Проблема трудового воспитания
Петрова Юлия Алексеевна, Авдюхина Наталья Алексеевна
ГБОУ Школа № 1374, г.Москва
Ключевые слова:
труд, нравственное воспитание, история педагогики, педагогическое руководство, социализация личности, жизнедеятельность человека
В энциклопедии понятие «труд» формулируется как «целесообразная деятельность человека, направленная на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на производство товаров и услуг».
Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд детей дошкольного возраста является неотъемлемой частью воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов. «Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов».(А.С.Макаренко) ( 6 ).
Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд делает человека богатым духовно. Труд развивает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость, счастье, делать человека благополучным. Кроме того, труд - это проявление заботы людей друг о друге.
Особое внимание исследователями обращалось на воспитательные возможности обучения детей трудовым навыкам. Доказано, что, с одной стороны, овладение навыками поднимает трудовую деятельность на более высокую степень развития, позволяет ребенку ставить и достигать цель. С другой стороны, наличие навыков обеспечивает более полное и успешное использование трудовой деятельности как средства нравственного воспитания. Исследователи подчеркивали, что задачи трудового обучения и воспитания необходимо решать в тесной взаимосвязи. Обращается большое внимание и на виды навыков, усложнение их содержания: формирование продуктивных действий, навыков планирования, организации «рабочего места», самоконтроля в процессе деятельности, поиска наиболее рациональных приемов работы. Такие навыки имеют непосредственное отношение к формированию у детей нравственных качеств: самостоятельности, настойчивости, умение доводить до конца начатое дело. При условии целенаправленного педагогического руководства развитие трудовой деятельности и формирование нравственных качеств у детей происходит одновременно.
В народной педагогике много внимания уделялось труду. Вспомним пословицы посвященные труду и отношению человека к труду («Делу - время, потехе - час», «Труд делает заботы незаметными» и многое, многое другое). Много высказываний о труде можно найти в литературных трудах А.П. Чехова, Л.Н. Толстого и других деятелей и искусства.
Значение труду придавали всегда. И очень часто в истории педагогики проблема трудового воспитания подрастающего поколения ставилась на первые места. Были разные моменты истории, иногда интерес остывал и затихал, иногда зарождался с большей силой, чем ранее (послереволюционный период).
Сегодня интересно хотя бы в общих чертах изучить тенденции в развитии трудового воспитания на протяжении всей истории педагогики, так как они оказали определяющее влияние на содержание воспитания детей в общественных учреждениях. А так как на сегодняшний день мы
усматриваем тенденцию «забвения» этой важной проблемы, что ведет к проблемам, связанным с задержкой в развитии личности ребенка, поэтому необходимость внимательного изучения молодыми специалистами этого вопроса очевидна.
Каждый этап развития педагогики имеет непосредственную связь с сегодняшними требованиями к педагогу. Далее рассмотрим конкретные исторические примеры.
Рассмотрим проблему трудового воспитания в истории зарубежной и отечественной педагогики. Изучение педагогической литературы показало, что на формирование положительного отношения к труду у дошкольников влияют различные факторы: формирование знаний и представлений о труде взрослых и его общественной значимости, развитие мотивов труда, усвоение умений и навыков, создание высоко эмоциональной атмосферы, методы и приемы педагогического воздействия. Что же изменилось в современном трудовом воспитании детей дошкольного возраста? Изучая исторический путь развития педагогики относительно данной проблематики можно отметить, что необходимость приобщения детей к труду, остается актуальна, как и множество веков назад. Для обоснования этого утверждения рассмотрим идеи некоторых великих педагогов, хотя все без исключения отмечают важность этой проблемы и практически у каждого в педагогических трудах присутствуют мысли ей посвященные.
Один из зарубежных представителей английской педагогической мысли философ, общественный деятель, писатель и политик Томас Мор (1478-1535). Он написал роман «Утопия» в котором все граждане, населяющие город, обязательно участвуют в общественном труде, совмещенном со всеобщим образованием. Т. Мор видел реализацию гражданского долга в трудовой деятельности, которая становится неотъемлемой частью гармоничного развития, устраняя противопоставление между физическим и умственным трудом, характерное для античной традиции. В его романе обучение связано с участием в производительном труде, например сначала дети-утопийцы в школе изучают теоретические основы земледелия, а затем реализуют свои знания в поле «...учатся все с детства, отчасти в школе путем усвоения теории, отчасти же на ближайших к городу полях, куда детей выводят как бы для игры, между тем как там они не только смотрят, но под предлогом физического упражнения также и работают.» ( 11 )
Роман «Утопия» является литературным произведением, но в нем прослеживаются основные методы трудового воспитания: сильный фактор воспитания - личный пример взрослого, который имеет главное значение; совместная деятельность с разделением функций между детьми и взрослыми; формирование ответственного отношения к труду. Данные методы сейчас используются в дошкольных организациях.
Хотелось бы отметить интересные и необычные взгляды французского социалиста-утописта Шарля Фурье (1772-1837). В его трудах разработан план новой общественной организации («Гармонии»). Фурье выявил сложно-интегральную систему воспитания, охватывающую все стороны души и тела. Он считал, что эта новая система воспитания приведет ребенка к «осуществлению его трудового воспитания», будет формировать всесторонне развитых граждан для жизни в «Гармонии». По видам труда труженики объединяются в «серии», а внутри них - в «группы». Соответственно воспитательный процесс строится на принципе самоорганизации детей, влечениям их к определенным видам труда.
В дошкольном возрасте основным видом деятельности является игра, подводящая к труду. С 3-4-летнего возраста дети начинают посещать мастерские, а с 5 лет выбирают себе ремесло и выполняют посильные работы. В трудовых процессах, в игре происходит приобретение детьми знаний, их сенсорное и умственное воспитание. Главной ареной труда маленьких детей является кухня.
Все мысли Фурье по воспитанию ребенка сводятся к трудовой деятельности «...социетарное воспитание имеет целью осуществлять полное развитие физических и умственных способностей, применять их все, даже развлечения, к производительному труду» ( 7 ). Он поддерживает природосообразное воспитание, разделяя его на отдельные фазы, согласно возрасту ребенка.
Фурье утверждает, что ребенка возможно приобщить к труду в любом возрасте, если использовать «трудовые приманки» ( 7 ). Вот некоторые из них, Фурье называет так же их
«побудительные силы выявления призваний» ( 7 ) :
- привлекательность и красочность орудий и игрушек,
- удовольствие и веселье сопровождающие трудовые процессы,
- «подражательное пристрастие» детей,
- свобода выбора работы,
- «коллективное увлечение», т.е. коллективный труд,
- дух соревнования и соперничества,
- воодушевление от результатов труда.
Это основные побудительные силы, которые и в наши дни успешно используются педагогами в трудовом воспитании детей дошкольного возраста.
Следующий теоретик дошкольного воспитания Полина Кергомар (1838-1925) прогрессивный деятель народного образования Франции.
П.Кергомар в течение 20 лет руководила дошкольными учреждениями. Она возглавляла комиссию по подготовке проекта реорганизации детских приютов в так называемые материнские школы и комиссию по выработке новых программ материнских школ. В 1886—1895 гг. она издала двумя книгами свой труд "Материнское воспитание в школе (в русском переводе: "Дошкольное воспитание и детские сады во Франции"), который стал основным методическим пособием для французских воспитателей.
Одним из важных средств нравственного воспитания (труд - средство нравственного воспитания) является организация деятельности детей. П.Кергомар исходила из положения, что деятельность есть жизненная потребность, которая «проявляется в первые же часы по рождении» ( 7 ). Сначала это постоянные движения ручек и ножек младенца, затем ползание и беганье, позже поиски препятствий с целью преодолеть их. Направляя внимание воспитателей на организацию деятельности детей, П. Кергомар предупреждала, что в каждой деятельности должна быть цель, иначе она скоро надоест ребенку. «Следует поощрять привычку ребенка все делать самому, а потом помогать младшим, по очереди принимая участие в общей работе» ( 7 ). Свои суждения о значении деятельности в жизни ребенка П.Кергомар выразила в классических фразах: «Неподвижность, ничегонеделание противно его природе»; «Руки в качестве бесполезных орудий становятся орудиями опасными»; «Дайте ему в руки игрушку, доску, карандаш, бумагу, кубики, он займется, и это принесет пользу как его рукам, которые сделаются ловкими, так и уму и сердцу» ( 7 ).
В данном случае, она имела в виду не только физическую деятельность детей, но и их умственную активность, которая постепенно приведет детей к желанию учиться. «Работа мысли приводит к учению, точно так же как работа руками приучает к ручному труду» ( 7 ).
Самое главное, что труд П.Кергомар рассматривала не только как средство умственного и физического воспитания, но и нравственного, не только материальной и практической пользы, но «мы стремимся главным образом к добру, к идеалу» ( 7 ). И если систематически и авторитетно со стороны воспитателя идет объяснение, что все великое и прекрасное на земле «результат работы рук и ума» ( 7 ), то ребенок усвоивший эту истину будет самостоятельно стремится к труду, «а впоследствии воспитание, более сознательное, научит его работать ради нравственного удовлетворения» ( 7).
Если работы Томаса Мора и Шарля Фурье это только теория в истории педагогики, то мысли П.Кергомар пыталась внедрить в практику, так как она была инспектором материнских школ и возглавляла комиссию по подготовке проекта реформы детских приютов и комиссию по разработке новой программы материнских школ, утвержденной в 1887 году. Так же в работах П.Кергомар впервые труд связывается с нравственным воспитанием, а не просто с
физиологическими потребностями.
Теперь рассмотрим, какое важное значение трудовому воспитанию придавали отечественные педагоги. Ряд фундаментальных трудов разрабатывал педагог Ефим Аронович Аркин (1873-1948). Он занимался в основном разработкой теории и практики семейного воспитания, но мысли о трудовом воспитании в его работах отражены применительно и к дошкольным учреждениям.
Е. А. Аркин настоятельно рекомендовал родителям вовлекать ребенка в трудовую жизнь семьи для развития его воли, настойчивости, дисциплинированности, чувства долга и ответственности. Золотое правило педагогики дошкольного периода он определил так: «Не делать за ребенка того, что он может сам сделать, что ему нужно самому сделать и, следовательно, что он должен сам сделать» ( 1 ). Таким образом, основной формой трудового воспитания ребенка являются элементарные навыки самообслуживания, которые посильны даже маленькому ребенку.
Так же трудовое воспитание в детском саду должно обеспечиваться необходимым оборудованием, которое хранится в «особом уголке труда». Большое значение в овладении трудовыми навыками детьми имеет «внешняя обстановка», т.е. оформление предметно-пространственной среды, а также «внутренний порядок» - установленный режим дня.
Детский труд в семье, по убеждению ученого, - действенное средство социализации личности ребенка: «Ребенок, - писал он, - должен сознавать и чувствовать, что он не только послушный исполнитель заданий взрослых, но член трудовой семьи, ценный помощник взрослых» ( 1 ).
А. Аркин вслед за многими классиками педагогики отмечал необходимость укрепления в дошкольнике веры в свои силы, что непосредственно связано с воспитанием воли и характера, самостоятельности. Формирование нравственности в этом возрасте, считал он, напрямую зависит от осознания ребенком того, что у него имеются не только права, но и обязанности. Е.А.Аркин считал, что в мире труда господствует система и приводит ряд требований для успешного трудового воспитания. В первую очередь это гигиенические условия «Всякая работа должна проводится в хорошо проветриваемом и светлом помещении или лучше всего на открытом воздухе» ( 1 ). Труд должен быть понятен и интересен ребенку, возможно, проводится в форме игры, не должен навязываться.
Присутствуют также рассуждения о коллективном труде, так как «результатом будут пользоваться и наслаждаться наравне с непосредственными участниками и другие» ( 1 ). Работы должны проводиться как в учреждениях, так и в семьях, посильные для ребенка. Осуществляются совместно со взрослыми и «чтобы выполнение работы было посильно для данного ребенка или данной группы» ( 1 ).
«Правильное отношение взрослых к труду ребенка должно рождать в нем то ценное и радостное чувство, которое будет сопровождать его и крепнуть во всей дальнейшей его трудовой деятельности» ( 1 ) и в дальнейшем существует возможность «воспитания любви и уважения к труду, уменья трудится» ( 1 ).
Ученый доказал, что именно в трудовом воспитании закладываются основы нравственности, это достигается путем воспитания в ребенке трудолюбия, художественного вкуса, дисциплины, организованности, культуры поведения. «Любая воспитательная мера - будь это слово, действие, ласка, помощь, упрек, терпеливое выжидание - должна быть не только своевременна для настоящего, но должна также иметь в виду будущего человека, которого мы хотим создать» ( 1 ).
Невозможно не упомянуть о выдающимся педагоге Антоне Семеновиче Макаренко (1888 -1939). Его идеи пронизаны нитью коммунистических взглядов и писал он все больше о воспитании школьников. Мы считаем его педагогический опыт в проблеме трудового воспитания можно и нужно применять в дошкольной организации.
Значительное место в трудовом воспитании отводится вопросу положительных взаимоотношений между детьми, а этого можно достигнуть с помощью коллективной трудовой
деятельности, формирования начал коллективизма. Коллектив обладает огромной силой воздействия. А.С.Макаренко указывал, что «Организация коллектива и правильных взаимоотношений в нем, организация требований к школьнику со стороны коллектива, приобретение ребенком опыта коллективной общественно полезной деятельности - важнейший путь формирования полноценной личности». «Всякая, даже небольшая радость, стоящая перед коллективом впереди, делает его более крепким, дружным, бодрым» ( 6 ), - писал он. Высоко ценил он традиции и совместные яркие переживания, которые скрепляют детский коллектив.
Лишь А.С.Макаренко в своих трудах поставил принципиально новую для того времени задачу: как сделать коллектив воспитательным. В след за ним ее ставили и ставят многие педагоги. Конечно, есть определенная условность в определении термина «детский коллектив», применительно к дошкольникам (обращает внимание С.А.Козлова ( 3 )), однако теория и практика современности свидетельствует о том, что на данном возрастном этапе появляется возможность успешного воспитания коллективизма средствами трудовой деятельности.
Человек живет и действует не сам по себе, а в коллективе и формируется как личность под влиянием коллектива. В коллективе и под его влиянием складываются черты направленности и воли человека, организуется его деятельность и поведение, создаются условия для развития его способностей. Значит, считал А.С.Макаренко, задача педагогической деятельности заключается в том, чтобы помочь детям овладеть элементами производственного опыта и навыками труда, для приобретения навыков, умений и знаний, чтобы быть полноценным членом общества.
Труд, по мнению А.С.Макаренко, на протяжении роста и развития ребенка оказывает на него положительное влияние: развивает духовно и физически, дает возможность овладеть производственными и жизненными навыками, становясь взрослыми людьми, дети приспособлены к общественной жизни в конкретных исторических условиях, в которых они вынуждены жить, т.е. они воспитываются.
Таким образом, жизнедеятельность человека - труд, общественная деятельность - является не только достижением практических жизненных целей, но и одновременно заключает в себя воспитательную и педагогическую силу.
Необходимым фактором воспитания в педагогической системе А.С.Макаренко является труд. В «Лекциях о воспитании детей» он говорил: «Правильное советское воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое... В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов» ( 6 ).
Он утверждал, что трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в труде. Труд должен быть творческим, радостным, сознательным, основой заложенных в ребенке возможностей.
Большого внимания заслуживают указания А.С.Макаренко о трудовом воспитании детей в семье. Он советует давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы, с тем чтобы дети длительное время несли ответственность за порученную им работу. Дети могут поливать цветы в комнате или во всей квартире, накрывать на стол перед обедом, следить за письменным столом отца, производить уборку в комнате, обрабатывать определенный участок семейного огорода или цветника и ухаживать за ним и т. п.
Вдохновляющим поучительным примером успешного решения важнейших задач трудового воспитания стала работа выдающегося советского педагога Василия Александровича Сухомлинского (1918 - 1970). Он руководил школой села Павлыш Кировоградской области и опыт творческой работы этой школы обобщен В.А.Сухомлинским в многочисленных книгах и статьях.
Для В.А.Сухомлинского воспитание в труде - это, прежде всего воспитание любви к труду. А грамотная работа воспитателя помогает одновременно в воспитании ребенка решить множество задач: поддержка желания учиться, воспитание любви к людям, к природе, ко всему живому и прекрасному, развитие склонностей, укрепление коллективизма, подготовка в выборе профессии, воспитание характера, нравственности.
В.А.Сухомлинский не разделяет умственное, нравственное и трудовое воспитания. Ребенок воплощает в себе все эти явления, так как главное в воспитании душевная жизнь. «.Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей его сложности и многогранности человека нельзя воспитывать.» «Труд и трудовое воспитание - это вещи, стоящие не рядом с учением, нравственным воспитанием и развитием. Труд - это вещь всепроникающая и всеобъемлющая». ( 10 )
Некоторые педагоги считают, что достаточно иметь различное оборудование и с трудовым воспитанием будет все в порядке, но В.А.Сухомлинский опровергал такой подход. Он говорил: «Трудовое воспитание - это исключительно емкое, многогранное понятие». ( 9 )
Первая и главная цель привить ребенку любовь к труду. Воспитывать детей надо не для счастья, а для труда в жизни, а это принесет им счастье, но воспитывать так чтобы труд входил в духовную жизнь ребенка. Во-первых, труд для детей должен приносить радость, эмоциональный подъем, а это в свою очередь является большой воспитательной силой. Во-вторых, ребенок чувствует, что он приносит пользу окружающим и от этого желание и любовь к труду максимально усиливается. «Трудолюбие как моральное качество воспитывается только в коллективе. Чем сильнее коллективное чувство уважения к труду, тем эффективнее воспитание каждого дошкольника». ( 10 )
В.А.Сухомлинский большое значение придавал педагогическому руководству. Если взрослый находящийся рядом вдохновлен и увлечен трудом, то ребенок «заражается», становится не равнодушным и не безразличным, а с желанием и участием приобщается к трудовой деятельности.
Предположение В.А.Сухомлинского о предельном сближении умственного и физического труда говорит о том, что не надо нагружать ребенка физическими нагрузками, так как можно отбить у ребенка желание трудиться. Но и не применять физических нагрузок нельзя. Необходимо сделать так, чтобы труд физический был облагорожен трудом умственным.
Он предлагает классифицировать виды труда, но использовать их разнообразие. Например, возможно использование механических приспособлений (пылесос), но нельзя забывать про ручной труд, так как ум ребенка находится на кончиках его пальцев. «Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» ( 9 )
Большая проблема состоит в привитии любви к будничному труду, например дежурству по столовой, в живом уголке. В.А.Сухомлинский предлагает проводить подготовку «по всем линиям воспитательной работы, а важнейшей из этих линий является сознание, мысль, духовная жизнь» ( 9 ).
Для развития интереса и любви к труду В.А.Сухомлинский предлагает использовать всевозможные средства: пример коллектива, пример самых старательных, трудолюбивых ребят, пример воспитателя. «Не должно быть ни одного безликого, ни одного равнодушного к труду, ни одного такого, у которого, как говорится, душа ни к чему не лежит». ( 9 )
Хотелось бы привлечь внимание педагогов к трудам В.А.Сухомлинского, так как в них можно подчеркнуть много полезных и важных идей в воспитании сегодняшнего поколения, которые нуждается в практическом применении. Можно, конечно, сказать, что этот человек жил в другую эпоху, когда были совсем иные идеалы. Но согласитесь, что и с психологической и с педагогической точек зрения его идеи соответствуют современной действительности, и многие практические методы и средства трудового воспитания стоит, даже необходимо, настойчиво вводить в дошкольных организациях.
С развитием человечества возникает потребность в гармоничном воспитании детей в трудовой деятельности, поэтому на протяжении истории педагогики мы видим расширение исследований по данной теме. Основы трудового воспитания, заложенные в прошлом великими научными деятелями, могут и должны становиться базой для дальнейшего развития педагогических исследований в данном направлении. Таким образом, существует необходимость реализации разработанных педагогами прошлого средств и методов трудового воспитания и дальнейшей
работы по наиболее эффективной их реализации. Список литературы:
1. Аркин Е.А. 1968. «Ребенок в дошкольные годы» / Под ред. А.В.Запорожца, В.В.Давыдова. М.: «Просвещение»
2. Буре Р.С., Година Г.Н. 1983. Учите детей трудится. М.: «Просвещение».
3. Козлова С.А Куликова Т.А. 2008. «Дошкольная педагогика». М.
4. Козлов И.Ф. 1987. «Педагогический опыт А.С.Макаренко». М.: «Просвещение».
5. Константинов Н.А. Медынский Е.Н. Шабаева М.Ф. 1982. «История педагогики». Просвещение.
6. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания. Лекция «Трудовое воспитание», «Отношение, стиль, тон в коллективе», соч. т. V.
7. Макаренко А.С. 1986. «Педагогическая поэма». «Московский рабочий».
8. Н.Б.Мчедлидзе, А.А.Лебеденко, Е.А.Гребенщикова. 1986. «Хрестоматия по истории зарубежной дошкольной педагогики». М.
9. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. Под редакцией Р.С.Буре. 1987. - М.: «Просвещение»
10. Соловейчик С. 1973. «В.А.Сухомлинский о воспитании» Политиздат. М.
11. Сухомлинский В.А. 1979. Избранные педагогические сочинения. Том первый. М.: «Педагогика».
12. Томас Мор «Утопия» перевод А.Малеин Ф.Петровский (1789 год) Букинистическое издание, Наука, 1978.