].
Тенденции современных исследований указывают [2, 8, 11, 12], что поиск стабилизации развития и совершенствования систем состоит не в бесконечном расширении элементов, замене одних элементов другими, а в отборе системообразующих компонентов посредством их максимального сокращения, в движении от полноты к целостности. Движение к целостности процедур оценивания предполагает процесс интеграции, в результате которой увеличивается частота, объем и интенсивность взаимодействия между элементами системы. Таким образом, система приобретает большую степень целостности, устойчивости, автономии и эффективности действия.
Основания интеграции процедур оценивания образования содержатся в самом характере образовательной деятельности и образовательной системы. Образовательной деятельности, как и образовательной системе в целом, свойственны многомерность, многоу-ровневость, открытость, самоорганизация, единство образовательного пространства. Современная педагогическая наука и управление образовательными системами основаны на междисциплинарном знании. Интеграция процедур оценивания может происходить на разных уровнях системы образования (на уровне государства, на уровне образовательной организации), на уровне порядка проведения и содержания процедур оценивания, на уровне субъектов оценивания (государства, общества, образовательной организации), на уровне целей и задач оценивания и т.д.
На уровне образовательной организации тенденциями интеграции процедур оценивания образовательной деятельности должны стать:
- продуктивность интеграции, достижимая при условии заинтересованности в развитии разносторонних взаимоотношений субъектов и объектов оценивания: заказчиков, потребителей, исполнителей образовательных услуг;
- эффективности интеграции, определяемой как от-138
ношение результатов оценивания к ресурсам процедур оценивания, обусловивших их получение, как характеристика управления, а также развития образования, отражающая степень достижения поставленной цели или задачи;
- высокий уровень удовлетворенности результатами оценивания качества образовательной деятельности, достигаемый при условии баланса потребностей и взаимодействия всех субъектов интеграции процедур оценивания на различных уровнях.
Процессы дифференциация процедур оценивания отражают различия между содержанием оценки, объектами, порядком проведения, что отражает их автономность и независимость.
В контексте тринитарной методологии фактором целостности любой системы является системная триада [2]. Критерии отбора компонентов целостной триады основаны на принципе дополнительности по формуле «неопределенность - определённость - дополнительность». Чтобы разрешить неопределенность, требуется введение дополнительных условий, которые либо устраняют из системы неопределенность, либо приводят ее к определенному состоянию. Триады, построенные по данной формуле, наиболее устойчивы: они целостны, а также обладают свободой и автономностью каждого элемента, являются элементарной ячейкой синтеза. В этом случае мы говорим о системной дополнительности. Целостность представляет новый тип сложности, которая должна выстраиваться через интеграционно-синтетические процессы на основе дополнительности. Поиски такого синтеза позволят достичь стабильности, динамичности и эффективности развития любых систем. Однако сложность поиска тринитарных систем вызвана раздробленностью, множественностью, элементностью процедур оценивания как проявление полноты системы. Формирование целостной системы процедур оценивания возможно одновременно в двух направлениях. Первое
- свертывание множества процедур оценивания до основных, единство которых и будет целостность. Второе
- автономность и независимость элементов как потенциальных составляющих целостности. Необходимо определить критерии системообразующих элементов:
1. Смысловое соотнесение семантики элементов (например, рацио - эмоцио - интуицио);
2. Независимость и автономность функционирования каждого элемента;
3. Наличие противоречивости и взаимоисключения каждого двух их трех элементов;
4. Возможность соотнесения третьего элемента с каждым из противоположностей как непротиворечивого и компромиссного;
5. Элементы системной дополнительности должны быть сущностными, основополагающими категориями как в содержательном, так и в функциональном плане.
Определив критерии системообразующих элементов для процедур оценивания, рассмотрим наиболее значимые компоненты образовательной деятельности на различных уровнях системы образования и в различных контекстах оценивания. Анализируя образовательную деятельность как объект оценивания через призму механизмов дополнительности, можно выделить их роль и значение, выделить сущностные, стабилизирующие компоненты, которые являются ориентирами, целями оценивания, так и не основные, имеющих обеспечивающий характер.
На уровне образовательной организации образовательная деятельность организована (управляется) с целью достижения определенного результата с использованием комплекса ресурсов. В данном контексте концепция целостной системы процедур оценивания основывается на трёх процедурах: оценивании управления образовательной деятельностью (шире - образовательной организацией), оценке результата как степени соответствия постановленной цели, оценке ресурсов (ма-АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4(17)
Железнякова Ольга Михайловна, Черемных Анна Владимировна
ПРОБЛЕМА ЦЕЛОСТНОСТИ ПРОЦЕДУР ОЦЕНИВАНИЯ ...
териально-технические, кадровые, информационные и др.).
В контексте основных направлений модернизации образования, опираясь на теорию управления образовательными системами Новикова Д.А. [14], необходимо отметить системную триаду ключевых критериев эффективности управления: качество - доступность - эффективность. В данной триаде противоречие между качеством и доступностью решается через эффективность. Процедуры оценивания качества образования, эффективности, доступности составляют смысловое ядром концепции системной целостности процедур оценивания эффективности управления образовательной организацией. Вопросы эффективности уже вышли за рамки экономической науки и менеджмента, т.к. для целостного и полного оценивания образовательной деятельности важное значение имеет социальная эффективность образовательной организации, эффективность руководителя и педагогических работников [5, 10].
С точки зрения требований, предъявляемых к образовательной деятельности со стороны субъектов оценивания, можно выделить три системообразующих элемента: требования государства (их недопустимо игнорировать), требования (запросы) потребителей, требования, установленные образовательной организацией по отношению к реализуемой деятельности, ориентированные, как правило, на первую вторую группы требований с учетом своих особенностей и необходимости развития. В этой триаде противоречия между требованиями государства и требованиями организации могут быть решены через требования потребителя, а противоречия между требованиями организаций и потребителя - через требования государства.
Таким образом, целостность процедур оценивания может быть достигнута при условии учёта тенденций интеграции процедур оценивания и выявленных системообразующих компонентов образовательной деятельности путем их свёртывания в качестве целей оценивания до трех стратегически важных и сущностно значимых. Тенденции развития системы оценивания и реформирования системы внешней оценки (например, риск-ориентированная модель контрольно-надзорной деятельности) смещают акцент с внешней оценки на внутреннюю самооценку, что актуально в условиях автономии образовательных организаций и конкуренции между ними, синергетического понимания образовательной системы. На основании вышеизложенного, решение проблемы целостности системы процедур оценивания на сегодняшний день целесообразно и доступно осуществлять на уровне образовательной организации, совершенствуя систему внутренней оценки образовательной деятельности, формируя модель системной целостности процедур оценивания. По мнению авторов, системная целостность процедур оценивания образовательной деятельности является инновационным направлением развития, так как позволяет определить целостное ядро процедур оценивания и создать сбалансированную систему показателей, отражающих сущностные характеристики образовательной деятельности как объекта оценивания в современных социально-педагогических и экономических условиях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2012. 608 с.
2. Баранцев Р.Г. Становление тринитарного мышления. Москва-Ижевск: НИЦ «РХД», 2005. 124 с.
3. Блауберг И.В. Проблема целостности и системный подход. М.: Эдиториал УРСС, 1997. 452 с.
4. Болотов В.А., Вальдман И.А., Ковалева Г.С., Пинская М.А. Российская система оценки качества образования // Качество образования в Евразии. 2013. № 1. С. 86-121.
5. Богуславкая Т.Н., Пуденко Т.И. К вопросу о кри-
териях оценки эффективности деятельности дошкольных образовательных организаций // Управление образованием: теория и практика. 2015. № 2 (18). С. 13-27
6. Буданов В.Г. Трансдисциплинарное образование, технологии и принципы синергетики // Синергетическая парадигма: многообразие поисков и подходов / Под ред. В.С. Степина, С.П. Курдюмова. М., 2000. С. 285-304.
7. Вознюк А.В. Педагогическая синергетика: монография. Житомир: Изд-во ЖГУ им. И. Франко, 2012. 812 с.
8. Железнякова О.М. Феномен дополнительности в научно-педагогическом знании. М.: ФЛИНТА Наука. 2012. 195 с.
9. Корнещук Н.Г. Теоретико-методологические основы комплексной оценки качества деятельности образовательной системы: диссертация доктора педагогических наук. Магнитогорск, 2007. 402 с.
10. Лелюхин С.В. Социальные аспекты систем оценки качества общего образования // Социология образования. 2013. № 1. С. 55-62
11. Лепский В.Е. На пути к управлению сферой образования как саморазвивающейся средой [Электронный ресурс] URL: http://spkurdyumov.ru/ education/na-puti-k-upravleniyu-sferoj-obrazovaniya-kak-samorazvivayushhejsya-sredoj/ (дата обращения 01.11.2016)
12. Мухаметзянова Г.В. Системная целостность образования, науки и производства - инновационный путь развития экономики // Казанский педагогический журнал. 2008. №10. С. 3-12.
13. Новая философская энциклопедия в 4 томах / под редакцией В.С. Стёпина. М.: Мысль, 2001. Том 4. С. 316317.
14. Новиков Д.А. Теория управления образовательными системами. - М., 2009. 416 с.
15. Осипова Е.А. Система оценки качества образования: анализ региональных и общероссийских особенностей // Стандарты и мониторинг в образовании. 2010. № 6. С. 28-34.
16. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. №295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] URL: //base.garant.ru/70643472/ (дата обращения 01.11.2016).
17. Таланчук Н. М. Системно-синергетическая философия как методология современной педагогики // «Magister». 1997. Спецвыпуск. С. 32-41.
18. Федеральный закон от 2912.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_law_140174/ (дата обращения 21.10.2016).
19. Философский энциклопедический словарь. М., 2010. С. 400.
20. Философский энциклопедический словарь. М: Советская энциклопедия, 1983. С. 763.