УДК 769.2(410)"17"
Ю. Ю. Михайлова
Проблема стилистической эволюции иллюстраций трактатов английских антиквариев
На протяжении XVIII столетия в культуре Англии сосуществовали разнообразные литературно-художественные течения, оказавшие существенное влияние на стилистическую эволюцию гравюры, украшавшей трактаты антиквариев. В статье предпринята попытка выявить типологию этого феномена в контексте пред-романтизма и готического возрождения.
Ключевые слова: резцовая гравюра, антикварианизм, антикварии, готическое возрождение, предро-мантизм, Общество антиквариев
Juliana J. Mikhailova
The problem of stylistic evolution of the illustrations relating to English Antiquaries' treatise
Miscellaneous literary and art trends made a lasting impact on the stylistic evolution of engravings, which embellished antiquaries' treatise, went together in the English culture of the 18th century. The article concerns with an attempt to set up a typology of the phenomenon in the context of the Gothic revival and Pre-Romanticism.
Keywords: line engraving, antiquarianism, antiquaries, Gothic revival, Pre-Romanticism, Society of Antiquaries
«Самая большая заслуга Общества антиквариев - это их гравюры»1, - таково мнение одного из виднейших представителей эпохи, писателя и антиквария Г. Уолпола (1717-1797). Эта мысль лежит в основе его отношения к Обществу, а точнее к самому явлению антикварианизма, разделившегося, по его мнению, на две формы: так называемый «интровертный» или кабинетный антикварианизм, подразумевавший риторический книжный подход в изучении истории. Представители другой формы антикварианизма, имеющие, по словам Уолпола, «вкус», ратовали за визуальный подход к процессу получения исторического знания. В этом контексте графическое наследие следует оценивать как выражение зрительного знания, развитого антиквариями до небывалого ранее уровня.
Можно с уверенностью утверждать, что в XVIII в. Общество антиквариев уделяло гравюре особое внимание. По свидетельству Д. Вертью (1684-1756), Дж. Толман (1677 -1726) первым предложил сделать изготовление и распространение графической продукции основной целью деятельности Общества. В первой книге протоколов его собраний имеется поразительная по своей прямолинейности запись У. Стьюкли (1687-1765) - секретаря Общества: «Без изготовления рисунков или эскизов изучение древностей или любая другая наука будет неубедительной и несовершенной»2. Он подробно разрабатывает этот вопрос в предисловии к «Занимательным путешествиям» (1724). «Очевидно, что хорошие гравюры помогают сохранить в па-
мяти более яркие образы предметов или идеи о них, чем их письменные описания, которые часто бывают абсолютно недостаточными для их объяснения; кроме того, гравюры одаривают нас удовольствием от созерцания различных изменений, происходящих в живой природе и обществах в ходе течения времени и чередования вещей. Отсутствие такого украшения есть главный недостаток великолепной „Britannia" мистера Кэмдена и других писателей подобного толка, перо которых не было готово запечатлеть свои чувства не только в буквах, но и в линиях. А с какими трудностями сталкиваются обычные мастера в стремлении нарисовать что-либо по описанию или представить должным образом то, чего они не понимают, становится очевидным из наших гравюр, касающихся всех наук»3.
Из приведенного отрывка видно, что графическое искусство воспринималось антиквариями с позиций, предложенных последователями Дж. Локка (1632-1704), делавшими акцент на первичности зрительного восприятия в процессе познания как наиболее естественного, непринужденного и эффективного метода в сравнении с педантичным повторением упражнений книжного обучения. Следует отметить, что английское искусство XVIII столетия отличалось крайним разнообразием, поскольку здесь в контексте теории «живописности» сосуществовали классицизм и рококо, «китайщина» и неоготика, сентиментализм и предромантизм. Оттенки этой богатой палитры стилей и литературно-художественных течений не могли не проявиться в графическом
искусстве. В настоящей статье предпринята попытка выявления стилистических особенностей антикварной4 гравюры XVIII - первой трети XIX в. в рамках готического возрождения и эстетических направлений этого периода.
В основе анализа эстампов антиквариев лежит хронологический принцип. Временные рамки данного исследования ограничены XVIII - первой третью XIX в.,т. е. началом Викторианской эпохи, когда, по сути дела, произошла смена исторической и художественной парадигмы. По мнению Клейна и других исследователей (Н. Херингман5, С. Смайлз6, С. Пигготт7), этот период в истории Англии определенно окрашен романтическими настроениями. У немецкого ученого Ф. Мейнеке (1862-1954) также можно обнаружить мысль о том, что под влиянием идей Дж. Локка дух Просвещения в Англии принял форму сенсуализма и эмпиризма и уже с «самого начала содержал в своем чреве зародыши»8 романтизма и иррационализма. И действительно, социально-политическое движение в Англии конца XVII столетия, провозгласившее либеральные ценности с их индивидуалистическим началом, является подтверждением этого тезиса.
Следует отметить, что эта точка зрения нашла свое отражение в работах отечественных литературоведов В. М. Жирмунского, И. В. Вершинина, Вл. А. Лукова, которые обосновывают концепцию предромантизма как переходного эстетического явления в культуре Англии второй половины XVIII - начала XIX столетия, предваряющего романтизм. Эстетическими категориями этого художественно-литературного течения являются «живописное», «возвышенное», «готическое» и «романтическое»9. Поскольку трактаты антиквариев, как и вся их деятельность, о чем записано в уставе 1717 г., считалась «важной составляющей изящной литературы»10, то кажется небезосновательным принять термин «предромантизм» для искусствоведческого дискурса.
Однако в первой половине XVIII в., которую С. Пигготт (1910-1996) считал концом «золотого века» антикварной учености, подход к иллюстрации и технике ее исполнения оставался верным традиции предшествующего столетия11. Антикварный оттиск считался формой документа, сжатым утверждением присутствия объекта как такового. Качество эстампа оценивалось по его способности точно зафиксировать артефакт, эмоциональное впечатление от гравюры как произведения искусства учитывалось в гораздо меньшей степени, если вообще принималось во внимание.
Примером сочинения, давшего импульс для продолжения этой традиции, является «Мопэб-
ticon Anglicanum» (London, 1655-1673) с иллюстрациями В. Холлара (1607-1677) и Д. Кинга (?-1664). Его можно считать источником вдохновения для самой яркой серии изданий начального периода деятельности Общества антиквариев - «Vetusta Monumenta». Само название «Древние памятники» поясняет цели этого издания, которые заключались в опубликовании отдельных гравюр с заметками антиквариев о древних сооружениях, интересных местах и артефактах, обнаруженных на территории Англии и других графств.
Самым значительным мастером, работавшим над «Vetusta Monumenta» на протяжении первых 50 лет, считается гравер и антикварий Дж. Вертью. Следует заметить, что этот мастер работал в технике резцовой гравюры, которая к 1700 г. в Англии теряет лидирующие позиции, уступая первенство новой технике меццо-тинто, позволяющей создавать более живописные произведения в жанре портрета и пейзажа. Однако Вертью остался приверженцем резцовой гравюры, он использовал метод инталии, заключающийся в непосредственном вырезании по медной пластине, практически исключая в работе другие приемы, это означает, что живописные эффекты передаются на его изображениях только с помощью линии, меняющей свою толщину, глубину, направление и длину. Традиционно этот метод считался наиболее трудоемкой формой изготовления оттиска, тончайшие эффекты были подвластны истинным профессионалам. Создание даже простых тоновых эффектов занимало много времени. Чтобы оттиск понимался как изображение, а не масса плотно организованных абстрактных штрихов, точек и линий, гравер должен был приложить массу усилий. Используя идеи, разработанные Дж. Ивлиным (1620-1706) в его работе «Скульптура» (1662), Вертью сравнивает гравирование со скульптурой в том смысле, что оба искусства связаны с видоизменением физического материала (у скульптора - мрамор, у гравера - медная доска) и требуют большого мастерства художника12.
Продолжил традицию гравюры на меди Д. Бэйзайр (1730-1802), сменивший Вертью на посту официального гравера Общества антиквариев в 1760 г. Несмотря на то, что Бэйзайр исполнял заказы на изготовление эстампов в любой технике, для антикварных работ он предпочитал резец. Говорили, что его доски для Общества антиквариев «аналогичны работам последних представителей старой школы, нетронутые современными техническими новшествами»13.
Как уже отмечалось, в середине века в художественно-литературных кругах английских
Проблема стилистической эволюции иллюстраций трактатов английских антиквариев
интеллектуалов все сильнее стали ощущаться романтические настроения, острее выявлялось противоречие между антикварной пунктуальностью в исполнении графической работы и эстетическим удовольствием, которое испытывали джентльмены «со вкусом» от созерцания изображений со средневековыми руинами на фоне сентиментальных пейзажей. Такую ситуацию можно объяснить, по замечанию Пигготта, деградацией археологического антикварианизма и появлением иной его разновидности - «романтического»14 с более эмоциональным интересом к прошлому. Очевидно, что чувственное восприятие прошлого, берущее начало в философии сенсуализма Т. Гоббса (1588-1679) и Дж. Локка, находит поддержку в XVIII столетии, когда формируются и знаменитый британский патриотизм, получивший развитие в концепции «британско-сти» Э. Берка (конец 1750-х гг.), и складывается эстетическая концепция предромантизма15, первоначально выявленная Т. Уортоном в его трактате «Замечания о „Красоте Фей" Спенсера», где автор провозглашает новую задачу искусства - доставлять эстетическое наслаждение.
Если Вертью утверждал, что работа в графике должна цениться сама по себе, то во второй половине столетия быстрота изготовления, эмоциональная выразительность и известность автора становятся основными характеристиками при оценке качества оттиска. Тон этому дискурсу был задан преподобным У. Гилпином (17241804), провозгласившим оценочным критерием графического искусства живописность,т. е., по его мнению, гравюру следует рассматривать как произведение живописи. Взяв за основу эту точку зрения, он достаточно резко высказывается о граверах в своем сочинении «Эссе о гравюре» (1768). «Вертью выдающийся антикварий, но не художник. Он делал копии с болезненной пунктуальностью; в сухой неприятной манере, без убедительности или свободы»16.
Другой антикварий и типограф Дж. Николс (1745-1826) продолжает эту тему уже в начале XIX в., правда, в более мягких тонах. Так он пишет: «М-р Вертью приобрел бы больше почитателей как гравер, если бы его стиль был более живым. Но антикварии и историки, предпочитающие правду элегантности и точность живому воображению, все же смогли по достоинству оценить профессионализм этого мастера и удостоили чести поставить его в один ряд с выдающимся предшественником В. Холларом»17.
Эти оценки отражают проявления предро-мантических тенденций, оказавших очевидное влияние на графическое искусство в рамках антикварного дискурса. К трансформации антикварных практик в формы локальной истории,
«романтического антикварианизма» и, наконец, реставрационной деятельности привели также рост коммерческого давления и переориентация на растущую массу потребителей. Причем, если в первой половине века превалировал интерес к научному освоению археологических памятников, то к концу столетия возобладал коммерческий подход. Рыночные отношения взяли верх над приходившей в упадок практикой личного финансирования гравера его патроном. Некоторые члены Общества были вынуждены подстраиваться под вкусы публики, чтобы обеспечить достойное существование себе и своей семье. Примером такого антиквария можно назвать Ф. Гроуза (1731-1791), в намерения которого не входило обращение к «антиквариям-ветеранам», круг его читателей составляли желающие получить скорее общие, чем специальные знания. Он апеллировал к той части аудитории, воображение которой было захвачено рыцарскими романами и историями о средневековом прошлом, а готика была, прежде всего, источником благоговейного трепета и романтического вдохновения. Фронтисписы его книг с руинами аббатства и могилой рыцаря или похожей композицией со всадником в доспехах на фоне старинного замка, или монастыря и его таинственными обитателями, представляли собой популярный стереотип и однозначно привлекали к сочинениям Гроуза многочисленных читателей, что, в свою очередь, позволяло увеличивать тиражи.
За первым большим трудом «Виды древних строений Англии и Уэльса» (1773-1776) последовали «Древности Британии и Уэльса» (1776), которые скоро приобрели репутацию главного справочника для благовоспитанных путешественников. Иллюстрации к этим сочинениям напоминают хаотическое нагромождение средневековых объектов и романтических пейзажей, в изображении которых историческая точность часто приносится в жертву эмоциональному удовольствию. Такой эстетический подход, уходящий корнями в теорию о возвышенном и живописном, предполагавший воплощение архитектурных мотивов с расчетом скорее на общий и живописный эффекты, чем на точность в деталях, был применен младшими современниками Т. Хирна У. Тернером (1775-1851), Т. Гертином (1775-1802) и другими художниками-акварелистами. Трактаты с иллюстрациями этого типа, получив распространение в конце столетия, достигли своей максимальной популярности в первой трети XIX в.
Начало XIX в. ознаменовалось появлением писателя, издателя и антиквария Дж. Бриттона (1771-1857), продолжившего традицию «роман-
тического антикварианизма» и ставшего основателем новой разновидности литературного произведения, названного современниками «популярной топографией». Иллюстрациям многочисленных трудов, изданных Бриттоном, присущи, с одной стороны, историческая достоверность, а с другой - эмоциональная наполненность, позволявшие зрителям проникаться чувством национальной гордости за древнее искусство, делающие честь их предкам.
Изложенные факты позволяют выявить определенные стилистические черты иллюстраций антикварных трактатов. Работы, предназначенные для узкого круга специалистов, - это эстампы, выполненные в технике резцовой гравюры, которые отличает традиция точной передачи вида древнего объекта или его отдельных деталей, сохранившаяся на протяжении XVIII в. Такие оттиски близки к научной иллюстрации и воплощают образ утраченного артефакта, являясь средством передачи знания, в том числе, знания о технике исполнения, впоследствии утраченной.
Второе направление деятельности Общества, получившее название «романтического антикварианизма», духовно опираясь на поколение предромантиков, было нацелено на привлечение широкой аудитории. Эстетическое кредо предромантизма заставляло художников изображать исторические места, не впадая в простой документализм, а используя современные графические техники, стремиться к более сильному эстетическому воздействию на зрителя.
Таким образом, социально-экономические трансформации английского общества и метаморфозы эстетической парадигмы столетия от Просвещения к предромантизму, от «рационального к романтическому, от классического спокойствия к экзальтированной аффектации»18, повлекли за собой изменения в стилистике иллюстраций трактатов антиквариев. При сохранении обеих тенденций происходит плавное замещение резцовой гравюры более простыми технологиями репродукции. Переход к «романтическому антикварианизму», подразумевавшему выстраивание драматической композиции вокруг «главного героя» - объекта, возвестил о завершении деятельности Общества антиквариев в качестве научной организации.
Примечания
1 Цит. по: Horace Wolpole to William Cole, 1 Sept. 1778 //
The letters of Horace Walpole, fourth earl of Oxford. Oxford: Clarendon press, 1903. P. 312 // Internet Archive. URL: https: // archive. org (дата обращения: 06. 04. 2016). Здесь и далее перевод автора статьи.
2 Цит. по: Evans J. A history of the Society of Antiquaries. Oxford, 1956. P. 62-63.
3 Цит. по: Stukeley W. Itinerarium Curiosum: Or, an ac-countof the antiquities, and remarkable curiosities in nature or art, observed in travels through Grate Britain. London, 1724. 550 p. URL: http: // books. googleusercontent.com (дата обращения: 06. 04. 2016).
4 Прилагательное «антикварный» в данном контексте означает принадлежность Обществу антиквариев или некому антикварию.
5 См.: Heringman N. Sciences of Antiquity Romantic Antiquarianism, natural history, and knowledge work. Oxford: Oxford Univ. Press, 2013. 368 р.
6 См.: Smiles S. The image of antiquity: Ancient Britaina and the romantic imagination. Yale Univ. Press, 1994. 254 p.
7 См.: Piggott S. Ruins in a landscape: essays in antiquarianism. Edinburgh: Univ. press, 1976. 212 p.
8 Мейнеке Ф. Возникновение историзма / пер. с нем. В. Брун-Цеховской. М.: Рос. полит. энцикл., 2004. С. 191.
9 Вершинин И. В., Луков В. А. Предромантизм: новое в литературной эстетике // Изв. Самар. науч. центра Рос. акад. наук. 2009. Т. 11, № 4 (6). С. 1519-1527.
10 Цит. по.: Sweet R. Antiquaries: the discovery of the past in eighteenth-century. London: Cambridge Univ. Press, 2004. Р. 85.
11 См.: Piggott S. Op. cit. P. 117-118; Sweet R. Antiquaries and Antiquities in eighteenth-century England // Eighteenth-Century Studies. 2001. Vol. 34, № 2, winter. P. 181-206.
12 Myrone M. Graphic antiquarianism in eighteenth-century Britain: the career and reputation of George Vertue (1684-1756) // Producing the past: aspects of antiquarian culture and practice, 1700-1850 / ed. by M. Myrone, L. Peltz. Aldershot: Ashgate, 1999. P. 35-54.
13 Цит. по: Myrone M. The Society of Antiquaries and the Graphic arts: George Vertue and his Legacy // Visions of Antiquity: The Society of Antiquaries of London, 1707-2007: archaeologia / ed. by S. Pearce. London: Society of Antiquaries of London, 2007. P. 111.
14 Piggott S. Op. cit. P. 117-118.
15 Об истории формирования понятия «предромантизм» см.: Вершинин И. В. Труды по изучению предроман-тизма и романтизма / отв. ред. В. А. Луков. Самара: ПГСГА; М.: Социум, 2011. С. 191.
16 Цит. по: Nichols J. Literary Anecdotes of the eigtheenth century: in 9 vol., London, 1812. Vol. 2. P. 254.
17 Цит. по: Gilpin W. Essay upon prints. London, 1768. P. 126-127.
18 Цит. по: Visions of Antiquity: The Society of Antiquaries of London, 1707-2007: archaeologia / ed. by S. Pearce. London: Society of Antiquaries of London, 2007. P. 101.