25. Berdyaev, N.A. Istina i otkrovenie. Prolegomeny k kritike Otkroveniya [Truth and revelation. Prolegomenon to the criticism of Revelation], Saint-Petersburg: RKhGI, 1996, pp. 5-155.
26. Berdyaev, N.A. Aleksey Stepanovich Khomyakov [Aleksey Stepanovich Khomyakov], Tomsk: Vodolei, 1996, 160 p.
27. Berdyaev, N.A. Filosofiya svobodnogo dukha [The philosophy of free spirit], Moscow: Respublika, 1994, pp. 14-228.
28. Berdyaev, N.A. Mirosozertsanie Dostoevskogo [Dostoevsky's outlook], in Berdyaev, N.A. Filosofiya tvorchestva, kul'tury i iskusstva v21., t. 2 [The philosophy of work, culture and art in 2 vol., vol. 2], Moscow: Iskusstvo, 1994, pp. 7-150.
29. Kondakov, I. Vvedenie v istoriyu russkoy kul'tury [Introduction to the history of Russian culture], Moscow: Nauka, 1994, pp. 126-244.
30. Semenova, S. Grezy o novoy kul'ture [Dreams on new culture], in Gacheva, A., Kazina, O., Semenova, S. Filosofskiy kontekst russkoy literatury 1920-1930 gg. [The philosophical contex of Russian literature], Moscow: IMLI RAN, 2003, pp. 33-49.
31. Berdyaev, N.A. Smysl tvorchestva. Opyt opravdaniya cheloveka [The sense of art. Experience of human justification], in Berdyaev, N.A. Filosofiya tvorchestva, kul'tury i iskusstva v 2 t., t. 1 [The philosophy of work, culture and art in 2 vol., vol. 1], Moscow: Iskusstvo, 1994, pp. 37-341.
32. Berdyaev, N.A. Smysl istorii. Opyt filosofii chelovecheskoy sud'by [The sense of history. Experience of human destiny philosophy], Moscow: Mysl', 1990, 176 p.
УДК 141:331(47) ББК 87.3(2)61-07:65.24
ПРОБЛЕМА ТРУДА И ХОЗЯЙСТВА В ФИЛОСОФИИ Н.А. БЕРДЯЕВА
М.А. ВОЛОСАТОВА Луганский национальный университет им. Тараса Шевченко Красная Площадь, 4 (учебный корпус №5), г. Луганск, 91055, Украина E-mail: mariyaaa24@yandex.ru
Анализируется проблема труда и хозяйства в философии Н.А. Бердяева. Раскрываются философские взгляды Н.А. Бердяева на хозяйственные процессы через призму творческого призвания человека. Определяется система взглядов философа на проблему хозяйства. В результате анализа творческого наследия Н.А. Бердяева дана характеристика основных понятий, отражающих взгляды философа на проблему хозяйства и труда, а именно: личность, общество, нужда, неравенство, государство, хозяйство, труд, дисциплина, социологизм и индивидуализм, технизация, иерархия, космический организм, частная собственность, свобода, творчество, смирение, аскетизм, духовность. Раскрыты ветхозаветный и новозаветный аспекты трактовки хозяйства и трудовой деятельности. Дан анализ критики Н.А. Бердяевым философии хозяйства С.Н. Булгакова. Делается вывод о том, что в основе философских взглядов Н.А. Бердяева на проблему хозяйства - творческая реализация личности, владеющей духовной свободой, при этом система хозяйства мыслится как способ единения человека с Богом.
Ключевые слова: философия хозяйства, труд, свобода, творчество, личность, общество, марксизм, машинизация, технизация, частная собственность, нужда, неравенство, государство, хозяйство, дисциплина, социологизм и индивидуализм, иерархия, космический организм, смирение, аскетизм, духовность.
THE PROBLEM OF WORK AND ECONOMY IN N.A. BERDYAEV'S PHILOSOPHY
M.A. VOLOSATOVA Luhansk Taras Shevchenko National University 2, Oboronna str., c. Lugansk, 91011, Ukraine E-mail: mariyaaa24@yandex.ru
The article analyzes the origin of a major problem of the philosophical and esthetic heritage of Berdyaev - the creation tragedy - that not only predetermined the outgate of the philosopher to this topic, but put it upfront as a central theme of his esthetics. It is claimed that the subject of creation tragedy is of deliberate nature and stated that creation issue was initially comprehended by Berdyaev in the context of philosophy of the tragic and therefore must be analyzed in these terms exactly to be understood adequately. As fundamental sources of his concept of the creation tragedy, the most important and determinant ones are expressed and examined: «a tragic feeling of life» of the philosopher that had a direct impact both on formation of his world view as a whole, and on creation of the philosophical and esthetic concept in particular; his understanding of freedom as a «main source» of the tragic; the loneliness problem in which he saw the manifestation of a «twofold tragic element»; understanding of the life as «deeply tragic», the «catastrophic» character of the era, a creation crisis, promotion of a creation subject as one of central problems of the Silver Age which in the set also caused a keen interest of Berdyaev to the tragedy of creation and features of its solution.
Key words: aesthetics of Berdyaev, subject of creativity, origins of the «failure of creativity», problem of freedom, conflict, loneliness, «the tragic feeling of life», Silver Age, catastrophic character of an era, crisis of creativity, the philosophy of the tragic, the tragedy of creativity.
Сегодня, в условиях глобального экономического и духовного кризиса, актуализируется поиск новых взглядов на хозяйственные процессы - с этической точки зрения. В современном хозяйственном обществе теряется достоинство человека как личности, на первый план выходят другие ценности - производство, потребление, максимизация прибыли. При этом духовной составляющей труда и хозяйства уделяется гораздо меньше внимания. В связи с этим творческое наследие русского мыслителя Серебряного века Н.А. Бердяева, его антропология, на наш взгляд, приобретают особую актуальность при рассмотрении современных экономических процессов.
Предметом нашего рассмотрения является проблема труда и хозяйства в философии Н.А. Бердяева.
Нашей целью является раскрытие философских взглядов Н.А. Бердяева на хозяйственные процессы через призму творческого призвания человека. В связи с этим возникают следующие задачи:
- определить систему взглядов философа на проблему хозяйства;
- выявить и обозначить понятия, с помощью которых мыслитель выражает свои взгляды на проблему хозяйства и труда.
Вопросами труда и хозяйства в творчестве Н.А. Бердяева занимались ГЕ. Аляев, А.П. Голуб, С.В. Кочеткова, В.В. Лях, И.В. Назаров, Н.Г Филиппенко1. Исследователи, как правило, дают довольно краткий анализ данной проблемы либо рассматривают отдельные стороны вопроса. Необходимость обобщенного подхода к осмыслению взглядов Н.А. Бердяева на хозяйство и выявление определенной системы понятий, через которые философ раскрывает данную проблему, обусловливает актуальность нашего исследования.
Анализируя творческое наследие Н.А. Бердяева, мы не можем говорить об определенной системе взглядов на хозяйство, которую можно было бы обозначить как разработанную мыслителем теорию. В творчестве философа присутствуют лишь отдельные мысли и идеи по этому вопросу, которые находятся в тесной взаимосвязи с его основными философскими построениями.
Рассмотрим проблему труда и хозяйства в философии Н.А. Бердяева как совокупность взглядов, выраженных с помощью определенной системы понятий, через которые философ раскрывает свое понимание хозяйственного механизма современного и будущего мира. Все понятия данной системы взаимосвязаны между собой, что представляет сложность при определении их приоритетности, первоочередности и последовательности в изложении. Ниже предпримем попытку связать выявленные понятия в единую философскую систему.
Н.А. Бердяев, характеризуя современную ему реальность, говорит о том, что «на всем лежит печать экономизма, экономизм придавил высшую жизнь» [6, с. 202]. Мыслитель указывает на то, что никогда ранее так не осознавалось значение хозяйства в человеческой жизни и не ощущалась такая зависимость от экономики, а максимизация производительности труда не превращалась в главную цель общественной жизни. Духовная жизнь находится во власти у жизни материальной. В современной жизни это явление нашло отражение в
1 См.: Аляев ГЕ. Николай Бердяев и теория государства // Метаморфози свободи: спадщина Бердяева у сучасному дискурй (до 125^ччя з дня народження М.О. Бердяева): Укра'шський часопис росшсько!' фшософй // Вюник Товариства роййсько!' фшософй при Укра'шському фшософському фондь Киев: Вид. ПАРАПАН, 2003. Вип. 1. С. 262-269 [1]; Голуб А.П. Релшшно-духовний контекст полггично'! позицЫ М.О. Бердяева // Метаморфози свободи: спадщина Бердяева у сучасному дискурй (до 125^ччя з дня народження М.О. Бердяева): Укра'шський часопис росшсько!' фшософй // Вюник Товариства роййсько!' фшософй при Укра'шському фшософському фондь Киев: Вид. ПАРАПАН, 2003. Вип. 1. С. 315-320 [2]; Кочеткова С.В. К вопросу становления понятия «Человек хозяйствующий» (социально-философский аспект) // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2007. Вып. 6. С. 73-75 [3]; Лях В.В. Людина в сучасному свт: проблема самореалiзацil // Метаморфози свободи: спадщина Бердяева у сучасному дискурй (до 125^ччя з дня народження М.О. Бердяева): Укра'шський часопис роййсько!' фшософй // Вюник Товариства росшсько!' фшософй' при Укра'шському фшософському фондь Киев: Вид. ПАРАПАН, 2003. Вип. 1. С. 193-199 [4]; Назаров И.В., Филиппенко Н.Г. Труд в мире-для-я и в мире-для-другого (о религиозных основаниях философии труда Н.А. Бердяева) // Метаморфози свободи: спадщина Бердяева у сучасному дискурй (до 125^ччя з дня народження М.О. Бердяева): Укра'шський часопис роййсько!' фшософй // Вюник Товариства росшсько!' фшософй при Укра'шському фшософському фондь Киев: Вид. ПАРАПАН, 2003. Вип. 1. С. 486-495 [5].
виде теории экономического материализма, согласно которой вся духовная жизнь представляет собой лишь надстройку над экономикой.
Разделяя положения марксизма на раннем этапе своего творчества, Бердяев не являлся классическим и ортодоксальным марксистом. Он считал необходимым изменить и дополнить ряд положений марксистского учения. В своих произведениях философ пытается рассматривать общественные явления с общечеловеческой точки зрения. Со временем взгляды философа претерпевают существенные изменения, и Н.А. Бердяев вместе с некоторыми известными приверженцами марксизма обращается к богоискательству.
Марксизм Бердяев характеризует как послушание необходимости, допускающее лишь перераспределение элементов замкнутой вселенной и не предполагающее творчества. Н.А. Бердяев пишет: «Марксизм не знает личности, не знает свободы, не знает творчества» [7, с. 134]. Таким образом, главным недостатком марксизма, согласно Бердяеву, является то, что он не уделяет должного внимания конкретному человеку и исходит из приоритета социального перед личным. Марксизм приносит настоящие поколения в жертву будущего идеального общества. В марксизме происходит самообожествление человечества во вред конкретному человеку. В противовес данной теории философ развивает собственную философию человека, центральным пунктом которой является понятие личности2.
Проблема человека, личности - центральная проблема философии Бердяева. Все его творчество преимущественно антропологично. Как образ и подобие Бога, человек является личностью. Однако личность надо отличать от индивида: «<...> Личность - это категория духовно-религиозная, а индивид же есть категория натуралистически-биологическая» [8, с. 24]. Подлинная природа личности в том, что она есть центр творческой энергии. Именно в свободе личности философ видел достоинство человека, его возможность постичь божественную природу: «<...> Человек призван быть творцом, соучастником в Божьем делемиротворении и мироустроении» [9, с. 41].
Человеческая личность не отделима от общества, так же как и общество нельзя представить без человеческих личностей. Личность не может существовать без реализации и жизни в обществе. Общество, как и личность, имеет онтологические корни: «<...> Духовная жизнь личностей отображается на жизни общества. И общество есть некий духовный организм, который питается жизнью личностей и питает их» [9, с. 39].
Одной из форм выражения личности в обществе является хозяйственная деятельность. Н.А. Бердяев в своей работе «Философия неравенства» видит трагедию современного хозяйства в необходимости подчинения человека социальным и экономическим условиям, в порабощении человека экономической реальностью. Философ сетует: «Все более и более теряется ритм, общий с ритмом природы. Человеческая жизнь делается все менее и менее природной, естественной» [10, с. 202]. Главная хозяйственная задача, стоящая перед человечеством, по мнению философа, - это овладение природой и регулирование ее
2 См.: Голуб А.П. РелМйно-духовний контекст полггично! позицй М.О. Бердяева. С. 317
стихийных разрушительных сил. Таким образом, социализм может быть оправдан как форма организации производства и стихийных сил природы. Власть экономики над человеческой жизнью определяется нуждой - выражением некосмического состояния мира.
Бердяев критикует социалистов за отрицательное отношение к неравенству. С хозяйственной точки зрения неравенство является благостным, ибо благодаря ему возможно достижение максимума в хозяйственной жизни. Н. Бердяев пишет: «Не неравенство создает нужду, а нужда создает неравенство, как спасительное приспособление, как выход, предотвращающий хозяйственное и культурное понижение в гибель» [10, с. 204]. Неравенство при этом является условием всякого творческого процесса, всякой созидательной инициативы, всякого набора элементов, более выгодных для производства.
Главная роль в организации процесса хозяйственной деятельности принадлежит государству. Согласно Бердяеву, государство характеризуется бездуховностью, следовательно, оно лишено Бога и не имеет божественного элемента. Сравнивая личность и государство, философ приходит к выводу, что личность принадлежит вечности, а государство - времени, личность несет в себе образ и подобие Божье, а государство этого образа не имеет, личность идет к Царству Божьему, а государство же никогда в Царство Божье не войдет3.
«Всякое государство, право, хозяйство - ветхо по существу, принадлежит к царству закона, послушно необходимости, религиозно пребывает все еще в Ветхом Завете и язычестве», - пишет философ [7, с. 270]. Хозяйство - это тяжелая работа, труд в поте лица. Этот труд не есть творчество и предполагает несение послушания последствиям греха. Новый же Завет не знает ни государства, ни права, ни хозяйства. Евангелие проповедует свободу от вечной заботы об устроении жизни, в нем нет отяжеления в грехе, в нем облегчение в искуплении. Следовательно, «путь новой жизни человечества к общению в Духе может лежать лишь через коллективный, соборный жертвенный подвиг, через отречение от той безопасности и устроенности, которые даются ветхой общественностью мира сего» [7, с. 272].
Хозяйственная деятельность основывается на человеческом труде. В понимании Н.А. Бердяева труд - это не только способ выживания, но и наказание, испытание, призвание. Библейская заповедь «В поте лица будешь добывать хлеб свой» в трактовке философа - заповедь по возделыванию совершенного мира (рая), изменившаяся вследствие образовавшихся в результате грехопадения бытийных трещин между человеком и миром и между людьми. Теперь труд - это не способ погружения человека в совершенный процесс творения, наполняющий его радостью, а усилие, именуемое процессом производства вещей, в котором достигается временное нестойкое удовлетворение потребности, возникшей под влиянием угрозы физического существования4.
3 См.: Аляев ГЕ. Николай Бердяев и теория государства. С. 263-264.
4 См.: Назаров И.В., Филиппенко Н.Г. Труд в мире-для-я и в мире-для-другого (о религиозных основаниях философии труда Н.А. Бердяева). С. 490.
По Бердяеву, труд имеет двойственное значение: он есть проклятие, поскольку мучителен, сопровождается болью и призван создавать не райское, а греховное хозяйство. И в то же время в труде чувствуется, хотя и отяжеленное, творческое призвание человека. Трагизм в том, что труд не всегда бывает творческим, когда «огромная масса человечества обречена на нетворческий труд, на труд мучительный..., труд рабский» [6, с. 187]. Труд есть не только проклятье человека, но и благословение. Человека заставляют трудом создавать вещи фантасмагорические и фиктивные, предметы бессмысленной роскоши, но сам труд, трудовые усилия священны и связаны с глубочайшими основами жизни.
Н.А. Бердяев определяет капитализм и социализм как две формы рабства человеческого духа. Такому рабству философ противопоставляет внутреннюю свободу духа от гнета материальной жизни. При этом хозяйство как явление духовной жизни может основываться как на труде подзаконном и освещенном правдой ветхозаветной, так и на труде творческом и освещенном новым религиозным светом.
Хозяйственная, материальная жизнь не может быть противопоставлена духовной жизни. Вся материальная жизнь является лишь внутренним явлением жизни духовной и в ней коренится. Очень важно при этом значение духовной дисциплины личности и народа, так как при распущенности личности разрушается и само хозяйство, разрушение дисциплины труда двигает хозяйство назад. Дисциплина труда, организация труда и производительность зависят и от духовных факторов. Хозяйство как претворение духовных сил и их организация является актом человеческого духа, и от качества духа зависит характер хозяйства. Хозяйство предполагает общение между человеком и природой, их взаимопроникновение. Следовательно, и труд есть явление духовное, а не материальное, он имеет духовные основы. Соответственно, материальное потребление не может быть единственной целью хозяйства. Им движет и созидательный инстинкт человека. Именно через хозяйство осуществляется миссия царственного призвания человека в природе. Хозяйственная жизнь должна быть подчинена высшим началам жизни5.
Бердяев указывал, что XIX и XX века - эпоха обострения общественности и индивидуализма. Социологизм и индивидуализм связаны между собой, это две стороны некосмической разобщенности мира. Социологизм представляет собой ложную общность, общение отчужденных, индивидуалистическое разъединение, противоположное всякой соборности в религиозном смысле слова. Таким образом, «социологизм есть лишь выражение нашего рабства, нашего приспособления к природной необходимости» [7, с. 268]. Социологизм отрицает микрокосмичность человека, он представляет собой результат отрывания от космоса, ложного индивидуализма. Индивидуализм, свойственный капиталистическому обществу, связанный с экономической свободой и частной собственностью, ничего общего с личностью не имеет. Личность представляется лишь как орудие хозяйственного процесса, а качества личности есть лишь спо-
5 См.: Бердяев Н.А. Философия неравенства. Берлин: Обелиск, 1923. С. 206-207 [10].
соб достижения максимальных хозяйственных благ. Только путем самоосознания человека как микрокосма, причастного к космической иерархии, возможно исключить всякий индивидуализм и отъединенность. И общество, и личность необходимо принять онтологически-космически.
Очерчивая особенности развития хозяйства, Бердяев также затрагивает и этическую сторону проблемы технизации: «В мир победоносно вошла машина и нарушила вековечный лад органической жизни. С этого революционного события все изменилось в человеческой жизни, все надломилось в ней. <...> Жизнь оторвалась от своих органических корней. <...> Машина есть распятие плоти мира. Победное ее шествие истребляет всю органическую природу, несет с собою смерть животным и растениям, лесам и цветам, всему органически, естественно прекрасному. <...> Так свершается судьба плоти мира, она идет к воскресению и к новой жизни через смерть» [11, с. 13-14]. Мечта человека о власти над природой ведет к смерти красоты и разрушению цветущей жизни.
Н. Бердяев пишет: «Техника не только свидетельствует о силе и победе человека, не только освобождает его, но она также ослабляет и порабощает человека, она механизирует человеческую жизнь и накладывает на человека образ и подобие машины» [6, с. 198]. Машина механизирует материальную жизнь человека, изменяет его отношение ко времени. Машина ускоряет время, внося динамизм в человеческое существование.
Однако философ указывает на то, что техника имеет и космическое значение, так как ставит человека перед иной, космической действительностью, переносит его в межпланетные пространства, окружая новыми, еще неведомыми энергиями. Мир должен пройти через торжество машины, «и дух человеческий должен устоять в этом процессе, должен окончательно освободиться и прийти к высшей цельности»6. Хозяйственная деятельность невозможна без машины, нельзя отрицать машину во имя более отсталых форм хозяйствования. Но техника несет в себе и величайшие опасности нового порабощения и унижения человеческого духа.
Как мы уже отмечали выше, по Бердяеву, хозяйство представляет собой организм иерархического строения, который основывается на свободном личностном отношении к труду, на проявлении частной инициативы и творчества: «<...> Хозяйство есть иерархическая система, а не механизм, слагающийся из атомов, в основе его лежит личность с ее качествами и способностями, с ее дисциплиной труда» [10, с. 212].
Каждое хозяйственное лицо является частью хозяйственного организма, хозяйственной иерархии. Органический член иерархии свободен. Порабощенным же является член коллектива, который, в отличие от иерархического организма, имеет однородное, механически смешанное и уравненное строение, в котором есть лишь количество, но нет качества.
При более глубоком понимании проблемы хозяйственный организм связывается с организмом космическим, в центре которого всегда находится чело-
6 См.: Бердяев Н.А. Философия неравенства. С. 209.
век, свободная личность. «Подлинный вечный мир есть приведение мира в состояние космическое, к божественной прекрасной гармонии», - пишет Н. Бердяев [7, с. 284]. Божественный мир недостижим через мир буржуазный, ибо последний представляет собой предел некосмичности мира, где гибнет внутренний человек, подменяясь внешним, автоматическим человеком. Технические силы властвуют над человеком, порабощают его, убивают его душу. Таким образом, возникает проблема творчества космической общественности, перехода на иной мировой путь жизни. Целью и смыслом хозяйственной деятельности является создание космического хозяйства, что определяется истинно реалистическим, не отвлеченным отношением к природе.
По словам Бердяева, с принципом органической иерархичности в хозяйственной жизни тесно связан принцип частной собственности, который обездушен и извращен социализмом. Социалистическое отношение к собственности превращает ее в орудие корысти, наживы, не допуская никакой духовной ценности и нравственного смысла в индивидуальном отношении человеческого лица к предметам материального мира и к природе: «<...> Хозяйственное отношение к природе без прав и обязанностей собственности для человеческого лица есть циническое отношение к хозяйству и к природе. Это исключительно потребительская идеология, взгляд на весь материальный мир исключительно как на средство удовлетворения потребностей» [10, с. 214].
С точки зрения христианской этики принцип абсолютной собственности над материальными благами является ложным и недопустимым. Никто, кроме Бога, не может быть абсолютным, неограниченным собственником. Освобождение в том, чтобы духовно отрицать неограниченное право собственности за личностью, обществом, государством. Право собственности на хозяйственные блага должно быть разделено между этими субъектами и быть ограниченным: «<... > Собственность требует аскезы и самоограничения и без этого превращается в зло. И собственности присуща диалектика, которая ее уничтожает» [6, с. 192].
Собственность по природе своей начало духовное, а не материальное, предполагающее не только потребление, но и устойчивую жизнь личности в семье и роде. Это начало связано с метафизической природой личности, с ее внутренним правом совершать акты. Собственность возникла в борьбе человека со стихийными силами природы. Связь личности с собственностью одухотворяет ее отношение к материальной природе, делая его не исключительно потребительским. И задача заключается в том, чтобы восстановить духовно-личностное отношение к миру вещей, эту интимную связь личности с миром, в котором она призвана действовать.
В этом смысле Н.А. Бердяев выделяет еще один, особый вид труда, который свойственен человеку, - труд как призвание, творчество, способное как приблизить человека к Богу, так и отдалить от Него. Так как человеческая природа греховна, и творческий процесс может исказиться, превратившись в злое творчество.
Н. Бердяев пишет: «Человек есть также по природе своей творец, созидатель, строитель жизни, и жажда творчества не может в нем угаснуть» [9, с. 26]. Человеку предоставлено активно-творческое начало. Человеку присущ бескорыстный творческий инстинкт, в котором он забывает о себе, выходит из себя: «<...> Творчество всегда есть потрясение, в котором преодолевается обыденный
эгоизм человеческой жизни» [9, с. 41]. Таким образом, если задействовано творческое начало, хозяйство приобретает совершенно другой смысл. Творчество восстанавливает достоинство человеческой личности и приближает ее к Богу.
Стоит обратить внимание на критику Н.А. Бердяевым его современника, основоположника философии хозяйства, религиозного философа Серебряного века С.Н. Булгакова, который также рассматривал проблему хозяйства с христианской точки зрения. Бердяев характеризует концепцию хозяйства Булгакова, изложенную в работе «Философия хозяйства»7, как показательную и интересную: «...в ней оригинально изобличается сходство православного и марксистского чувства мировой жизни как тяготы и бремени и сознания всякого дела в мире как послушания» [7, с. 341]. По мнению Н. Бердяева, С.Н. Булгаков соединяет в своем сознании религиозное и научное отрицание творчества, полагая, что человек призван только хозяйствовать в мире, но не творить. Притязание же твари на творчество в собственном смысле Булгаков считает сатанизмом. Для такого сознания, пишет Н. Бердяев, мировой процесс бесприбылен, все возвращается к исходному состоянию. Космологию С. Булгакова Н. Бердяев называет такой же ветхозаветной, как и всю святоотеческую космологию, ибо само чувство Бога как Хозяина и мира как хозяйства ветхозаветно. Через Христа человеческая природа делается не хозяйственной, а творческой.
Н.А. Бердяев критикует С.Н. Булгакова за слишком хозяйственную религию и Софию, которая не рождает ничего нового, однако соглашается, что «самой большой правдой его остается его вера в божественное начало в челове-ке»8. Говоря о софийности хозяйства, Булгаков, по мнению Бердяева, открыл в действительности нетворческую, трудовую, послушную, ветхозаветную природу хозяйства, сущностью жизни он определяет не творчество, а труд. Бердяев говорит о том, что Булгаков отвергает всякое хозяйство с христианской точки зрения и не считает труд божественным, он «перенес на небо свое хозяйство, свой трудовой пот»9. Однако Бердяев отмечает, что Булгаков прав в том, что видит тут мучительную религиозную проблему и благодаря поискам софийнос-ти хозяйства говорит о невозможности остаться на почве нейтральности.
С проявлением творческого начала в хозяйственной сфере, со свободной инициативой связано понятие свободы. Только свободный творит. По своей природе дух свободен и есть свобода. Однако вследствие деятельности духа в пространственно-материальном мире создаются градации свободы путем ее умаления в материи: «<... > Несвобода и есть ущемление духа материей. В жизни духовной должно утверждать максимум свободы» [6, с. 193]. Отсюда вытекают субъективные права личности - свобода совести, мысли, творчества, достоинство всякого человека как свободного духа, как образа и подобия Божьего.
7 См.: Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М.: Институт русской цивилизации, 2009. 464 с. [12].
8 См.: Бердяев Н.А. Русская идея // Самопознание: сочинения. М.: ЗАО «Изд-во "ЭКСМО-Пресс"»; Харьков: Изд-во «Фолио», 1998. С. 235 [13].
9 См.: Бердяев Н.А. О земном и небесном утопизме (По поводу книги кн. Евгения Трубецкого «Миросозерцание Вл. Соловьева») // Типы религиозной мысли в России. Соч.: в. 4 т. Т. 3. Париж: YMCA-Press, 1989. С. 538 [14].
Относительно хозяйственной деятельности понятие свободы у Н.А. Бердяева выражается через другое понятие - выбор. Свобода выбора для него неотъемлемое условие человеческих мыслей и поступков. Личность может быть свободной, определяя себя в любой деятельности10.
Бердяев отмечает, что духовное возрождение человечества возможно лишь путем ограничения материальных потребностей человека, путем ведения аскетического образа жизни. С духовной аскетикой тесно связано понятие смирения. В понимании Н.А. Бердяева, «смирение есть действительное изменение духовной природы, а не внешнее подчинение, оставляющее природу неизменной, внутренняя работа над самим собой, освобождение себя от власти страстей, от низшей природы, которую человек принимает за свое истинное я» [9, с. 31]. Смирение - это единственный метод внутреннего духовного делания.
У философа смирение соотносится с самодостаточным и независимым состоянием человека, когда в человеке присутствует свобода11. В своей работе «Спасение и творчество» Н.А. Бердяев пишет: «Смирение в мистической своей сущности совсем не противоположно свободе, оно есть акт свободы и предполагает свободу. Только свободное смирение, свободное подчинение душевного человека человеку духовному имеет религиозное значение и ценность» [9, с. 32]. Это внутреннее, духовное состояние. Но измененное, деградировавшее смирение превращается во внешне навязанную, принудительную систему жизни, которая отрицает свободу человека и принижает его. Онтологический смысл смирения в освобождении духовного человека, упадочное же смирение приводит человека в состояние подавленности и угнетенности, сковывая его творческие возможности: «<... > В духовном мире, из глубины духовного мира определяется все наше отношение к жизни» [9, с. 31].
В работе «Судьба человека в современном мире»12 Н. Бердяев говорит о том, что во всех сферах своей деятельности человек теряет гуманистическую духовную сущность. Анализируя общественные процессы, философ указывает на то, что почти все они ведут к обесцениванию человека. Экономические процессы, технизация, массовизация, демократия - все это ведет к утрате человеком высших ценностей, а миром - сакрального измерения. Согласно Н. Бердяеву, данным процессам можно противопоставить только целостного человека, укорененного в определенном духовном порядке. Необходимо создавать «новую духовность», а именно, «новую христианскую духовность»13. «В старой духовности
10 См.: Кочеткова С.В. К вопросу становления понятия «Человек хозяйствующий» (социально-философский аспект). С. 73.
11 См.: Мурашкин М.Г Самодостаточность в понимании смирения у Н.А. Бердяева и социальный аспект данного вопроса в ХХ веке // Метаморфози свободи: спадщина Бердяева у сучасному дискурй (до 125^ччя з дня народження М. О. Бердяева): Укра'нський часопис росшсько!' фшософИ // Вюник Товариства росшсько!' фшософй при Укра'нському фшософсь-кому фондь Киев: Вид. ПАРАПАН, 2003. Вип. 1. С. 205 [15].
12 См.: Бердяев Н.А. Судьба человека в современном мире // Философия свободного духа. М., 1994. 480 с. [16].
13 См.: Лях В.В. Людина в сучасному свт: проблема самореалiзацil. С. 193.
любовь к Богу часто бывала нелюбовью к человеку, отворачиванием от человека, проклятием миру. Избавление может принести лишь новая духовность, в которой любовь к Богу будет и любовью к людям, в которой свобода от власти мира будет также и любовью ко всему Божьему творению, в которой духовная жизнь человека будет не только искуплением, но и творческим делом в мире», -пишет Н. Бердяев [16, с. 362]. На фоне обновленной религии, центральной идеей которой выступает идея «богочеловечества», должен быть сформирован новый тип социальной общности, основанный на соборности людей, коренящейся не в подчинении человечества внешней коллективности, а в свободном выборе самой личностью социальных начинаний. По мнению философа, будущей ассоциации свободных личностей не будет необходим такой политический институт, как государство14. Именно в таком новом обществе и будет существовать переосмысленная система хозяйства как способ единения с Богом.
Рассматривая хозяйственный процесс, Н.А. Бердяев указывает на трагический характер современного хозяйства: устремленность к максимизации материальной прибыли, подчинение духовной стороны жизни ее материальной составляющей. Философия Н.А. Бердяева антропологична, основное внимание философ уделяет личности. В обществе личность выражает себя через хозяйственную деятельность, главная задача которой, по мнению философа, заключается в возможности овладеть природой и контролировать ее стихийность. Согласно Ветхому Завету, хозяйство - это тяжелый труд, не творчество. По Бердяеву, труд трактуется двойственно: и как проклятие, и как отголосок творческого призвания человека, так как непосредственно сами трудовые усилия священны. В хозяйственной жизни Н.А. Бердяев видит устремленность человека к собственной духовной свободе. В итоге личный интерес может привести к всеобщему благу и свободе. Свободная личность включает в себя, в понимании философа, определенные качества: она обладает дисциплиной труда, творческой инициативой, живет аскетической жизнью, ограждая себя от ложных потребностей и страстей. Личность является частью иерархической системы хозяйства, при этом оставаясь свободной. Реализация творческой активности человека возможна благодаря наличию частной собственности, которая по природе своей является духовным началом. По мнению философа, материальная жизнь должна являться внутренней составляющей духовной жизни, а не возвышаться над ней. Труд - это духовное явление, предполагающее взаимодействие человека и природы. Материальное потребление не должно быть главной целью хозяйственной деятельности. Через хозяйственную деятельность осуществляется творческое предназначение человека. Главная задача, стоящая перед современным человечеством, - возобновление религиозного смысла бытия, который призван помочь человеку осознать его истинное предназначение в мире. Человеку необходимо вернуть внутреннюю свободу и духовность, условием чего является связь человека с космическим организмом, универсальным устройством мировой гармонии.
14 См.: Голуб А.П. РелМйно-духовний контекст полггично! позицй М.О. Бердяева. С. 318.
Список литературы
1. Аляев Г.Е. Николай Бердяев и теория государства // Метаморфози свободи: спадщина Бердяева у сучасному дискурй (до 125^ччя з дня народження М.О. Бердяева): Укра'шський часопис роййсько'' фшософй // Вюник Товариства роййсько'' фшософй' при Укра'шському фiлософському фондi. Киев: Вид. ПАРАПАН, 2003. Вип. 1. С. 262-269.
2. Голуб А.П. Релшшно-духовний контекст полггично'' позицй М.О. Бердяева // Метаморфози свободи: спадщина Бердяева у сучасному дискурй (до 125^ччя з дня народження М.О. Бердяева): Укра'шський часопис роййсько'' фшософй // Вюник Товариства рос-iйсько'í фшософй при Укра'шському фшософському фондi. Киев: Вид. ПАРАПАН, 2003. Вип. 1. С. 315-320.
3. Кочеткова С.В. К вопросу становления понятия «Человек хозяйствующий» (социально-философский аспект) // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2007. Вып. 6. С. 73-75.
4. Лях В.В. Людина в сучасному свт: проблема самореалiзацй // Метаморфози свободи: спадщина Бердяева у сучасному дискурй (до 125^ччя з дня народження М.О. Бердяева): Укра'шський часопис росшсько' фшософй' // Вюник Товариства росшсько! фшософй' при Укра'шському фшософському фондь Киев: Вид. ПАРАПАН, 2003. Вип. 1. С. 193-199.
5. Назаров И.В., Филиппенко Н.Г Труд в мире-для-я и в мире-для-другого (о религиозных основаниях философии труда Н. А. Бердяева) // Метаморфози свободи: спадщина Бердяева у сучасному дискурй (до 125^ччя з дня народження М.О. Бердяева): Укра'шський часопис росшсько' фшософй // Вюник Товариства росшсько!' фшософй' при Укра'шському фшософському фондь Киев: Вид. ПАРАПАН, 2003. Вип. 1. С. 486-495.
6. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. 383 с.
7. Бердяев Н.А. Смысл творчества (опыт оправдания человека). М.: Изд-во Г.А. Лемана и С.И. Сахарова, 1916. 358 с.
8. Бердяев Н.А. Мое философское миросозерцание // Н.А. Бердяев: pro et contra. СПб.: РХГИ, 1994. С. 23-28.
9. Бердяев Н.А. Спасение и творчество // Путь. Орган русской религиозной мысли. Париж, 1926. № 2. С. 26-46.
10. Бердяев Н.А. Философия неравенства. Берлин: Обелиск, 1923. 246 с.
11. Бердяев Н.А. Кризис искусства (репринтное издание). М.: СП Интерпринт, 1990. 48 с.
12. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М.: Институт русской цивилизации, 2009. 464 с.
13. Бердяев Н.А. Русская идея // Самопознание: сочинения. М.: ЗАО «Изд-во "ЭКСМО-Пресс"»; Харьков: Изд-во «Фолио», 1998. С. 11-248.
14. Бердяев Н.А. О земном и небесном утопизме (по поводу книги кн. Евгения Трубецкого «Миросозерцание Вл. Соловьева») // Типы религиозной мысли в России. Соч.: в. 4 т. Т. 3. Париж: YMCA-Press, 1989. 714 с.
15. Мурашкин М.Г. Самодостаточность в понимании смирения у Н.А. Бердяева и социальный аспект данного вопроса в ХХ веке // Метаморфози свободи: спадщина Бердяева у сучасному дискурй (до 125^ччя з дня народження М. О. Бердяева): Укра'шський часопис роййсько!' фшософй' // Вюник Товариства роййсько' фшософй' при Укра'шському фшософському фондь Киев: Вид. ПАРАПАН, 2003. Вип. 1. С. 205-212.
16. Бердяев Н.А. Судьба человека в современном мире // Философия свободного духа. М., 1994. 480 с.
References
1. Alyaev, G.E. Nikolay Berdyaev i teoriya gosudarstva [Nikolai Berdyaev and the theory of the state], in VisnikTovaristvarosiys'koifilosofiipri Ukrains'komu filosofs'komufondi,Kiev: Parapan, 2003, no. 1, pp. 262-269.
2. Golub, A.P. Religiyno-dukhovniy kontekst politichnoi pozitsii M.O. Berdyaeva [Religious and spiritual context of the political position of N.A. Berdyaev], in Visnyk Tovaristva rosiys'koi filosofii pri Ukrains'komu filosofs'komu fondi, Kiev: Parapan, 2003, no. 1, pp. 315-320.
3. Kochetkova, S.V K voprosu stanovleniya ponyatiya «Chelovek khozyaystvuyushchiy» (Sotsial'no-filosofskiy aspekt) [On the question of becoming the concept of «an economic man» (social-philosophical aspect)], in Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Series 7: Filosofiya. Sotsiologiya i sotsial'nye tekhnologii, 2007, no. 6, pp. 73-75.
4. Lyakh, VV Lyudina v suchasnomu sviti: problema samorealizatsii [The man in the modern world: the problem of self-realization], in Visnyk Tovaristva rosiys'koi filosofii pri Ukrains'komu filosofs'komu fondi, Kiev: Parapan, 2003, no. 1, pp. 193-199.
5. Nazarov, I.V, Filippenko, N.G. Trud v mire-dlya-ya i v mire-dlya-drugogo (o religioznykh osnovaniyakh filosofii truda N.A. Berdyaeva) [Work in the world-for-me and the world-for-others (on religious grounds philosophy labor N. A. Berdjaeva)], in Visnyk Tovaristva rosiys'koi filosofii pri Ukrains'komu filosofs'komu fondi, Kiev: Parapan, 2003, no. 1, pp. 486-495.
6. Berdyaev, N.A. O naznazchenii cheloveka [On human destiny], Moscow: Respublika, 1993,
383 p.
7. Berdyaev, N.A. Smysl tvorchestva (Opyt opravdaniya cheloveka) [Meaning of creativity (experience of human justification)], Moscow: Izdatel'stvo G.A. Lemana i S.I. Sakharova, 1916, 358 p.
8. Berdyaev, N.A. Moe filosofskoe mirosozertsanie [My philosophical worldview], in N.A. Berdyaev:pro et contra, Saint-Petersburg: RKhGI, 1994, pp. 23-28.
9. Berdyaev, N.A. Spasenie i tvorchestvo [Salvation and Creativity], in Put'. Organ russkoy religioznoy mysli, Paris, 1926, no. 2, pp. 26-46.
10. Berdyaev, N.A. Filosofiya neravenstva [Philosophy of inequalities], Berlin: Obelisk, 1923,
246 p.
11. Berdyaev, N.A. Krizis iskusstva [Crisis of art], Moscow: SP Interprint, 1990, 48 p.
12. Bulgakov, S.N. Filosofiya khozyaystva [Philosophy of Economy], Moscow: Institut russkoy tsivilizatsii, 2009, 464 p.
13. Berdyaev, N.A. Russkaya ideya [Russian idea], in Samopoznanie: sochineniya [Self-cognition: collection of works], Moscow: ZAO « Izdatel'stvo "EKSMO-Press"»; Khar'kov: Izdatel'stvo «Folio», 1998, pp. 11-248.
14. Berdyaev, N.A. O zemnom i nebesnom utopizme (Po povodu knigi kn. E. Trubetskogo «Mirosozertsanie Vl. Solov'eva») [About earthly and heavenly utopianism (For the book of E. Trubetskoi «Philosophy of Vl. Solovyov»], in Tipy religioznoy mysli v Rossii. Sochineniya v 41., t. 3 [Types of Religious Thought in Russia. Collected Works in 4 vol., vol. 3], Paris: YMCA-Press, 1913, pp. 529-542.
15. Murashkin, M.G. Samodostatochnost' v ponimanii smirennya u N.A. Berdyaeva i sotsial'nyy aspekt dannogo voprosa v XX veke [Self-sufficiency in the sense of humility of N. A. Berdjaev and social aspect of this issue in the twentieth century], in Visnyk Tovaristva rosiys'koi filosofii pri Ukrains'komu filosofs'komu fondi, Kiev: Parapan, 2003, no. 1, pp. 205-212.
16. Berdyaev, N.A. Sud'ba cheloveka v sovremennom mire [The destiny of man in the modern world], in Filosofiya svobodnogo dukha [The philosophy of the free spirit], Moscow, 1994, pp. 318-363.